МБОУ «Лицей им. В.В. Карпова» с.Осиново ЗМР РТ
Протокол №____ от «____» августа 2014г.
Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 140 часов (по 70 часов в 8кл. и 70 часов в 9 классе), 2 часа в неделю.
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
* Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.
Практические работы в курсе изучения «Географии России» способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.
Что изучает география России. Источники географических знаний.
Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств.
Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория
Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Этапы и методы географического изучения территории России.
Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.
Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.
Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Рельеф и полезные ископаемые Московской области.
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.
Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
Климат своего региона.
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.
Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Почва — национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.
Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.
Особенности почв своего региона и своей местности.
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.
Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.
Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.
Практическая работа. Выявление по картам зависимостей между компонентами природы на примере одной из ПЗ
Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.
Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.
Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.
Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села.
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.
Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.
Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни — важнейшая социально-экономическая проблема.
Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие — первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.
Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля — главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.
Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.
Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.
Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География •лесов эксплуатационного назначения.
Охота. Заготовка пушнины — традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.
Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Виды контроля, измерители | Домашнее задание | Дата проведения |
план | факт |
1 | Что изучает география России | 1 | Вводный урок | | Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | стр. 3-8 | | |
2 | Географическое положение как зеркало России. | 1 | Урок изучения нового материала | | Ученик должен понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | П.1 стр. 8-12 | | |
3 | Сравнение географического положения России и положения других государств П/р №1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран | 1 | Урок актуализации знаний и умений | | Ученик должен знать специфику географического положения России | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт. Фронтальный устный опрос. | П.2 стр.12-13 | | |
4 | Экономико- и транспортно-географическое положение России. Соседи России. | 1 | Практикум | | Ученик должен знать специфику географического положения России. Уметь объяснять существенные признаки объектов | П.3 стр.16-19 | | |
5 | Геополитическое, этнокультурное, и эколого-географическое положение России. Соседи России. | 1 | Урок обобщающего повторения | | Ученик должен знать связь между географическим положением и хозяйством страны. Уметь описывать объект. | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | П.4 стр. 20-22 | | |
6 | Государственная территория России | 1 | Урок изучения нового материала | | Ученик должен знать понятие «государственная территория». Уметь находить информацию для изучения территории | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | П.5 стр. 22-26 | | |
7 | Обширные российские пространства: вопросы и проблемы. Экономически эффективная территория. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | | Ученик должен знать связь между географическим положением и хозяйством страны. Уметь выделять существенные признаки объектов. | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | П.6 стр. 26-30 | | |
8 | Государственные границы России. Типы и виды российских границ. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | | Ученик должен знать основные типы и виды границ. Уметь проводить примеры. | Фронтальный устный опрос | П.7 стр. 31-33 | | |
9 | Сухопутные и морские границы России. | 1 | Практикум | | Ученик должен знать понятия: территориальные воды, экономическая зона, недра, соседние государства. Уметь показывать границу России и назвать соседние страны. | Групповая работа. Беседа по результатам анализа карт | П.8 стр. 34-39 | | |
10 | Россия на карте часовых поясов. П/р №2. Определение поясного времени для разных пунктов России | 1 | Практикум | | Ученик должен знать, в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей | Учебное исследование по картам, решение географических задач | П.9 стр. 39-42 | | |
11 | Этапы и методы географического изучения территории. | 1 | Урок-путешествие | | Ученик должен знать результаты географических открытий. Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт. | П.10 стр. 43-48 | | |
12 | Особенности административно-территориального устройства России. | 1 | Урок изучения нового материала | | Ученик должен знать специфику административно-территориального устройства России. Уметь анализировать карту. | Фронтальный устный опрос и индивидуальная письменная работа | П.11 стр. 49-52 | | |
13 | Обобщение по разделу «Россия на карте мира» | 1 | Урок обобщающего повторения | | Ученик должен знать объекты, связанные с географическим положением (см. номенклатуру), определять специфику географического положения и административного устройства | Тестирование | | | |
14 | Геологическая история и геологическое строение территории России. П/р 3. Анализ карт «Тектоника и минеральные ресурсы», «Геология» | 1 | Урок изучения нового материала | | Ученик должен знать основные геологические эры, тектонические структуры, сейсмически опасные территории. Уметь показывать их на карте и объяснять причины такого размещения | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт. | П.12 стр. 55-58 | | |
15 | Рельеф России. | 1 | Практикум | | Ученик должен знать основные формы рельефа их связь со строением земной коры. Горы и равнины (см. номенклатуру). Уметь показывать на карте эти объекты. | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт. | П.13 стр. 58-62 | | |
16 | Как и почему изменяется рельеф России. | 1 | Урок-исследование | | Ученик должен понимать взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа. Уметь приводить примеры. | Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт. | П.14 стр. 63-67 | | |
17 | Стихийные природные явления в литосфере. | 1 | Актуализация знаний и умений | | Знать стихийные природные явления, связанные с литосферой. Уметь объяснять существенные признаки явлений. | Индивидуальный устный опрос. | П.15 стр. 67-70 | | |
18 | Человек и литосфера. П/р 4. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. | 1 | Актуализация знаний и умений | | Ученик должен знать закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения (см. номенклатуру). Уметь определять местоположение этих объектов на карте. | Индивидуальный устный опрос. Фронтальная письменная работа. | П.16 стр. 70-79 | | |
19 | Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере Республики Татарстан | 1 | Практикум | | Ученик должен понимать закономерности природных явлений. Уметь сопоставлять карты разного содержания. | Фронтальная письменная работа. | Записи в тетради | | |
20 | Обобщение по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» | 1 | Урок обобщающего повторения | | | Тестирование | | | |
21 | Факторы, определяющие особенности климата России. Циклоны и антициклоны. | 1 | Урок изучения нового материала | | Ученик должен знать факторы, определяющие климат России. Уметь объяснить образование циклонов и антициклонов. | Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт. | П.17 стр. 80-86 | | |
22 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. П/р 5. 1.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса 2.Анализ климатической карты 3.Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории | 1 | Урок-исследование | | Ученик должен понимать закономерности распределения тепла и влаги. Уметь анализировать карты. | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт. | П.18 стр. 86-90 | | |
23 | Сезонность климата. | 1 | Актуализация знаний и умений | | Ученик должен знать понятие «сезонность». Уметь использовать знания для фенологических наблюдений природы | Учебное исследование по картам, решение географических задач | П.19 стр. 91-93 | | |
24 | Типы климатов России. П/р 6. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. | 1 | Актуализация знаний и умений | | Ученик должен знать характеристику типов климатов. Уметь составлять прогноз погоды. | Групповая работа. Беседа по результатам анализа карт. | П.20 стр. 93-98 | | |
25 | Комфортность (дискомфортность) климатических условий. П/р 7. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны (своего региона) для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности человека. | 1 | Урок - исследование | | Ученик должен знать понятие комфортность (дискомфортность) климатических условий. Уметь приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды. | Фронтальная письменная работа. | П.21 стр. 98-101 | | |
26 | Климат и человек. | 1 | Практикум | | Ученик должен знать: неблагоприятные явления, о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Уметь приводить примеры и объяснять причины явлений. | Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт. | П.22 стр. 101-106 | | |
27 | Обобщение по теме: «Климат и климатические ресурсы» | 1 | Урок обобщающего повторения | | | Тестирование | | | |
28 | Разнообразие внутренних вод России. Реки. П/р 8 1.Анализ карты «Водные ресурсы» 2.Составление характеристики одной из рек с использованием климатических карт и климатограмм. | 1 | Урок изучения нового материала | . | Ученик должен знать особенности внутренних вод, понятия, касающиеся работы реки. Знать номенклатуру, уметь показать объекты на карте, распределение рек по бассейнам океанов. | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт. | П.23 стр. 107-114 | | |
29 | Озера и болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. | 1 | Актуализация знаний и умений | | Ученик должен знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показать на карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты. | Анализ карт, работа по заполнению контурных карт | П.24 стр. 115-120 | | |
30 | Водные ресурсы и человек. | 1 | Актуализация знаний и умений | | Учащиеся должны знать меры по сохранению природы, защиты людей от стихийных природных явлений | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт. | П.25 стр. 120-125 | | |
31 | Внутренние воды и водные ресурсы региона РТ | 1 | Практикум | | Ученик должен знать особенности вод РТ, бассейны, режим, использование. Уметь объяснять их размещение. | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт. | Записи в тетради | | |
32 | Обобщение по теме «Внутренние воды» П/р 9. Нанесение на контурную карту географических объектов по теме. | 1 | Урок обобщающего повторения | | Ученик должен знать номенклатуру к теме. Уметь называть и показывать на карте географические объекты | Тестирование | | | |
33 | Образование почв и их разнообразие | 1 | Урок изучения нового материала | | Ученик должен знать понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв. Уметь объяснять существенные признаки почв | Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт | П.26 стр. 125-129 | | |
34 | Закономерности распространения почв | 1 | Практикум | | Ученик должен знать закономерности распространения почв, уметь анализировать карту почв | Индивидуальный устный опрос | П.27 стр. 129-132 | | |
35 | Почвенные ресурсы России | 1 | Урок актуализации знаний и умений | | Ученик должен знать значение почв, охрану почв, мелиорацию земель. Уметь приводить примеры | Сопоставление карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт | П.28 стр. 132-137 | | |
36 | Обобщение по теме «Почвы и почвенные ресурсы» | 1 | Урок обобщающего повторения | | Ученик должен знать зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации. Умет объяснять процессы почвообразования | Тестирование | | | |
37 | Растительный и животный мир России | 1 | Урок изучения нового материала | | Ученик должен знать растительный и животный мир России, видовое разнообразие, факторы, определяющие облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов | Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт | Подготовить сообщение «Растительный и животный мир нашей области» П.29 стр. 137-143 | | |
38. | Биологические ресурсы. Меры по охране растительного и животного мира | 1 | Урок актуализации знаний и умений | | Ученик должен знать понятие «биологические ресурсы» и меры по их охране. Уметь прогнозировать использование и охрану природных ресурсов | Учебное исследование по картам, решение географических задач | П.30 стр. 143-147 | | |
39. | Почвенные ресурсы РТ. Итоговый урок. | 1 | Урок обобщающего повторения | | Ученик должен знать особенности почв РТ, использование. Уметь объяснять их размещение. | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт. | | | |
40. | Разнообразие природных комплексов. Формирование природных комплексов (ПТК) как результат длительного развития географической оболочки. Моря как крупные ПК | 1 | Урок изучения нового материала | | Ученик должен знать понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России. Уметь объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов | Учебное исследование по картам, решение географических задач | П.31 стр. 147-153 | | |
41. | Природно-хозяйственные зоны России | 1 | Урок актуализации знаний и умений | | Ученик должен знать, что такое природно-хозяйственные зоны. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | П.32 стр. 153-157 | | |
42. | Арктические пустыни, тундра и лесотундра | 1 | Урок-путешествие | | Ученик должен знать характеристику арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы и хозяйственное освоение зон, их экологические проблемы. Уметь составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | П.33 стр. 157-162 | | |
43. | Леса | 1 | Урок-путешествие | | Ученик должен знать лесные зоны: тайгу, смешанные и широколиственные леса. Уметь объяснить причину из различия | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | П.34 стр. 162-166 | | |
44. | Лесостепи, степи и полупустыни, пустыни | 1 | Урок-путешествие | | Ученик должен знать характерные черты лесостепи, степи, полупустыни и пустыни, их хозяйственное использование и экологические проблемы. Уметь объяснить их существенные признаки | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | П.35 стр. 166-170 | | |
45. | Высокая поясность | 1 | Практикум | | Ученик дожжен знать понятие «высотная поясность». Уметь объяснить набор высотных поясов в горах | Групповая работа. Беседы по результатам анализа карт | П.36 стр. 170-173 | | |
46. | Особо охраняемые природные территории | 1 | Урок актуализации знаний и умений | | Ученик должен знать заповедники России (см.номенклатуру). Уметь показывать их на карте | Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт | Подготовить сообщения «Особо охраняемые природные территории» П.37 стр. 173-182 | | |
47. | Природные зоны вашей области (Республики Татарстан). Экологические проблемы этих зон. П/р 10. Составить характеристику природной зоны своей местности по типовому плану | 1 | Практикум | | Ученик должен знать специфику природы своего края. Уметь использовать приобретенные знания | Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт | Итоговое задание по теме «Природное районирование». Стр. 179-180 | | |
48. | Обобщение по теме «Природное районирование» | 1 | Урок обобщающего повторения | | Ученик должен знать специфику природно-хозяйственных зон России. Уметь объяснить существенные признаки природных зон, их экологические проблемы. | Тестирование | | | |
49 | Численность населения России. Особенности воспроизводства. Причины демографического кризиса. | 1 | Урок изучения нового материала | | Ученик должен знать численность населения страны, факторы, влияющие на численность. Уметь объяснить различия в естественном приросте по отдельным территориям | Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Сопоставление карт атласа | П.38 стр. 183-188 | | |
50 | Мужчины и женщины. Продолжительность жизни | 1 | Урок актуализации знаний и умений | | Ученик должен знать своеобразие возрастного и полового состава населения, среднюю продолжительность жизни. Уметь объяснить причины социальных процессов | Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Сопоставление карт атласа | П.39 стр. 188-191 | | |
51 | Этнический, языковой и религиозный состав населения | 1 | Урок актуализации знаний и умений | | Ученик должен знать народы, населяющие страну, языковые семьи и группы, основные религии. Уметь приводить примеры, работать с картой | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | П.40 стр. 191-198 | | |
52 | Городское и сельское население П/р 11. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны, и ее отдельных территорий | 1 | Практикум | | Ученик должен знать особенности: населения России, урбанизации, концентрации населения в крупнейших городах и обострения в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации, малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Уметь объяснить существенные признаки социальных явлений. | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | П.41 стр. 198-203 | | |
53 | Размещение населения страны | 1 | Практикум | | Ученик должен понимать географические особенности размещения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения. Уметь приводить примеры, анализировать карты | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | П.42 стр. 203-207 | | |
54 | Миграция населения России | 1 | Семинар | | Ученик должен знать понятие «миграция» и ее основные виды. Основные направления миграций на разных этапах истории. Причины миграций. Уметь приводить примеры миграций | Сопоставление карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт | П.43 стр. 207-214 | | |
55 | Люди и труд | 1 | Урок-исследование | | Ученик должен знать понятия: трудовые ресурсы, экономически активное население. Неравномерность распределения трудоспособного населения. Занятость. Уметь приводить примеры | Сопоставление карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт | П.44 стр. 214-221 | | |
56 | Обобщение по теме : «Население» | 1 | Урок обобщающего повторения | | Ученик должен знать различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровни урбанизации отдельных территорий, направление миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения. Оценивать изменения в численности населения, изменение в соотношении городского и сельского населения, развитие системы городских поселений. Описывать особенности быта и религий отдельных народов | Тестирование | | | |
57 | Что такое хозяйство страны? | 1 | Урок изучения нового материала | | Ученик должен знать об изменении пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства | Частично-поисковая беседа | П.45 стр. 221-224 | | |
58 | Как география изучает хозяйство | 1 | Урок актуализации знаний и умений | | Ученик должен знать условия и факторы размещения предприятий. Уметь объяснить, чем различаются условия и факторы размещения | Эвристическая беседа | П.46 стр. 224-226 | | |
59 | Состав первичного сектора экономики, особенности входящих в него отраслей | 1 | Урок изучения нового материала | | Ученик должен знать состав первичного сектора экономики. Уметь объяснить особенности размещения отраслей, входящих в его состав | Фронтальный устный опрос | П.47 стр. 226-228 | | |
60 | Природно-ресурсный потенциал России | 1 | Практикум | | Ученик должен знать понятия «природные ресурсы», «национальное богатство», основные виды природных ресурсов, крупные ресурсные базы страны | Учебное исследование по картам, решение географических задач | П.48,49 стр. 228-232 | | |
61 | Сельское хозяйство | 1 | Практикум | | Ученик должен знать особенности сельского хозяйства страны. Уметь оценивать природные условия для ведения сельского хозяйства | Учебное исследование по картам, решение географических задач | П.50 стр. 232-234 | | |
62 | Земледелие П/р 12. Анализ карт «Зерновые культуры», «Технические культуры», «Агроклиматические условия» | 1 | Урок актуализации знаний и умений | | Ученик должен знать основные районы выращивания зерновых и технических культур, картофеля. Районы садоводства и виноградарства. Уметь объяснить принципы их размещения | Учебное исследование по картам, решение географических задач, оставление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | П.51 стр. 234-236 | | |
63 | Животноводство П/р 13. Анализ карты «Животноводство» | 1 | Практикум | | Ученик должен знать основные районы разведения крупного рогатого скота, свиней, овец и других видов домашних животных. Уметь объяснить принципы размещения | Учебное исследование по картам, решение географических задач, оставление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | П.52 стр. 236-238 | | |
64 | Лесное хозяйство. Охота П/р 14. Анализ карт «Растительность», «Животный мир» | 1 | Урок актуализации знаний и умений | | Ученик должен знать о роли леса в российской экономике, основные лесопромышленные районы страны, географию пушного промысла. Уметь объяснить проблемы этих отраслей | Составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | П.53 стр. 238-241 | | |
65 | Рыбное хозяйство | 1 | Урок актуализации знаний и умений | | Ученик должен знать рыбопромысловые бассейны, перспективы развития рыбного хозяйства в России. Уметь объяснить проблемы этой отрасли | Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работы по заполнению контурных карт | П.54 стр. 241-242 | | |
66 | Географический фактор в развитии общества | 1 | Урок-исследование | | Ученик должен знать влияние природного фактора на развитие общества | Эвристическая беседа с использованием карт атласа. | П.55 стр. 242-247 | | |
67 68 | Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу | 2 | Урок обобщающего повторения | | Ученик должен знать особенности отраслей, эксплуатирующих природу, их географию и проблемы развития | Тестирование | | | |
69-70 | Повторение изученного материала по курсу «География России: Природа, население, хозяйство» | 2 | Урок-викторина | | | Работа в группах и индивид. | | | |