СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена на основании:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 5 марта 2004 г..

- примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

- авторской программы по географии. 6-10 классы / Под редакцией И. В. Душиной. – М.: Дрофа, 2011 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класс»

Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена на основании:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 5 марта 2004 г..

- примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

- авторской программы по географии. 6-10 классы / Под редакцией И. В. Душиной. – М.: Дрофа, 2011 г.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 8 классе 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю. Планирование учебного материала рассчитано на 70 часов согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения на 2015-2016 учебный год.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

 Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

При изучении географии в 8 классе решаются задачи:

Образовательные:

- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

Воспитательные:

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;

- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.

Развивающие:

- развитие интеллектуальных особенностей личности;

- различие способности личности справляться с различными задачами;

- развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Валеологические:

- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;

- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;

- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;

- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.

Курс «География России. Природа» - это третий по счету школьный курс географии.

В содержании курса дан общий обзор природы России. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 8 класса формируются представления о характере природно-территориальных комплексов России. География России формирует в основном представления обучающихся о целостности дифференцированности региона и связях между ее отдельными компонентами.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.


Содержание программы учебного предмета


Введение – 1 час

Пространства России – 8 часов

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России.

Сравнение географического положения России и положения других государств.

Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и

сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов.

Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты  федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Практические работы.

1. Определение по физической карте географических координат крайних точек России и нанесение их на карту.

2. Решение задач на определение поясного времени.

Раздел I

Особенности природы и природные ресурсы – 22 часа.

Тема 1. Рельеф и недра России – 6 часов.

Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов.

Природный и экологический потенциал России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы

формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа.

Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Тема 2. Климат и климатические ресурсы – 6 часов

Факторы, определяющие климат России:

влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Практическая работа.

Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажненности для отдельных пунктов страны.

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы – 4 часа

Виды вод суши на территории страны.

Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Практическая работа.

Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока, падения реки.

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы – 3 часа.

Почва - особый компонент природы. Факторы

образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы – 3 часа. 

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Раздел II

Природные комплексы (ПК) России – 24 часа

Тема 1. Природно-хозяйственное районирование – 6 часов.

Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.

Памятники всемирного природного наследия.

Практические работы.

Оценка природных условий и ресурсов природной зоны на основе анализа общегеографических и тематических карт

Тема 2. Природа регионов России –18 часов.

Раздел III

Человек и природа – 4 часа


 Раздел IV

Особенности природы Курской области – 7 часов


Тематическое планирование


п/п

Название темы

дата

План

Факт

Введение (1ч.)


1(1)

Что изучают в курсе «Природа России».

2.09


Пространства России (8ч.)


1(2)

Географическое положение России.

П. р. №1. Определение по физ. карте географических координат крайних точек России и нанесение их на карту.

3.09


2(3)

Моря, омывающие территорию России.

9.09


3(4)

Россия на карте часовых поясов.

10.09


4(5)

Практическая работа.

П. р. №2. Решение задач на определение поясного времени.

16.09


5(6)

Картографический метод в географии.

17.09


6(7)

Как осваивали и изучали территорию России.

23.09


7(8)

Исследование территории России в XVII-XIX вв. и в современные годы.

24.09


8(9)

Повторение материала по теме «Пространства России».

30.09


Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы(22ч.)

Тема 1. Рельеф и недра России (6ч.)


1(10)

Особенности рельефа России.

1.10


2(11)

Геологическое летоисчисление.

7.10


3(12)

Геологическое строение территории нашей страны.

8.10


4(13)

Минеральные ресурсы России.

14.10


5(14)

Развитие форм рельефа.

П. р. №3. Установление связи между тектоническим строением, формой рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам.

15.10


6(15)

Повторение материала по теме «Рельеф и недра России».

21.10


Тема 2. Климат и климатические ресурсы (6ч.)


1(16)

От чего зависит климат нашей страны.

22.10


2(17)

Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.

28.10


3(18)

Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны.

П. р. №4. Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажненности для отдельных пунктов страны.

29.10


4(19)

Типы климатов России.

11.11


5(20)

Зависимость человека от климатических условий. Климат и климатические ресурсы.

12.11


6(21)

Повторение материала по теме «Климат и климатические ресурсы».

18.11


Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (4ч)


1(22)

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

П. р. №5. Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока, падения реки.

19.11


2(23)

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

25.11


3(24)

Водные ресурсы. Охрана вод.

26.11


4(25)

Повторение материала по теме «Внутренние воды и водные ресурсы».

2.12


Тема 4. Почва и почвенные ресурсы (3ч.)


1(26)

Образование почв и их разнообразие.

3.12


2(27)

Закономерности распространения почв.

9.12


3(28)

Почвенные ресурсы.

10.12


Тема 5. Растительный и животный мир (3ч.)

1(29)

Растительный и животный мир России.

16.12


2(30)

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

17.12


3(31)

Природно-ресурсный потенциал России.

23.12


1(32)

Повторение материала по теме «Особенности природы и природные ресурсы» (1ч.)24.12

Раздел II. Природные комплексы (ПК) России (24ч.)

Тема 1. Природное районирование (6ч.)


1(33)

Разнообразие ПК России. Природное районирование.

13.01


2(34)

Моря, как крупные ПК.

14.01


3(35)

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра.

20.01


4(36)

Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса.

П. р. №6. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны на основе анализа общегеографических и тематических карт.

21.01


5(37)

Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни, пустыни.

27.01


6(38)

Высотная поясность.

28.01


Тема 2. Природа регионов России (18ч.)


1(39)

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы.

3.02


2(40)

Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы.

4.02


3(41)

Рациональное использование природных ресурсов Русской равнины.

10.02


4(42)

Северный Кавказ – самые молодые высокие горы России.

11.02


5(43)

Природные комплексы Северного Кавказа.

17.02


6(44)

Урал – «Каменный пояс» земли Русской.

18.02


7(45)

Своеобразие природы Урала.

24.02


8(46)

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы.

25.02


9(47)

Западно-Сибирская низменность. Особенности природы.

П. р. №7. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

2.03


10(48)

Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения.

3.03


11(49)

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Г.П., состав территории, история освоения.

9.03


12(50)

Природные районы Восточной Сибири.

10.03


13(51)

Жемчужина Сибири – Байкал.

16.03


14(52)

Природные ресурсы Сибири, проблемы их освоения.

17.03


15(53)

Дальний Восток – край контрастов. Г.П., состав территории. История освоения.

30.03


16(54)

Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы.

31.03


17(55)

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

6.04


18(56)

Повторение материала по теме «Природа регионов России»

7.04


Раздел III. Человек и природа (4ч.)


19

(57)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

13.04


20

(58)

Антропогенное воздействие на природу.

14.04


21

(59)

Рациональное природопользование.

20.04


22

(60)

Экологическая ситуация в России.

21.04


Раздел IV. Особенности природы Курской области (7ч.)

1(61)

Географическое положение Курской области.

27.04


2(62)

Тектоническое и геологическое строение территории Курской области.

28.04


3(63)

Особенности рельефа и полезные ископаемые.

4.05


4(64)

Климат области.

5.05


5(65)

Внутренние воды и использование их человеком.

11.05


6(66)

Почвы и природная зона области.

12.05


7(67)

Экологические проблемы области.

18.05


8(68)

Экскурсия.

19.05


9(69)

Обобщение и систематизация знаний за курс 8 класса.

25.05


10(70)

Итоговое тестирование.

26.05



Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения географии обучающийся должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Критерии оценки учебной деятельности по географии.


Критерии оценки устного ответа:

Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.

«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.

«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.

«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.

Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ: 

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

 Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется обучающимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).

Обучающиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание обучающихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

 Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется обучающимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Отметка «2». Выставляется в том случае, когда обучающиеся не под­готовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Перечень учебно-методического обеспечения


  1. И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2012.

  2. И.И.Баринова. География. Природа России. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой «География России. Природа». 8 класс – М.: Дрофа, 2012.

  3. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт «География России. Природа». 8 класс – М.: Дрофа, 2014.

  4. Атлас. География России. Природа. 8 класс.

  5. Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2014.






































Учебно-тематическое планирование



п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Уроки

Лабораторные и практические работы

Контрольные

1

Введение

1

1



2

Пространства России

8

7

2


3

Рельеф и недра России

6

6

1


4

Климат и климатические ресурсы

6

6

1


5

Внутренние воды и водные ресурсы

4

4

1


6

Почва и почвенные ресурсы

3

3



7

Растительный и животный мир

3

3



8

Повторение материала по теме «Особенности природы и природные ресурсы»

1

1



9

Природное районирование

6

6

1


10

Природа регионов России

18

18

1


11

Человек и природа

4

4



12

Особенности природы Курской области

7

7



13

Экскурсия

1

1



14

Обобщение и систематизация знаний за курс 8 класса

1

1



15

Итоговое тестирование

1

1


1

Итого:

70

70

7







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!