Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 5 марта 2004 г..
- примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.
- авторской программы по географии. 6-10 классы / Под редакцией И. В. Душиной. – М.: Дрофа, 2011 г.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 8 классе 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю. Планирование учебного материала рассчитано на 70 часов согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
При изучении географии в 8 классе решаются задачи:
Образовательные:
- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей
Воспитательные:
- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;
- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.
Развивающие:
- развитие интеллектуальных особенностей личности;
- различие способности личности справляться с различными задачами;
- развитие коммуникативной компетенции учащихся.
Валеологические:
- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;
- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;
- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;
- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.
Курс «География России. Природа» - это третий по счету школьный курс географии.
В содержании курса дан общий обзор природы России. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 8 класса формируются представления о характере природно-территориальных комплексов России. География России формирует в основном представления обучающихся о целостности дифференцированности региона и связях между ее отдельными компонентами.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Содержание программы учебного предмета
Введение – 1 час
Пространства России – 8 часов
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России.
Сравнение географического положения России и положения других государств.
Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и
сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов.
Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.
Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
Практические работы.
1. Определение по физической карте географических координат крайних точек России и нанесение их на карту.
2. Решение задач на определение поясного времени.
Раздел I
Особенности природы и природные ресурсы – 22 часа.
Тема 1. Рельеф и недра России – 6 часов.
Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов.
Природный и экологический потенциал России.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы
формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа.
Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Тема 2. Климат и климатические ресурсы – 6 часов
Факторы, определяющие климат России:
влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.
Практическая работа.
Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажненности для отдельных пунктов страны.
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы – 4 часа
Виды вод суши на территории страны.
Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.
Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Практическая работа.
Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока, падения реки.
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы – 3 часа.
Почва - особый компонент природы. Факторы
образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.
Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы – 3 часа.
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.
Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Раздел II
Природные комплексы (ПК) России – 24 часа
Тема 1. Природно-хозяйственное районирование – 6 часов.
Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.
Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.
Памятники всемирного природного наследия.
Практические работы.
Оценка природных условий и ресурсов природной зоны на основе анализа общегеографических и тематических карт
Тема 2. Природа регионов России –18 часов.
Раздел III
Человек и природа – 4 часа
Раздел IV
Особенности природы Курской области – 7 часов
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | дата |
План | Факт |
Введение (1ч.) |
1(1) | Что изучают в курсе «Природа России». | 2.09 | |
Пространства России (8ч.) |
1(2) | Географическое положение России. П. р. №1. Определение по физ. карте географических координат крайних точек России и нанесение их на карту. | 3.09 | |
2(3) | Моря, омывающие территорию России. | 9.09 | |
3(4) | Россия на карте часовых поясов. | 10.09 | |
4(5) | Практическая работа. П. р. №2. Решение задач на определение поясного времени. | 16.09 | |
5(6) | Картографический метод в географии. | 17.09 | |
6(7) | Как осваивали и изучали территорию России. | 23.09 | |
7(8) | Исследование территории России в XVII-XIX вв. и в современные годы. | 24.09 | |
8(9) | Повторение материала по теме «Пространства России». | 30.09 | |
Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы(22ч.) |
Тема 1. Рельеф и недра России (6ч.) |
1(10) | Особенности рельефа России. | 1.10 | |
2(11) | Геологическое летоисчисление. | 7.10 | |
3(12) | Геологическое строение территории нашей страны. | 8.10 | |
4(13) | Минеральные ресурсы России. | 14.10 | |
5(14) | Развитие форм рельефа. П. р. №3. Установление связи между тектоническим строением, формой рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам. | 15.10 | |
6(15) | Повторение материала по теме «Рельеф и недра России». | 21.10 | |
Тема 2. Климат и климатические ресурсы (6ч.) |
1(16) | От чего зависит климат нашей страны. | 22.10 | |
2(17) | Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. | 28.10 | |
3(18) | Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны. П. р. №4. Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажненности для отдельных пунктов страны. | 29.10 | |
4(19) | Типы климатов России. | 11.11 | |
5(20) | Зависимость человека от климатических условий. Климат и климатические ресурсы. | 12.11 | |
6(21) | Повторение материала по теме «Климат и климатические ресурсы». | 18.11 | |
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (4ч) |
1(22) | Разнообразие внутренних вод России. Реки. П. р. №5. Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока, падения реки. | 19.11 | |
2(23) | Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. | 25.11 | |
3(24) | Водные ресурсы. Охрана вод. | 26.11 | |
4(25) | Повторение материала по теме «Внутренние воды и водные ресурсы». | 2.12 | |
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы (3ч.) |
1(26) | Образование почв и их разнообразие. | 3.12 | |
2(27) | Закономерности распространения почв. | 9.12 | |
3(28) | Почвенные ресурсы. | 10.12 | |
Тема 5. Растительный и животный мир (3ч.) |
1(29) | Растительный и животный мир России. | 16.12 | |
2(30) | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. | 17.12 | |
3(31) | Природно-ресурсный потенциал России. | 23.12 | |
1(32) | Повторение материала по теме «Особенности природы и природные ресурсы» (1ч.)24.12 |
Раздел II. Природные комплексы (ПК) России (24ч.) |
Тема 1. Природное районирование (6ч.) |
1(33) | Разнообразие ПК России. Природное районирование. | 13.01 | |
2(34) | Моря, как крупные ПК. | 14.01 | |
3(35) | Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра. | 20.01 | |
4(36) | Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. П. р. №6. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны на основе анализа общегеографических и тематических карт. | 21.01 | |
5(37) | Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни, пустыни. | 27.01 | |
6(38) | Высотная поясность. | 28.01 | |
Тема 2. Природа регионов России (18ч.) |
1(39) | Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы. | 3.02 | |
2(40) | Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы. | 4.02 | |
3(41) | Рациональное использование природных ресурсов Русской равнины. | 10.02 | |
4(42) | Северный Кавказ – самые молодые высокие горы России. | 11.02 | |
5(43) | Природные комплексы Северного Кавказа. | 17.02 | |
6(44) | Урал – «Каменный пояс» земли Русской. | 18.02 | |
7(45) | Своеобразие природы Урала. | 24.02 | |
8(46) | Природные уникумы Урала. Экологические проблемы. | 25.02 | |
9(47) | Западно-Сибирская низменность. Особенности природы. П. р. №7. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения. | 2.03 | |
10(48) | Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения. | 3.03 | |
11(49) | Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Г.П., состав территории, история освоения. | 9.03 | |
12(50) | Природные районы Восточной Сибири. | 10.03 | |
13(51) | Жемчужина Сибири – Байкал. | 16.03 | |
14(52) | Природные ресурсы Сибири, проблемы их освоения. | 17.03 | |
15(53) | Дальний Восток – край контрастов. Г.П., состав территории. История освоения. | 30.03 | |
16(54) | Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. | 31.03 | |
17(55) | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком. | 6.04 | |
18(56) | Повторение материала по теме «Природа регионов России» | 7.04 | |
Раздел III. Человек и природа (4ч.) |
19 (57) | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. | 13.04 | |
20 (58) | Антропогенное воздействие на природу. | 14.04 | |
21 (59) | Рациональное природопользование. | 20.04 | |
22 (60) | Экологическая ситуация в России. | 21.04 | |
Раздел IV. Особенности природы Курской области (7ч.) |
1(61) | Географическое положение Курской области. | 27.04 | |
2(62) | Тектоническое и геологическое строение территории Курской области. | 28.04 | |
3(63) | Особенности рельефа и полезные ископаемые. | 4.05 | |
4(64) | Климат области. | 5.05 | |
5(65) | Внутренние воды и использование их человеком. | 11.05 | |
6(66) | Почвы и природная зона области. | 12.05 | |
7(67) | Экологические проблемы области. | 18.05 | |
8(68) | Экскурсия. | 19.05 | |
9(69) | Обобщение и систематизация знаний за курс 8 класса. | 25.05 | |
10(70) | Итоговое тестирование. | 26.05 | |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения географии обучающийся должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Критерии оценки учебной деятельности по географии.
Критерии оценки устного ответа:
Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.
«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.
«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется обучающимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).
Обучающиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание обучающихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется обучающимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
Отметка «2». Выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.
Перечень учебно-методического обеспечения
И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2012.
И.И.Баринова. География. Природа России. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой «География России. Природа». 8 класс – М.: Дрофа, 2012.
В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт «География России. Природа». 8 класс – М.: Дрофа, 2014.
Атлас. География России. Природа. 8 класс.
Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2014.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: |
Уроки | Лабораторные и практические работы | Контрольные |
1 | Введение | 1 | 1 | | |
2 | Пространства России | 8 | 7 | 2 | |
3 | Рельеф и недра России | 6 | 6 | 1 | |
4 | Климат и климатические ресурсы | 6 | 6 | 1 | |
5 | Внутренние воды и водные ресурсы | 4 | 4 | 1 | |
6 | Почва и почвенные ресурсы | 3 | 3 | | |
7 | Растительный и животный мир | 3 | 3 | | |
8 | Повторение материала по теме «Особенности природы и природные ресурсы» | 1 | 1 | | |
9 | Природное районирование | 6 | 6 | 1 | |
10 | Природа регионов России | 18 | 18 | 1 | |
11 | Человек и природа | 4 | 4 | | |
12 | Особенности природы Курской области | 7 | 7 | | |
13 | Экскурсия | 1 | 1 | | |
14 | Обобщение и систематизация знаний за курс 8 класса | 1 | 1 | | |
15 | Итоговое тестирование | 1 | 1 | | 1 |
Итого: | 70 | 70 | 7 | |