им А. К. Харченко» _____________/ Е.Н. Шалагина _________ /Т.Г.Агеева
(Ф.И.О. составителя программы)
Данная программа составлена для обучающихся 8А, 8Б классов.
1. Баринова И.И. География России. 8 класс - М., Дрофа, 2007-2012
• сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
• сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
• показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
• вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
• развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
• создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курсе сконструирована с позиций комплексного географического страноведения
Название темы (раздела)/ Количество часов |
№ п/п | № урока по теме | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты освоения системы знаний обучающимися | Форма контроля | Домашнее задание | Дата проведения |
План 8-в 8-а,б | факт |
Введение. Россия на карте мира. ( 6 часов) |
1 | 1 | Предмет изучения физической географии России. | ИНМ | Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны. | | С. 3-5 | 3,09 11,09 | |
2 | 2 | Географическое положение России. | ИНМ | Ученик должен понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы Ученик должен знать специфику географического положения России. Уметь объяснять существенные признаки объектов Ученик должен знать основные типы и виды границ. Уметь приводить примеры. Знать понятия: террито-риальные воды, экономическая зона, недра, соседние государства. Уметь показывать границу России и назвать соседние страны. | Практическая работа №1 Характеристика географического положения России и ее положения на карте мира. | §1 С.6-13 | 3,09 11,09 | |
3 | 3 | Моря России. | ИНМ | Знать: ресурсы морей, экологические проблемы морей. Определять: физико-географическая характеристика морей, | | §2 С.14-16 | 4,09 18,09 | |
4 | 4 | Сравнительная характеристика морей России. | ПР | | Практическая работа №2 характеристика морей России (по выбору). | §2 С.16-21 | 4,09 18,09 | |
5 | 5 | Часовые пояса. | ПР | Ученик должен знать, в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. | Практическая работа №3 Анализ карты «Часовые пояса России». | §3 С.21-25 | 8,09 25,09 | |
6 | 6 | История освоения и изучения территории России. | ИНМ | Знать: историю освоения России, путешественников, этапы освоения территории России | | §4 С.25-31 | 8,09 25,09 | |
РАЗДЕЛ 1. Особенности природы и ресурсов России. ( 22часа) | | | | | |
Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. ( 6 часов) | | | | | |
7 | 1 | Рельеф России. Общая характеристика. | ИНМ | Ученик должен знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты. закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения. | | §5 С.34-35 З.1,2 с.37 | 15,09 2,10 | |
8 | 2 | Особенности рельефа России. | ИНМ | | §5 С.36-37 | 15,09 2,10 | |
9 | 3 | Геологическое строение территории России. | ПР | Ученик должен знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты. | Практическая работа №4 Заполнение таблицы «Геологическое строение территории России». | §6 С.38-43 | 22,09 9,10 | |
10 | 4 | Минеральные ресурсы России. | ИНМ | Ученик должен знать закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения | | §7 С.43-48 | 22,09 9,10 | |
11 | 5 | Формы рельефа и их развитие. | ИНМ | Знать: современные рельефообразующие процессы, влияние древнего оледенения и компонентов природы, деятельности человека на формирование рельефа России, стихийные природные явления | | §8 С.49-54 С.55-56 | 29,09 16,10 | |
12 | 6 | Итоговый урок по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. | ЗПЗ | | Тест | | 29,09 16,10 | |
Тема 2. Климат и климатические ресурсы. (5 часов) | | | | | |
13 | 1 | Общая характеристика климата России. | ИНМ | Ученик должен знать факторы, определяющие климат России. Уметь объяснять образование циклонов и антициклонов. | | § 9 С.57-59 | 6,10 23,10 | |
14 | 2 | Распределение температуры и влаги по территории страны. | ИНМ | Ученик должен понимать закономерности распределения тепла и влаги. Уметь анализировать карты | | §9 С.60-63 | 6,10 23,10 | |
15 | 3 | Типы климатов. | ИНМ | Ученик должен знать характеристику типов климатов. Уметь составлять прогноз погоды. | | § 10 С.63-71 | 13,10 30,10 | |
16 | 4 | Зависимость человека от климатических условий. Агроклиматические ресурсы. | ИНМ | Ученик должен уметь анализировать и сопоставлять карты различного содержания. Знать: испаряемость, типы климата, зависимость типов климата от климатообразующих факторов, климатические пояса России Уметь: определять коэффициент увлажнения, работать по климатическим картам Называть климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах. | | §11 С.72-74 | 13,10 30,10 | |
17 | 5 | Итоговый урок. | ППМ | | | С.75-76 | 20,10 13,11 | |
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы. ( 4часа) | | | | | | |
18 | 1 | Характеристика внутренних вод России. | ИНМ | Ученик должен знать особенности внутренних вод России, понятия, касающиеся работы реки. Знать реки России, уметь показать объекты на карте, распределение рек по бассейнам. | | §12 С.77-83 | 20,10 13,11 | |
19 | 2 | Озера, болота, подземные воды, ледники и многолетняя мерзлота. | ИНМ | Ученик должен знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показывать на карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты. | | § 13 С.84-88 | 27,10 20,11 | |
20 | 3 | Водные ресурсы, охрана. Опасные явления, связанные с водами. | ИНМ | Ученик должен знать особенности вод своего региона, бассейны, режим использования. Уметь объяснять их размещение. | | § 14 С.89-91 | 27,10 20,11 | |
21 | 4 | Обобщение по теме «Внутренние воды» | ОСМ | | Тест | С.92 | 10,11 27,11 | |
Тема 4. Почвы и земельные ресурсы. (3 часа) | | | | | | |
22 | 1 | Почвы и их типы. Характеристика. | ИНМ | Ученик должен знать понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв. Уметь объяснять существенные признаки почв. Знать зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах. Объяснять почвообразовательные процессы | | §15 С.93-97 | 10,11 27,11 | |
23 | 2 | Закономерности распределения почв. | ИНМ | | §16 С.98-100 | 17,11 4,12 | |
24 | 3 | Земельные ресурсы страны. Охрана. | ИНМ | | §17 С.100-104 | 17.11 4,12 | |
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. (4 часа) | | | | | | |
25 | 1 | Растительный и животный мир России. | ИНМ | Ученик должен знать растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов. | | §18 С.105-111 | 24,11 11,12 | |
26 | 2 | Биологические ресурсы. Охрана. | ПР | Ученик должен знать понятие «биологические ресурсы» и меры по их охране. Уметь прогнозировать использование и охрану природных ресурсов. | Практическая работа №5 Заполнение таблицы «Биологические ресурсы РФ». | §19 С.112-115 | 24,11 11,12 | |
27 | 3 | Природно-ресурсный потенциал России. | ИНМ | | | §20 С.116-120 | 1,12 18.12 | |
28 | 4 | Обобщающий урок по темам «Почвы и земельные ресурсы», «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы». | ЗПЗ | | Тест | С.120-121 | 1,12 18,12 | |
РАЗДЕЛ 2. Природные комплексы России. (30часов) | | | | | | |
Тема 1. Природное районирование. (7 часов) | | | | | | |
29 | 1 | Природные комплексы России. Общая характеристика. | ИНМ | Ученик должен знать понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России. Уметь объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов. | | §21 С.124-126 | 8,12 25,12 | |
30 | 2 | Природные зоны России. Характеристика. | ИНМ | Ученик должен знать, что такое природно-хозяйственные зоны. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию. | | §23 С.129-135 | 8,12 25,12 | |
31 | 3 | Арктические пустыни, тундра, лесотундра | | Ученик должен знать характеристику арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Уметь составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников. | | | 15.12 15,01 | |
32 | 4 | Общая характеристика лесов России. | ИНМ | | | §24 С.135-139 | 15,12 15,01 | |
33 | 5 | Лесостепи, степи и полупустыни. Безлесные зоны юга России: географическое положение. | ИНМ | Природная зона Ученик должен знать характерные черты лесостепей, степей, полупустынь, пустынь, их хозяйственное использование и экологические проблемы. Уметь объяснять их существенные признаки. | | § 25 С.139-144 | 22,12 22,01 | |
34 | 6 | Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. | ИНМ | Ученик должен знать понятие «высотная поясность». Уметь объяснить набор высотных поясов в горах. | | §28 С.144-150 | 22,12 22,01 | |
35 | 7 | Обобщающий урок по теме природное районирование России | ОСМ | | | | 29,12 29,01 | |
Тема 2. Природа регионов России. ( 24 часа) | | | | | | |
36 | 1 | Общая характеристика Русской равнины. | ИНМ | Знать: территорию природных регионов Уметь: характеризовать природный регион | | | 29,12 29,01 | |
37 | 2 | Природные комплексы Русской равнины. | ИНМ | | | §27 С.151-157 | 12,01 5,02 | |
38 | 3 | Проблема рационального использования природных ресурсов Русской равнины. | ИНМ | | | §28 С.158-165 | 12,01 5,02 | |
39 | 4 | Северный Кавказ. Характеристика гор. | ЗПЗ | | | §29 С.166- 169 | 19,01 12,02 | |
40 | 5 | Природные комплексы Северного Кавказа. | ЗПЗ | | Практическая работа №6 Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору). | § 30 С.170-177 | 19,01 12,02 | |
41 | 6 | Урал. Общая характеристика. | ИНМ | | | §31 С. 178-181 | 26,01 19,02 | |
42 | 7 | Природа Урала. | ЗПЗ | | | § 32 С.181-186 | 26,01 19,02 | |
43 | 8 | Природные уникумы Урала. | ИНМ | | Практическая работа №7 Заполнение таблицы «Особенности природы Урала». | § 33 С.187-192 | 2,02 26,02 | |
44 | 9 | Экологические проблемы Урала. Обобщение знаний. | ОСМ | | | § 34 С.192-194 | 2,02 26,02 | |
45 | 10 | Размещение природных ресурсов по территории Русской равнины. | ЗПЗ | | | §34 С.194-197 | 9,02 4,03 | |
46 | 11 | Итоговый урок. «Природные комплексы европейской части России». | ПМ | | | повторить § 27-29 | 9,02 4,03 | |
47 | 12 | Западная Сибирь. Особенности природы. | ИНМ | | Тест | повторить §30-34 | 16,02 11,03 | |
48 | 13 | Ресурсы Западной Сибири. | ИНМ | | | § 35 С. 197-204 | 16,02 11,03 | |
49 | 14 | Характеристика природных условий Западной Сибири. | ЗПЗ | | | § 36 С. 200-204 | 1,03 18,03 | |
50 | 15 | Восточная Сибирь. Общая характеристика. | ИНМ | | Практическая работа №8 Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов России. | §36 С.204-208 | 1,03 18,03 | |
51 | 16 | Природные комплексы Восточной Сибири. | ИНМ | | | § 36 С.208-212 | 15,03 1,04 | |
52 | 17 | Природные районы Восточной Сибири | ИНМ | | | §37 С. 213-215 | 15,03 1,04 | |
53 | 18 | Байкал. | ИНМ | | | §38 С. 215-225 | 29,03 8,04 | |
54 | 19 | Природные ресурсы Восточной Сибири. | ИНМ | | | § 39 С.225-229 | 29,03 8,04 | |
55 | 20 | Дальний Восток- край контрастов. | ИНМ | | | § 40 С.229-234 | 5,04 15,04 | |
56 | 21 | Природные комплексы Дальнего Востока. | ИНМ | | | §41 С.235-238 | 5,04 15,04 | |
57 | 22 | Природные ресурсы Дальнего Востока. | ИНМ | | | §42 С. 238-247 | 12,04 22,04 | |
58 | 23 | Обобщающий урок «Дальний Восток» | | | | §43 С. 248-252 | 12,04 22,04 | |
59 | 24 | Обобщающий урок по теме «Природные районы России» | ОСМ | | тест | | 19,04 29,04 | |
РАЗДЕЛ 3. Человек и природа. (5 часов) | | | ОСМ | | | с.252-253 |
60 | 1 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. | ИНМ | Знать: классификацию природных условий, особенности воздействия на здоровье человека | | | 19,04 29,04 | |
61 | 2 | Антропогенное воздействие на природу. | ИНМ | | | §44 С.256-261 | 26,04 6,05 | |
62 | 3 | Рациональное природопользование. | ИНМ | | | §45 С. 262-266 | 26,04 6,05 | |
63 | 4 | Географический прогноз, его значение. | ИНМ | | | §46 С. 267-270 | 10,05 13,05 | |
64 | 5 | Экологическая ситуация в России. ОБЖ – Меры по защите здоровья при нарушениях экологического равновесия в местах проживания. | ИНМ | | | §46 С.270-271 | 10,05 13,05 | |
РАЗДЕЛ IY. География Ужурского района. ( 6часов) | | | ИНМ | | | §47 С. 271-278 |
65 | 1 | Географическое положение, состав района. | ИНМ | Знать: территорию Уметь: характеризовать природу района и хозяйственную деятельность | Практическая работа №1 Характеристика географического положения района | конспект | 17,05 20,05 | |
66 | 2 | рельеф и полезные ископаемые района. | ИНМ | | | | 17,05 20,05 | |
67 | 3 | Природные ресурсы и условия района. | ИНМ | | | | 24,05 27,05 | |
68 | 4 | Хозяйство района | ИНМ | | | | 24,05 27,05 | |
69 | 5 | Обобщение знаний. | ОСМ | | | | 31,05 3,06 | |
70 | 6 | Итоговый урок. | ПР | | зачет | | 31,05 3,06 | |
| | ИТОГО | 70 | | | | | |
ППМ – повторение пройденного материала ОСМ - урок обобщения и систематизации знаний
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
1. Называть (показывать):
2. Определять:
3. Описывать:
5. Прогнозировать:
География. 6-11 классы: развернутое тематическое планирование./Автор-сост. Болотникова Н.В., Комарова В.П. – Волгоград, Учитель, 2010.- 171с.
География России. Природа. 8 класс: поурочные планы по учебнику И.И. Бариновой. /Авт.-сост. О.А. Антушева.- Волгоград, Учитель,2007.- 375с.
Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии. 6-10 классы. Книга для учителя. -М., Просвещение, 2008.- 64с.
География. Тесты. 8-9 кл.: Учебно-метод.пособие/ В.А. Кошевой, А.А. Ложбанидзе.-М.: Дрофа, 2002.
Баринова И.И. География.- М., Дрофа, 2010-2012.
Атлас. География. 8 кл. – М., Дрофа, 2014
Контурные карты. География. 8 класс.- М., Просвещение, 2014.