СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая праграмма по географии 8 класс. "Геграфия России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ужурская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.К. Харченко»



«Рассмотрено» на «Согласовано» «Утверждаю»

ШМО учителей ------------ Заместитель директора по НМР Директор школы

МБОУ «Ужурская СОШ №1

им А. К. Харченко» _____________/ Е.Н. Шалагина _________ /Т.Г.Агеева

Протокол № _____

от «____» ___________ 2015г «____» ___________ 2015 г «____» _________2015 г


_________________________




Рабочая программа учебного курса


по географии


для 8 класса


МБОУ «Ужурская СОШ №1 им. А. К. Харченко»


Хасамудинова Елена Александровна

(Ф.И.О. составителя программы)

учитель географии

(занимаемая должность)


2015 – 2016 учебный год




1. Пояснительная записка


Рабочая программа по географии составлена на основе программы

География. 6-11 классы. / Сост. Сиротин В.И. - М., Просвещение, 2006.

Данная программа составлена для обучающихся 8А, 8Б классов.

Рассчитана на количество часов: 2 часа в неделю (в год - 68 часов)

В УМК включены:

1. Баринова И.И. География России. 8 класс - М., Дрофа, 2007-2012

Главная цель данного курса— формирование целостного представления об особенностях природы, на селения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и куль туре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.


Основные задачи курса:

• сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:

• сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

• показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;

• вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

• развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

• создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.


Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курсе сконструирована с позиций комплексного географического страноведения

География России (8 класс) призвана главным образом формировать правильную ориентацию обучающихся в природных комплексах России. рациональном использовании и охране природных ресурсов на региональном и локальном уровнях.




2. Учебно-тематический план


Темы программы

Кол-во часов

Работы

П/р

К/р

Введение. Россия на карте мира.

6

3


Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.

6

1

1

Климат и климатические ресурсы.

5


1

Внутренние воды и водные ресурсы.

4


1

Почвы и земельные ресурсы.

3



Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

4

1

1

Природное районирование.

6



Природа регионов России.

23

3

1

Человек и природа.

5



География Ужурского района

6


1

ИТОГО

68

8

6

3. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название темы (раздела)/ Количество часов

№ п/п


№ урока по теме

Тема

урока


Тип

урока


Планируемые

результаты освоения

системы знаний

обучающимися

Форма

контроля


Домашнее задание

Дата проведения

План

8-в

8-а,б

факт

Введение. Россия на карте мира. ( 6 часов)

1

1

Предмет изучения физической географии России.

ИНМ

Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны.


С. 3-5

3,09

11,09



2

2

Географическое положение России.


ИНМ

Ученик должен понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы

Ученик должен знать специфику географического положения России.

Уметь объяснять существенные признаки объектов

Ученик должен знать основные типы и виды границ. Уметь приводить примеры. Знать понятия: террито-риальные воды, экономическая зона, недра, соседние государства. Уметь показывать границу России и назвать соседние страны.

Практическая работа №1

Характеристика географического положения России и ее положения на карте мира.

§1

С.6-13

3,09

11,09


3

3

Моря России.


ИНМ

Знать: ресурсы морей, экологические проблемы морей. Определять: физико-географическая характеристика морей,


§2

С.14-16

4,09

18,09


4

4

Сравнительная характеристика морей России.

ПР


Практическая работа №2

характеристика морей России (по выбору).

§2

С.16-21

4,09

18,09


5

5

Часовые пояса.


ПР

Ученик должен знать, в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Практическая работа №3

Анализ карты «Часовые пояса России».

§3

С.21-25

8,09

25,09



6

6

История освоения и изучения территории России.

ИНМ

Знать: историю освоения России, путешественников, этапы освоения территории России


§4

С.25-31

8,09

25,09


РАЗДЕЛ 1. Особенности природы и ресурсов России. ( 22часа)






Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. ( 6 часов)






7

1

Рельеф России. Общая характеристика.

ИНМ

Ученик должен знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты. закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения.


§5

С.34-35

З.1,2 с.37

15,09

2,10


8

2

Особенности рельефа России.


ИНМ


§5

С.36-37


15,09

2,10


9

3

Геологическое строение территории России.

ПР

Ученик должен знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты.

Практическая работа №4

Заполнение таблицы «Геологическое строение территории России».

§6

С.38-43

22,09

9,10


10

4

Минеральные ресурсы России.


ИНМ

Ученик должен знать закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения


§7

С.43-48

22,09

9,10


11

5

Формы рельефа и их развитие.


ИНМ

Знать: современные рельефообразующие процессы, влияние древнего оледенения и компонентов природы, деятельности человека на формирование рельефа России, стихийные природные явления


§8

С.49-54

С.55-56

29,09

16,10


12

6

Итоговый урок по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.

ЗПЗ


Тест


29,09

16,10


Тема 2. Климат и климатические ресурсы. (5 часов)







13

1

Общая характеристика климата России.

ИНМ

Ученик должен знать факторы, определяющие климат России. Уметь объяснять образование циклонов и антициклонов.


§ 9

С.57-59

6,10

23,10


14

2

Распределение температуры и влаги по территории страны.

ИНМ

Ученик должен понимать закономерности распределения тепла и влаги. Уметь анализировать карты


§9

С.60-63

6,10

23,10


15

3

Типы климатов.


ИНМ

Ученик должен знать характеристику типов климатов. Уметь составлять прогноз погоды.


§ 10

С.63-71

13,10

30,10


16

4

Зависимость человека от климатических условий. Агроклиматические ресурсы.


ИНМ

Ученик должен уметь анализировать и сопоставлять карты различного содержания.

Знать: испаряемость, типы климата, зависимость типов климата от климатообразующих факторов, климатические пояса России

Уметь: определять коэффициент увлажнения, работать по климатическим картам

Называть климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антицикло­нах.


§11

С.72-74

13,10

30,10


17

5

Итоговый урок.


ППМ



С.75-76

20,10

13,11


Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы. ( 4часа)








18

1

Характеристика внутренних вод России.

ИНМ

Ученик должен знать особенности внутренних вод России, понятия, касающиеся работы реки. Знать реки России, уметь показать объекты на карте, распределение рек по бассейнам.


§12

С.77-83

20,10

13,11


19

2

Озера, болота, подземные воды, ледники и многолетняя мерзлота.

ИНМ

Ученик должен знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показывать на карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты.


§ 13

С.84-88

27,10

20,11


20

3

Водные ресурсы, охрана. Опасные явления, связанные с водами.

ИНМ

Ученик должен знать особенности вод своего региона, бассейны, режим использования. Уметь объяснять их размещение.


§ 14

С.89-91

27,10

20,11


21

4

Обобщение по теме «Внутренние воды»

ОСМ


Тест


С.92

10,11

27,11


Тема 4. Почвы и земельные ресурсы. (3 часа)








22

1

Почвы и их типы. Характеристика.


ИНМ

Ученик должен знать понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв. Уметь объяснять существенные признаки почв.

Знать зональные типы почв, их главные свой­ства, примеры мелиора­ции земель в разных зонах и регионах. Объяснять почвообра­зовательные процессы


§15

С.93-97

10,11

27,11


23

2

Закономерности распределения почв.

ИНМ


§16

С.98-100

17,11

4,12


24

3

Земельные ресурсы страны. Охрана.

ИНМ


§17

С.100-104

17.11

4,12


Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. (4 часа)







25

1

Растительный и животный мир России.

ИНМ

Ученик должен знать растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов.


§18

С.105-111

24,11

11,12


26

2

Биологические ресурсы. Охрана.


ПР

Ученик должен знать понятие «биологические ресурсы» и меры по их охране. Уметь прогнозировать использование и охрану природных ресурсов.

Практическая работа №5

Заполнение таблицы «Биологические ресурсы РФ».

§19

С.112-115

24,11

11,12


27

3

Природно-ресурсный потенциал России.

ИНМ



§20

С.116-120

1,12

18.12


28

4

Обобщающий урок по темам «Почвы и земельные ресурсы»,

«Растительный и животный мир. Биологические ресурсы».

ЗПЗ


Тест

С.120-121

1,12

18,12


РАЗДЕЛ 2. Природные комплексы России. (30часов)







Тема 1. Природное районирование. (7 часов)







29

1

Природные комплексы России. Общая характеристика.

ИНМ

Ученик должен знать понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России. Уметь объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов.


§21

С.124-126

8,12

25,12


30

2

Природные зоны России. Характеристика.

ИНМ

Ученик должен знать, что такое природно-хозяйственные зоны. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию.


§23

С.129-135

8,12

25,12


31

3

Арктические пустыни, тундра, лесотундра


Ученик должен знать характеристику арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Уметь составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников.



15.12

15,01


32

4

Общая характеристика лесов России.

ИНМ



§24

С.135-139

15,12

15,01


33

5

Лесостепи, степи и полупустыни. Безлесные зоны юга России: географическое положение.

ИНМ

Природная зона Ученик должен знать характерные черты лесостепей, степей, полупустынь, пустынь, их хозяйственное использование и экологические проблемы. Уметь объяснять их существенные признаки.


§ 25

С.139-144

22,12

22,01


34

6

Высотная поясность.

Особо охраняемые природные территории.

ИНМ

Ученик должен знать понятие «высотная поясность». Уметь объяснить набор высотных поясов в горах.


§28

С.144-150

22,12

22,01


35

7

Обобщающий урок по теме природное районирование России

ОСМ




29,12

29,01


Тема 2. Природа регионов России. ( 24 часа)







36

1

Общая характеристика Русской равнины.


ИНМ

Знать: территорию природных регионов

Уметь: характеризовать природный регион



29,12

29,01


37

2

Природные комплексы Русской равнины.

ИНМ



§27

С.151-157

12,01

5,02


38

3

Проблема рационального использования природных ресурсов Русской равнины.

ИНМ



§28

С.158-165


12,01

5,02


39

4

Северный Кавказ. Характеристика гор.


ЗПЗ



§29

С.166- 169

19,01

12,02


40

5

Природные комплексы Северного Кавказа.

ЗПЗ


Практическая работа №6

Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).


§ 30

С.170-177

19,01

12,02


41

6

Урал. Общая характеристика.


ИНМ



§31

С. 178-181

26,01

19,02


42

7

Природа Урала.


ЗПЗ



§ 32

С.181-186

26,01

19,02


43

8

Природные уникумы Урала.


ИНМ


Практическая работа №7

Заполнение таблицы «Особенности природы Урала».

§ 33

С.187-192

2,02

26,02


44

9

Экологические проблемы Урала. Обобщение знаний.

ОСМ



§ 34

С.192-194

2,02

26,02


45

10

Размещение природных ресурсов по территории Русской равнины.

ЗПЗ



§34

С.194-197

9,02

4,03


46

11

Итоговый урок. «Природные комплексы европейской части России».


ПМ



повторить

§ 27-29

9,02

4,03


47

12

Западная Сибирь. Особенности природы.

ИНМ


Тест

повторить

§30-34

16,02

11,03


48

13

Ресурсы Западной Сибири.


ИНМ



§ 35

С. 197-204

16,02

11,03


49

14

Характеристика природных условий Западной Сибири.


ЗПЗ



§ 36

С. 200-204

1,03

18,03


50

15

Восточная Сибирь. Общая характеристика.

ИНМ


Практическая работа №8

Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов России.

§36

С.204-208


1,03

18,03


51

16

Природные комплексы Восточной Сибири.

ИНМ



§ 36

С.208-212

15,03

1,04


52

17

Природные районы Восточной Сибири

ИНМ



§37

С. 213-215

15,03

1,04


53

18

Байкал.

ИНМ



§38

С. 215-225

29,03

8,04


54

19

Природные ресурсы Восточной Сибири.

ИНМ



§ 39

С.225-229

29,03

8,04


55

20

Дальний Восток- край контрастов.


ИНМ



§ 40

С.229-234

5,04

15,04


56

21

Природные комплексы Дальнего Востока.

ИНМ



§41

С.235-238

5,04

15,04


57

22

Природные ресурсы Дальнего Востока.

ИНМ



§42

С. 238-247

12,04

22,04


58

23

Обобщающий урок «Дальний Восток»




§43

С. 248-252

12,04

22,04


59

24

Обобщающий урок по теме «Природные районы России»

ОСМ


тест


19,04

29,04


РАЗДЕЛ 3. Человек и природа. (5 часов)



ОСМ



с.252-253

60

1

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

ИНМ

Знать: классификацию природных условий, особенности воздействия на здоровье человека


19,04

29,04


61

2

Антропогенное воздействие на природу.

ИНМ



§44

С.256-261

26,04

6,05


62

3

Рациональное природопользование.


ИНМ



§45

С. 262-266

26,04

6,05


63

4

Географический прогноз, его значение.

ИНМ



§46

С. 267-270

10,05

13,05


64

5

Экологическая ситуация в России. ОБЖ – Меры по защите здоровья при нарушениях экологического равновесия в местах проживания.

ИНМ



§46

С.270-271

10,05

13,05


РАЗДЕЛ IY. География Ужурского района. ( 6часов)



ИНМ



§47

С. 271-278

65

1

Географическое положение, состав района.

ИНМ

Знать: территорию

Уметь: характеризовать природу района и хозяйственную деятельность

Практическая работа №1

Характеристика географического положения района

конспект

17,05

20,05


66

2

рельеф и полезные ископаемые района.

ИНМ




17,05

20,05


67

3

Природные ресурсы и условия района.


ИНМ



24,05

27,05


68

4

Хозяйство района


ИНМ



24,05

27,05


69

5

Обобщение знаний.


ОСМ



31,05

3,06


70

6

Итоговый урок.


ПР


зачет

31,05

3,06




ИТОГО

70





ИНМ - изучение нового материала ПР – практикум

ЗПЗ – закрепление первичных знаний ПМ – повторение материала по теме

ППМ – повторение пройденного материала ОСМ - урок обобщения и систематизации знаний



4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


1. Называть (показывать):

  • Размеры территории России, государственную границу, береговую линию.

  • Основные части земной коры и формы рельефа.

  • Месторождения полезных ископаемых.

  • Факторы, формирующие рельеф, климат, речную сеть, почву и природные зоны.

  • Типы климатов.

  • Типы почв.

  • Распространение многолетней мерзлоты.

2. Определять:

  • Координаты крайних точек, поясное время.

  • Основные климатические показатели.

  • Положения природных районов

3. Описывать:

  • Географические явления, объекты.

  • Природные условия жизни, быта и хозяйственной деятельности людей.

  • Антропогенные изменения природы

4.Объяснять:

  • Природные особенности географических объектов и явлений (в т.ч. своей местности).

  • Сущность процессов, формирующих рельеф.

  • Почвообразующие факторы.

  • Циркуляцию воздушных масс.

  • Формирование природных зональных комплексов и высотных поясов.

  • Опасные природные явления (в т.ч.своей местности).

  • Экологические региональные проблемы.

5. Прогнозировать:

  • Изменения природы своей местности.

  • Экологические проблемы своей местности.


5. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Тип контрольной работы (тест, диктант, сочинение и т.д.)

Тема, название.

Источник (наименование и автор учебного пособия)

тест

Итоговый урок по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.

География. Тесты. 8-9 кл.: Учебно-метод.пособие/ В.А. Кошевой, А.А. Ложбанидзе.-М.: Дрофа, 2002.

тест

Итоговое занятие. По теме «Климат и климатические ресурсы»

тест

Итоговое занятие. По теме «Внутренние воды и водные ресурсы»

тест

Обобщающий урок по темам «Почвы и земельные ресурсы», «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы».


зачет

Итоговый урок. «Природа регионов России».


зачет

Обобщающий урок по теме «География Ужурского района»




6. Учебно-методические средства обучения


Список литературы


Литература для учителя:

География. 6-11 классы: развернутое тематическое планирование./Автор-сост. Болотникова Н.В., Комарова В.П. – Волгоград, Учитель, 2010.- 171с.

География России. Природа. 8 класс: поурочные планы по учебнику И.И. Бариновой. /Авт.-сост. О.А. Антушева.- Волгоград, Учитель,2007.- 375с.

Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии. 6-10 классы. Книга для учителя. -М., Просвещение, 2008.- 64с.

География. Тесты. 8-9 кл.: Учебно-метод.пособие/ В.А. Кошевой, А.А. Ложбанидзе.-М.: Дрофа, 2002.


Литература для учащихся:


Баринова И.И. География.- М., Дрофа, 2010-2012.


Дополнительная литература для учащихся:

Атлас. География. 8 кл. – М., Дрофа, 2014

Контурные карты. География. 8 класс.- М., Просвещение, 2014.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!