Рабочая программа «География» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004), программы по географии для общеобразовательных учреждений под редакцией И.В. Душиной - М,: Дрофа, 2006 г
- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей
- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;
- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.
- развитие коммуникативной компетенции учащихся.
- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;
- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;
- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.
Преподавание предмета «География» представляет распределение учебных часов в соответствии с содержанием предметной области «География» ФК ГОС среднего (полного) общего образования. Преподавание рассчитано на изучение учебного предмета «География» в 8 классе в объеме 68 часов (2 часа в неделю). Планирование преподавания и структура учебного содержания соответствуют содержанию и структуре УМК «География» для 8 класса И.И. Баринова. Рабочая программа предполагает соотношение освоения учащимися теоретического материала и практического применения знаний.
Что изучает география России. Источники географических знаний. Различия во времени Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.
Особенности природы и природные ресурсы России. (35 часов) Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Рельеф и полезные ископаемые Московской области. Практическая работа. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий. Тема 2: Климат и климатические ресурсы Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата. Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона. Практические работы. 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. 2. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов. 3. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения. Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Практические работы. 1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования. 2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата. Тема 4: Почва и почвенные ресурсы Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Почва — национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв. Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности. Практическая работа. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности. Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности. Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
Природные комплексы России (27 часов) Тема 6: Природное районирование Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК. Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия. Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы. Практическая работа. Выявление по картам зависимостей между компонентами природы на примере одной .
1. Программа по географии под редакцией И.В. Душиной рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, М., 2006 год.
2. Учебник «География России. Природа» 8 класс Авторы: И.И. Баринова. М.: - «Дрофа». 2007 г.
1. Ноутбук.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Введение |
1. | Что изучает география России. Формирование, освоение и изучение территории России | 1 | Работа с текстом учебника, объяснять роль географических знаний. Найти по картам атласа маршруты русских землепроходцев |
2 | Россия на карте мира. Географическое положение России. Моря. П.р. 1 «Характеристика географического положения России» | 1 | Определять ГП России; показывать пограничные государства. Понимать связь между ГП и другими компонентами. Нанесение на контурную карту границ России, приграничных стран, морей, омывающих берега России, крайних точек России и определение их географических координат. |
3. | Различия во времени на территории России. Часовые пояса. П.р. 2 «Определение поясного времени для разных пунктов России | 1 | Анализ и сопоставление карт атласа. определять местное, поясное, декретное, летнее время |
Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые |
4. | Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. | 1 | Работа с атласом. учебником, Заполнение таблицы, показывать на карте формы рельефа. Обозначение на контурной карте России. |
5. | Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. | 1 | Сопоставление карт тектоническая и физическая, выявить их зависимость |
6. | Основные тектонические структуры. | 1 | Анализ карт, текста учебника |
7. | Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. П.р. 3 «Объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий | 1 | Выявить закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения. Обозначение на контурной карте важнейших месторождений минеральных ресурсов России. |
8. | Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. | 1 | Работа с текстом учебника, тематическими картами, таблицами. Обоснование связи рельефа со строением земной коры и размещением полезных ископаемых |
9 | Проявление основных закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона. | 1 | Работа с текстом учебника, анализ карт атласа Алтайского края |
Тема 2. Климат и климатические ресурсы |
10 | Климатообразующие факторы. | 1 | Выписать климатообразующие факторы в тетрадь. Анализировать факторы, влияющие на климат России |
11 | Солнечная радиация и радиационный баланс. П/р №4 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля количества осадков» | 1 | Анализировать климатические карты, объяснять циркуляцию циклонов и антициклонов, сопоставлять климатические карты. |
12 | Циркуляция воздушных масс, циклоны и антициклоны. | 1 | По карте пронаблюдать движение воздушных масс. Влияние циклонов и антициклонов на климат |
13 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. | 1 | Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории России |
14 | Климатические пояса и типы климатов. | 1 | |
15 | Агроклиматические ресурсы. Прогнозы погоды, их значение. | 1 | Составление схемы - конспекта |
16 | Оценка основных климатических показателей региона | 1 | П.р. 5 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для харак-истики условий жизни и хозяйственной деятельности населения». |
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы |
17 | Разнообразие внутренних вод России. Главные речные системы. | 1 | Работа с текстом учебника, составление конспекта, распределение внутренних вод по территории России, речные бассейны. |
18 | Питание, режим, водоразделы, бассейны рек. П.р. 6 «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт определение возможностей её хозяйственного использования» | 1 | Относить реки по бассейнам, давать характеристику реки по плану, и картам |
19 | Важнейшие озёра, их происхождение. Болота. | 1 | Работа с текстом учебника Анализ карт атласа. Выявить озерные котловины |
20 | Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. | 1 | Выявить виды ледников, границу многолетней мерзлоты |
21 | Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Искусственные водоёмы. П.р. 7 «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования». | 1 | Выявить обеспеченность водными ресурсами регионов России |
22 | Стихийные явления, связанные с водами, предупреждение их последствий. П.р 8 «Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны, их зависимости от рельефа и климата. | 1 | Работа с картами атласа, Интернет-ресурсами. Презентация |
23 | Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. | 1 | Работа с текстом учебника, тематическими картами. Сообщения учащихся |
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы |
24 | Почва- особый компонент природы. В.В.Докучаев -основоположник почвоведения. | 1 | Характеристика основных типов почв. Сообщение о Докучаеве |
25 | Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. | 1 | Работа с текстом учебника, тематическими картами. Формулировка цели . |
26 | Закономерности распространения почв | 1 | Закономерности использования почв человеком, причины разрушения почв. Давать определение понятий почвы, земельные ресурсы, мелиорация, рекультивация |
27 | Закономерности распространения почв в Алтайском крае. П.р. 9 «Выявление условий почвообразование основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности». | 1 | Характеристика почв региона по плану и картам. |
28 | Почва- национальное богатство. Почвенные ресурсы России. | 1 | Давать определение понятий почвенные ресурсы, выявить значение почв для хозяйства страны |
29 | Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель. | 1 | Давать определение понятий мелиорация, виды ее. Работа с текстом учебника |
30 | Особенности почв своей местности. | 1 | Сообщения учащихся с последующим обсуждением |
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы |
31 | Растительный мир России. | 1 | Определить растительный мир России, видовое разнообразие, факторы, определяющие облик. Анализ карт атласа. Объяснение приспособления растений к условиям окружающей среды |
32 | Животный мир России. | 1 | Определить животный мир России, видовое разнообразие, факторы, определяющие облик. Анализ карт атласа. Объяснение приспособления животных к условиям окружающей среды |
33. | Особенности растительности и животного мира природных зон России. | 1 | Сопоставление и анализ различных источников географической информации. |
34 | Биологические ресурсы, их рациональное использование. П.р.10 «Составления прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса». | 1 | Определение термина биологические ресурсы, пути их использования. |
35 | Растительный и животный мир своего региона, своей местности. | 1 | Работа с текстом учебника, тематическими картами. Сообщения, подготовка презентации |
36 | Особо охраняемые природные территории. | 1 | Сообщения учащихся о заповедниках |
37 | Природно-ресурсный потенциал России | 1 | Оценка природных условий и ресурсов России. Подготовка и защита презентации, проекта |
Раздел ΙΙ. Природные комплексы России |
Тема 1.Природное районирование |
38 | Физико-географическое районирование России. | 1 | Выявить факторы определяющие физико-географические районы |
39 | Формирование природных комплексов- результат длительного развития ГО Земли. П.р. 11 «Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России». | 1 | Работая с текстом, картами выявить факторы определяющие природные районы |
40 | Моря как крупные природные комплексы. | 1 | Характеристика ПК Белого моря |
41 | Природные зоны России. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр. | 1 | Характеристика одной из северных зон страны с использованием разных источников географической информации |
42 | Характеристика лесов и лесостепей . | 1 | Характеристика природных зон. Сравнение природных зон, объяснение различий. |
43. | Характеристика зоны степей. | 1 | Характеристика природных зон. Сравнение природных зон, объяснение различий. |
44. | Характеристика полупустынь и пустынь. П.р. 12 «Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)». | 1 | «Путешествие» по природным зонам, общие и отличительные черты |
45 | Высотная поясность. Жизнь в горах. | 1 | Составление схемы высотной поясности для разных гор нашей страны |
46 | Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Природная зона своей местности. | 1 | Работа с текстом учебника, тематическими картами. Подготовка географического эссе о природе региона |
47 | Обобщающий урок по теме. «Особенности природы России» | 1 | Тестовые задания ОГЭ, ответы на вопросы |
Тема 2. Природа регионов России |
48 | Русская (Восточно-Европейская) равнина. | 1 | Выявление главных особенностей природы с использованием различных источников географической информации. |
49 | Особенности природы равнины. | 1 | Обозначение на контурной карте основных форм рельефа, крупных рек и озер, крупных городов, границ природных зон |
50 | Природные комплексы и природно - ресурсный потенциал. | 1 | Выявление природных комплексов, ресурсов. Сообщения, ответы на вопросы |
51 | Проблемы рационального использования природных ресурсов. Памятники природы равнины. | 1 | Выявление проблем рационального и Обозначение на контурной карте памятников природы, крупных ООПТ. Подготовка презентации об одном из них (по выбору) с опорой на межпредметные связи. |
52 | Северный Кавказ. Особенности геологического строения и рельефа. Полезные ископаемые. | 1 | Выявление главных особенностей природы с использованием различных источников географической информации. |
53 | Природные комплексы Северного Кавказа. | 1 | Выявление природных комплексов, ресурсов. Сообщения, ответы на вопросы |
54 | Урал: особенности географического положения и различия природы. | 1 | Работа с текстом учебника, тематическими картами. Сравнительная характеристика отдельных частей Урала (Северного и Южного, Предуралья и Зауралья) |
55 | Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. П.р. 13 «Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека». | 1 | Оценка экологической ситуации, сложившейся на Урале, выявление её причин и возможных путей улучшения |
56 | Западно - Сибирская равнина. Особенности географического положения, своеобразие природы. | 1 | Выявление главных особенностей природы с использованием различных источников географической информации |
57 | Природные зоны. Природные ресурсы и условия их освоения. | 1 | Дискуссия «Что мешает освоению природных богатств Западно-Сибирской равнины» |
58 | Восточная Сибирь. История освоения. Специфика природы Средней Сибири. | 1 | Выявление главных особенностей природы с использованием различных источников географической |
59 | Специфика природы Северо-Восточной Сибири, ее суровость | 1 | Работа с картами атласа, Интернет-ресурсами. Сообщения, обсуждения. |
60 | Специфика природы пояса гор Южной Сибири. Жемчужина Сибири- Байкал. | 1 | Работа с текстом учебника, тематическими картами, составление конспекта «Черты уникальности Байкала» |
61 | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. П.р. 14 «Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов». | 1 | Выявление главных видов природных ресурсов, проблемы освоения территории с использованием различных источников географической |
62 | Дальний Восток. Географическое положение, особенности рельефа и геологического строения. | 1 | Выявление главных особенностей природы с использованием различных источников географической Сравнительная характеристика природы северных и южных частей Дальнего Востока |
63 | Муссонный климат. Реки и озёра. Причины своеобразие природных зон. | 1 | Выделить характерные черты климата. Найти на карте реки, озера, нанести на контурную карту |
64 | Стихийные природные явления. Природный ресурсный потенциал. Природные уникумы. | 1 | Характеристика природных комплексов Дальнего Востока. Сообщения –природные уникумы, ответы на вопросы |
65 | Обобщение. Природные комплексы России. | 1 | Выполнение тестовых заданий ЕГЭ, ответы на вопросы |
Раздел ΙΙΙ. Человек и природа |
66 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека | 1 | Выявление главных особенностей природы с использованием различных источников географической информации, влияние на здоровье человека |
67 | Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. П.р. 15 «Составление карты «Природные уникумы России». | 1 | Работа с картами, схематичное составление картосхемы, обозначение природных уникумов |
68 | Экологическая ситуация в России, в своей области. П.р. 16 «Характеристика экологического состояния одного из регионов России (по выбору)». | 1 | Выявление экологической ситуации на основе анализа географических источников информации |