СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 кл.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 9 кл. УМК Домогацких

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 кл.»










Содержание:


1.Пояснительная записка…………………………………………………………..2.

2.Учебно-тематический план………………………………………………………4.

3.Поурочное планирование…………………………………………………………11.

4.Требования к уровню подготовки учащихся………………………….................18.

5.Список литературы…………………………………………………………………25.
















1.Пояснительная записка


Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2010.

  • программы для общеобразовательных учреждений по географии (базовый уровень) 2010 г. География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова. – М.: Дрофа, 2010.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает цикл географического образования в основной школе.

Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.


Цель: создание условий для формирования у обучающихся способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории по географии.

Задачи:

- достижение уровня функциональной грамотности на основе успешного освоения географии в соответствии с Государственным стандартом.

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; сформировать целостный географический образ своей Родины; сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;

  • Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» в 9 классе, из них 10 часов отводятся на изучение географии Курской области.

  • Программа предусматривает 11 практических работ, из них 10 – оценочных. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.


Используемый УМК:

  1. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. География: Население и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИЦ «Русское слово РС», 2014.

  2. В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2010.

  3. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.






2.Учебно-тематический план

Общее количество часов - 68

раздела

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы



Введение

1

-

1.

Общий обзор России

34

6

2.

Природно-хозяйственная характеристика России

21

4

3.

География Курской области

10

1

4.

Заключение

2



ИТОГО

68

11














Содержание программы учебного предмета


Введение. Экономическая и социальная география (1 час)

Предмет экономической и социальной географии. Хозяйственный комплекс – главный объект исследования экономической географии. Различия между природным и хозяйственным комплексом.

Основные понятия: экономическая и социальная география, хозяйственный комплекс.

Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ

Тема 1. Россия на карте мира.

Природа и человек. (8 часов)

Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств.

Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны.

Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.

Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.

Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям – биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера.

Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России.

Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.

Основные понятия: социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация, природные условия, адаптация, природные ресурсы.

Тема 2. Население России (8 часов)

Демография. Переписи населения. Численность населения России и ее динамика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в современной России. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России.

Плотность населения. Две зоны расселения и их характеристики. Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны.

Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации.

Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.

Основные понятия: естественный прирост, воспроизводство населения, трудовые ресурсы, плотность населения, миграции, расселение, урбанизация.

Тема 3. Хозяйство России (18 часов)

Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.

Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

Основные понятия: национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.

Раздел 2. Природно-хозяйственная характеристика России (21 час)

Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север – самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы – основа хозяйства района. Мурманск – морские ворота страны.

Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад – транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение – главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург – многофункциональный центр района.


Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности.

Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.

Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района.

Северо-Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Крым. Население и природные ресурсы.

Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.

Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.

Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство – огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

Основные понятия: транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье.

Раздел 3. География Курской области. (10 часов)

История развития географии Курского края. Знаменитые люди. Географы. Границы. Экономико-географическое положение. Хозяйство. Население и трудовые ресурсы. Промышленность. АПК. Транспортный комплекс. Социальная сфера. Внешние экономические связи. Экономико-географические различия.



Заключение. Место России

в мировой экономике (1 час)

Развитие хозяйственного комплекса России и изменение ее экономического значения на международном уровне.

Итоговое повторение (1 час)











3. Поурочное планирование.

п\п

Тема урока

Кол-во

часов

Домашнее задание

Практические работы

Дата

По плану

Факт


Введение.






1

Введение. Экономическая и социальная география.

1

§1





Раздел 1. Общий обзор России







Тема 1. Россия на карте мира.

Природа и чловек.

8





2

Экономико – и политико- географическое положение России.

1

§2




3

Формирование территории России. Практическая работа №1

1

§3

№ 1. Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран.



4

Административно-территориальное деление РФ.

1

§4




5

Районирование территории России.

1

§5




6

Природные условия России.

1

§6




7

Природные ресурсы России.

1

§7




8

Хозяйственная деятельность и изменение природной среды.

1

§8




9

Обобщение темы «Россия на карте мира.

Природные условия и ресурсы России»

1






Тема 2. Население России

8





10

Численность населения России.

1

§9




11

Размещение населения России.

1

§10




12

Миграция населения.

1

§11




13

Сельская форма расселения.

1

§12




14

Городская форма расселения. Урбанизация.


§13




15

Этнический и религиозный состав населения. Практическая работа №2

1

§14

№ 2. Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации.



16

Трудовые ресурсы и рынок труда.

1

§15




17

Обобщение темы «Население России»

1






Тема 3. Хозяйство России

18





18

Национальная экономика.

1

§16




19

Факторы размещения производства. Практическая работа №3

1

§17

3Выбор места для строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства



20

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность.

1

§18




21

Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность.

1

§19




22

Топливно-энергетический комплекс: электроэнергетика. Практическая работа №4

1

§20

№ 4. Составление характеристики одной из топливно-энергетических баз России по картам и статистическим материалам.



23

Металлургический комплекс: черная металлургия.

1

§21




24

Металлургический комплекс: цветная металлургия. Практическая работа №5

1

§22

№ 5. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия, также составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.



25

Машиностроительный комплекс.

1

§23




26

География машиностроения. Практическая работа №6

1

§24

№ 6. Определение по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения.



27

Химическая промышленность.

1

§25




28

Лесная промышленность.

1

§26




29

Сельское хозяйство: растениеводство.

1

§27




30

Сельское хозяйство: животноводство.

1

§28




31

Зональная специализация сельского хозяйства.

1

§29




32

Пищевая и легкая промышленность.

1

§30




33

Транспорт России.

1

§31




34

Нематериальная сфера хозяйства.

1

§32




35

Обобщение темы «Отрасли хозяйства России»

1






Раздел 2. Природно-хозяйственная хаорактеристика России

21





36

Европейский Север .Общие сведения.

1

§33




37

Европейский Север. Население, природные ресурсы и хозяйство.


§34




38

Европейский Северо-Запад. Общие сведения.

1

§35




39

Европейский Северо-Запад. Население, природные ресурсы и хозяйство.

1

§36




40

Центральная Россия. Общие сведения. Практическаяработа № 7

1

§37

№ 7. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.



41

Центральная Россия. Население и природные ресурсы.

1

§38




42

Центральная Россия. Хозяйство.

1

§39




43

Европейский Юг. Общие сведения.

1

§40




44

Европейский Юг. Население, природные ресурсы и хозяйство.

1

§41




45

Крым – новая республика в составе России.


Конспект




46

Поволжье. Общие сведения.


§42




47

Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство. Практическая работа №8


§43

№8Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.



48

Урал. Общие сведения. Практическая работа №9

1

§44

№ 9. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.



49

Урал. Население ,природные ресурсы и хозяйство.


§45




50

Западная Сибирь. Общие сведения. Практическая работа № 10

1

§46

№ 10. Изучение и оценка природных условий Западно- Сибирского (или Кузнецко - Алтайского) района для жизни и быта человека.



51

Западная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство.


§47




52

Восточная Сибирь. Общие сведения.

1

§48




53

Восточная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство.


§49




54

Дальний Восток. Общие сведения.

1

§50




55

Дальний Восток. Население, природные ресурсы и хозяйство.

1

§51




56

Обобщение темы «Природно-хозяйственная характеристика России»

1






Раздел 3. Региональный компонент.

География Курской области


10





57

Введение. История развития географии Курского края.

1





58

Границы. Практическая работа №11

1


№11 Выявление особенностей границ Курской области и нанесение их на контурную карту.



59

Экономико-географическое положение

1





60

Административно-территориальное устройство, состав.


1





61

Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

1





62

Население и трудовые ресурсы.

1





63

Общая характеристика хозяйства. Территориальная организация отраслей промышленности.







64

Территориальная организация отраслей агропромышленного комплекса.

1





65

Транспортный комплекс. Социальная сфера.

1





66

Внешние экономические связи. Экономико-географические различия.

1






Заключение.

2





67

Место России в мировой экономике.

1

§52




68

Итоговое повторение

1





Перечень практических работ.
Тема практической работы Дата



План. Факт.
1.


Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран.


2. Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации.

3. Выбор места для строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства

4. Составление характеристики одной из топливно-энергетических баз России по картам и статистическим материалам.

5.

Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия, также составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.



6.

Определение по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения.



7.

Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.



8.

Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.



9.

Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.



10.

Изучение и оценка природных условий Западно- Сибирского (или Кузнецко - Алтайского) района для жизни и быта человека.



11.

Выявление особенностей границ Курской области и нанесение их на контурную карту.





4.Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

знать (понимать):

  • географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;

  • причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;

  • связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;

  • факторы размещения основных отраслей хозяйства России;

  • основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;

  • крупнейшие городские агломерации нашей страны;

  • причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;

  • географию народов, населяющих нашу страну.

уметь:

  • давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;

  • приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;

  • объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.



Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.


Географическая номенклатура

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.
Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волге-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский КРЯЖ, северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо- Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, Курская магнитная аномалия, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (СОЛИ), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбасс, Горная Шория (железные руды), Донбасс, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).



Формы контроля уровня достижений учащихся

Важной частью учебного процесса является контроль, учет и оценка достижений учащихся всех компонентов содержания географического образования (знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности, эмоционально – ценностное отношение к миру), а также оценка динамики личностного развития учащихся (проявление познавательного интереса к предмету, самостоятельность, организованность, умение работать) в группе, эмпатия и толерантность).

Контроль, учет, оценка достижений учащихся при изучении курса выполняет несколько функций: контролирующую, обучающую, констатирующую, уведомляющую и стимулирующую.

Важное место отводится самооценке. Главный смысл самооценки заключается в развитии умений самоконтроля у ученика, самостоятельной экспертизы собственной деятельности.

Проверка усвоенного содержания подразделяется на фронтальную и индивидуальную. Текущий индивидуальный учет проводится в письменной и устной форме. Вопросы и задания предлагаются в форме теста, кроссворда, индивидуальной карточки, открытых вопросов.

Фронтальный опрос, проводимый как в устной, так и в письменной форме, позволяет провести учет достижений у большинства обучающихся.

Основная цель контроля, учета и оценки достижений учащихся – подведение итогов и проверка уровня усвоения учащимися учебного материала, который определяет степень готовности учащихся к изучению следующей темы содержания.

Формы контроля: устный опрос, тестовый контроль, работа с контурными картами, письменная проверочная работа.

Критерии оценки знаний учащихся:

Оценка устных ответов учащихся:

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы

В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3»

Оценка «1» ставится, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов

Оценка письменных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» ил правильно выполнено менее 2/3 всей работы

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задании

Оценка практических работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме , самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов

Оценка «1» ставится, если учащийся не выполнил работу

Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков. но правильно указаны основные географические объекты

Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю.





5. Список литературы



Основная литература:

  1. Е.М. Домогацких, Н. И. Алексеевский, Н. Н. Клюев. География. Население и хозяйство России. 9 класс- М.: «Русское слово»,2014

  2. В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2009.

  3. В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.

  4. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.

  5. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.



Дополнительная литература:

1. Географический атлас школьника 6-11 класс.- М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2008

2. Долгорукова С.В., Елисеева Л.Е. Уроки географии 6-9 класс

с применением информационных технологий, Методическое пособие с электронным приложением. - М Глобус.: 2010.

3. Жижина Е.А. Контрольно-измерительные материалы. География: 7 класс.- М.: ВАКО, 2011

4. Марченко Н.А, Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География 6-10 класс.- М.: Айрис-пресс,2010

5. Никитина Н.А. Универсальные поурочные разработки по географии 7 класс - М.: Вако. 2008г.

6.Стандарты второго поколения. География 6-9 классы.- М. «Просвещение» 2010

7. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах - С-П. Виктория.: 2009

8.Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. География Материки, океаны, народы и страны - М. Дрофа.: 2009

9. Атлас. Материки, океаны и страны.- М.: Просвещение, 2010

10. Атлас. Материки. Океаны и страны.- М.: Дрофа, 2010








11