СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класс 2017-2018 учебный год

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету. Календарно0тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс 2017-2018 учебный год»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 24»





УТВЕРЖДЕНА

УТВЕРЖДАЮ

Приказом от _31.08.2017_ №__201_





Рабочая программа

учебного предмета «География»

(базовый уровень)

для 9 класса



Составитель

Харитонова Юлия Сергеевна,

учитель географии

первой квалификационной категории







г. Воскресенск

2017 год



Рабочая программа учебного предмета «География» для 9 класса составлена на основе:


  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;

  • Образовательной программы основного общего образования МОУ «Гимназия №24», утвержденной приказом директора от 30.08.2012 №128/1;

  • Положения по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в МОУ «Гимназия №24», утвержденным приказом директора от 30.08.2017 №195;

  • Авторской программы: И.В. Баринова, В.П. Дронов «География России» (8-9 класс), География 6-11 класс. Программы для общеобразовательных учреждений; сост. Е.В. Овсянникова, М.: Дрофа – 2010 г.

- Л.Ф. Греханкина «Родное Подмосковье» 7, 8-9 класс. Методическое пособие для учителя. - М., 2005 - 147 с.


  • Программа реализуется следующим учебно-методическим комплектом:


    Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.2: География России: Хозяйство и географические районы. 9 класс. - М.: Дрофа, 2015.

  • География России. 9 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2016.


В рабочую программу внесены изменения:


п/п

Название раздела

Кол-во часов по прог-рамме

Кол-во часов по рабочей программе

Причины изменения

1.

Хозяйство России.

(9 класс)

22

20

для изучения географии своего региона

2.

География крупных регионов России

44

47

для изучения географии своего региона

выделение 1 часа резерва в 8 класс




На изучение предмета «География» в учебном плане МОУ «Гимназия №24» на 2017-2018 уч год отводится 68 часов(2 ч/н, из них резерв -1 час) в 9 классе).


Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета география

    1. Учащиеся должны знать:

  • предмет изучения географии России;

  • основные средства и методы получения геогра­фической информации:

  • субъекты Российской Федерации;

  • пограничные государств;

  • особенности географического положения, раз­меры территории, протяженность морских и сухо­путных границ России;

  • границы часовых поясов:

  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

  • климатообразующие факторы, особенности по­годы в циклонах и антициклонах;

  • распределение рек страны по бассейнам океа­нов;

  • основные области современного оледенения и крупные ледники:

  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и ре­гионах;

  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использова­ния;

  • важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансо­вые, торговые, рекреационные, культурно-истори­ческие, районы нового освоения, старопромыш­ленные и депрессивные:

  • народы, наиболее распространенные языки, ре­лигии;

  • примеры рационального и нерационального раз­мещения производства;

  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

  • районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

  • экологически неблагополучные районы России:

  • маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.


    1. Учащиеся должны уметь:

определять:

  • географическое положение объектов;

  • разницу в поясном времени территорий;

  • погоду по синоптической карте;

  • параметры природных и социально-экономиче­ских объектов и явлений по различным источни­кам информации.


описывать:

  • географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (эко­номико-географическое, геополитическое и т. д.);

  • образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленно­го, сельскохозяйственного, городского, транспорт­ного или рекреационного строительства;

  • особенности быта и религии отдельных народов.

объяснять:

  • роль географических знаний в решении со­циально-экономических, экологических проблем

  • страны;

  • влияние географического положения на особен­ности природы, хозяйства и жизни населения Рос­сии;

  • образование и размещение форм рельефа, зако­номерности размещения наиболее крупных место­рождений полезных ископаемых;

  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • как составляют прогноз погоды;

  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и ос­воение территории человеком;

  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

  • разнообразие природных комплексов на терри­тории страны;

  • различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

  • изменение пропорций между сферами, сектора­ми, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения ос­новных отраслей хозяйства и основную специали­зацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

  • особенности природы, населения, хозяйства от­дельных регионов, различия в уровнях их социаль­но-экономического развития;

  • роль географического фактора в развитии чело­веческого общества на примере РФ;

  • уникальность и общечеловеческую ценность па­мятников природы и культуры;

  • причины изменения природных и хозяйствен­ных комплексов регионов;

  • особенности орудий труда, средств передвиже­ния, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления челове­ка к окружающей среде в разных географических ус­ловиях;

  • объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «сол­нечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ": «агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специали­зация»; «кооперирование'; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсив­ный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.


оценивать и прогнозировать:

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;

  • экологическую ситуацию в стране, регионе

  • изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

  • изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

  • развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.


  1. Учащиеся должны использовать в своей практической деятельности для:

  • ориентирования на местности, определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  • определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшении.: принятии. необходимых мер в случае природных стихийных и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.




















Содержание учебного предмета «География» 9 класс

(68 часов, 2 часа в неделю)


Часть V. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (20 часов)


Тема 1. Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырье(4 ч)

Введение.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значе­ние в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.

Топливная промышленность. Нефтяная промышленность. Роль нефти в современ­ном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Ос­новные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефте­проводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.

Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газо­вой промышленности

Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка, Соци­альные и экологические проблемы угледобывающих регионов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинст­ва и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов стан­ций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.


Практическая работа №1 (итоговая): Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.


Тема 2. Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества(11 ч)

Классификация конструкционных материалов, проблемы про­порциональности производящих их отраслей.

Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с дру­гими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлических руд и производству продукции металлургии.

Черная металлургия.

Цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тя­желых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.

Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Группиров­ка отраслей химической промышленности, особенности их геогра­фии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплек­сы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.


Практическая работа №2 (итоговая): Составление схем внутриотраслевых и межотраслевых связей химической промышленности.

Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с други­ми отраслями.

Факторы размещения машиностроительных предприя­тий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.


Практическая работа №3 (итоговая): Определение по картам закономерностей в размещении отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.

Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Про­блемы развития легкой промышленности.


Практическая работа №4 (итоговая): Составление типовой схемы АПК


Тема 3. Третичный сектор экономики — отрасли, производящие разнообразные услуги(5 ч)


Роль третичного сектора в хозяйстве. Классификация услуг Про­блемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружаю­щая среда.

Коммуникационная система. Сухопутный, водный и воздушный транспорт Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта.

Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.

Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рын­ку. Перспективы развития комплекса.


Практическая работа №5 (итоговая): Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану.


Наука, ее значение, состав, роль в жизни современного общества. География российской науки. Технополисы.

Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье — одна из главных по­требностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низ­кие показатели его благоустроенности в России. Географические раз­личия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.


Часть VI. ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ (47 часов)


Тема 1. Районирование России(1 ч)

Районирование — важнейший метод изучения в географии. Как можно районировать территорию: физико-географическое, экономи­ческое, историко-географическое, природно-хозяйственное, эколого-экономическое и другие виды районирования. Виды районирования: сплошное и узловое, частное и комплексное и т. д. Соподчиненность различных видов районирования России.


Тема 2. Европейская Россия (Западный макрорегион)(29 ч)

Особенности природы, истории и географии хозяйства Европейской России. Географи­ческое положение на западе России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих про­цессов. Влияние географического положения на климат региона. Са­мый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Ев­ропейская Россия — основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны.

Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохо­зяйственном производстве страны. Хозяйство. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.


Европейский Север.Факторы формирования района. Состав района. Географическое положение на севере Восточно-Европейской равнины с выходом к Северному Ледо­витому океану. Особенности экономико-географического, геополити­ческого и эколого-географического положения. Влияние географиче­ского положения и природных условий на освоение территории, жизнь людей, специализацию.

Природа Европейского Севера. Различия в рельефе и полезных ископаемых Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное увлажнение территории, богатство озерами, река­ми, болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, северная и сред­няя тайга. Природные ресурсы: минеральные, топливные, лесные и водные. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.

Население и хозяйственное освоение .Историко-географические особенности формирования. Населе­ние: национальный состав, традиции и культура. Города региона. От­ток населения с Севера и его причины.

Хозяйство . Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, хи­мической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Коль­ско-Карельского и Двинско-Печорского подрайонов.

Роль морского транспорта. Мурманский и Архангельский порты. Северный морской путь. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Проблема охраны природы Севера. Северный военно-морской флот. Космодром в горо­де Мирном.


Северо-Западный район. Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах развития: путь «из варяг в греки», «окно в Европу», современные особенности географического положения района.

Природа района: сочетание возвышенностей и низменнос­тей, влияние моря на климат, густая озерно-речная сеть.

Население и хозяйственное освоение. Район древ­него заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербур­га. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, со­циальном и культурном развитии района.

Санкт-Петербург — северная столица России. Экономические, социальные и экологиче­ские проблемы Санкт-Петербурга.

Свободная экономическая зона «Янтарь».


Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Факторы формирования района.

Природа Центральной России. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. По­лезные ископаемые. Дефицит большинства видов природных ресур­сов.

Климатические условия Центральной России, их благоприятность для жизни и хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие ре­ки. Разнообразие и пестрота почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь.

Население и хозяйственной освоение центральной России. Центральная Россия — очаг русской наци­ональной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение юж­ной части региона. Высокая численность и плотность населения. Ко­личество и качество трудовых ресурсов. Современный характер и про­блемы расселения. Преобладание городского населения. Городские агломерации. Высокий уровень развития и концентрации науки. Города науки.

Хозяйство. Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве. Аг­ропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Относительно высокий уровень развития социальной сферы. Топлив­но-энергетические и природоохранные проблемы. Внутрирегиональ­ные различия. Основные географические фокусы экономических, со­циальных и экологических проблем региона.

ЭГХ Московского столичного региона. Возникновение и развитие Москвы. Москва — столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Москвы.

Нижний Новгород, его географическое положение и торговые функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Очаги старинных промыслов.

Современность и проблемы древних русских городов — Новгоро­да, Владимира, Пскова, Смоленска.



Практическая работа №6 (итоговая): Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.

Практическая работа №7 (итоговая): Изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России.

Европейский Юг – самый южный регион России. Состав района. Особенности географического положения: самый южный регион России, ограниченный с трех сто­рон природными рубежами. Геополитическое положение района.

Природа Европейского Юга. Природный амфитеатр. Равнинная, предгорная и горная части реги­она: их природная и хозяйственная специфика. Рельеф, геологиче­ское строение и полезные ископаемые Кавказа. Рельеф и этническое разнообразие населения.

Народы гор и предгорий: традиции, культу­ра, промыслы. Многонациональность и межнациональные проблемы. Очаги концентрации населения. Повышенная доля сельского насе­ления. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основ­ные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и животный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы.

Хозяйство. Агропромышленный комплекс: единственный в стране район суб­тропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве сель­скохозяйственной продукции. Неравномерность обеспеченности вод­ными ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельского хозяйства и перерабаты­вающих отраслей АПК. Сельскохозяйственное, транспортное и энер­гетическое машиностроение. Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: курортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения проблем республик Северного Кавказа. Основные географические фо­кусы экономических, социальных и экологических проблем региона.


Практическая работа №8 (итоговая): Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.


Поволжье. Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины.

Природа Поволжья. Особенности рельефа и климата региона. Зимние и летние температуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга — великая русская река. Ее роль в территориальной организации населения и хозяйства. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы.

Поволжье — место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Рус­ское заселение территории. Территориальная организация расселения и хозяйства.

Хозяйство. Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агро­промышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК — ведущая позиция Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощ­ная пищевая промышленность. Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. Научные центры. Столицы рес­публик и крупнейшие города (Волгоград, Самара, Астрахань). Основ­ные географические фокусы экономических, социальных и экологи­ческих проблем региона.



Урал. Границы и состав. Географическое положение Урала — на стыке разнообразных границ. Урала при разных видах районирования. Разделяющая и связующая роль Урала в природе и хозяйстве.

Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Разнообразные минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности на Урале. Недостаточная геологическая изученность Урала.

Население и хозяйственное освоение Урала. Влияние рельефа на заселение Урала. Современная этническая пестрота. Две меридиональные полосы расселения, влияние речных систем и рельефа на их формирование.

Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем. Особенности климата Урала. Освоение и изучение Урала в связи со сменой представлений о значимости его ресурсов.

География и проблемы современного хозяйства: горнодобываю­щая промышленность, металлургия, химическая и лесная промыш­ленность, разнообразное машиностроение. Их взаимосвязь. Демидов­ские города-заводы и современная система расселения в районе. Про­блемы населения и трудовых ресурсов. Реконструкция уральской промышленности. Отставание развития социальной сферы. Крупней­шие города Урала.

Зональность и высотная поясность почвенно-растительного по­крова и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологиче­ские проблемы региона. Кыштымская трагедия.


Тема 3. Азиатская Россия (Восточный макрорегион)(17 ч)


Общая характеристика. Географическое положение. Большая площадь территории и ма­лая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Кон­центрация основной части населения на юге.

Разнообразие природных условий. Богатство природными ресур­сами. Очаговый характер размещения производства, его сырье, добы­вающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отрас­лей. Трудности организации производства и жизни населения в экс­тремальных условиях.


Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем.

Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Ее положение на молодой эпипалеозойской плите и особенности формирования рельефа. Карское море. Климат и внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Зона Севера и ее значение. Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири. Котловины, разделяющие горы. Контрастность климатических усло­вий. Высотная поясность.

Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека.

Население и хозяйственное освоение. Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропорции в площади и в численности населения Западной Сибири. Научные центры и будущие технополисы.

Современные проблемы и перспективы развития ведущих от­раслей хозяйства.Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лес­ные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Хозяйство. Нефтегазохимический комплекс — основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта. Трансси­бирская магистраль, река Обь, железная дорога Тюмень — Сургут — Ямбург. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем Западной Сибири.


Практическая работа №9 (итоговая): Изучение и оценка природных условий Запад­но-Сибирского района для жизни и быта человека.


Север Восточной Сибири. Факторы формирования района. Состав района. Географическое положе­ние к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Русские исследова­тели северных морей.

Природа. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и геологического строения Среднесибирского плоскогорья. Минеральные ресурсы: руды цветных и редких металлов, алмазы, ка­менный и бурый уголь, химическое сырье. Резко континентальный климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота. Влияние клима­та и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и почвенно-растительный покров. Лесные ресурсы.

Великие сибирские реки: их водность, питание, режим, энергети­ческие и водные ресурсы. Тайга — основная природная зона. Высот­ная поясность; степи котловин. Земельные и агроклиматические ре­сурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в ре­гионе. Крупнейшие заповедники. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения.

Население и хозяйственное освоение. Коренные на­роды, особенности их жизни и быта, проблемы. Исторические особенности заселения русскими. Остроги. Откры­тие медно-никелево-кобальтовой провинции. Основание Норильска.

Хозяйство. Топливно-энергетический комплекс — основа хозяйства террито­рии. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Развитие энергоемких произ­водств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышлен­ность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития про­мышленности.

Особенности строительства в условиях многолетней мерзлоты. Экологические проблемы района.

Якутские алмазы, город Мирный.

Перспективы транспортного освоения района. Амуро-Якутская магистраль. Водный и авиационный транспорт. Влияние транспорт­ных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-истори­ческие, промышленные, транспортные центры.

Природно-хозяйственные районы: Путорана и Среднесибирское плоскогорье. Основные экономические, социальные и экологические проблемы района.


Практическая работа №10 (итоговая): Составление характеристики Норильского про­мышленного узла (географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры).


Южная Сибирь. Состав района. Особенности природы. Географическое положение: в поло­се гор Южной Сибири, вдоль Транссибирской магистрали. Транспорт­ные связи с приграничными государствами: Китаем, Монголией и Ка­захстаном. Связь с Севером по Енисею и Лене. БАМ

Природа. Горные системы Южной Сибири. Складчато-глыбовые горы: Ал­тай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Саяны. Горы Прибайкалья и Забайкалья.

Верхние течения крупных сибирских рек: Оби, Енисея, Лены, Амура. Гидроэнергетическое значение рек. Особенности и проблемы Байкала.

Резко континентальный климат. «Полюс холода» Северного полу­шария. Температурные инверсии. Многолетняя мерзлота.

Природные ресурсы: минеральные, лесные.

Внутренние различия: Кузнецко-Алтайский, Ангаро-Енисейский, Забайкальский подрайоны.

Кузнецко-Алтайский подрайон. Этапы заселения и освоения. Со­здание Транссибирской магистрали. Кузбасс, его проблемы. Новоси­бирск — научный центр.

Ангаро-Енисейский подрайон. Канско-Ачинский бассейн. Гид­роресурсы. Формирование Ангаро-Енисейских ТЭС и ТПК. Заселе­ние территории. Миграции и проблемы трудовых ресурсов. Красно­ярск, Иркутск, закрытые оборонные центры. Проблемы развития подрайона.

Забайкальский подрайон. Горные системы, землетрясения, бай­кальская рифтовая зона. Природные ресурсы: цветные и редкоземель­ные металлы, уголь. Бурятия (Улан-Удэ), Читинская область. Перс­пективы освоения зоны БАМа.

Основные экономические, социальные и экологические пробле­мы региона.


Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения: сильная меридиональная вытянутость, наличие материковой, полуостровной и островной частей.

Этапы освоения территории, русские землепроходцы в XVII в., ус­тановление русско-китайской и русско-японской границ.

Природа. Геологическая молодость территории. Преобладание гор. Текто­ническая подвижность территории: частые землетрясения и вулка­низм, моретрясения, цунами. Долина гейзеров, термальные источни­ки. Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторож­дения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Отрасль специализации района — добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе.

Население и хозяйственное освоение. Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения. Относительная молодость населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.

Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной се­ти. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние примор­ского положения на смещение границ природных зон к югу. Гиган­тизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Хозяйство. Лесозаготовка и целлю­лозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого океана биоре­сурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перс­пективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке ре­гиона.

Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработ­ка, судоремонт. Отрасли военно-промышленного комплекса. Транс­портная сеть Дальнего Востока. Благоприятные почвенные и агрокли­матические ресурсы юга территории. Агропромышленный комплекс. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского региона. Интег­рация со странами АТР. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток — торговый, про­мышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основ­ные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Россия в современном мире

Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи России с другими странами мира.


Резерв – 1 час.

Итого: 68 часов.




























Календарно-тематический план

по учебному предмету «География» для 9 класса (комплексный курс, продолжение)

на 2017 – 2018 учебный год

68 часов (2ч/н)



урока по поряд-ку

урока в раз-деле, теме

Тема урока

Практическая

работа

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала


Раздел 5. Хозяйство России (продолжение) – 20 часов

Тема 1. Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырье(4 ч)


1

Введение.

01.09-02.09



2

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значе­ние в хозяйстве, связь с другими комплексами

04.09-08.09



3.

3

Топливная промышленность. Практическая работа №1 (итоговая): Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

04.09-08.09



4

Электроэнергетика.

11.09-15.09



Тема 2. Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества(11 ч)


1

Классификация конструкционных материалов, проблемы про­порциональности производящих их отраслей.

11.09-15.09



2

Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с дру­гими отраслями

18.09-22.09



3

Черная металлургия.

18.09-22.09



4

Цветная металлургия.

25.09-29.09



5

Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями Практическая работа.№2 (итоговая): Составление схем внутриотраслевых и межотраслевых связей химической промышленности.





25.09-29.09



6

Группиров­ка отраслей химической промышленности, особенности их геогра­фии.

02.10-06.10



7

Лесная промышленность.

02.10-06.10



8

Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с други­ми отраслями.

09.10-11.10



9

Факторы размещения машиностроительных предприя­тий. Практическая работа.№3 (итоговая): Определение по картам закономерностей в размещении отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностр.

16.10-20.10



10

Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Практическая работа.№4 (итоговая): Составление типовой схемы АПК.

16.10-20.10







11

Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями..

23.10-27.10



Тема 3. Третичный сектор экономики — отрасли, производящие разнообразные услуги(5 ч)


1

Роль третичного сектора в хозяйстве. Классификация услуг

23.10-27.10



2

Коммуникационная система. Сухопутный, водный и воздушный транспорт.

30.10-03.11



3

Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. Практическая работа №5 (итоговая): Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану .

30.10-03.11



4

Наука, ее значение, состав, роль в жизни современного общества

07.11-10.11



5

Жилищное и рекреационное хозяйство.

07.11-10.11



Раздел 6. География регионов России(47 часов)

Тема 1. Районирование России(1 ч)


1

Районирование России.

13.11-17.11



Тема 2. Европейская Россия (Западный макрорегион)(29 ч)


1

Особенности природы, истории и географии хозяйства Европейской России

13.11-17.11



2

Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохо­зяйственном производстве страны.

27.11-01.12



3

Европейский Север. Факторы формирования района.

27.11-01.12



4

Природа Европейского Севера.

04.12-08.12



5

Население и хозяйственное освоение Европейского Севера.

04.12-08.12



6

Хозяйство Европейского Севера.

11.12-15.12



7

Северо-Западный район. Состав района. Выгоды географического положения

11.12-15.12



8

Природа Северо-Запада.

18.12-22.12



9

Население и хозяйственное освоение Северо-Запада.

18.12-22.12



10

Санкт-Петербург — северная столица России. Экономические, социальные и экологиче­ские проблемы Санкт-Петербурга.

25.12-29.12



11

Свободная экономическая зона «Янтарь».

25.12-29.12



12

Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Факторы формирования района

09.01-12.01



13

Природа Центральной России.

09.01-12.01



14

Население и хозяйственное освоение Центральной России. Практическая работа №6 (итоговая): Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.

15.01-19.01



15

ЭГХ Московского столичного региона.

15.01-19.01



16

Современность и проблемы древних русских городов — Новгоро­да, Владимира, Пскова, Смоленска.

22.01-26.01



17

Хозяйство Центральной России. Практическая работа №7 (итоговая): Изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России .

22.01-26.01



18

Европейский Юг – самый южный регион России.

29.01-02.02



19

Природа Европейского Юга.

29.01-02.02



20

Многонациональность и межнациональные проблемы. Очаги концентрации населения.

05.02-09.02



21

Хозяйство Европейского Юга. Практическая работа №8 (итоговая): Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

05.02-09.02



22

Поволжье. Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины.

12.02-16.02



23

Природа Поволжья.

12.02-16.02



24

Поволжье — место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения..

19.02-21.02



25

Хозяйство Поволжья.

26.02-02.03



26

Урал. Границы и состав. Географическое положение Урала — на стыке разнообразных границ..

26.02-02.03



27

Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья.

05.03-07.03



28

Население и хозяйственное освоение Урала.

12.03-16.03



29

География и проблемы современного хозяйства Урала.

12.03-16.03



Тема 3. Азиатская Россия (Восточный макрорегион)(17 ч)


1

Азиатская Россия. Общая характеристика.

19.03-23.03



2

Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем.


19.03-23.03



3

Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменных равнин земного шара

26.03-30.03



4

Население и хозяйственное освоение Западной Сибири. Практическая работа №9(итоговая):Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.


26.03-30.03



5

Современные проблемы и перспективы развития ведущих от­раслей хозяйства

02.04-06.04



6

Север Восточной Сибири. Факторы формирования района.

02.04-06.04



7

Природа Севера Восточной Сибири.

16.04-20.04



8

Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири.

16.04-20.04



9

Хозяйство Севера Восточной Сибири. Практическая работа №10 (итоговая): Составление характеристики Норильского про­мышленного узла.

23.04-27.04



10

Южная Сибирь. Состав района. Особенности природы

23.04-27.04



11

Кузнецко-Алтайский подрайон.

03.05-05.05



12

Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны.

07.05-11.05



13

Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения:

07.05-11.05



14

Природа Дальнего Востока.

14.05-18.05



15

Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока.

14.05-18.05



16

Хозяйство Дальнего Востока.

21.05-25.05



17

Россия в современном мире

21.05-25.05



68.

1

Резерв

21.05-25.05



Итого

часов:

В том числе:

уроков повторения

практических работ



По прог-рамме

68


10



Выпол-нено










СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР ____________/______________________/

«______» августа 2017г.


СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению

протокол №___ от «____» августа 2017г.

Руководитель ШМО ___________/Беляева Т.М./