СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географи для 9 класса. Автор учебника Домогацких Е.М.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, авторской программы: Домогацких Е.М. Программа по географии для 5-9 классов ОУ (М.: «Русское слово», 2015). 

Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний о стране, полученных учащимися в 8 классе. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.

Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение


Программа: Домогацких Е.М. Программа курсов «География» для 5 -9 классов Москва, Русское слово, 2015

Всего – 70 часов, в неделю – 2 часа

Учебник: Экономическая география России» 9 класс, Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский, Москва, Русское слово, 2014

УМК: Географический атлас 9 класс,

Рабочая тетрадь, Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский, Москва, Русское слово, 2012



Практические работы:

  1. Составление описания экономико-географического положения России по типовому плану. (1)

  2. Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран. (2)

  3. Обозначение на контурной карте субъектов Федерации различных видов.

  4. Определение административного состава Федеральных округов на основе анализа политико-административной карты России.

  5. Расчёт ресурсообеспеченности территории России по отдельным видам природных ресурсов (минеральных, биологических, водных и т.д.). (3)

  6. Оценка экологической ситуации отдельных частей территории России

  7. Расчёт параметров естественного движения населения: естественного прироста, рождаемости, смертности, показателя естественного прироста, показателя смертности, показателя рождаемости. (4)

  8. Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации. (Определение ареалов компактного проживания крупнейших народов России по картам атласа)

  9. Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально-территориальных образований в составе страны». (5)

  10. Составление схемы отраслевой структуры народного хозяйства России. (6)

  11. Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны

  12. Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных. (7)

  13. Определение по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности

  14. Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства.

  15. Описание транспортного узла. (8)

  16. Экономико-географическая характеристика территории по типовому плану.

  17. . Определение факторов, влияющих на современную хозяйственную специализацию района. (9)

  18. Сравнение экономико-географического положения и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов.

  19. Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа. (10)

  20. Сравнительная характеристика географического положения районов, хозяйственной специализации Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского районов.

  21. Описание экономико-географического положения СК. (11)


Основные цели и задачи курса:

    • сформировать целостный географический образ своей Родины;

    • дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;

    • сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;

    • сформировать необходимые географические умения и навыки;

    • воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и мира в целом;

    • воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса «География России» отводится по 70 часов (2 учебных часа в неделю) в 8 и 9 классах. Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России, а в 9 классе — ее населения и хозяйства, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины.


Предметные результаты:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

- объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;

- аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;

- объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- определять причины и следствия геоэкологических проблем;

- приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;

- оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.

  • использование географических умений:

- прогнозировать особенности развития географических систем;

- прогнозировать изменения в географии деятельности;

- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.

  • использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.




Регулятивные УУД

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

  • Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

  • Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  • Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

  • Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

  • В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

  • Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

  • Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

– организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

  • Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.

  • Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

  • Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы



Коммуникативные УУД:

  • Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

  • В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции:

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.



Требования к уровню подготовки обучающихся:

1. Знать (понимать):

  • географические особенности природно-хозяйственных регионов России; основные географические объекты;

  • причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;

  • связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;

  • факторы размещения основных отраслей хозяйства России;

  • основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;

  • крупнейшие городские агломерации нашей страны;

  • причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;

  • географию народов населяющих нашу страну;



2. Уметь:

  • давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;

  • приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;

  • объяснять особенности природы регионов России и их экономические связи.




Географическая номенклатура

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, Курская магнитная аномалия, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбасс, Горная Шория (железные руды), Донбасс, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ урока

Дата

Тема урока

Направления деятельности

Практическая работа

Дом. задание

план

факт

Тема: Введение (1 час)

1



Экономическая и социальная география

Формирование представлений о социально-экономической географии, хозяйственном (территориальном социально-экономическом) комплекс

Работа в контурной карте

§ 1.

Тема 1. Россия на карте (5 часов)

2



Экономико- и политико-географическое положение России

Формирование представлений об особенностях экономико-географическом положении Росс; умений работать с картами атласа

1. Составление описания политико-географического положения России по типовому плану. (1)

§ 2.

3



Формирование территории России

Формирование представлений о формировании территории России; умений работать с картами атласа

2. Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран. (2)

§ 3.

4



Административно-территориальное устройство России

Формирование представлений об административно-территориальном устройстве России; умений работать с картами атласа

3.Обозначение на контурной карте субъектов Федерации различных видов.


§ 4.

5



Районирование территории России

Формирование представлений о районировании Территории России; умений работать с картами атласа


4.Определение административного состава Федеральных округов на основе анализа политико-административной карты России

§ 5.

6



Обобщающее повторение темы

Закрепление и обобщение знаний и умений по данной теме


§ 2-5.

Тема 2. Природа и человек (4 часа)

7



Природные условия России

Формирование представлений о природных условиях России; умений работать с картами атласа


§ 6.

8



Природные ресурсы России

Формирование представлений о природно-ресурсном потенциале России; умений работать с картами атласа

5.Расчёт ресурсообеспеченности территории России по отдельным видам природных ресурсов (минеральных, биологических, водных и т.д.). (3)

§ 7.

9



Хозяйственная деятельность и изменение природной среды

Формирование представлений о хозяйственной деятельности и изменении природной среды в России; умений работать с картами атласа


§ 8.

10



Обобщающее повторение темы

Закрепление знаний и умений по данной теме

6. Оценка экологической ситуации отдельных частей территории России

§ 6-8.

Тема 3. Население России (8 часов)

11



Численность населения России

Формирование представлений о численности населения в России; умений работать с картами атласа

7. Расчёт параметров естественного движения населения: естественного прироста, рождаемости, смертности, показателя естественного прироста, показателя смертности, показателя рождаемости. (4)


§ 9.

12



Размещение населения России

Формирование представлений о размещении населения по территории России; умений работать с картами атласа

8. Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации. (Определение ареалов компактного проживания крупнейших народов России по картам атласа)


§ 10.

13



Миграции населения

Формирование представлений о миграциях населения в России; умений работать с картами атласа

Работа в контурной карте

§ 11.

14



Сельская форма расселения


РК –1. Села Ставрополья

Формирование представлений о сельской форме расселения в России; умений работать с картами атласа


§ 12.

15



Городская форма расселения


РК- 2. Города Ставропольского края

Формирование представлений о городской форме расселения в России; умений работать с картами атласа


§ 13.

16



Этнический и религиозный состав населения


РК-3. Этнический и религиозный состав Ставропольского края

Формирование представлений об этническом и религиозном составе населения России; умений работать с картами атласа

9. Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально-территориальных образований в составе страны». (5)

§ 14.

17



Трудовые ресурсы и рынок труда

Формирование представлений о трудовых ресурсах России в условиях рынка; умений работать с картами атласа


§ 15.

18



Обобщающее повторение темы

Закрепление знаний и умений по данной теме


§ 9-15.

Тема 4. Отрасли хозяйства России (17 часов)

19



Национальная экономика

Формирование представлений о национальной экономике России; умений работать с картами атласа

10.Составление схемы отраслевой структуры народного хозяйства России. (6)

§ 16.

20



Факторы размещения производства

Формирование представлений о факторах размещения производства; умений работать с картами атласа


§ 17.

21



Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Нефтяная и газовая

промышленность

Формирование представлений о топливно-энергетическом комплексе России; умений работать с картами атласа

§ 18.

22



Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность

Формирование представлений о топливно-энергетическом комплексе России; умений работать с картами атласа

11. Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны


§ 19.

23



Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика

Формирование представлений о топливно-энергетическом комплексе России; умений работать с картами атласа

Работа в контурной карте

§ 20

24



Металлургический комплекс. Чёрная металлургия

Формирование представлений о металлургическом комплексе России; умений работать с картами атласа

12. Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных. (7)

§ 21.

25



Металлургический комплекс. Цветная металлургия

Формирование представлений о металлургическом комплексе России; умений работать с картами атласа

13. Определение по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности

§ 22.

26



Машиностроительный комплекс

Формирование представлений о машиностроительном комплексе России; умений работать с картами атласа


§ 23,24.

27



ВПК

Формирование представлений о центрах военной промышленности России; умений работать с картами атласа

Работа в контурной карте

§ 23,24.

28



Химическая промышленность

Формирование представлений о химической промышленности России; умений работать с картами атласа

Работа в контурной карте

§ 25.

29



Лесная промышленность

Формирование представлений о лесной промышленности России; умений работать с картами атласа

Работа в контурной карте

§ 26.

30



Агропромышленный комплекс. Растениеводство

Формирование представлений об агропромышленном комплексе и растениеводстве России;

умений работать с картами атласа


§ 27.

31



Агропромышленный комплекс. Животноводство

Формирование представлений о животноводстве России; умений работать с картами атласа


§ 28.

32



Зональная специализация сельского хозяйства


РК-4. Промышленность и сельское хозяйство края

Формирование представлений о зональной специализации сельского хозяйства России; умений работать с картами атласа

14. Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства.

§ 29.

33



Пищевая и лёгкая промышленность

Формирование представлений о пищевой и легкой промышленности России; умений работать с картами атласа


§ 30.

34



Транспортный комплекс

Формирование представлений о транспортном комплексе России; умений работать с картами атласа

15. Описание транспортного узла

(8)

§ 31.

35



Нематериальная сфера хозяйства


РК – 5. Северный Кавказ – жемчужина России

Формирование представлений о нематериальной сфере хозяйства; умений работать с картами атласа


§ 32.

Тема 5. Природно-хозяйственная характеристика России (26 часов)

36



Европейский Север. Общие сведения

Формирование представлений об особенностях географического положения и природы Европейского Севера; умений работать с картами атласа


16. Экономико-географическая характеристика территории по типовому плану.

§ 33.

37



Европейский Север. Население, природные ресурсы

и хозяйство

Формирование представлений о населении, природных ресурсах и хозяйстве Европейского Севера; умений работать с картами атласа


§ 34.

38



Европейский Северо-Запад. Общие сведения

Формирование представлений об особенностях географического положения и природы Европейского Северо-Запада; умений работать с картами атласа

Работа в контурной карте

§ 35.

39



Европейский Северо-Запад. Население, природные ресурсы

и хозяйство

Формирование представлений о населении, природных ресурсах и хозяйстве Европейского Северо-Запада; умений работать с картами атласа

17. Определение факторов, влияющих на современную хозяйственную специализацию района.

(9)


§ 36.

40



Санкт-Петербург – новый «хозяйственный узел» России. (вторая столица)

Формирование представлений о значимости СП для России.

презентация

§ 29-30 (А)

41



Центральная Россия. Общие сведения

Формирование представлений об особенностях географического положения Центральной России; умений работать с картами атласа


§ 37.

42



Волга

Формирование представлений о значении Волги для развития государства и промышленности

Работа в контурной карте

презентация

§ 19 (А)

43



Центральная Россия. Население и природные ресурсы

Формирование представлений о природе Центральной России; умений работать с картами атласа

18. Сравнение экономико-географического положения и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов.

§ 38.

44



Москва – столица России

Формирование представлений о значимости Москвы для России.

презентация


45



Центральная Россия. Хозяйство

Формирование представлений о населении, природных ресурсах и хозяйстве Центральной России; умений работать с картами атласа


§ 39.

46



Центрально-Черноземный район

Формирование представлений об особенностях географического положения и природы и хозяйства на территории района

Работа в контурной карте

§25(А)

47



Волго-Вятский район

Формирование представлений об особенностях географического положения и природы и хозяйства на территории района

Работа в контурной карте

§ 26(А)

48



Европейский Юг. Общие сведения

Формирование представлений об особенностях географического положения и природы Европейского Юга; умений работать с картами атласа

Работа в контурной карте

§ 40.

49



Европейский Юг. Население, природные ресурсы и хозяйство

Формирование представлений о населении, природных ресурсах и хозяйстве Европейского Юга; умений работать с картами атласа

19. Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа. (10)

§ 41.

50



Поволжье. Общие сведения

Формирование представлений об особенностях географического положения и природы Поволжья; умений работать с картами атласа

Работа в контурной карте

§ 42.

51



Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство

Формирование представлений о населении, природных ресурсах и хозяйстве Поволжья; умений работать с картами атласа


§ 43.

52



Урал. Общие сведения

Формирование представлений об особенностях географического положения и природы Урала; умений работать с картами атласа

Работа в контурной карте

§ 44.

53



Урал. Население, природные ресурсы и хозяйство

Формирование представлений о населении, природных ресурсах и хозяйстве Урала; умений работать с картами атласа


§ 45.

54



Западная Сибирь. Общие сведения

Формирование представлений об особенностях географического положения и природы Западной Сибири; умений работать с картами атласа

Работа в контурной карте

§ 46.

55



Западная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство

Формирование представлений о населении, природных ресурсах и хозяйстве Западной Сибири; умений работать с картами атласа


§ 47.

56



Восточная Сибирь. Общие сведения

Формирование представлений об особенностях географического положения и природы Восточной Сибири; умений работать с картами атласа

Работа в контурной карте

§ 48.

57



Восточная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство

Формирование представлений о населении и хозяйстве Восточной Сибири; умений работать с картами атласа

20.Сравнительная характеристика географического положения районов, хозяйственной специализации Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского районов.

§ 49.

58



Байкал

Формирование представлений о значимости Байкала для России.

презентация

§ 52 (А)

59



Дальний Восток. Общие сведения

Формирование представлений о хозяйстве и населении Дальнего Востока; умений работать с картами атласа

Работа в контурной карте

§ 50.

60



Дальний Восток.

Население, природные ресурсы

и хозяйство


Формирование представлений о населении и хозяйстве Дальнего востока; умений работать с картами атласа


§ 51.

61



Обобщающее повторение темы

Закрепление знаний и умений по данной теме


§ 33-51.

Тема 5. Природно-хозяйственная характеристика своего региона (5 часов)

62



РК – 6. Экономико- и транспортно-географическое положение. Соседи. Роль во внешней торговле России.

Природно-ресурсный потенциал.

Формирование представлений об особенностях экономико-географическом положении родного края; умений работать с картами атласа

21.Описание экономико-географического положения СК.


§

63



РК – 7. Численность населения, естественный прирост.

Национальный состав населения.

Формирование представлений об особенностях населения родного края

умений работать с картами атласа


§

64



РК – 8. Промышленность родного края. Особенности сельского хозяйства. Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

Формирование представлений о промышленности родного края; умений работать с картами атласа

Работа в контурной карте

§

65



РК – 9. Города и села родного края Социально-экономические проблемы родного края

Формирование представлений о социально-экономических проблемах родного края; умений работать с картами атласа


§

66



РК – 10. Обобщающее повторение темы

Закрепление знаний и умений, полученных при изучении данной темы



§

Заключение (4 часа)

67-68



Страны ближнего зарубежья.


22.Определение по статистическим показателям «Место и роль России в мире».


69-70



Итоговое повторение. Место России в мировой экономике.

Обобщающее повторение.

Формирование представлений о месте России в мировой экономике; умений работать с картами атласа


§ 52


Содержание тем учебного курса


Раздел. Россия на карте мира.


Государственная территория России.

Современное административно-территориальное и политико-административное деления страны. Федеральное устройство страны. Субъектов федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.


Раздел. Природа человек.


Природные условия и ресурсы России. Изменение природной среды человеком в ходе хозяйственной деятельности.


Раздел. Населения России


Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнение с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдаленных территорий. Прогноз изменения численности населения России.

Половой и возрастающий состав населения страны. Народы и религии России. Россия - многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов международных отношений. Языковой состав населения. География религий. Городское и сельское населения. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграции потоков на разных этапах развития страны. Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособности населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне населения России, факторы их определяющие.


Раздел. Отрасли хозяйства России


Особенности развития хозяйство России. Предприятие - первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура функциональная и территориальная структура хозяйства, особенности.

Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.

Лесное хозяйство. Российские леса - важная часть его национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины - традиционная отрасль российской экономике. География пушного промысла.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.

Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

Топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и охраны окружающей среды.

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия:

факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охраны окружающей среды.

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важных отраслей. Основные базы, крупнейший химический комплекс. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.

Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.

Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.

География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.

География социальной сферы. Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье - одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.


Раздел. Природно-хозяйственная характеристика России


Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).

Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.

Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Раздел. География своей местности


Природно-ресурсный потенциал родного края. города и села СК, население и представление о социально-экономических проблемах родного края.


Раздел. Россия в современном мире


Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.



Перечень учебно-методического обеспечения

  • Атлас для 9 класса, Москва, издательство Дрофа, 2008 г.

  • Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс.-М.: «ВАКО», 2005.

  • П. М. Юрков «Географические диктанты». М.: Просвещение, 1984.

  • Ю. А. Чурляев «Тесты по географии. Полугодовое тестирование в 6 – 10 классах». Воронеж: ВОИПКРО, 2005

  • Ю. А. Чурляев «Справочные материалы по географии» Воронеж 2002.

  • И. В. Митрофанов «Тематические игры по географии» Москва 2003

  • Контрольно-измерительные материалы. География 9 класс / Сост. Е. А. Жижина. – 2 издание, М.: ВАКО, 2013.

  • С. П. Аржанов «Занимательная география» Московский лицей 1998.»

Интернет-ресурсы:

1.http://www.uroki.net/docgeo.htm - Все для учителя географии

2.http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist_geogr.asp - Виртуальный кабинет «География»

3.http://nsportal.ru/shkola/geografiya - Социальная сеть работников образования





























1

Экономическая и социальная география

2

Экономико- и политико-географическое положение России

3

Формирование территории России

4

Административно-территориальное устройство России

5

Районирование территории России

6

Обобщающее повторение темы

7

Природные условия России

8

Природные ресурсы России

9

Хозяйственная деятельность и изменение природной среды

10

Обобщающее повторение темы

11

Численность населения России

12

Размещение населения России

13

Миграции населения

14

Сельская форма расселения

15

Городская форма расселения

16

Этнический и религиозный состав населения

17

Трудовые ресурсы и рынок труда

18

Обобщающее повторение темы

19

Национальная экономика

20

Факторы размещения производства

21

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Нефтяная и газовая

промышленность

22

Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность

23

Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика

24

Металлургический комплекс. Чёрная металлургия

25

Металлургический комплекс. Цветная металлургия

26

Машиностроительный комплекс

27

ВПК

28

Химическая промышленность

29

Лесная промышленность

30

Агропромышленный комплекс. Растениеводство

31

Агропромышленный комплекс. Животноводство

32

Зональная специализация сельского хозяйства

33

Пищевая и лёгкая промышленность

34

Транспортный комплекс

35

Нематериальная сфера хозяйства

36

Европейский Север. Общие сведения

37

Европейский Север. Население, природные ресурсы

и хозяйство

38

Европейский Северо-Запад. Общие сведения

39

Европейский Северо-Запад. Население, природные ресурсы

и хозяйство

40

Санкт-Петербург – новый «хозяйственный узел» России. (вторая столица)

41

Центральная Россия. Общие сведения

42

Волга

43

Центральная Россия. Население и природные ресурсы

44

Москва – столица России

45

Центральная Россия. Хозяйство

46

Центрально-Черноземный район

47

Волго-Вятский район

48

Европейский Юг. Общие сведения

49

Европейский Юг. Население, природные ресурсы и хозяйство

50

Поволжье. Общие сведения

51

Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство

52

Урал. Общие сведения

53

Урал. Население, природные ресурсы и хозяйство

54

Западная Сибирь. Общие сведения

55

Западная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство

56

Восточная Сибирь. Общие сведения

57

Восточная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство

58

Байкал

59

Дальний Восток. Общие сведения

60

Дальний Восток.

Население, природные ресурсы

и хозяйство


61

Обобщающее повторение темы

62

Экономико- и транспортно-географическое положение. Соседи. Роль во внешней торговле России.

Природно-ресурсный потенциал.

63

Численность населения, естественный прирост.

Национальный состав населения.

64

Промышленность родного края. Особенности сельского хозяйства. Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

65

Города и села родного края Социально-экономические проблемы родного края

66

Обобщающее повторение темы

67

Место России в мировой экономике

68

Обобщающее повторение




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!