СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 5-6 класса ФГОС ООО

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена рабочая программа по географии для 5-6 класса ФГОС ООО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 5-6 класса ФГОС ООО»










Рабочая программа

по географии

основного образования

для V-IX классов










Рабочая программа составлена на основе авторской программы на основе авторской программы «География 5-9 классы», авторы И.И.Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И.Сиротин, издательство «Дрофа» .Москва. 2013 год.













2014




Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской программы «География 5-9 классы», авторы И.И.Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И.Сиротин, издательство «Дрофа» .Москва. 2013 год.

Учебного плана МБОУ «Первомайская СОШ» Первомайского района на 2014-2015 учебный год.

География в основной школе – учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Целями изучения географии в основной школе являются:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значение охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществление стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды его географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Задачами курса является формирование

  • целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;

  • комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

  • социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбия.

Школьный курс географии призван также способствовать предпрофильной ориентации учащихся.


Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрологии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий на ряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса – формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства.

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

- География. Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин.-М.: Дрофа, 2012.

- Начальный курс географии. 6 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова.– М.: Дрофа, 2007.

География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 278, из них в 5 и 6 классах - 35 ч (1 ч в неделю), в 7,8 классах - 70 ч (2 ч в неделю), 9 классе - 68 ч (2ч в неделю).
Формы организации деятельности учащихся:

При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «География» основными формами деятельности являются: работа с классом (фронтальная), кооперативная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Виды организации учебной деятельности:

Дискуссия, защита презентаций, защита творческих работ учащихся, экскурсии, самостоятельная работа, проектирование, викторины, олимпиады, фронтальные беседы.

Основные виды контроля при организации работы:

Вводный, текущий, итоговый, индивидуальный, письменный.

Формы контроля:

контрольная работа, работа по карточке, тестирование, географический диктант,

защита презентаций, защита учебных проектов, составление таблиц.


Содержание учебного предмета полностью совпадает с авторской программой

5 класс

Что изучает география (5 часов).

Как люди открывали Землю (5ч)

Земля во Вселенной (9ч)

Виды изображений поверхности Земли (4ч)

Природа Земли (10ч)


6 класс

Введение (1час)

Виды изображений поверхности Земли (9 часов)

Строение Земли. Земные оболочки (22 часа)

Население Земли (3 часа)


Планируемые результаты изучения учебного предмета

личностные:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;

- овладение ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- опытом участия в социально значимом труде;

- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

метапредметные:

Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные УУД:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы», «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта», «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природная зона»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли,

-называть масштаб глобуса и показывать изображение разных видов масштаба на глобусе;

- приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;

-находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; читать план местности и карту;

-определять (измерять направления, на плане, карте и на местности;

-производить простейшую съёмку местности; классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

-ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов; -

- определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, местоположение географических объектов на глобусе;

-называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.

- называть и показывать основные географические объекты, работать с контурной картой, называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

-приводить примеры основных форм рельефа дна Мирового океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;

-определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;

-классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;

-объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;

-измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц, амплитуды температур, направление ветра, облачность;

-составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;

-описывать погоду и климат своей местности; называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли; называть меры по охране природы;

- рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;

-приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;

-составлять описание природного комплекса; приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.






Учебно-методический комплекс

5 класс

1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова).

2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).

3. География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина).

4. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.


6 класс

  1. Начальный курс географии. 6 класс Учебник ( авторы Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова).

  2. География. Начальный курс . 6 класс. Рабочая тетрадь (авторыТ.А.Карташева, С. В. Курчина).

  3. География. Начальный курс. 6 класс. Электронное мультимедийное издание.

  4. География. Начальный курс. 6 класс. Методическое пособие (авторТ.П.Громова).



Дополнительная литература:

1.Атлас Мира. Обзорно-географический. «Астрель», Москва-2006.

2. Детская энциклопедия «Махаон». Горы. «Махаон», Москва-2009.

3. Атлас Мира для школьника. «Олма-пресс», Москва-1998.


Материально – техническое обеспечение


АРМ: Компьютер, мультимедиа, проектор, колонки

Переносная метеостанция

Коллекция минералов и горных пород

Глобусы

Компасы



Карты

  1. Физическая карта полушарий.

  2. Физическая карта России.

  3. Климатическая карта мира.

  4. Физическая карта мира.

  5. Топографическая карта.

  6. Зоогеографическая карта мира.

  7. Вулканизм и землетрясения


Критерии оценки устного ответа:

 

Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фак­тического материала, и ученик может им оперировать.

«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.

«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.

«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутст­вие знаний и умений.

Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ

 

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдени­ем необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практи­ческие умения и навыки.

Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

 

Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выпол­няется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).

Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, стра­ницы из статистических сборников. Работа показывает знание уча­щихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

 

Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретическо­го материала, но испытывают затруднение при самостоятельной ра­боте с картами атласа, статистическими материалами, географиче­скими приборами.

 

Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не под­готовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и по­мощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся не­эффективны по причине плохой подготовки учащегося.






Учебно-тематическое планирование 5 класс.

№п/п

Тема урока

Краткое содержание

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты

Материально-техническое обеспечение

Раздел 1. Что изучает география(5 ч)

1

Мир, в котором мы живем.

Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле .Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы

Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций.

Предметные результаты

Учащийся должен уметь:

- приводить примеры географических объектов;

- называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

- объяснять, для чего изучают географию.

Личностные результаты - Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

- Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях

Метапредметные - Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов.

- Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.

Электронное приложение, презентация

2

Науки о природе.

Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

Работа с учебником и электронным приложением.

Электронное приложение, презентация

3

География - наука о Земле.

Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.

Работа с учебником и электронным приложением, знакомство с презентацией.

Электронное приложение, презентация

4

Методы географических исследований.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.

Электронное приложение, презентация

5

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»


Выполнение заданий учителя, работа с учебником, рабочей тетрадью.


Раздел 2. Как люди открывали Землю.(5 ч)

6

Географические открытия древности и Средневековья.

Плавания финикийцев.

Великие географы древности.

Географические открытия Средневековья.

Практическая работа № 1.

Работа с картой: формирование умений правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника.

Предметные результаты

Учащийся должен уметь:

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их

Личностные результаты Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

Метапредметные - Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

- Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

Электронное приложение, презентация. Физическая карта полушарий.

7

Важнейшие географические открытия.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Работа с текстом учебника, анализ презентации.

Электронное приложение, презентация. Физическая карта полушарий.

8-9

Открытия русских путешественников.

Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практическая работа № 2.

Чтение и анализ карт атласа. Самостоятельная подготовка презентации по опережающему заданию «Десять великих путешественников».

Электронное приложение, презентация. Физическая карта полушарий.

10

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю».

Обобщение и практическая обработка знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю»

Выполнение заданий учителя, работа с учебником, рабочей тетрадью.


Раздел 3. Земля во Вселенной.(9 ч)

11

Как древние люди представляли себе вселенную.

Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Работа в тетради, составление опорного конспекта рассказа и презентации учителя.

Предметные результаты

Учащийся должен уметь:

- описывать представления древних людей о Вселенной;

- называть и показывать планеты Солнечной системы;

- называть планеты земной группы и планеты гиганты;

- описывать уникальные особенности Земли как планеты.

Личностные результаты

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

Метапредметные - Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов.

- Умения управлять своей познавательной деятельностью.

- Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт.

Электронное приложение, презентация.

12

Изучение Вселенной от Коперника до наших дней.

Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Самостоятельная подготовка сообщений и презентации по теме «Ученые, перевернувшие мир».

Электронное приложение, презентация.

13

Соседи Солнца.

Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение заданий учителя.

Электронное приложение, презентация.

14

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Составление характеристики планет-гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника.

Электронное приложение, презентация.

15

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям учебника.

Электронное приложение, презентация.

16

Мир звезд.

Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Наблюдения за звездным небом: какие созвездия я знаю и видел.

Электронное приложение, презентация.

17

Уникальная планета - Земля.

Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Сравнение особенностей планет земной группы.

Электронное приложение, презентация.

18

Современные исследования космоса.

Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.

Подготовка сообщений о первой женщине – космонавте В.В.Терешковой, о первом выходе человека в открытый космос (А.А. Леонов).

Электронное приложение, презентация.

19

Обобщение знаний по разделу «Земля во вселенной».

Обобщение и практическая обработка знаний по разделу «Земля во Вселенной»

Выполнение заданий учителя, работа с учебником, рабочей тетрадью.


Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

20

Стороны горизонта

Горизонт. Стороны горизонта.

Компас. Ориентирование

Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта.

Предметные результаты

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;

- приводить не менее трех-четырех отличий плана местности, карты и глобуса (по масштабу, изображению элементов градусной сетки, содержанию и др.);

- называть (показывать) и объяснять особенности элементов градусной сетки;

- читать (распознавать) условные знаки, описывать поверхность Земли, изображенную на плане, карте, глобусе;

- определять на плане, карте и глобусе направления, расстояния, высоты точек, географические координаты;

- определять направления сторон горизонта по компасу, солнцу, местным признакам и ориентироваться на местности;

- определять на местности направления, расстояния (различными способами), высоту точек и местоположение географических объектов;

составлять простейший план местности (класса, комнаты).

Личностные результаты - Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля).

- Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.


Метапредметные Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов.

- Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт.

Компас

21

Ориентирование

Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

Ориентирование по компасу и местным признакам.

Компас, презентация

22

План местности и географическая карта

Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.


Отработка знания условных знаков плана. Ориентирование по плану и географической карте.

План местности, географические карты

23

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

Практические работы № 3,4.

Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана местности.


Раздел 5. Природа земли.(10 ч)

24

Как возникла Земля

Гипотезы Ж.Бюффона,

И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.



Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя.

Предметные результаты

Учащийся должен уметь:

- объяснять своими словами суть основных понятий;

- описывать внутреннее строение Земли, называть основные методы изучения ее недр;

- объяснять причины, влияющие на возникновение форм рельефа и их изменение;

- объяснять причины возникновения землетрясений, сейсмических поясов и зон вулканизма;

- определять по физической карте формы рельефа и их абсолютные высоты, а также относительные высоты точек (по карте и плану);

- показывать на карте и называть основные формы рельефа планеты (океанические впадины и материковые выступы), а также крупнейшие горные системы и равнины;

- называть основные отличия осадочных, магматических и метаморфических горных пород;

- называть основные виды полезных ископаемых, изображенных на карте, расшифровывая ее условные знаки.

Личностные результаты

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

Метапредметные результаты

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт


Электронное приложение, презентация.

25

Внутреннее строение Земли

Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.


Анализ текста и рисунков учебника, определение ключевых понятий урока, самостоятельное выполнение заданий учителя.

Электронное приложение, презентация.

26

Землетрясения и вулканы

Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Практическая работа №5



Работа с атласом и контурной картой: обозначение районов землетрясений и крупнейших вулканов.

Электронное приложение, презентация, физическая карта мира.

27

Путешествие по материкам

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации о природе разных материков Земли.

Электронное приложение, презентация, физическая карта мира.

28

Вода на Земле

Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

Электронное приложение, презентация.

29

Воздушная одежда Земли

Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Анализ текста учебника с целью определения ключевых понятий урока.

Электронное приложение, презентация.

30

Живая оболочка Земли

Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.


Работа с учебником и эл. пр-ем.

Электронное приложение, презентация.

31

Почва – особое природное тело

Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.


Анализ текста учебника. Работа с электронным приложением.

Электронное приложение, презентация.

32

Человек и природа

Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?


Выполнение тестовых заданий, работа с картами. Повторение географической номенклатуры и основных понятий и терминов (географический диктант)

Электронное приложение, презентация.

33

Обобщение знаний по разделу «Природа земли».

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Природа Земли»

Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом.


34-35

Резерв







Всего часов 35, из них 2 часа резервное время.

Практических работ- 5 , из них оценочные 1, 2, 3, 4. Работа №5 творческая, выполняется по желанию школьников и учителя, может оцениваться выборочно.



Практические работы.

1. Важнейшие открытия древности и Средневековья

2. Важнейшие географические открытия.

3. Ориентирование по компасу.

4. Составление простейшего плана местности

5. Сейсмоактивные зоны Земли.























Учебно-тематическое планирование 6 класс

№п/п

Тема урока

Содержание

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты

Материально-техническое обеспечение

Введение (1ч)

1

Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля – планета солнечной системы.

Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география. Земля- планета солнечной системы. Вращение Земли. Луна.

Обозначение на контурной карте маршрутов великих путешественников. Работа с рисунками «Планеты Солнечной системы», «Вращение Земли вокруг Солнца».

Предметные результаты

Учащийся должен уметь:

Называть методы изучения Земли; называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий; объяснять значение понятий: «солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»; приводить примеры географических следствий движения Земли.

Личностные результаты- Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

- Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях

Метапредметные - Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов.

- Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.

Презентация. Физическая карта мира.

Виды изображения поверхности Земли (9 ч).

2

Понятие о плане местности. Масштаб.

Что такое план местности? Условные знаки. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.

Практикум 1.

Чтение плана местности. Отработка умений выбирать масштаб, переводить численный масштаб в именованный. Определение расстояний на плане и карте при помощи масштаба.

Предметные результаты

Учащийся должен уметь:

Объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;

называть масштаб глобуса и показывать изображение разных видов масштаба на глобусе;

приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой; находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; читать план местности и карту; определять (измерять направления, на плане, карте и на местности; производить простейшую съёмку местности; классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов; определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, местоположение географических объектов на глобусе; называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.

Личностные результаты:

Учащийся должен обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно- исследовательской, творческой деятельности.

Метапредметные - учащийся должен уметь ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей, в соответствии с предложенным планом, участвовать в совместной деятельности; сравнивать объекты.

Электронное приложение, топографическая карта.

3

Стороны горизонта. Ориентирование.

Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.

Практикум 2.

Работа с компасом – определение сторон горизонта. Определение направлений и азимутов по плану местности.

Презентация, компас

4

Изображение на плане местности неровностей земной поверхности.

Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.

Определение по плану местности высот холмов и глубин впадин. Определение по плану с помощью горизонталей крутого и пологого склонов холма. Изображение с помощью горизонталей холма и впадины. Построение профиля местности.

Топографическая карта, презентация, электронное приложениен

5

Составление простейших планов местности.

Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.

Практикум 3.


Составление плана местности методом маршрутной съемки

Компасы

6

Форма и размеры Земли. Географическая карта

Форма Земли. Размеры Земли. Глобус-модель земного шара. Географическая карта – изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.

Работа с глобусом и картами различных масштабов

Глобусы, физическая карта мира

7

Градусная сеть на глобусе и картах.

Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах.

Определение по глобусу и картам элементов градусной сети. Определение по глобусу и карте направлений с помощью градусной сети.

Глобусы, карты атласа

8

Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты.

Географическая широта. Определение географической широты.

Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.

Практикум 4.

Определение географических координат объектов по карте и глобусу.

Карты атласа, физическая карта мира, глобусы

9

Изображение на физических картах высот и глубин

Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.

Определение по картам высот и глубин объектов

Карты атласа, физическая карта мира

10

Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

Анализ уровня знаний, умений по итогам тематического контроля.

Обобщение и контроль знаний по разделу « Виды изображений поверхности Земли»

Выполнение тестовых заданий, работа с учебником, атласом.


Строение Земли. Земные оболочки (22ч)

11

Литосфера (5ч)

Земля и ее внутреннее строение

Внутреннее строение земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические осадочные и метаморфические горные породы.

Выполнение в тетради рисунка «Внутреннее строение Земли». Работа с коллекцией горных пород и минералов. Сравнение горных пород разных групп.

Предметные результаты:

Учащийся должен уметь: объяснять значение понятий «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природная зона»;

называть и показывать основные географические объекты, работать с контурной картой, называть методы изучения земных недр и Мирового океана; приводить примеры основных форм рельефа дна Мирового океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами; определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей; классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению; объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы; измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц, амплитуды температур, направление ветра, облачность; составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану; описывать погоду и климат своей местности; называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли; называть меры по охране природы.

Личностные результаты:

Учащийся должен обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно- исследовательской, творческой деятельности; опытом участия в социально-значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; основами экологической культуры.

Метапредметные - учащийся должен уметь ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей, в соответствии с предложенным планом, участвовать в совместной деятельности; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; оценивать работу одноклассников.

Таблица «Внутреннее строение Земли», электронное приложение

12

Движение земной коры. Вулканизм.

Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.

Подготовка сообщения о крупнейших землетрясениях и извержениях вулканов. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и способы их предотвращения.

Презентация

13

Рельеф суши. Горы.

Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.

Определение по карте расположения различных гор, их протяженности и высоты; высочайших горных вершин мира.

Физическая карта мира

14

Равнины суши

Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин во времени. Человек на равнинах.

Практикум 5.

Определение по карте расположения наиболее крупных равнин. Сравнение полезных ископаемых равнин и горных районов. Описание форм рельефа своей местности.

Физическая карта мира

15

Рельеф дна Мирового океана.

Изменение представлений о рельефе дна мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.

Определение по картам шельфов материков и их частей, материковых островов, срединно-океанических хребтов океанов.

Физическая карта мира

16

Гидросфера (6ч)

Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана

Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды. Что такое мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.

Составление схемы мирового круговорота воды. Обозначение на контурной карте океанов, крупных внутренних и внешних морей. Составление краткой характеристики моря по плану.

Физическая карта мира

17

Движение воды в океане

Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.

Составление схемы приливов и отливов под воздействием притяжения Луны. Обозначение на контурной карте теплых и холодных течений.

Физическая карта мира

18

Подземные воды

Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.

Выполнение в тетради рисунка «Грунтовые воды». Знакомство с подземными водами на экскурсии.

Презентация

19

Реки

Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.

Описание реки своей местности по плану. Обозначение на контурной карте наиболее крупных рек России и мира.

Физическая карта мира, презентация

20

Озера

Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.

Практикум 6.

Сравнение озер ледникового и тектонического происхождения. Описание водоема (на местности).

Физическая карта мира, презентапция

21

Ледники

Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.

Обозначение на контурной карте крупных горных и покровных ледников, границы вечной зоны мерзлоты на территории нашей страны. Выдвижение гипотез возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты.

Презентация, электронное приложение

22

Атмосфера (7ч)

Атмосфера: строение, значение, изучение.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.

Выполнение в тетради рисунка «Строение атмосферы» Составление характеристики атмосферы по плану.

Таблица»Строение атмосферы»

23

Температура воздуха

Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причины изменения температуры воздуха в течение года.

Практикум 7.

Выявление зависимости между географическим положением территории и температурой воздуха. Формулирование вывода о зависимости между температурой воздуха и высотой солнца над горизонтом. Расчет средней температуры. Построение графика хода температуры.


24

Атмосферное давление. Ветер

Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.

Практикум 8.

Измерение атмосферного давления с помощью барометра. Выполнение в тетради рисунка: направление движения воздуха в дневном и ночном бризе. Сравнение температуры и давления над морем и сушей днем и ночью. Построение розы ветров.


25

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки

Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и ненасыщенный водяным паром. Относительна влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков. Практикум 9.

Выявление зависимости количества воды в воздухе от его температуры. Определение количества воды в насыщенном воздухе, при заданных температурах. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.


26

Погода

Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды.

Заполнение календаря погоды. Определение среднесуточной температуры зимой и летом. Сравнение розы ветров и диаграммы облачности, характерных для своей местности.


27

Климат

Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.

Описание климата своей местности по плану. Обозначение на контурной карте основных факторов, влияющих на формирование климата.


28

Причины, влияющие на климат

Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости море и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.

Выполнение в тетради рисунков: «Положение Земли по отношению к Солнцу днем и ночью.», «Положение земной оси по отношению к Солнцу зимой и летом»; обозначение на контурной карте областей, для которых характерны полярный день и полярная ночь.


29

Биосфера. Географическая оболочка (4ч)

Разнообразие и распространение организмов на Земле

Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность.

Обозначение на контурной карте границ природных зон. Характеристика одной из природных зон по плану. Работа с картой «Природные зоны мира».Подготовка сообщений по теме «Охрана биосферы». Характеристика наиболее известных заповедников и национальных парков. Рассказы о представителях растительного и животного мира.

Карта «Природные зоны мира»

30

Распространение организмов в Мировом океане

Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу

Работа в группах: изучение наиболее интересных представителей морской фауны, подготовка иллюстрированных сообщений.


31

Природный комплекс

Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.

Практикум 10.

Описание природных комплексов своей местности по плану.


32

Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки»

Анализ уровня знаний, умений по итогам тематического контроля.

Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки»

Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом, контурной картой.


Население Земли(3 ч)

33

Население Земли

Человечество единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов.

Изучение этнографических особенностей различных народов. Описание особенностей жилища, одежды, еды, быта, праздников. Посещение краеведческих и этнографических музеев. Обозначение на контурной карте численности каждого материка, границ наиболее населенных стран, городов с населением более 10 млн человек.

Предметные результаты

Учащийся должен уметь:

Рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий; приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли; составлять описание природного комплекса; приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.

Личностные результаты:

Учащийся должен обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно- исследовательской, творческой деятельности; опытом участия в социально-значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; основами экологической культуры.

Метапредметные - учащийся должен уметь ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей, в соответствии с предложенным планом, участвовать в совместной деятельности; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; оценивать работу одноклассников.

Презентация

34

Человек и природа.

Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.

Определение порядка действий при угрозах различных стихийных бедствий (пожара, урагана, наводнения, землетрясения, сильной жары, холода, града, грозы и т.д.


35

Обобщение и контроль знаний по разделу «Население Земли»

Анализ уровня знаний, умений по итогам тематического контроля.

Обобщение и контроль знаний по разделу «Население Земли»

Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом, контурной картой.




Всего часов 35.

Практикумов -10

№ урока

Практикум

1

2

Изображение здания школы в масштабе.

2

3

Определение направлений и азимутов по плану местности.

3

5

Составление плана местности методом маршрутной съемки.

4

8

Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.

5

14

Составление описание форм рельефа.

6

20

Составление описания внутренних вод.

7

23

Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.

8

24

Построение розы ветров.

9

25

Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

10

31

Составление характеристики природного комплекса (ПК)


















Лист внесения изменений

№ п/п

Дата внесения изменений

Содержание внесённых изменений

Подпись лица, внёсшего запись об изменениях
































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!