СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 5 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 5 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР _____________Карелина В.В.












Рабочая программа

по географии для 5а,5б,5в классов

на 2017-2018 учебный год

составила учитель географии

Салиева Надежда Александровна







УТВЕРЖДАЮ

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 8

г. Бирска

_______________ Ахмадиева А.Н.

Приказ № _________

От ____ августа 2017













Рассмотрено на заседании кафедры

естественно- научного цикла

МБОУ СОШ № 8 г. Бирска

Протокол № 1 от 28 августа 2017 года

Руководитель кафедры

________________(Тазиева А.И.)






Пояснительная записка

Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа




  1. Федеральный Закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. ВЫБРАТЬ: Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  3. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 г. № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»;

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»);

  5. Календарный учебный график на 2017-2018 учебный год Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

  6. Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан на 2017-2018 учебный год ( 5-7 классы);

  7. Приказ МБОУ СОШ № 8 г. Бирска от № 110-К от 25.08.2017 «Об утверждении списка учебников, учебных пособий используемых в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан на 2017-2018 учебный год

  8. Положение о рабочих программах по учебным предметам (курсам основного и среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан .

Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания

- Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. -2-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 2011. -75с – (Стандарты второго поколения).

Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. С.В. Кручинина. 4-е изд. Стереотип. - М.: Дрофа, 2015.


Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

Личностные результаты можно обобщенно представить в виде формул «Я и природа», «Я и общество», «Я и познание», которые позволяют ребенку ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, выполнять различные социальны роли («гражданин», «ученик», «одноклассник» и т.д.) и решать проблемы, связанные с выполнением определенной социальной роли, с конкретными жизненными ситуациями, выбирать и реализовывать способы поведения, адекватные этим ситуациям.

Метапредметные результаты изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД отражают способность обучающегося организовывать учебно-познавательную деятельность.

- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД представляют собой систему способов познания окружающего мира, а также совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

- Выявлять причины и следствия простых явлений.

-Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

-Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

-Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Коммуникативные УУД

-Позволяют самостоятельно организовывать речевую деятельность, использовать правила общения в различных учебных и внеучебных ситуациях.

-Выстраивать высказывания в устной и письменной формах;

-Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

- в дискуссии уметь вы двинуть аргументы и контраргументы;

-Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

-Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

-Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций

Предметные результаты

Обучающиеся должны знать (понимать):

- Форму и размеры Земли, следствия вращения Земли;

- Полюса, экватор

- Части Мирового Океана

- Виды движения воды в Мировом океане

- Материки и океаны Земли

- Географические объекты, предусмотренные программой

- Маршруты географических исследований и путешествий

Обучающиеся должны уметь:

- Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;

- Использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни;

- Находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

- Описывать по картам взаимное расположение географических объектов;

- Объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

- Приводить примеры географических объектов;

- Проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;

- Различать и сравнивать изученные географических объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы материков и океанов и населения Земли;

- Составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- Формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).

Основное содержание учебного предмета

Содержание предмета


Введение

Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.

Раздел I. Накопление знаний о Земле

Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века.

Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.

Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования.

Практические работы.1.Работа с разными видами карт.

Раздел II. Земля во Вселенной

Земля и космос. Земля — часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.

Земля — часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля — уникальная планета.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.

Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.

Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.

Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.

Практические работы.2.Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

Раздел III. Географические модели Земли

Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.

Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.

Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.

Планы местности и их чтение. План местности — крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.

Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.

Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.

Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.

Практические работы.3.Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

Раздел IV. Земная кора

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.

Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Земная кора и литосфера — каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера. Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.

Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.

Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.

Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.

Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.

Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.

Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.

Практические работы.4. Определение горных пород и описание их свойств. 5.Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.


Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ

Четверть

Количество часов в неделю

Количество часов в четверти

Количество практических работ

I четверть

1

9

1

II четверть

1

8

1

III четверть

1

10

2

IV четверть

1

8

1

Итого в год

1

34

5

Календарно-тематический план

уро-ка

Тема урока

Основные виды учебной деятельности учащихся

Количество часов по разделу

план

факт

план

факт

план

факт




1







Введение. Что изучает наука география

1.Формулируют определения и понятия «география». 2.Выявляют особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. 3.Характеризуют природные и антропогенные географические объекты. 4.Устанавливают географические явления, влияющие на географические объекты.

1

Накопление знаний о Земле

5

2







Познание Земли в древности.

1.Исследуют по картам маршруты из­вестных путешественников. 2.Находят ин­формацию (в Интернете, энциклопедиях, справочниках) о географах и путешествен­никах. Заполняют таблицу

1

3







Великие географические открытия

1.Исследуют по картам маршруты из­вестных путешественников. 2.Находят ин­формацию (в Интернете, энциклопедиях, справочниках) о географах и путешествен­никах. Заполняют таблицу

1

4







Открытие Австралии и Антарктиды

1. Прослеживают по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф.Ф. Белли­нсгаузена и М.П. Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф Лисянс­кого. 2.Находят информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждают значение первого российского кру­госветного плавания

3. Наносят на контурную карту маршруты путешествий.

1

5







Современная география

Готовят и делают сообщения (презентации): о выда­ющихся путешественниках и путешествиях, об основных этапах изучения человеком земной поверхности, о современных на­правлениях географических исследований

1

6







Практическая работа.1.Работа с разными видами карт.

1.Работают по атласам с разными видами карт. 2. Исследуют и описывают по картам марш­руты путешествий в разных районах Миро­вого океана и на континентах. Наносят на контурную карту маршруты путешествий.

1

Земля во Вселенной


7

7







Земля и космос

Сравнивют планеты Солнечной системы по разным параметрам.

1

8







Земля- часть Солнечной системы.

Находят допол­нительную информацию о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближ­него космоса на Землю.

1

9







Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

1.Приводят доказательства шарообразно­сти Земли.2. Вычисляют разницу между по­лярным и экваториальным радиусом, дли­ной меридианов и экватора.3. Составляют и анализируют схему «Географические следствия размеров и формы Земли»

1

10







Осевое вращение Земли.

1.Описывают особенности вращения Земли вокруг своей оси и движения по орбите. 2.Выявляют зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.

1

11







Обращение Земли вокруг Солнца.

1.Составляют и анализируют схему «Географические следствия враще­ния Земли вокруг своей оси». 2.Объясняют причины смены времен года на основе анализа схе­мы орбитального движения Земли

1

12







Форма и размеры Земли

1.Приводят доказательства шарообразно­сти Земли. 2.Вычислять разницу между по­лярным и экваториальным радиусом, дли­ной меридианов и экватора. 3.Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли»


1

13







Практическая

работа2.Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.


Опреде­ляют высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года в процессе решения практи­ческих и познавательных задач

1

Географические модели Земли


10

14







Ориентирование на земной поверхности

1.Находят дополнительную информацию (в Интернете, других источ­никах) о том, как люди ориентируются 2. Определяют направления по компасу, ази­муты на объекты, расстояния с помощью шагов

1

15







Изображение земной поверхности

1.Учатся распознавать условные знаки планов мест­ности.2. Сравнивают планы с аэрофотосним­ками и фотографиями одной местности.

1

16







Масштаб и его виды

Определяют расстояния между географи­ческими объектами с помощью линейно­го, именованного и численного масштаба в процессе решения практических и по­знавательных задач

1

17







Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах

1.Распознают условные знаки планов мест­ности. 2.Сравнивают планы с аэрофотосним­ками и фотографиями одной местности (Бирска и Бирского р-на).3. Определяют расстояния между географи­ческими объектами с помощью линейно­го, именованного и численного масштаба в процессе решения практических и по­знавательных задач, используя карты Башкортостана

1

18







Планы местности и их чтение

1.Определяют расстояния между географи­ческими объектами с помощью линейно­го, именованного и численного масштаба.2.Рассматривают примеры планов местности.

1

19







Составление плана местности

1.Учатся составлять планы местности используя знания о масштабе

1

20







Параллели и меридианы

1.Выявляют на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки, показывают по­лушария Земли.2. Определяют направления и географические координаты с помощью параллелей и меридианов.

1

21








Градусная сетка. Географические

координаты.

1.Определяют на глобусе и карте полушарий направления на стороны горизонта, географические коор­динаты объектов, объекты по географиче­ским координатам

1

22







Географические карты

1.Определяют расстояния между географи­ческими объектами с помощью линейно­го, именованного и численного масштаба в процессе решения практических и по­знавательных задач

1

23













Практическая работа3. Определение

географических координат объектов,

географических объектов по их

координатам и расстояний между

объектами с помощью градусной

сетки.


Определяют на глобусе и карте полушарий направления на стороны горизонта, географические коор­динаты объектов, объекты по географиче­ским координатам

1


Земная кора


11

24








Внутреннее строение Земли. Состав

земной коры

1.Описывают модель строения Земли. 2.Вы­являют особенности внутренних оболочек Земли, сравнивают их между собой

1

25









Разнообразие горных пород

Практическая работа.4 Определение

горных пород и описание их свойств.

1.Сравнивают свойства горных пород раз­личного происхождения. 2.Овладевают про­стейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам.3. Анализируют схему преобразования горных пород

1

26








Земная кора и литосфера – каменные

оболочки Земли

1.Анализируют схемы (модели) строения земной коры и литосферы. 2.Сравнивают типы земной коры.

1

27







Разнообразие рельефа Земли

1. Устанавливают по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.2.По картам устанавливают место положение разных форм рельефа на планете Земля

1

28







Движение земной коры

1.Выявляют закономерности географического распространения землетрясений и вулка­низма. 2.Устанавливают с помощью геогра­фических карт главные пояса землетрясе­ний и вулканизма Земли

1

29







Землетрясения. Вулканизм

1.Выявляют закономерности географического распространения землетрясений и вулка­низма.2. Устанавливают с помощью геогра­фических карт главные пояса землетрясе­ний и вулканизма Земли

1

30









Внешние силы, изменяющие рельеф.

Выветривание. Работа текучих вод,

ледников и ветра

1.Составляют и анализируют схему, демон­стрирующую соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. 2.Находят дополнительную информацию (в Интернете, других источ­никах) о причинах образования оврагов, следствиях этого процесса, влиянии на хо­зяйственную деятельность людей, способах борьбы с оврагообразованием

1

31









Главные формы рельефа суши.



1Распознают на физических и топографи­ческих картах разные формы рельефа и составлять их характеристику.2. Выполняют практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолют­ной высоты форм рельефа.

1

32










Практическая работа5.

Характеристика крупных форм

рельефа на основе анализа карт


1. Определяют по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географиче­ского положения.2. Выявляют черты сходства и различия крупных равнин мира, горных систем мира


33







Рельеф дна океанов

1.Анализируют и сравнивают рельеф дна океана с различными формами рельефа суши

1

34







Человек и земная кора

1.Сравнивают ан­тропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду.2. Описывают опасные явления и правила поведения, обеспечивающие личную безопасность

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!