СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 9 класса по учебнику Дронов В.П., Ром В.Я. "География России: Население и хозяйство"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа, согласно учебному плану, рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю, из них контрольных  работ- 4, практических - 9, тестовых – 1, итоговых тестирований – 1).

            При реализации рабочей используется учебник: Дронов В.П., Ром В.Я. «География России: Население и хозяйство.»: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/- М.: «Дрофа», 2014.  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 9 класса по учебнику Дронов В.П., Ром В.Я. "География России: Население и хозяйство"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 17 ГОРОДА БЕЛОГОРСК»

676850 Амурская обл, г. Белогорск, ул. Ленина, 100, тел./факс 8 (41641)2 73 59, e-mail: school17@mail.ru





Рассмотрено

на заседании ПМЛ

протокол №____

от «___»_________2017

руководитель ______М.В. Воробьева

Согласовано

заместитель директора по УВР

«____» __________ 2017

__________ Н.А. Иукова

Утверждаю

директор МАОУ СШ №17

________ Ю.А. Цеподой

приказ №______

«____» __________ 2017











Рабочая программа по географии


для 9А, 9Б, 9В, 9Г классов


2017 - 2018 учебный год







Орехова Ольга Николаевна,

учитель географии,

высшая квалификационная категория












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по географии для 9А, 9Б, 9В, 9Г классов составлена на основе нормативно - правовых документов:

  • федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);

  • постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);

  • письма Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

  • приказа Министерства образования и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • программы основного общего образования по географии. 5-9 классы, авторы: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин. Рабочие программы. География 5-9 классы. М.: Дрофа, 2012 .Линия УМК География «Классическая линия 5-9 кл.(основная школа);

  • примерной программы основного общего образования по географии, разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (Примерные программы по учебным предметам. География.5-9 классы – М.; Просвещение, 2012 (Стандарты второго поколения);

  • положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, курсов (модулей) групповых занятий МОАУ СОШ № 17 от 07.04.2016 г. (протокол № 6 педагогического совета);

  • основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СШ №17 на 2016-2021 годы;

  • учебного плана МАОУ СШ №17 на 2017-2018 учебный год.



Рабочая программа, согласно учебному плану, рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю, из них контрольных работ- 4, практических - 9, тестовых – 1, итоговых тестирований – 1).


При реализации рабочей используется учебник: Дронов В.П., Ром В.Я. «География России: Население и хозяйство.»: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/- М.: «Дрофа», 2014.





СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


ОБЩАЯ ЧАСТЬ КУРСА (37 ч)

МЕСТО РОССИИ В МИРЕ (5 ч.)

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географический взгляд на Россию: ее место в мире, по площади территории, числу жителей, запасам и разнообразию природных ресурсов, политической роли в мировом сообществе, оборонному потенциалу. Функции административно-территориального деления страны. Федерация и субъекты Федерации. Государственно-территориальные и национально-территориальные образования. Федеральные округа.

Географическое положение и границы России. Понятие «географическое положение», виды и уровни (масштабы) географического положения. Оценка северного географического положения России. Географическое положение как фактор развития хозяйства. Государственные границы России, их виды, значение. Государственная территория России. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Особенности границ России. Страны-соседи России.

Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России. Особенности экономико-географического положения России, роль соседей 1-го порядка. Различия транспортно-географического положения отдельных частей страны. Роль Центральной и Западной Европы в формировании геоэкологического положения России. Сложность геополитического и геоэкономического положения России.

Государственная территория России. Понятие о государственной территории страны, ее составляющие. Параметры оценки государственной границы. Российская зона Севера. Оценка запасов природных ресурсов на территории России.

Практическая работа № 1 «Анализ административно-территориального деления России».

Практическая работа № 2 «Сравнение географического положения России с другими странами».

Контрольная работа № 1 «Место России в мире»

Форма организации учебного занятия: урок; практикум; исследование; дискуссия.

Основные виды учебной деятельности: Анализ и сопоставление карт атласа; работа с картами атласа, интернет-ресурсами; работа с контурной картой: обозначение границ; самостоятельная работа с учебником (поиск информации);


НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (6 ч)

Исторические особенности заселения и освоения территории России. Главные ареалы расселения восточных славян. Формирование и заселение территории Русского и Российского государства в XVI- XIX в.

Численность и естественный прирост населения. Численность населения России. Переписи населения. Динамика численности населения. Демографические кризисы. Особенности естественного населения. Возрастная структура населения. Своеобразие в соотношении мужчин и женщин в России и определяющие это своеобразие факторы. Прогноз численности населения.

Национальный состав населения России. Россия- многонациональное государство. Языковые семьи народов России. Классификация народов России по языковому признаку. Религии, исповедуемые в России, основные районы их распространения.

Миграции населения. Понятие о миграциях. Виды миграций. Направление миграций в России, их влияние на жизнь страны.

Городское и сельское население. Городские поселения. Соотношение городского и сельского населения. Размещение городов по территории страны. Различие городов по численности населения и функциям. Крупнейшие города России. Городские агломерации. Урбанизация. Сельские поселения. Средняя плотность населения в России. Географические особенности размещения российского населения. Основная зона расселения.

Практическая работа № 3 «Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России».

Практическая работа № 4 «Характеристика особенностей миграционного движения населения России».

Контрольная работа № 2 «Население Российской Федерации»

Форма организации учебного занятия: урок; практикум; исследование; дискуссия.

Основные виды учебной деятельности: Анализ и сопоставление карт атласа, диаграмм, графиков, половозрастных пирамид; отбор и сравнение материала по нескольким источникам; самостоятельная работа с учебником (поиск информации); составление схемы разных видов миграций; подготовка и представление публичного выступления в виде презентации; просмотр и обсуждение учебных фильмов.


ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ (3ч)

География основных типов экономики на территории России. Классификация историко-экономических систем, регионы России с преобладанием их различных типов. Особенности функциональной и отраслевой структуры хозяйства.

Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны. Состав добывающей промышленности и ее роль в хозяйстве страны. Назначение и виды природных ресурсов. Экологические ситуации и проблемы России.

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России. Особенности постиндустриальной стадии развития. Понятия центра и полупериферии. Пути развития России.

Форма организации учебного занятия: урок; исследование; дискуссия.

Основные виды учебной деятельности: Анализ и сопоставление тематических (экономических) карт атласа, анализ статистических данных (таблиц, схем, диаграмм); отбор и сравнение материала по нескольким источникам.


ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОРАФИЯ (1 ч)

Научный комплекс. Межотраслевые комплексы и их хозяйственные функции. Роль науки в современном обществе и России. Состав научного комплекса. География науки и образования. Основные районы, центры, города науки. Перспективы развития науки и образования.

Форма организации учебного занятия: урок - исследование;

Основные виды учебной деятельности: Анализ статистических данных (таблиц, схем, диаграмм); анализ и сопоставление тематических (экономических) карт атласа, отбор и сравнение материала по нескольким источникам.


МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС (3 ч)

Роль, значение и проблемы развития машиностроения. Ведущая роль машиностроительного комплекса в хозяйстве. Главная задача машиностроения. Состав машиностроения, группировка отраслей по роли и назначению. Проблемы российского машиностроения.

Факторы размещения машиностроения. Современная система факторов размещения машиностроения. Ведущая роль наукоемкости как фактора размещения. Влияние специализации и кооперирования на организацию производства и географию машиностроения.

География машиностроения. Особенности географии машиностроения. Причины неравномерности размещения машиностроительных предприятий.

Практическая работа № 5 «Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения»

Форма организации учебного занятия: урок; исследование; практикум.

Основные виды учебной деятельности: Составление и анализ схемы кооперационных связей машиностроительного комплекса; анализ текста и рисунков в учебнике; составление конспекта; анализ и сопоставление тематических (экономических) карт атласа, анализ статистических данных (таблиц, схем, диаграмм); отбор и сравнение материала по нескольким источникам; обсуждение проблем развития современного машиностроительного комплекса в России.


ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (ТЭК) (4ч)

Роль, значение и проблемы ТЭК. Состав, структура и значение ТЭК в хозяйстве. Топливно-энергетический баланс. Основные проблемы российского ТЭК.

Топливная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность: запасы, добыча, использование и транспортировка нефти и природного газа. Система нефте- и газопроводов. География переработки нефти и газа. Влияние нефтяной и газовой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности. Угольная промышленность. Запасы и добыча угля. Способы добычи и стоимость угля. Воздействие угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития угольной промышленности.

Электроэнергетика. Объемы производства электроэнергии. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Нетрадиционные источники энергии. Энергетические системы. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Практическая работа № 6 «Характеристика угольного бассейна России»

Тестовая работа № 1 «Географические особенности экономики России. Наука. Машиностроение. ТЭК»

Форма организации учебного занятия: урок; исследование; практикум.

Основные виды учебной деятельности: Анализ и сопоставление тематических (экономических) карт атласа, анализ статистических данных (таблицы «Типы электростанций», анализ схемы ТЭК, диаграмм); отбор и сравнение материала по нескольким источникам; работа с контурной картой: обозначение основных районов добычи нефти и газа; использования различных источников географической информации для составления характеристики угольных и нефтяных бассейнов; умение работать с разными источниками географической информации; показывать на карте крупные месторождения нефти, газа, угля, важнейшие газо- и нефтепроводы, основные центры промышленности; выполнение работ практикума; анализ текста и рисунков в учебнике; составление конспекта; самостоятельная работа с учебником.


КОМПЛЕКСЫ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ХИМИЧЕСКИЕ ВЩЕСТВА (7ч)

Состав и значение комплексов. Понятие о конструкционных материалах. Традиционные и нетрадиционные конструкционные материалы, их свойства.

Металлургический комплекс. Роль в хозяйстве. Черная и цветная металлургия -основные особенности концентрации, комбинирования, производственного процесса и влияние на окружающую среду; новые технологии.

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия. Черные металлы: объемы и особенности производства. Факторы размещения. География металлургии черных металлов. Влияние черной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Цветная металлургия. Цветные металлы: объемы и особенности производства. Факторы размещения. География металлургии цветных металлов. Влияние цветной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Состав химико-лесного комплекса. Химическая промышленность: состав, место и значение в хозяйстве. Роль химизации в хозяйстве. Отличия химической промышленности от других промышленных отраслей.

Факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности. Факторы размещения. География важнейших отраслей. Химические базы и химические комплексы. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Лесная промышленность. Лесные ресурсы России, их география. Состав и продукция лесной промышленности, ее место и значение в хозяйстве. Факторы размещения. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Форма организации учебного занятия: урок; исследование; дискуссия.

Основные виды учебной деятельности: Работа по картам атласа: анализировать экономические карты и статистические данные; анализ карт, их сопоставление; использовать различные источники географических информации для составления характеристики отраслей; умение работать с разными источниками географической информации; показывать на карте основные центры промышленности; выполнение работ практикума, построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; анализ экономических карт России, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурной карты.


АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК)(3 ч)

Состав и значение АПК. Агропромышленный комплекс: состав, место, значение в хозяйстве. Звенья АПК. Сельское хозяйство. Состав, место, значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура.

Земледелие и животноводство. Полеводство. Зерновые и технические культуры, назначение, их требование к агроклиматическим ресурсам. Перспективы развития. Отрасли животноводства, их значение.

Пищевая и легкая промышленность. Особенности легкой и пищевой промышленности. Факторы размещения и география важнейших отраслей. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Практическая работа № 7 «Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур. Определение главных районов животноводства»

ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС (5 ч)

Состав комплекса. Роль транспорта. Состав, место, значение в хозяйстве. Понятие об услугах. Классификация услуг. Виды и работа транспорта. Транспортные узлы и транспортная система. Типы транспортных узлов. Влияние на размещения населения и хозяйства.

Железнодорожный и автомобильный транспорт. Показатели развития и особенности железнодорожного и автомобильного транспорта. География дорог. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития.

Водный и другие виды транспорта. Показатели развития и особенности морского транспорта. География морского транспорта, распределение флота и портов между бассейнами. Трубопроводный транспорт. Влияние транспорта на окружающую среду. Перспективы развития.

Связь. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство. Виды связи, их роль для людей. Развитие и география связи в стране. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. География и влияние на окружающую среду. Перспективы развития отраслей.

Контрольная работа № 3 «Хозяйство России».

Форма организации учебного занятия: урок; практическая работа; урок-исследование; лекция; конференция.

Основные виды учебной деятельности: Работа по картам атласа: анализировать экономические карты и статистические данные; анализ карт, их сопоставление; умение работать с разными источниками географической информации; показывать на карте основные центры промышленности; выполнение работ практикума, построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; анализ экономических карт России, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурной карты.


РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСА(31 ч)

РАЙНИРОВАНИЕ РОССИИ. ОБЩЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ (1 ч)

Районирование России. Районирование – важнейший метод в географии. Виды районирования. Географическое (территориальное) разделение труда. Специализация территорий на производстве продукции (услуг). Отрасли специализации районов. Западная и восточная часть России. Экономические районы. Федеральные округа.

ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН-ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (1 ч)

Общая характеристика Западного макрорегиона. Состав макрорегиона. Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социально-экономическом развитии страны.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕРО-ЗАПАД (6 ч)

Центральная Россия и Европейский Северо-Запад. Состав, природа, историческое изменение географического положения. Общие проблемы. Центральная Россия и Европейский Северо-Запад – межрайонный комплекс. Особенности исторического развития. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы.

Население и главные черты хозяйства Центральной России и Европейского Северо-Запада. Численность и динамика численности населения. Размещения населения, урбанизация, города. Народы и религии. Занятость и доходы населения. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Центральное положение Москвы как главный фактор формирования региона. Исторические и религиозные факторы усиления Москвы. Радиально-кольцевая структура расселения и хозяйства. Население Москвы, Московская агломерация. Важнейшие отрасли хозяйства, памятники.

Географические особенности областей Центрального района. Состав Центрального района. Особенности развития его подрайонов.

Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы. Состав районов. Особенности географического положения. География природных ресурсов. Численность населения и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация, города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Северо-Западный район: состав, ЭГП, население. Состав районов. Особенности географического положения. География природных ресурсов. Численность населения и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация, города. Санкт-Петербургская агломерация. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития. Историко-культурные памятники района.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР (3ч)

Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав района. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Особенности географии природных ресурсов: Кольско-Карельская и Тимано-Печорская части района.

Население Европейского Севера. Численность населения и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация, города. Народы и религии.

Хозяйство Европейского Севера. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Место и роль района в социально-экономическом пространстве страны.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ - СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ (3 ч)

Европейский Юг. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав района. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Население Европейского Юга. Численность населения и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация, города. Народы и религии, традиции и культура.

Хозяйство Европейского Юга. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, топливная, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

ПОВОЛЖЬЕ (3 ч)

Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав района. Физико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Население Поволжья. Численность населения и динамика численности населения. Размещение населения. Естественный прирост и миграции. Урбанизация, города. Народы и религии, традиции и культура.

Хозяйство Поволжья. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, химическая, газовая и нефтяная. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

УРАЛ (4 ч)

Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав района. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Население Урала. Численность населения и динамика численности населения. Размещение населения. Естественный прирост и миграции. Урбанизация, города. Народы и религии, традиции и культура.

Хозяйство Урала. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: металлургия, машиностроение, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН - АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (10 ч)

Общая характеристика Восточного макрорегиона. Состав макрорегиона. Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социально-экономическом развитии страны.

Этапы, проблемы и перспективы развития Восточного макрорегиона. Историко-географические этапы формирования региона. Формирование сети городов. Рост населения. Урало-Кузнецкий комбинат. Транспортные проблемы. Сокращение численности населения. Снижение доли обрабатывающих производств. Основные перспективы развития.

Западная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России. Природно-территориальные комплексы района, их различия. Полоса Основной зоны населения и зона Севера. Кузнецко-Алтайский и Западно-Сибирский подрайоны.

Восточная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России. Характер поверхности его территории. Климат. внутренние воды. Природные ресурсы. Численность и динамика численности населения. Урбанизация, города. Народы и религии, традиции и культура. Факторы развития и особенности хозяйства. Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны. Ведущие отрасли промышленности: черная металлургия, топливная, машиностроение, химическая, электроэнергетика. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Дальний Восток. Состав района, его роль в хозяйстве России. Характер поверхности его территории. Климат. внутренние воды. Природные ресурсы. Численность и динамика численности населения. Урбанизация, города. Народы и религии, традиции и культура. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: цветная металлургия, пищевая, топливно-энергетический комплекс. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Обобщающее повторение по темам «Место России в мире», «Население России».

Обобщающее повторение по теме «Хозяйство России».

Обобщающее повторение по теме «Регионы России».

Практическая работа № 8 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера».

Практическая работа № 9 «Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири».

Контрольная работа № 4 «Европейская Россия».

Обобщающий урок-игра по теме «Азиатская Россия».

Итоговое тестирование.

Форма организации учебного занятия: урок; практикум; урок-исследование; лекция; конференция, круглый стол, игра.

Основные виды учебной деятельности: Анализ схемы «Районирование»; подбор примеров районов различного уровня; определение по картам отраслей хозяйства специализации отдельных территорий; работа по картам атласа: анализировать экономические карты и статистические данные; работа по учебнику и другим дополнительным источникам: объяснять значение районирования и зонирования России; приводить примеры экономических районов, федеральных округов; самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами (ЭОР), подготовка и представление публичного выступления в виде презентации; сравнивать характеристики разных частей района; выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; приводить примеры адаптации населения к суровым условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, хозяйственную деятельность; умение работать с разными источниками географической информации; давать оценку ГП района для его формирования и развития; приводить примеры центров производства важнейших видов продукции, показывать их на карте; анализ схем и статистических материалов; составление таблиц, диаграмм, графиков, описаний характеристик, отражающих особе6нностей хозяйства, на основе анализа разных источников информации, в том числе и карт; определение района или подрайона по краткому описанию; решение практических и познавательных задач, работа с системой вопросов и заданий, контурными картами; просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, видероликов.



ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В результате изучения учебного предмета «География» у обучающихся 9-х классов формируются следующие предметные результаты:

  • называть (показывать) субъекты Российской Федерации, крупные географические регионы РФ, и их территориальный состав;

  • объяснять значение понятий «районирование», «экономический район», «специализация территории», «географическое разделение труда»;

  • объяснять особенности территории, населения, хозяйства крупных географических районов РФ, их специализацию и экономические связи;

  • описывать (характеризовать) природу, население, хозяйство, экономические и экологические проблемы регионов, отдельные географические объекты на основе различных источников информации;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  • проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Количество часов

Даты проведения уроков

план

факт

ОБЩАЯ ЧАСТЬ КУРСА (37 ч)


МЕСТО РОССИИ В МИРЕ (5 ч.)

1

Инструктаж по технике безопасности на уроках географии. Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации.

Практическая работа № 1 «Анализ административно-территориального деления России».

1


2

Географическое положение и границы России.

Практическая работа № 2 «Сравнение географического положения России с другими странами».

1



3

Экономико-и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России.

1



4

Государственная территория России.

1



5

Обобщение знаний по теме « Место России в мире».

Контрольная работа № 1 «Место России в мире».

1



НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (6 ч)

6

Анализ контрольной работы. Исторические особенности заселения и освоения территории России.

1



7

Численность и естественный прирост населения. Практическая работа № 3 «Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России».

1



8

Национальный состав населения России.

1



9

Миграции населения. Практическая работа № 4 «Характеристика особенностей миграционного движения населения России».

1



10

Городское и сельское население.

1



11

Обобщение знаний по теме «Население Российской Федерации». Контрольная работа № 2 «Население Российской Федерации».

1



ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ (3ч)

12

Анализ контрольной работы. География основных типов экономики на территории России.

1



13

Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны.

1



14

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.

1



ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ (1 ч)

15

Научный комплекс.

1



МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС (3 ч)

16

Роль, значение и проблемы развития машиностроения.

1



17

Факторы размещения машиностроения.

1



18

География машиностроения. Практическая работа № 5 «Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения».

1



ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (ТЭК) (4ч)

19

Роль, значение и проблемы ТЭК.

1



20

Топливная промышленность. Практическая работа № 6 «Характеристика угольного бассейна России».

1



21

Электроэнергетика.

1



22

Обобщение знаний по темам «Географические особенности экономики России. Наука. Машиностроение. ТЭК». Тестовая работа № 1 « Географические особенности экономики России. Наука. Машиностроение. ТЭК»

1



КОМПЛЕКСЫ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ХИМИЧЕСКИЕ ВЩЕСТВА (7ч)

23

Анализ тестовой работы. Состав и значение комплексов.

1



24

Металлургический комплекс.

1



25

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия.

1



26

Цветная металлургия.

1



27

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность.

1



28

Факторы размещения предприятий химической промышленности.

1



29

Лесная промышленность.

1



АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК)(3 ч)

30

Состав и значение АПК.

1



31

Земледелие и животноводство. Практическая работа № 7 «Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур. Определение главных районов животноводства»

1



32

Пищевая и легкая промышленность.

1



ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС (5 ч)

33

Состав комплекса. Роль транспорта.

1



34

Железнодорожный и автомобильный транспорт.

1



35

Водный и другие виды транспорта.

1



36

Связь. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство.

1



37

Обобщение знаний по теме «Хозяйство России» Контрольная работа № 3 «Хозяйство России».

1



РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСА (31 ч)

РАЙНИРОВАНИЕ РОССИИ. ОБЩЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ (1 ч)

38

Анализ контрольной работы. Районирование России.

1



ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН-ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (1 ч)

39

Общая характеристика Западного макрорегиона

1



ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕРО-ЗАПАД (6 ч)

40

Центральная Россия и Европейский Северо-Запад. Состав, природа, историческое изменение географического положения. Общие проблемы.

1



41

Население и главные черты хозяйства Центральной России и Европейского Северо-Запада.

1



42

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион.

1



43

Географические особенности областей Центрального района.

1



44

Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы.

1



45

Северо-Западный район: состав, ЭГП, население.

1



ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР (3ч)

46

Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

1



47

Население Европейского Севера.

1



48

Хозяйство Европейского Севера. Практическая работа № 8 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера».


1



ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ-СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ (3 ч)

49

Европейский Юг. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

1



50

Население Европейского Юга.

1



51

Хозяйство Европейского Юга.

1




ПОВОЛЖЬЕ (3 ч)





52

Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

1



53

Население Поволжья.

1



54

Хозяйство Поволжья.

1



УРАЛ (4ч)

55

Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

1



56

Население Урала.

1



57

Хозяйство Урала.

1



58

Обобщение знаний по теме «Европейская Россия». Контрольная работа № 4 «Европейская Россия»


1



ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН - АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (10 ч)

59

Анализ контрольной работы. Общая характеристика Восточного макрорегиона.

1



60

Этапы, проблемы и перспективы развития Восточного макрорегиона. Итоговое тестирование.

1



61

Анализ итогового тестирования. Этапы, проблемы и перспективы развития Восточного макрорегиона.

1



62

Западная Сибирь.

1



63

Восточная Сибирь. Практическая работа № 9 «Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири»


1



64

Дальний Восток.

1



65

Обобщение знаний по теме «Азиатская Россия». Обобщающий урок-игра по теме «Азиатская Россия»

1



66

Обобщающее повторение по темам «Место России в мире», «Население России»

1



67

Обобщающее повторение по теме «Хозяйство России»

1



68

Обобщающее повторение по теме «Регионы России»

1






0



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!