МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 17 ГОРОДА БЕЛОГОРСК»
676850 Амурская обл, г. Белогорск, ул. Ленина, 100, тел./факс 8 (41641)2 73 59, e-mail: school17@mail.ru
Рассмотрено на заседании ПМЛ протокол №____ от «___»_________2017 руководитель ______М.В. Воробьева | Согласовано заместитель директора по УВР «____» __________ 2017 __________ Н.А. Иукова | Утверждаю директор МАОУ СШ №17 ________ Ю.А. Цеподой приказ №______ «____» __________ 2017 |
Рабочая программа по географии
для 9А, 9Б, 9В, 9Г классов
2017 - 2018 учебный год
Орехова Ольга Николаевна,
учитель географии,
высшая квалификационная категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии для 9А, 9Б, 9В, 9Г классов составлена на основе нормативно - правовых документов:
федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
письма Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
приказа Министерства образования и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
программы основного общего образования по географии. 5-9 классы, авторы: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин. Рабочие программы. География 5-9 классы. М.: Дрофа, 2012 .Линия УМК География «Классическая линия 5-9 кл.(основная школа);
примерной программы основного общего образования по географии, разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (Примерные программы по учебным предметам. География.5-9 классы – М.; Просвещение, 2012 (Стандарты второго поколения);
положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, курсов (модулей) групповых занятий МОАУ СОШ № 17 от 07.04.2016 г. (протокол № 6 педагогического совета);
основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СШ №17 на 2016-2021 годы;
учебного плана МАОУ СШ №17 на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа, согласно учебному плану, рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю, из них контрольных работ- 4, практических - 9, тестовых – 1, итоговых тестирований – 1).
При реализации рабочей используется учебник: Дронов В.П., Ром В.Я. «География России: Население и хозяйство.»: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/- М.: «Дрофа», 2014.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ КУРСА (37 ч)
МЕСТО РОССИИ В МИРЕ (5 ч.)
Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географический взгляд на Россию: ее место в мире, по площади территории, числу жителей, запасам и разнообразию природных ресурсов, политической роли в мировом сообществе, оборонному потенциалу. Функции административно-территориального деления страны. Федерация и субъекты Федерации. Государственно-территориальные и национально-территориальные образования. Федеральные округа.
Географическое положение и границы России. Понятие «географическое положение», виды и уровни (масштабы) географического положения. Оценка северного географического положения России. Географическое положение как фактор развития хозяйства. Государственные границы России, их виды, значение. Государственная территория России. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Особенности границ России. Страны-соседи России.
Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России. Особенности экономико-географического положения России, роль соседей 1-го порядка. Различия транспортно-географического положения отдельных частей страны. Роль Центральной и Западной Европы в формировании геоэкологического положения России. Сложность геополитического и геоэкономического положения России.
Государственная территория России. Понятие о государственной территории страны, ее составляющие. Параметры оценки государственной границы. Российская зона Севера. Оценка запасов природных ресурсов на территории России.
Практическая работа № 1 «Анализ административно-территориального деления России».
Практическая работа № 2 «Сравнение географического положения России с другими странами».
Контрольная работа № 1 «Место России в мире»
Форма организации учебного занятия: урок; практикум; исследование; дискуссия.
Основные виды учебной деятельности: Анализ и сопоставление карт атласа; работа с картами атласа, интернет-ресурсами; работа с контурной картой: обозначение границ; самостоятельная работа с учебником (поиск информации);
НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (6 ч)
Исторические особенности заселения и освоения территории России. Главные ареалы расселения восточных славян. Формирование и заселение территории Русского и Российского государства в XVI- XIX в.
Численность и естественный прирост населения. Численность населения России. Переписи населения. Динамика численности населения. Демографические кризисы. Особенности естественного населения. Возрастная структура населения. Своеобразие в соотношении мужчин и женщин в России и определяющие это своеобразие факторы. Прогноз численности населения.
Национальный состав населения России. Россия- многонациональное государство. Языковые семьи народов России. Классификация народов России по языковому признаку. Религии, исповедуемые в России, основные районы их распространения.
Миграции населения. Понятие о миграциях. Виды миграций. Направление миграций в России, их влияние на жизнь страны.
Городское и сельское население. Городские поселения. Соотношение городского и сельского населения. Размещение городов по территории страны. Различие городов по численности населения и функциям. Крупнейшие города России. Городские агломерации. Урбанизация. Сельские поселения. Средняя плотность населения в России. Географические особенности размещения российского населения. Основная зона расселения.
Практическая работа № 3 «Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России».
Практическая работа № 4 «Характеристика особенностей миграционного движения населения России».
Контрольная работа № 2 «Население Российской Федерации»
Форма организации учебного занятия: урок; практикум; исследование; дискуссия.
Основные виды учебной деятельности: Анализ и сопоставление карт атласа, диаграмм, графиков, половозрастных пирамид; отбор и сравнение материала по нескольким источникам; самостоятельная работа с учебником (поиск информации); составление схемы разных видов миграций; подготовка и представление публичного выступления в виде презентации; просмотр и обсуждение учебных фильмов.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ (3ч)
География основных типов экономики на территории России. Классификация историко-экономических систем, регионы России с преобладанием их различных типов. Особенности функциональной и отраслевой структуры хозяйства.
Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны. Состав добывающей промышленности и ее роль в хозяйстве страны. Назначение и виды природных ресурсов. Экологические ситуации и проблемы России.
Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России. Особенности постиндустриальной стадии развития. Понятия центра и полупериферии. Пути развития России.
Форма организации учебного занятия: урок; исследование; дискуссия.
Основные виды учебной деятельности: Анализ и сопоставление тематических (экономических) карт атласа, анализ статистических данных (таблиц, схем, диаграмм); отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОРАФИЯ (1 ч)
Научный комплекс. Межотраслевые комплексы и их хозяйственные функции. Роль науки в современном обществе и России. Состав научного комплекса. География науки и образования. Основные районы, центры, города науки. Перспективы развития науки и образования.
Форма организации учебного занятия: урок - исследование;
Основные виды учебной деятельности: Анализ статистических данных (таблиц, схем, диаграмм); анализ и сопоставление тематических (экономических) карт атласа, отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС (3 ч)
Роль, значение и проблемы развития машиностроения. Ведущая роль машиностроительного комплекса в хозяйстве. Главная задача машиностроения. Состав машиностроения, группировка отраслей по роли и назначению. Проблемы российского машиностроения.
Факторы размещения машиностроения. Современная система факторов размещения машиностроения. Ведущая роль наукоемкости как фактора размещения. Влияние специализации и кооперирования на организацию производства и географию машиностроения.
География машиностроения. Особенности географии машиностроения. Причины неравномерности размещения машиностроительных предприятий.
Практическая работа № 5 «Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения»
Форма организации учебного занятия: урок; исследование; практикум.
Основные виды учебной деятельности: Составление и анализ схемы кооперационных связей машиностроительного комплекса; анализ текста и рисунков в учебнике; составление конспекта; анализ и сопоставление тематических (экономических) карт атласа, анализ статистических данных (таблиц, схем, диаграмм); отбор и сравнение материала по нескольким источникам; обсуждение проблем развития современного машиностроительного комплекса в России.
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (ТЭК) (4ч)
Роль, значение и проблемы ТЭК. Состав, структура и значение ТЭК в хозяйстве. Топливно-энергетический баланс. Основные проблемы российского ТЭК.
Топливная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность: запасы, добыча, использование и транспортировка нефти и природного газа. Система нефте- и газопроводов. География переработки нефти и газа. Влияние нефтяной и газовой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности. Угольная промышленность. Запасы и добыча угля. Способы добычи и стоимость угля. Воздействие угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития угольной промышленности.
Электроэнергетика. Объемы производства электроэнергии. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Нетрадиционные источники энергии. Энергетические системы. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Практическая работа № 6 «Характеристика угольного бассейна России»
Тестовая работа № 1 «Географические особенности экономики России. Наука. Машиностроение. ТЭК»
Форма организации учебного занятия: урок; исследование; практикум.
Основные виды учебной деятельности: Анализ и сопоставление тематических (экономических) карт атласа, анализ статистических данных (таблицы «Типы электростанций», анализ схемы ТЭК, диаграмм); отбор и сравнение материала по нескольким источникам; работа с контурной картой: обозначение основных районов добычи нефти и газа; использования различных источников географической информации для составления характеристики угольных и нефтяных бассейнов; умение работать с разными источниками географической информации; показывать на карте крупные месторождения нефти, газа, угля, важнейшие газо- и нефтепроводы, основные центры промышленности; выполнение работ практикума; анализ текста и рисунков в учебнике; составление конспекта; самостоятельная работа с учебником.
КОМПЛЕКСЫ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ХИМИЧЕСКИЕ ВЩЕСТВА (7ч)
Состав и значение комплексов. Понятие о конструкционных материалах. Традиционные и нетрадиционные конструкционные материалы, их свойства.
Металлургический комплекс. Роль в хозяйстве. Черная и цветная металлургия -основные особенности концентрации, комбинирования, производственного процесса и влияние на окружающую среду; новые технологии.
Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия. Черные металлы: объемы и особенности производства. Факторы размещения. География металлургии черных металлов. Влияние черной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Цветная металлургия. Цветные металлы: объемы и особенности производства. Факторы размещения. География металлургии цветных металлов. Влияние цветной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Состав химико-лесного комплекса. Химическая промышленность: состав, место и значение в хозяйстве. Роль химизации в хозяйстве. Отличия химической промышленности от других промышленных отраслей.
Факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности. Факторы размещения. География важнейших отраслей. Химические базы и химические комплексы. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Лесная промышленность. Лесные ресурсы России, их география. Состав и продукция лесной промышленности, ее место и значение в хозяйстве. Факторы размещения. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Форма организации учебного занятия: урок; исследование; дискуссия.
Основные виды учебной деятельности: Работа по картам атласа: анализировать экономические карты и статистические данные; анализ карт, их сопоставление; использовать различные источники географических информации для составления характеристики отраслей; умение работать с разными источниками географической информации; показывать на карте основные центры промышленности; выполнение работ практикума, построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; анализ экономических карт России, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурной карты.
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК)(3 ч)
Состав и значение АПК. Агропромышленный комплекс: состав, место, значение в хозяйстве. Звенья АПК. Сельское хозяйство. Состав, место, значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура.
Земледелие и животноводство. Полеводство. Зерновые и технические культуры, назначение, их требование к агроклиматическим ресурсам. Перспективы развития. Отрасли животноводства, их значение.
Пищевая и легкая промышленность. Особенности легкой и пищевой промышленности. Факторы размещения и география важнейших отраслей. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Практическая работа № 7 «Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур. Определение главных районов животноводства»
ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС (5 ч)
Состав комплекса. Роль транспорта. Состав, место, значение в хозяйстве. Понятие об услугах. Классификация услуг. Виды и работа транспорта. Транспортные узлы и транспортная система. Типы транспортных узлов. Влияние на размещения населения и хозяйства.
Железнодорожный и автомобильный транспорт. Показатели развития и особенности железнодорожного и автомобильного транспорта. География дорог. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития.
Водный и другие виды транспорта. Показатели развития и особенности морского транспорта. География морского транспорта, распределение флота и портов между бассейнами. Трубопроводный транспорт. Влияние транспорта на окружающую среду. Перспективы развития.
Связь. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство. Виды связи, их роль для людей. Развитие и география связи в стране. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. География и влияние на окружающую среду. Перспективы развития отраслей.
Контрольная работа № 3 «Хозяйство России».
Форма организации учебного занятия: урок; практическая работа; урок-исследование; лекция; конференция.
Основные виды учебной деятельности: Работа по картам атласа: анализировать экономические карты и статистические данные; анализ карт, их сопоставление; умение работать с разными источниками географической информации; показывать на карте основные центры промышленности; выполнение работ практикума, построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; анализ экономических карт России, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурной карты.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСА(31 ч)
РАЙНИРОВАНИЕ РОССИИ. ОБЩЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ (1 ч)
Районирование России. Районирование – важнейший метод в географии. Виды районирования. Географическое (территориальное) разделение труда. Специализация территорий на производстве продукции (услуг). Отрасли специализации районов. Западная и восточная часть России. Экономические районы. Федеральные округа.
ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН-ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (1 ч)
Общая характеристика Западного макрорегиона. Состав макрорегиона. Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социально-экономическом развитии страны.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕРО-ЗАПАД (6 ч)
Центральная Россия и Европейский Северо-Запад. Состав, природа, историческое изменение географического положения. Общие проблемы. Центральная Россия и Европейский Северо-Запад – межрайонный комплекс. Особенности исторического развития. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы.
Население и главные черты хозяйства Центральной России и Европейского Северо-Запада. Численность и динамика численности населения. Размещения населения, урбанизация, города. Народы и религии. Занятость и доходы населения. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Центральное положение Москвы как главный фактор формирования региона. Исторические и религиозные факторы усиления Москвы. Радиально-кольцевая структура расселения и хозяйства. Население Москвы, Московская агломерация. Важнейшие отрасли хозяйства, памятники.
Географические особенности областей Центрального района. Состав Центрального района. Особенности развития его подрайонов.
Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы. Состав районов. Особенности географического положения. География природных ресурсов. Численность населения и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация, города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Северо-Западный район: состав, ЭГП, население. Состав районов. Особенности географического положения. География природных ресурсов. Численность населения и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация, города. Санкт-Петербургская агломерация. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития. Историко-культурные памятники района.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР (3ч)
Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав района. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Особенности географии природных ресурсов: Кольско-Карельская и Тимано-Печорская части района.
Население Европейского Севера. Численность населения и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация, города. Народы и религии.
Хозяйство Европейского Севера. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Место и роль района в социально-экономическом пространстве страны.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ - СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ (3 ч)
Европейский Юг. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав района. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.
Население Европейского Юга. Численность населения и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация, города. Народы и религии, традиции и культура.
Хозяйство Европейского Юга. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, топливная, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
ПОВОЛЖЬЕ (3 ч)
Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав района. Физико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.
Население Поволжья. Численность населения и динамика численности населения. Размещение населения. Естественный прирост и миграции. Урбанизация, города. Народы и религии, традиции и культура.
Хозяйство Поволжья. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, химическая, газовая и нефтяная. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
УРАЛ (4 ч)
Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав района. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.
Население Урала. Численность населения и динамика численности населения. Размещение населения. Естественный прирост и миграции. Урбанизация, города. Народы и религии, традиции и культура.
Хозяйство Урала. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: металлургия, машиностроение, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН - АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (10 ч)
Общая характеристика Восточного макрорегиона. Состав макрорегиона. Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социально-экономическом развитии страны.
Этапы, проблемы и перспективы развития Восточного макрорегиона. Историко-географические этапы формирования региона. Формирование сети городов. Рост населения. Урало-Кузнецкий комбинат. Транспортные проблемы. Сокращение численности населения. Снижение доли обрабатывающих производств. Основные перспективы развития.
Западная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России. Природно-территориальные комплексы района, их различия. Полоса Основной зоны населения и зона Севера. Кузнецко-Алтайский и Западно-Сибирский подрайоны.
Восточная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России. Характер поверхности его территории. Климат. внутренние воды. Природные ресурсы. Численность и динамика численности населения. Урбанизация, города. Народы и религии, традиции и культура. Факторы развития и особенности хозяйства. Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны. Ведущие отрасли промышленности: черная металлургия, топливная, машиностроение, химическая, электроэнергетика. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Дальний Восток. Состав района, его роль в хозяйстве России. Характер поверхности его территории. Климат. внутренние воды. Природные ресурсы. Численность и динамика численности населения. Урбанизация, города. Народы и религии, традиции и культура. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: цветная металлургия, пищевая, топливно-энергетический комплекс. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Обобщающее повторение по темам «Место России в мире», «Население России».
Обобщающее повторение по теме «Хозяйство России».
Обобщающее повторение по теме «Регионы России».
Практическая работа № 8 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера».
Практическая работа № 9 «Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири».
Контрольная работа № 4 «Европейская Россия».
Обобщающий урок-игра по теме «Азиатская Россия».
Итоговое тестирование.
Форма организации учебного занятия: урок; практикум; урок-исследование; лекция; конференция, круглый стол, игра.
Основные виды учебной деятельности: Анализ схемы «Районирование»; подбор примеров районов различного уровня; определение по картам отраслей хозяйства специализации отдельных территорий; работа по картам атласа: анализировать экономические карты и статистические данные; работа по учебнику и другим дополнительным источникам: объяснять значение районирования и зонирования России; приводить примеры экономических районов, федеральных округов; самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами (ЭОР), подготовка и представление публичного выступления в виде презентации; сравнивать характеристики разных частей района; выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; приводить примеры адаптации населения к суровым условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, хозяйственную деятельность; умение работать с разными источниками географической информации; давать оценку ГП района для его формирования и развития; приводить примеры центров производства важнейших видов продукции, показывать их на карте; анализ схем и статистических материалов; составление таблиц, диаграмм, графиков, описаний характеристик, отражающих особе6нностей хозяйства, на основе анализа разных источников информации, в том числе и карт; определение района или подрайона по краткому описанию; решение практических и познавательных задач, работа с системой вопросов и заданий, контурными картами; просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, видероликов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения учебного предмета «География» у обучающихся 9-х классов формируются следующие предметные результаты:
называть (показывать) субъекты Российской Федерации, крупные географические регионы РФ, и их территориальный состав;
объяснять значение понятий «районирование», «экономический район», «специализация территории», «географическое разделение труда»;
объяснять особенности территории, населения, хозяйства крупных географических районов РФ, их специализацию и экономические связи;
описывать (характеризовать) природу, население, хозяйство, экономические и экологические проблемы регионов, отдельные географические объекты на основе различных источников информации;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Даты проведения уроков |
план | факт |
ОБЩАЯ ЧАСТЬ КУРСА (37 ч) |
МЕСТО РОССИИ В МИРЕ (5 ч.) |
1 | Инструктаж по технике безопасности на уроках географии. Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации. Практическая работа № 1 «Анализ административно-территориального деления России». | 1 | | |
2 | Географическое положение и границы России. Практическая работа № 2 «Сравнение географического положения России с другими странами». | 1 | | |
3 | Экономико-и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России. | 1 | | |
4 | Государственная территория России. | 1 | | |
5 | Обобщение знаний по теме « Место России в мире». Контрольная работа № 1 «Место России в мире». | 1 | | |
НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (6 ч) |
6 | Анализ контрольной работы. Исторические особенности заселения и освоения территории России. | 1 | | |
7 | Численность и естественный прирост населения. Практическая работа № 3 «Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России». | 1 | | |
8 | Национальный состав населения России. | 1 | | |
9 | Миграции населения. Практическая работа № 4 «Характеристика особенностей миграционного движения населения России». | 1 | | |
10 | Городское и сельское население. | 1 | | |
11 | Обобщение знаний по теме «Население Российской Федерации». Контрольная работа № 2 «Население Российской Федерации». | 1 | | |
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ (3ч) |
12 | Анализ контрольной работы. География основных типов экономики на территории России. | 1 | | |
13 | Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны. | 1 | | |
14 | Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России. | 1 | | |
ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ (1 ч) |
15 | Научный комплекс. | 1 | | |
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС (3 ч) |
16 | Роль, значение и проблемы развития машиностроения. | 1 | | |
17 | Факторы размещения машиностроения. | 1 | | |
18 | География машиностроения. Практическая работа № 5 «Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения». | 1 | | |
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (ТЭК) (4ч) |
19 | Роль, значение и проблемы ТЭК. | 1 | | |
20 | Топливная промышленность. Практическая работа № 6 «Характеристика угольного бассейна России». | 1 | | |
21 | Электроэнергетика. | 1 | | |
22 | Обобщение знаний по темам «Географические особенности экономики России. Наука. Машиностроение. ТЭК». Тестовая работа № 1 « Географические особенности экономики России. Наука. Машиностроение. ТЭК» | 1 | | |
КОМПЛЕКСЫ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ХИМИЧЕСКИЕ ВЩЕСТВА (7ч) |
23 | Анализ тестовой работы. Состав и значение комплексов. | 1 | | |
24 | Металлургический комплекс. | 1 | | |
25 | Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия. | 1 | | |
26 | Цветная металлургия. | 1 | | |
27 | Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. | 1 | | |
28 | Факторы размещения предприятий химической промышленности. | 1 | | |
29 | Лесная промышленность. | 1 | | |
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК)(3 ч) |
30 | Состав и значение АПК. | 1 | | |
31 | Земледелие и животноводство. Практическая работа № 7 «Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур. Определение главных районов животноводства» | 1 | | |
32 | Пищевая и легкая промышленность. | 1 | | |
ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС (5 ч) |
33 | Состав комплекса. Роль транспорта. | 1 | | |
34 | Железнодорожный и автомобильный транспорт. | 1 | | |
35 | Водный и другие виды транспорта. | 1 | | |
36 | Связь. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство. | 1 | | |
37 | Обобщение знаний по теме «Хозяйство России» Контрольная работа № 3 «Хозяйство России». | 1 | | |
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСА (31 ч) |
РАЙНИРОВАНИЕ РОССИИ. ОБЩЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ (1 ч) |
38 | Анализ контрольной работы. Районирование России. | 1 | | |
ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН-ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (1 ч) |
39 | Общая характеристика Западного макрорегиона | 1 | | |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕРО-ЗАПАД (6 ч) |
40 | Центральная Россия и Европейский Северо-Запад. Состав, природа, историческое изменение географического положения. Общие проблемы. | 1 | | |
41 | Население и главные черты хозяйства Центральной России и Европейского Северо-Запада. | 1 | | |
42 | Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. | 1 | | |
43 | Географические особенности областей Центрального района. | 1 | | |
44 | Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы. | 1 | | |
45 | Северо-Западный район: состав, ЭГП, население. | 1 | | |
ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР (3ч) |
46 | Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. | 1 | | |
47 | Население Европейского Севера. | 1 | | |
48 | Хозяйство Европейского Севера. Практическая работа № 8 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера». | 1 | | |
ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ-СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ (3 ч) |
49 | Европейский Юг. Географическое положение, природные условия и ресурсы. | 1 | | |
50 | Население Европейского Юга. | 1 | | |
51 | Хозяйство Европейского Юга. | 1 | | |
| ПОВОЛЖЬЕ (3 ч) | | | |
52 | Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы. | 1 | | |
53 | Население Поволжья. | 1 | | |
54 | Хозяйство Поволжья. | 1 | | |
УРАЛ (4ч) |
55 | Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы. | 1 | | |
56 | Население Урала. | 1 | | |
57 | Хозяйство Урала. | 1 | | |
58 | Обобщение знаний по теме «Европейская Россия». Контрольная работа № 4 «Европейская Россия» | 1 | | |
ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН - АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (10 ч) |
59 | Анализ контрольной работы. Общая характеристика Восточного макрорегиона. | 1 | | |
60 | Этапы, проблемы и перспективы развития Восточного макрорегиона. Итоговое тестирование. | 1 | | |
61 | Анализ итогового тестирования. Этапы, проблемы и перспективы развития Восточного макрорегиона. | 1 | | |
62 | Западная Сибирь. | 1 | | |
63 | Восточная Сибирь. Практическая работа № 9 «Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири» | 1 | | |
64 | Дальний Восток. | 1 | | |
65 | Обобщение знаний по теме «Азиатская Россия». Обобщающий урок-игра по теме «Азиатская Россия» | 1 | | |
66 | Обобщающее повторение по темам «Место России в мире», «Население России» | 1 | | |
67 | Обобщающее повторение по теме «Хозяйство России» | 1 | | |
68 | Обобщающее повторение по теме «Регионы России» | 1 | | |
0