СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 8 классе по формированию функциональной грамотности

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа реализуется следующим учебно-методическим комплектом:

Базовый учебник

Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2020.

Методическое пособие для ученика

Сиротин В.И. География России. 8 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2020.

География России. 8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2020.

Программа реализуется следующим учебно-методическим комплектом:

Базовый учебник

Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2020.

Методическое пособие для ученика

Сиротин В.И. География России. 8 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2020.

География России. 8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2020.

Программа реализуется следующим учебно-методическим комплектом:

Базовый учебник

Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2020.

Методическое пособие для ученика

Сиротин В.И. География России. 8 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2020.

География России. 8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2020.

Программа реализуется следующим учебно-методическим комплектом:

Базовый учебник

Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2020.

Методическое пособие для ученика

Сиротин В.И. География России. 8 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2020.

География России. 8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2020.

Программа реализуется следующим учебно-методическим комплектом:

Базовый учебник

Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2020.

Методическое пособие для ученика

Сиротин В.И. География России. 8 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2020.

География России. 8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2020.

Программа реализуется следующим учебно-методическим комплектом:

Базовый учебник

Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2020.

Методическое пособие для ученика

Сиротин В.И. География России. 8 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2020.

География России. 8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2020.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 8 классе по формированию функциональной грамотности»

Урок географии в 8 классе по формированию функциональной грамотности


По УМК и Программе основного общего образования по географии. 5-9 классы / авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов и др. (Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина – М.: Дрофа, 2021 г.).


Программа реализуется следующим учебно-методическим комплектом:

Базовый учебник

Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2020.

Методическое пособие для ученика

Сиротин В.И. География России. 8 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2020.

География России. 8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2020.


Тема: Различия во времени на территории России. Практическая работа№2

"Определение поясного времени для разных пунктов России"


Цели урока:

1. познакомить с видами времени на территории России; дать понятие о линии перемены дат;

2.научить решать практические задачи на определение времени в разных населённых пунктах в ходе практической работы

3. Развивать у учащихся положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности




Оборудование: физическая карта России, глобус, карты атласа. компьютер

Тип урока: комбинированный.


Ход урока.

I. Организационный момент урока

• Проверка готовности к уроку.

• Сообщение темы урока.

• Определение целей урока.



II. Актуализация знаний. Тест по теме «Границы России: сухопутные и морские»


1. В какой из названных групп все государства имеют

сухопутную границу с Россией?

а) Норвегия, Финляндия, Казахстан;

б) Украина, Румыния, Польша;

в) Норвегия, Болгария, Турция;

г) Швеция, Польша, Афганистан.

2. Россия расположена:

а) в северном и восточном полушарии;

б) в южном и западном полушарии;

в) в северном, восточном и западном полушариях;

г) только в северном полушарии.

3. В каком из перечисленных районов находится самая южная точка России?

а) Республика Алтай,

б) Краснодарский край,

в) Республика Дагестан,

г) Приморский край.

4. С какой парой стран Россия имеет только морскую границу?

а) Норвегия и Япония,

б) Япония и Китай,

в) Япония и США,

г) Норвегия и Китай.

5. Самая восточная точка России находится:

а) в восточном полушарии,

б) в западном полушарии.

6. Самая северная точка России расположена:

а) в архипелаге Северная Земля,

б) в архипелаге Шпицберген,

в) в архипелаге Земля Франца Иосифа.

7. Найдите соответствие:

Крайние точки России:

а) северная; 1) м. Дежнёва;

б) южная; 2) м. Челюскин,

в) западная, 3) г. Базардюзю;

г) восточная; 4) Балтийская коса в Гданьском заливе.

8. Какие крайние точки России являются одновременно и крайними точками Евразии?

а) м. Челюскин, б) м. Пиай, в) г. Базардюзю, г) м. Дежнёва.

9. Россия расположена:

а) только в Европе, б) только в Азии, в) в Европе и в Азии.

10. Самое мелководное море на Земле и самое маленькое по площади море России

а) Белое, б) Балтийское, в) Аральское, г) Азовское.

(Ответы: 1 а, 2 в, 3 в, 4 в, 5 б, 6 в, 7: а-2, б-3, в-4, г -1; 8 а, г; 9 в, 10 г.).


Проверка теста: Ответы на мониторе компьютера

III. Изучение новой темы.


1) Создание проблемной ситуации -1мин

Вот он миг. Казалось бы, в этот миг время по всей Земле должно быть одно и то же. Так ли это?

Предполагаемые ответы учащихся:

Нет, время в разных районах нашей страны отличается.

Время в разных частях земного шара разное.

Возникает вопрос:

почему в один и тот же миг в разных частях земного шара время неодинаково?

Чаще всего учащиеся затрудняются ответить.

Учитель демонстрирует глобус.

Беседа: вопросы учителя и предполагаемые ответы учащихся -3мин

• Посмотрите на глобус и скажите везде ли одинаково время суток?

Нет. На освещённой стороне – день, на теневой – ночь.

• Какое время суток на меридианах, расположенных на границах освещённой и теневой сторон?

Утро и вечер (показывают на глобусе).

• Покажите на глобусе меридиан, на котором полдень.

(Показывают средний на освещённой стороне меридиан).

• Какое время суток на противоположном меридиане?

На противоположном меридиане, расположенном на теневой стороне – полночь.

• Какое время на любом другом меридиане?

На каждом меридиане своё время.

• Одинаковое время в точках, расположенных на одном меридиане называют местным.

Вернёмся к нашему вопросу: чем объяснить, что в один и тот же миг на разных меридианах земного шара время неодинаково? Сделайте вывод.

Вывод: время каждого меридиана зависит от его положения на шарообразной поверхности Земли по отношению к Солнцу. В один и тот же миг на каждом меридиане своё местное время.



2) Сообщение теории



Время — это мера длительного существования объектов. С философской точки зрения, оно подразумевает необратимую череду событий, идущую из прошлого, через настоящее, в будущее.

В международной системе мерных единиц, единицей измерения времени является секунда (как килограмм в массе и метр в длине).

Нам, конечно, известны и другие меры: историки работают с эрами, веками, периодами; спортсмены — с таймами, периодами и раундами.

Да и в быту мы мерим по-разному (например, урок — значит 45 минут).

В географии естественной единицей стали сутки, поскольку приблизительно столько нужно Земле, чтоб совершить один оборот вокруг своей оси. Солнечные сутки — это 86 400 секунд (1440 минут), в которые укладываются утро, день, вечер и ночь.

Время определяется по меридианам: оно одинаково по всей протяженности меридиана, от Северного полюса до Южного. Москва, Тула и Новосибирск синхронны по времени с Найроби (Кения) и Бейрутом (Ливан): все эти города находятся в промежутке 36°30´ — 37°46´ восточной долготы.

Но если ориентироваться исключительно на астрономические сутки, возникает некоторое неудобство. За 24 часа (1436 минут) Земля делает полный оборот на 360°. Один градус укладывается в 4 минуты. Разница, например, между Москвой и Санкт-Петербургом составляет около 7°, то есть, фактически — 28 минут.

Согласитесь, что, даже если округлить до получаса, при сверке часов все равно может возникнуть путаница.

В 1884 году, на конференции в США, 26 государств приняли соглашение о введении поясного времени.

Земля была поделена на 24 временные зоны (360°: 24часа, ширина каждого пояса — 15). Гринвичский меридиан стал началом отсчета.

Пояса отсчитываются с запада на восток.

Разница между двумя соседними поясами: 1 час.

Границы зон проводятся строго по меридианам только на воде.

Вопрос учащимся: почему на суше границы часовых поясов проходят не строго по меридианам?

Каждая крупная страна по-своему решает проблему разделения территории на часовые пояса, и не все государства ориентируются по Солнцу. Например, в США 4 временные зоны, что, в принципе, укладывается в теоретическое положение. Протяженность Китая примерно такая же, как в США — порядка 60°, но в этой стране одна часовая зона, которая называется Пекинским временем.

Время в России

В нашей стране 11 часовых поясов. Есть Московское время, Калининградское, Самарское, Екатеринбургское, Омское, Красноярское, Иркутское, Якутское, Владивостокское, Магаданское, Камчатское. Если немного поностальгировать, то можно вспомнить сигналы точного времени: «В Москве 15 часов... В Петропавловске-Камчатском — полночь».

Актуальное разделение регулируется документом «Об исчислении времени» от 26 октября 2014 года. Наши зоны приближены к фактическим часовым границам: протяженность территории России по долготе равна 171°22′, то есть около 11,4 часа. На все субъекты Российской Федерации приходится по одной часовой зоне — кроме Якутии, ее территория простирается на три зоны.

Большинство городов европейской части России живут по Московскому времени, только в Калининградской области разница со столицей составляет минус 1 час. Время увеличивается по направлению к востоку: в Омской области на 3 часа больше, чем в Москве, в Красноярске — на 4.

Представляем вам актуальную тематическую карту России. Она взята из демоверсий ЕГЭ последних лет. Изображение карты можно распечатать и раздать ученикам, чтобы у них всегда была подсказка при решении задач.



3) Работа с учебником и атласом-


Находя информацию в учебнике или в атласе, ребята делают краткие записи в тетрадях.


Задания для 1-ой группы учащихся.


1) Земля вращается с запада на восток, совершая один полный оборот (360˚)

за сутки (24 часа). На сколько градусов по долготе поворачивается Земля за один час? За 2 часа? За 5 часов?

2) Как изменится местное время, если мы переместимся на 15˚ (на 30˚) по долготе на восток? На запад?


Задания для 2-ой группы учащихся.



3) Какое время называют поясным? Сколько часовых поясов на земном шаре? Почему границы поясов проводят не всегда точно по меридианам, а с учётом границ между странами и административными образованиями?

4) Почему возникла необходимость введения «единого времени». Когда было принято соглашение о поясном времени? Когда поясное время было введено в России? Сколько часовых поясов выделяют на территории России?


Задания для 3-ей группы учащихся.


5) Когда и с какой целью в нашей стране введено декретное время? Что такое московское время? На сколько часов московское время с учётом декретного отличается от гринвичского?

6) Каковы причины введения летнего времени? С какого года оно введено в России? Сколько раз и в каком направлении живущим в одном и том же месте России приходится переводить часы в течение года? На сколько часов летнее время с учётом декретного впереди поясного?


Задания для 4-ой группы учащихся.


7) Какой часовой пояс, и какой меридиан считаются началом новых суток? Почему возникла необходимость введения линии перемены дат?

8) Как изменится счёт времени для человека, пересекающего линию перемены дат с запада на восток? С востока на запад?


Дополнительная информация по теме. В эпоху современного научно-технического прогресса измерение времени приобрело особое значение и требует самых современных методов, обеспечивающих точность времени до миллиардной доли секунды в сутки. Современная служба времени оснащена молекулярными и атомными часами, обеспечивающими подобную точность. Единица времени (секунда) включена в число основных единиц Международной системы СИ.



4) Решение заданий:

Задача 1
Сколько времени будет в населенных пунктах 6-ой часовой зоны, когда в населенных пунктах 2-ой — 16:00?

Решение:

Исходя из поясов, определяем разницу. Далее решаем, что с ней делать: прибавлять или вычитать к известному значению. Разница между 6-ой и 2-ой часовыми зонами составит 4 часа. 6-ая зона расположена восточнее, чем 2-ая; значит, разница прибавляется. То есть когда во 2-ой зоне 16:00, в 6-ой — 20:00.

Задача 2 В Красноярске полдень. Сколько времени будет в Хабаровске, Москве, Магадане, Кемерово, Екатеринбурге, Калининграде?

Город


Часовая зона и разница с Красноярском

Время в городе

Красноярск

6-ая, нет

12 часов

Хабаровск



Москва



Магадан



Кемерово



Екатеринбург



Калининград





Решение: Хабаровск (9-ая ч.з., + 3 часа) 15 ч. Москва (2-ая ч.з., — 4 часа) 8 ч. Магадан (10-ая ч.з., + 4 часа) 16 ч. Кемерово (6-ая ч.з.) 12 ч. Екатеринбург (4-ая ч.з., — 2 часа) 10 ч. Калининград (1-ая ч.з., — 5 часов) 7 ч. Симферополь (2-ая ч.з., — 4 часа) 8 ч.

Задача 3 Про Новый год (типичное задание для ОГЭ)

Распределите перечисленные города в той последовательности, в какой их жители встречают Новый Год.

1. Уфа 2. Казань 3. Хабаровск 4. Чита 5. Анадырь 6. Калининград

Решение: Для выполнения задания достаточно найти предложенные города на любой карте. В самом восточном из них (Анадырь) жители встретят Новый Год первыми, в самом западном — Калининграде — последними. В остальных соответственно. (Чем восточнее, тем раньше) Ответ: 534126



Задача 4 Про самолет

Самолет вылетел из Сочи в Новосибирск в 18:00. Полет составил 5 часов. Сколько будет в Новосибирске, когда самолет приземлится?

Решение: Посчитаем, сколько будет в Новосибирске во время вылета самолета. Сочи — Новосибирск — плюс 4 часа. 18 + 4 = 22 часа. Сколько будет в Новосибирске по прилету? 22 + 5 = 27 часов, то есть 3 часа следующих суток.


Задача 5 Про школу (типичное задание для ВПР 10-11 классов)

В каких городах школьники закончат выполнять экзаменационную работу ОГЭ, начавшуюся в 9:00 по местному времени и продолжающуюся 3 часа, когда в Москве будет 8:00? Запишите решение задачи.
А. Красноярск; Б. Тюмень; В. Архангельск; Г. Чита; Д. Челябинск.


Решение: Если работа начинается в 9:00 и продолжается 3 часа, то закончится она должна в 12:00. Если в Москве 8:00, то 12 часов будет в это время в Красноярске. Но не только, а также в тех городах, что расположены восточнее. В нашем случае — Чита. Когда в Москве 8:00, в Чите уже 14 часов, то есть школьники закончили писать работу уже два часа назад. Ответ: АГ.

IV. Практическая работа№2

"Определение поясного времени для разных пунктов России"


I вариант

  1. Определить время в Санкт-Петербурге, если в Якутске полдень.

  2. Как надо перевести стрелки часов при перелете из Певека в Саратов.

  3. Вы вылетаете из Хабаровска в 7-00. В какое время вы будете в Москве, если полет продолжится 7 часов?

  4. Определить время в Москве, если в Анадыре 15.00

  5. *Теплоход, отплывший из Владивостока в субботу 24 мая, прибыл в Сан-Франциско (США) ровно через 15 суток. Какого числа, в какой месяц и день недели он прибыл в Сан-Франциско?


Ответы. 1вариант

1. Разница во времени Якутска и Санкт-Петербурга - 6 часов.

12 час. – 6 час. = 6 часов (в Санкт-Петербурге)

2. Разница Певека и Саратова - 8часов

Часы перевести на 8 часов назад.

3. В Хабаровске 7 часов, в Москве – 0.00 час.

0.00+7час.= в 7 часов (будем в Москве)

4. Разница во времени 8часов.

15 часов – 8 часов = 7 часов (в Москве)

5.7июня в субботу.


2 вариант

  1. Определить время в Омске, если в Москве 14-00.

  2. Как надо перевести стрелки часов при перелете из Иркутска во Владивосток.

  3. Вы вылетаете из Москвы в 15-00. В какое время вы будете в Кемерово, если полет продолжится 4 часа?

  4. Определить время в Красноярске, если в Омске полночь.

  5. *На нулевом меридиане полдень, а на корабле 17-00. В каком океане плывет корабль?


Ответы. 2 вариант

1. Разница во времени Омска и Москвы - 3 часа

14 час.+3часа=17 часов (время Омска)

2. Разница между Иркутском и Владивостоком 2 часа

Часы перевести на 2 часа вперед.

3. В Москве – 15 часов, в Кемерово – 18 часов.

18час.+4 часа = 22 часа (время в Кемерово).

4. Разница во времени 1 час.

00.00 + 1 = 1 час утра (в Красноярске).

5.5 часов разница. 15° х5=75° Индийский океан


V. Итог урока.

VI. Домашнее задание: Параграф 3 повторить, в рабочей тетради задания 1-6







Скачать

© 2024, 161 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!