Формирование функциональной грамотности на уроках географии в 6 классе
Учитель МБОУ Каменская ООШ Суражского района Брянской области Салова Инна Сергеевна
Результаты участия российских школьников в исследованиях PISA говорят о том, что российское образование не направлено на применение знаний в реальной жизни. Учащиеся учатся, получают знания, но не умеют их применять. Поэтому перед современной школой стоит первостепенная задача –повысить у учащихся уровень естественнонаучной грамотности. А это значит, что учителю нужно правильно понять задачи, которые перед ним поставило государство. Первым шагом для этого является изучение проекта систематического мониторинга формирования естественнонаучной грамотности, как одного из важнейших видов функциональной грамотности, затем нужно изучить требования к составлению заданий для формирования естественнонаучной грамотности. Проект предполагает, что задания практико-ориентированного характера будут широко использоваться в учебном процессе как в качестве оценивающих, так и формирующих заданий. Такие задания постепенно войдут во все УМК естественнонаучных предметов и будут представлены в измерительных материалах Государственной итоговой аттестации.
Задания ориентированы на учебник Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой География. Начальный курс. 6 класс.
Примеры заданий. География 6 класс Задание 1.
Люди во все времена наблюдали за погодой, ведь она могла меняться несколько раз за день. Погода могла преподнести самые неожиданные сюрпризы во время уборки урожая или сенокоса в виде ливневого дождя. Град, размером с голубиное яйцо или июньские заморозки могли погубить первые всходы урожая. А резко налетевший ураганный ветер уничтожить все деревянные постройки сельчан.
1.Используя данные текста учебника п.30, дополнительную информацию и данные таблицы составьте описание погоды одного дня, отразив сведения обо всех элементах погоды. Сделайте вывод о взаимосвязи элементов погоды.
2.Представьте в виде иллюстраций разные погодные явления.
Задание выполняется на этапе изучения нового материала
Опорные знания: дети знают, что такое температура воздуха, движение воздуха (ветер и направления ветров), что такое абсолютная и относительная влажность воздуха.
Ход выполнения задания
Учащиеся работают в группах (распределяют обязанности между всеми участниками).
-
Дети смотрят на предложенную таблицу, выясняют, что они знают по теме, а что не знают (не знают, что обозначают условные знаки круг и снежинка).
-
Изучают текст параграфа
-
Находят на заднем форзаце учебника обозначения этих условных знаков, выясняют их значение.
-
Составляют текст (описание погоды) на основе представленных данных (преобразовывают графические данные в текст.)
-
На основе имеющихся знаний и полученных данных по условным обозначения погоды делают вывод о том, что все элементы и явления погоды взаимосвязаны между собой (в данном случае северо-западный ветер приносит прохладную погоду в летнее время года, осадки в виде затяжных дождей, относительная влажность воздуха повышается.
Затем учащиеся рисуют иллюстрации о разных погодных явлениях: гроза, туман, метель, в которых передают знания о погодных явлениях и взаимосвязь с элементами погоды.
2.Подберите описание погоды из литературных произведений. (Это задание дается как домашнее).
Тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в задании | Содержательный тип знания |
Компетенция | Научное объяснение явлений/ интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов |
Контекст | Окружающая среда |
Познавательный уровень (или степень трудности задания). | Средний |
Формируемые умения | Применение соответствующих естественнонаучных знаний для объяснения явления/преобразовывать одну форму представления данных в другую. |
Вид деятельности ученика | Применяют научные знания для объяснения взаимосвязей между элементами погоды/ преобразовывают одну форму представления данных в другую (графическую в текстовую) |
Задание 2. География 6 класс
Задается выполняется на этапе закрепления изученного материала по теме «Температура воздуха».
Опорные знания: дети знают, что такое температура воздуха, график хода температур, максимальная и минимальная температура воздуха, амплитуда температур.
-
Используя данные вашего календаря за один месяц, постройте график «Температура воздуха за месяц».
-
По построенному графику определите:
а) какие температуры преобладали в течение месяца;
б) среднюю температуру месяца;
в) амплитуду температуры за месяц;
3. Подберите эпиграф (высказывание, фрагмент стихотворения), характеризующий месяц.
Ход выполнения задания
Учащиеся работают индивидуально или в парах.
-
Учащиеся внимательно читают предложенное задание. Вспоминают и озвучивают все термины, о которых говорится в задании.
-
Чертят в тетради график хода температур, используя данные своего календаря.
-
По построенному графику определяют: преобладающую температуру (положительную или отрицательную), среднюю температуру месяца, амплитуду температур.
-
Из дополнительных источников информации (интернет, энциклопедии, личный багаж знаний (изученные литературные произведения) подбирают эпиграф, характеризующий состояние погоды за наблюдаемый месяц.
Тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в задании | Содержательный тип знания |
Компетенция | | Преобразование одной данных в другую. | формы представления |
Контекст | | Окружающая среда | |
Познавательный уровень степень трудности задания). | (или | Средний | |
Формируемые умения | | Преобразование одной представления в другую | формы |
Вид деятельности ученика | | Преобразовывает научную информацию из данных таблицы в график. |
Метод опытов и экспериментов имеет очень большое значение для формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии. Чаще всего использую их при изучении темы «Атмосфера» в 6 классе.
Например, при изучении темы «Атмосферное давление», предлагаю ученикам самим выявить зависимости и закономерности, связанные с весом и температурой воздуха.
В результате учащиеся сами могут получить необходимые знания, при этом у них формируются все основные компетентности.
Пример:
Задача: Определите, имеет ли воздух вес? Проведите эксперимент, состоящий из двух опытов. Результаты и выводы запиши в тетрадь.
1. Положите на стакан с водой лист бумаги и переверните его. Результат запиши в тетрадь.
2.Положите линейку на край стола, ударьте по ней рукой. Измерьте расстояние, на которое она отлетела от стола. Затем снова положите линейку на край стола и накройте ее листом бумаги. Ударьте по ней с той же силой. Измерьте расстояние, на которое она отлетела от стола. Результаты и выводы запишите в тетрадь.
(Дети проводят эксперимент, состоящий из двух опытов, видят, что в первом случае вода не выливается из стакана, а во втором случае линейка с листом бумаги далеко не отлетает. Высказывают предположения о том, что это какая – то невидимая сила давит и на линейку, и на лист бумаги. А невидимым может быть воздух. Делают вывод, что в обоих случаях оказывает влияние вес воздуха.
Дети убедились, что у воздуха есть вес, из учебника они узнают, что вес воздуха очень большой (на детскую ладонь он давит примерно с силой 150 кг). Тогда возникает новый вопрос. Почему мы не ощущаем этого веса?
Предлагаю провести ещё один эксперимент:
Выпить сок из коробочки через трубочку.
Дети опытным путем находят ответ на этот вопрос (выпивают сок из коробочки через трубочку, коробочка сдавливается. Высказывают предположения о том, почему коробочка сжалась? Формулируют вывод о том, что жидкость внутри человека (кровь и лимфа) уравновешивает внутреннее давление человека с внешним атмосферным давлением.
Также применяю ситуационные задачи, которые мотивируют учащихся на выполнение задания. Это задание формирует у учащихся зависимости между температурой воздуха, высотой местности и атмосферным давлением.
Во время путешествия Чарльз Дарвин часто делал остановки в различных пунктах
Земного шара. Однажды на привале на одной из высоких вершин спутники Дарвина были удивлены тем, что у них долго не варился картофель, несмотря на то, что вода в котле кипела. Картофель, пробыв долго в кипящей воде, оставался твердым. Чем объясняется это явление?
(применение закономерности - зависимость атмосферного давления от высоты местности и температуры воздуха).
Работая над составлением заданий я для себя вывела несколько правил, которые помогают формировать естественнонаучные компетенции.
Задания должны: 1) носить практико-ориентированный характер; 2) должны быть связаны с жизненными ситуациями; 3) в заданиях должна присутствовать научность; 4) в задании должна быть проблематизация.
Для формирования естественнонаучной грамотности нужно обучение и освоение новых способов и приёмов, которые помогут учащимся избегать односложных ответов, будут создавать ситуации для мыслительной деятельности ученика и помогут сформировать набор необходимых научных компетенций, которые требует от него современное общество.
Список использованной литературы
-
Международная оценка образовательных достижений учащихся (PISA). Примеры заданий по естествознанию // Центр оценки качества образования ИСМО РАО. 2007. 115 с. 2. Основные результаты международного исследования PISA.
-
Практико-ориентированные задания – средство развития естественнонаучной грамотности ozvezdiye-otlichnikov.ru/index.php/praktiko-orientirovannye-zadaniyasredstvo-razvitiya-estestvennonauchnoj-gramotnosti-uchashchikhsya