Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), примерных программ по учебным предметам, федерального перечня учебников, базисного учебного плана, рабочей программы по географии:
1. Баринова, И.И. География. Начальный курс. 5 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2012.
2. Баринова, И.И Дронов, В.П. Душина, И.В. Сиротин, В.И. Программы основного общего образования по географии. 5 –
9 кл. - М.: Дрофа, 2012.
3. Петрушина Н.П. Рабочая программа по географии 5 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 24с.
4. Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 кл. – М.: Просвещение, 2012.
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение,
2011.
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек. При изучении этого курса обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
Курс «География. Начальный курс» призван систематизировать знания о природе и человеке, подготовить учащихся к изучению причинно – следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно – методические задачи:
Практикум 1. Работа с контурной картой, учебником, диском.
Практикум 2. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана.
Практикум 3. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов Земли.
Практикум 4. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Изучение географии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов.
2. Таблицы:
3. Макеты:
4. Карты:
5. Коллекция портретов путешественников
6. Глобусы
7. Компасы
8. Коллекция горных пород и гербарий.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 35 часов за учебный год.
№ п/п | Тема учебного занятия | Сроки | Планируемые результаты | Деятельность обучающихся | Матер. - техническая база, ЭОРы | Формы организации образовательного процесса |
Личностные | Метапредметные УУД | Предметные |
Что изучает география (5ч) |
1. | Мир, в котором мы живем | I неделя сентября | развитие личностной рефлексии, толерантности | коммуникативные: проводить обучение в эвристической беседе регулятивные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель познавательные: уметь объяснять особенности планеты Земля | научиться называть черты науки географии, показывать её роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля | знакомство с учебником; изучение и анализ иллюстраций; составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы | электронный учебник, учебник 5 кл, рабочая тетрадь | урок - творчества |
2. | Науки о природе | II неделя сентября | формирование мотивации в изучении наук о природе | коммуникативные: уметь отображать информацию в графической форме регулятивные: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию познавательные: уметь выделять сходства естественных наук | научиться объяснят значение понятий тело и вещество | работа с текстом учебника, составление схемы «Естественные науки» | электронный учебник, портреты выдающихся людей, учебник 5 кл, рабочая тетрадь | урок - консультация |
3. | География – наука о Земле | III неделя сентября | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | коммуникативные: выделять главную мысль в тексте параграфа регулятивные: формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ познавательные: уметь выявлять различия двух частей географии | научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками; объяснить, для чего изучают географию | работа в тетради (выделение признаков двух частей географии) | электронный учебник, учебник, рабочая тетрадь, карта полушарий, глобус | образовательное путешествие |
4. | Методы географических исследований | IV неделя сентября | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа регулятивные: применять методы информационного поиска познавательные: показывать ценность географического информации для человечества | научиться находить на иллюстрациях и описывать способы современных географических исследований и применяемые для этого приборы | работа с текстом учебника, чтение и анализ карт атласа «Методы географических исследований; работа с различными источниками информации» | электронный учебник, ученик 5 кл, рабочая тетрадь, справочники по географии | урок «открытия» нового знания |
5. | Контрольное тестирование по разделу «Что изучает география» | I неделя октября | формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процесс образовательной деятельности | коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками регулятивные: уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы познавательные: уметь объяснять роль географии в изучении Земли | формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира | обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география» (выполнение тестовых заданий, участие в игре «Без географии мы никак!») | КИМ | контроль качества знаний (урок обобщающего контроля) |
Как люди открывали Землю (5ч) |
6. | Географические открытия древности и Средневековья | II неделя октября | формирование целостного мировоззрения | коммуникативные: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения регулятивные: применять методы информационного поиска познавательные: уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества | научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло | работа с текстом учебника, контурной картой | презентации, электронный учебник, учебник 5 кл, портреты путешественников, рабочая тетрадь | урок общеметодической направленности |
7. | Важнейшие географические открытия | III неделя октября | формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | коммуникативные: добывать недостающую информацию в электронном приложении регулятивные: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения познавательные: выяснить вклад первооткрывателей в освоении Земли | научится прослеживать по картам маршруты путешествий | работа с текстом учебника и тетрадью, анализ презентации из электронного приложения | презентации, электронный учебник, учебник 5 кл, портреты путешественников, рабочая тетрадь | образовательное путешествие |
8. | Открытия русских путешественников | IV неделя октября | воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России | коммуникативные: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы регулятивные: определить новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности познавательные: объяснить вклад путешественников в открытие материков и новых земель | научиться составлять презентацию о великих русских путешественниках | самостоятельное составление презентации «Хождение за три моря» | презентации, электронный учебник, учебник 5 кл, портреты путешественников, рабочая тетрадь | образовательное путешествие |
9. | Открытия русских путешественников | V неделя октября | воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России | коммуникативные: устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать регулятивные: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач познавательные: объяснить роль русских землепроходцев в изучении Сибири | научиться самостоятельно составлять презентацию по опережающему заданию о великих русских путешественниках | работа с электронным приложением и контурной картой | презентации, электронный учебник, учебник 5 кл, портреты путешественников, рабочая тетрадь | образовательное путешествие |
10. | Обобщение по разделу «Как люди открывали Землю» | I неделя ноября | воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России | коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы регулятивные: применять методы информационного поиска познавательные: уметь объяснить подвиг первооткрывателей Северного плюса | научится находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания | обобщение и практическая отработка знаний и учений по разделу «Как люди открывали Землю» | презентации, электронный учебник, учебник 5 кл, портреты путешественников, рабочая тетрадь | урок рефлексии |
Как люди открывали Землю (9ч) |
11. | Как древние люди представляли себе Вселенную | III неделя ноября | формирование навыков работы по образцу с помощью учителя | коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств познавательные: объяснять представления древних людей о Вселенной | научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя | работа в тетради, работа с текстом учебника | электронный учебник, презентации, учебник 5 кл. | урок общеметодической направленности |
12. | Изучение вселенной от Коперника до наших дней | IV неделя ноября | формирование навыков организации своей деятельности в группе | коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию познавательные: уметь сравнивать систему Коперника и современную модель Вселенной | научиться читать и понимать текст | работа с текстом учебника | электронный учебник, презентации, учебник 5 кл. | урок общеметодической направленности |
13. | Соседи Солнца | I неделя декабря | формирование познавательного интереса к предмету изучения | коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию познавательные: объяснять главное отличие Земли от других планет | научиться составлять характеристику по плану | работа с текстом учебника и электронным приложением | электронный учебник, презентации, учебник 5 кл. | урок общеметодической направленности |
14. | Планеты гиганты и маленький Плутон | II неделя декабря | формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя | коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию познавательные: установить, во сколько раз диаметр каждой из планет – гигантов больше диаметра Земли | научиться выделять признаки планет | работа в тетради | электронный учебник, презентации, учебник 5 кл., макет планет солнечной системы | урок «открытия нового знания» |
15. | Астероиды. Кометы. Метеориты. Метеоры | III неделя декабря | формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию познавательные: объяснять особенности различных небесных тел | научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения | работа с иллюстрациями учебника, с электронным приложением | электронный учебник, презентации, учебник 5 кл., макет планет солнечной системы | урок «открытия нового знания» |
16. | Мир звезд | IV неделя декабря | формирование познавательного интереса к предмету исследования | коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию познавательные: самостоятельно выделять созвездия на определенных участках звездного неба | научиться находить на звездном небе созвездия | анализ текста и иллюстраций учебника, работа с электронным приложением | электронный учебник, презентации, учебник 5 кл., макет планет солнечной системы | урок «открытия нового знания» |
17. | Уникальная планета Земля | III неделя января | формирование устойчивой мотивации обучению в группе | коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию познавательные: выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле | научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия | работа с текстом учебника и прибором для демонстрации | электронный учебник, презентации, учебник 5 кл., макет планет солнечной системы | урок «открытия нового знания» |
18. | Современные исследования космоса | IV неделя января | воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России | коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию познавательные: изучить важнейшие события в освоении космоса | научиться составлять презентацию о космонавтах | работа в парах, составление презентации «Современные исследователи космоса» | электронный учебник, учебник 5 кл, рабочая тетрадь | урок общеметодической направленности |
19. | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной» | V неделя января | формирование познавательного интереса к предмету исследования | коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию познавательные: устанавливать «космический адрес» и строение Солнечной системы по картам атласа | научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий | обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу: Земля во Вселенной» | КИМ | урок развивающего контроля |
Виды изображений поверхности Земли (4ч) |
20. | Стороны горизонта | I неделя февраля | формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками регулятивные: проектировать маршрут преодоление затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности познавательные: находить основные и промежуточные стороны горизонта | научиться определять стороны горизонта | работа с текстом учебника, групповая работа, работа с тетрадью | компас, электронный учебник, атлас | урок «открытия нового знания» |
21. | Ориентирование | II неделя февраля | формирование познавательного интереса к предмету исследования | коммуникативные: добывать необходимую информацию с помощью вопросов регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств познавательные: формировать алгоритм работы с компасом | научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу | групповая работа с компасом | компас, электронный учебник, атлас | урок практикум |
22. | План местности и географическая карта | III неделя февраля | формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя | коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию познавательные: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков | научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков | работа с географической картой, работа в парах | компас, электронный учебник, атлас, топографический план | урок практических работ |
23. | Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | IV неделя февраля | формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя | коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий познавательные: составлять план местности, определить азимуты и расстояния на местности | научиться строить план пришкольного участка методом полярной съемки местности | обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | КИМ | урок развивающего контроля |
Природа Земли (12ч) |
24. | Как возникла Земля | I неделя марта | формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. познавательные: выделять различия в гипотезах возникновения Земли, особенности ее оболочек | научиться выделять главные слова в тексте | работа с текстом учебника, самостоятельная работа при консультативной помощи учителя, составление вопросов к презентации «Как возникла Земля» | электронный учебник, рабочая тетрадь, учебник 5 кл. | урок «открытия» нового знания |
25. | Внутреннее строение Земли | II неделя марта | формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, конструирования | коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества | научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами | анализ текста и иллюстраций учебника, самостоятельное определение ключевых понятий урока | электронный учебник, рабочая тетрадь, учебник 5 кл., таблица | урок общеметодической направленности |
26. | Землетрясение и вулканы | III неделя марта | формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности | коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию познавательные: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма | научиться обозначать объекты на контурной карте | работа с текстом учебника, индивидуальная работа с контурной картой при консультативной помощи учителя | электронный учебник, рабочая тетрадь, учебник 5 кл., таблица | урок общеметодической направленности |
27. | Путешествия по материкам | I неделя апреля | формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя | коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию познавательные: уметь характеризовать природу шести материков Земли | научиться различать материки по контура и особенностям природы | составление образного рассказа о природе материков, самостоятельное проектирование способов подготовки презентации | электронный учебник, рабочая тетрадь, учебник 5 кл., физическая карта полушарий | урок общеметодической направленности |
28. | Вода на Земле | II неделя апреля | формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов | научиться подписывать реки на контурной карте | индивидуальная работа с контурной картой при консультативной помощи учителя, работа в парах | электронный учебник, рабочая тетрадь, учебник 5 кл., таблица | урок общеметодической направленности |
29. | Вода на Земле | III неделя апреля | формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию познавательные: уметь характеризовать воды суши | научиться называть признаки изучаемых понятий | индивидуальная работа с контурной картой при консультативной помощи учителя, работа в парах | электронный учебник, рабочая тетрадь, учебник 5 кл. | урок «открытия» нового знания |
30. | Воздушная одежда Земли | IV неделя апреля | формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности | коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы регулятивные: самостоятельно выделять и формировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию познавательные: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «Тропосфера – кухня погоды» | научиться извлекать информацию из электронного приложения «Воздушная одежда Земля» | работа с текстом учебника, работа с приложением | электронный учебник, рабочая тетрадь, учебник 5 кл. | урок «открытия» нового знания |
31. | Живая оболочка Земли | I неделя мая | формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию познавательные: уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере | научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек | анализ текста учебника, работа в тетради | электронный учебник, рабочая тетрадь, учебник 5 кл. | урок «открытия» нового знания |
32. | Почва – особое природное тело | II неделя мая | формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию познавательные: уметь объяснять, что почва – особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных | научиться определять тип почв по натуральным образцам | работа с образцами почв | электронный учебник, рабочая тетрадь, учебник 5 кл. | урок «открытия» нового знания |
33. | Человек и природа | III неделя мая | формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности | коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество в ходе индивидуальной групповой работы регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества познавательные: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе | научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в соей местности | анализ текста учебника, работа с электронным приложением и тетрадью | электронный учебник | урок развивающего контроля |
34. | Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» | IV неделя мая | формирование навыков самоанализа и самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности | коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств познавательные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности | научиться самодиагностике | обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Природа Земли» | КИМ, электронный учебник | урок обобщающего контроля |
35. | Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» | V неделя мая | формирование навыков самодиагностики и самокоррекции и самокоррекции в учебной деятельности при консультативной помощи учителя | коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств познавательные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности | научиться самодиагностики и самокоррекции | индивидуальные виды деятельности | атласы, контурные карты, электронное приложение | урок практикум |