ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии для 9класса составлена на основе :
- нормативных документов:
ФЗ Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/16 учебный год: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253, г. Москва.
Примерная основная образовательная программа ООО: одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015г.)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Основная образовательная программа основного общего образования БОУ "ОрловскаяООШ» Калачинского районаОмской области
- информационно-методических материалов:
7. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразователных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение,, 2013
8. Программа (МОДУЛЬ):Программа по географии. Омск - 2008. «О преподавании модуля «Краеведение» в учебном предмете «География» в составе регионального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования» (методическое письмо); Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2006.
9. Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2013. (Стандарты второго поколения).Николина В.В. География
Цели и задачи:
Целями изучения географии в 9 классе являются:
Формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (в том числе России и своего региона);
Познание основных природных, социальных и экологических процессов и закономерностей в географическом пространстве России;
Формирование системы интеллектуальных, практических, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное и социально целесообразное поведение в окружающей среде, а также общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека;
Формирование опыта жизнедеятельности через общекультурные достижения (карта, космические снимки, наблюдения), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
Формирование опыта ориентироваться в географическом пространстве, обеспечивающих реализацию собственных потребностей и интересов;
Формирование опыта творческой деятельности на основе создания собственных географических продуктов (проекты, презентации, схемы, карты);
Понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости пробле5м адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
Всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, особенности природопользования, ориентацию в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание путей решения проблем для устойчивого развития страны.
Выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, формирование отношения к географии как к возможной области будущей практической деятельности.
Все это обеспечивает формирование у обучающихся:
Географического образа своей Родины во всём его многообразии и целостности и показ взаимосвязи трёх компонентов – природы, населения и хозяйства;
Умений использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
Умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими принципами.
Учебный курс географии в 9 классе посвящён изучению России. Это главное звено в системе географического образования, выполняющее, наряду с обучающей и воспитывающей, и идеологическую роль.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (пара, группа), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.
Описание места учебного курса в учебном плане:
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 280, из них 70 часов (2 раза в неделю) - 9 класс. Резервное время (15 часов) отводится на обобщающие уроки в завершении изучения каждой темы или раздела.
Содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, гипотез в старшей школе.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Осознание важности семьи в жизни человека общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания чрез освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами являются:
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет) и свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;
Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Предметными результатами освоения курса географии 9 класса являются:
Выпускник научится:
1. использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
2. анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
3. находить и формулировать по результатам наблюдений зависимости и закономерности;
4. определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
5. выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
7. представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
8. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
9. использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
10. оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
1. работать с различными источниками географической информации;
2. читать космические снимки и аэрофотоснимки и географические карты;
3. моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
4. использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
5. воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
6. создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
7. самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением России.
Содержание учебного предмета
Регионы России. Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. Семенова-ТянШанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия. Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток. Экологическая ситуация в России. Виды экологических ситуаций. Экологические проблемы. Экологическая безопасность России. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1, 2 и 3). Готовимся к экзамену. Изучаем изображения Земли из Космоса. Анализируем проблему. ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ Тема 1. Центральная Россия . Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки. Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России. Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности. Волго-Вятский район. Своеобразие района. Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье. Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4 и 5). Работаем с текстом. Готовимся к дискуссии.
Тема 2. Северо-Запад Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природноресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Древние города Северо-Запада:. Великий Новгород. Отрасли специализации. Крупнейшие порты. Особенности сельской местности. Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.
Санкт-Петербург. Особенности планировки и облика. Промышленность, наука, культура. Экологические проблемы города. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 6). Создаем электронную презентацию «Санкт-Петербург — вторая столица России».
Тема 3. Европейский Север Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 7). Составляем карту.
Тема 4. Северный Кавказ Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям. Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск. Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 8). Разрабатываем проект.
Тема 5. Поволжье Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района. Освоение территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры. Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 9). Готовимся к дискуссии «Экологические проблемы Поволжья». Тема 6. Урал (5 ч) Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник. Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала. Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Уфа, Челябинск. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 10). Анализируем ситуацию «Специфика проблем Урала
АЗИАТСКАЯ РОССИЯ Тема 7. Сибирь Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота. Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы.
Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйственное развитие. Отрасли специализации. Западная Сибирь. Состав района. Главная топливная база России. Отрасли специализации Западной Сибири. Заболоченность территории — одна из проблем района. Крупные города: Новосибирск, Омск. Проблемы и перспективы развития. Практикум. Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири. Восточная Сибирь. Состав района. Отрасли специализации Восточной Сибири. Байкал — объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Красноярск, Иркутск. Проблемы и перспективы развития района. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 11). Разрабатываем проект «Путешествие по Транссибирской железной дороге». Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы. Освоение территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Особенности половозрастного состава населения. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 12). Разрабатываем проект «Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI века». Заключение Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами. Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое влияние.
Учебно-тематический план
Раздел | Тема | Кол-во часов |
| | |
Регионы России | Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия. Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно - Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток. Экологическая ситуация в России. Виды экологических ситуаций. Экологические проблемы. Экологическая безопасность России | 10 |
| | |
| | |
Европейская Россия | Пространство. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы. Районы: Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности. Перспективы развития. | 30 |
Азиатская Россия | Пространство. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы. Районы: Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности. Перспективы развития. | 11 |
Россия в современном мире | Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами. Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое влияние. | 4 |
Итого: 70 часов, 15 часов из них – резервное время
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
В ходе обучения географии у выпускника 9 класса должны быть сформированы:
- Ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
- Осознание целостности географической среды
- Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности
- Гармонично развитые социальные чувства и качества:
- Уважение к природе своей местности и страны в целом
- Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока | Сроки проведения |
Тема урока |
Количество часов |
Контроль |
План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Тема1. Регионы России (10 ч +2ч резерва) |
1 | | | Понятие «район» и «районирование» | 1 | Пр. работа |
2 | | | Соотношение территории по населению, площади, территории. | 1 | |
3 | | | Районирование и административно-территориальное деление. | 1 | |
4 | | | Источники географической информации. Пр. р. №1 Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ | 1 | Пр. работа |
5 | | | Особенности природных регионов России. Восточно - Европейская и Западно-Сибирская равнины | 1 | |
6 | | | Урал и горы Южной Сибири | 1 | |
7 | | | Восточная и Северо-Восточная Сибирь | 1 | |
8 | | | Северный Кавказ и Дальний Восток | 1 | |
9 | | | Экологическая ситуация в России. Пр. р.№ 2 «Оценка экологических ситуаций в различных регионах России на основе экологической карты, материалов периодической печати» | 1 | Пр. работа |
10 | | | Экологическая безопасность России | 1 | |
11 | | | Географическая исследовательская практика. | 1 | |
12 | | | Обобщение по теме: «Регионы России» | 1 | Тест |
Тема2. Европейская Россия (30 ч + 1 ч резерва) |
13 | | | Пространство Центральной России | 1 | |
14 | | | Особенности природы | 1 | |
15 | | | Центральная Россия – историческое ядро Русского государства | 1 | |
16 | | | Центральный район. ГП. Особенности развития хозяйства. Крупные промышленные и культурные центры | 1 | |
17 | | | Москва – столица России | 1 | |
18 | | | Волго – Вятский район. | 1 | |
19 | | | Центрально-Черноземный район | 1 | |
20 | | | Географическая исследовательская практика | 1 | |
21 | | | Создание образа региона. Пр. р.№ 3 «Создание образа региона на основе текста учебника, текста и карт учебника, других источников | 1 | Пр. работа |
22 | | | Обобщение по теме: «Центральная Россия» | 1 | Тест |
23 | | | Пространство Северо – Запада. Особенности ГП Калиниградской области. Население. | 1 | |
24 | | | Хозяйство Северо – Запада | 1 | |
25 | | | Географическая исследовательская практика. Санкт – Петербург. Пр.р № 4. « Подготовка сообщения «Санкт - Петербург в системе мировых культурных ценностей» | 1 | Пр. работа |
26 | | | Географическое положение Европейского Севера. Особенности природы | 1 | |
27 | | | Этапы освоения территории Европейского Севера. Пр. р. № 5. « Оценка природно-ресурсного потенциала на основе тематических карт» | 1 | Пр. работа |
28 | | | Хозяйство Европейского Севера. | 1 | |
29 | | | Географическая исследовательская практика. Пр. р. № 6. «Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района» | 1 | Пр. работа |
30 | | | Пространство Северного Кавказа | 1 | |
31 | | | Этапы освоения территории. Пр. р. № 7. «Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт» | 1 | Пр. работа |
32 | | | Особенности современного хозяйства Северного Кавказа. Проект «Развитие рекреации на Северном Кавказе» | 1 | Проект |
33 | | | Географическая исследовательская практика | 1 | |
34 | | | Географическое положение Поволжья. Особенности природы | 1 | |
35 | | | Население Поволжья | 1 | |
36 | | | Особенности развития и размещения хозяйства Поволжья | 1 | |
37 | | | Географическая исследовательская практика | 1 | |
38 | | | Пространство Урала. Своеобразие географического положения | 1 | |
39 | | | Население Урала. | 1 | |
40 | | | Этапы развития хозяйства Урала. Пр.р.№ 8. « Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей района» | 1 | Пр. работа |
41 | | | Урал – экологически неблагополучный район. | 1 | |
42 | | | Географическая исследовательская практика. | 1 | |
43 | | | Обобщение по теме: «Европейская Россия» | 1 | Тест |
Тема3. Азиатская Россия (11 ч +5 ч резерва) |
44 | | | Пространство Сибири. | 1 | |
45 | | | Заселение и освоение территории | 1 | |
46 | | | Хозяйство Сибири. Пр.р. № 9 «Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири» | 1 | Пр. работа |
47 | | | Западная Сибирь – главная топливная база страны. | 1 | |
48 | | | Экономико-географическое положение Омской области. Народы, населяющие Омскую область. | 1 | |
49 | | | Природные условия и ресурсы Омской области. | 1 | |
50 | | | Промышленность Омской области. Пр.р.№10 «Составление характеристики природных особенностей, населения и хозяйства своей местности» | 1 | Пр. работа |
51 | | | Географическая исследовательская практика | 1 | |
52 | | | Восточная Сибирь. Пр. р. № 11 « Сравнение природных условий и ресурсов Западной Сибири и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства» (с использованием географических карт) | 1 | Пр. работа |
53 | | | Норильский промышленный район. Проект «Путешествие по Транссибирской железной дороге» | 1 | проект |
54 | | | Географическая исследовательская практика | 1 | |
55 | | | Уникальность географического положения Дальнего Востока. Пр. р. № 12 « Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияние на хозяйство региона» | 1 | Пр. работа |
56 | | | Этапы развития территории. Пр. р. № 13 «Разработка и обоснование варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку» | 1 | Пр. работа |
57 | | | Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока | 1 | |
58 | | | Хозяйство Дальнего Востока. Проект «Развитие Дальнего Востока в первой половине 21века» | 1 | проект |
59 | | | Обобщение по теме: «Азиатская Россия» | 1 | Тест |
Тема4. Россия в современном мире (4часа) |
60 | | | Место России в мире. Соседи России и взаимоотношения с ними. | 1 | |
61 | | | Россия в системе международного географического разделения труда | 1 | |
62 | | | Сферы влияния России. Пр.р.14 «Анализ показателей внешнеторгового оборота России» | 1 | Пр. работа |
63 | | | Промежуточная аттестация | 1 | Тест |
64-66 | | | Повторение и обобщение по курсу «География России» | 1 | |
| | | | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса
Программное обеспечение:
- Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
- Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение. 2013.
- Программа (МОДУЛЬ): Программа по географии. Омск - 2008.
- «О преподавании модуля «Краеведение» в учебном предмете «География» в составе регионального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования» (методическое письмо); Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2006.
УМК: География 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2017 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
Оснащение кабинета:
- Современное лабораторное и демонстрационное оборудование.
- Электронная метеостанция.
- Компьютер.
- Комплект карт.
- Комплект портретов знаменитых географов и путешественников.
- Медиатека.
- Географическая литература.
Интернет – сайты:
- http://pedsovet.org/ - XI Всероссийский интернет-педсовет;
- http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;
- http://www.rusedu.ru/ - архив учебных программ и презентаций;
- http://www.uroki.net/ - всё для учителя - всё бесплатно;
- http://www.uchportal.ru/ - учительский портал;
- http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";
- geografomsk.narod.ru› - сайты учителей географии Омской области
22