Государственное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Суходольская средняя общеобразовательная школа № 5»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ССОШ № 5
__________ Л.А. Лукашова
31.08.2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
основного общего образования
базовый уровень
7 класс
Составитель рабочей программы
учитель геометрии Романюк М.С.
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии основного общего образования для 7 классов базового уровня составлена на основе следующих нормативных документов:
Временного Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики от 18.05.2014 (с изменениями, внесенными Законами Луганской Народной Республики от 24.09.2014 № 22-I, от 03.12.2014 № 1-II, от 03.03.2015 № 11-II).
Закона Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании».
Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 10.10.2016 № 375 «Об использовании учебников в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».
Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.12.2016 № 483 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным программам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».
Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 № 86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 09.06.2017 № 353 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики на 2017-2018 учебный год».
Приказа управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 15.06.2017 № 77 «Об утверждении учебных планов общеобразовательных учреждений города Краснодона и Краснодонского района на 2017-2018 учебный год».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 17.07.2017 № 463 «Об организованном начале 2017-2018 учебного года в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
Приказ УО от 19.07.2017 №87 «Об организованном начале 2017-2018 учебного года в образовательных учреждениях города Краснодона и Краснодонского района»
Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 28 июля 2017 года № 505 «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов и Единых требований к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организаций (учреждениях) Луганской Народной Республики в 2017-2018 учебном году».
ГСанПиНа 5.5.2.008-01 «Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания учебных заведений и организации учебно-образовательного процесса».
Устава ГОУ ЛНР «Суходольская средняя общеобразовательная школа № 5», утверждённого распоряжением Главы Администрации города Краснодона и Краснодонского района ЛНР от 29.09.2015 года № 291.
Настоящая программа разработана на основании Примерной программы по геометрии (базовый уровень) для VII-IX классов, утвержденной приказом МОН ЛНР от 27.12.2016 г. №483.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Геометрия. 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. — 6-е издание — М.: Просвещение, 2016 год
Согласно учебному плану на изучение геометрии отводится
2 часа в неделю - итого 68 часов.
Роль геометрии в достижении результатов освоения образовательной программы:
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся.
Овладение обучающихся системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что его объектом изучения являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников.
Основное содержание программы
по геометрии основного общего образования
Учебно-тематический план
№ | Содержание программного материала | Кол-во часов |
Всего | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
час | к\р | час | к\р | час | к\р | час | к\р |
1 | Начальные геометрические сведения | 11 | 1 | 11 | 1 | | | | |
2 | Треугольники | 16 | 1 | 16 | 1 | | | | |
3 | Параллельные прямые | 13 | 1 | 13 | 1 | | | | |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 18 | 2 | 18 | 2 | | | | |
5 | Четырехугольники | 14 | 1 | | | 14 | 1 | | |
6 | Площадь | 14 | 1 | | | 14 | 1 | | |
7 | Подобные треугольники | 18 | 2 | | | 18 | 2 | | |
8 | Окружность | 16 | 1 | | | 16 | 1 | | |
9 | Векторы | 8 | 1 | | | | | 8 | 1 |
10 | Метод координат | 10 | 1 | | | | | 10 | 1 |
11 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 11 | 1 | | | | | 11 | 1 |
12 | Длина окружности и площадь круга | 12 | 1 | | | | | 12 | 1 |
13 | Движения | 8 | 1 | | | | | 8 | 1 |
14 | Начальные сведения из стереометрии | 9 | 1 | | | | | 9 | 1 |
15 | Повторение | 26 | 3 | 10 | 1 | 6 | 1 | 10 | 1 |
16 | Всего | 204 | 19 | 68 | 6 | 68 | 6 | 68 | 7 |
Цели изучения геометрии в 7 классе:
обеспечение всех учащихся необходимым базовым уровнем математической подготовки в области геометрии для дальнейшего обучения;
подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах.
развитие логического мышления;
формирование и развитие умений и навыков геометрических построений и обоснования их правильности;
формирование и развитие навыков практической деятельности на основе геометрических знаний, навыков математической деятельности;
формирование пространственных представлений учащихся;
создание фундамента для формирования пространственного мышления;
формирование образного мышления;
развитие функциональной грамотности;
развитие графической грамотности, эстетического вкуса.
Задачи изучения геометрии в 7 классе:
сформировать у учащихся понятие геометрической фигуры, а также количественных и качественных соотношений между элементами одной или нескольких геометрических фигур;
сформировать и развить навыки дедуктивных рассуждений (прямой метод, метод от противного);
сформировать навыки построения простейших чертежей, измерительных навыков;
сформировать и развить навыки самостоятельного получения знаний;
сформировать и развить умения представлять реальный объект в виде одной или нескольких геометрических фигур;
расширить и систематизировать теоретические знания о свойствах плоских фигур;
сформировать и развить умения и навыки решения геометрических задач на вычисление, на доказательство и на построение;
расширить умения и навыки узнавания геометрических фигур на чертежах различной степени сложности, использования дополнительных построений и вспомогательных чертежей при решении задач;
сформировать и развить умения построения образов плоских фигур, полученных при преобразованиях плоскости;
сформировать и развить умения и навыки решения геометрических задач алгебраическими методами;
сформировать представления учащихся о пространстве и пространственных фигурах;
ознакомить учащихся с изображениями пространственных фигур и их элементов.
Изучение геометрии в 7 классе даёт возможность обучающимся достичь ( на уровне своего возраста ) следующих результатов:
личностные:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
по знанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий
и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной
образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
геометрических задач;
7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений;
метапредметные:
1) способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
2) умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
3) способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения
учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора
оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5) умения устанавливать причинно-следственную связь; строить логические
рассуждения, умозаключения и выводы;
6) умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников,
общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) формирование учебной и общепользовательской компетентности в области
использовании информационно-коммуникационных технологий;
9) первоначального представления об идеях и о методах математики как об
универсальном языке науки и техники;
10) умение видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
11) умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятийной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12) умения понимать и использовать математические наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13) умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть
различные стратегии решения задач;
15) понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом;
16) умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как
важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные
процессы и явления;
2) умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования,
доказательства математических утверждений;
3) овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
5) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне − о простейших пространственных телах, умение применять
систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для
нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач
практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при
необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
В результате изучения геометрии в 7 классе ученик будет знать/понимать:
что изучает геометрия;
аксиомы геометрии;
определение отрезка;
определение луча (полупрямой);
определение угла;
определение равенства отрезков;
определение равенства углов;
определение равенства фигур;
определения биссектрисы угла и середины отрезка;
сравнение отрезков и углов;
что такое теорема, условие и заключение теоремы, доказательство теоремы, виды теорем;
определение смежных углов;
свойства смежных углов;
определение вертикальных углов;
свойства вертикальных углов;
определение треугольника, виды треугольников;
определение медианы, биссектрисы, высоты треугольников;
теорему о внешнем угле треугольника;
признаки равенства треугольников;
свойства и признаки равнобедренного треугольника;
определение перпендикулярных прямых;
определение перпендикуляра и наклонной к данной прямой;
свойства перпендикулярных прямых;
определение прямоугольного треугольника;
признаки равенства прямоугольных треугольников;
соотношения между сторонами и углами треугольника;
неравенство треугольника;
свойства прямоугольных треугольников с острым углом 30º и 45º;
определение параллельных прямых;
аксиому параллельности;
определения углов, образованных при пересечении двух прямых третьей;
признаки параллельности прямых;
свойства параллельных прямых;
теорему о сумме углов треугольника;
определение окружности;
определение радиуса, диаметра, дуги, хорды;
определение касательной к окружности;
теорему о перпендикулярности диаметра и хорды и обратную к ней;
определение секущей к окружности;
свойство касательных, проведенных к окружности из точки, не принадлежащей окружности;
определение центрального угла и градусной меры дуги;
взаимное расположение двух окружностей;
определение окружности, описанной около треугольника;
определение окружности, вписанной в треугольник;
понятие геометрического места точек;
множество точек равноудаленных от концов отрезков и сторон угла;
смысл понятия «геометрическое построение»;
этапы решения задач на построение;
сущность анализа построения;
доказательство и исследование при решении задач на построение;
простейшие правила выполнения чертежей.
В результате изучения курса геометрии в 7 классе ученик будет уметь:
работать с чертежными инструментами;
правильно читать и записывать обозначения фигур;
изображать геометрические фигуры;
выполнять чертежи по условию задач;
распознавать геометрические фигуры на чертежах, различать их взаимное расположение;
распознавать геометрические фигуры в окружающем мире;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения;
обозначать точки, отрезки, и прямые на рисунке, сравнивать отрезки и углы, с помощью транспортира, проводить биссектрису угла;
устанавливать и характеризовать взаимное расположение точек, отрезков и прямых;
изображать на рисунке названные фигуры в заданном взаимном расположении;
выполнять действия над отрезками;
различать острые, прямые, тупые и развернутые углы;
изображать прямой, острый, тупой и развёрнутый углы;
находить на рисунке вертикальные и смежные углы;
строить угол, вертикальный или смежный с данным углом;
по данной градусной мере одного из вертикальных или смежных углов находить градусную меру другого угла;
находить на рисунке заданные треугольники, их стороны, вершины и углы;
изображать треугольники и находить их периметр;
строить биссектрису, высоту и медиану треугольника;
различать остроугольные, прямоугольные и тупоугольные треугольники, изображать их на рисунках;
различать разносторонние, равнобедренные и равносторонние треугольники, изображать их на рисунках;
использовать свойства равнобедренного и равностороннего треугольников при решении задач;
находить соответственные элементы двух равных треугольников;
использовать признаки равенства треугольников при решении задач;
через данную точку проводить прямую, перпендикулярную данной прямой;
решать задачи на применение свойств перпендикулярных прямых;
определить отрезок, длина которого задает расстояние от данной точки до данной прямой;
применять признаки прямоугольных треугольников к решению задач;
устанавливать равенство углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых третьей;
показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов;
решать задачи, связанные с параллельностью прямых;
находить величину угла треугольника, зная величины двух других его углов;
находить сумму внутренних углов треугольника;
проводить касательную к окружности;
указывать расположение центров, радиусов и точек касания вписанной и описанной окружностей треугольника;
использовать свойства касательной при решении задач;
изображать на рисунке вписанную и описанную окружности треугольника;
находить центр окружности, описанной около треугольника;
находить центр окружности, вписанной в треугольник;
решать задачи: на измерение длин отрезков и величин углов, на применение свойств смежных и вертикальных углов, на построение;
делить с помощью чертежных инструментов отрезок и угол на две равные части;
строить биссектрису угла;
проводить серединный перпендикуляр к отрезку;
строить прямую, перпендикулярную данной прямой;
строить прямоугольный треугольник, треугольник по известным элементам;
делить отрезок в заданном отношении;
строить четвертый пропорциональный отрезок.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту |
(2 часа в неделю, I семестр-32 часа, I I семестр- 36часов) Начальные геометрические сведения (11 часов). |
1 | 1 | Точки, прямые, отрезки. | | | |
2 | 2 | Длина отрезка. Единицы измерения. Измерительные инструменты. | | | |
3 | 3 | Луч. Угол. | | | |
4 | 4 | Равенство геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. | | | |
5 | 5 | Измерение отрезков и углов. Самостоятельная работа № 1. | | | |
6 | 6 | Градусная мера угла. Измерение углов на местности. | | | |
7 | 7 | Смежные и вертикальные углы. | | | |
8 | 8 | Смежные и вертикальные углы. Самостоятельная работа № 2 | | | |
9 | 9 | Перпендикулярные прямые. | | | |
10 | 10 | Построение прямых углов на местности. | | | |
11 | 11 | Начальные геометрические сведения. Контрольная работа №1 | | | Тема |
Треугольники (16 часов). |
12 | 1 | Треугольник. | | | |
13 | 2 | Первый признак равенства треугольников. | | | |
14 | 3 | Решение задач. | | | |
15 | 4 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольников. | | | |
16 | 5 | Свойства равнобедренного треугольника. | | | |
17 | 6 | Решение задач. | | | |
18 | 7 | Равнобедренный треугольник. Самостоятельная работа № 3 | | | |
19 | 8 | Второй признак равенства треугольников. | | | |
20 | 9 | Решение задач. | | | |
21 | 10 | Третий признак равенства треугольников. | | | |
22 | 11 | Решение задач. | | | |
23 | 12 | Признаки равенства треугольников. Самостоятельная работа № 4. | | | |
24 | 13 | Окружность. | | | |
25 | 14 | Построения циркулем и линейкой. | | | |
26 | 15 | Задачи на построение. | | | |
27 | 16 | Треугольники. Контрольная работа №2 | | | |
Параллельные прямые (13 часов). |
28 | 1 | Определение параллельных прямых. | | | |
29 | 2 | Решение задач. | | | |
30 | 3 | Практические способы построения параллельных прямых. | | | |
31 | 4 | Решение задач. | | | |
32 | 5 | Признаки параллельности двух прямых. Самостоятельная работа № 5. | | | Тема |
33 | 6 | Аксиома параллельных прямых. | | | |
34 | 7 | Решение задач. | | | |
35 | 8 | Углы, образованные двумя параллельными прямыми и секущей. | | | |
36 | 9 | Решение задач. | | | |
37 | 10 | Свойства параллельных прямых. | | | |
38 | 11 | Углы с соответственно параллельными или перпендикулярными сторонами. | | | |
39 | 12 | Решение задач. | | | |
40 | 13 | Параллельные прямые. Контрольная работа№3 | | | Тема |
Соотношения между сторонами и углами треугольника (19 часов). |
41 | 1 | Сумма углов треугольника. | | | |
42 | 2 | Решение задач. | | | |
43 | 3 | Виды треугольников. | | | |
44 | 4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | | | |
45 | 5 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | | | |
46 | 6 | Треугольники. Самостоятельная работа № 6. | | | |
47 | 7 | Неравенство треугольника. | | | |
48 | 8 | Неравенство треугольника. | | | |
49 | 9 | Решение задач. | | | |
50 | 10 | Неравенство треугольника. Контрольная работа № 4 | | | Тема |
51 | 11 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников. | | | |
52 | 12 | Решение задач. | | | |
53 | 13 | Признаки равенства прямоугольных треугольников. | | | |
54 | 14 | Решение задач. | | | |
55 | 15 | Равенство прямоугольных треугольников. Самостоятельная работа № 7. | | | |
56 | 16 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. | | | |
57 | 17 | Построение треугольника по трем элементам. | | | |
58 | 18 | Решение задач. | | | |
59 | 19 | Равенство прямоугольных треугольников. Контрольная работа № 5 | | | Тема |
V. Итоговое повторение (9 часов). |
61 | 1 | Треугольники. | | | |
62 | 2 | Равнобедренный треугольник | | | |
63 | 3 | Параллельные прямые. | | | |
64 | 4 | Углы, образованные двумя параллельными прямыми и секущей. | | | |
65 | 5 | Повторение. Самостоятельная работа №8. | | | |
66 | 6 | Признаки равенства треугольников. | | | |
67 | 7 | Неравенства треугольников. | | | |
69 | 8 | Признаки равенства прямоугольных треугольников. | | | |
68 | 9 | Повторение. Контрольная работа № 6 | | | Тема |
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение | Название, автор, издательство, год издания |
Программы | Примерной программы по геометрии (базовый уровень) для VII-IX, утвержденной приказом МОН ЛНР от 27.12.2016 г. №483. |
Учебная литература | Геометрия, 7-9: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М. : Просвещение, 2015. |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
методического объединения учителей
естественно-научного цикла
от 31.08.2017 г. № _______
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
________________ Н.А. Черняева
31.08.2017 г.