Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Биджан»
«Рассмотрено» Руководитель МО ________ И.А. Парыгина (подпись) (ФИО) Протокол № ______ от «_____» ________ 2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________ О.А. Пичугина (подпись) (ФИО) Протокол № ______ от «_____» ________ 2017 г. | «Утверждено» Директор _________ Т.Н.Желтенко (подпись) (ФИО) Приказ № _____ от «____»__________ 2017 г. |
Рабочая программа
по геометрии
класс 7
на 2017-2018 учебный год
Составитель:
Парыгина И.А.
Учитель математики 1 категории
МКОУ СОШ с. Биджан
Биджан-2017
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовой базы по федеральному государственному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО) для 7-х классов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом 01.02.2011 г. № 19644);
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 207 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN978-5-09-0190430-5.-http://www.prosv.ru/attachment.aspx?id=23395;
- Примерная программа по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5-9 класс» - М.: Просвещение, 2011 г. – с.11- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2627;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011 г. № 199;
- Письмо комитета образования ЕАО от 05.04.2017 г. № 1240/17 «Об организации образовательной деятельности в 2017/2018 учебном году».
- Приказ ОУ «Об утверждении учебного плана на 2017/2018учебный год» от 07 июня 2017 г.
- Авторская программа Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кодомцев С.Б. составитель БурмистроваТ.А., М. «Просвещение», 2013 г.
- Программа общеобразовательных учреждений «Геометрия» 7-9 классы 2011 г. под ред.Т.А.Бурмистровой.
Предметными результатами изучения предмета «Геометрия» являются следующие умения.
– Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание о:
основных геометрических понятиях: точка, прямая, плоскость, луч, отрезок, расстояние;
угле, биссектрисе угла, смежных углах;
свойствах смежных углов;
свойстве вертикальных углов;
биссектрисе угла и серединном перпендикуляре к отрезку как геометрических местах точек;
параллельных прямых; признаках и свойствах параллельных прямых;
основных чертёжных инструментах и выполняемых с их помощью построениях;
равенстве геометрических фигур;
признаках равенства треугольников;
– Применять свойства смежных и вертикальных углов при решении задач;
– находить в конкретных ситуациях равные треугольники и доказывать их равенство;
- устанавливать параллельность прямых и применять свойства параллельных прямых;
– применять теорему о сумме углов треугольника
– выполнять основные геометрические построения;
– находить решения жизненных (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;
– создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.
Требования к результатам обучения учащихся
к концу 7-го класса
В результате изучения курса 7 класса обучающиеся должны:
Знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
Уметь:
распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства, признаки;
изображать планиметрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
вычислять значения геометрических величин;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: угла, равного данному; биссектрисы данного угла; серединного перпендикуляра к отрезку; прямой, параллельной данной прямой; треугольника по трем сторонам.
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах.
Требования к подготовке учащихся
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
-планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
-решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
-исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
-ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики, свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
-поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Содержание учебного предмета
Номер параграфа | Содержание материала | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
7 класс |
Глава I. Начальные геометрические сведения | 11 | Объяснить, что такое отрезок, луч, угол, какие фигуры называются равными, как сравниваются и измеряются отрезки и углы, что такое градус и градусная мера угла, какой угол называется прямым, тупым, острым, развёрнутым, что такое середина отрезка и биссектриса угла, какие углы называются смежными и какие вертикальными; формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов; объяснять, какие прямые называются перпендикулярными; формулировать и обосновывать утверждение о свойстве двух прямых, перпендикулярных к третьей; изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами |
1 2 3 4 5 6 | Прямая и отрезок Луч и угол Сравнение отрезков и углов Измерение отрезков Измерение углов Перпендикулярные прямые Решение задач Контрольная работа № 1 | 1 1 1 2 1 2 2 1 |
Глава II. Треугольники | 18 | Объяснить какая фигура называется треугольником, что такое вершины, стороны, углы и периметр треугольника, какой треугольник называется равнобедренным и какой равносторонним, какие треугольники называются равными; изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы; формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников; объяснять, что называется перпендикуляром, проведенным из данной точки к данной прямой; формулировать и доказывать теорему о перпендикуляре к прямой; объяснять, какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; решать задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника; формулировать определение окружности; объяснять что такое центр, радиус, хорда и диаметр окружности; решать простейшие задачи на построение (построение угла, равного данному, построение биссектрисы угла, построение перпендикулярных прямых, построение середины отрезка) и более сложные задачи, использующие указанные простейшие; сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи |
1 2 3 4 | Первый признак равенства треугольников Медианы, биссектрисы и высоты треугольника Второй и третий признаки треугольников Задачи на построение Решение задач Контрольная работа № 2 | 3 3 4 3 4 1 |
Глава III. Параллельные прямые | 13 | Формулировать определение параллельных прямых; объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными; формулировать и доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых; объяснять, что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались ранее; формулировать аксиому параллельных прямых и выводить следствия из нее; формулировать и доказывать теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремы о признаках параллельности, связанных с накрест лежащими, соответственными и односторонними углами, в связи с этим объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме; объяснять, в чем заключается метод доказательства от противного; приводить примеры использования данного метода; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми |
1 2 | Признаки параллельности двух прямых Аксиома параллельности прямых Решение задач Контрольная работа № 3 | 4 5 3 1 |
Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 20 | Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольник, проводить классификацию треугольников по углам; формулировать и доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника (прямое и обратное утверждения) и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах прямоугольных треугольников (прямоугольный треугольник с углом 300 , признаки равенства прямоугольных треугольников); формулировать определения расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми; решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и расстоянием между параллельными прямыми, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения, сопоставлять полученный результат с условием задачи, в задачах на построение исследовать возможные случаи |
1 2 3 4 | Сумма углов треугольника Соотношения между сторонами и углами треугольника Контрольная работа № 4 Прямоугольные треугольники Построение треугольника по трем сторонам Решение задач Контрольная работа № 5 | 2 3 1 4 4 5 1 |
Итоговое повторение | 8 | |
| Повторение. Решение задач | 7 |
| Итоговая контрольная работа | 1 | |
Всего | | 70 | |
Программа общеобразовательных учреждений «Геометрия» 7-9 классы под ред.Т.А.Бурмистровой рассчитана в 7 классе 68 ч. геометрия. Рабочая программа разработана на 70 ч. (2 часа в неделю), т.к. в 2017/18 уч. году 35 учебных недель.
Тематическое планирование
№ | ТЕМА | Кол-во часов | Самостоятельные работы | Контрольные работы | Тесты |
1. | Начальные геометрические сведения. | 11 | 1 | 1 | - |
2. | Треугольники | 18 | 4 | 1 | - |
3. | Параллельные прямые | 13 | 2 | 1 | 2 |
4. | Соотношение между сторонами и углами треугольника | 20 | 3 | 2 | 1 |
5. | Повторение. | 8 | - | - | 1 |
| Итого: | 70 | 10 | 5 | 4 |
Формы организации образовательного процесса:
творческая деятельность;
исследовательские проекты;
публичные презентации;
лекции;
самостоятельная деятельность;
практическая деятельность (решение задач, выполнение практических работ ).
Формы контроля:
текущий
промежуточный
итоговый
индивидуальная работа
групповая работа
тематический
Виды контроля:
индивидуальный опрос;
фронтальный опрос;
практические работы;
самостоятельные работы;
математический диктант;
контрольные работы;
работа по готовым чертежам
устный опрос
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | |
План | Факт |
Глава 1 | «Начальные геометрические сведения» | 11 | | |
1 | Прямая и отрезок | 1 | | |
2 | Луч и угол | 1 | | |
3 | Сравнение отрезков и углов | 1 | | |
4 | Измерение отрезков | 1 | | |
5 | Измерение отрезков | 1 | | |
6 | Измерение углов | 1 | | |
7 | Перпендикулярные прямые | 1 | | |
8 | Перпендикулярные прямые | 1 | | |
9 | Решение задач | 1 | | |
10 | Решение задач | 1 | | |
11 | Контрольная работа № 1 «Начальные геометрические сведения» | 1 | | |
Глава 2 | «Треугольники» | 18 | | |
12 | Первый признак равенства треугольников | 1 | | |
13 | Первый признак равенства треугольников | 1 | | |
14 | Первый признак равенства треугольников | 1 | | |
15 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 1 | | |
16 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 1 | | |
17 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 1 | | |
18 | Второй и третий признаки равенства треугольников | 1 | | |
19 | Второй и третий признаки равенства треугольников | 1 | | |
20 | Второй и третий признаки равенства треугольников | 1 | | |
21 | Второй и третий признаки равенства треугольников | 1 | | |
22 | Задачи на построение | 1 | | |
23 | Задачи на построение | 1 | | |
24 | Задачи на построение | 1 | | |
25 | Решение задач | 1 | | |
26 | Решение задач | 1 | | |
27 | Решение задач | 1 | | |
28 | Решение задач | 1 | | |
29 | Контрольная работа № 2 «Треугольники» | 1 | | |
| Параллельные прямые | 13 | | |
30 | Признаки параллельности двух прямых | 1 | | |
31 | Признаки параллельности двух прямых | 1 | | |
32 | Признаки параллельности двух прямых | 1 | | |
33 | Признаки параллельности двух прямых | 1 | | |
34 | Аксиома параллельных прямых | 1 | | |
35 | Аксиома параллельных прямых | 1 | | |
36 | Аксиома параллельных прямых | 1 | | |
37 | Аксиома параллельных прямых | 1 | | |
38 | Аксиома параллельных прямых | 1 | | |
39 | Решение задач | 1 | | |
40 | Решение задач | 1 | | |
41 | Решение задач | 1 | | |
42 | Контрольная работа № 3 Параллельные прямые | 1 | | |
Глава 4 | Соотношение между сторонами и углами треугольника | 20 | | |
43 | Сумма углов треугольника | 1 | | |
44 | Сумма углов треугольников | 1 | | |
45 | Соотношение между сторонами и углами треугольника | 1 | | |
46 | Соотношение между сторонами и углами треугольника | 1 | | |
47 | Соотношение между сторонами и углами треугольника | 1 | | |
48 | Контрольная работа № 4 Соотношение между сторонами и углами треугольника | 1 | | |
49 | Прямоугольные треугольники | 1 | | |
50 | Прямоугольные треугольники | 1 | | |
51 | Прямоугольные треугольники | 1 | | |
52 | Прямоугольные треугольники | 1 | | |
53 | Построение треугольника по трем сторонам | 1 | | |
54 | Построение треугольника по трем сторонам | 1 | | |
55 | Построение треугольника по трем сторонам | 1 | | |
56 | Построение треугольника по трем сторонам | 1 | | |
57 | Решение задач | 1 | | |
58 | Решение задач | 1 | | |
59 | Решение задач | 1 | | |
60 | Решение задач | 1 | | |
61 | Решение задач | 1 | | |
62 | Контрольная работа № 5 Прямоугольные треугольники | 1 | | |
| Итоговое повторение | 8 | | |
63 | Решение задач по теме «Треугольники» | 1 | | |
64 | Решение задач по теме «Треугольники» | 1 | | |
65 | Промежуточная аттестация | 1 | | |
66 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 1 | | |
67 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 1 | | |
68 | Решение задач по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника» | 1 | | |
69 | Решение задач по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника» | 1 | | |
70 | Решение задач | 1 | | |
Итого | | 70 | | |