СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии 7 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по геометрии по учебнику Л. С. Атанасян и др. для 7 класса. Расчитана на 70 часов. Содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 7 класс»

1.Пояснительная записка

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

В 2012-2013 учебном году изучение математики в общеобразовательных учреждениях области осуществляется на основе распоряжения правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. о принятии Концепции модернизации российского образовании, главной целью, которой является достижение нового качества общеобразовательной подготовки школьников.

В документах по нормативно-методическому обеспечению преподавания предметов образовательной области «Математика» перечислены общие цели школьного математического образования:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, пространственное воображение, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность;

  • формирование представлений

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание средствами математики культуры личности, знакомство с жизнью и деятельностью отечественных и зарубежных учёных-математиков, понимание значимости математики для общественного прогресса.


Общая характеристика учебного предмета:

При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Числа и вычисления», «Выражения и их преобразования», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики».

Геометрия один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.



Изучение геометрии в 7 классах направлено на достижение следующих целей:

  • Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

  • Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.

В ходе преподавания геометрии в 7 классах, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;

  • целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Основные цели курса:

-овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;

-приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;

-освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования выбора решений;

-приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;

-развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;

-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.

Задачи обучения:

-ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;

-научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;

-ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;

-изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);

-изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;

-научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;

-подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.


Материалы для рабочей программы составлены на основе:

  1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Программа по геометрии // Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова. – М. : Просвещение, 2009

  2. Примерная программа основного общего образования по математике МОиН РФ

  3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010г. №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/20123учебный год»;

  4. Учебного плана МБОУ «СОШ № 8» на 2012-2013 учебный год;

  5. Положения о рабочей программе учителя (5-11 классы) МБОУ «СОШ № 8»

  6. Место предмета в базисном учебном плане

Согласно примерному планированию учебного плана изучение геометрии 7 классе может быть следующим:

I вариант: со 2 четверти 2 ч в неделю, всего 50 ч.

II вариант: 2ч в неделю, всего 68 ч.

Исходя из учебного плана МБОУ «СОШ №8» изучение геометрии в 7 классах ведётся по 2 варианту, за счёт увеличения количества часов на изучение математики на 1 час.

Итого:

всего – 70 ч.; в неделю – 2 ч.; контрольные работы – 5ч.;

Контрольные мероприятия по оценки качества подготовки учащихся:

Выявление промежуточных и итоговых результатов изучения темы проводиться в форме письменных работ, тестов, практических работ, устного опроса, взаимоконтроля; итоговая аттестация - согласно уставу образовательного учреждения.

Контрольные работы составляются с учётом обязательных результатов обучения.

В целях усиления развивающих функций задач, развития творческой активности учащихся, активизации поисково-позновательной деятельности используются творческие задания, задачи на моделирование, конструирование геометрических фигур, задания практического характера.





2. Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с

Государственным образовательным стандартом


Уровень обязательной подготовки определяется следующими умениями:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • в простейших случаях строить сечения и развёртки пространственных тел;

  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

  • вычислять значения геометрических величин ( длин, углов, площадей, объёмов); в том числе: для углов от ; определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одного из них; находить стороны , углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии.

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • описание реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчётов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • решение геометрических задач с использование тригонометрии;

  • решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами ( линейка, угольник, циркуль, транспортир).


Изучение программного материала даёт возможность учащимся


  • Осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов; научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; получить представления о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;

  • Усвоить систематизированные сведения о плоских фигурах и основных геометрических отношениях;

  • Приобрести опыт дедуктивных рассуждений: уметь доказывать основные теоремы курса, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

  • Научиться решать задачи на доказательство, вычисление и построение; овладеть набором эвристик, часто применяемых при решении планиметрических задач на вычисление и доказательство;

  • Приобрести опыт применения аналитического аппарата для решения геометрических задач.










3.Содержание учебного материала


Содержание

Примерное количество часов (по программе)

Планируемое количество

часов учителем

Контроль

Примечание

1

Начальные геометрические сведения

10

10

К.р.№1

Зачёт №1


2

Треугольники

17

17

К.р.№2

Зачёт №2


3

Параллельные прямые

13

13

К.р.№3

Зачёт №3


4

Соотношения между сторонами и углами треугольника

18

18

К/р №4, К/р №5

Зачёт №4,№5


5

Повторение

10

10

Итоговая к/р №6


6

Резерв

2

2


Взяты из итогового повторения

7

Итого:

70

70

6










Содержательная характеристика


Название раздела / главы

Основные понятия

Основные знания

Основные умения

Форма контроля

Глава 1. Начальные геометрические сведения (10 часов).

Цель: систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.


Прямая, отрезок, луч и угол. Виды углов. Обозначение углов. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков. Измерение углов. Единицы измерения. Транспортир. Перпендикулярные прямые. Вертикальные и смежные углы.

В результате изучения данной главы учащиеся должны знать: что такое прямая, точка, какая фигура называется отрезком, лучом, углом; определения вертикальных смежных углов.


В результате изучения данной главы учащиеся должны уметь: изображать точки, лучи, отрезки, углы и прямые обозначать их; сравнивать отрезки и углы работать с транспортиром и масштабной линейкой; строить смежные и вертикальные углы.


Контрольная работа №1 по теме « Начальные геометрические сведения»

Глава 2. Треугольники (17 часов).

Цель:

ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач – на построение с помощью циркуля и линейки.


Первый признак равенства треугольников. Условие и заключение теоремы. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Свойство углов при основании равнобедренного треугольника. Свойство биссектрисы равнобедренного треугольника. Второй признак равенства треугольников. Третий признак равенства треугольников Задачи на построение. Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы угла. Построение перпендикулярных прямых. Построение середины отрезка.


В результате изучения данной главы учащиеся должны: знать и доказывать признаки равенства треугольников, теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; определения медианы, высоты, биссектрисы треугольника; определение окружности.



В результате изучения данной главы учащиеся должны: уметь применять теоремы в решении задач; строить и распознавать медианы, высоты, биссектрисы; выполнять с помощью циркуля и линейки построения биссектрисы угла, отрезка равного данному середины отрезка, прямую перпендикулярную данной.



Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники».


Глава 3. Параллельные прямые (13 часов)

Цель:

ввести одно из важнейших понятий – понятие параллельных прямых; дать первое

представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

Признак параллельности двух прямых по равенству накрест лежащих углов. Признак параллельности двух прямых по равенству соответственных углов. Признак параллельности двух прямых по равенству односторонних углов. Аксиома параллельных прямых. Теорема о накрест лежащих углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. Теорема об односторонних и соответственных углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.


В результате изучения данной главы учащиеся должны: знать формулировки и доказательство теорем, выражающих признаки параллельности прямых.


В результате изучения данной главы учащиеся должны: уметь распознавать на рисунке пары односторонних и соответственных углов, делать вывод о параллельности прямых.


Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые».

Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 часов)

Цель:

Рассмотреть

новые интересные и важные свойства треугольников.


Сумма углов треугольника. Остроугольный, прямоугольный, тупоугольный треугольники. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними. Построение треугольника по стороне и двум прилежащим к ней углам. Построение треугольника по трём сторонам.

В результате изучения данной главы учащиеся должны: знать теорему о сумме углов в треугольнике и ее следствия; классификацию треугольников по углам; формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников; определения наклонной, расстояния от точки до прямой.


В результате изучения данной главы учащиеся должны: уметь доказывать и применять теоремы в решении задач, строить треугольник по трем элементам.


Контрольная работа № 4 по теме « Соотношения между сторонами и углами треугольника»






Контрольная работа № 5 по теме «Прямоугольные треугольники»

Повторение курса геометрии 7 класса. Решение задач.

(10 часов)

Цель:

повторить и обобщить знания по курсу геометрии 7 класса




Итоговая контрольная работа или тестовая работа за курс геометрии 7 класса













5. Характеристика и система оценивания контрольно-измерительных материалов курса геометрии 7 класса


«Дидактические материалы» являются частью учебного комплекта для 7 – 9 классов. Сборник содержит задания, которые дополняют систему упражнений учебника. Здесь представлены 26 самостоятельных работ, 4 математических диктанта и 5 контрольных работ. Основная цель самостоятельных работ – организация деятельности учащихся по решению задач с учетом их индивидуальных особенностей и уровня подготовки, а так же, для текущего контроля умений и навыков. Работы, за некоторым исключением, состоят из двух задач и рассчитаны на 15 минут. Работы даны в восьми вариантах и различны по уровню сложности.

В первом и втором вариантах каждой работы предлагаются задачи, для успешного решения которых учащиеся должны применить знания на уровне минимальных программных требований.

Третий и четвертый варианты состоят из задач среднего уровня сложности. Они по сложности соответствуют большинству основных задач учебника.

Пятый и шестой варианты предназначены для более подготовленных учащихся. При решении задач этих вариантов требуется умение применять знания в усложненных ситуациях, иметь достаточно высокий уровень развития вычислительных навыков и навыков проведения тождественных преобразований.

Седьмой и восьмой варианты состоят из задач, при решении которых требуется творческое применение знаний. Эти задачи могут быть предложены учащимся после выполнения ими основной работы в оставшееся время или на факультативных занятиях.

Система оценивания результатов самостоятельной работы:

  • для получения отметки «3» достаточно верно, с полными обоснованиями, решить одну из двух предложенных задач. Если работа содержит только 1 задачу, то отметка «3» может быть выставлена в том случае, если присутствуют все основные шаги в решении задачи, но решение не закончено.

  • для получения отметки «4» необходимо правильно решить обе предложенные задачи. Но может быть допущена вычислительная ошибка, недостаточные обоснования или их отсутствие. Если работа содержит только одну задачу, то отметку «4» можно поставить, если задача решена, но недостаточные (или отсутствуют) обоснования шагов решения.

  • для получения отметки «5» необходимо правильно и с полным обоснованием решить все предложенные задачи.

Контрольные работы размещены в сборнике программам общеобразовательных учреждений, составитель Т.А.Бурмистрова, 2009г. Они составлены в двух вариантах и предназначены для проведения итоговой проверки знаний по каждой теме курса геометрии 7 класса. Сложность вариантов примерно одинакова. Предложен текст итоговой контрольной работы и итогового теста для 7 класса.

Система оценивания результатов контрольной работы:

  • Отметка «5» ставится, если верно и с полным обоснованием решены все предложенные задачи.

  • Отметка «4» ставится, если решены все задачи, но отсутствуют обоснования, допущены 1 – 2 вычислительных ошибки, или решение одной из задач не закончено.

  • Отметка «2» ставится, если не решена ни одна из предложенных задач.

  • Отметка «3» ставится в остальных случаях.

Зачеты составлены по теоретическому материалу курса геометрии 7 класса. Основная цель – организация проверки знаний теоретического материала по каждой теме. Проводятся зачеты на уроках обобщения и систематизации знаний перед контрольной работой по соответствующей теме. Ученик получает «зачет», если верно ответит на вопросы и докажет одну из теорем. Если получена оценка «незачет», то ученик обязан пересдать зачет.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ГЕОМЕТРИЯ, 7 класс

2 ч в неделю (70 ч в год)



№ урока за год

урока

раздела

Название раздела и темы урока

Дата проведения

План.

Факт.


Вводное занятие. Что это такое – геометрия?

06.09


Глава I. НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ (10 ч)

Точки, прямые, отрезки. Провешивание прямой на местности.

07.09


Луч и угол.

13.09


Равенство геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов

14.09


Длина отрезка. Измерение отрезков.

20.09


Градусная мера угла. Измерение углов.

21.09


Решение задач по теме «Измерение отрезков и углов»

27.09


Смежные и вертикальные углы.

28.09


Перпендикулярные прямые. Построение прямых углов на местности

04.10


Обобщающий урок по теме «Начальные геометрические сведения»

05.10


Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения»

11.10


Глава II. ТРЕУГОЛЬНИКИ (17 ч)

Анализ контрольной работы

Треугольник.

12.10


Первый признак равенства треугольников

18.10


Решение задач по теме «Первый признак равенства треугольников»

19.10


Перпендикуляр к прямой

25.10


Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

26.10


Свойства равнобедренного треугольника

01.11


Второй признак равенства треугольников

02.11


Решение задач по теме «Второй признак равенства треугольников»

15.11


Третий признак равенства треугольников

16.11


Решение задач по теме «Третий признак равенства треугольников»

22.11


Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников»

23.11


Окружность. Элементы окружности

29.11


Построения циркулем и линейкой

30.11


Примеры задач на построение

6.12


Обобщающий урок по теме «Треугольники»

7.12


Контрольная работа №2 «Треугольники»

13.12


Анализ контрольной работы

14.12


Глава III. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ (13 ч)

Определение параллельных прямых. Практические способы построения параллельных прямых.

20.12


Признаки параллельности двух прямых

21.12


Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых»

27.12


Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых»

28.12


Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых

15.01


Метод доказательства от противного

18.01


Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.

24.01


Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых»

25.01


Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых»

31.01


Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых. Признаки параллельности прямых»

01.02


Обобщающий урок по теме «Параллельные прямые»

07.02


Контрольная работа №3 «Параллельные прямые»

8.02


Анализ контрольной работы

14.02


Глава IV. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА (18 ч)

Теорема о сумме углов треугольника. Внешний угол треугольника

15.02


Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники.

21.02


Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника

22.02


Неравенство треугольника.

28.02


Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1.03


Обобщающий урок по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

7.03


Контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

14.03


Анализ контрольной работы.

Некоторые свойства прямоугольных треугольников

15.03


Решение задач на применение некоторых свойств прямоугольных треугольников

21.03


Признаки равенства прямоугольных треугольников

22.03


Решение задач на применение признаков равенства прямоугольных треугольников

28.03


Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

29.03


Построение треугольника по двум сторонам и углу меду ними

11.04


Построение треугольника по стороне и двум прилежащим к ней углам

12.04


Построение треугольника по трем сторонам

18.04


Обобщающий урок по теме «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам»

19.04


Контрольная работа №5 «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам»

25.04


Анализ контрольной работы

26.04


ПОВТОРЕНИЕ (4 ч)

Повторение. Начальные геометрические сведения

3.05


Повторение. Треугольники

10.05


Повторение. Параллельные прямые

16.05


Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника

17.05


64-70


Резерв






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!