МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 61
ИМЕНИ М.И.НЕДЕЛИНА Г.ЛИПЕЦКА
«Согласовано» Руководитель МО ________ / Вовденко О.Л./ Протокол № ___ от «__»_________201___г. | «Согласовано» Зам. директора школы по УВР МБОУ СОШ № 61 __________ / Степанова Е.Н./ «__»__________201___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
7А класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «__»_______201___ г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса геометрии для 7 класса составлена на основе сборника рабочих программ. Геометрия. 7 - 9 кл.: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Сост. Т.А. Бурмистрова.
Изучение курса геометрии ориентировано на использование учебника «Геометрия 7-9» авт. Л.С. Атанасян, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации и учебно-методического комплекта:
Атанасян Л.С. Геометрия 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений
Атанасян Л.С.Геометрия: рабочая тетрадь для 7 кл. общеобразоват. Учреждений
Атанасян Л.С. Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя
Жохов В.И. Карточки для проведения контрольных работ. Геометрия. 7 кл.
Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса
Зив Б.Г. Задачи к урокам геометрии. 7-11 кл.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение геометрии в 7 классе отводится не менее 70 часов из расчета 2 часа в неделю (35 учебных недель). Учебным планом школы на 2015-2016 уч. год на изучение геометрии в 7 классе выделено 2 часа в неделю (35 недель, 70 часов за год).
В основу курса геометрии положены такие принципы как:
целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по математике;
научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);
практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации;
принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний, но и активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
Основные цели курса:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;
- приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
- освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования выбора решений;
- приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;
- развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;
- научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.
Задачи обучения:
- ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;
- научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;
- ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;
- изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);
- изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;
- научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, парная, групповая работа.
Методы работы: рассказ, объяснение, лекция, беседа, применение наглядных пособий, дифференцированные задания, самостоятельная работа, взаимопроверка, самопроверка, дидактическая игра, решение проблемно-поисковых задач.
Используются следующие формы и методы контроля усвоения материала: устный контроль (индивидуальный опрос, устная проверка знаний), письменный контроль (контрольные работы, самостоятельные работы, графические диктанты, тесты), проверка домашнего задания.
Учебный процесс осуществляется в классно-урочной форме в виде комбинированных, контрольно-проверочных и др. типов уроков.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика.
Содержание тем учебного курса «Геометрия»
7 класс
Начальные геометрические сведения
Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Понятие о равенстве фигур. Отрезок. Равенство отрезков. Длина отрезка и ее свойства. Угол. Равенство углов. Величина угла и ее свойства. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать: что такое прямая, точка, какая фигура называется отрезком, лучом, углом; определения вертикальных смежных углов.
уметь: изображать точки, лучи, отрезки, углы и прямые обозначать их; сравнивать отрезки и углы работать с транспортиром и масштабной линейкой; строить смежные и вертикальные углы.
В ходе изучения темы проводится контрольная работа № 1 «Начальные геометрические сведения»
Треугольники
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать и доказывать признаки равенства треугольников, теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; определения медианы, высоты, биссектрисы треугольника; определение окружности.
уметь применять теоремы в решении задач; строить и распознавать медианы, высоты, биссектрисы; выполнять с помощью циркуля и линейки построения биссектрисы угла, отрезка равного данному середины отрезка, прямую перпендикулярную данной.
В ходе изучения темы проводится контрольная работа № 2 «Треугольники».
Параллельные прямые
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать формулировки и доказательство теорем, выражающих признаки параллельности прямых;
уметь распознавать на рисунке пары односторонних и соответственных углов, делать вывод о параллельности прямых.
В ходе изучения темы проводится контрольная работа № 3 «Параллельные прямые»
Соотношение между сторонами и углами треугольника
Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на построение.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать теорему о сумме углов в треугольнике и ее следствия; классификацию треугольников по углам; формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников; определения наклонной, расстояния от точки до прямой
уметь доказывать и применять теоремы в решении задач, строить треугольник по трем элементам.
В ходе изучения темы проводится контрольная работа № 4 «Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника» и контрольная работа № 5 «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам». Итоговое повторение. Решение задач
Цель - повторить и систематизировать полученные в течение учебного года знания.
Итоговая контрольная работа.
Учебно-тематическое планирование курса «Геометрии»
7 класс
Количество часов: всего 70 часов, в неделю 2 часа
Плановых контрольных уроков 6
Административных контрольных уроков 1
Планирование составлено на основе Сборника рабочих программ. Геометрия. 7 - 9 кл.: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Сост. Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2011
Учебник «Геометрия 7-9» : учеб. для общеобразоват. учреждений Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.- М.: Просвещение, 2011
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
2 ч/нед |
1 | Начальные геометрические сведения | 10 |
2 | Треугольники | 18 |
3 | Параллельные прямые | 13 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 20 |
5 | Итоговое повторение | 9 |
| Итого | 70 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения курса геометрии 7-го класса учащиеся должны уметь:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные виды), различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
вычислять значения геометрических величин (длин отрезков, градусную меру углов);
решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Использовать приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения практических задач;
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Литература и средства обучения
Методические и учебные пособия
Геометрия: Учеб. Для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений/Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.:Просвещение, 2011
Дидактические материалы по геометрии. 7 класс. К учебнику Атанасяна Л.С. «Геометрия. 7-9 классы»/ Мельникова Н.Б., Захарова Г.А – М.: Изд-во «Экзамен», 2013
Изучение геометрии в 7-9 классах: Метод. рекомендации к учеб.: Кн. для учителя/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков и др. – М.: Просвещение, 2009
Контрольно-измерительные материалы. Геометрия. 7 класс./ Сост. Н.Ф. Гаврилова. – М.: ВАКО, 2014
Мищенко Т.М. Дидактические карточки-задания по геометрии: 7 кл.: К учебнику Л.С.Атанасяна и др. «Геометрия 7-9 кл.». – М.: Изд-во «Экзамен», 2004
Мищенко Т.М. Тематическое и поурочное планирование по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С.Атанасяна и др. «Геометрия 7-9 кл.»: Методическое пособие. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004
Настольная книга учителя математики: Справочно-методическое пособие/Сост. Л.О.Рослова.– М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004
Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
Сборник рабочих программ. Геометрия. 7-9 кл.: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Сост. Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2011
Тесты по геометрии: 7 класс: к учебнику Атанасяна Л.С. и др./Фарков А.В. – М.: Изд-во «Экзамен», 2010
Оборудование и приборы
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль.
ПК (или ноутбук)
Мультимедийный проектор, экран (или интерактивная доска)
Дидактический материал
Карточки для проведения самостоятельных работ по всем темам курса.
Карточки для проведения контрольных работ.
Карточки для индивидуального опроса учащихся по всем темам курса.
Тесты.
Интернет-ресурсы
http://urokimatematiki.ru
http://festival.1september.ru
http://www.uchportal.ru