СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии 8 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа по геометрии для средней общеобразовательной школы 8 класса составлена на основе:

Федерального компонента государственного стандарта образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;

Программы для общеобразовательных школ Геометрия 7-9 кл., составитель  Т.А. Бурмистрова, М.: Просвещение, 2008

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 8 класс»

Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения

Новотарманской средней общеобразовательной школы Тюменского муниципального района

«Салаирская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено на заседании ШМО естественно-математического цикла

Руководитель

_____________Г. В. Кононова

Протокол № ______

«___»____________ 2016г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________ Р. Х. Валитова

«___» ________________ 2016г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_____________ Г.Р. Шарапова

«___»______________ 2016г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Предмет

ГЕОМЕТРИЯ

Учебный год

2016-2017

Класс

8

Количество часов в год

68

Количество часов в неделю

2





Учитель:______________ Г.Р. Шарапова

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по геометрии для средней общеобразовательной школы 8 класса составлена на основе:

1. Федерального компонента государственного стандарта образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;

2. Программа по математике для получения основного (общего) (среднего (полного) общего) образования (письмо Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. № 03-1263);

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 459 от 21.04.2016 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 253»

4. Учебного плана филиала МАОУ Новотарманской СОШ «Салаирская СОШ», утвержденного приказом директора филиала МАОУ Новотарманской СОШ «Салаирская СОШ» Шараповой Г.Р. № 141 от 03.06.2016 г. и согласованного Председателем Управляющего совета МАОУ Новотарманской СОШ Размановой М.В. протокол №10 от 27.05.2016 г.

5. Программы для общеобразовательных школ Геометрия 7-9 кл., составитель Т.А. Бурмистрова, М.: Просвещение, 2008


Цели изучения

  • Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственного мышления и воображения, способности к преодолению трудностей;

  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Задачи изучения курса геометрии:

  • подготовить учащихся к изучению курса геометрии;

  • систематизировать сведения о четырёхугольниках;

  • сформировать представления о фигурах, симметричных относительно точки и прямой;

  • сформировать понятие площади многоугольника;

  • развить умение вычислять площади фигур;

  • сформировать понятие подобных треугольников;

  • выработать умение применять признаки подобия в процессе доказательства теорем и решении задач;

  • сформировать навыки решения прямоугольных треугольников;

  • расширить сведения об окружности.

Методические особенности изучения предмета:

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач.

Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.

Формы организации обучения:

индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.

Методы обучения:

  1. По источнику знаний:

    • практические методы: опыты, упражнения и др.;

    • наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;

    • словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;

    • работа с книгой: чтение, конспектирование;

    • видеометоды: просмотр, обучение через Интернет, контроль.

  2. По типу познавательной деятельности :

    • объяснительно-иллюстративные методы;

    • репродуктивные;

    • методы проблемного изложения;

    • частично поисковые методы;

    • исследовательские.

  3. По дидактическим целям :

    • методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);

    • методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).

Содержание обучения

Четырехугольники 15ч


Многоугольники, выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.

Осевая и центральная симметрии.


Контрольная работа №1 «Четырехугольники»


Площадь 14ч


Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.

Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, ЧЕРЕЗ ПЕРИМЕТР И РАДИУС ВПИСАННОЙ ОКРУЖНОСТИ, ФОРМУЛА ГЕРОНА. ПЛОЩАДЬ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКА. Теорема Пи­фагора.

Контрольная работа №2 «Площадь. Теорема Пифагора»

Подобные треугольники 19ч


Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. ПОДОБИЕ ФИГУР. Связь между площадями подобных фигур.

Контрольная работа №3 «Подобные треугольники»


Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треуголь­ника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу.

Контрольная работа №4 «Применение подобия к решению задач»


Окружность 17ч


Окружность. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, ДВУХ ОКРУЖНОСТЕЙ. Касательная и секущая к окружности; равенство касательных, проведенных из одной точки. МЕТРИЧЕСКИЕ СООТНОШЕНИЯ В ОКРУЖНОСТИ: СВОЙСТВА СЕКУЩИХ, КАСАТЕЛЬНЫХ, ХОРД. ОКРУЖНОСТЬ ЭЙЛЕРА. ВПИСАННЫЕ И ОПИСАННЫЕ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника. Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан

Контрольная работа №5 «Окружность»

Повторение 3ч

Окружность. Треугольники. Четырехугольники

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать1

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).




Тематическое распределение часов

п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Четырехугольники

15часов

1

Вводное повторение.

1

2

Многоугольники, выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника.

2

3

Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки.

6

4

Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки.

Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.

Осевая и центральная симметрии.

5

5

Контрольная работа №1 по теме «Четырехугольники»

1

Площадь

14 часов

1

Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.

Площадь прямоугольника.

2

2

Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, ЧЕРЕЗ ПЕРИМЕТР И РАДИУС ВПИСАННОЙ ОКРУЖНОСТИ, ФОРМУЛА ГЕРОНА. ПЛОЩАДЬ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКА.

6

3

Теорема Пифагора

4

4

Контрольная работа№2 по теме «Площадь. Теорема Пифагора»

1

Подобные треугольники

19 часов

1

ПОДОБИЕ ФИГУР. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Теорема Фалеса. Связь между площадями подобных фигур.

2

2

Признаки подобия треугольников

5

3

Контрольная работа № 3 по теме «Подобные треугольники»

1

4

Применение подобия к доказательству теорем к решению задач

10

5

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треуголь­ника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу.

3

6

Контрольная работа №4 по теме «Применение подобия к решению задач»

1

Окружность

17часов

1

Окружность. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, ДВУХ ОКРУЖНОСТЕЙ.

Касательная и секущая к окружности; равенство касательных, проведенных из одной точки. МЕТРИЧЕСКИЕ СООТНОШЕНИЯ В ОКРУЖНОСТИ: СВОЙСТВА СЕКУЩИХ, КАСАТЕЛЬНЫХ, ХОРД. ОКРУЖНОСТЬ ЭЙЛЕРА.

3

2

Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла.

4

3

Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан

3

4

Вписанная и описанная окружности. ВПИСАННЫЕ И ОПИСАННЫЕ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ.

4

5

Контрольная работа №5 по теме «Окружность»

1

Повторение

3часа

Календарно-тематическое планирование.



Дата

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Основные виды деятельности ученика

Подготовка к ГИА

Д/з

план

факт

Повторение. Четырехугольники 15 часов.

1.

1.

06.09


Повторение по теме: Параллельные прямые.

Признаки параллельности прямых.

Уметь:

пользоваться языком геометрии для описания

предметов окружающего мира;

решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними

Повторяют признаки параллельности прямых.


Тест

2.

2.

08.09


Повторение по теме: Треугольник.


Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; Признаки равенства треугольников.

Повторяют признаки равенства треугольников.



П.39,40

№ 364

3.

3.

13.09


Многоугольники Выпуклый многоугольник


Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника

Уметь:

изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

Строят выпуклый многоугольник;

Применяют формулу суммы углов выпуклого многоугольника, решают задачи с помощью этой формулы


Сумма углов выпуклого многоугольники




П.41

№ 365бг, 369


4.

4.

15.09


Четырехугольник.



П.42

№ 375, 379


5.

5.

20.09


Параллелограмм. Признаки параллелограмма

Параллелограмм, его свойства и признаки.


Уметь:

пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

Доказывают свойства параллелограмма;

Решают задачи на применение признаков параллелограмма

Параллелограмм, его свойства и признаки

П.43

№ 383,

372в

6.

6.

22.09


Решение задач по теме «Параллелограмм»

Параллелограмм, его свойства и признаки.


Уметь:

решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения


Доказывают признаки параллелограмма;

Решают задачи на вычисление сторон, углов и периметра параллелограмма


П.43

№ 382

7.

7.

27.09


Трапеция

Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.

Теорема Фалеса.

Уметь:

пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

Решают задачи на доказательство

Трапеция. Средняя линия трапеции.

Теорема Фалеса.

П.44

№ 392б

8.

8.

29.09


Свойства и признаки равнобокой трапеции

Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная

трапеция.


Уметь:

распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

Применяют теорему и свойства трапеции в решении задач, выполняют построения и вычисления


Равнобедренная трапеция.

П.44

№ 390


9.

9.

04.10


Задачи на построение

Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная

трапеция.


Уметь:

решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, идеи симметрии;


Решают задачи, опираясь на изученные свойства, выполняют чертежи


П.42-44

№ по карт.

10.

10.

6.10


Прямоугольник

Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки.


Уметь: пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

Применяют теорему и свойства прямоугольника при построении;

Решают задачи на их применение;


Прямоугольник

П.45

№ 401а

400

11.

11.

11.10


Ромб. Квадрат

Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки.



Доказывают свойства ромба и квадрата;

Решают задачи, выполняют построения, записи и вычисления к задачам


Квадрат. Ромб

П.46

№ 405

12.

12.

13.10


Решение задач по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат»

Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки.


Уметь: решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения

Решают задачи на применение свойств ромба, квадрата, прямоугольника, выполняют построения к задачам, вычисления


Прямоугольник, квадрат, ромб. Свойства и признаки.

П.46

№ 406,

408а

13.

13.

18.10


Осевая и центральная симметрия




Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия.

Уметь: изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

Распознают фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией, приводят примеры, выполняют чертежи симметричных фигур


П.47

№ 419,423,422

14.

14.

20.10


Обобщающий урок по теме «Четырехугольники»





Уметь: решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения

Применяют все изученные свойства, признаки и теоремы в комплексе;

доказательно решают задачи


П.39-46 повторить

карт.


15.

15.

01.11


Контрольная работа №1 по теме «Четырехугольники»

Площадь 14 часов

16.

1.

03.11


Работа над ошибками.

Площадь многоугольника

Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.


Уметь:

пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

Выводят формулы площади прямоугольника;

Решают задачи на применение формулы, выполняют чертежи и вычисления


Площадь и ее свойства.

П.48

№ 447, 448

17.

2.

08.11


Площадь прямоугольника

Площадь прямоугольника.


Уметь:

Вычислять значения площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

Выводят формулу площади прямоугольника;

Решают задачи на применение формулы, выполняют чертежи и вычисления


Площадь прямоугольника.

П.49,50

№ 449,450,доп452

18.

3.

10.11


Площадь параллелограмма





Площадь параллелограмма (основные формулы).

Уметь:

Вычислять значения площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

Выводят формулу площади параллелограмма;

выполняют чертежи и вычисления при решении задач


Площадь параллелограмма


П.51

№ 459аб

464а

19.

4.

15.11


Решение задач по теме «Площадь параллелограмма»

Площадь параллелограмма (основные формулы).

Уметь: решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения

Применяют формулу площади параллелограмма, формулу площади параллелограмма. Выполняют чертежи и вычисления


П.51

№ 461, 465

20.

5.

17.11


Площадь треугольника

Площадь треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности,

Уметь:

Вычислять значения площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

Выводят формулу площади треугольника, применяют ее в вычислениях;

Находят площадь прямоугольного треугольника; выполняют чертежи




Площадь треугольника

П.52

№ 468аб

471

21.

6.

22.11


Решение задач на вычисление площади треугольника


Уметь: решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения

Находят площадь треугольника в случае, если равны их высоты или угол и применяют ее в задачах, выполняют чертежи, вычисления


П.52 повторить

№ 474, 476

22.

7.

24.11


Площадь трапеции

Площадь трапеции (основные формулы).

Уметь:

Вычислять значения площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

Доказывают формулу вычисления площади трапеции;

решают задачи на применение формулы, выполняют чертежи


Площадь трапеции

П.53

№ 480

23.

8.

29.11


Решение задач по теме «Площадь фигур»

Площадь прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника ПЛОЩАДЬ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКА.

Уметь: решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения

Доказывают формулу вычисления площади трапеции;

решают задачи на применение формулы, выполняют чертежи и вычисления


П.54

№ 518

24.

9.

1.12


Теорема Пифагора



Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора

Уметь: вычислять значения геометрических величин (длин), находить стороны, углы и площади треугольников,

Применяют теорему Пифагора в решении задач, выполняют соответствующие доказательные суждения, вычисления и построения;



Теорема Пифагора


П.55

№ 484, 486

25.

10.

6.12


Решение задач по теме «Теорема Пифагора»

Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора

Уметь: вычислять значения геометрических величин (длин), находить стороны, углы и площади треугольников,

решают задачи на нахождение гипотенузы или катета в прямоугольном треугольнике, выполняют чертежи к задачам


488, 491

26.

11.

8.12


Решение задач по теме «Теорема Пифагора»





Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора

Уметь: вычислять значения геометрических величин (длин), находить стороны, углы и площади треугольников,

Применяют теорему Пифагора в решении задач, выполняют соответствующие доказательные суждения, вычисления и построения;


495, 492

27.

12.

13.12


Формула Герона для вычисления площади треугольника

формула Герона.

Уметь: Вычислять значения площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

Решают задачи на нахождение площади треугольника по формуле с использованием полупериметра, выполняют чертежи и вычисления


479, 515, 502

28.

13.

15.12


Повторение и обобщение по теме «Площадь фигур»

Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции. Теорема Пифагора.


Уметь: решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения

находить площадь параллелограмма, треугольника, трапеции по формулам, выполняют построения и вычисления к задачам


П.48-55 повторить

№ 517, 514

29.

14.

20.12


Контрольная работа№2 по теме «Площадь»

Подобные треугольники 19 часов

30.

1.

22.12


Работа над ошибками.

Определение подобных треугольников

ПОДОБИЕ ФИГУР. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.


Уметь: проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования

Определяют подобные треугольники; работают с чертежами, выполняют соответствующие краткие записи к задачам



Подобие треугольников.

П.56-58

№ 536

31.

2.

12.01


Отношение площадей подобных фигур

Связь между площадями подобных фигур. Теорема Фалеса.


Применяют теорему об отношении

площадей подобных треугольников в решении задач, выполняют вычисления, построения.


П.58

№ 541,545

32.

3.

17.01


Первый признак подобия треугольников

Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.


Уметь: проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования

Доказывают первый признак подобия треугольников; применяют в решении доказательных задач, и выполняют соответствующие записи и вычисления



Признаки подобия треугольников.

П.59

№ 551

33.

4.

19.01


Решение задач на применение первого признака подобия

Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.


Уметь: проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;



Определяют подобные треугольники и выполняют записи и вычисления

Применяют признак при решении задач,





П.59

№ 552,553

34.

5.

24.01


Второй признак подобия треугольников

Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.


Уметь: проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;


Доказывают второй признак подобия треугольников; применяют в решении доказательных задач, и выполняют соответствующие записи и вычисления



П.60

№ 559

35.

6.

26.01


Третий признак подобия треугольников

Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.


Уметь: проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;


Доказывают третий признак подобия треугольников; применяют в решении доказательных задач, и выполняют соответствующие записи и вычисления



П.60, 61

№ 560

По карт

36.

7.

31.01


Повторение и обобщение по теме «Признаки подобия треугольников».



Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.


Уметь: проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования

применять первый, второй, третий признаки в комплексе при решении задач, выполняют построения и вычисления


П.56-61

№ 563

37.

8.

02.02


Контрольная работа № 3 по теме «Подобные треугольники»

38.

9.

07.02


Работа над ошибками.

Средняя линия треугольника.

средняя линия треугольника

Уметь: вычислять значения геометрических величин (длин, углов), находить стороны, углы

Определяют среднюю линию треугольника;

Доказывают теорему о средней линии треугольника; выполняют чертежи



Средняя линия треугольника.

П.62

№ 566

39.

10.

09.02


Свойство медиан треугольника.

Решение задач.

Высота, медиана, биссектриса треугольника.

Уметь: вычислять значения геометрических величин (длин, углов), находить стороны, углы

Решают задачи,

используя теорему о средней линии треугольника, выполняют построения и вычисления


П.62

№ 570, 571 доп.

40.

11.

14.02



Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике



Решение прямоугольных треугольников.

Уметь: решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения

Используют утверждения о

пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике при решении задач, выполняют построения и вычисления


П.63

№ 572, 574

41.

12.

16.02


Решение задач по теме «Пропорциональные отрезки»

Решение прямоугольных треугольников.


Используют утверждения о

пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике при решении задач


П.63

№ 575, 577

42.

13.

21.02


Решение задач на построение методом подобия





Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников

Уметь: решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения

Решают задачи на построение методом подобия;

Применяют подобия к доказательству теорем и решению задач


П.64

№ 585

43.

14.

23.02


Решение задач на построение методом подобия






Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников


Решают задачи на построение методом подобия;

Применяют подобия к доказательству теорем и решению задач, выполняют чертежи


П.64

№ по карт

44.

15.

28.02


Измерительные работы на местности



Решают практические задачи на построение методом подобия;



П.65

№ 623

45.

16.

02.03


Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника



Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла

прямоугольного треугольника

приведение к острому углу.

Уметь: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов;

Определяют синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника;

Применяют основное тригонометрическое тождество в вычислениях


Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника


П.66

№ 591вг, 592ав, 593аб

46.

17.

07.03


Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600, 900



Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла

прямоугольного треугольника

приведение к острому углу.

Уметь: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов;

Таблицу значений синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600

применяют в вычислениях


П.67

№ 599

47.

18.

09.03


Повторение и обобщение по теме «подобие треугольников»



ОКРУЖНОСТЬ ЭЙЛЕРА. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.


Уметь: проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования

Применяют подобия к доказательству теорем и решению задач

Решают задачи, используя соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника


П.62-67 повт.

№ 601, 602

48.

19.

14.03


Контрольная работа №4 по теме «Подобие треугольников»

Окружность 17 часов

49.

1.

16.03


Работа над ошибками.

Взаимное расположение прямой и окружности

Взаимное расположение прямой и окружности, ДВУХ ОКРУЖНОСТЕЙ.

Уметь: распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

Исследуют все взаимные случаи расположения прямой и

окружности;

находят расстояние от точки до прямой


Взаимное расположение прямой и окружности

П.68

№ 631аб, 633

50.

2.

21.03


Касательная к окружности






Касательная и секущая к окружности; равенство касательных, проведенных из одной точки.


Доказывают свойство и признак касательной;

Определяют касательную к окружности;

Проводят через данную точку окружности касательную к этой окружности

Решают задачи


Касательная к окружности


П.69

№ 637, 640, 638

51.

3.

23.03


Решение задач по теме «Касательная к окружности»





Равенство отрезков касательных, проведенных из одной точки.

П.69

№ 643, 644

52.

4.

04.04


Центральный угол

Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла.

Уметь: распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

Определяют центральный угол;

Доказывают теорему о вписанном угле и следствия к ней;



Центральный угол, вписанный угол, величина вписанного угла.

П.70

№ 649вг, 650 доп.

53.

5.

06.04




Теорема о вписанном угле



Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла.

Уметь: вычислять значения геометрических величин (длин, углов), находить стороны, углы

Определяют вписанный угол;

Доказывают теорему о вписанном угле и следствия к ней;



П.71

№ 655,656

54.

6.

11.04



Теорема об отрезках пересекающихся хорд



Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.

Уметь:

распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

Доказывают указанные теоремы;

Решают задачи на применение этих теорем, выполняют чертежи и вычисления


Секущая к окружности.

П.71

№ 666,667

55.

7.

13.04



Решение задач на применение теоремы об отрезках пересекающихся хорд




Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.

Уметь: решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения

Решают задачи с отношением пересекающихся хорд окружности, выполняют чертежи и вычисления



П.71повторить

№ 663, карт

56.

8.

18.04


Свойство биссектрисы угла

Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан


Вписывают окружность в многоугольник;

Доказывают теорему о вписанной окружности и свойства


П.72

№ 676,678

57.

9.

20.04


Серединный перпендикуляр к отрезку



Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан

Уметь: распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

Доказывают теорему о серединном перпендикуляре;

Решают задачи на применение этих теорем, выполняют чертежи к задачам, вычисления


Отрезок. Свойства серединного перпендикуляра к отрезку


П.73

№ 688,720

58.

10.

25.04


Теорема о точке пересечения высот треугольника

Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан

Уметь: проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования

Исследуют пересечение высот треугольников, решают задачи с использованием замечательных точек треугольника



№ по карт.

59.

11.

27.04


Вписанная окружность





Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.

Уметь: изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

Описывают окружность около многоугольника;

Доказывают теорему об описанной окружности и замечания; решают задачи на построение



Вписанная окружность в треугольник окружность, описанная около треугольника


П.74

№ 690,691

60.

12.

02.05


Свойство описанного четырехугольника

ВПИСАННЫЕ И ОПИСАННЫЕ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ.

Уметь: распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

Описывают окружность около многоугольника;

Доказывают теорему об описанной окружности и замечания, выполняют чертежи и вычисления к задачам


П.75

№ 696,702

61.

13.

04.05


Описанная окружность

Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.

Уметь: изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;



П.75(2 часть)

№ 705,708

62.

14.

09.05


Свойство вписанного четырехугольника

ВПИСАННЫЕ И ОПИСАННЫЕ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ. Окружность Эйлера

Уметь: распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

Применяют свойство суммы противоположных углов вписанного многоугольника в решении задач, выполняют чертежи и вычисления


П.75

№ В-4

63.

15.

11.05


Решение задач на применение свойств вписанного четырехугольника


ВПИСАННЫЕ И ОПИСАННЫЕ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ

Уметь: решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения

Определяют градусную меру центрального и вписанного угла;

Решают задачи с использованием замечательных точек треугольника;

Применяют свойство суммы противоположных углов вписанного многоугольника при решении задач


П.74,75 повторить

№ 693, тест

64.

16.

16.05


Повторение и обобщение «Окружность»




Уметь: проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;



П.68-75 повторить

№ по карт.

65.

17.

18.05


Контрольная работа №5 по теме «Окружность»

Повторение 3 часа

66.

1.

23.05


Работа над ошибками.

Повторение по теме «Четырехугольники»


Уметь: проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения

Находят площадь четырехугольников по формулам; решают задачи с применением свойств фигур на построение и доказательство



П.39-46

№ тест по теме

67.

2.

25.05


Повторение по теме «Треугольники»


Находят площадь треугольников по формулам; решают задачи с применением свойств фигур на построение и доказательство



П.52-55

№ тест

68.

3.

30.05


Повторение по теме «Окружность»

Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.

Решают задачи с применением свойств фигур на построение и доказательство



П.68-71

№ тест





























Критерии оценок по учебному предмету

Нормы оценки знаний и умений по математике


Критерии оценок для различных видов работы учащихся на уроке разработаны в соответствии с методическими рекомендациями «Оценка знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам» (под ред. Ройтблат О.В., Миловановой Н.Г., Прудаевой В.Н. – ТОГИРРО, 2007).


Оценка устных ответов учащихся

«5»

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;

правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;

отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

«4»

если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;

- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

«3»

неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);

имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

«2»

не раскрыто основное содержание учебного материала;

обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Оценка письменных контрольных работ

«5»

работа выполнена полностью;

в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

«4»

работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

«3»

допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

«2»

допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере

Критерии ошибок

Грубые ошибки

ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

Негрубые ошибки

потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;

Недочеты

нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях

Оценка знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам

Примечание:


1.Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.

2. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения.

Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.

Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий

Источники информации:

Письмо Министерства. просвещения № 117 – М от 10. 03. 1977 и программы по математике 1992 г.

























Список учебно-методической литературы

Программа, автор

Класс

Учебник, издательство, год издания, уровень

Пособие для учителя, издательство, год издания

Пособие для учащихся, издательство, год издания

Контрольно-измерительные материалы, издательство, год издания

Программа для общеобразовательных школ Геометрия 7-9 кл. Т.А. Бурмистрова, М.: Просвещение, 2008

8

Атанасян Л.С. Геометрия 7-9 кл

Просвещение 2008,2013

Т.Л. Афанасьева, Л.А. Тапилина «Геометрия. Поурочные планы», 8 класс, Волгоград, «Учитель», 2010

Э.Н. Балаян «Геометрия: задачи на готовых чертежах 7-9 классы», Ростов-на-Дону: Феникс, 2009

Е.М. Рабинович «Задачи и упражнения на готовых чертежах: 7-9 классы», М.: Илекса, 2010

Ю.А. Глазков, П.М. Камаев «Рабочая тетрадь по геометрии 8 класс»,М.: Экзамен, 2013

Т.М. Мищенко «Рабочая тетрадь по геометрии 8 класс», М.: АСТ: Астрель: Политграфиздат, 2011

Н.Б. Мельникова «Контрольные работы по геометрии 8 класс», М.: Экзамен, 2009

Н.Б. Мельникова, Г.А. захарова «Дидактические материалы по геометрии. 8 класс», М.: Экзамен, 2014























Документы, определяющие нормативно-правовую
и информационную основу преподавания учебных предметов в общеобразовательном учреждении

  1. Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и изменения к нему.

http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_04/1089.html, http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m39.html, http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m427.html, http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m320.html, http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_08/m164.html, http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m69.html,

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp

http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/

  1. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.

http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/

  1. Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования.

http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/

  1. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».

http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/m2885.html

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».

http://almetedu.ru/downloads/elekt1_2505.doc

  1. Методические письма ФИПИ.

http://www.fipi.ru/view/sections/208/docs

  1. Контрольные измерительные материалы КИМ (ЕГЭ) по учебным предметам

http://www.fipi.ru/view/sections/92/docs/

  1. Контрольные измерительные материалы КИМ (ГИА) по учебным предметам

http://www.fipi.ru/view/sections/221/docs/540.html








Электронные образовательные ресурсы


п/п

Название электронного образовательного ресурса

Вид электронного образовательного ресурса

Ресурсы сети Интернет

Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей

Практический

http://fcior.edu.ru/card/28158/vzaimnoe-raspolozhenie-pryamoy-i-okruzhnosti-dvuh-okruzhnostey.html

Вписанные углы и углы между хордами

Практический

http://fcior.edu.ru/card/433/vpisannye-ugly-i-ugly-mezhdu-hordami-p4.html

Осевая и центральная симметрия

Информационный

http://fcior.edu.ru/card/9840/issledovanie-preobrazovaniy-figur-osevaya-i-centralnaya-simmetrii-i1.html

Касательная к окружности и ее свойства

Практический

http://fcior.edu.ru/card/1912/kasatelnaya-k-okruzhnosti-i-ee-svoystva-p1.html

Параллелограмм, его признаки, свойства

Практический

http://fcior.edu.ru/card/11821/parallelogramm-ego-vidy-priznaki-svoystva-p1.html

Подобие треугольников

Информационный

http://fcior.edu.ru/card/22955/podobie-treugolnikov.html

Признаки подобия треугольников

Контролирующий

http://fcior.edu.ru/card/6756/priznaki-podobiya-treugolnikov-k1.html

Площадь прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции

Контролирующий

http://fcior.edu.ru/card/8887/ponyatie-ploshadi-pryamougolnika-ploshadi-pryamougolnika-parallelogramma-treugolnika-trapecii-k1.html

Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства

Контролирующий

http://fcior.edu.ru/card/5292/pryamougolnik-romb-kvadrat-i-ih-svoystva-k1.html

Свойства вписанной и описанной окружности

Контролирующий

http://fcior.edu.ru/card/3624/svoystva-vpisannoy-i-opisannoy-okruzhnostey-k2.html

Свойства вписанного и центрального углов

Практический

http://fcior.edu.ru/card/13618/svoystva-centralnogo-i-vpisannogo-uglov-p2.html

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

Практический

http://fcior.edu.ru/card/12286/sinus-kosinus-i-tangens-ugla-v-pryamougolnom-treugolnike-sootnosheniya-mezhdu-uglami-i-storonami-pry.html

Теорема Пифагора и следствия из нее

Контролирующий

http://fcior.edu.ru/card/11534/teorema-pifagora-i-sledstviya-iz-nee-k1.html

Трапеция

Практический

http://fcior.edu.ru/card/22931/trapeciya.html

Формулы для площади треугольника

Практический

http://fcior.edu.ru/card/1436/formuly-dlya-ploshadi-treugolnika.html

Хорды окружности и их свойства

Практический

http://fcior.edu.ru/card/3857/hordy-okruzhnosti-i-ih-svoystva-p1.html





1 Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!