СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику С. Л. Атанасяна

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа расчитана на изучение геометрии в 9 классе  по учебнику Атанасяна С. Л. из расчёта 3 часа в неделю, 102 часа в год. При планировании учебного материал много времени отводится на повторение и подготовку к итоговой аттестации, что позволяет обучающимся успешнее сдать экзамены.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику С. Л. Атанасяна»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по геометрии 9 класса М составлена в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта и требованиями Примерной образовательной программы основного общего образования с учётом основных идей и положений Программы развития и формирования универсальных учебных действий, учебного плана МБОУ СШ № 2 г.Вязьмы Смоленской области и ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  1. Учебник: Геометрия. 7-9 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.]. – 22-е изд. - М.: Просвещение, 2015. – 387с. : ил.

  2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия: Рабочая тетрадь для 9 класса. М.: Просвещение, 2016

  3. Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. М.: Просвещение, 2015

Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МБОУ СШ № 2 г.Вязьмы Смоленской области на изучение геометрии в 9 классе М отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.

Общая характеристика учебного предмета

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.



Цели изучения учебного предмета

     Изучение геометрии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Задачи изучения учебного предмета

- Образовательные: выработать основные группы знаний, умений и навыков, связанных с решение типовых задач и задач повышенной сложности по математике; подготовить учащихся к успешной сдаче выпускных экзаменов по математике; формировать навыки самостоятельной учебной деятельности.

- Развивающие: развить мышление, математическую речь, память, внимание.

- Воспитательные: использовать все удобные моменты в содержании обучения курса математики для воспитания у учащихся: устойчивого интереса к изучению математики; активной жизненной позиции; ответственности, инициативности, самостоятельности, упорства, организованности, привычки к систематическому труду, дисциплине, добросовестного отношения к порученному делу;общей культуры и научного мировоззрения через ознакомление с ролью математики; культуры общения, эстетическое воспитание.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

1. В направлении личностного развития:

  • сформированность ответственного отношения к учению. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • сформированность коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской и других видах деятельности;

  • умение ясно и четко излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры.

  • Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

  • Критичность мышления, умение распознать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении задач.


2. В метапредметном направлении:

  • Умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • Умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

  • Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

  • Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

  • Умение создавать и применять и преобразовывать знако-символические средства, модели и схемы для решения задач;

  • Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, умение работать в группе;

  • Сформированность учебной и общепользовательской компетентности в ИКТ технологиях;

  • Первоначальное представление об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

  • Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме;

  • Умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы);

  • Умение выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки;

  • Видеть различные стратегии решения задач;

  • Умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  • Умение самостоятельно ставить цели, создавать алгоритм для решения проблем.

3. В предметном направлении:

  • Начальные понятия и теоремы геометрии;

  • Многоугольники, окружность и круг;

  • Треугольник. Подобие, признаки подобия, теорема Пифагора, признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника. Замечательные точки треугольника. Четырехугольник: параллелограмм, прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция. Их признаки и свойства;

  • Многоугольники. Окружность и круг. Метрические соотношения в окружности. Вписанные и описанные окружности;

  • Измерение геометрических величин. Понятие о площадях. Симметрия фигур;

  • Понятие «вектор», сумма, разность, произведение вектора на число. Решение треугольников. Формулы длины окружности и площади круга. Понятие «движение на плоскости»;

  • Должны уметь:

  • Пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира.

  • Распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение. Изображать геометрические фигуры. Выполнять чертежи по условию задач. Осуществлять преобразование фигур.

  • Вычислять значения геометрических величин.

  • Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношения между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, соображения симметрии.

  • Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования.

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для описания реальных ситуаций на языке геометрии

- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы

- решение геометрических задач с использованием тригонометрии

- решение практических задач с использованием необходимых справочников и технических средств
- построение геометрическими инструментами

  • Владеть компетенциями:

- учебно-познавательной

- ценностно-ориентационной

- рефлексивной

- коммуникативной

- информационной

- социально-трудовой



Основное содержание учебного предмета

Векторы (8 ч)

Определение вектора, начало, конец, нулевой вектор, длина вектора, коллинеарные, сонаправленные, противоположно направленные, равные векторы. обозначение и изображение векторов. Откладывание вектора от данной точки.

Сложение и вычитание векторов. Законы сложения, определение суммы, правило треугольника, правило параллелограмма. Построение вектора, равного сумме двух векторов, используя правила треугольника, параллелограмма, многоугольника. Понятие разности двух векторов, противоположных векторов.

Определение умножения вектора на число, свойства. Применение векторов к решению задач. теоремы о средней линии трапеции и алгоритм решения задач с применением этой теоремы.

Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов при решении геометрических задач.

Метод координат (10 ч)

Лемма о коллинеарных векторах. Теорема о разложении вектора по двум данным неколлинеарным векторам. Понятие координат вектора, координат суммы и разности векторов, произведения вектора на число. Формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками. Уравнение окружности и прямой. Изображение окружности и прямой, заданных уравнениями, простейшие задачи в координатах.

Основная цель — научить учащихся использовать методкоординат при решении задач.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (11 ч)

Определение синуса, косинуса и тангенса углов от 0º до 180º, формулы для вычисления координат точки, основное тригонометрическое тождество. Формула основного тригонометрического тождества, простейшие формулы приведения. Формула площади треугольника. Теоремы синусов и косинусов. Методы проведения измерительных работ. Теорема о скалярном произведении двух векторов и её следствия.

Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Длина окружности и площадь круга (12 ч)

Определение правильного многоугольника, формула для вычисления угла правильного п - угольника. Теоремы об окружностях: описанной около правильного многоугольника и вписанной в правильный многоугольник. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Формулы длины окружности и длины дуги окружности. Формулы площади круга и кругового сектора.

Основная цель — расширить знание учащихся о много­угольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

Движения (8 ч)

Понятие отображения плоскости на себя и движения. Свойства движений, осевой и центральной симметрии. Понятие параллельного переноса. Основные этапы доказательства, что параллельный перенос есть движение. Понятие поворота. доказательство того, что поворот есть движение.

Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

Начальные сведения из стереометрии (8 ч)

Многогранник, призма, параллелепипед, объем тела, свойства прямоугольного параллелепипеда, пирамида. Цилиндр, конус, сфера и шар.

Основная цель - дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основ­ными формулами для вычисления площадей поверхностей и объ­емов тел.

Об аксиомах планиметрии (2ч)

Ознакомление с системой аксиом, положенных в основу изучения курса геометрии. Представление об основных этапах развития геометрии.

Основная цель – познакомить с системой аксиом евклидовой геометрии.

Повторение. Решение задач (7 ч)

Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые. Окружность. Треугольники. Четырехугольники. Многоугольники. Векторы. Метод координат. Движение.



Требования к математической подготовке учащихся 9 класса

В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь/знать:

Знать определения вектора и равных векторов; изображать и обозначать векторы, откладывать от данной точки вектор, равный данному.

Уметь объяснить, как определяется сумма двух и более векторов; знать законы сложения векторов, определение разности двух векторов; знать, какой вектор называется противоположным данному; уметь строить сумму двух и более данных векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника, строить разность двух данных векторов.

Знать, какой вектор называется произведением вектора на число; уметь формулировать свойства умножения вектора на число; знать, какой отрезок называется средней линией трапеции; уметь формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции.

Знать формулировки и доказательства леммы о коллинеарных векторах и теоремы о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам, правила действий над векторами с заданными координатами.

Знать и уметь выводить формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками.

Знать и уметь выводить уравнения окружности и прямой; уметь строить окружности и прямые, заданные уравнениями.

Знать, как вводятся синус, косинус и тангенс углов от 0º до 180º; уметь доказывать основное тригонометрическое тождество; знать формулы для вычисления координат точки.

Знать и уметь доказывать теорему о площади треугольника, теоремы синусов и косинусов.

Уметь объяснить, что такое угол между векторами; знать определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности ненулевых векторов, выражение скалярного произведения в координатах и его свойства.

Знать определение правильного многоугольника; знать и уметь доказывать теоремы об окружности, описанной около правильного многоугольника, и окружности, вписанной в правильный многоугольник; знать формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности; уметь их вывести и применять при решении задач.

Знать формулы длины окружности и дуги окружности, площади круга и кругового сектора; уметь применять их при решении задач.

Уметь объяснить, что такое отображение плоскости на себя; знать определение движения плоскости; уметь доказывать, что осевая и центральная симметрии являются движениями и что при движении отрезок отображается на отрезок, а треугольник – на равный ему треугольник.

Уметь объяснить, что такое параллельный перенос и поворот; доказывать, что параллельный перенос и поворот являются движениями плоскости.

Иметь представления о простейших многогранниках, телах и поверхностях в пространстве; знать формулы для вычисления площадей поверхностей и объёмов тел.







Календарно тематическое планирование по геометрии в 9 классе М.

Тема урока

Дата план

Дата факт

Примечание

Повторение: четырёхугольники и их свойства




Повторение: теорема Пифагора, площади фигур




Повторение: подобие треугольников, окружность




Входной контроль




Понятие вектора. Равенство векторов.




Откладывание вектора от данной точки.




Сумма двух векторов (правило треугольника). Законы сложения.




Сумма нескольких векторов. Правило многоугольника.




Вычитание векторов.




Выражение вектора через другие векторы.




Умножение вектора на число.




Выражение вектора через другие векторы.




Применение векторов к решению задач.




Средняя линия трапеции.




Решение задач по теме «Векторы»




Решение задач векторным методом




Контрольная работа № 1 по теме «Векторы»




Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам




Координаты вектора.




Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.




Простейшие задачи в координатах: координаты середины отрезка, вычисление длины вектора по его координатам.




Простейшие задачи в координатах: расстояние между точками.




Решение задач в координатах.




Решение задач методом координат.




Применение метода координат к решению задач.




Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности.




Уравнение прямой.




Составление уравнения прямой.




Решение задач по теме «Метод координат. Уравнения окружности и прямой».




Контрольная работа № 2 по теме «Метод координат. Уравнения окружности и прямой»




Синус, косинус и тангенс угла.




Основное тригонометрическое тождество.




Формулы приведения.




Формулы для вычисления координат точки. Нахождение площади треугольника.




Теорема синусов.




Теорема косинусов.




Применение теорем синусов и косинусов к решению задач.




Решение треугольников.




Решение треугольников.




Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольников».




Угол между векторами.




Скалярное произведение векторов.




Скалярное произведение в координатах.




Свойства скалярного произведения.




Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов».




Применение скалярного произведения векторов к решению задач.




Контрольная работа № 3 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»




Правильные многоугольники.




Окружность, описанная около правильного многоугольника.




Окружность вписанная в правильный многоугольник.




Формулы для вычисления площади правильного многоугольника ,его стороны и радиуса вписанной окружности




Решение задач по теме «Вписанные и описанные правильные многоугольники».




Построение правильных многоугольников.




Решение задач по теме «Вписанные и описанные правильные многоугольники».




Длина окружности. Длина дуги окружности.




Решение задач по теме «Длина окружности. Длина дуги окружности».




Площадь круга. Площадь кругового сектора.




Площадь кругового сегмента.




Нахождение площадей фигур.




Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»




Контрольная работа № 4 по теме «Длина окружности и площадь круга».




Отображение плоскости на себя. Понятие движения.




Свойства движения.




Осевая и центральная симметрии.




Параллельный перенос.




Поворот.




Комбинация движений




Решение задач по теме «Движение».




Решение задач по теме «Движение».




Контрольная работа № 5 по теме «Движение».




Об аксиомах планиметрии




Повторение: углы, параллельные прямые




Повторение: треугольник, его виды, признаки равенства.




Повторение: четырёхугольники, их свойства и признаки.




Повторение: площади фигур




Повторение: окружность, вписанные и центральные углы.




Повторение: векторы, метод координат




Повторение: вписанные и описанные многоугольники




Обобщающее повторение по всем темам геометрии




Обобщающее повторение по всем темам геометрии




Обобщающее повторение по всем темам геометрии




Решение геометрических задач с практическим содержанием




Решение геометрических задач с практическим содержанием




Решение геометрических задач с практическим содержанием




Итоговый контроль




86-102

Решение заданий из сборников подготовки к ОГЭ








Литература для учителя

Учебник: Геометрия. 7-9 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.]. – 22-е изд. - М.: Просвещение, 2012. – 387с. : ил.

Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия: Рабочая тетрадь для 9 класса. М.: Просвещение, 2009

Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. М.: Просвещение, 2009

Контрольные работы по геометрии: 9 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9» / Н.Б. Мельникова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 93 с.

Тесты по геометрии: 9 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9» / А.В. Фарков. – М.: Издательство «Экзамен», 2010 -94 с.

Изучение геометрии в 7 – 9 классах. Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков: Просвещение, 2004.

Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7 – 9 классы. Геометрия / Е.М. Рабинович: Илекса, 2001.

Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский. А.Г. Задачи по геометрии 7-11. М.: Просвещение,2000.

Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С. Атанасяна 7-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2006.

Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я., Чинкина М.В.. Геометрия 8 – 11 классы. М.: Дрофа, 2000.

Медяник А.И.. Контрольные и проверочные работы по геометрии 7 – 11 классы. Методическое пособие. М.: Дрофа, 1997.

Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс геометрии. М.: Просвещение, 1992

Кузнецова Л. В., Суворова С. Б. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. – М., Просвещение», 2007;









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!