Рассмотрено на заседании МО Протокол №1 от .2015г. Руководитель МО…………... А.Л.Маркова | | | Утверждено на заседании МС Протокол №1 от 2015г.. Руководитель МС…………... Г.А. Шамова |
Рассмотрено на заседании МО Согласовано
Протокол № 1 __________2016 г. на заседании МС
Руководитель МО__________ Протокол №____от __________
________________________ Руководитель МС
______________Г.А.Шамова
Тематическое планирование
по ИКН
в____8_______классе
на 2015 – 2016 учебный год
Автор-составитель – Канарская Людмила Леонидовна
Литература
Изобразительное искусство МАССР. Й-Ола, 2005.
Иван Ямбердов. Альбом Й-Ола, 2005.
Измаил Ефимов. Живопись. Рисунок. Геральдика. Й-Ола, 2007.
Кульбаева Н.И. Становление марийского театрального искусства//Историко-культурный комплекс Республики Марий Эл. Й-Ола, 2005.
Кульбаева Н.И. Артисты марийского театра. Й-Ола, 2005.
Герасимов О.М. Композиторы и музыковеды Республики Марий Эл: пособие для учителя. Й-Ола, 2006.
Композиторы и музыковеды Марийской АССР. Справочник /Составитель Л.Кульшетова, В.Чеснокова. Й-Ола, 1990.
Мамаев М.Н. Я.А.Эшпай (1890 – 1963). Й-Ола, 2003.
Цыкина Ю.Ю. Из истории марийской профессиональной музыки. Й-Ола, 2004.
Цыкина Ю.Ю. Развитие жанров в музыкальном искусстве МАССР, Чебоксары, 2004.
Пояснительная записка
Курс «История и культура народов Марий Эл» является общеобразовательной программой, призванной обеспечивать региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся в области истории, этнографии, этнопедагогики, культуры и искусства народов Марий Эл.
Ведущими идеями тематического планирования являются усвоение обучающимися значимости взаимопонимания между народами, межличностного доверия, толерантности, лояльности, уважения к взглядам и верованиям людей независимо от их этнокультурной принадлежности. Вместе с тем подчеркивается важность воспитания интолерантности к таким явлениям, как ксенофобия и этнонигилизм, при безусловном признании приоритетности формирования позитивной этнической идентичности. В программе сделан акцент на формирование творчески развитой, духовно-нравственной личности в процессе изучения и усвоения истории и культуры народа мари и других народов Марий Эл, воспитание гражданственности у молодежи, патриотических чувств и гордости за свою малую Родину.
Рассчитано на 17 часа из расчета 0,5 часов в неделю.
Для выполнения этих идей поставлены конкретные цели и предполагается решение следующих задач:
1. Обучающие:
- ознакомление с историей Республики Марий Эл, с этнографией, культурным наследием народов, населяющих Республику Марий Эл, с многочисленными источниками устной и письменной литературы и умения пользоваться этими источниками.
- расширение кругозора обучающихся в области развития истории и культуры марийского края.
- формирование основ мультиперспективности, умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения.
2. Развивающие:
- развитие интереса к истории Марий Эл и Марийского края, к культуре и традициям народов республики (марийцев, русских, татар, удмуртов, чувашей и др.);
- развитие аналитических способностей обучающихся;
- формирование умения видеть проблемы, порождаемые полиэтническим и поликультурным характером местного сообщества, и способностей отстаивать толерантную и конструктивную стратегию поведения в возможных сложных ситуациях.
- формирование этнокультурных компетенций, приобретение минимума умений и навыков, которые будут необходимы в дальнейшей жизненной практике.
3. Воспитывающие:
- воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры своей малой Родины;
- формирование уважительного отношения к народам, проживающим в Марий Эл, к их традициям, обычаям и культуре;
- воспитание эмпатии, товарищества и содружества.
- воспитание эстетического восприятия окружающего мира и чувства ответственности за его сохранность.
Предметом изучения курса «История и культура народов Марий Эл» история, этнография, этнопедагогика, культура и искусство народов Марий Эл.
При составлении планирования учитывались доступность материала по возрастным особенностям, его художественная, образовательная, воспитательная и педагогическая ценности. Каждая тема имеет свои подразделы, взаимосвязанные с различными областями знаний. В качестве дополнительного материала рекомендованы оригинальные произведения художественного слова, музыки, изобразительного искусства русского, марийского и финно-угорских народов, проживающих в Республике Марий Эл, в частности, удмуртов, а также народов соседних республик (татар, чувашей).
Изложение материала от класса к классу осуществлено по принципу постепенного расширения и усложнения основных дидактических единиц на событийно-хронологической основе, с учетом возрастных особенностей обучаемых. Акцент сделан на накопленный многообразный созидательный опыт мирного сожительства народов Марий Эл в процессе межцивилизационного, межэтнического взаимодействия.
Уроки истории и культуры помогают оценить вклад в мировую культуру марийского и других народов Республики Марий Эл, позволяют приобрести навыки в сборе и использовании этнографического и краеведческого материала, познакомят с основами экскурсоведческой работы. Данный учебный предмет будет способствовать как процессу приобщения к истории и культуре России в целом, так и к процессу личностного становления учащегося в условиях своей культуры, а также воспитанию взаимопонимания, чувства межличностного доверия между обучаемыми - представителями разных этнических групп.
0,5 часов в неделю
17 часов
Раздел, название | Урок №, тема | Кол-во часов по программе | 8 Б, 8 Д, 8 Г | 8 А, 8 В |
план | фактически | план | фактически |
Марийский край в XIX века | Марийский край в XIX века. Экономическое положение края. | 1 | 02.09. | 02.09. | 02.09. | 02.09. |
Марийский край в XIX века. Реформа П.Д.Киселёва. Участие марийского населения в войне 1812 г. Юринская вотчина Шереметьевых. Социально-экономическое развитие края. Христианизация в марийском крае. | 1 1 1 | 09.09. 16.09 23.09 | 09.09. 16.09 23.09 | 09.09. 16.09 23.09 | 09.09. 16.09 23.09 |
Развитие промышленности | Социально-экономическое развитие края в XIX веке. Становление крупных промышленных предприятий. Крестьянские промыслы. Развитие торговли. Устное народное творчество. Развитие торговли. Устное народное творчество. Повторение на тему : «Марийский край в первой половине XIX века. | 1 1 1 1 | 30.09. 07.10 10.10 17.10. | 30.09. 07.10 10.10 17.10. | 30.09. 07.10 10.10 17.10. | 30.09. 07.10 10.10 17.10. |
Марийский край во второй половине XIX века | Марийский край в 60-е годы XIX века. Экономическое положение края. Развитие промышленности. Торговля. Реформы. | 1 | 22.10. | 22.10. | 22.10. | 22.10. |
Духовная культура и просвещение | Культура марийского народа в XIX веке. Религия жителей марийского края. Мифы, сказки, легенды. Устное народное творчество. Религия. Марийский край конец XIX начало XX века. Развитие просвещения. Марийский край в XX веке. Развитие просвещения. Промышленность марийского края. Просвещение. Сельское хозяйство марийского края XIX – XX века. Первые учёные. Культура марийского народа в XIX веке. Первые марийские буквари. Театральное искусство. Просветители марийского края. | 1 1 1 1 1 1 1 1 | 31.10. 14.11 21.11. 28.11 05.12. 12.12. 19.12. 26.12. | 31.10. 14.11 21.11. 28.11 05.12. 12.12. 19.12. 26.12. | 31.10. 14.11 21.11. 28.11 05.12. 12.12. 19.12. 26.12. | 31.10. 14.11 21.11. 28.11 05.12. 12.12. 19.12. 26.12. |
Моя семья, родство | Семья и общество. Особенности семейных отношений у разных народов. Долг служения семье и Отечеству. | 1 1 1 | 12.01, 19.01, 26.01, | 12.01, 19.01, 26.01, | 16.01, 23.01, 30.01, | 16.01, 23.01, 30.01, |
Праздники | .Народные и религиозные праздники. Гостевые песни. Праздничные блюда. Праздничная одежда. | 1 1 1 1 | 2.02, 9.02, 16.02. 23.02. | 2.02, 9.02, 16.02. 23.02. | 6.02, 13.02, 20.02. 27.02. | 6.02, 13.02, 20.02. 27.02. |
Музыкальная культура | Марийские песни. Традиции хорового пения. Марийские композиторы: Я.Эшпай. | 1 1 1 | 1.03. 15.03, 5.04 | 1.03. 15.03, 5.04 | 5.03., 12.03, 19.03, | 5.03., 12.03, 19.03, |
8.Театральное искусство | Марийский национальный театр им. М.Шкетана. Первые марийские режиссёры. Маюк-Егоров. Первые актёры на марийской сцене. | 1 1 1 | 12.04, 19.04, 26.04, | 12.04, 19.04, 26.04, | 2.04, 9.04, 16.04, | 2.04, 9.04, 16.04, |
9.Изобразительноеискусство | Изобразительное искусство. Первые художники марийского края. Картины марийских художников на исторические сюжеты. Жанр пейзажа в картинах марийских художников. | 1 1 1 1 | 3.05, 10.05 17.05 24.05 | 3.05, 10.05 17.05 24.05 | 23.04, 30.04 | 23.04, 30.04 |
Учитель Канарская Людмила Леонидовна