СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИКН

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс «История и культура народов Марий Эл» является  общеобразовательной программой, призванной обеспечивать региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся в области истории, этнографии, этнопедагогики, культуры и искусства народов Марий Эл.

Ведущими идеями тематического планирования являются усвоение обучающимися  значимости взаимопонимания между народами, межличностного доверия, толерантности, лояльности, уважения к взглядам и верованиям людей независимо от их этнокультурной принадлежности. Вместе с тем подчеркивается важность воспитания интолерантности к таким явлениям, как ксенофобия и этнонигилизм, при безусловном признании приоритетности формирования позитивной этнической идентичности. В программе сделан акцент на формирование творчески развитой, духовно-нравственной личности в процессе изучения и усвоения истории и культуры народа мари и других народов Марий Эл, воспитание гражданственности у молодежи, патриотических чувств и гордости за свою малую Родину.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИКН»

Рассмотрено на заседании МО

Протокол №1 от .2015г.

Руководитель МО…………... А.Л.Маркова



Утверждено на заседании МС

Протокол №1 от 2015г..

Руководитель МС…………... Г.А. Шамова


Рассмотрено на заседании МО Согласовано

Протокол № 1 __________2016 г. на заседании МС

Руководитель МО__________ Протокол №____от __________

________________________ Руководитель МС

______________Г.А.Шамова










Тематическое планирование

по ИКН

в____8_______классе

на 2015 – 2016 учебный год


Автор-составитель – Канарская Людмила Леонидовна



Литература

  1. Изобразительное искусство МАССР. Й-Ола, 2005.

  2. Иван Ямбердов. Альбом Й-Ола, 2005.

  3. Измаил Ефимов. Живопись. Рисунок. Геральдика. Й-Ола, 2007.

  4. Кульбаева Н.И. Становление марийского театрального искусства//Историко-культурный комплекс Республики Марий Эл. Й-Ола, 2005.

  5. Кульбаева Н.И. Артисты марийского театра. Й-Ола, 2005.

  6. Герасимов О.М. Композиторы и музыковеды Республики Марий Эл: пособие для учителя. Й-Ола, 2006.

  7. Композиторы и музыковеды Марийской АССР. Справочник /Составитель Л.Кульшетова, В.Чеснокова. Й-Ола, 1990.

  8. Мамаев М.Н. Я.А.Эшпай (1890 – 1963). Й-Ола, 2003.

  9. Цыкина Ю.Ю. Из истории марийской профессиональной музыки. Й-Ола, 2004.

  10. Цыкина Ю.Ю. Развитие жанров в музыкальном искусстве МАССР, Чебоксары, 2004.







Пояснительная записка

Курс «История и культура народов Марий Эл» является общеобразовательной программой, призванной обеспечивать региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся в области истории, этнографии, этнопедагогики, культуры и искусства народов Марий Эл.

Ведущими идеями тематического планирования являются усвоение обучающимися значимости взаимопонимания между народами, межличностного доверия, толерантности, лояльности, уважения к взглядам и верованиям людей независимо от их этнокультурной принадлежности. Вместе с тем подчеркивается важность воспитания интолерантности к таким явлениям, как ксенофобия и этнонигилизм, при безусловном признании приоритетности формирования позитивной этнической идентичности. В программе сделан акцент на формирование творчески развитой, духовно-нравственной личности в процессе изучения и усвоения истории и культуры народа мари и других народов Марий Эл, воспитание гражданственности у молодежи, патриотических чувств и гордости за свою малую Родину.

Рассчитано на 17 часа из расчета 0,5 часов в неделю.

Для выполнения этих идей поставлены конкретные цели и предполагается решение следующих задач:

1. Обучающие:

- ознакомление с историей Республики Марий Эл, с этнографией, культурным наследием народов, населяющих Республику Марий Эл, с многочисленными источниками устной и письменной литературы и умения пользоваться этими источниками.

- расширение кругозора обучающихся в области развития истории и культуры марийского края.

- формирование основ мультиперспективности, умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения.

2. Развивающие:

- развитие интереса к истории Марий Эл и Марийского края, к культуре и традициям народов республики (марийцев, русских, татар, удмуртов, чувашей и др.);

- развитие аналитических способностей обучающихся;

- формирование умения видеть проблемы, порождаемые полиэтническим и поликультурным характером местного сообщества, и способностей отстаивать толерантную и конструктивную стратегию поведения в возможных сложных ситуациях.

- формирование этнокультурных компетенций, приобретение минимума умений и навыков, которые будут необходимы в дальнейшей жизненной практике.

3. Воспитывающие:

- воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры своей малой Родины;

- формирование уважительного отношения к народам, проживающим в Марий Эл, к их традициям, обычаям и культуре;

- воспитание эмпатии, товарищества и содружества.

- воспитание эстетического восприятия окружающего мира и чувства ответственности за его сохранность.

Предметом изучения курса «История и культура народов Марий Эл» история, этнография, этнопедагогика, культура и искусство народов Марий Эл.

При составлении планирования учитывались доступность материала по возрастным особенностям, его художественная, образовательная, воспитательная и педагогическая ценности. Каждая тема имеет свои подразделы, взаимосвязанные с различными областями знаний. В качестве дополнительного материала рекомендованы оригинальные произведения художественного слова, музыки, изобразительного искусства русского, марийского и финно-угорских народов, проживающих в Республике Марий Эл, в частности, удмуртов, а также народов соседних республик (татар, чувашей).

Изложение материала от класса к классу осуществлено по принципу постепенного расширения и усложнения основных дидактических единиц на событийно-хронологической основе, с учетом возрастных особенностей обучаемых. Акцент сделан на накопленный многообразный созидательный опыт мирного сожительства народов Марий Эл в процессе межцивилизационного, межэтнического взаимодействия.

Уроки истории и культуры помогают оценить вклад в мировую культуру марийского и других народов Республики Марий Эл, позволяют приобрести навыки в сборе и использовании этнографического и краеведческого материала, познакомят с основами экскурсоведческой работы. Данный учебный предмет будет способствовать как процессу приобщения к истории и культуре России в целом, так и к процессу личностного становления учащегося в условиях своей культуры, а также воспитанию взаимопонимания, чувства межличностного доверия между обучаемыми - представителями разных этнических групп.


  1. 0,5 часов в неделю

  2. 17 часов




Раздел, название

Урок №, тема

Кол-во часов по программе

8 Б, 8 Д, 8 Г

8 А, 8 В

план

фактически

план

фактически

  1. Марийский край в XIX века

  1. Марийский край в XIX века. Экономическое положение края.

1

02.09.

02.09.

02.09.

02.09.

  1. Марийский край в XIX века. Реформа П.Д.Киселёва.

  2. Участие марийского населения в войне 1812 г. Юринская вотчина Шереметьевых.

  3. Социально-экономическое развитие края. Христианизация в марийском крае.

1


1



1

09.09.


16.09



23.09

09.09.


16.09



23.09

09.09.


16.09



23.09

09.09.


16.09



23.09

  1. Развитие промышленности

  1. Социально-экономическое развитие края в XIX веке. Становление крупных промышленных предприятий.

  2. Крестьянские промыслы. Развитие торговли.

  3. Устное народное творчество. Развитие торговли.

  4. Устное народное творчество. Повторение на тему : «Марийский край в первой половине XIX века.

1



1


1


1




30.09.



07.10


10.10


17.10.




30.09.



07.10


10.10


17.10.




30.09.



07.10


10.10


17.10.




30.09.



07.10


10.10


17.10.




  1. Марийский край во второй половине XIX века

  1. Марийский край в 60-е годы XIX века. Экономическое положение края. Развитие промышленности. Торговля. Реформы.

1

22.10.

22.10.

22.10.

22.10.

  1. Духовная культура и просвещение

  1. Культура марийского народа в XIX веке. Религия жителей марийского края.

  2. Мифы, сказки, легенды. Устное народное творчество. Религия.

  3. Марийский край конец XIX начало XX века. Развитие просвещения.

  4. Марийский край в XX веке. Развитие просвещения.

  5. Промышленность марийского края. Просвещение.

  6. Сельское хозяйство марийского края XIX – XX века. Первые учёные.

  7. Культура марийского народа в XIX веке. Первые марийские буквари.

  8. Театральное искусство. Просветители марийского края.

1



1


1


1


1


1


1


1

31.10.



14.11


21.11.


28.11


05.12.


12.12.


19.12.


26.12.

31.10.



14.11


21.11.


28.11


05.12.


12.12.


19.12.


26.12.

31.10.



14.11


21.11.


28.11


05.12.


12.12.


19.12.


26.12.

31.10.



14.11


21.11.


28.11


05.12.


12.12.


19.12.


26.12.

  1. Моя семья, родство

  1. Семья и общество.

  2. Особенности семейных отношений у разных народов.

  3. Долг служения семье и Отечеству.

1

1


1

12.01, 19.01,


26.01,

12.01, 19.01,


26.01,

16.01, 23.01,


30.01,

16.01, 23.01,


30.01,

  1. Праздники

  1. .Народные и религиозные праздники.

  2. Гостевые песни.

  3. Праздничные блюда.

  4. Праздничная одежда.

1

1

1

1

2.02, 9.02, 16.02.

23.02.



2.02, 9.02, 16.02.

23.02.



6.02, 13.02, 20.02.

27.02.



6.02, 13.02, 20.02.

27.02.



  1. Музыкальная культура

  1. Марийские песни.

  2. Традиции хорового пения.

  3. Марийские композиторы: Я.Эшпай.

1

1

1

1.03. 15.03, 5.04

1.03. 15.03, 5.04

5.03., 12.03, 19.03,

5.03., 12.03, 19.03,

8.Театральное искусство

  1. Марийский национальный театр им. М.Шкетана.

  2. Первые марийские режиссёры. Маюк-Егоров.

  3. Первые актёры на марийской сцене.

1


1


1

12.04,


19.04,


26.04,

12.04,


19.04,


26.04,

2.04,


9.04,


16.04,

2.04,


9.04,


16.04,

9.Изобразительноеискусство

  1. Изобразительное искусство.

  2. Первые художники марийского края.

  3. Картины марийских художников на исторические сюжеты.

  4. Жанр пейзажа в картинах марийских художников.

1

1

1


1



3.05, 10.05

17.05


24.05

3.05, 10.05

17.05


24.05

23.04, 30.04


23.04, 30.04



Учитель Канарская Людмила Леонидовна