Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральных государственных стандартов начального общего образования, утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
-Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «»;
- Программы Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов «Информатика» 3 класс. М: «Просвещение», 2011 г.
- Авторской программы Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов «Информатика» 3 класс. М: «Просвещение», 2011 г.
- Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 05.07.2017 г.) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
- Учебного плана и годового календарного графика МБОУ «» на 2017-2018 учебный год;
- Положения «О рабочей программе учебных предметов, курсов в МБОУ «...»»;
В соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком МБОУ «» на 2017-2018 учебный год на изучение предмета «Информатика» в 3 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
Программа составлена на основе содержания требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.
Задачи изучения курса – научить ребят:
• работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;
• ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;
• читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;
• работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;
• планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;
• анализировать языковые объекты;
• использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.
В отличие от большинства дисциплин начальной школы, роль и место которых в структуре начального образования, а также содержание изучаемого материала определились достаточно давно, курс информатики в начальной школе в последние годы вызывал многочисленные споры. Они касались целей и задач курса, его содержания и объёма, причём мнения высказывались самые разные. В соответствии с новым Стандартом начального образования и ООП, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности. В соответствии с этой задачей формируется и содержание курса. В нём условно можно выделить следующие содержательные линии:
Основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица).
Основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядоченье объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и проч.).
Основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и проч.).
В соответствии с ООП, в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся (см. раздел «Тематическое планирование»). Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.
Планируемые результаты
Личностные:
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
В ряде задач в качестве объектов для анализа с точки зрения информационных методов и понятий взяты объекты из окружающего мира. Это позволяет детям применять теоретические знания к повседневной жизни, лучше ориентироваться в окружающем мире, искать более рациональные подходы к практическим задачам.
2) развитие мотивов учебной деятельности;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
В наибольшей степени это умение формируется в проектах, где способы решения обсуждаются и формируются в ходе целенаправленной индивидуальной или групповой деятельности.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Действие планирования в наиболее развёрнутом виде формируется в проектной деятельности. Действия контроля и оценки формируются в любой задаче курса. Важную роль в этом играет необходимость следования правилам игры. Решение задачи должно соответствовать правилам игры, изложенным на листах определений, что учащемуся легко проверить. Кроме того, решение должно соответствовать условию задачи. В задачах, где это трудно проверить, в помощь учащимся приводятся указания к проверке.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
На протяжении всего курса дети учатся использовать основные структуры курса: мешок, цепочку, дерево, таблицу для создания моделей и схем.
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Средства ИКТ активно используются во всех компьютерных проектах, обычно для решения практических задач, которые часто включают коммуникативную и познавательную составляющие. Речевые средства используются в большей степени в групповых проектах, где дети вынуждены договариваться между собой, а также в проектах, которые заканчиваются выступлениями учащихся (часто с ИКТ-поддержкой).
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
Наиболее активно эти умения формируются при выполнении групповых проектов и проектов, итогом которых должен стать текст и/или выступление учащихся.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Курс имеет мощную логическую составляющую. В частности, в курсе последовательно и явно вводятся логические понятия, обсуждаются логические значения утверждений для объекта, условия задач и другие тексты анализируются с точки зрения формальной логики.
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
В наиболее полной мере эти результаты обучения формируются в процессе выполнения групповых проектов. Учащиеся при этом выполняют общую задачу, поэтому им приходится: вести диалог, договариваться о групповом разделении труда, сотрудничать, разрешать конфликты, контролировать друг друга и прочее.
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные:
-владение базовым понятийным аппаратом:
-знакомство с цепочкой (конечной последовательностью) элементов и ее свойствами, освоение понятий, связанных с порядком элементов в цепочке;
-знакомство с мешком (неупорядоченной совокупностью) элементов и его свойствами, освоение понятий, относящихся к элементам мешка;
-знакомство с одномерной и двумерной таблицей;
-формирование представления о круговой и столбчатой диаграммах;
-знакомство с утверждениями, освоение логических значений утверждений;
-знакомство с исполнителем, освоение его системы команд и ограничений, знакомство с конструкцией повторения;
-знакомство с деревом, освоение понятий связанных со структурой дерева;
-знакомство с игрой с полной информацией для двух игроков, освоение понятий: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
-овладение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач, предполагающее умение:
-выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
-проведение полного перебора объектов;
-определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описаниия объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет/всего, не;
-использование имён для указания нужных объектов;
-использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
-сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
-выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
-достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе, включающих конструкцию повторения;
-использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;
-построение выигрышной стратегии на примере игры камешки;
-построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;
-построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;
-использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма.
Содержание учебного предмета, курса
Во второй части курса ("Информатика, 3–4") дети продолжают работу с базовыми объектами математической информатики (и всей современной математики) – цепочками и мешками. В курсе появляются новые объекты – деревья и цепочки цепочек. С одной стороны, эти объекты, как говорят математики, являются "естественным обобщением" цепочек. С другой стороны, они отражают определённые важные свойства мышления, языка и окружающего мира. Объекты и события, входящие в цепочки, могут иметь собственную внутреннюю структуру, а ход событий необязательно будет однозначно заранее предопределён и может "ветвиться". Например, в цепочке дней каждый день является самостоятельной цепочкой событий. Другой пример: отпуск будет проходить так или иначе в зависимости от погоды и других условий.
Дети познакомятся с простейшим исполнителем – Робиком. Робик будет нашим главным партнёром в изучении соответствия между планом и его выполнением.
Цепочка 3 часа
Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки – понятия: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже, второй перед, третий после и т. п. Понятия перед каждой и после каждой для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких.
Мешок – 2 часа
Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Одинаковые и разные мешки. Мешок бусин цепочки. Перебор элементов мешка (понятия все / каждый). Понятия есть / нет / всего в мешке. Классификация объектов по одному и по двум признакам. Одномерная и двумерная таблица для мешка. Операция склеивания мешков цепочек (декартово произведение).
Язык – 6 часов
Русские и латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, знаки препинания, внутрисловные знаки (дефис и апостроф). Словарный (лексикографический) порядок. Учебный словарик и настоящие словари. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкование. Решение лингвистических задач.
Дерево – 8 часов
Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево перебора. Дерево вычисления арифметического выражения.
Алгоритмы. Исполнитель Робик – 15 часов
Инструкция. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение / восстановление программы по результату ее выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы. Дерево выполнения программ.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Кол-во часов | Тема раздела Тема урока | Дата | |
| | По плану | По факту |
Цепочка- 3ч | |
1 | 1 | ТБ и правила поведения в кабинете информатики. Длина цепочки. | | |
2 | 1 | Цепочка цепочек. | | |
3 | 1 | Проект «Мой лучший друг/Мой любимец» | | |
Мешок- 2 ч | |
4 | 1 | Таблица для мешка (по двум признакам) | | |
5 | 1 | Проект «Одинаковые мешки» | | |
| | Язык –6 ч | | |
6,7 | 2 | Словарный порядок. Дефис и апостроф. | | |
8,9 | 1 | Проект «Лексикографический порядок». | | |
10 | 1 | Контрольная работа 1. | | |
11 | 1 | Работа над ошибками. Выравнивание, решение необязательных и трудных задач. | | |
| | Дерево- 2ч | | |
12 | 1 | Дерево. Следующие вершины, листья. Предыдущие вершины. | | |
13 | 1 | Уровень вершины дерева. | | |
Алгоритмы. Исполнитель Робик-5ч | |
14 | 1 | Робик. Команды для Робика. Программа для Робика. | | |
15 | 1 | Перед каждой бусиной. После каждой бусины. | | |
16 | 1 | Склеивание цепочек. | | |
17 | 1 | Контрольная работа 2. | | |
18 | 1 | Работа над ошибками. Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач. | | |
Дерево-6 ч | |
19 | 1 | Проект «Определение дерева по веточкам и почкам». | | |
20 | 1 | Путь дерева. | | |
21,22 | 2 | Все пути дерева. | | |
23 | 1 | Деревья потомков. | | |
24 | 1 | Проект «Сортировка слиянием» | | |
Алгоритмы. Исполнитель Робик- 10 ч | |
25,26 | 2 | Робик. Конструкция повторения. | | |
27,28 | 2 | Склеивание мешков цепочек. | | |
29 | 1 | Таблица для склеивания мешков. | | |
30 | 1 | Проект «Турниры и соревнования», 1 часть. | | |
31 | 1 | Контрольная работа 3. | | |
32 | 1 | Работа над ошибками. Выравнивание, решение необязательных и трудных задач. | | |
33 | 1 | Проект «Живая картина». | | |
34 | 1 | Повторение изученного | | |