СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 7 класс (ФГОС)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная  рабочая программа составлена на основании авторской программы Босовой Л.Л. «Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы, 7-9 классы» 2013 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 7 класс (ФГОС)»

Согласовано

на заседании ШМО

Протокол № ____

от «____» августа 2015 г

Руководитель

___________________________

(подпись)

___________________________

( Ф. И. О.)




Программа составлена на основе

требований к содержанию

Федерального государственного

образовательного стандарта


Принято на заседании

педагогического совета

Протокол № ____

от «___» августа 2015 г.

(дата)

Заместитель директора по УВР

___________________________

(подпись)

___________________________

( Ф. И. О.)




Утверждаю

Приказ № ____

от «______» августа 2015 г.

(дата)

Директор ОУ _______________

(подпись)

Андреева Л. Н.______________

( Ф. И. О.)


Печать ОУ





Рабочая программа


предмет: Основы информатики

класс: 7 а

учитель: Тронина Н.В.

количество часов в неделю: 1


Учебно-методическое обеспечение:


  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.








Игра, 2015 г.

Пояснительная записка

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); авторской программы курса «Информатика» Л.Л.Босовой, рекомендованной Министерством образования РФ, которая является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»), методическим письмом « О преподавании информатики в 2014-2015 учебном году», а также требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Изучение информатики в 7–9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;

  • совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);

  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.


Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Место учебного предмета в учебном плане

Изучение информатики в 7 классе реализуется по программе расширенного курса в V–IX классах (пять лет по одному часу в неделю, всего 175 часов).


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

УМК Л. Л. Босовой рекомендован Министерством образования РФ, выбран на основании образовательной программы, позволяет реализовать непрерывный курс учебного предмета «Информатика». Содержательные линии обучения информатике по УМК Л.Л. Босовой соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе.

В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 34 часа, а не 35 часов, в рабочей программе уменьшено количество часов на 1 час из резерва времени

Содержание предмета информатики для 7 класса

Структура содержания курса информатики для 7 класса определена следующими тематическими блоками (разделами):

Название темы


Количество часов

Информация и информационные процессы

9

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7

Обработка графической информации

4

Обработка текстовой информации

9

Мультимедиа

4

Резерв

1


Итого:

34


Тематический план

Тема

Основное содержание по темам

Характеристика деятельности ученика

Тема 1. Информация и информационные процессы (9 часов)

Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т.п.

Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.

Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

Аналитическая деятельность:

  • оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);

  • приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни;

  • классифицировать информационные процессы по принятому основанию;

  • выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;

  • анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления.

Практическая деятельность:

  • кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;

  • определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);

  • определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;

  • оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);

  • оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.).

Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации. (7 часов)


Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика.

Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;

  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

  • определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;

  • анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера;

  • определять основные характеристики операционной системы;

  • планировать собственное информационное пространство.

Практическая деятельность:

  • получать информацию о характеристиках компьютера;

  • оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);

  • выполнять основные операции с файлами и папками;

  • оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;

  • оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);

  • использовать программы-архиваторы;

  • осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов помощью антивирусных программ.

Тема 3. Обработка графической информации (4 часа)

Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;

  • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;

  • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.

Тема 4. Обработка текстовой информации (9 часов)

Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.


Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;

  • форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).

  • вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;

  • выполнять коллективное создание текстового документа;

  • создавать гипертекстовые документы;

  • выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251);

  • использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов.

Тема 5. Мультимедиа (4 часа)

Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.

Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж.

Возможность дискретного представления мультимедийных данных

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • создавать презентации с использованием готовых шаблонов;

  • записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).


Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 8 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

В 8 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.


Используемые технологии, методы и формы работы:

При организации занятий школьников 8 классов по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.

На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);

  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);

  • проблемное обучение;

  • метод проектов;

  • ролевой метод.

Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;

  • урок контроля знаний;

  • обобщающий урок;

  • комбинированный урок.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.

Виды контроля:

Текущий и тематический контроль.

Планируемые результаты изучения информатики в 7 классе

Тема 1. Информация и информационные процессы

Обучающийся научится:

  • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;

  • оперировать единицами измерения количества информации;

  • оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

  • составлять запросы для поиска информации в Интернете;

Обучающийся получит возможность:

  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;

  • научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита

  • познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;

  • научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.

  • познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);

Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Обучающийся научится:

  • называть функции и характеристики основных устройств компьютера;

  • описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;

  • подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;

  • оперировать объектами файловой системы;

Обучающийся получит возможность:

  • научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

Тема 3. Обработка графической информации

Обучающийся научится:

  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков.

Обучающийся получит возможность:

  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.

Тема 4. Обработка текстовой информации

Обучающийся научится:

  • применять основные правила создания текстовых документов;

  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;

  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

  • создавать и форматировать списки;

  • создавать формулы;

  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

Обучающийся получит возможность:

  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы, рисунки;

  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.

Тема 5. Мультимедиа

Обучающийся научится:

  • использовать основные приѐмы создания презентаций в редакторах презентаций;

  • создавать презентации с графическими и звуковыми объектами;

  • создавать интерактивные презентации с управляющими кнопками, гиперссылками;

Обучающийся получит возможность:

  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;

  • демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.


Учебно-методический комплект


  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»

  6. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)






Тематические и итоговые контрольные работы:

Тематика

Вид

Форма

1

Информация и информационные процессы

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

2

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

3

Обработка графической информации

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

4

Обработка текстовой информации

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

5

Мультимедиа

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

6

Итоговое контрольная работа

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

Набор цифровых образовательных ресурсов включает:

  • методические материалы для учителя;

  • файлы-заготовки (тексты, изображения), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума;

  • текстовые файлы с дидактическими материалами (для печати);

  • мультимедийные презентации к каждому параграфу;

  • интерактивные тесты.

Контроль уровня обучения

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.


При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно



При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.


Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.


Учебно-методическое обеспечение

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика и ИКТ» для 8 класса. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Рабочая тетрадь для 8 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2013 г

  3. Ссылки на материалы Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) – анимации, интерактивные модели и слайд-шоу, делающие изложение материала более наглядным и увлекательным.

  4. УМК на сайте издательства в форме авторской мастерской (http://metodist.lbz.ru).


Учебно-тематический план

п/п

Раздел

Тема

Кол-во часов (всего)

Контроль

Введение

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места

1

-

Информация и информационные процессы

Информация и её свойства. Представление информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации

Информационные процессы. Обработка информации. Информационные процессы. Хранение и передача информации. Всемирная паутина как информационное хранилище.

8


1

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

Основные компоненты компьютера. Персональный компьютер. Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение. Системы программирования и прикладное программное обеспечение. Файлы и файловые структуры. Пользовательский интерфейс

7

1

Обработка графической информации

Формирование изображения на экране компьютера. Компьютерная графика. Создание графических изображений.

4

1

Обработка текстовой информации

Текстовые документы и технологии их создания. Создание текстовых документов на компьютере. Форматирование текста. Визуализация информации в текстовых документах. Распознавание текста и системы компьютерного перевода. Оценка количественных параметров текстовых документов.

8

1

Мультимедиа

Технология мультимедиа. Компьютерные презентации. Создание мультимедийной презентации.

4

1

Итоговое повторение


2

-


Итого:


34

5

Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Тип урока

Содержание

ОУУН

Контроль

Практические работы

Домашнее задание

Дата

план

факт

1

Водный ИОТ № 58.

Цели изучения курса информатики и ИКТ.

Изучение нового материала

Техника безопасности.

Структура курса.Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.

общие представления о месте информатики в

системе других наук, о целях изучения курса информатики и ИКТ

Текущий


Краткое сообщение.




2

Информация и её свойства

Комбинированный

Информация, информационные объекты различных видов. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал. Непрерывный сигнал, дискретный сигнал, виды информации, свойства информации. Основные этапы развития средств информационных технологий. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

общие представления об информации и еѐ свойствах;



Текущий


§1.1, вопросы и задания 1–8 к параграфу.




3

Представление информации

Комбинированный

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Знак, знаковая система

обобщенные представления о различных способах представления информации

Текущий


§1.2, вопросы и задания 1–9 к параграфу.



4

Дискретная форма представления информации

Комбинированный

Дискретная форма представления информации. Дискретизация, алфавит, мощность алфавита, двоичный алфавит, двоичное кодирование, разрядность двоичного кода

представления о преобразовании информации из непрерывной формы в дискретную; понимание сущности двоичного кодирования; умение кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; понимание роли

дискретизации информации в развитии средств ИКТ.

Текущий


§1.3, вопросы и задания 1–5, 7–8 к параграфу.



5

Единицы измерения информации

Комбинированный

Единицы измерения информации. Бит, информационный вес символа, информационный объем сообщения, единицы измерения информации

знание единиц измерения информации и свободное

оперирование ими

Текущий


§1.4, вопросы и задания 1–3, 5 к §



6

Информационные процессы. Обработка информации.

Комбинированный

Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.Информационная деятельность, сбор информации, обработка информации

общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике

Текущий


§1.5 (п.1, 2, 3), вопросы и задания 1–8 к

параграфу



7

Информационные процессы. Хранение и передача информации.

Комбинированный

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике

Текущий


§1.5 (п.4, 5, 6), вопросы и задания 9–14 к §. Подготовить сообщение.



8

Всемирная паутина как информационное хранилище.

Комбинированный

www - Всемирная паутина, web-страница, web-сайт, браузер, поисковая система, поисковый запрос. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из комп.сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право. Комп. энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Комп.и некомп. каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.

представление о WWW как всемирном хранилище

информации; понятие о поисковых системах и принципах их работы; умение осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку), сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них.

Текущий

Практическая работа

§1.6, вопросы и задания 1–8 к параграфу;

тренировочный тест к главе 1 "Человек и информация".



9

Проверочная работа по теме «Информация и информационные процессы»

Применение знаний, умений

Информация, информационные объекты различных видов. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

представление о WWW как всемирном хранилище

информации; понятие о поисковых системах и принципах их работы; умение осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку), сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них

тематический


Нет заданий.



10

Основные компоненты компьютера

Изучение нового материала

Основные компоненты компьютера и их функции. Компьютер, процессор, память, устройства ввода и вывода информации.Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.

систематизированные представления об основныхустройствах компьютера и их функциях




Текущий


§2.1, вопросы и задания 1–9 к параграфу.



11

Персональный компьютер.

Комбинированный

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.) использование различных носителей информации, расходных материалов. Персональный компьютер, системный блок: материнская плата; центральный процессор; оперативная память; жесткий диск, внешние устройства, компьютерная сеть. Использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.

знание основных устройств персональногокомпьютера и их актуальных характеристик

Текущий


§2.2, вопросы и задания 1–4 к параграфу.

.



12

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

Комбинированный

Программный принцип работы компьютера.Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения.

понятие программного обеспечения персонального

компьютера и основных его групп

Текущий


§2.3 (1, 2), вопросы и задания 1–9 к параграфу.



13

Системы программирования и прикладное программное обеспечение

Комбинированный

Представление о программировании.Система программирования, операционная система. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право

представление о программировании как о сфере

профессиональной деятельности; представление о возможностях

использования компьютеров в других сферах деятельности;

Текущий


§2.3 (3, 4, 5), вопросы и задания 10, 12–18 к

параграфу.



14

Файлы и файловые структуры

Комбинированный

Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Логическое имя устройства внешней памяти, файл, правила именования файлов, каталог, корневой каталог, файловая структура, путь к файлу, полное имя файла

представления об объектах файловой системы и

навыки работы с ними

Текущий


Домашнее задание. §2.4, вопросы и задания 1–16 к параграфу.



15

Пользовательский интерфейс

Комбинированный

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право

понимание сущности понятий «интерфейс»,

«информационный ресурс», «информационное пространство

пользователя»

Текущий


§2.5, вопросы и задания 1–12 к параграфу.

.



16

Проверочная работа«Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

Применение знаний, умений

Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.

представления о компьютере как универсальном

устройстве обработки информации

тематический


Нет заданий



17

Формирование изображения на экране компьютера

Изучение нового материала

Пиксель, пространственное разрешение монитора, глубина цвета, видеокарта, видеопамять, видеопроцессор, частота обновления экрана. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов:выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов.

систематизированные представления о формировании представлений на экране монитора

Текущий

Практическая работа «Работа с графическими примитивами»

§3.1, вопросы и задания 1–7 к параграфу.



18

Компьютерная графика

Комбинированный

Графический объект, компьютерная графика, растровая и векторная графика, форматы графических файлов. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).

систематизированные представления о растровой и

векторной графике

Текущий

Практическая работа «Выделение, удаление, преобразование и перемещение фрагментов»

§3.2, вопросы и задания 1–3, 5–10 к параграфу.



19

Создание графических изображений

Комбинированный

Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Растровый и векторный графический редактор, интерфейс и палитра графического редактора, графические примитивы. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.

систематизированные представления об

инструментах создания графических изображений; развитие

основных навыков и умений использования графических редакторов

Текущий

Практическая работа «Конструирование сложных объектов из графических примитивов. Создание надписей»

§3.3 (1, 2), вопросы и задания 1–9 к параграфу.



20

Проверочная работа«Обработка графической информации».

Применение знаний, умений

Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.

систематизированные представления об основныхпонятиях, связанных с обработкой графической информации накомпьютере

тематический

Практическая работа «Работа с несколькими файлами. Создание анимации, художественная обработка изображений»

Нет заданий



21

Текстовые документы и технологии их создания

Изучение нового материала

Документ, текстовый документ,структурные элементы текстового документа, технология подготовки текстовых документов, текстовый редактор, текстовый процессор

систематизированные представления о технологиях

подготовки текстовых документов; знание структурных

компонентов текстовых документов

Текущий


§4.1, вопросы и задания 2–6 к параграфу.



22

Создание текстовых документов на компьютере

Комбинированный

Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.

представления о вводе и редактировании текстов как этапах создания текстовых документов

Текущий

Практическая работа «Ввод, вставка, замена символов. Удаление, перемещение, копирование фрагментов».

§4.2, вопросы и задания 1–12 к параграфу.



23

Форматирование текста

Комбинированный

Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений.Печать текста. Проверка правописания, словари.

представление о форматировании текста как этапе создания текстового документа; представление о прямом и стилевомформатировании,

представление о различных текстовыхформатах

Текущий

Практическая работа «Форматирование символов и абзацев, вставка символов и формул»

§4.3 вопросы 1–9 к параграфу.



24

Визуализация информации в текстовых документах

Комбинированный

Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений.

умения использования средств структурирования и визуализации текстовой информации

Текущий

Практическая работа «Создание списков. Создание таблиц»

§4.4, вопросы и задания 1–8 к параграфу.



25

Распознавание текста и системы компьютерного перевода

Комбинированный

Программы распознавания документов, компьютерные словари, программы-переводчики. Запись текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи)

навыки работы с программным оптического распознавания документов, компьютерными словарями и программами-переводчиками

Текущий


§4.5, вопросы и задания 1–7 к параграфу.



26

Оценка количественных параметров текстовых документов

Комбинированный

Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи. Кодовая таблица, восьмиразрядный двоичный код, информационный объем текста

знание основных принципов представления текстовой информации в компьютере; владение первичными навыками оценки количественных параметров текстовых

документов

Текущий

Практическая работа «Создание схем, вставка рисунков».

§4.6, вопросы и задания 1–9 к параграфу.



27

Оформление реферата «История вычислительной техники»

Комбинированный

Планирование работы над текстом. Основные этапы развития средств информационных технологий. Примеры деловой переписки, учебной публикации (реферат). Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.


умения работы с несколькими текстовыми файлами; умения стилевого форматирования; умения форматирования страниц текстовых документов

Текущий

Практическая работа «Оформление реферата»

Продолжение работы над рефератом.




28

Проверочная работа«Обработка текстовой информации».

Применение знаний, умений

Обработка текстовой информации.

систематизированные представления об основных понятиях, связанных с обработкой текстовой информации накомпьютере

тематический

Практическая работа «Обработка текстовой информации»

Продолжение работы над рефератом.



29

Технология мультимедиа.

Изучение нового материала

Технология мультимедиа, мультимедийные продукты, дискретизация звука, звуковая карта, эффект движения.

Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).

систематизированные представления об основных понятиях, связанных с технологией мультимедиа; умения

оценивать количественные параметры мультимедийных объектов

Текущий


§5.1, вопросы и задания 1–7 §. Продолжение работы над рефератом.



30

Компьютерные презентации

Комбинированный

Презентация, компьютерная презентация, слайд, шаблон и дизайн презентации, макет слайда, гиперссылка, эффекты анимации. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов

систематизированные представления об основных

понятиях, связанных с компьютерными презентациями

Текущий

Практическая работа «Создание презентации «Персональный компьютер»

§5.2, вопросы и задания 1–8 к параграфу.

Продолже-ние

работы над рефератом.



31

Создание мультимедийной презентации

Комбинированный

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде презентации с использованием шаблонов.


систематизированные представления об основныхпонятиях, связанных с компьютерными презентациями

Текущий

Практическая работа «Созданиеи презентации «История развития компьютерной техники»

Подготовка к публичному

представлению реферата.



32

Мультимедийная презентация.

комбинированный

запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов). Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов

систематизированные представления об основныхпонятиях, связанных с мультимедийными технологиями

Текущий


Подготовка сообщения (презентации) на одну из

тем (по выбору учащихся)



33

Итоговое тестирование«Информация. Обработка информации»

Применение знаний и умений

основные понятия курса информатики

систематизированные представления об основныхпонятиях курса информатики

тематический


Нет д/з



34

Анализ итогового тестирования. Обработка графической и текстовой информации

Повторение

Обработка графической и текстовой информации

систематизированные представления об основных

понятиях курса информатики

Текущий

Практическая работа «Обработка графической и текстовой информации»

Нет д/з






Контрольно-измерительные материалы


Тема

Форма

Ссылка на ресурс (расположение)

1

Информация и информационные процессы

Интерактивный тест

  1. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php

  2. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/72f71956-3cf7-4563-8a5f-7b0e3caef1a6



Опросный лист

Расположение на ПК учителя (Документы КИМ  8 класс Тест1_ Вариант1.doc, Тест1_ Вариант2.doc)

2

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

Интерактивный тест

  1. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php

  2. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a1be3946-cdb8-4228-a397-fa06d5f03070



Опросный лист

Расположение на ПК учителя (Документы КИМ  8 класс ПР2_ Вариант1.doc, ПР2_ Вариант2.doc)

3

Обработка графической информации

Интерактивный тест

  1. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php

  2. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/dd2f78cf-abce-4e1a-bad7-1453a9fc2910



Опросный лист

Расположение на ПК учителя (Документы КИМ  8 класс Тест3_ Вариант1.doc, Тест3_ Вариант2.doc)

4

Обработка текстовой информации

Интерактивный тест

  1. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php

  2. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/65b8bcf3-3029-4995-9eed-35acf30c9bef



Опросный лист

Расположение на ПК учителя (Документы КИМ  8 класс Тест4_ Вариант1.doc, Тест4_ Вариант2.doc)

5

Мультимедиа

Интерактивный тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/dd2f78cf-abce-4e1a-bad7-1453a9fc2910



Опросный лист

Расположение на ПК учителя (Документы КИМ  8 класс Тест5_ Вариант1.doc, Тест5_ Вариант2.doc)

6

Итоговая контрольная работа

Интерактивный тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7419925a-a238-44d2-8c9e-647126d420a3

Тест по теме: «Информация и информационные процессы»Вариант 1

1. Информация в теории информации — это:

А) то, что поступает в наш мозг из многих источников и во многих формах и, взаимодействуя там, образует нашу структуру знания;

Б) сведения, полностью снимающие или уменьшающие существующую до их получения неопределенность;

В) неотъемлемый атрибут материи;

Г) отраженное разнообразие;

Д) сведения, обладающие новизной.

2. Информацию, не зависящую от чьего-либо мнения или суждения, называют:

А) достоверной; Б) актуальной; В) объективной; Г) полезной; Д) понятной.

3. Наибольший объем информации человек получает при помощи:

А) осязания; Б) слуха; В) обоняния; Г) зрения; Д) вкусовых рецепторов.

4. Примером текстовой информации может служить:

А) музыкальная заставка; Б) таблица умножения; В) иллюстрация в книге;

Г) фотография; Д) реплика актера в спектакле.

5. Информацию, с помощью которой можно решить те или иные задачи, называют:

А) достоверной; Б) актуальной; В) объективной; Г) полезной; Д) понятной.

6. Примером числовой информации может служить:

А) разговор по телефону; Б) иллюстрация в книге; В) таблица умножения;

Г) симфония; Д) поздравительная открытка.

7. Информация по способу ее восприятия человеком подразделяется на:

А) текстовую, числовую, графическую, музыкальную, комбинированную;

Б) обыденную, общественно-политическую, эстетическую;

В) визуальную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую;

Г) научную, производственную, техническую, управленческую;

Д) социальную, техническую, биологическую, генетическую

8. Для восприятия информации человек использует

А) каналы осязания; Б) каналы слуха; В) все каналы; Г) каналы зрения; Д) каналы мышечных рецепторов.

9.За минимальную единицу измерения количества информации принято:

А) 1 бод; Б) 1 пиксель; В) 1 байт; Г) 1 бит.

10. Чему равен 1 байт?

А) 2³ битов; Б) 10³ битов; В) 210 битов; Г) 1010 битов.

11. 1 кбайт равно:

А) 1024 байта; Б) 16 байтам; В) 1 биту; Г) 1024 Гбайтам.

12. Байт — это...

А)1024 бит; Б) 0 бит; В) 1 бит; Г) 8 бит.

13. Сколько байт в 4 Мбайтах?

А) 4000 2) 222 3) 212 4) 410

14. Информационному сообщению объемом 12 288 бит соответствует:

а) 1536 Кбайт; б) 1,5 Мбайт; в) 1,536 Кбайт; г) 12 Кбайт; д) 1,5 Кбайт.

15. Установите соответствие:

    1. информация по способу восприятия

    2. информация по форме представления

    3. информация по значению

а) общественная, личная, специальная

б) визуальная, аудиальная, тактильная, обонятельная, вкусовая

в) текстовая, числовая, графическая, музыкальная, комбинированная

  1. Одно из свойств информации:

а) достоверность б) массовость

в) непрерывность г) субъективность


17. Решить задачу:

Сообщение занимает 3 страницы по 25 строк. В каждой строке записано по 60 символов. Сколько символов в использованном алфавите, если все сообщение содержит 1125 байтов.




Тест по теме: «Информация и информационные процессы» Вариант 2

1.Что изучает информатика?

А) Информатика изучает конструкцию компьютера, способы его включения и выключения.

Б) Информатика обозначает совокупность дисциплин, изучающих свойства информации, а также способы представления, накопления, обработки и передачи информации с помощью техни­ческих средств.

В) Информатика изучает совокупность программных средств, используемых для работы на ЭВМ

Г) Информатика изучает все дисциплины, чтобы использо­вать их для обработки информации.


2. Информацию, отражающую истинное положение дел, называют:

А) полезной; Б) полной; В) объективной; Г) достоверной; Д) понятной


3. Учебник по математике содержит информацию следующих видов:

А) графическую, текстовую и числовую;

Б) графическую, звуковую и числовую;

В) графическую, текстовую и звуковую;

Г) только текстовую информацию;

Д) исключительно числовую информацию.

4. Информацию, изложенную на доступном для получателя языке, называют:

А) достоверной; Б) актуальной; В) объективной; Г) полезной; Д) понятной.

5. Визуальную информацию несет:

А) запах духов; Б) картина; В) звук грома; Г) вкус яблока; Д) комариный укус.

6. Информация по форме представления подразделяется на:

А) обыденную, эстетическую, общественно-политическую;

Б) социальную, техническую, биологическую, генетическую;

В) визуальную, аудиальную, тактильную, обонятельную, вкусовую;

Г) научную, производственную, техническую, управленческую;

Д) текстовую, числовую, графическую, музыкальную, комбинированную.

7. Информацию, существенную и важную в настоящий момент времени, называют:

А) достоверной; Б) актуальной; В) полной; Г) полезной; Д) понятной.

8. Информацию, достаточную для решения тех или иных задач, называют:

А) достоверной; Б) актуальной; В) полной; Г) полезной; Д) понятной.

9. Врач, пальпируя брюшную полость больного, получает информацию следующего вида:

А) вкусовую; Б) визуальную; В) аудиальную; Г) тактильную; Д) обонятельную.

10. Какой предмет не может рассматриваться как носитель текстовой информации?

А) Учебник по истории; Б) вывеска с названием магазина; В) журнал; Г) кассета с классической музыкой; Д) газета.

11. Сколько бит в 1 Кбайте?

А) 1000 бит; Б) 8*1024 бит; Б) 1024 бит; Г) 1010 бит.

12. Объем в 1 Гбайт равно:

А) 1024 байт; Б) 1024 мбайт; В) 1024 Гбайт; Г) 1024 бит.

13. Бит -это...

А) логический элемент; Б) минимальная единица информации;

В) константа языка программирования; Г) элемент алгоритма.
14. Информационному сообщению объемом 12 968 бит соответствует:

а) 1621 байт; б) 1,4Мбайт; в) 1,60Кбайт; г) 13 Кбайт;. д) 1,583 Кбайт.

15. Одно из свойств информации:

а) полнота б) массовость в) непрерывность г) субъективность

16. Установите соответствие:

    1. Объективность

    2. Достоверность

    3. Понятность

а) отражает истинное положение дел

б) выражена на языке, доступном получателю

в) не зависит от чего-либо мнения


17. Решить задачу:

Для записи сообщения использовался 64-х символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк. Все сообщение содержит 8775 байтов информации и занимает 6 страниц.сколько символов в строке?

Проверочная работа по теме

«Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»


Вариант 1

  1. Лазерный диск может содержать 650 Мбайт информации. Определите, сколько дискет объёмом 1,39 Мбайт потребуется, чтобы разместить информацию с одного лазерного диска?

  2. Какое количество информации получит второй игрок при игре в крестики нолики на поле 8 х 8 после первого хода первого игрока, играющего крестиками?

  3. Заполни таблицу и стрелочками покажи соответствия.

    Носители информации


    Их использование

    Дискета


    Написать письмо

    Бумага


    Записать компьютерную игру

    Аудиокассета


    Сделать фотоизображение

    Фотоплёнка


    Записать исполнение песни

    Видеокассета


    Записать ноты песни

  4. Заполнить пропуски числами.

а) 5 Кбайт = ___байт = ____бит

б) __Кбайт = ___байт = 12288 бит

в) __Гбайт = 1536 Мбайт = __Кбайт

г) 512 Кбайт = __байт = __бит

  1. В рулетке общее количество рулонов равно 128. Какое количество информации мы получаем в зрительном сообщении об остановке шарика в одной из лунок?

  2. Сколько различных изображений лежало в стопке, если сообщение о вытащенной картинке несёт 3 бита информации?

  3. Найди х из следующих соотношений:

16х бит = 32 Мбайт

Вариант 2

  1. Сколько дискет объёмом 1,39 Мбайт потребуется для записи 100 Мбайт информации?

  2. В рулетке общее количество рулонов равно 32. Какое количество информации мы получаем в зрительном сообщении об остановке шарика в одной из лунок?

  3. Заполни таблицу и стрелочками покажи соответствия.

    Носители информации


    Их использование

    Воздушный зонд


    Наблюдать за звёздами

    Градусник


    Исследовать звуки морских животных

    Эхолот


    Определить состояние больного

    Телескоп


    Сравнить массу тел

    Весы


    Изучит направление ветра

  4. Заполнить пропуски числами.

а) 8 Кбайт = ___байт = ____бит

б) __Кбайт = ___байт = 11552 бит

в) __Гбайт = 1444 Мбайт = __Кбайт

г) 256 Кбайт = __байт = __бит

  1. Какое количество информации несёт в себе сообщение о том, что нужная вам программа находится на одной из восьми дискет?

  2. Из непрозрачного мешочка вынимают шарики с номерами и известно, что информационное сообщение о номере шарика несёт 5 битов информации. Определите количество шариков в мешочке.

  3. Найди х из следующих соотношений:

8х бит = 16 Гбайт








Тест по теме «Обработка графической информации»Вариант 1

1. Одной из основных функций графического редактора является:

а) масштабирование изображений;

б) хранение кода изображения;

в) создание изображений;

г) просмотр и вывод содержимого видеопамяти.


2. Элементарным объектом, используемым в растровом графическом редакторе, является:

а) точка (пиксель);

б) объект (прямоугольник, круг и т.д.);

в) палитра цветов;

г) знакоместо (символ

3. Сетка из горизонтальных и вертикальных столбцов, которую на экране образуют пиксели, называется:

    1. видеопамять;

    2. видеоадаптер;

    3. растр;

    4. дисплейный процессор;

  1. Графика с представлением изображения в виде совокупности объектов называется:

    1. фрактальной;

    2. растровой;

    3. векторной;

    4. прямолинейной.

  2. Пиксель на экране дисплея представляет собой:

    1. минимальный участок изображения, которому независимым образом можно задать цвет;

    2. двоичный код графической информации;

    3. электронный луч;

    4. совокупность 16 зерен люминофора.

  3. Видеоконтроллер – это:

    1. дисплейный процессор;

    2. программа, распределяющая ресурсы видеопамяти;

    3. электронное энергозависимое устройство для хранения информации о графическом изображении;

    4. устройство, управляющее работой графического дисплея.

  4. Цвет точки на экране дисплея с 16-цветной палитрой формируется из сигналов:

    1. красного, зеленого и синего;

    2. красного, зеленого, синего и яркости;

    3. желтого, зеленого, синего и красного;

    4. желтого, синего, красного и яркости.

  5. Какой способ представления графической информации экономичнее по использованию памяти:

    1. растровый;

    2. векторный.


Задачи по теме «Обработка графической информации»

Вариант 1.


  1. Сколько памяти компьютера требуется для двоичного кодирования цветного рисунка (256 цветов) размером 1010 точек?

  2. Видеопамять имеет объем, в котором может храниться 16-ти цветное изображение размером 640480. Какого размера изображение можно хранить в том же объеме видеопамяти, если использовать 256-цветную палитру?

  3. Объем видеопамяти равен 512 Кбайт, разрешающая способность дисплея –
    800  600. Какое максимальное количество цветов можно использовать при таких условиях?

  4. Достаточно ли видеопамяти размером 128 Кбайт для работы монитора в следующем режиме: разрешение 640 х 480 и палитра из 256 цветов ?


Тест по теме «Обработка графической информации»Вариант 2

  1. Кнопки панели инструментов, палитра, рабочее поле, меню образуют:

    1. полный набор графических примитивов графического редактора;

    2. среду графического редактора;

    3. перечень режимов работы графического редактора;

    4. набор команд, которыми можно воспользоваться при работе с графическим редактором.

  2. Наименьшим элементом поверхности экрана, для которого могут быть заданы адрес, цвет и интенсивность, является:

    1. символ;

    2. зерно люминофора;

    3. пиксель;

    4. растр.

  3. Деформация изображения при изменении размера рисунка – один из недостатков:

    1. векторной графики;

    2. растровой графики.

  4. Видеопамять – это:

    1. электронное устройство для хранения двоичного кода изображения, выводимого на экран;

    2. программа, распределяющая ресурсы ПК при обработке изображения;

    3. устройство, управляющее работой графического дисплея;

    4. часть оперативного запоминающего устройства.

  5. Графика с представлением изображения в виде совокупностей точек называется:

    1. прямолинейной;

    2. фрактальной;

    3. векторной;

    4. растровой.

  6. Какие устройства входят в состав графического адаптера?

    1. дисплейный процессор и видеопамять;

    2. дисплей, дисплейный процессор и видеопамять;

    3. дисплейный процессор, оперативная память, магистраль;

    4. магистраль, дисплейный процессор и видеопамять.

  7. Примитивами в графическом редакторе называют:

    1. среду графического редактора;

    2. простейшие фигуры, рисуемые с помощью специальных инструментов графического редактора;

    3. операции, выполняемые над файлами, содержащими изображения, созданные в графическом редакторе;

    4. режимы работы графического редактора.

  8. Какое расширение имеют файлы графического редактора Paint?

    1. exe;

    2. doc;

    3. bmp;

    4. com.


Задачи по теме «Обработка графической информации»

Вариант 2.

  1. Растровый графический файл содержит черно-белое изображение (16 градаций серого) размером 100 х 100 точек. Каков информационный объем этого файла?

  2. Какой объем видеопамяти необходим для хранения двух страниц изображения при условии, что разрешающая способность дисплея равна 800 х 600 пикселей, а количество используемых цветов – 256? Выразите полученный результат в Кбайтах.

  3. Видеопамять имеет объем, в котором может храниться 4-х цветное изображение размером 600400. Какого размера изображение можно хранить в том же объеме видеопамяти, если использовать 16-цветную палитру?

  4. Объем видеопамяти равен 128 Кбайт, количество используемых цветов – 16. Вычислите варианты разрешающей способности дисплея при условии, что видеопамять делится на 2 страницы.



Тест по теме: «Обработка текстовой информации».1 вариант

  1. Текстовый процессор – это программа, предназначенная для:

  1. создания, редактирования и форматирования текстовой информации;

  2. работы с изображениями в процессе создания игровых программ;

  3. управления ресурсами ПК при создании документов;

  4. автоматического перевода с символических языков в машинные коды.

  1. Курсор – это:

  1. устройство ввода текстовой информации;

  2. клавиша на клавиатуре;

  3. наименьший элемент изображения на экране;

  4. метка на экране монитора, указывающая позицию, в которой будет отображен вводимый с клавиатуры символ.

  1. Сообщение о местоположении курсора, указывается:

    1. в строке состояния текстового редактора;

    2. в меню текстового редактора;

    3. в окне текстового редактора;

    4. на панели задач.

  1. Редактирование текста представляет собой:

  1. процесс внесения изменений в имеющийся текст;

  2. процесс сохранения текста на диске в виде текстового файла;

  3. процесс передачи текстовой информации по компьютерной сети;

  4. процесс считывания с внешнего запоминающего устройства ранее созданного текста.

  1. При считывании документа с диска пользователь должен указать:

    1. размеры файла;

    2. тип файла;

    3. имя файла;

    4. дату создания файла.

  1. Для определения количества символов в документе MS Word необходимо использовать путь в меню: Файл – Свойства - …

а) Общие; б) Документ; в) Статистика; г) Состав.

  1. Для определения даты и времени печати документа в текстовом процессоре MicrosoftWord необходимо использовать путь в меню: Файл – Свойства - …

а) Общие; б) Документ; в) Статистика; г) Состав.

  1. Для определения содержания документа MSWord необходимо использовать путь в меню: Файл – Свойства -

а) Общие; б) Документ; в) Статистика; г) Состав.

  1. Минимальным объектом, используемым в текстовом процессоре MicrosoftWord, является:

а) слово; б) точка экрана; в) абзац; г) символ.

  1. Количество разных кодирований букв русского алфавита составляет:

а) одно;

б) два (MS-DOS, Windows);

в) три (MS-DOS, Windows, Macintosh);

г) пять (MS-DOS, Windows, Macintosh, КОИ-8, ISO).

  1. Для установки ориентации бумаги необходимо использовать путь в меню: Файл – Параметры страницы –

а) Страница; б) Колонтитулы; в) Поля; г) Лист.

  1. Для установки вертикальной и горизонтальной полос прокручивания в MS Word необходимо использовать путь в меню: Сервис – Параметры – …

а) Вид; б) Общие; в) Правка; г) Печать.

  1. В процессе преобразования текстового файла из кодировки MS-DOS в кодировку Windows изменяется:

а) размер шрифта;

б) параметры форматирования абзаца;

в) двоичное кодирование символов;

г) параметры страницы.

  1. В текстовом процессоре MSWord копирование становится возможным после:

а) установки курсора в определенное место;

б) сохранения файла;

в) распечатки файла;

г) выделения фрагмента текста.

Тест по теме: «Обработка текстовой информации».2 вариант

  1. К числу основных функций текстового редактора относятся:

    1. копирование, перемещение, уничтожение и сортировка фрагментов текста;

    2. создание, редактирование, сохранение, печать текстов;

    3. строгое соблюдение правописания;

    4. автоматическая обработка информации, представленной в текстовых файлах.

  2. Символ, вводимый с клавиатуры при наборе текста, отображается на экране в позиции, определяемой:

    1. задаваемыми координатами;

    2. положением курсора;

    3. адресом;

    4. положением предыдущей набранной буквы.

  3. При наборе текста одно слово от другого отделяется:

    1. точкой;

    2. пробелом;

    3. запятой;

    4. двоеточием.

  1. Какая операция не применяется для редактирования текста:

    1. печать текста;

    2. удаление в тексте неверно набранного символа;

    3. вставка пропущенного символа;

    4. замена неверно набранного символа.

  2. Текст, набранный в текстовом редакторе, хранится на внешнем запоминающем устройстве:

    1. в виде файла;

    2. таблицы кодировки;

    3. каталога;

    4. папки.

  1. Для определения даты создания документа в текстовом процессоре MicrosoftWord необходимо использовать путь в меню: Файл – Свойства - …

а) Общие; б) Документ;

в) Статистика; г) Состав.

  1. Для определения автора создания документа в текстовом процессоре MicrosoftWord необходимо использовать путь в меню: Файл – Свойства - …

а) Общие; б) Документ; в) Статистика; г) Состав.

  1. Количество стандартных кодирований букв латинского алфавита:

а) одно;

б) два (MS-DOS, Windows);

в) три (MS-DOS, Windows, Macintosh);

г) пять (MS-DOS, Windows, Macintosh, КОИ-8, ISO).

  1. Для определения расстояния от текста до краев страницы документа в текстовом процессоре MicrosoftWord необходимо использовать путь в меню: Файл – Параметры страницы - …

а) Страница; б) Колонтитулы; в) Поля; г) Лист.

  1. В процессе редактирования текста изменяется:

а) размер программы текстового редактора;

б) имя текстового редактора;

в) последовательность символов, слов, абзацев;

г) место расположения текстового редактора на диске.

  1. В текстовом процессоре MSWord при задании параметров страницы определяются:

а) гарнитура, размер, начертание;

б) отступ, интервал;

в) поля, ориентация;

г) стиль, шаблон.

  1. Для установки возможности автоматической проверки орфографии в текстовом процессоре MSWord необходимо использовать путь: Сервис – Параметры – …

а) Сохранение; б) Правописание;

в) Исправления; г) Пользователь.

  1. В текстовом процессоре MSWord основными параметрами при определении шрифта являются:

а) гарнитура, размер, начертание; б) отступ, интервал;

в) поля, ориентация; г) стиль, шаблон.

  1. В текстовом процессоре MSWord основным параметром при задании параметров абзаца являются:

а) гарнитура, размер, начертание;

б) отступ, интервал;

в) поля, ориентация;

г) стиль, шаблон.

Тест по теме «Мультимедиа»

Выберите правильный вариант ответа

  1. Редактирование текста представляет собой:

  1. процедуру сохранения текста на диске в виде текстового файла

  2. процедуру считывания с внешнего запоминающего устройства ранее созданного текста

  3. процесс внесения изменений в имеющийся текст

  4. процесс передачи текстовой информации по компьютерной сети

  1. Процедура автоматического форматирования текста предусматривает:

  1. отмену предыдущей операции, совершенной над текстом

  2. удаление текста

  3. запись текста в буфер

  4. автоматическое расположение текста в соответствии с определенными правилами.

  1. Программа для создания презентации?

  1. Power Point

  2. Paint

  3. Opera

  4. Все выше перечисленные

  1. С помощью графического редактора Paint можно ...

  1. создавать и редактировать простые графические изображения

  2. редактировать вид и начертание текстовой информации

  3. настраивать анимацию графических объектов

  4. создавать и редактировать графики, диаграммы

Вставить пропущенные слова

  1. Способ представления объектов и изображений в компьютерной графике, основанный на использовании геометрических примитивов, таких как точки, линии, сплайны и многоугольники, называется

  2. Компьютерная программа, предназначенная для обработки текстовых файлов, такой как создание и внесение изменений называется

  3. Упорядоченная последовательность команд, необходимых компьютеру для решения поставленной задачи называется

  4. Объект Windows, предназначенный для объединения файлов и других папок в группы, это .

  5. Информационный процесс, в результате которого создаётся информационный продукт, .

  6. Область памяти, которая служит для хранения данных, для обмена, называется .

  7. Программа, осуществляющая работу с графической информацией штриховыми и растровыми изображениями называется, .

  8. Искусственное представление движения в кино, на телевидении или в компьютерной графике путем отображения последовательности рисунков или кадров с частотой, при которой обеспечивается целостное зрительное восприятие образов, называется

  9. Для вставки рисунка в презентацию необходимо:

  1. вкладка Вставка команда рисунок.

  2. вкладка Вставка группа Иллюстрации команда рисунок.

  3. вкладка Разметка страницы команда Граница страниц.

  1. Для настройки параметров шрифта в MSPowerPoint необходимо:

  1. разметка страницы группа параметры страницы.

  2. ссылки группа названия

  3. главная группа абзац

  4. главная группа шрифт.

  1. Что относится к средствам мультимедиа:

  1. звук, текст, графика, изображения

  2. звук, колонки, графика.

  3. анимация, тест, видео, мультимедийные программы

  4. видео, анимация, текст, звук, графика.

  1. Режимы просмотра в программе PowerPoint:

  1. обычный

  2. сортировщик слайдов

  3. показ слайдов

  4. выше перечисленные.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!