1. Пояснительная записка.
1.1. Данная рабочая программа составлена на основе программы: «Информатика 8-9 классы» авторы Босова Л.Л., Босова А.Ю. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011.
1.2.Преподавание ведётся по учебнику : Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатики и ИКТ» – 8,М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012 г., входящему в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ.
1.3. Нет изменений в общем количестве часов. Полное соответствие с Примерной базовой программой.
1.4.Алгоритмический уровень
1.5. Основная форма организации образовательных отношений предусматривает применение следующих технологий обучения: традиционная классно-урочная;игровые технологии; элементы проблемного обучения; технологии уровневой дифференциации; здоровьесберегающие технологии; ИКТ; технология критического мышления;
Среди методов обучения преобладают: репродуктивно-продуктивные;
объяснительно-иллюстративные.
Занятия представляют собой преимущественно: комбинированный тип урока.
1.6. Виды и формы контроля: промежуточный;предупредительный;контрольные работы;тестирование;
Оценивание достижений обучающихся происходит при помощи отметок (5-ти балльная шкала);
1.7. Цель обучения:
Создать условия для достижения результатов, предусмотренных ФГОС
Задачи обучения:
осваивать знания, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладеть умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ;
воспитывать ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
2. Общая характеристика учебного предмета
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе: |
Теория | Практические работы | Контроль |
1 | Информация и информационные процессы | 9 | 6 | 2 | 1 |
2 | Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией | 7 | 4 | 2 | 1 |
3 | Обработка графической информации | 4 | 1 | 2 | 1 |
4 | Обработка текстовой информации | 9 | 2 | 6 | 1 |
5 | Мультимедиа | 4 | 1 | 2 | 1 |
6 | Итоговое повторение | 1 | | | 1 |
| Итого: | 34 | 14 | 14 | 6 |
3. Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение физики в 8 классе отводится 34 часов из расчёта: 1 час в неделю
4. Содержание учебного предмета
1) Информация и информационные процессы
Увеличение, уменьшение информации. Информационные сигналы. Способы восприятия информации. Системы управления. Роботы. Форма и значение знаков. Знаковые системы. Код. Длина кода. Перекодирование. Шифры замены, шифры перестановки. Единицы измерения, определение количества информации. Информационная емкость знака, количество информации в сообщении. Информационные процессы, кодирование, измерение информации
2) Компьютер как универсальное устройство обработки информации
Данные. Функциональная схема компьютера. Устройства ввода/вывода
Процессор и системная плата. Память. Файл, имя файла, работа с файлами.. Операционная система. Прикладное ПО. Информационное пространство. Графический интерфейс ОС и приложений
3) Обработка графической информации
Формирование изображений на экране монитора. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
Практические работы:
3.1. работа с графическими примитивами
3.2. Выделение и удаление фрагментов
3.3.Перемещение фрагментов
3.4.Преобразование фрагментов
3.5. Конструирование сложных объектов из графических примитивов
3.6. Создание надписей
3.7. Копирование фрагментов
3.8. Работа с несколькими
3.9. Получение копии экрана
3.10. Создание анимации
3.11. Художественная обработка изображений
3.12. Масштабирование растровых и векторных изображений
4) Обработка текстовой информации
Текстовые документы и технологии их создания. Создание текстовых документов на компьютере. Форматирование текста. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Проверка правописания, словари. Печать текста. Визуализация информации в текстовых документах. Инструменты распознавания текстов.
Практические работы:
4.1. Ввод символов
4.2. Правила ввода текста.
4.3. Вставка символов
4.4. Замена символов
4.5. Автоматическая замена
4.6. Удаление фрагментов
4.7. Перемещение фрагментов
4.8. Копирование фрагментов
4.9. Склеивание и разрезание строк
4.10. Изменение размера и шрифта символов
4.11. Изменение цвета символов
4.12. Индексы
4.13. Варианты форматирования символов
4.14. Варианты подчеркивания
4.15. Форматирование абзацев
4.16. Форматирование абзацев
4.17. Вставка специальных символов и формул
4.18. Создание списков
4.19. Создание таблиц
4.20. Создание схем
4.21. Вставка рисунков
4.22. Итоговая работа: подготовка реферата «История развития вычислительной техники»
5) Мультимедиа
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
Использование простых анимационных графических объектов.
Практические работы:
5.1. Создание презентации «Персональный компьютер»
5. Календарно - тематическое планирование по информатике и ИКТ для 8 класса на 2015-2016 учебный год
№ п/п | № урока в течение года | Тема урока | Дата проведения урока | Виды учебной деятельности обучающихся | Форма контроля |
Раздел I. Информация и информационные процессы (9 часов) |
1 | 1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | | А1, Б9, | |
2 | 2 | Информация и её свойства | | А1, В2, В5 | |
3 | 3 | Представление информации | | А1,В5, Г5 | |
4 | 4 | Дискретная форма представления информации | | А1, А7, В5 | |
5 | 5 | Единицы измерения информации | | А1, А2, А7, Б2, В3 | |
6 | 6 | Информационные процессы. Обработка информации | | А1, А2, А6, Б4, | Самостоятельная работа |
7 | 7 | Информационные процессы. Хранение и передача информации | | А2, Б2,А8 | |
8 | 8 | Всемирная паутина как информационное хранилище. | | А1, А2, Б2, В5,В3 | |
9 | 9 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Проверочная работа | | Б7,А2,В1, В3 | тест |
Раздел II. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (7 часов) |
10 | 1 | Основные компоненты компьютера. | | А1,В5, Г3 | |
11 | 2 | Персональный компьютер. | | А1, Б2, А6, Б2 | |
12 | 3 | Программное обеспечение компьютера. Виды программного обеспечения. | | А2, Б1,В5 | |
13 | 4 | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | | А1,В2, | |
14 | 5 | Файлы и файловые структуры. | | А1, А2, В2, А6 | СР |
15 | 6 | Пользовательский интерфейс. | | А2, А3, В5 | |
16 | 7 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» Проверочная работа | | Б7,А2,В3 | тест |
Раздел III. Обработка графической информации (4 часа) |
17 | 1 | Формирование изображения на экране компьютера. | | А1,В2, Б2,В3 | |
18 | 2 | Компьютерная графика. | | А1,А2,В6 | |
19 | 3 | Создание графических изображений. | | А2, В6,Г1 | |
20 | 4 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации» Проверочная работа | | А2,Б7,В3,В6 | тест |
Раздел IV. Обработка текстовой информации (9 часов). |
21 | 1 | Текстовые документы и технологии их создания | | А1,В5,Б9 | |
22 | 2 | Создание текстовых документов на компьютере. | | А1,А2,В5, | |
23 | 3 | Прямое форматирование. | | А1, В6 | |
24 | 4 | Стилевое форматирование. | | А2,В6,Б2 | |
25 | 5 | Визуализация информации в текстовых документах. Создание и форматирование списков, таблиц. | | А2,В6,Б3 | |
26 | 6 | Распознавание текста и системы компьютерного перевода. | | А2,В6,Б2 | |
27 | 7 | Оценка количественных параметров текстовых документов. | | А1, А6,В6 | |
28 | 8 | Оформление реферата «История вычислительной техники». Практикум, работа №1 | | В6,А2,В3 | |
29 | 9 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации» Проверочная работа | | Б7,А2,В3 | тест |
Раздел V. Мультимедиа (4 урока). |
30 | 1 | Технология мультимедиа | | А1 | |
31 | 2 | Компьютерные презентации. | | А2,В6,В5 | |
32 | 3 | Создание мультимедийной презентации. | | А2, В6,В7 | |
33 | 4 | Обобщение и систематизация основных понятий темы « Мультимедиа» | | А2, В6, | Презентация |
Раздел VI. Итоговое повторение (1 урок) |
34 | 1 | Обобщение и систематизация основных понятий курса | | Б7,В3 | тест |
Виды учебной деятельности
А. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
Работа с учебником.
Работа с ИКТ
Работа с дополнительной литературой.
Сообщения, доклады
Составление алгоритмов рассуждения по изучаемой теме.
Работа с раздаточным материалом.
Вывод формул.
Взаимоопрос в парах, группах
Программирование.
Б. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
Решение вычислительных задач с абстрактным содержанием;
Решение качественных задач;
Решение экспериментальных задач;
Решение логических задач
Придумывание примеров на новые законы, правила, алгоритмы
Выполнение заданий по алгоритму.
Тестирование;
В. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
Решение задач.
Составление схем, графиков и их анализ.
Выявление ошибок.
Измерение физических, математических величин
Работа со схемами.
Выполнение работ практикума.
Моделирование и конструирование.
Г. Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся.
Подготовка докладов и рефератов.
Построение гипотезы.
Составление задач.
Решение задач с неполными данными.
Решение задач-вопросов вида: «Что произойдет, если...
6. Описание учебно-методического обеспечения образовательных отношений
6.1. Литература для учителя:
Босова Л.Л.. Преподавание курса «Информатика и КВТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
Windows-CD. Босова Л.Л.. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
CD-ROM. Сборник обучающих курсов по информационным технологиям «КМ-Школа», 2000.
Босова Л. Л. Практикум по информатике и информационным технологиям – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний ,2009.
Самылкина Н. Н. Информатика и ИКТ. Основная школа: комплект плакатов и методическое пособие.
Семакин И.Г. Информатика. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
Соловьева Л.Ф. Информатика и ИКТ. УМК для 8 класса. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007.
Кроме вышеназванного УМК, используются цифровые образовательные ресурсы Интернет-порталов:
www.klyaksa.net – Информационно-образовательный портал для учителей информатики;
window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам;
http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
6.2. Литература для учащихся:
Основная:
Босова Л.Л.. Информатика. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Дополнительная:
Босова Л.Л.. Информатика. Рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Информатика. Задачник-практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
Холмогоров В. Энциклопедия персонального компьютера.- Харьков: Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга», 2008
6.3 материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
Операционная система – Windows XP, Linux.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).