СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Босовой Л.Л. и др.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Босовой Л.Л. и др. рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Босовой Л.Л. и др.»

с. Первомайское Кашарского района Ростовской области

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Первомайская средняя общеобразовательная школа

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)



«Утверждаю»

Директор МБОУ Первомайской СОШ

Приказ № ___ от __________________

_____________________ Кладиева Г.В.

М.П.




Рабочая программа

по Информатике

(учебный предмет, курс)


Уровень общего образования (класс)

основное общее образование, 8 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование, класс)


Количество часов 35


Учитель_Зинченко Елена Николаевна_


Программа разработана на основе

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы. 7-9 классы - М. БИНОМ Лаборатория знаний, 2013 г.

(наименование примерной программы, издательство, год издания)







Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» основной школы (базовый уровень) составлена на основе закона «Об образовании», федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н. Бородин - 6-е изд. М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010, Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.


Планируемые результаты.

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • владение понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.; формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации); формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.


Содержание учебного предмета.

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Первомайской СОШ и расписанием уроков на 2016-2017 учебный год на реализацию программы отводится 34 часа (за счет резервных часов, отведенных на повторение материала).


Структура содержания образовательного предмета в основной школе может быть определена тремя укрупненными разделами:

- введение в информатику;

- алгоритмы и начала программирования;

- информационные и коммуникационные технологии.

Раздел 1. Введение в информатику.

Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т. п.

Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код.

Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудио-визуальной информации.

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нем информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.

Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флеш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приемник информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т. д.

Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.

Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.

Ученик научится:

- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», информационный объект»;

- приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

- приводить примеры древних и современных информационных носителей;

- классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам

представления на материальных носителях;

- кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

- понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;

- различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

- «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;

- перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

- строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Ученик получит возможность:

- сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

- сформировать представление о способах кодирования информации;

- преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

- научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;

- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

- называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или

самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

- сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;

- приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

- познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования.

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык — формальный язык для записи алгоритмов. Программа — запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы.

Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование — разработка алгоритма — запись программы — компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Ученик научится:

- понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;

- понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

- осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

- понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;

- подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;

- исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

- разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

Ученик получит возможность:

- исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

- по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

- разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Программный принцип работы компьютера.

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.

Размер файла. Архивирование файлов.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа.

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видео информация.

Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм.

Понятие о сортировке (упорядочении) данных. Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.

Проблема достоверности полученной информации. Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.

Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования, управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники).

Основные этапы развития ИКТ.

Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.

Ученик научится:

- определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;

- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

- запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

- создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

- работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, -- обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

- выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;

- применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

- выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

- использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

- создавать и форматировать списки;

- создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

- создавать круговые и столбиковые диаграммы;

- применять простейший графический редактор для создания и редактирования

простых рисунков;

- использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;

осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

- ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);

- соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Ученик получит возможность:

- овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;

- научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

- сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

- расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера;

- приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

- создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;

- осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

- оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

- видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

- научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;

- научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;

- демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;

- научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

- научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;

- расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.

Программой предусмотрено проведение:

Контрольных работ – 3,

Практических работ - 23

Календарно-тематическое планирование по информатике на 2016-2017 учебный год

8 класс

Тема урока

Кол-во уроков

Элементы содержания


Требования к уровню подготовки учащихся


Вид контроля


ЭОР


Домашнее

задание

Дата проведения

план

факт

1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности в компьютерном классе.


1

Информатика; ИКТ; информационное общество. Техника безопасности в кабинете информатики.

Понятие безопасного и

целесообразного поведения при

работе в компьютерном классе.

Иметь общие представления о целях изучения курса информатики и ИКТ; соблюдать правила техники безопасности в кабинете информатики.


текущий

- «Правильная посадка за компьютером»

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6b0a2030-1e06-4b67-9191-a7de053a61e1/%5BINF_028%5D_%5BPD_53%5D.swf)

«Информационные ресурсы современного

общества»

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9d8b4238-eb72-4edc-84d3-a8e6806cd580/9_157.swf)

- Видеоурок «Техника безопасности в компьютерном классе»











06.09


Тема «Математические основы информатики» (12 ч)

2-3

Общие сведения о системах счисления.


2

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.

Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развёрнутая форма записи числа; свёрнутая форма записи числа.

Иметь общие представления о позиционных и непозиционных системах счисления. Уметь определять основание и алфавит системы счисления, переходить от свёрнутой формы записи числа к его развёрнутой записи; анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему. Понимать роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.

Иметь навыки перевода небольших десятичных чисел в двоичную систему счисления и двоичных чисел в десятичную систему счисления.

- выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления;

- выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления

текущий

- «Понятие о системах счисления»

(http://fcior.edu.ru/card/1610/ponyatie-o-sistemah-schisleniya.html)

- «Развернутая форма записи числа»

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a96df437-5ae3-4cab-8c5f-8d4cd78c5775/9_108.swf)

- анимация «Преобразование чисел между системами счисления 2, 8, 16»

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/21854672-a155-4879-b433-bae02a2d1bd8/%5BINF_030%5D_%5BAM_01%5D.swf)



§1.1.1.-1.1.2., 1.1.6.


13.09.

20.09.


4

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления.


1

Компьютерные системы счисления.

Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развёрнутая форма записи числа; свёрнутая форма записи числа; двоичная система счисления; восьмеричная система счисления; шестнадцатеричная система счисления.

Уметь выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему.

Иметь навыки перевода небольших десятичных чисел в двоичную систему счисления и двоичных чисел в десятичную систему счисления.

Уметь анализировать любую

позиционную систему

счисления как знаковую

систему.

текущий

- презентация «Системы счисления»;

- анимация «Преобразование десятичного числа в другую систему счисления»

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b6f80d82-fc7d-49de-943b-6082c2ab31f8/%5BINF_029%5D_%5BAM_02%5D.swf)

- анимация «Арифметические операции в позиционных системах

счисления»

§1.1.3, 1.1.4,

1.1.7


27.09.


5

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q.


1

Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развёрнутая форма записи числа; свёрнутая форма записи числа; двоичная система счисления; восьмеричная система счисления; шестнадцатеричная система счисления

Иметь навыки перевода небольших десятичных чисел в систему счисления с произвольным основанием. Уметь анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему. Понимать роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий

текущий

- презентация «Системы счисления»;

- анимация «Перевод десятичных чисел в другие системы счисления»

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78ba290c-0f7c-4067-aaf4-d72f40f49f3b/9_109.swf)

- конструктор тестов MytestХ

§1.1.5,


04.10.


6

Представление целых чисел


1

Ячейка памяти; разряд; беззнаковое представление целых чисел; представление целых чисел со знаком.

Практическая работа №1 «Число и его компьютерный код»

Знать о структуре памяти компьютера: память – ячейка – бит (разряд). Понимать ограничения на диапазон значений величин при вычислениях; роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.


текущий

- практический модуль «Число и его компьютерный код»

(http://fcior.edu.ru/card/9581/chislo-i-ego-kompyuternyy-kod.html);

- анимация «Представление целых чисел в памяти компьютера»

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ecf4ab69-d8ac-40a8-b26a-2780aa70b33d/9_118.swf);

- информационный модуль «Дополнительный код числа. Алгоритм

получения дополнительного кода отрицательного числа»

§1.2.1


11.10.


7

Представление вещественных чисел.


1

Ячейка памяти; разряд; представление вещественных чисел; формат с плавающей запятой; мантисса; порядок

Иметь представление о научной (экспоненциальной) форме записи вещественных чисел; представление о формате с плавающей запятой. Понимать возможности представления вещественных чисел в широком диапазоне, важном для решения научных и инженерных задач; роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.

Записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме

текущий

- презентация «Представление информации в компьютере»;

- информационный модуль «Числа с фиксированной и плавающей запятой»

(http://fcior.edu.ru/card/2107/chisla-s-fiksirovannoy-i-plavayushey-zapyatoy.html);

- презентация «Элементы алгебры логики»;

- тренировочный тест «Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера»


§1.2.2.

18.10.


8











Высказывание. Логические операции.








1

Алгебра логики; высказывание; логическая переменная; логическое значение; логическая операция; конъюнкция; дизъюнкция; отрицание.

Практическая работа №2 «Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции»


Иметь представления о разделе математики алгебре логики, высказывании как её объекте, об операциях над высказываниями. Иметь навыки анализа логической структуры высказываний; понимание связи между логическими операциями и логическими связками, между логическими операциями и операциями над множествами. Понимать роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологии.

текущий

- информационный модуль «Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции»

(http://fcior.edu.ru/card/12468/vyskazyvanie-prostye-i-slozhnye-vyskazyvaniya-osnovnye-logicheskie-operacii.html);

- практический модуль «Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции»

(http://fcior.edu.ru/card/4453/vyskazyvanie-prostye-i-slozhnye-vyskazyvaniya-osnovnye-logicheskie- operacii.html)

§1.3.1, 1.3.2,


25.10.


9

















Построение таблиц истинности для логических выражений.






1

Логическая переменная; логическое значение; логическая операция; конъюнкция; дизъюнкция; отрицание; таблица истинности.

Практическая работа №3 «Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке»


Иметь представление о таблице истинности для логического выражения; формализации и анализа логической структуры высказываний; способность видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах. Понимать роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий


текущий

- презентация «Элементы алгебры логики»;

- информационный, практический и контрольный модули «Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке»

(http://fcior.edu.ru/card/4059/postroenie-otricaniya-k-prostym-vyskazyvaniyam-zapisannym-na-russkom-yazyke.html)

§1.3.3, 1.3.4


08.11.


10

Свойства логических операций.




1

Логическая переменная; логическое значение; логическая операция; конъюнкция; дизъюнкция; отрицание; таблица истинности; законы алгебры логики.

Практическая работа №4 «Логические законы и правила преобразования логических выражений»


Иметь представление о свойствах логических операций (законах алгебры логики); умения преобразования логических выражений в соответствии с логическими законами; навыки анализа и преобразования логических выражений; способность видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах (законы алгебры логики и законы алгебры чисел).

текущий

- презентация «Элементы алгебры логики»;

- информационный, практический и контрольный модули «Логические законы и правила преобразования логических выражений»

(http://fcior.edu.ru/card/2000/logicheskie-zakony-i-pravila-preobrazovaniya-logicheskih-vyrazheniy.html)

§1.1-1.3

15.11.


11

Решение логических задач.


1

Логическое высказывание; логическое выражение; логическое значение; логическая операция; таблица истинности; законы алгебры логики.

Практическая работа №5 «Решение логических задач»


Иметь навыки составления и преобразования логических выражений в соответствии с логическими законами; формализации высказываний, анализа и преобразования логических выражений; навыки выбора метода для решения конкретной задачи.

текущий

- презентация «Элементы алгебры логики»;

- информационный, практический и контрольный модули «Решение логических задач»

(http://fcior.edu.ru/card/9561/reshenie-logicheskih-zadach.html);

(http://fcior.edu.ru/card/29148/reshenie-logicheskih-zadach.html)

§1.3.5


22.11.


12

Логические элементы.


1

Логический элемент; конъюнктор; дизъюнктор; инвертор; электронная схема.

Практическая работа №6 «Решение логических задач»


Иметь представление о логических элементах (конъюнкторе, дизъюнкторе, инверторе) и электронных схемах; умения анализа электронных схем. Уметь представлять информации в разных формах (таблица истинности, логическое выражение, электронная схема). Понимать роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.

текущий

- презентация «Элементы алгебры логики»;

- тренажѐр «Логика» (http://kpolyakov.narod.ru/prog/logic.htm);

- информационный модуль «Достоинcтва и недостатки двоичной системы счисления при использовании ее в компьютере»

(http://fcior.edu.ru/card/23457/dostoinctva-i-nedostatki-dvoichnoy-sistemy-schisleniya-pri-ispolzovanii-ee-v-kompyutere.html)

§1.3.6

29.11.


13

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики».

Контрольная работа №1 по теме «Математические основы информатики»

1



тест



06.12.


Тема «Основы алгоритмизации» (9 ч)

14

Алгоритмы и исполнители.


1

Алгоритм, свойства алгоритма: дискретность, понятность, определенность, результативность, массовость; исполнитель, характеристики исполнителя: круг решаемых задач, среда, режим работы, система команд; формальное исполнение алгоритма.


Иметь представление об исполнителе, алгоритме. Знать свойства алгоритма и возможности автоматизации деятельности человека.

Иметь представление о словесных способах записи алгоритмов, блок-схемах, алгоритмических языках.

Умение исполнять алгоритм для формального исполнителя с

заданной системой команд.

текущий

- презентация «Алгоритмы и исполнители»;

- демонстрация «Происхож-дение и определение понятия алгоритма»

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/88093ab9-6a3e-4bc6-8d5d-9b7434d8416b/9_31.swf);

- демонстрация «Свойства

алгоритма»


§2.1

13.12.


15

Способы записи алгоритмов.


1

Словесное описание, построчная запись, блок-схема, школьный алгоритмический язык.

Практическая работа №7 «Решение логических задач»


Уметь строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя,

преобразующего строки символов;

- строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения.

Понимание

преимущества и недостатков той или иной формы записи

алгоритмов;

текущий

- анимация «Работа с алгоритмом»

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7aa26e2d-966b-480e-ae91-5be71f5fe682/%5BNS-RUS_2-15%5D_%5BIG_043%5D.swf

- презентация «Способы записи алгоритмов»

- система КуМир

§2.2

20.12.


16

Объекты алгоритмов.



1

Величина, константа, переменная, тип, имя, присваивание, выражение, таблица.

Практическая работа №8 «Решение логических задач»


Иметь представление об объектах алгоритмов (величина). Уметь различать постоянные и переменные величины. Знать типы величин определение таблицы (массива).

Уметь выбирать форму записи алгоритма,

соответствующую решаемой задаче.

Понимать границы применимости величин того или иного типа.

текущий

- презентация «Объекты

алгоритмов»;

- демонстрация «Понятие величины, типы величин»

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f38ea1b0-69c8-485b-aac2-e5bc1bced661/9_75.swf);

- система КуМир

§2.3

27.12.


17

Алгоритмическая конструкция следование.



1

Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы.

Практическая работа №9 «Построение алгоритмической конструкции «следование»


Иметь представление о алгоритмическом конструировании «Следование».

Уметь:

- выделять линейные алгоритмы в

различных процессах;

- понимать ограниченности возможностей

линейных алгоритмов.

определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

Определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

текущий

- презентация «Основные алгоритмические конструкции. Следование»;

- демонстрация «Режимы работы программы "Конструктор алгоритмов"»

(http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8674dfb4-7a55-4782-b54d-c0a057d89563/view/);

- программа "Конструктор алгоритмов"

- система КуМир

§2.4.1

17.01.


18









Алгоритмическая конструкция ветвление.


1

Полная форма ветвления. Сокращённая форма ветвления.

Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы.

Практическая работа №10 «Построение алгоритмической конструкции «ветвление»

Практическая работа №11 «Построение алгоритмической конструкции «ветвление», сокращенной формы»

Иметь представление о алгоритмическом конструировании «Ветвление».

Уметь:

- выделять алгоритмы с ветвлением в

различных процессах;

- понимать ограниченность возможностей

линейных алгоритмов.

Создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности.


текущий

- презентация «Основные алгоритмические конструкции. Ветвление»

- программа "Конструктор алгоритмов"

- Система КуМир







§2.4.2

24.01.


19

Алгоритмическая конструкция повторение.


1

Цикл с заданным условием продолжения работы.

Практическая работа №12 «Построение алгоритмической конструкции «повторение»

Иметь представление о алгоритмическом конструировании «Повторение», о цикле с заданным условием продолжения работы (цикл ПОКА, цикл с предусловием).

Составление простых

циклических алгоритмов для формального исполнителя с заданной

системой команд.

текущий

- презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение»;

- программа "Конструктор алгоритмов"

- Система КуМир


§2.4.3.

31.01.


20













Алгоритмическая конструкция повторение.



1

Цикл с заданным условием окончания работы.

Практическая работа №13 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным условием окончания работы»


Иметь представление об алгоритмическом конструировании «Повторение», о цикле с заданным условием окончания работы (цикл – ДО, цикл с постусловием).

Уметь:

- выделять циклические алгоритмы в

различных процессах.

- составление простых

циклических алгоритмов для формального исполнителя с заданной

системой команд.

текущий

- презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение»;

- программа "Конструктор алгоритмов"

- Система КуМир










§2.4.3.

07.02.


21

Алгоритмическая конструкция повторение.



1

Цикл с заданным числом повторений.

Практическая работа №14 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным числом повторений»


Иметь представление об алгоритмическом конструировании «Повторение», о цикле с заданным числом повторений (цикл – ДЛЯ, цикл с параметром)

Уметь:

- выделять циклические алгоритмы в

различных процессах.

- составление простых

циклических алгоритмов для формального исполнителя с заданной

системой команд.

текущий

- презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение»;

- программа "Конструктор алгоритмов"

- Система КуМир


§2.4.3.

14.02.


22

Контрольная работа №2 по теме «Основы алгоритмизации».

1



тест

- Конструктор тестов MyTestX

- Система КуМир


21.02.


Тема «Начала программирования» (10 часов)

23





















Общие сведения о языке программирования Паскаль.







1

Организация ввода и вывода данных.

Язык программирования, программа, алфавит, служебные слова, типы данных, структура программы, оператор присваивания.

Практическая работа №15 «Организация ввода и вывода данных»

Иметь представление о языках программирования, о языке Паскаль, об алфавите и словаре языка, типах данных, о структуре программы, об операторе присваивания.

Иметь представление об операторах ввода и вывода.

- разрабатывать программы, содержащие оператор/опера-торы ветвления (решение линейного неравенства,

решение квадратного уравнения и пр.), в том числе

с использованием логических операций

текущий

- презентация «Общие сведения о языке программирования

Паскаль»;

- презентация «Организация ввода и вывода данных»;

- среда программирования PascalABC











§3.1.1, 3.1.2.

28.02.


24

Программирование как этап решения задачи на компьютере.


1

Постановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, отладка и тестирование.

Практическая работа №16 «Написание программ на языке Паскаль»


Знать этапы решения задачи на компьютере.

- разрабатывать программы, содержащие оператор

(операторы) цикла.

- программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений.

текущий


§3.1.3, 3.1.4.

07.03.


25

















Программирование линейных алгоритмов.






1

Постановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, отладка и тестирование.

Практическая работа №17 «Написание программ, реализующих линейный алгоритм на языке Паскаль»


Знать типы данных (числовой, целочисленный, символьный, строковый, логический).

- разрабатывать программы, содержащие оператор

(операторы) цикла.


анализировать готовые программы;

определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;

выделять этапы решения задачи на компьютере.

текущий

- презентация «Программирование линейных алгоритмов»;

- среда программирования PascalABC

§3.2.1.

14.03.


26-27

Программирование разветвляющихся алгоритмов.

2

Условный оператор. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.

Вещественный тип данных, целочисленный тип данных, символьный тип данных, строковый тип данных, логический тип данных.

Практическая работа №18 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль». Практическая работа №19 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль».

Уметь определять способы действий в рамках

предложенных условий, корректировать свои действия в

соответствии с изменяющейся ситуацией;

- оценивать

правильность выполнения учебной задачи.

текущий

- презентация «Программи-рование разветвляющихся алгоритмов»;

- среда программирования PascalABC

§3.2.3.

21.03.

04.04.


28-29

Программирование циклов с заданным условием окончания работы.


2

While (цикл –ПОКА), repeat (цикл – ДО), for (цикл с параметром).

Практическая работа №20 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль».


Иметь представление о программировании циклов. Знать этапы решения задачи на компьютере, типы данных, различные варианты программирования циклического алгоритма, правила вычисления суммы элементов массива.

текущий

презентация

«Программирование циклических алгоритмов»

- среда программирования PascalABC

§2.4-3.2

11.04.

18.04.


30

Программирование циклов с заданным числом повторений.


1

While (цикл –ПОКА), repeat (цикл – ДО), for (цикл с параметром).

Практическая работа №21 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы с заданным числом повторений»


Иметь представление о программировании циклов. Знать этапы решения задачи на компьютере, типы данных, различные варианты программирования циклического алгоритма, правила вычисления суммы элементов массива.

текущий

- презентация «Программирование циклических алгоритмов»

- среда программирования PascalABC

§3.3.3, 3.3.4


25.04.


31

Решение задач с использованием циклов.



1

Практическая работа №22

«Написание различных вариантов программ, реализующих циклические алгоритмы»

Знать различные варианты программирования циклического алгоритма.

текущий

- среда программирования PascalABC

§3.4.3

§3.5.1

02.05.


32

Составление программ с использованием различных видов алгоритмических структур.

1

Практическая работа №23 «Написание вспомогательных алгоритмов».


текущий


16.05.


33

Повторение материала за курс 8 класса

1



текущий



23.05.



34

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса


1



тест

- Конструктор тестов MyTestX


30.05.



Согласовано Согласовано

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ Первомайской СОШ _________/______________________/

от ____августа 2016 года №1

_____________/________________/ ____ августа 2016 года


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!