Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Дылымский многопрофильный лицей им.И.Гаджиева»
СОГЛАСОВАНО Руководитель РМО естественно-математического цикла __________________ (А.З.Сайгидбаталов) Протокол №____ от «___» ______ 2017 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МКОУ «ДМЛ им.И.Гаджиева» ________________ (С.А.Алиукаева) Протокол №____ от «___» ______ 2017 г. | РАССМОТРЕНО На заседании педагогического совета МКОУ «ДМЛ им.И.Гаджиева» Протокол №____ от «___» ______ 2017 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ «ДМЛ им.И.Гаджиева» ________________ (Я.Ш.Юсупова) Протокол №____ от «___» ______ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Маликовой Асият Халитовны
по учебному предмету
«Информатика и ИКТ»
для 9 класса
(основное общее образование)
Дылым
2017 год
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ»
в 9 классе (базовый уровень)
Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. (автор учебника), федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005).
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Цели
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
Программой предусмотрено:
Количество практических работ – 31, количество контрольных работ – 7.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать записи в базе данных;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы.
Содержание учебного курса
№ п/п | Тема | Часы |
Теория | Практика | Всего |
1 | Повторение изученного в 8 классе | 1 | 1 | 2 |
2 | Кодирование и обработка текстовой информации | 5 | 4 | 9 |
3 | Кодирование и обработка числовой информации | 8 | 7 | 15 |
4 | Основы алгоритмизации и программирования | 9 | 9 | 18 |
5 | Основы логики. | 4 | 2 | 6 |
6 | Моделирование и формализация | 4 | 4 | 8 |
7 | Коммуникационные технологии | 4 | 3 | 7 |
8 | Информатизация общества | 1 | 1 | 2 |
9 | Повторение | | 1 | 1 |
| Итого: | 35 | 35 | 68 |
Повторение (2 часа)
Формы представления информации в ПК, кодирование, принципы записи чисел в позиционных системах счисления. Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения информации.
Кодирование и обработка текстовой информации (9 часов)
Представление текстовой информации. Кодовая таблица ASCII. Текст как информационный объект. Понятие алфавита как набора символов, используемых при записи текста. Структура текста: страницы, абзацы, строки, слова, символы.
Текстовый редактор как пример прикладной программы. Интерфейс программы: меню и инструментальные панели. Выполнение операций по созданию и сохранению текстовых документов. Ввод и редактирование текста: добавление, удаление и замена символов. Работа с фрагментами текста. Быстрое перемещение по тексту. Проверка правописания.
Параметры страницы, нумерация страниц. Создание и удаление колонтитулов.
Форматирование текста: параметры шрифта, параметры абзаца. Использование формата по образцу. Разделы, использование разделов при разбиении текста на колонки.
Нумерованные и маркированные списки. Форматирование списков.
Таблицы: создание и заполнение таблиц. Перемещение в пределах таблиц. Редактирование таблиц: добавление и удаление строк и столбцов. Объединение и разбиение ячеек. Форматирование ячеек.
Графические возможности текстового редактора. Включение графических объектов в текст. Понятие гипертекста и гиперссылки. Создание оглавлений. Подготовка текста к печати. Предварительный просмотр текста. Печать текстового документа.
Кодирование и обработка числовой информации (14 часов)
Представление числовой информации. Позиционные системы счисления. Двоичное представление числовой информации в компьютере.
Таблица как информационный объект. Хранение и наглядное представление числовой информации с помощью электронных таблиц. Структура электронной таблицы: листы, строки, столбцы и ячейки. Адресация ячеек. Перемещение по таблице.
Ввод и редактирование текстовых и числовых данных. Форматирование ячеек. Объединение ячеек и отмена объединения.
Ввод формул, использование встроенных функций. Понятие диапазона ячеек.
Копирование формул. Относительная и абсолютная адресация ячеек.
Мастер диаграмм, построение и редактирование диаграмм и графиков.
Основы алгоритмизации и программирования (18 часов)
Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов (алгоритмический язык, блок-схемы). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.
Формальные исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмы работы с числовыми данными. Ввод и вывод данных, выполнение арифметических операции над данными.
Языки программирования как средство записи алгоритмов для их исполнения компьютером. Операторы языка программирования, синтаксис и семантика языка программирования. Трансляция программ, преобразование исходного текста в исполняемый код. Режимы компиляции и интерпретации.
Описание данных, типы данных. Простые данные и структуры (числовые массивы, цепочки символов).
Выражения, правила вычисления выражений. Оператор присваивания. Операторы ввода и вывода.
Операторы ветвления. Использование логических выражений в условных операторах. Операторы цикла (с пред- и постусловием, с параметром). Использование логических выражений в качестве условий продолжения (завершения) цикла. Правила записи цикла. Подпрограммы как средство записи вспомогательных алгоритмов. Процедуры и функции. Механизм параметров, правила использования параметров в подпрограммах.
Этапы разработки программы: анализ - алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.
Основы логики.(6ч.)
Формальная логика Алгебра высказываний. Логические выражения и логические операции: конъюнкция, дизъюнкция, инверсия. Таблицы истинности. Логические функции. Решение простых логических задач.
Моделирование и формализация (8 часов)
Моделирование как средство познания окружающего мира и прогнозирования. Способы классификации моделей.
Информационное моделирование как замена реального объекта (процесса) информационным объектом (процессом). Этапы построения информационной модели: определение целей моделирования - выбор существенных характеристик моделируемого объекта (процесса) - формализация - проверка адекватности модели.
Примеры построения математических, табличных и сетевых моделей.
Компьютерное моделирование. Реализация информационной модели в виде структуры данных и алгоритма ее использования.
Электронные таблицы как средство компьютерного моделирования.
Коммуникационные технологии.(7ч.) Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете.
Информатизация общества (2 часа)
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность.
Правовая охрана информационных ресурсов
Повторение – 1 час
ВСЕГО – 69 часов
Календарно-тематическое планирование
9 класс
№№ | Тема | Дом.зад. | Кол. часов | Дата |
Повторение – 2 ч |
1-2 | Техника безопасности при работе с компьютером. Количество информации как мера уменьшения неопределенности. Определение количества информации. (Решение заданий ОГЭ1. Количественные параметры информационных объектов) | | 2 | |
Глава 1. Кодирование и обработка текстовой информации(9ч) |
3-4 | Кодирование текстовой информации Создание документов в текстовых редакторах. Практическая работа № 2.1. «Кодирование текстовой информации» | | 2 | |
5-6 | Ввод, редактирование, сохранение и печать документов. Форматирование документа. Практическая работа № 2.2.» Вставка в документ формул». Практическая работа № 2.3. «Форматирование символов и абзацев». | | 2 | |
7-8 | Нумерованные и маркированные списки Практическая работа № 2.4. «Создание и форматирование списков» | | 2 | |
9-10 | Таблицы Практическая работа № 2.5. « Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными» | | 2 | |
11 | Тестирование по теме «Кодирование и обработка текстовой информации» | | 1 | |
Глава 2. Кодирование и обработка числовой информации(15ч) |
12-13 | Кодирование числовой информации Представление числовой информации с помощью систем счисления Практическая работа № 3.1. « Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора» | | 2 | |
14-15 | Арифметические операции в позиционных системах счисления Двоичное кодирование чисел в компьютере. | | 2 | |
16 | Подготовка к контрольной работе по теме: «Система счисления» (ОГЭ 13) | | 1 | |
17 | Контрольный срез знаний по теме «Перевод чисел из одной системы счисления в другую» | | 1 | |
18-19 | Электронные таблицы. Основные параметры. Основные типы и форматы данных Практическая работа № 3.2.1 «Относительные, абсолютные, смешанные ссылки в ЭТ, создание таблиц значений функций в ЭТ». | | 2 | |
20-21 | Продолжение Практической работы № 3.2.1 «Относительные, абсолютные, смешанные ссылки в ЭТ, создание таблиц значений функций в ЭТ». | | 2 | |
22-23 | Построение диаграмм и графиков в ЭТ. Практическая работа № 3.4. «Построение диаграмм различных типов» | | 2 | |
24. | Практическая работа «Формульная зависимость в графическом виде в электронных таблицах» (задание ОГЭ 5) | | 1 | |
25-26 | Тестирование «Кодирование и обработка числовой информации» Зачетная практическая работа по теме «Кодирование и обработка числовой информации» | | 2 | |
Глава 3. - Основы алгоритмизации и программирования( 18 ч) |
27-28 | Алгоритм, его свойства и формальное исполнение. Способы описания алгоритмов. Блок – схемы. Исполнители алгоритмов: исполнитель Чертежник.(ОГЭ 6,ОГЭ14) Выполнение алгоритмов компьютером. Языки программирования Pascal , их классификация. | | 2 | |
29-30 | Переменные: тип, имя, значение Pascal Арифметические, строковые и логические выражения. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания. Правила записи программы. | | 2 | |
31-32 | Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания. Правила записи программы. | | 2 | |
33-34 | Линейные программы. Практическая работа № 4.2 Проект «Разработка линейной программы с использованием математических функций при записи арифметического выражения». Выполнение заданий ОГЭ8. | | 2 | |
35-36 | Алгоритмическая структура «ветвление» Практическая работа № 4.3. Проект «Разработка программы, содержащей оператор ветвления» | | 2 | |
37-38 | Алгоритмическая структура «выбор» Практическая работа № 4.4. Проект «Разработка программы, содержащей оператор выбора» | | 2 | |
39-40 | Алгоритмическая структура «цикл». Виды циклов. Практическая работа № 4.5. Проект «Разработка программы, содержащей оператор цикла» | | 2 | |
41 | Контрольная работа «Разработка программ и использованием различных операторов» | | 1 | |
42 | Массивы. Типы и объявление массива. | | 1 | |
43-44 | Заполнение массива. Поиск в массивах. П/р. «Составление и исполнение программ с использованием массива»(ОГЭ10) | | 2 | |
Глава 4. Основы логики.(6ч) |
45-46 | Формы мышления. Алгебра высказываний. | | 2 | |
47 | Логические операции: конъюнкция, дизъюнкция, инверсия. | | 1 | |
48 | Логические выражения и таблицы истинности. | | 1 | |
49 | Решение логических задач. Значение логического выражения (ОГЭ12,ОГЭ2,ОГЭ18) | | 1 | |
50 | Контрольная работа по теме «Логические операции» | | 1 | |
Глава 5. Моделирование и формализация - 8 ч |
51-52 | Окружающий мир как иерархическая система Моделирование, формализация, визуализация Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Практическая работа № 5.1 «Построение и исследование физических моделей с помощью ЭТ» | | 2 | |
53-54 | Построение математической модели Практическая работа № 5.2. Проект «Создание чертежа в системе автоматизированного проектирования» | | 2 | |
55-56 | Экспертные системы. Практическая работа № 5.3. «Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории» | | 2 | |
57-58 | Информационные модели управления объектами Практическая работа № 5.3. Проект «Модели систем управления, разработанные на языке объектно-ориентированного программирования» | | 2 | |
Глава 6.Коммуникационные технологии.(7ч) |
59-60 | Передача информации. Локальные компьютерные сети. | | 2 | |
61-62 | Глобальная компьютерная сеть интернет | | 2 | |
63-64 | Состав Интернета. Адресация в Интернете. (ОГЭ17. Информационно-коммуникационные технологии) | | 2 | |
65. | Контрольное тестирование по теме «Интернет» | | 1 | |
Глава 6. Информатизация общества – 2 ч |
66-67 | Информационное общество Информационная культура Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий | | 2 | |
68-69 | Повторение Итоговое тестирование |
| 1ч. | |
| Итого | | 69 ч | |
Формы и средства контроля
Формы контроля:
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
опрос в парах;
практикум
тестирование
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
Количество контрольных работ по курсу «Информатика и ИКТ» в 9 классе
№ п/п | Раздел программы | Контрольные срезы знаний |
1 | Кодирование и обработка текстовой информации. | 1 |
2 | Кодирование и обработка числовой информации | 1 |
3 | Основы алгоритмизации и программирования | 2 |
4 | Основы логики. | 1 |
5 | Моделирование и формализация | 1 |
6 | Коммуникационные технологии | 1 |
Система оценки планируемых результатов.
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Критерий оценки тестовых заданий
Оценка «5» ставиться при выполнении 76-100 %
Оценка «4» ставиться при выполнении 50-75 %
Оценка «3» ставиться при выполнении 31-49 %
Оценка «2» ставиться при выполнении 0-30 %
Критерий оценки письменных работ (докладов)
Оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью, приведены примеры, тема раскрыта целиком, докладчик ответил на вопросы;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы;
- при ответах на вопросы возникали небольшие трудности, трудности в приведении примеров или тема раскрыта не полностью.
Оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме;
- тема не раскрыта полностью, примеры не приведены или ответы на вопросы не прозвучали;
Оценка «2» ставится, если:
- работа не полная, вопрос не раскрыт и примеры не приведены;
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
Используемая литература
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. – 6-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие. – М.: БИНОМ, 2009.
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ». Методическое пособие для учителей.
Информатика. 5-11 классы: развёрнутое тематическое планирование/ авт.-сост. А.М.Горностаева, Н.П.Серова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с.
Задачи по программированию / С.А Абрамов; Г.Г. Гнездилова; Е.Н. Капустина; М.И Селюн. - М.: Наука; 1998г.
Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих М.: Педагогика-Пресс; 1985г.
Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2004.
5