1. Пояснительная записка.
1.1. Данная рабочая программа составлена на основе программы: «Информатика 8-9 классы» авторы Босова Л.Л., Босова А.Ю. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011.
1.2.Преподавание ведётся по учебнику : Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатики и ИКТ» – 9,М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012г., входящему в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ.
1.3. Нет изменений в общем количестве часов. Полное соответствие с Примерной базовой программой; изменена логика освоения содержания материала…
изменено количество часов по темам
1.4.Алгоритмический уровень
1.5. Основная форма организации образовательного процесса предусматривает применение следующих технологий обучения: традиционная классно-урочная, игровые технологии, элементы проблемного обучения, технологии уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, ИКТ, технология критического мышления,
Среди методов обучения преобладают: репродуктивно-продуктивные;
объяснительно-иллюстративные.
Занятия представляют собой преимущественно: комбинированный тип урока.
1.6. Виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный, контрольные работы, тестирование.
Оценивание достижений обучающихся происходит при помощи отметок (5-ти балльная шкала);
1.7. Цель обучения:
создавать условия для достижения результатов, предусмотренных ФГОС
формировать основы научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,
умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
совершенствовать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией, навыки информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развивать навыки самостоятельной учебной деятельности школьников;
воспитывать ответственное и избирательное отношение к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Задачи обучения:
осваивыть знания, составляющие основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладевать умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ;
воспитывать ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
2. Общая характеристика учебного предмета
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе: |
Теория | Практические работы | Контроль |
1 | Введение в информатику | 1 | 1 | | |
2 | Математические основы информатики | 12 | 8 | 3 | 1 |
3 | Моделирование и формализация | 8 | 5 | 2 | 1 |
4 | Основы алгоритмизации | 12 | 8 | 3 | 1 |
5 | Начала программирования | 16 | 11 | 4 | 1 |
6 | Обработка числовой информации в электронных таблицах | 6 | 3 | 2 | 1 |
7 | Коммуникационные технологии | 10 | 7 | 2 | 1 |
8 | Итоговое повторение | 3 | | 2 | 1 |
Итого: | 68 | 43 | 18 | 7 |
3. Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение информатики в 9 классе отводится 68 часов из расчёта: 2 часа в неделю
4. Содержание учебного предмета
Математические основы информатики
Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.
Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
Практическая работа №1 «Число и его компьютерный код»
Практическая работа №2 «Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции»
Практическая работа №3 «Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке»
Практическая работа №4 «Логические законы и правила преобразования логических выражений»
Практическая работа №5 «Решение логических задач»
Моделирование и формализация
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Практическая работа №6 «Построение графических моделей»
Практическая работа №7 «Построение табличных моделей»
Практическая работа №8 «Создание базы данных»
Основы алгоритмизации
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Практическая работа №9 «Построение алгоритмической конструкции «следование»
Практическая работа №10 «Построение алгоритмической конструкции «ветвление»
Практическая работа №11 «Построение алгоритмической конструкции «ветвление», сокращенной формы»
Практическая работа №12 «Построение алгоритмической конструкции «повторение»
Практическая работа №13 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным условием окончания работы»
Практическая работа №14 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным числом повторений»
Практическая работа №15 «Конструирование алгоритмов»
Практическая работа №16 «Построение алгоритмов управления»
Начала программирования
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.
Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Практическая работа №17 «Организация ввода и вывода данных»
Практическая работа №18 «Написание программ на языке Паскаль»
Практическая работа №19 «Написание программ, реализующих линейный алгоритм на языке Паскаль»
Практическая работа №20 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль»
Практическая работа №20 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль»
Практическая работа №21 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль»
Практическая работа №21 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль»
Практическая работа №22 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы с заданным числом повторений»
Практическая работа №23 «Написание различных вариантов программ, реализующих циклические алгоритмы»
Практическая работа №24 «Написание программ, реализующих алгоритмы заполнение и вывод одномерных массивов»
Практическая работа №25 «Написание программ, реализующих алгоритмы вычисления суммы элементов массива»
Практическая работа №26 «Написание программ, реализующих алгоритмы поиска в массиве»
Практическая работа №27 «Написание программ, реализующих алгоритмы сортировки в массиве»
Практическая работа №28 «Написание вспомогательных алгоритмов»
Обработка числовой информации в электронных таблицах
Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Практическая работа №29 «Основы работы в электронных таблицах»
Практическая работа №30 «Вычисления в электронных таблицах»
Практическая работа №31 «Использование встроенных функций»
Практическая работа №32 «Сортировка и поиск данных»
Практическая работа №33 «Построение диаграмм и графиков»
Коммуникационные технологии
Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала.
Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
Практическая работа №34 «Разработка содержания и структуры сайта»
Практическая работа №35 «Оформление сайта»
Практическая работа №36 «Размещение сайта в Интернете»
5. Календарно тематическое планирование
Календарно - тематическое планирование по информатике и ИКТ для 9 класса на 2015-2016 учебный год
№ п/п | № урока в течение года | Тема урока | Дата проведения урока | Виды учебной деятельности обуч-ся | Форма контроля |
1 | 1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Входной контроль | | А1, В5,А6 | |
Раздел I. Математические основы информатики (12 часов) |
2 | 1 | Общие сведения о системах счисления | | А1,В2,Б6,Б2 | |
3 | 2 | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | | А1,Б1,В6,В3 | |
4 | 3 | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления | | А1,В5,Б1,В3,В4 | |
5 | 4 | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | | А1,В1,А6 | |
6 | 5 | Представление целых чисел. Практическая работа №1 «Число и его компьютерный код» | | В6,В1,В3,Г3,Б6 | |
7 | 7 | Представление вещественных чисел | | А6,Б6,В3 | Самостоятельная работа |
8 | 8 | Высказывание. Логические операции. Практическая работа №2 «Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции» | | А1,В5,В6,В3 | |
9 | 9 | Построение таблиц истинности для логических выражений. Практическая работа №3 «Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке» | | В6,Б6,В3 | |
10 | 10 | Свойства логических операций. Практическая работа №4 «Логические законы и правила преобразования логических выражений» | | В6,А7,Б6 | Самостоятельная работа |
11 | 11 | Решение логических задач. Практическая работа №5 «Решение логических задач» | | Б4,В6, В3 | |
12 | 12 | Логические элементы | | А4 | |
13 | 13 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа №1 | | Б7,Б4,В3 | тест |
Раздел II. Моделирование и формализация ( 8 часов) |
14 | 1 | Моделирование как метод познания | | В1,А1,В7 | |
15 | 2 | Знаковые модели | | А1,В5,Г2 | |
16 | 3 | Графические модели. Практическая работа №6 «Построение графических моделей» | | В6,В2,В3,В7 | |
17 | 4 | Табличные модели. Практическая работа №7 «Построение табличных моделей» | | В6,В7, | |
18 | 5 | База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. | | А1,В5, | |
19 | 6 | Система управления базами данных | | А1,Г4, | |
20 | 7 | Создание базы данных. Запросы на выборку данных. Практическая работа №8 «Создание базы данных» | | В6,А2, | |
21 | 8 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». Проверочная работа № 2 | | Б7,В3,Б6 | тест |
Раздел III. Основы алгоритмизации(12 часа) |
22 | 1 | Алгоритмы и исполнители | | А1,Б6,В3 | |
23 | 2 | Способы записи алгоритмов | | А1,В5, | |
24 | 3 | Объекты алгоритмов | | А1,В2,72 | |
25 | 4 | Алгоритмическая конструкция «следование». Практическая работа №9 «Построение алгоритмической конструкции «следование» | | В6,В1,В3 | тест |
26 | 5 | Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. Практическая работа №10 «Построение алгоритмической конструкции «ветвление» | | В6,В1,В5 | |
27 | 6 | Сокращённая форма ветвления. Практическая работа №11 «Построение алгоритмической конструкции «ветвление», сокращенной формы» | | В6,Б6,В3 | |
28 | 7 | Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. Практическая работа №12 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» | | В1,В6,Б6,В2 | Самостоятельная работа |
29 | 8 | Цикл с заданным условием окончания работы. Практическая работа №13 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным условием окончания работы» | | В1,В6,Б6,В2 | |
30 | 9 | Цикл с заданным числом повторений. Практическая работа №14 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным числом повторений» | | В1,В6,Б6,В2,А3 | Самостоятельная работа |
31 | 10 | Конструирование алгоритмов. Практическая работа №15 «Конструирование алгоритмов» | | В1,В6,Б6,В2 | |
32 | 11 | Алгоритмы управления. Практическая работа №16 «Построение алгоритмов управления» | | А1,Б6,В6,В3 | |
33 | 12 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа №3 | | Б7,В1, Б6 | тест |
Раздел IV. Начала программирования (16 часов) |
34 | 1 | Общие сведения о языке программирования Паскаль | | А1, | |
35 | 2 | Организация ввода и вывода данных. Практическая работа №17 «Организация ввода и вывода данных» | | А1,А2,В6, | |
36 | 3 | Программирование как этап решения задачи на компьютере. Практическая работа №18 «Написание программ на языке Паскаль» | | А2,В6,В2 | |
37 | 4 | Программирование линейных алгоритмов. Практическая работа №19 «Написание программ, реализующих линейный алгоритм на языке Паскаль» | | А2,В6,В3,А9 | |
38 | 5 | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Практическая работа №20 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль» | | А2,В6,В3,В1,А9 | |
39 | 6 | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. Практическая работа №20 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль» | | В1,В6,В3,А3,А9 | Самостоятельная работа |
40 | 7 | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Практическая работа №21 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль» | | А9,А2,В6 | |
41 | 8 | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Практическая работа №21 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль» | | А9,Б6,В1,В3 | |
42 | 9 | Программирование циклов с заданным числом повторений. Практическая работа №22 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы с заданным числом повторений» | | А9,Б6,В1,В3 | |
43 | 10 | Различные варианты программирования циклического алгоритма. Практическая работа №23 «Написание различных вариантов программ, реализующих циклические алгоритмы» | | А9,Б6,В1,В3 | |
44 | 11 | Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. Практическая работа №24 «Написание программ, реализующих алгоритмы заполнение и вывод одномерных массивов» | | А1,В5,В6 | |
45 | 12 | Вычисление суммы элементов массива. Практическая работа №25 «Написание программ, реализующих алгоритмы вычисления суммы элементов массива» | | А9,В6,В1 | |
46 | 13 | Последовательный поиск в массиве. Практическая работа №26 «Написание программ, реализующих алгоритмы поиска в массиве» | | А6,В6,В1,А9 | Самостоятельная работа |
47 | 14 | Сортировка массива. Практическая работа №27 «Написание программ, реализующих алгоритмы сортировки в массиве» | | А6,В6,В1,А9 | |
48 | 15 | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Практическая работа №28 «Написание вспомогательных алгоритмов» | | В1,В5,Б6 | |
49 | 16 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования»Проверочная работа №4 | | Б7,В1 | тест |
Раздел V. Обработка числовой информации в электронных таблицах (6 урока) |
50 | 1 | Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. Практическая работа №29 «Основы работы в электронных таблицах» | | А1,В6,В5 | |
51 | 2 | Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа №30 «Вычисления в электронных таблицах» | | А1,В5,В6,Г3 | |
52 | 3 | Встроенные функции. Логические функции. Практическая работа №31 «Использование встроенных функций» | | А1,В5,В6 | |
53 | 4 | Сортировка и поиск данных. Практическая работа №32 «Сортировка и поиск данных» | | А1,В5,В6,Б6 | |
54 | 5 | Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №33 «Построение диаграмм и графиков» | | А1,В2,В5,В6 | |
55 | 6 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Проверочная работа №5 | | Б7,В1,В3 | тест |
Раздел VI. Коммуникационные технологии (10 урок) |
56 | 1 | Локальные и глобальныекомпьютерные сети | | А1,В5 | |
57 | 2 | Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера | | Б1,Б6,В3 | |
58 | 3 | Доменная система имён. Протоколы передачи данных. | | А1, | |
59 | 4 | Всемирная паутина. Файловые архивы. | | А1,В1,Б6,В3 | |
60 | 5 | Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. | | А1,Б6,В3 | |
61 | 6 | Технологии создания сайта. | | А1,В7 | |
62 | 7 | Содержание и структура сайта. Практическая работа №34 «Разработка содержания и структуры сайта» | | А2,В6 | |
63 | 8 | Оформление сайта. Практическая работа №35 «Оформление сайта» | | А2,В6 | |
64 | 9 | Размещение сайта в Интернете. Практическая работа №36 «Размещение сайта в Интернете» | | В6,А2 | |
65 | 10 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии». Проверочная работа №6 | | Б7,В3 | тест |
Раздел VII Итоговое повторение (3 часа) |
66-68 | | Обобщение и систематизация основных понятий курса | | Б7 | тест |
Виды учебной деятельности
А. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
Работа с учебником.
Работа с ИКТ
Работа с дополнительной литературой.
Сообщения, доклады
Составление алгоритмов рассуждения по изучаемой теме.
Работа с раздаточным материалом.
Вывод формул.
Взаимоопрос в парах, группах
Программирование.
Б. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
Решение вычислительных задач с абстрактным содержанием;
Решение качественных задач;
Решение экспериментальных задач;
Решение логических задач
Придумывание примеров на новые законы, правила, алгоритмы
Выполнение заданий по алгоритму.
Тестирование;
В. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
Решение задач.
Составление схем, графиков и их анализ.
Выявление ошибок.
Измерение физических, математических величин
Работа со схемами, таблицами
Выполнение работ практикума.
Моделирование и конструирование.
Г. Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся.
Подготовка докладов и рефератов.
Построение гипотезы.
Составление задач.
Решение задач с неполными данными.
Решение задач-вопросов вида: «Что произойдет, если...
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса
6.1. Литература для учителя:
Босова Л.Л.. Преподавание курса «Информатика и КВТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
Windows-CD. Босова Л.Л.. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
CD-ROM. Сборник обучающих курсов по информационным технологиям «КМ-Школа», 2000.
Босова Л. Л. Практикум по информатике и информационным технологиям – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний ,2009.
Самылкина Н. Н. Информатика и ИКТ. Основная школа: комплект плакатов и методическое пособие.
Семакин И.Г. Информатика. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
Соловьева Л.Ф. Информатика и ИКТ. УМК для 9 класса. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007.
Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов по информатике 2007 г., 2006 г., 2005 г., 2004 г. (http://fipi.ru)
Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt9kl.php
Кроме вышеназванного УМК, используются цифровые образовательные ресурсы Интернет-порталов:
www.klyaksa.net – Информационно-образовательный портал для учителей информатики;
window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам;
http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Электронные учебные пособия
http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
http://fcior.edu.ruhttp://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
6.2. Литература для учащихся:
Основная:
Босова Л.Л.. Информатика. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Дополнительная:
Босова Л.Л.. Информатика. Рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Информатика. Задачник-практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Холмогоров В. Энциклопедия персонального компьютера.- Харьков: Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга», 2008
6.3 материально-технического обеспечения образовательного процесса
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
Операционная система – Windows XP, Linux.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).