МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27 муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области (МБОУ СОШ № 27)
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 27
______________ Долженко Т.Б. «_______»____________2017 г.
Рабочая программа по информатике
(базовый уровень в соответствии с ФКГОС)
9 класс
Составитель:
Захарова Марина Александровна,
учитель информатики и ИКТ
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 9-ых классов разработана на основе авторской программы под редакцией Босовой Л.Л. и Босовой А.Ю. «Информатика: учебник для 9 класса» / Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2015 г. и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФКГОС) основного общего образования по информатике.
Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика» для 9 класса составлена на основании:
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования России от «5» марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1897 от «17» декабря 2010 г.
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования от 09.03.2004 г. №1312
Примерная программа (основного) общего образования по информатике рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017/18 учебный год.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования (наличия ЭВМ, программного и методического обеспечения).
Годовой календарный график МБОУ СОШ №27 на 2017 – 2018 учебный год, на основе которого устанавливается 35 недельная продолжительность учебного года.
Учебный план МБОУ СОШ №27 на 2017 – 2018 учебный год.
Содержание учебного предмета
Моделирование и формализация (13 ч)
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Алгоритмизация и программирование (19 ч)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.
Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Обработка числовой информации в электронных таблицах (11 ч)
Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Коммуникационные технологии (12 ч)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала.
Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса при изучении информатики и ИКТ.
Ученик должен знать/понимать:
•Что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
•Назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
•Назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
•Что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина —WWW.
•Что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
•Какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
•Что такоебаза данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
•Что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и
форматы полей;
•Структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
•Что такое логическая величина, логическое выражение;
•Что такое логические операции, как они выполняются.
•Что такое электронная таблица и табличный процессор;
•Основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы,
блоки и способы их идентификации;
•Какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
•Основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
•Графические возможности табличного процессора.
•Что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
•В чем состоят основные свойства алгоритма;
•Способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
•Основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
•Назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных
алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
•Основные виды и типы величин;
•Назначение языков программирования и систем программирования;
•Что такое трансляция;
•Правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;
•Последовательность выполнения программы в системе программирования.
•Основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого
общества;
•Историю способов записи чисел (систем счисления);
•Основные этапы развития компьютерной техники
(ЭВМ) и программного обеспечения;
•В чем состоит проблема информационной безопасности.
Ученик должен уметь:
•Осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
•Осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью
почтовой клиент-программы;
•Осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
•Работать с одной из программ-архиваторов.
•Приводить примеры натурных и информационных моделей;
•Ориентироваться в таблично организованной информации;
•Описывать объект (процесс)в табличной форме для простых случаев.
•Открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
•Организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД;
•Сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД;
•Создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
•Открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
•Редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
•Выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
•Получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
•Создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
•При анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
•Пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном
алгоритмическом языке;
•Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным
исполнителем;
•Выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
•Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня
•Составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
•Составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
•Отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
•Регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и
правовыми нормами общества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
•Создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе -в форме блок-схем);
•Проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых
моделей;
•Создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
•Организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов
- Календарно-тематическое планирование
9А
№ урока | Дата проведения урока | Наименования разделов и тем |
План | Факт |
1 триместр |
-
| 1.09.17-2.09.17 | | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. |
-
| 1.09.17-2.09.17 | | Актуализация изученного материала по теме «Количественные характеристики информационных процессов» |
-
| 4.09.17-8.09.17 | | Актуализация изученного материала по теме «Математические основы информатики» |
«Моделирование и формализация» (13 ч) |
4. | 4.09.17-8.09.17 | | Моделирование как метод познания. |
5. | 11.09.17-15.09.17 | | Словесные модели. |
6. | 11.09.17-15.09.17 | | Математические модели. |
7. | 18.09.17-22.09.17 | | Графические модели. Графы. |
8. | 18.09.17-22.09.17 | | Использование графов при решении задач. |
9. | 25.09.17-29.09.17 | | Табличные модели. |
10. | 25.09.17-29.09.17 | | Использование таблиц при решении задач. |
-
11. | 9.10.17-13.10.17 | | База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. |
12. | 9.10.17-13.10.17 | | Система управления базами данных. |
13. | 16.10.17-20.10.17 | | Создание базы данных. Запросы на выборку данных. |
14. | 16.10.17-20.10.17 | | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». |
-
15. | 23.10.17-27.10.17 | | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». Проверочная работа. |
-
16. | 23.10.17-27.10.17 | | Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация». |
«Алгоритмизация и программирование» (19 ч) |
17. | 30.10.17-3.11.17 | | Этапы решения задачи на компьютере |
18. | 30.10.17-3.11.17 | | Задача о пути торможения автомобиля |
2 триместр |
19. | 13.11.17-17.11.17 | | Решение задач на компьютере |
20. | 13.11.17-17.11.17 | | Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Использование циклов. |
21. | 20.11.17-24.12.17 | | Различные способы заполнения и вывода массива. |
22. | 20.11.17-24.12.17 | | Вычисление суммы элементов массива |
23. | 27.11.17-1.12.17 | | Последовательный поиск в массиве |
24. | 27.11.17-1.12.17 | | Сортировка массива |
25. | 4.12.17-8.12.17 | | Решение задач с использованием массивов |
26. | 4.12.17-8.12.17 | | Проверочная работа «Одномерные массивы» |
27. | 11.12.17-15.12.17 | | Последовательное построение алгоритма |
28. | 11.12.17-15.12.17 | | Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот |
29. | 18.12.17-22.12.17 | | Вспомогательные алгоритмы. Исполнитель Робот |
30. | 18.12.17-22.12.17 | | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры |
31. | 25.12.17-29.01.17 | | Функции |
32. | 25.12.17-29.01.17 | | Алгоритмы управления |
33. | 10.01.18-12.01.18 | | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование». Проверочная работа. Техника безопасности и организация рабочего места. |
34. | 10.01.18-12.01.18 | | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование». |
35. | 15.01.18-19.01.18 | | Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование». |
«Обработка числовой информации в электронных таблицах» ( 11ч) |
36. | 15.01.18-19.01.18 | . | Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы |
37. | 22.01.18-26.02.18 | | Основные режимы работы ЭТ |
38. | 22.01.18-26.02.18 | | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. |
39. | 29.01.18-1.02.18 | | Встроенные функции. |
40. | 29.01.18-1.02.18 | | Логические функции. |
41. | 5.02.18-9.02.18 | | Организация вычислений в ЭТ. |
42. | 5.02.18-9.02.18 | | Сортировка и поиск данных. |
43. | 12.02.18-16.02.18 | | Диаграмма как средство визуализации данных |
44. | 12.02.18-16.02.18 | | Построение диаграмм. |
3 триместр |
45. | 26.02.18-2.03.18 | | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». |
46. | 26.02.18-2.03.18 | | Контрольная работа по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах». |
«Коммуникационные технологии» (12 ч) |
47. | 5.03.18-9.03.18 | | Локальные и глобальные компьютерные сети |
48. | 5.03.18-9.03.18 | | Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера |
49. | 12.03.18-16.03.18 | | Доменная система имён. Протоколы передачи данных. |
50. | 12.03.18-16.03.18 | | Всемирная паутина. Файловые архивы. |
51. | 19.03.18-23.03.18 | | Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет |
52. | 19.03.18-23.03.18 | | Технологии создания сайта. |
53. | 26.03.18-30.03.18 | | Содержание и структура сайта. |
54. | 26.03.18-30.03.18 | | Оформление сайта. |
55. | 2.04.18-6.04.18 | | Размещение сайта в Интернете. |
56. | 2.04.18-6.04.18 | | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Коммуникационные технологии». Проверочная работа |
57. | 16.04.18-20.04.18 | | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Коммуникационные технологии». |
58. | 16.04.18-20.04.18 | | Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии». |
Итоговое повторение (10) |
59. | 23.04.18-27.00.18 | . | Информация и информационные процессы |
60. | 23.04.18-27.00.18 | | Файловая система персонального компьютера |
61. | 30.04.18-4.05.18 | | Системы счисления и логика |
62. | 30.04.18-4.05.18 | | Таблицы и графы |
63. | 7.05.18-11.05.18 | | Обработка текстовой информации |
64. | 7.05.18-11.05.18 | | Передача информации и информационный поиск |
65. | 14.05.18-18.05.18 | | Вычисления с помощью электронных таблиц. |
66. | 14.05.18-18.05.18 | | Алгоритмы и исполнители |
67. | 23.05.18-27.05.18 | | Программирование |
68. | 23.05.17-27.05.18 | | Итоговое занятие. |
9Б
№ урока | Дата проведения урока | Наименования разделов и тем |
План | Факт |
1 триместр |
-
| 1.09.17-2.09.17 | | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. |
-
| 1.09.17-2.09.17 | | Актуализация изученного материала по теме «Количественные характеристики информационных процессов» |
-
| 4.09.17-8.09.17 | | Актуализация изученного материала по теме «Математические основы информатики» |
«Моделирование и формализация» (13 ч) |
4. | 4.09.17-8.09.17 | | Моделирование как метод познания. |
5. | 11.09.17-15.09.17 | | Словесные модели. |
6. | 11.09.17-15.09.17 | | Математические модели. |
7. | 18.09.17-22.09.17 | | Графические модели. Графы. |
8. | 18.09.17-22.09.17 | | Использование графов при решении задач. |
9. | 25.09.17-29.09.17 | | Табличные модели. |
10. | 25.09.17-29.09.17 | | Использование таблиц при решении задач. |
-
11. | 9.10.17-13.10.17 | | База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. |
12. | 9.10.17-13.10.17 | | Система управления базами данных. |
13. | 16.10.17-20.10.17 | | Создание базы данных. Запросы на выборку данных. |
14. | 16.10.17-20.10.17 | | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». |
-
15. | 23.10.17-27.10.17 | | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». Проверочная работа. |
-
16. | 23.10.17-27.10.17 | | Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация». |
«Алгоритмизация и программирование» (19 ч) |
17. | 30.10.17-3.11.17 | | Этапы решения задачи на компьютере |
18. | 30.10.17-3.11.17 | | Задача о пути торможения автомобиля |
2 триместр |
19. | 13.11.17-17.11.17 | | Решение задач на компьютере |
20. | 13.11.17-17.11.17 | | Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Использование циклов. |
21. | 20.11.17-24.12.17 | | Различные способы заполнения и вывода массива. |
22. | 20.11.17-24.12.17 | | Вычисление суммы элементов массива |
23. | 27.11.17-1.12.17 | | Последовательный поиск в массиве |
24. | 27.11.17-1.12.17 | | Сортировка массива |
25. | 4.12.17-8.12.17 | | Решение задач с использованием массивов |
26. | 4.12.17-8.12.17 | | Проверочная работа «Одномерные массивы» |
27. | 11.12.17-15.12.17 | | Последовательное построение алгоритма |
28. | 11.12.17-15.12.17 | | Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот |
29. | 18.12.17-22.12.17 | | Вспомогательные алгоритмы. Исполнитель Робот |
30. | 18.12.17-22.12.17 | | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры |
31. | 25.12.17-29.01.17 | | Функции |
32. | 25.12.17-29.01.17 | | Алгоритмы управления |
33. | 10.01.18-12.01.18 | | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование». Проверочная работа. Техника безопасности и организация рабочего места. |
34. | 10.01.18-12.01.18 | | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование». |
35. | 15.01.18-19.01.18 | | Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование». |
«Обработка числовой информации в электронных таблицах» ( 11ч) |
36. | 15.01.18-19.01.18 | . | Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы |
37. | 22.01.18-26.02.18 | | Основные режимы работы ЭТ |
38. | 22.01.18-26.02.18 | | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. |
39. | 29.01.18-1.02.18 | | Встроенные функции. |
40. | 29.01.18-1.02.18 | | Логические функции. |
41. | 5.02.18-9.02.18 | | Организация вычислений в ЭТ. |
42. | 5.02.18-9.02.18 | | Сортировка и поиск данных. |
43. | 12.02.18-16.02.18 | | Диаграмма как средство визуализации данных |
44. | 12.02.18-16.02.18 | | Построение диаграмм. |
3 триместр |
45. | 26.02.18-2.03.18 | | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». |
46. | 26.02.18-2.03.18 | | Контрольная работа по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах». |
«Коммуникационные технологии» (12 ч) |
47. | 5.03.18-9.03.18 | | Локальные и глобальные компьютерные сети |
48. | 5.03.18-9.03.18 | | Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера |
49. | 12.03.18-16.03.18 | | Доменная система имён. Протоколы передачи данных. |
50. | 12.03.18-16.03.18 | | Всемирная паутина. Файловые архивы. |
51. | 19.03.18-23.03.18 | | Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет |
52. | 19.03.18-23.03.18 | | Технологии создания сайта. |
53. | 26.03.18-30.03.18 | | Содержание и структура сайта. |
54. | 26.03.18-30.03.18 | | Оформление сайта. |
55. | 2.04.18-6.04.18 | | Размещение сайта в Интернете. |
56. | 2.04.18-6.04.18 | | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Коммуникационные технологии». Проверочная работа |
57. | 16.04.18-20.04.18 | | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Коммуникационные технологии». |
58. | 16.04.18-20.04.18 | | Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии». |
Итоговое повторение (10) |
59. | 23.04.18-27.00.18 | . | Информация и информационные процессы |
60. | 23.04.18-27.00.18 | | Файловая система персонального компьютера |
61. | 30.04.18-4.05.18 | | Системы счисления и логика |
62. | 30.04.18-4.05.18 | | Таблицы и графы |
63. | 7.05.18-11.05.18 | | Обработка текстовой информации |
64. | 7.05.18-11.05.18 | | Передача информации и информационный поиск |
65. | 14.05.18-18.05.18 | | Вычисления с помощью электронных таблиц. |
66. | 14.05.18-18.05.18 | | Алгоритмы и исполнители |
67. | 23.05.18-27.05.18 | | Программирование |
68. | 23.05.17-27.05.18 | | Итоговое занятие. |
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
Компьютерный класс на 12 ученических мест и компьютер учителя.
На каждом компьютере установлено лицензионное программное обеспечение, позволяющее реализацию данной рабочей программы.
Каждый компьютер имеет выход в Интернет.
В кабинете установлено оборудование для мультимедийных демонстраций (медиапроектор и звуковые колонки).
Перечень учебно-методического обеспечения
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное и планирование для 7-9 классов / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л., Босова А. Ю. Информатика и ИКТ. 7-9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/
Сайт методической поддержки (авторская мастерская Босовой Л. Л.) – http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/umk8-9.php
Электронное приложение к учебнику (авторские презентации и интерактивные тесты) - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php
Программные средства:
Операционная система – Windows XP, Linux.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Система программирования.
Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Браузер.
Электронные учебные пособия
http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Сайт методической поддержки (авторская мастерская Босовой Л. Л.) – http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/umk8-9.php
Электронное приложение к учебнику (авторские презентации и интерактивные тесты) - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php
Контрольно-измерительные материалы
В конце каждой главы учебника представлены тестовые задания для самоконтроля, содержащие от 16 до 30 вопросов.
Интерактивные тематические тесты, с ограничением по времени (20 мин) и выводом оценки, представлены на сайте авторской мастерской Босовой Л. Л. по адресу http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей физико-математического цикла протокол №____от_________2017 года Руководитель ШМО физико–математического цикла Магомедов В.М __________________ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________Черных О.И. _________2017 год |