СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике для 10-11 классов

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе, предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» по авторской программе Угриновича Н.Д.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 10-11 классов»

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10-11 классов средней школы (базовый уровень) разработана на основе следующих документов:

1. Федеральный базисный учебный план (приказ МО №322 от 09.02.1998г. и №1312 от 09.03.2004 г.)

2. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Минобрнауки от 05.03.2004 г. №1089);

3. Примерная программа среднего полного образования по информатике и информационным технологиям в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 г. № 1312)

4. Программы курса “Информатика и ИКТ” (базовый и профильный уровни)Угринович Н.Д. (10-11 классы)

5. Кодификатор элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе, предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся

Общая характеристика учебного предмета.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процес­сов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необ­ходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Цели:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения типовых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств. Это позволяет:

• обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы;

• систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

• заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;

• сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:

● автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы);

● АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);

● АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);

● АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков ис­пользования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.



Место предмета в учебном плане

Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 10-11 классов в течении 68 часов (в том числе в Х классе - 34 учебных часа из расчета I час в неделю и в XI классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю).

В авторской программе количество часов отведенных на изучение темы «Коммуникационные технологии» уменьшено на 3 часа, они переведены на изучение темы «Кодирование и обработка графической, звуковой и числовой информации», т.к. данные темы широко представлены в КИМах ЕГЭ и требуют более глубокого изучения.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения базового курса информатики и информационных технологий в 10- 11 классах ученик должен

знать/понимать

● Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".

● Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

● Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей.

● Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

● Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности

● Назначение и функции операционных систем.


уметь

● Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

● Распознавать информационные процессы в различных системах.

● Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

● Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

● Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

● Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.

● Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.

● Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

● Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

● Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

● эффективной организации индивидуального информационного пространства;

● автоматизации коммуникационной деятельности;

● эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.



Содержание учебного курса

10 класс

Введение. Информация и информационные процессы – 4 часа.

Введение. Вводный инструктаж правил по техники безопасности, поведения в кабинете информатики.

Информация и информационные процессы.

Количество информации. Подходы к определению количества информации.

Практические работы:

Практическая работа №1. Определение количества информации.

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны

знать/ понимать:

  • технику безопасности при работе в кабинете информатики;

  • основные подходы к определению понятия «информация», виды и свойства информации;

  • понятие количество информации, единицы измерения информации, принципы основных подходов к определению количества информации.

уметь:

  • определять дискретные и непрерывные сигналы;

  • определять количество информации;

  • определять количество информации, содержащейся в сообщении, при вероятностном и алфавитном подходах..

Кодирование и обработка текстовой информации.

Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. 

Практические работы:

Практическая работа 2. Кодировки русских букв.

Практическая работа 3. Создание и форматирование документа.

Практическая работа 4. Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика.

Практическая работа 5. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа.   

Контроль знаний и умений: Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы. Кодирование и обработка текстовой информации».

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны

знать/ понимать:

  • кодовые таблицы. Форматы файлов;

  • решение задач КИМ ЕГЭ по теме «Количество текстовой информации»;

  • автоматизированные средства и технологии организации текста. Текстовые редакторы и процессоры;

  • технологии организации текста. Приемы преобразования текстов: форматирование;

  • компьютерные словари и системы перевода текстов;

  • распознавание текста, работа с редактором Abby Fine Raeder 8.0.

уметь:

  • определять числовой код символа. Кодировать и декодировать сообщение по кодовой таблице;

  • работать с разделами, выполнять операции редактирования, форматировать документ;

  • работать с разделами, выполнять операции редактирования, форматировать документ;

  • переводить текст с использованием системы машинного перевода;

  • распознавать текст, сохранять в различных форматах.

Кодирование и обработка графической, звуковой и числовой информации.

Кодирование графической информации. Растровая графика.     Векторная графика. Кодирование звуковой информации. Компьютерные презентации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.

Практические работы:

Практическая работа 6. Кодирование графической информации.

Практическая работа 7. Растровая графика.

Практическая работа 8. Трехмерная векторная графика.

Практическая работа 9. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС.

Практическая работа 10. Создание и редактирование оцифрованного звука.

Практическая работа 11. Создание Flash-анимации.

Практическая работа 12. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера».

Практическая работа 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.

Практическая работа 14. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.

Практическая работа 15. Построение диаграмм различных типов.

Контроль знаний и умений: Контрольная работа №2 по теме «Кодирование и обработка графической, звуковой и числовой информации».

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны

знать/ понимать:

  • методы сжатия данных, форматы звуковых файлов.

  • технологии создания слайдов и презентации Виды анимации. Назначение каждого вида, и их применение.

  • правила записи чисел в системах счисления Правила перевода чисел в позиционных системах счисления Правила вычисления в позиционных системах счисления.

  • назначение и функции электронных таблиц, элементы электронных таблиц.

уметь:

  • решать задачи КИМов ЕГЭ по теме «Количество графической информации», «Цветообразование»

  • приводить примеры растровых и векторных изображений; создавать и редактировать растровые изображения; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений.

  • создавать рисунки, чертежи с помощью векторных графических редакторов.

  • решать геометрические задачи с помощью систем векторного проектирования (КОМПАС 3D).

  • осуществлять запись звука, применять методы сжатия звуковых файлов.

  • настраивать анимацию объектов, слайдов.

  • записывать числа в различных системах счисления; переводить числа из одной системы счисления в другую; вычислять в позиционных системах счисления.

  • вводить и изменять данные в таблице, решать задачи разных типов в электронных таблицах.

  • строить диаграммы и графики, определять тип диаграммы в зависимости от вида представленной информации.

Коммуникационные технологии

Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Основы языка разметки гипертекста

Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии».

Практические работы:

Практическая работа 16. Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети. 

Практическая работа 17. Создание подключения к Интернету.

Практическая работа 18. Подключения к Интернету и определение IP-адреса.

Практическая работа 19. Настройка браузера.

Практическая работа 20. Работа с электронной почтой.

Практическая работа 21. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях.

Практическая работа 22. Работа с файловыми архивами.

Практическая работа 23. Геоинформационные системы в Интернете. 

Практическая работа 24. Поиск в Интернете.

Практическая работа 25. Заказ в Интернет-магазине.

Практическая работа 26. Разработка сайта с использованием Web-редактора.

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны

знать/ понимать:

Уметь предоставлять общий доступ к сетевым устройствам, папкам.

Уметь определять по имени домена верхнего уровня профиль организации, владельца домена. Записывать доменное имя.

Уметь осуществлять подключение к Интернету; настраивать модем и почтовые программы.

Уметь путешествовать по Всемирной паутине. Настраивать браузер Работать с файловыми архивами.

Уметь настраивать почтовую программу. Работать с электронной почтой.

Уметь участвовать в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.

Уметь создавать архив файлов и раскрывать архив с использованием программы-архиватора; загружать файл из файлового архива.

Уметь находить в Интернете интерактивные карты города, пользоваться программой навигатором.

Знать формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче.

Уметь описывать объекты для его последующего поиска.

Уметь осуществлять заказ в Интернет-магазине.

Знать правила записи тегов графического оформления, гиперссылок

Уметь размещать графические объекты на WеЬ – странице. Создавать и настраивать гиперссылки, списки, формы. Планировать и размещать информационные ресурсы на Wеb-сайте.

уметь:

Повторение.

Повторение за курс 10 класса



11 класс

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

История развития вычислительной техники. Архитектура персонального компьютера. Операционные системы. Основные характеристики операционных систем. Операционная система Windows. Операционная система Linux. Защита от несанкционированного доступа к информации. Защита с использованием паролей. Биометрические системы защиты. Физическая защита данных на дисках. Защита от вредоносных программ. Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них. Сетевые черви и защита от них. Троянские программы и защита от них. Хакерские утилиты и защита от них.

Практические работы:

Виртуальные компьютерные музеи

Сведения об архитектуре компьютера

Сведения о логических разделах дисков

Значки и ярлыки на Рабочем столе

Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux

Установка пакетов в операционной системе Linux

Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи

Защита от компьютерных вирусов

Контроль знаний и умений: контрольная работа № 1 по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» (тестирование).

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны

знать/ понимать:

  • назначение и функции операционных систем;

  • какая информация требует защиты;

  • виды угроз для числовой информации;

  • физические способы и программные средства защиты информации;

  • что такое криптография;

  • что такое цифровая подпись и цифровой сертификат.

уметь:

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

  • подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;

  • соединять устройства ПК;

  • производить основные настройки БИОС;

  • работать в среде операционной системы на пользователь­ском уровне.





Моделирование и формализация.

Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование интерактивных компьютерных моделей. Исследование физических моделей. Исследование астрономических моделей. Исследование алгебраических моделей. Исследование геометрических моделей (планиметрия). Исследование геометрических моделей (стереометрия). Исследование химических моделей. Исследование биологических моделей.

Практические работы:

Исследование интерактивной физической модели.

Исследование интерактивной астрономической модели.

Исследование интерактивной алгебраической модели.

Исследование интерактивной геометрической модели (планиметрия).

Исследование интерактивной геометрической моделей (стереометрия).

Исследование интерактивной химической модели.

Исследование интерактивной биологической модели.

Контроль знаний и умений: контрольная работа №2 по теме «Моделирование и формализация» (тестирование).

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны

знать/ понимать:

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

  • использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;

  • что такое системный подход в науке и практике;

  • роль информационных процессов в системах;

  • определение модели;

  • что такое информационная модель;

  • этапы информационного моделирования на компьютере;

уметь:

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • ориентироваться в граф-моделях, строить их по вербальному описанию системы;

  • строить табличные модели по вербальному описанию системы.



Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД).

Табличные базы данных. Система управления базами данных. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Сортировка записей в табличной базе данных. Печать данных с помощью отчетов. Иерархические базы данных. Сетевые базы данных.

Практические работы:

Создание табличной базы данных

Создание формы в табличной базе данных

Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов

Сортировка записей в табличной базе данных

Создание отчета в табличной базе данных

Создание генеалогического древа семьи

Контроль знаний и умений: контрольная работа №3 «База данных» (тестирование).

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны

знать/ понимать:

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности ( баз данных);

  • что такое база данных (БД);

  • какие модели данных используются в БД;

  • основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;

  • определение и назначение СУБД;

  • основы организации многотабличной БД;

  • что такое схема БД;

  • что такое целостность данных;

  • этапы создания многотабличной БД с помощью реляцион­ной СУБД.

уметь:

  • распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

  • осуществлять поиск информации в базах данных.

Информационное общество.

Право в Интернете. Этика в Интернете. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны знать:

  • в чем состоят основные черты информационного общества;

  • причины информационного кризиса и пути его преодоления;

  • какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;

  • основные законодательные акты в информационной сфере;

  • суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

Учащиеся должны уметь:

• соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности



Повторение. Подготовка к ЕГЭ по курсу «Информатика и ИКТ».

Повторение по теме «Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение».

Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование».

Повторение по теме «Основы логики. Логические основы компьютера».

Повторение по теме «Информационные технологии. Коммуникационные технологии».

Учебно-тематический план

10 класс

Название темы

Количество часов

В том числе на:

Практические работы

Контрольные

работы

1

Введение. Информация и информационные процессы

4

1


2

Информационные технологии

17

15

1

3

Коммуникационные технологии

12

11

1

4

Итоговое повторение

1


1


Итого:

34

27

3

11 класс

Название темы

Количество часов

В том числе на:

Практические работы

Контрольные

работы

1

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

12

11

1

2

Моделирование и формализация

8


1

3

База данных. Системы управления базами данных

8

6

1

4

Информационное общество

2


1




5

Повторение. Подготовка к ГИА

4




Итого:

34

17

4




Критерии и нормы оценки


Критерий оценки устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»: отсутствие ответа.

Критерий оценки практического задания

Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»: работа не выполнена.

Нормы оценок тестовой работы.

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок.(95-100%)

Оценка «4» ставится, если выполнено 80-95% всей работы. Оценка «3» ставится, если выполнено 67-79% всей работы.

Оценка «2» ставится, если выполнено менее 66% всей работы.

Оценка «1» ставится, если выполнено менее 15% всей работы, или если учащийся не приступал к работе.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

 не более двух грубых ошибок,

 или не более одной грубой ошибки и одного недочета.

 или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета,

 или не более двух-трех негрубых ошибок,

 или одной негрубой ошибки и трёх недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.


Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превышает норму, при которой может быть поставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.

Оценка «1» ставится, если выполнено менее 15% всей работы, или если учащийся не приступал к работе.

Учитель имеет право поставить оценку выше той, которая предусмотрена “Нормами”, если учеником оригинально выполнена работа.

Календарно-тематический план на 2015-2016 учебный год

10 класс


Тема, практическое занятие


Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся


Домашнее задание


Дата проведения урока

план

факт

Введение. Информация и информационные процессы (4 часа)

1

Введение. Вводный инструктаж правил по техники безопасности, поведения в кабинете информатики.

Чем опасен ПК, как избежать нарушения здоровья при работе, правила поведения в кабинете информатике. Элементы окружающего мира. Действия с ними. Отличия вещества и энергии от информации. Роль информации в современном мире.

Знать технику безопасности при работе в кабинете информатики.




2

Информация и информационные процессы.


Основные подходы к определению понятия «информация».

Виды и свойства информации. Информационные процессы.

Знать основные подходы к определению понятия «информация», виды и свойства информации.

Уметь определять дискретные и непрерывные сигналы.

стр.7-8



3

Количество информации. Подходы к определению количества информации.


Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.

Знать понятие количество информации, единицы измерения информации, принципы основных подходов к определению количества информации.

Уметь определять количество информации.

стр.9-11




4

Практическая работа "Определение количества информации".


Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении, при вероятностном и алфавитном подходах.

Уметь определять количество информации, содержащейся в сообщении, при вероятностном и алфавитном подходах.

инд. задание: решить задачи



Информационные технологии (17 часов)

5/1

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа 1.1 "Кодировки русских букв".

Кодовые таблицы. Форматы файлов.

ПР «Определение кода символа. Ввод символа по коду»

Решение задач КИМ ЕГЭ по теме «Количество текстовой информации»

Уметь определять числовой код символа. Кодировать и декодировать сообщение по кодовой таблице.

1.1.1

стр. 15


6/2

Создание документов в текстовых редакторах.

Автоматизированные средства и технологии организации текста. Текстовые редакторы и процессоры.

Уметь работать с разделами, выполнять операции редактирования, форматировать документ.

1.1.2




7/3

Форматирование документов в текстовых редакторах.

Практическая работа 1.2 "Создание и форматирование документа".


Технологии организации текста. Приемы преобразования текстов: форматирование.

Уметь работать с разделами, выполнять операции редактирования, форматировать документ.

1.1.3







8/4

Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов.

Практическая работа 1.3 "Перевод с помощью онлайнового словаря и переводчика".


Компьютерные

словари и

системы перевода

текстов

Иметь представление о возможностях компьютерных словарей.

Уметь переводить текст с использованием системы машинного перевода.

1.1.4



9/5

Системы оптического распознавания документов. Практическая работа 1.4 Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа.    

Распознавание текста, работа с редактором Abby Fine Raeder 8.0.

Уметь распознавать текст, сохранять в различных форматах.

1.1.5



10/6

Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы. Кодирование

и обработка текстовой информации».




11/7

Кодирование графической информации

Практическая работа 1.5 "Кодирование графической информации"


Объем графического файла.

Два подхода к представлению графической информации.



Уметь решать задачи КИМов ЕГЭ по теме «Количество графической информации», «Цветообразование»

1.2.1 стр.38



12/8

Растровая графика.    

Практическая работа 1.6 "Растровая графика".  


Растровая графика. Модели цветообразования. Форматы файлов. Создание и редактирование растровых объектов средствами графических редакторов

Уметь приводить примеры растровых и векторных изображений; создавать и редактировать растровые изображения; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений.

1.2.2. стр.44



13/9

Векторная графика.

Практическая работа 1.7 "Трехмерная векторная графика".


Векторная графика. Модели цветообразования. Форматы файлов.

Уметь создавать рисунки, чертежи с помощью векторных графических редакторов.

1.2.3. стр.57



14/10

Практическая работа 1.8 "Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС"


Основы работы в системе компьютерного черчения КОМПАС 3D.

Уметь решать геометрические задачи с помощью систем векторного проектирования (КОМПАС 3D).


стр.59



15/11

Кодирование звуковой информации.

Практическая работа 1.10 " Создание и редактирование оцифрованного звука"


Объем звукового файла. МP3 и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.

Знать методы сжатия данных, форматы звуковых файлов.

Уметь осуществлять запись звука, применять методы сжатия звуковых файлов.


1.3. стр.74




16/12

Практическая работа 1.9 "Создание Flash-анимации"





стр.69



17/13

Компьютерные презентации.

Практическая работа 1.11 " Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»"

Компьютерные презентации. Дизайн и макеты слайдов. Виды анимации. Настройка анимации.

Знать технологии создания слайдов и презентации Виды анимации. Назначение каждого вида, и их применение.

Уметь настраивать анимацию объектов, слайдов.


1.4. стр.81

П/р 1.12

Разработка презентации "История развития ВТ"



18/14

Представление числовой информации с помощью систем счисления

Практическая работа 1.13 " Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора"

Понятие позиционные и непозиционные системы счисления Запись чисел в системах счисления. Системы счисления, используемые в вычислительной техники. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Вычисления в позиционных системах счисления.

Знать правила записи чисел в системах счисления Правила перевода чисел в позиционных системах счисления Правила вычисления в позиционных системах счисления.

Уметь записывать числа в различных системах счисления; переводить числа из одной системы счисления в другую; вычислять в позиционных системах счисления.

1.5.1. стр.94



19/15

Электронные таблицы Практическая работа 1.14 " Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах"

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст.

Знать назначение и функции электронных таблиц, элементы электронных таблиц.

Уметь вводить и изменять данные в таблице, решать задачи разных типов в электронных таблицах.


1.5.2. стр.99



20/16

Построение диаграмм и графиков

Практическая работа 1.15 " Построение диаграмм различных типов"


Назначение наглядного представления числовой информации. Виды и типы диаграмм. Работа с мастером построения диаграмм.

Уметь строить диаграмм и графики, определять тип диаграммы в зависимости от вида представленной информации.

1.5.3. стр.105



21/17

Контрольная работа №2 по теме «Кодирование и обработка графической, звуковой и числовой информации».





Коммуникационные технологии ( 13 часов)

22/1

Локальные компьютерные сети.

Практическая работа 2.1 "Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети"


Возможности и преимущества сетевых технологий. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Возможности сетевых технологий. Способы организации компьютерных сетей.

Уметь предоставлять общий доступ к сетевым устройствам, папкам.

2.1. стр.119



23/2

Глобальная компьютерная сеть Интернет

Практическая работа 2. 2 "Создание подключения к Интернету"

Понятие сервера. Адресация в Интернете. IP-адресация и доменная система имен. Протоколы обмена. Протокол передачи данных ТСР/IР. Трассировка маршрута.

Уметь определять по имени домена верхнего уровня профиль организации, владельца домена. Записывать доменное имя.

2.2. стр.132



24/3

Подключение к Интернету

Практическая работа 2.3 "Подключения к Интернету и определение IP-адреса"


Способы подключения к сети Интернет. Настройка модема.

Уметь осуществлять подключение к Интернету; настраивать модем и почтовые программы.

2.3. стр.138



25/4

Всемирная паутина Практическая работа 2.4 "Настройка браузера"

Назначение Всемирной паутины, файловых архивов

Уметь путешествовать по Всемирной паутине. Настраивать браузер Работать с файловыми архивами.

2.4. стр.143



26/5

Электронная почта. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете.

Практическая работа 2.5 "Работа с электронной почтой"

Назначение электронной почты, телеконференции

Уметь настраивать почтовую программу. Работать с электронной почтой.

2.5. стр.150



27/6

Общение в Интернете в реальном времени Практическая работа 2.6 "Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях".      

Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.

Уметь участвовать в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.

2.6. стр.158



28/7

Файловые архивы.

Практическая работа 2.7 "Работа с файловыми архивами"       

Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора. Загрузка файла из файлового архива.

Уметь создавать архив файлов и раскрывать архив с использованием программы-архиватора; загружать файл из файлового архива.

2.7. стр.171



29/8

Геоинформационные системы в Интернете.

Практическая работа 2.8 "Геоинформационные системы в Интернете" 

ГИС. Интерактивные карты в Интернете. Спутниковая навигация.

Уметь находить в Интернете интерактивные карты города, пользоваться программой навигатором.

2.8- 2.9. стр.182



30/9

Поиск информации в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.

Практическая работа 2.9 "Поиск в Интернете"


Поисковые информационные системы общего и специального назначения. Организация поиска информации.

Знать формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче.

Уметь описывать объекты для его последующего поиска.


2.10. 2.12.

стр.187



31/10

Электронная коммерция в Интернете.

Практическая работа 2.10 " Заказ в Интернет-магазине".

Способы организации электронных торгов, Интернет магазинов, бирж.

Уметь осуществлять заказ в Интернет - магазине.

2.11. стр.198



32/11

Основы языка разметки гипертекста

Практическая работа 2.11 " Разработка сайта с использованием Web-редактора"



Знать правила записи тегов графического оформления, гиперссылок

Уметь размещать графические объекты на WеЬ – странице. Создавать и настраивать гиперссылки, списки, формы. Планировать и размещать информационные ресурсы на Wеb-сайте.

2.13.






33/12

Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии».




34\13

Итоговое повторение






Календарно-тематический план на 2016-2017 учебный год

11 класс

№№

Тема, практическое занятие

Домашнее задание

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся


Подготовка

к итоговой аттестации

Дата проведения урока

план

факт


Тема 1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов – 12 часов


11

ТБ в кабинете информатики. История развития вычислительной техники. Практическая работа №1 «Виртуальные компьютерные музеи».

§ 1.1. стр.10; стр.15

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.

Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации.

Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности


Учащиеся должны

знать/ понимать:

  • назначение и функции операционных систем;

  • какая информация требует защиты;

  • виды угроз для числовой информации;

  • физические способы и программные средства защиты информации;

  • что такое криптография;

  • что такое цифровая подпись и цифровой сертификат.

уметь:

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

  • подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;

  • соединять устройства ПК;

  • производить основные настройки БИОС;

  • работать в среде операционной системы на пользователь­ском уровне.




22

Архитектура персонального компьютера.

Инструктаж по ТБ. Пр. работа № 2 Сведения об архитектуре компьютера.

§ 1.2 стр.19

КИМ

1, 2



33

Операционные системы. Инструктаж по ТБ. Пр. работа №3 Сведения о логических разделах дисков. Пр. работа №4 Значки и ярлыки на рабочем столе.

§1.3.1 -1.3.2, стр.25-30

КИМ

3, 4



44

Операционная система Linux. Инструктаж по ТБ. Пр. работа №5 Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux.

§1.3.3, стр.36-41




55

Установка пакетов в операционной системе Linux. Инструктаж по ТБ. Пр. работа №6 Установка пакетов в операционной системе Linux.

§1.3.3, стр.41-43

КИМ

5, 25



66

Защита от несанкционированного доступа к информации. Инструктаж по ТБ. Пр. работа №7 Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи.

§1.4, стр.43-49

КИМ

6, 7



77

Физическая защита данных на дисках. Вредоносные антивирусные программы.

§ 1.5, 1.6.1 стр.49-53

КИМ

8



88

Компьютерные вирусы и защита от них. Инструктаж по ТБ. Пр. работа №8 Защита от компьютерных вирусов

§1.6.2.,

Стр. 53-61.

КИМ

9, 10,

26



99

Сетевые черви и защита от них. Инструктаж по ТБ. Пр. работа №9 Защита от сетевых червей.

§1.6.3

Стр. 63-70

КИМ

11



110

Троянские программы и защита от них. Инструктаж по ТБ. Пр. работа №10 по теме Защита от троянских программ

§1.6.4, стр71-74

КИМ

12







111

Хакерские утилиты и защита от них. Инструктаж по ТБ. Пр. работа №11 по теме Защита от хакерских атак

§1.6.5, стр75-78

КИМ

13,14



12

Контрольная работа № 1 по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» (тестирование)

Повт. гл.1, Творческое задание





Тема 2. Моделирование и формализация- 8 часов

113

Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании.

§ 2.1-2.2

Стр.80-84

Информация и информационные процессы

Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.

Информационные модели и системы

Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей)


Учащиеся должны

знать/ понимать:

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

  • использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;

  • что такое системный подход в науке и практике;

  • роль информационных процессов в системах;

  • определение модели;

  • что такое информационная модель;

  • этапы информационного моделирования на компьютере;

уметь:

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • ориентироваться в граф-моделях, строить их по вербальному описанию системы;

  • строить табличные модели по вербальному описанию системы.

КИМ

19



114

Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследование моделей на компьютере.

§2.3 -2.5

Стр. 84-88


КИМ

20



115

Исследование физических моделей.

§2.6.1

Стр. 89-90

КИМ

16



116

Исследование астрономических моделей.

§2.6.2

Стр. 91,92

КИМ

15



117

Исследование алгебраических моделей.

§2.6.3

Стр 92-93

КИМ

17



118

Исследование геометрических моделей.

§2.6.4Стр 94-95

КИМ

18



119

Исследование химических и биологических моделей.

§2.6.6§2.6.7, стр97-99

КИМ

27



220

Контрольная работа №2 по теме «Моделирование и формализация» (тестирование)





Тема 3. База данных. Системы управления базами данных- 8 часов

221

Табличные базы данных. Система управления базами данных.

3.1, 3.2, стр103-104

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

Базы данных. Системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач


Учащиеся должны

знать/ понимать:

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности ( баз данных);

  • что такое база данных (БД);

  • какие модели данных используются в БД;

  • основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;

  • определение и назначение СУБД;

  • основы организации многотабличной БД;

  • что такое схема БД;

  • что такое целостность данных;

  • этапы создания многотабличной БД с помощью реляцион­ной СУБД.

уметь:

  • распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

  • осуществлять поиск информации в базах данных.

КИМ




222

Инструктаж по ТБ. Пр. работа №12 Создание табличной базы данных.

Стр. 106-108

КИМ




223

Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной БД. Инструктаж по ТБ. Пр. работа №13 Создание формы в табличной БД.

§3.2.2, стр 109-112

КИМ




224

Поиск записей в табличной БД с помощью фильтров и запросов. Инструктаж по ТБ. Пр. работа №14 Поиск записей в табличной БД

§3.2.3 стр113-117

КИМ




225

Сортировка записей в табличной БД. Инструктаж по ТБ. Пр. работа №15 Сортировка записей в БД.

Пр. работа №16 Создание отчётов в БД

У:§3.2.4, стр 117-120

КИМ




226

Иерархические БД.

§3.3, стр120-124

КИМ




227

Сетевые базы данных. Инструктаж по ТБ. Пр. работа №17 «Создание генеалогического древа семьи».


§3.4, стр124-126

КИМ




228

Контрольная работа №3 «База данных» (тестирование).






Тема 4. Информационное общество- 2 часа

229

Право в Интернете.

Этика в Интернете.

§ 4.1

§4.2

Основы социальной информатики

Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека

Учащиеся должны знать:

  • в чем состоят основные черты информационного общества;

  • причины информационного кризиса и пути его преодоления;

  • какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;

  • основные законодательные акты в информационной сфере;

  • суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

Учащиеся должны уметь:

• соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности

КИМ




330

3

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

§4.3

КИМ






Тема 5. Повторение. Подготовка к ЕГЭ-4 часа

331

Повторение по теме «Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение»







323

Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование»







333

Повторение по теме «Основы логики. Логические основы компьютера»







334

Повторение по теме «Информационные технологии. Коммуникационные технологии»







Перечень учебно-методических средств обучения

Литература

● Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса .М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010-2012

● Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса .М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010-2012

● Угринович Н. Д. Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011+2CD

● Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: практикум / Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. -2е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

● Информатика и ИКТ. Задачник –практикум в 2х т /Л.А. Залогова и др; под редак. И.Г. Семакина, Е.К. Хенера. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

  • Демонстрационный вариант ЕГЭ по информатике



Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер

  • Проектор

  • Принтер

  • Модем

  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

  • Интернет.

  • ОС Windows или Linux



12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!