СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике и ИКТ

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП по информатике по учебнику Босова Л.Л. 5 класс. на 35 учебных недель

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике и ИКТ»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №6 г. Нижние Серги




РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

МКОУ ООШ №6

г. Нижние Серги

протокол от «____» августа 2017

года №_____




УТВЕРЖДЕНО

Директор МКОУ ООШ №6

г. Нижние Серги

_______И.С. Бирбасова

Приказ от «____» сентября 2017 года

№____











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса


Основы информатики


для 5 класса













Составитель: Валикаева Александра Николаевна

Квалификационная категория:

Педагогический стаж: 3 года









2017 год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  1. Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования РФ от 05.03.04 № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";

  3. Приказа Минобразования РФ от 09.03.04 №1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»; Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189);

  4. Учебного плана МКОУ ООШ № 6 г.Нижние Серги на 2017-2018 учебный год;

  5. Положения о рабочей программе в МКОУ ООШ № 6 г. Нижние Серги.

Содержание курса информатики и ИКТ в 5 классе

1. Компьютер для начинающих

Информация и информатика.

Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».

Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».

Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».

Клавиатурный тренажер.

2. Информация вокруг нас

Действия с информацией.

Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер.

Координатный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

3. Информационные технологии

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».

Практическая работа №6 «Вводим текст».

Практическая работа №7 «Редактируем текст».

Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».

Практическая работа №9 «Форматируем текст».

Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».

Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».

Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».

Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами».

Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».

Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».

Цели и задачи программы:

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

  • формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;

  • усиление культурологической составляющей школьного образования;

  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика — это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики,

находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов.

Формы организации учебного процесса

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 5 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

В 5 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.

Используемые технологии, методы и формы работы:

При организации занятий школьников по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.

На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником, рабочей тетрадью );

  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);

  • проблемное обучение;

  • метод проектов;

  • ролевой метод.

Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;

  • урок контроля знаний;

  • обобщающий урок;

  • комбинированный урок.

Особенности оценки предметных результатов обучения

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учетом уровневого подхода, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.

Практика показывает, что для описания достижений обучающихся целесообразно установить пять уровней. Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Уровни достижения планируемых результатов, превышающие базовый, можно определить, как:

1) повышенный уровень достижения планируемых результатов, отметка «хорошо» (отметка «4»);

2) высокий уровень достижения планируемых результатов, отметка «отлично» (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:

1) пониженный уровень достижений, отметка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

2) низкий уровень достижений, отметка «плохо» (отметка «1»).

Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объема и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.

Как правило, пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что учеником не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся; о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся (в среднем в ходе обучения составляющая около 10 %) требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.

Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных отрывочных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Учащиеся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуют специальной помощи не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся..

Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. Критерий достижения/освоения учебного материала можно рассматривать как выполнение не менее 50 % заданий базового уровня или получения 50 % от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

В качестве одной из основных форм контроля рассматривается тестирование. Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании:

за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;

за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;

за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.

Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

50-70% — «3»;

71-85% — «4»;

86-100% — «5».

По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.

Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» – с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности. При правильном подходе к организации тестирования в 5 классе, как правило, в дальнейшем эта форма контроля уже не вызывает у школьников особых затруднений.

В 5-м классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.

Контрольные работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.

Практические контрольные работы для учащихся 5 классов представлены в трех уровнях сложности. (Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям).

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

  • уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;

  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

  • владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Предметные результаты:

  • умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

  • умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

  • умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;

  • умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

  • умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;

  • умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

  • умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;

  • умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;

  • навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

Перечень учебно-методического обеспечения
по информатике для 5 класса
  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Оборудование и приборы

  1. Операционная система Windows

  2. Пакет офисных приложений Office или OpenOffice

  3. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).

  4. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).

Перечень цифровых образовательных ресурсов

1. Зрительные иллюзии.

2. Техника безопасности.

3. Компьютер на службе у человека.

4. Хранение информации.

5. Носители информации.

6. Средства передачи информации.









Календарно-тематическое планирование по курсу основ информатики для 5 класса


Тема и тип урока

Кол-во часов

Планируемые результаты освоения материала

Характеристика основных видов деятельности

Материально-техническое обеспечение

Домашнее задание

Дата

План/

Факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности.

1

общие представления о целях изучения курса информатики;

общие представления об информации и информационных процессах

умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику

навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе

лекция с беседой, решение упражнений в РТ

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран.

1) презентация «Информация вокруг нас»;

4) презентация «Техника безопасности»

§1, рабочая тетрадь (РТ): №1, №4, №7, №10. Дополнительное

задание: №11 в РТ, №7 на стр. 9 учебника.

04.09/

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. изучение нового материала, обобщение

1

знание основных устройств компьютера и их функций

основы ИКТ- компетентности

представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

беседа, решение упражнений в РТ

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран.

1) презентация «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией »;

2) презентация «Компьютер на службе у человека».

§2, РТ: №12, №13, №14, №23. Дополнительное задание: №24, № 32 в РТ; №9 на стр.16 учебника.

11.09/

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

1

представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера

основы ИКТ- компетентности; умение ввода информации с клавиатуры

понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати.

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.

презентация «Ввод информации в память компьютера».


§3; РТ: №25, №26, №28, №33. Дополнительное задание: один из номеров 35 или 36,

№37.

18.09/

Управление компьютером. изучение нового материала, практикум

1

общие представления о пользовательском интерфейсе; представление о приёмах управления компьютером

основы ИКТ- компетентности; навыки управления

компьютером

понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.

презентация «Управление компьютером».


§4; РТ: №38, №39, №42, №53. Дополнительное задание: №54 в РТ; №21 на стр. 34

учебника.

25.09/

Хранение информации. изучение нового материала, практикум

1

общие представления о хранении информации как

информационном процессе; представления о многообразии носителей информации

понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ- компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве

понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.

1) презентация «Хранение информации»;

2) презентация «Носители информации»;

3) презентация «Хранение информации: история и современность»

§5; РТ: №55, №59, №63, №64, №67. Дополнительные задания: №57, №61, №68, №69.

02.10/

Передача информации. изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

1

общие представления о передаче информации как

информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приёмниках информации

понимание единой сущности процесса передачи информации

понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики

беседа, решение упражнений

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проект ор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Передача информации»;

2) презентация «Средства передачи информации»

§6; РТ: №70, №72, №74. Дополнительное задание: №75




09.10/

Электронная почта. изучение нового материала, практикум, обобщение

1

общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме

основы ИКТ -компетентности; умение отправлять и получать электронные письма

понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проект ор, экран;

ПК учащихся

презентация «Передача информации».

§6 (3); РТ: №76, №77. Дополнительное задание: №78.

16.10/

К.р.№1 по теме «Устройство компьютера. Действия с информацией».

В мире кодов. Способы кодирования информации. комбинированный урок

1

общие представления о кодах и кодировании; умения

кодировать и декодировать информацию при известных правилах

кодирования;

умение перекодировать информацию из одной

пространственно-графической или знаково-символической формы в другую;

понимание значения различных кодов в жизни человека;

интерес к изучению информатики

беседа, решение упражнений, контрольная работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

презентация «Кодирование информации».

§7(1, 2), РТ: №79–№98 (выборочно, по усмотрению учителя).

23.10/

Метод координат. изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

1

представление о методе координат

понимание необходимости выбора той или иной формы

представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи

понимание значения различных кодов в жизни человека;

интерес к изучению информатики.

беседа, решение упражнений

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

презентация «Кодирование информации»

§7(3), РТ: №99 (количество вариантов — по желанию ученика), №100.

Дополнительное задание: №101.

30.10/

Текст как форма представления информации.

Компьютер – основной инструмент подготовки текстов. изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

1

общее представление о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации

основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

беседа, решение упражнений

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Текстовая информация»;

2) презентация «Цепочки слов».

§8 (1, 3); РТ: №102, №104 (построить одну из цепочек по выбору учащегося), №105.

.11/

Основные объекты текстового документа. Ввод текста. изучение нового материала, практикум

1

понятие о документе, об основных объектах текстового документа; знание основных правил ввода текста; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке

основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

презентация «Текстовая информация»

файлы-заготовки Слова.rtf, Анаграммы.rtf.

§8 (2, 4); РТ: №111, №103.

21.11/

Редактирование текста. изучение нового материала, практикум

1

представление о редактировании как этапе создания

текстового документа; умение редактировать несложные текстовые документы на родном языке

основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Текстовая информация»;

2) плакат «Подготовка текстовых документов»;

3) файлы-заготовки Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf,

Пословицы.rtf, Большой.rtf

§8 (5); РТ: №110, №112.

28.11/

Текстовый фрагмент и операции с ним. изучение нового материала, практикум


1

умение работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов

основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные операции по редактированию текстовых документов

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Текстовая информация»;

2) плакат «Подготовка текстовых документов;

3) файлы-заготовки Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf,

Медвежонок.rtf, 100.rtf.

§8 (5); РТ: №113, №114, №115.

05.12/

Форматирование текста. изучение нового материала, практикум

1

представление о форматировании как этапе создания

текстового документа; умение форматировать несложные текстовые документы

основы ИКТ-компетентности; умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Текстовая информация»;

2) плакат «Подготовка текстовых документов»;

3) файлы Форматирование.rtf, Радуга.rtf.

§8; РТ: №118. Дополнительное задание: №119.

12.12/

Представление информации в форме таблиц. Структура

таблицы. изучение нового материала, практикум

1

представление о структуре таблицы; умение создавать простые таблицы

основы ИКТ-компетентности; умение применять

таблицы для представления разного рода однотипной информации

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

презентация «Представление информации в форме таблиц».

§9 (1); РТ: №121, №123, №124.

19.12/

Табличное решение логических задач. изучение нового материала, практикум


1

умение представлять информацию в табличной форме

основы ИКТ-компетентности; умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

презентация «Табличный способ решения логических задач».

§9 (2); РТ: №126, №127. Дополнительное задание: №129.

26.12/

Разнообразие наглядных форм представления информации. изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

1

умение представлять информацию в наглядной форме

умение выбирать форму представления информации,

соответствующую решаемой задаче

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

беседа, решение упражнений

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Наглядные формы представления информации»;

2) презентация «Поезда»;

3) презентация «Теплоходы».

§10 (1, 2); №5 и №6 на стр. 73 учебника; РТ: №132. Дополнительное задание: №137.

16.01/

Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере К.р.№2 По теме «Формы представления информации». комбинированный урок


1

умение строить столбиковые и круговые диаграммы

умение выбирать форму представления информации,

соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые

данные

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

беседа, решение упражнений, контрольная работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

презентация «Наглядные формы представления информации»

§10 (5); РТ: №134, №135, №136.

23.01/

Компьютерная графика.

Инструменты графического редактора. изучение нового материала, практикум

1

умение создавать несложные изображения с помощью графического редактора; развитие представлений о компьютере как

универсальном устройстве работы с информацией

развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

беседа, решение упражнений

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Компьютерная графика»;

2) файлы-заготовки Подкова.bmp, Многоугольники.bmp.

§ 11 (1, 2); РТ: №138, №139.

30.01/

Преобразование графических изображений. изучение нового материала, практикум

1

умение создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; представления об устройстве ввода графической

информации

развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Компьютерная графика»;

2) файлы Природа.bmp, Ваза.bmp, Шляпы.bmp, Акробат.bmp.

§ 11 (2, 3); РТ: №142, №143, №144.

06.02/

Создание графических изображений. изучение нового материала, практикум

1

умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов

умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых; развитие ИКТ- компетентности

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Компьютерная графика»;

2) презентация «Планируем работу в графическом редакторе».

§ 11; РТ: №145. Дополнительное задание: №146.

13.02/

Разнообразие задач обработки информации.

Систематизация информации. изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

1

представление об информационных задачах и их

разнообразии; представление о двух типах обработки информации

умение выделять общее; представления о подходах к

упорядочению (систематизации) информации

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

беседа, решение упражнений

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Обработка информации»;

2) плакат «Обработка информации».

§ 12 (1, 2); РТ: №148, №149, №150.

20.02/

Списки – способ упорядочивания информации. изучение нового материала, практикум

1

представление о списках как способе упорядочивания

информации; умение создавать нумерованные и маркированные списки

представления о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки; ИКТ- компетентность

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Обработка информации»;

2) плакат «Обработка информации»;

3) файлы-заготовки: English.rtf, Чудо.rtf, Природа.rtf, Делитель.rtf.

§ 12 (2); РТ: №151, №52.

27.02/

Поиск информации. изучение нового материала, практикум, обобщение

1

представление о поиске информации как информационной задаче

умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ- компетентность: поиск и организация хранения информации

первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов её использования

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Обработка информации»;

2) плакат «Обработка информации»;

3) файл-заготовка Клавиатура.rtf.

§ 12 (3); РТ: №153, №154, №155.

05.03/

Кодирование как изменение формы представления

информации

К.р.№3 по теме «Обработка информации». комбинированный урок

1

представление о кодировании как изменении формы представления информации

умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи

понимание роли информационных процессов в современном мире

беседа, решение упражнений, контрольная работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Обработка информации»;

2) плакат «Обработка информации».

§ 12 (4); РТ: №158, №159, №162.

12.03/

Преобразование информации. изучение нового материала, практикум

1

представление об обработке информации путём её

преобразования по заданным правилам

умение анализировать и делать выводы; ИКТ-

компетентность; умение использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задач

понимание роли информационных процессов в современном мире

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Обработка информации»;

2) плакат «Обработка информации».

§ 12 (5); РТ: №165, №166, №174. Дополнительное задание: №173.

19.03/

Преобразование информации путем рассуждений. изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

1

представление об обработке информации путём логических рассуждений

умение анализировать и делать выводы

понимание роли информационных процессов в современном мире

беседа, решение упражнений

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Обработка информации»;

2) презентация «Задача о напитках»;

3) плакат «Обработка информации».

§ 12 (6), №15, №16 в учебник; РТ: №176, №178 в РТ.

02.04/

Разработка плана действий. Задачи о переправах. развитие и закрепление умений и навыков

1

представление об обработке информации путём разработки плана действий

умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи

понимание роли информационных процессов в современном мире

беседа, решение упражнений

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Обработка информации»;

2) плакат «Обработка информации»

§12 (7); №179, №180 (записать решение в тетрадь). Дополнительное задание: №183 в РТ

09.04/

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях. изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

1

представление об обработке информации путём разработки плана действий

умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи

понимание роли информационных процессов в современном мире

беседа, решение упражнений

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Обработка информации»;

2) плакат «Обработка информации»;

3) логическая игра «Переливашки»

§12 (7), №20 в учебнике; №181, №184 в РТ.

16.04/

Создание движущихся изображений. изучение нового материала, практикум

1

представление об анимации, как о последовательности событий, разворачивающихся по определённому плану

умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи

понимание роли информационных процессов в современном мире

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Обработка информации»;

2) плакат «Обработка информации»;

3) образец выполнения задания «Морское дно.ppt», презентации «Св_тема1.ppt»,

«Св_тема2.ppt», «Св_тема3.ppt», «Лебеди.ppt»

§ 2.12, №21 в учебнике.

23.04/

Создание анимации по собственному замыслу. изучение нового материала, практикум

1

навыки работы с редактором презентаций

умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной за дачи; ИКТ- компетентность

понимание роли информационных процессов в современном мире

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

Подумать, что нового узнали и чему научились за прошедший учебный год на уроках информатики.

30.04/

Создание итогового мини-проекта. практикум

1

представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе

умение структурировать знания; умения поиска и

выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность

понимание роли информационных процессов в современном мире

беседа, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике).

07.05/

К.р.№4. Итоговое тестирование. контроль знаний

1

представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе

умение структурировать знания; умения поиска и

выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность

понимание роли информационных процессов в современном мире

контрольная работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике).

14.05/

Резерв учебного времени. практикум

1

представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе

умение структурировать знания; умения поиска и

выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность

понимание роли информационных процессов в современном мире

беседа, практическая работа

ПК учащихся

Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике).

21.05/

Резерв учебного времени. практикум

1

представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе

умение структурировать знания; умения поиска и

выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность

понимание роли информационных процессов в современном мире

выступления учащихся

ПК учащихся

Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике).

28.05/

ИТОГО:

35












12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!