Рабочая программа
по информатике и ИКТ 2 класс
Учитель: Назарова Мария Анатольевна
1 квалификационная категория
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе:
- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Примерная программа начального общего образования по информатике и ИКТ.
- Авторская программа начального общего образования по информатике и
ИКТ А.Л Семенова, Т.А.Рудченко - Москва, «Просвещение», 2011 год.
За основу взята Авторская программа начального общего образования по информатике и ИКТ А.Л Семенова, Т.А.Рудченко - Москва, «Просвещение», 2011 год.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
Для учащихся:
Информатика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко. - 3-е изд. – М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2011. – 104 с.: ил.
Информатика. 2 класс. Рабочая тетрадь. А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 3-е изд. – М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2011. – 48 с.: ил.
Информатика. 2 класс. Тетрадь проектов. А.Л.Семенов, Т.А.Рудченко Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 3-е изд. – М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2011. – 12 с.: ил.
Для учителя: Информатика. Рабочие программы. 1 – 4 классы / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко.– М.: Просвещение, 2011. – 50 с.
Согласно федеральному компоненту базисного учебного плана на изучение информатики и ИКТ в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ во 2 классе отводится 34часа (1 ч в неделю). В учебном плане МОУ СШ №25 выделено на преподавание информатики и ИКТ 1час в неделю (34 ч в год).
Цели и задачи
В отличие от большинства дисциплин начальной школы, роль и место которых в структуре начального образования, а также содержание изучаемого материала определились достаточно давно, курс информатики в начальной школе в последние годы вызывал многочисленные споры. Они касались целей и задач курса, его содержания и объёма, причём мнения высказывались самые разные.
Главная цель данного курса информатики – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи изучения курса – научить ребят:
• работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;
• ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;
• читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;
• работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;
• планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;
• анализировать языковые объекты;
• использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны:
• иметь представление о цепочке выполнения программ и дереве выполнения программ, использовать и строить цепочки и деревья выполнения программ, строить программу по результату ее выполнения исполнителем;
• иметь представление об играх с полной информацией, правилах игры, цепочке позиций игры, дереве игры;
• уметь использовать и строить дерево игры или часть дерева игры с полной информацией;
• иметь представление о выявлении, построении и использовании выигрышных стратегий в играх с полной информацией;
• использовать деревья для решения задач, иметь представление о переборе вариантов по дереву, построении дерева всех слов данной длины из букв данного мешка;
• иметь представление о методе последовательного приближения;
• иметь представление о дереве вычисления арифметического выражения со скобками и без скобок;
• иметь представление о лингвистических задачах, уметь решать простейшие из них.
В результате изучения предмета «Информатика» в 3 классе учащиеся должны:
• иметь представление об исполнителях, уметь строить для них простейшие линейные программы;
• уметь использовать и строить программы с конструкциями повторения;
• иметь представление об индуктивном построении цепочки, оперировать понятиями после каждой бусины, перед каждой бусиной, уметь строить цепочки по индуктивному описанию;
• иметь представление о толковании слов, смысле текста, полном, неполном и избыточном толковании;
• использовать и строить двумерные таблицы для мешка, строить мешок по его двумерной таблице;
• иметь представление об операциях на цепочках и мешках: склеивание цепочки цепочек, раскрытие цепочки мешков;
• иметь представление о дереве и его структуре, использовать и строить деревья по их описаниям; использовать и строить деревья для классификации, выбора действий, создания собственного семейного дерева, описания предков и потомков; иметь представление о деревьях и таблицах турниров и соревнований;
• строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей;
• иметь представление об алгоритме сортировки слиянием;
• иметь представление о процедуре поиска одинаковых мешков из большого числа разных;
• иметь представление об информационных технологиях в окружающем мире, помимо компьютеров; уметь пользоваться телефоном, справочниками, словарями и пр.;
• уметь самостоятельно проверять соответствие результата выполнения задачи (включая перечисляемые задачи) поставленному условию, строить пример объекта, отвечающего требованию «принадлежать к определенному классу» по описанию данного класса.
Содержание программы
Во второй части курса ("Информатика, 3–4") дети продолжают работу с базовыми объектами математической информатики (и всей современной математики) – цепочками и мешками. В курсе появляются новые объекты – деревья и цепочки цепочек. С одной стороны, эти объекты, как говорят математики, являются "естественным обобщением" цепочек. С другой стороны, они отражают определённые важные свойства мышления, языка и окружающего мира. Объекты и события, входящие в цепочки, могут иметь собственную внутреннюю структуру, а ход событий необязательно будет однозначно заранее предопределён и может "ветвиться". Например, в цепочке дней каждый день является самостоятельной цепочкой событий. Другой пример: отпуск будет проходить так или иначе в зависимости от погоды и других условий.
Дети познакомятся с простейшим исполнителем – Робиком. Робик будет нашим главным партнёром в изучении соответствия между планом и его выполнением.
Цепочка
Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки – понятия: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже, второй перед, третий после и т. п. Понятия перед каждой и после каждой для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких.
Учащиеся должны знать:
иметь представление о цепочке как о конечной последовательности элементов;
знать все понятия, относящиеся к общему и частичному порядку объектов в цепочке;
иметь представление о длине цепочки и о цепочке цепочек;
иметь представление об индуктивном построении цепочки;
иметь представление о процессе шифрования и дешифрования конечных цепочек небольшой длины (слов).
Учащиеся должны уметь:
строить и достраивать цепочку по системе условий;
проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности цепочек (мощностью до 8 цепочек).
выделять одинаковые и разные цепочки из набора;
выполнять операцию склеивания цепочек, строить и достраивать склеиваемые цепочки по заданному результату склеивания;
оперировать порядковыми числительными, а также понятиями: последний, предпоследний, третий с конца и т. п., второй после, третий перед и т. п.
оперировать понятиями: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже;
оперировать понятиями: после каждой бусины, перед каждой бусиной;
строить цепочки по индуктивному описанию;
строить цепочку по мешку ее бусин и заданным свойствам;
шифровать и дешифровать слова с опорой на таблицу шифрования;
Учащиеся имеют возможность научиться:
Мешок
Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Одинаковые и разные мешки. Мешок бусин цепочки. Перебор элементов мешка (понятия все / каждый). Понятия есть / нет / всего в мешке. Классификация объектов по одному и по двум признакам. Одномерная и двумерная таблица для мешка. Операция склеивания мешков цепочек (декартово произведение).
Учащиеся должны знать:
иметь представление о мешке как неупорядоченной совокупности элементов;
знать основные понятия, относящиеся к структуре мешка: есть в мешке, нет в мешке, есть три бусины, всего три бусины и пр.;
иметь представление о мешке бусин цепочки;
иметь представление о классификации объектов по 1–2 признакам.
Учащиеся должны уметь:
организовывать полный перебор объектов (мешка);
оперировать понятиями все / каждый, есть / нет / всего в мешке;
строить и достраивать мешок по системе условий;
проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности мешков (мощностью до 8 мешков).
выделять из набора одинаковые и разные мешки;
использовать и строить одномерные и двумерные таблицы для мешка;
выполнять операцию склеивания двух мешков цепочек, строить и достраивать склеиваемые мешки цепочек по заданному результату склеивания;
сортировать объекты по одному и двум признакам;
строить мешок бусин цепочки;
*в компьютерных задачах: решать задачи на построение мешка при помощи инструмента «лапка» и библиотеки бусин.
Учащиеся имеют возможность научиться:
проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных условий для совокупности мешков (мощностью до 10 мешков);
выполнять операцию склеивания трёх и более мешков цепочек с помощью построения дерева.
Язык
Русские и латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, знаки препинания, внутрисловные знаки (дефис и апостроф). Словарный (лексикографический) порядок. Учебный словарик и настоящие словари. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкование. Решение лингвистических задач.
Учащиеся должны знать и понимать:
знать русские и латинские буквы и их русские названия;
уверенно ориентироваться в русской алфавитной цепочке;
иметь представление о слове как о цепочке букв;
иметь представление об имени как о цепочке букв и цифр;
иметь представление о знаках, используемых в русских текстах (знаки препинания и внутрисловные знаки);
понимать правила лексикографического (словарного) порядка;
иметь представление о толковании слова;
иметь представление о лингвистических задачах.
*иметь представление о расположении буквенных, цифровых клавишах и клавишах со знаками препинания в русской раскладке на клавиатуре компьютера.
Учащиеся должны уметь:
правильно называть русские и латинские буквы в именах объектов;
использовать имена для различных объектов;
сортировать слова в словарном порядке;
сопоставлять толкование слова со словарным, определять его истинность.
*вводить текст небольшого объёма с клавиатуры компьютера.
Учащиеся имеют возможность научиться:
Дерево
Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево перебора. Дерево вычисления арифметического выражения.
Учащиеся должны знать и понимать:
иметь представление о дереве;
понимать отличия дерева от цепочки и мешка;
иметь представление о структуре дерева – его вершинах (в том числе корневых и листьях), уровнях, путях;
знать алгоритм построения мешка всех путей дерева.
Учащиеся должны уметь:
оперировать понятиями, относящимися к структуре дерева: предыдущая / следующие вершины, корневая вершина, лист дерева, уровень вершин дерева, путь дерева;
строить небольшие деревья по инструкции и описанию;
использовать деревья для классификации, выбора действия, описания родственных связей;
строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей и дополнительным условиям;
строить дерево перебора (дерево всех возможных вариантов) небольшого объёма;
строить дерево вычисления арифметического выражения, в том числе со скобками; вычислять значение арифметического выражения при помощи дерева вычисления;
*в компьютерных задачах: решать задачи по построению дерева при помощи инструментов «дерево», «лапка» и библиотеки бусин.
Учащиеся имеют возможность научиться:
Алгоритмы. Исполнитель Робик
Инструкция. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение / восстановление программы по результату ее выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы. Дерево выполнения программ.
Учащиеся должны знать и понимать:
знать команды Робика и понимать систему его ограничений;
иметь представление о конструкции повторения;
иметь представление о цепочке выполнения программы исполнителем Робик;
иметь представление о дереве выполнения всех возможных программ для Робика.
Учащиеся должны уметь:
планировать последовательность действий,
выполнять инструкции длиной до 10 пунктов;
последовательно выполнять указания инструкции, содержащейся в условии задачи (и не выделенные специально в тексте задания).
выполнять простейшие линейные программы для Робика;
строить / восстанавливать программу для Робика по результату ее выполнения;
выполнять и строить программы для Робика с конструкцией повторения;
строить цепочку выполнения программы Робиком;
строить дерево выполнения всех возможных программ (длиной до 3 команд) для Робика.
Учащиеся имеют возможность научиться:
Календарно – тематическое планирование
по информатике и ИКТ.
Класс: 2
Учитель: Назарова Мария Анатольевна
Категория: 1 квалификационная категория
Количество часов:
Всего: 34 часа; в неделю: 1час
Плановых контрольных уроков: 2
Планирование составлено на основе Авторскойпрограммы начального общего образования по информатике и ИКТ А.Л Семенова, Т.А.Рудченко - Москва, «Просвещение», 2011 год.
Учебник: Информатика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко. - 3-е изд. – М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2011.
Номер по порядку | Название темы |
1. | Истинные и ложные утверждения |
2. | Определяем истинность утверждений |
3. | Сколько всего областей |
4. | Проект «Снаружи и внутри» |
5. | Слово |
6. | Имена |
7. | Все разные |
8. | Отсчитываем бусины от конца цепочки |
| |
| |
9. | Если бусины нет. Если бусина не одна |
10 | Проект «Разделяй и властвуй», 2 часть (рожицы, 2 трафарета одновременно) |
11. | Русская алфавитная цепочка |
12. | Раньше – позже |
13. | Упорядочение |
14 . | Словарь |
15. | Словарь |
16. | Контрольная работа 1 |
17. | Выравнивание, решение необязательных и трудных задач |
18. | Проект «Буквы и знаки в русском тексте» |
19. | Мощность мешка. Ссыпание мешков |
20. | Переливание |
21. | Водолей |
22. | Мешок бусин цепочки |
23. | Мешок бусин цепочки |
24. | Латинский алфавит |
25. | Проект «Римские цифры» |
26. | Разбиение мешков. Выделение части мешка |
27. | Отсчитываем бусины от любой бусины цепочки |
28. | Таблица для мешка (двумерная) |
29. | Таблица для мешка (двумерная) |
30. | Круговая цепочка. Календарный порядок |
31. | Круговая цепочка. Календарный порядок |
32. | Повторение |
33. | Контрольная работа 2 |
34. | Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач |