Рабочая программа по учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессии тракторист - 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» ( базовый уровень) по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих)
Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Алексеевский аграрный колледж»
I квалификационной категории.
Рассмотрено на заседании Совета Центра инновационных педагогических технологий и мониторинга качества обучения.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, входит в цикл «общеобразовательные дисциплины» и раздел «базовые учебные предметы». Основная профессиональная образовательная программа предназначена для подготовки квалифицированных рабочих по профессии
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:
дисциплина входит в общеобразовательный цикл базовых учебных предметов.
Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
– телекоммуникационные технологии.
Содержание каждой темы включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме практикумов с использованием средств ИКТ.
При освоении программы у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.
Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессионального роста.
Программа содержит примерную тематику учебных проектов для организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе изучения информатики и информационно-компьютерных технологий.
самостоятельной работы обучающегося 45часов.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов |
Введение | 1.1 Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Техника безопасности в кабинете информатика. | 1 |
Раздел 1. Информационная деятельность человека | | |
Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества | Содержание учебного материала | 1 |
1.2 Этапы становления информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов |
Тема 1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека | Содержание учебного материала | 1 |
1.3 Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов: создание информации, поиск информации, передача информации, преобразование информации. |
1.4 Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. | 1 |
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. | 1 |
Самостоятельная работа Создание плаката-схемы: «История развития информационного общества» Подготовка сообщения по теме «Умный дом» | 3 |
Раздел 2. Информация и информационный процессы | | |
Тема 2.1Подходы к понятию информации и измерению информации | Содержание учебного материала | 1 |
1..6 Основные подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. |
1.7 Вероятностный подход к определению количества информации. Количество информации. Неравновероятные события. | 1 |
1.8 Определению количества информации Определение объемов различных носителей информации. Формула Шеннона. Формула Хартли. | 1 |
1.9 Измерение информации Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. | 1 |
1.10 Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. | 1 |
1.11 Представление информации в двоичной системе счисления. 1.12 Перевод чисел из одной системы счисления в другую | 1 1 |
1.13 Арифметические операции в позиционных системах счисления. | 1 |
1.14 Представление информации в различных системах счисления. | 1 |
1.15 Вычисления в электронных калькуляторах | 1 |
1.16 Контрольная работа по теме: Подходы к понятию информации и измерению информации | 1 |
Самостоятельная работа Решение задач по теме «Измерение информации», «Перевод чисел в позиционных системах счисления». | 2 |
Тема 2.2 Основные информационные процессы их реализация с помощью компьютера | Содержание учебного материала | |
1.17 Принципы обработки информации компьютером. | 1 |
1.18 Арифметические и логические основы работы компьютера. | 1 |
1.19 Алгоритмы и способы их описания. | 1 |
1.20 Компьютер как исполнитель команд. | 1 |
1.21 Программный принцип работы компьютера. | 1 |
1.22 Системы и технологии программирования | 1 |
Практические занятия 1. 23 Среда программирования. Тестирование готовой программы линейной программы. | 1 |
1.24 Тестирование готовых программ с разветвляющей структурой | 1 |
1. 25 Тестирование готовых программ с циклической структурой | 1 |
1. 26 Составление программ | 1 |
1.27 Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели | 1 |
1.28 Контрольная работа по теме «Основные информационные процессы их реализация с помощью компьютера» | 1 |
Самостоятельная работа Практическое задание «Разработка алгоритмов и их программная реализация» | 6 |
Тема 2.3 Управление процессами | Содержание учебного материала | |
1.29 Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. | 1 |
1.30 Примеры оборудования с числовым программным управлением. | 1 1 |
1.31. АСУ различного назначения, примеры их использования. |
1.32 Демонстрация использования различных видов АСУ. | 1 |
Самостоятельная работа: Создание презентации по теме «Автоматизированные системы управления» (по профессиональной направленности). | 2 |
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий | | |
Тема 3.1Архитектура персонального компьютера. | Содержание учебного материала | |
1.33 Архитектура компьютера. | 1 |
1.34 Основные характеристики компьютеров. | 1 |
1.35 ЛПЗ «История компьютера. Работа с программным обеспечением» | 1 |
1.36 Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. | 1 |
1.37 Виды программного обеспечения компьютеров. | 1 |
1.38 Операционная система. | 1 |
1.39 Архивация и разархивация файлов. Алгоритмы и методы архивации файлов. | 1 |
1.40 Файлы и файловые системы. Физическое и логическое форматирование жестких дисков | 1 |
1.41 Графический интерфейс пользователя | 1 |
1.42 Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для технической профессиональной деятельности. | 1 |
1.43 Подключение внешних устройств к компьютеру, их настройка и использование. | 1 |
Самостоятельная работа: Составление кроссворда по теме «Основные и дополнительные устройства компьютера» Практическое задание «Работа с клавиатурным тренажером» | 3 |
Тема 3.2 Правила безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения. Защита информации. | Содержание учебного материала | |
1.44 Правила безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения. | 1 |
1.45 Защита информации. | 1 |
1.46 Компьютерные вирусы. Защита от вирусов: обнаружение и лечение. | 1 |
Практические работы | |
1.47 Сервисное программное обеспечение компьютера. | 1 |
1.48 Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. | 1 |
1.49 Контрольная работа по теме «Средства информационных и коммуникационных технологий» | 1 |
Самостоятельная работа: Разработка теста по теме «Вирусы и антивирусные программы» Разработка и оформление памятки по правилам безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения. | 4 |
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов | | |
Тема 4.1 Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. | Содержание учебного материала | |
1.50 Информационные системы и автоматизация информационных процессов. | 1 |
1.51 Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования текста. | 1 |
1.52 Работа с таблицами. | 1 |
1.53 Вставка диаграмм | 1 |
1.54 Работа с графиками | |
Практические занятия: | |
1.55. Использование систем проверки орфографии. | 1 |
1.56.Создание и форматирование документов. | 1 |
1.57 Форматирование документов. | |
1.58 Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов. | 1 |
1.59 Создание буклета, визитки, календарь. | 1 |
1.60 Вставка графических объектов. | |
1.61 Контрольная работа по теме: « Текстовые редакторы» | 1 |
Самостоятельная работа: Составление викторины «Информационные системы» Выполнение практического задания по теме «Оформление реферата» | 5 |
Содержание учебного материала | |
1.62 Представление о программных средах компьютерной графики и мультимедийных средах. | 1 |
1.63 PowerPoint. Интерфейс графических редакторов. | 1 |
Практические занятия: 1.64 Создание и редактирование растровых графических изображение | 1 |
1.65 Создание и редактирование векторных графических изображений. | 1 |
1.66 Создание презентации | 1 |
1.67 Создание презентации | |
1.68 Создание презентации и демонстрация ее с помощью презентационного оборудования. | |
1.69 Тестирование по теме: « Компьютерная графика» | 1 |
1.70 Контрольная работа по теме: «Технологии создания и преобразования информационных объектов» | |
Самостоятельная работа: Практическое задание. Создание рекламы по профессиональной направленности» Разработка презентации по теме «Моя профессия» | 5 |
Содержание учебного материала 2 курс | |
1.71 Электронная таблица | 1 |
1.72 Табличные расчеты и электронные таблицы. Типы данных. | 1 |
1.73 Встроенные функции. | |
Практические занятия: 1.74 Технология обработки числовой информации. | 1 |
1.75 Построение диаграмм | 1 |
1.76 Обработка числовой информации с помощью электронной таблицы | |
1.77 Контрольное тестирование по теме: « Электронная таблица». | 1 |
Самостоятельная работа: Практическое задание. Составление электронной таблицы (по профессиональной направленности) | 5 |
Содержание учебного материала | |
1.78 Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. | 1 |
1.79 Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, социальные, кадровые и др. | 1 |
Практические занятия: 1.80 Создание однотабличной базы данных. | 1 |
1.81 Создание формы, форматирование запросов и отчетов для однотабличной базы данных | 1 |
1.82 Работа с базой данных, создание запросов и отчетов | |
1.83 Работа с базой данных, создание запросов и отчетов | |
1.84 Контрольная работа «База данных». | |
Самостоятельная работа: Практическое задание. Работа с базой данных. | 1 |
| 3 |
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии | | |
Тема 5.1 Представления о технических и программных средствах компьютерных сетях. | Содержание учебного материала | 1 |
1.85 Компьютерная сеть как средство массовой коммуникации. | 1 |
1.86 Глобальная компьютерная сеть Интернет. | 1 |
1.87 Протокол передачи данных ТСР/ IP. | |
1.88 Электронная почта и телеконференции. | 1 |
1.89 Общение в Интернете в реальном времени | |
Практические занятия 90 Локальная компьютерная сеть | 1 |
Практические занятия: 1.91 Браузер. Примеры работы с Интернет- магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр. | 1 |
1.92 Работа с электронной почты, создание и скорость передачи данных. | 1 |
1.93 Методы и средства создания и сопровождения сайта. | 1 |
1.94 Контрольная работа по теме «Телекоммуникационные технологии» | 1 |
Самостоятельная работа: Кроссворд по теме «Программное и аппаратное обеспечение сетей» Практическое задание по теме «Электронная почта» Составление памятки «Технология общения в Интернете» Подготовка сообщения «Электронная коммерция в Интернете» | 1 |
1.95 Web – сайты и Web – страницы. | 1 |
1.96 Вставка изображений. | 1 |
1.97 Гиперссылки на Web – страницах. | 4 |
1.98 Списки на Web – страницах. | 1 |
1.99 Инструментальные средства создания Web – страниц. | |
1.100 Методы создания и сопровождения сайта | 1 |
Самостоятельная работа Создание сайта на тему: « Мой первый сайт» | 1 |
Экзамен | |
| |
|
Всего | 100 |
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатики и ИКТ»:
3.1.1. Оборудование учебного кабинета:
3.1.2. Технические средства обучения:
3.1.3. Программные средства.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоение умений: |
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники | Входной контроль: Тестирование. Текущий контроль: практические работы, тестирование, письменный опрос Тематический контроль: выполнение и защита проектного задания, контрольные работы. |
- распознавать информационные процессы в различных системах |
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования |
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники |
- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей |
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий |
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые |
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных |
- осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр. |
- представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.) |
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ |
Усвоение знаний: |
- различные подходы к определению понятия «информация» | Тестирование. Текущий контроль: самостоятельные работы, тестирование, устный опрос, письменный опрос, практические работы. Тематический контроль контрольные работы, защита проектных заданий Итоговый контроль: Дифференцированный зачет |
- методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации |
- назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей) |
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы |
- использование алгоритма как способа автоматизации деятельности |
- назначение и функции операционных систем |
1 квалификационной категории Гайнутдинова Р.С.