СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике и ИКТ

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС)  по профессии тракторист -  35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»   ( базовый уровень) по программе подготовки  квалифицированных рабочих (служащих)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике и ИКТ»

Министерство образования и науки Республики Татарстан


ГАОУ СПО «Алексеевский аграрный колледж»



С О Г Л А С О В А Н О

Руководитель центра инновационных

технологий мониторинга качества обучения

__________________ А.В.Дубицкая

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Директор ГАОУ СПО «Алексеевский

аграрный колледж»

_________________ С.В.Денисов

«____»____________2015г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Информатика и ИКТ




Профессия : 35.01.13 тракторист – машинист сельскохозяйственного

производства





















2015 г





Рабочая программа по учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессии тракторист - 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» ( базовый уровень) по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих)







Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Алексеевский аграрный колледж»

Республика Татарстан






Разработчик: Гайнутдинова Р.С., преподаватель информатики и ИКТ,

I квалификационной категории.










Рассмотрено на заседании Совета Центра инновационных педагогических технологий и мониторинга качества обучения.



Протокол № ____ от «____» _______________________ 201__ года




















СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации учебной дисциплины

17

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

18



паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, входит в цикл «общеобразовательные дисциплины» и раздел «базовые учебные предметы». Основная профессиональная образовательная программа предназначена для подготовки квалифицированных рабочих по профессии

35.01.13 -« Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства»



Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:

35.01.13 « Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства»


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общеобразовательный цикл базовых учебных предметов.



1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Примерная программа ориентирована на достижение следующих целей:

- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.


уметь:

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

знать:

  • различные подходы к определению понятия «информация»;

  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

  • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;

  • назначение и функции операционных систем.


Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Содержание программы представлено пятью темами:

– информационная деятельность человека;

– информация и информационные процессы;

– средства информационно-коммуникационных технологий;

– технологии создания и преобразования информационных объектов;

– телекоммуникационные технологии.

Содержание каждой темы включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме практикумов с использованием средств ИКТ.

При освоении программы у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.

Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессионального роста.

Программа содержит примерную тематику учебных проектов для организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе изучения информатики и информационно-компьютерных технологий.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 145 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов;

самостоятельной работы обучающегося 45часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

145

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

100

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

45

в том числе:


  • практические задания

  • создание мультимедийных презентаций

  • разработка и оформление кроссвордов

  • оформление памятки

  • решение задач и упражнений

  • составление теста

  • разработка викторины

  • подготовка сообщения

  • создание плаката-схемы


17

6

3

4

4

2

2

2

2

3

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Информатика и информационно-коммуникационные технологии»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Введение

1.1 Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

Техника безопасности в кабинете информатика.

1

Раздел 1. Информационная деятельность человека



Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества

Содержание учебного материала

1

1.2 Этапы становления информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

Тема 1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека

Содержание учебного материала



1

1.3 Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов: создание информации, поиск информации, передача информации, преобразование информации.

1.4 Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.

1

    1. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы.

1

Самостоятельная работа

Создание плаката-схемы: «История развития информационного общества»

Подготовка сообщения по теме «Умный дом»

3

Раздел 2. Информация и информационный процессы



Тема 2.1Подходы к понятию информации и измерению информации

Содержание учебного материала




1

1..6 Основные подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов.

1.7 Вероятностный подход к определению количества информации. Количество информации. Неравновероятные события.

1

1.8 Определению количества информации Определение объемов различных носителей информации. Формула Шеннона. Формула Хартли.

1

1.9 Измерение информации Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях.

1

1.10 Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.

1

1.11 Представление информации в двоичной системе счисления.


1.12 Перевод чисел из одной системы счисления в другую

1


1

1.13 Арифметические операции в позиционных системах счисления.

1

1.14 Представление информации в различных системах счисления.

1

1.15 Вычисления в электронных калькуляторах

1

1.16 Контрольная работа по теме: Подходы к понятию информации и измерению информации

1

Самостоятельная работа

Решение задач по теме «Измерение информации», «Перевод чисел в позиционных системах счисления».

2

Тема 2.2 Основные информационные процессы их реализация с помощью компьютера

Содержание учебного материала



1.17 Принципы обработки информации компьютером.

1

1.18 Арифметические и логические основы работы компьютера.



1

1.19 Алгоритмы и способы их описания.

1

1.20 Компьютер как исполнитель команд.

1

1.21 Программный принцип работы компьютера.

1

1.22 Системы и технологии программирования

1

Практические занятия

1. 23 Среда программирования. Тестирование готовой программы линейной программы.


1

1.24 Тестирование готовых программ с разветвляющей структурой

1

1. 25 Тестирование готовых программ с циклической структурой

1

1. 26 Составление программ

1

1.27 Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели

1

1.28 Контрольная работа по теме «Основные информационные процессы их реализация с помощью компьютера»


1

Самостоятельная работа

Практическое задание «Разработка алгоритмов и их программная реализация»


6

Тема 2.3 Управление процессами



Содержание учебного материала



1.29 Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.

1

1.30 Примеры оборудования с числовым программным управлением.

1



1

1.31. АСУ различного назначения, примеры их использования.

1.32 Демонстрация использования различных видов АСУ.

1

Самостоятельная работа:

Создание презентации по теме «Автоматизированные системы управления» (по профессиональной направленности).

2

Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий



Тема 3.1Архитектура персонального компьютера.

Содержание учебного материала


1.33 Архитектура компьютера.

1

1.34 Основные характеристики компьютеров.

1

1.35 ЛПЗ «История компьютера. Работа с программным обеспечением»

1

1.36 Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.

1

1.37 Виды программного обеспечения компьютеров.

1


1.38 Операционная система.

1

1.39 Архивация и разархивация файлов. Алгоритмы и методы архивации файлов.

1

1.40 Файлы и файловые системы. Физическое и логическое форматирование жестких дисков

1

1.41 Графический интерфейс пользователя

1

1.42 Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для технической профессиональной деятельности.

1

1.43 Подключение внешних устройств к компьютеру, их настройка и использование.


1

Самостоятельная работа:

Составление кроссворда по теме «Основные и дополнительные устройства компьютера»

Практическое задание «Работа с клавиатурным тренажером»

3

Тема 3.2 Правила безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения. Защита информации.

Содержание учебного материала



1.44 Правила безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения.

1

1.45 Защита информации.

1

1.46 Компьютерные вирусы. Защита от вирусов: обнаружение и лечение.


1

Практические работы


1.47 Сервисное программное обеспечение компьютера.

1

1.48 Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту.

1

1.49 Контрольная работа по теме «Средства информационных и коммуникационных технологий»

1

Самостоятельная работа:

Разработка теста по теме «Вирусы и антивирусные программы»

Разработка и оформление памятки по правилам безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения.

4

Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов



Тема 4.1 Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.


Содержание учебного материала



1.50 Информационные системы и автоматизация информационных процессов.


1

1.51 Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования текста.

1

1.52 Работа с таблицами.

1

1.53 Вставка диаграмм

1

1.54 Работа с графиками


Практические занятия:


1.55. Использование систем проверки орфографии.

1

1.56.Создание и форматирование документов.

1

1.57 Форматирование документов.


1.58 Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов.

1

1.59 Создание буклета, визитки, календарь.

1

1.60 Вставка графических объектов.



1.61 Контрольная работа по теме: « Текстовые редакторы»

1

Самостоятельная работа:

Составление викторины «Информационные системы»

Выполнение практического задания по теме «Оформление реферата»

5

Содержание учебного материала



1.62 Представление о программных средах компьютерной графики и мультимедийных средах.

1

1.63 PowerPoint. Интерфейс графических редакторов.

1

Практические занятия:

1.64 Создание и редактирование растровых графических изображение


1

1.65 Создание и редактирование векторных графических изображений.

1


1.66 Создание презентации

1

1.67 Создание презентации


1.68 Создание презентации и демонстрация ее с помощью презентационного оборудования.


1.69 Тестирование по теме: « Компьютерная графика»

1

1.70 Контрольная работа по теме: «Технологии создания и преобразования информационных объектов»


Самостоятельная работа:

Практическое задание. Создание рекламы по профессиональной направленности»

Разработка презентации по теме «Моя профессия»

5

Содержание учебного материала



2 курс


1.71 Электронная таблица

1

1.72 Табличные расчеты и электронные таблицы. Типы данных.

1

1.73 Встроенные функции.



Практические занятия:


1.74 Технология обработки числовой информации.



1

1.75 Построение диаграмм


1

1.76 Обработка числовой информации с помощью электронной таблицы


1.77 Контрольное тестирование по теме: « Электронная таблица».


1

Самостоятельная работа:

Практическое задание. Составление электронной таблицы (по профессиональной направленности)

5

Содержание учебного материала


1.78 Представление об организации баз данных и системах управления базами данных.

1

1.79 Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, социальные, кадровые и др.


1

Практические занятия:

1.80 Создание однотабличной базы данных.

1

1.81 Создание формы, форматирование запросов и отчетов для однотабличной базы данных

1

1.82 Работа с базой данных, создание запросов и отчетов



1.83 Работа с базой данных, создание запросов и отчетов



1.84 Контрольная работа «База данных».


Самостоятельная работа:

Практическое задание. Работа с базой данных.


1


3

Раздел 5. Телекоммуникационные технологии




Тема 5.1 Представления о технических и программных средствах компьютерных сетях.

Содержание учебного материала

1

1.85 Компьютерная сеть как средство массовой коммуникации.

1

1.86 Глобальная компьютерная сеть Интернет.

1



1.87 Протокол передачи данных ТСР/ IP.


1.88 Электронная почта и телеконференции.

1

1.89 Общение в Интернете в реальном времени


Практические занятия

  1. 90 Локальная компьютерная сеть

1

Практические занятия:

1.91 Браузер. Примеры работы с Интернет- магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр.

1

1.92 Работа с электронной почты, создание и скорость передачи данных.

1

1.93 Методы и средства создания и сопровождения сайта.

1

1.94 Контрольная работа по теме «Телекоммуникационные технологии»

1

Самостоятельная работа:

Кроссворд по теме «Программное и аппаратное обеспечение сетей»

Практическое задание по теме «Электронная почта»

Составление памятки «Технология общения в Интернете»

Подготовка сообщения «Электронная коммерция в Интернете»

1

1.95 Web – сайты и Webстраницы.


1

1.96 Вставка изображений.

1

1.97 Гиперссылки на Web – страницах.

4

1.98 Списки на Web – страницах.


1

1.99 Инструментальные средства создания Web – страниц.


1.100 Методы создания и сопровождения сайта

1

Самостоятельная работа

Создание сайта на тему: « Мой первый сайт»

1

Экзамен





Всего

100



УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатики и ИКТ»:

3.1.1. Оборудование учебного кабинета:

  • комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом в Интернет;

  • аудиторная доска для письма;

  • компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся;

  • запирающийся на ключ шкаф для хранения оборудования.

  • шкаф для хранения сумок и рюкзаков учащихся

3.1.2. Технические средства обучения:

  • мультимедиа проектор с экраном;

  • персональный компьютер – рабочее место учителя;

  • персональный компьютер – рабочее место обучающегося;

  • лазерный принтер;

  • сканер;

  • цифровой фотоаппарат;

  • устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники

3.1.3. Программные средства.

  • Операционная система Windows ХР, Windows 2000.

  • Антивирусная программа Антивирус Касперского 2010, NOD32

  • Программа-архиватор WinRar.

  • Клавиатурный тренажер Соло.

  • Интегрированное офисное приложение Мs Office 2003, 2007, 2010.

  • Пакет программ OpenOffice.org.

  • Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.

  • Мультимедиа проигрыватель.

  • Система тестирования

  • Программа для записи на CD-диск

  • Обучающие программы «Информатика» (TeachPro)

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер Москва Бином. Лаборатория знаний 2009г.

  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 213 с. : ил.

  3. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 187 с. : ил.

  4. Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования- М.: Издательский центр «Академия», 2011


Дополнительные источники

  1. Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2004.

  2. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2005.

  3. Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. – М., 2004.

  1. Электронный журнал «Информатика и информационные технологии в образовании». Форма доступа: http://www.rusedu.info/

  2. Экономическая информатика. Форма доступа: http://www.lessons-tva.info/edu/e-informatika.html

  3. Информатика и ИКТ. Форма доступа: http://ru.wikipedia.org/w/index.php

  4. Мир информатики. Форма доступа: http://jgk.ucoz.ru/dir/

  5. Виртуальный компьютерный музей. Форма доступа: http://www. сomputer-museum.ru/index.php

  6. Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ. Форма доступа: http://www.klyaksa.net/

  7. Методическая копилка учителя информатики. Форма доступа: http:// www.metod-kopilka.ru/page-2-1-4-4.html

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоение умений:

- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники

Входной контроль:

Тестирование.


Текущий контроль:

практические работы, тестирование, письменный опрос


Тематический контроль: выполнение и защита проектного задания, контрольные работы.



- распознавать информационные процессы в различных системах

- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования

- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники

- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей

- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий

- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые

- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных

- осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

- представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ

Усвоение знаний:

- различные подходы к определению понятия «информация»

Тестирование.


Текущий контроль:

самостоятельные работы, тестирование, устный опрос, письменный опрос,

практические работы.


Тематический контроль

контрольные работы, защита проектных заданий


Итоговый контроль:

Дифференцированный зачет

- методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации

- назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей)

- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы

- использование алгоритма как способа автоматизации деятельности

- назначение и функции операционных систем


Организация-разработчик : Государственное

автономное образовательное учреждение среднего

профессионального образования

« Алексеевский аграрный колледж»

Разработчик:

преподаватель

1 квалификационной категории Гайнутдинова Р.С.