Муниципальное общеобразовательное учреждение
ЗАРЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Михайловского муниципального района Рязанской области
391728 Рязанская обл., Михайловский р-он, п. Заря, ул. Центральная д.6, тел.8(49130)29266,e-mail:zaryaschool@mail.ru
Согласовано Руководитель ШМО _________ /Гришина Г.А./ Протокол № 1 от «____ » августа 201_ г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________/Травкина Н.А. / « ____ » августа 201__ г. | Утверждаю директор МОУ «Заревская СОШ» _____________Л.И.Козлова Приказ № ____ от «__»________ 20__г. |
Рабочая программа
по информатике
8 класс
(базовый уровень)
Учитель: Травкина Наталья Александровна
2016
Оглавление
1. Пояснительная записка 3
2.Формы организации учебного процесса 4
3. Требования к уровню подготовки учащихся 5
4.Учебно-тематический план 7
5. Содержание учебного курса. 8
6. Календарно-тематический план 8 класс 10
7. Контрольно-измерительные материалы 14
8. Перечень учебно-методического обеспечения 14
9. Список литературы 15
- Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учётом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольно-измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
В соответствии с базисным учебным планом на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 8 классе отводится 34 часа , 1 час в неделю, в том числе 15 практических работ, 3 контрольные работы, 1 проверочная работа, 1 творческая работа.
Планирование курса «Информатики и ИКТ» ориентировано на учебник Н.Д. Угриновича (Москва, БИНОМ, 2012г.), рекомендованный Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2016-17 учебный год
Материал учебника структурирован по трём главам, содержащим соответственно теоретические основы информатики по темам «Информация и информационные процессы», «Компьютер как универсальное устройство обработки информации», «Коммуникационные технологии», а также:
Практические работы компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических заданий во внеурочное время в школе или дома.
При реализации рабочей программы используется дополнительный материал в ознакомительном плане, создавая условия для максимального информационного развития школьников, интересующихся предметом, для совершенствования возможностей и способностей каждого ученика при самостоятельной подготовке рефератов, докладов и разработке проектов в группах.
Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
2.Формы организации учебного процесса
При организации занятий школьников в 8-м классе по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.
Основной формой проведения занятий является урок (изучение новых знаний, закрепление знаний, комбинированный, обобщения и систематизации знаний, контроля и оценки знаний), в ходе которого используются:
формы организации образовательного процесса: групповые, индивидуально - групповые, фронтальные, практикумы;
технологии обучения: беседа, фронтальный опрос, опрос в парах, контрольная и практическая работы;
виды и формы контроля: устный опрос (индивидуальный и фронтальный), тест, беседа, опорный конспект, самостоятельная работа, итоговый, текущий, тематический
Основные типы уроков:
В 8 классе наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом, с учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а конец урока планировать практическую деятельность учащихся (оптимальная длительность работы за компьютером для учащихся 8 классов не должна превышать 10-20 минут).
Цели:
освоение знаний, составляющих основу научных представлении об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи:
ввести понятия «информация» и «информационные процессы», информативность сообщения с событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики; ввести единицы измерения информации; раскрыть роль языков в информационных процессах;
использование на базовом уровне компьютером и типовым периферийным оборудованием (сканер, цифровая камера, принтер, мультимедийный проектор), стандартным компьютерным графическим интерфейсом;
освоение стандартных массовых средств работы с информационными объектами (текст/гипертекст, звук, фотография, рисунок, чертеж, видеозапись);
познакомить с назначением и функциональными возможностями локальных и глобальных компьютерных сетей, передачей информацией в сети Интернет и его информационными ресурсами;
изучить основы гипертекстовой разметки HTML.
3. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса информатики 8 класса обучающиеся должны:
Знать:
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
основы гипертекстовой разметки HTML
Уметь:
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации количество информации;
создавать информационные объекты, в том числе: структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
4.Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
Общее | Теория | Практика |
1 | Информация и информационные процессы | 8 | 7 | 2 |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 11 | 10 | 5 |
3 | Коммуникационные технологии | 14 | 13 | 8 |
5 | Резерв | 1 | | |
6 | Итого: | 34 | 30 | 15 |
Формы и средства контроля.
Виды контроля:
входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
промежуточный – осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.
Формы итогового контроля:
1 | Компьютер как универсальное устройство для обработки информации | Тематический контроль | Разноуровневая контрольная работа |
2 | Обработка текстовой информации | Тематический контроль | Контрольная работа на опросном листе |
3 | Обработка графической информации | Тематический контроль | Разноуровневая практическая контрольная работа, тест |
4 | Коммуникационные технологии | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу, творческая работа |
5. Содержание учебного курса.
Тема 1. Информация и информационные процессы – 8 часов
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».
Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 11 часов
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Файла и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспеченье. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Защита информации.
Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация».
Практическая работа №5 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
Тема 3. Коммуникационные технологии – 14 часов
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав интернета. Адресация в интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в интернете. Мобильный интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web - сайтов с использованием языка разметки HTML. Web – страницы и Web – сайты. Структура Web – страницы. Форматирование текста на Web – странице. Вставка изображений в Web – страницы. Гиперссылки на Web – страницах. Списки на Web – страницах. Интерактивные формы на Web – страницах.
Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».
Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 10 «География Интернета».
Практическая работа №11 «Путешествие по Всемирной паутине». Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
Итоговое повторение – 2 часа
Творческая работа: Разработка сайта с использованием языка разметки HTML. Самостоятельно придумать тематику сайта.
6.Календарно-тематический план 8 класс
Сроки | Название раздела и темы урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Домашнее задание | Примечание |
План | Факт |
Информация и информационные процессы – 8ч. |
| | Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе | 11 | Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе | § 1.1.1 – 1.1.2 Стр8-12 | |
| | Информация в обществе и технике. | 11 | Информация в обществе и технике | § 1.1.3 – 1.1.4 Стр. 12-17 | |
| | Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера». | 11 | Текстовая и числовая информация | Стр. 126. | |
| | Кодирование информации с помощью знаковых систем. | 11 | Кодирование информации с помощью знаковых систем. | § 1.2.1-1.2.3. Стр. 18-25 | |
| | Количество информации. Практическая работа № 2 «Перевод единиц измерения количества информации» | 1 | Количество информации | § 1.3.1 Стр. 26-28 | |
| | Определение количества информации. | 1 | Определение количества информации | § 1.3.2. Стр. 28-30 | |
| | Алфавитный подход к определению количества информации. | 1 | Алфавитный подход к определению количества информации. | § 1.3.3. Стр. 30-32 | |
| | Решение задач по теме «Количество информации». | 1 | Количество информации | § 1.3 Стр. 26-32 | |
| | Контрольная работа № 1 «Информация и информационные процессы». | 1 | Информация и информационные процессы. Количество информации | | |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 11ч. |
| | Устройство компьютера. Практическая работа № 3 «Определение разрешающей способности мыши». Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты». | 1 | Архитектура персонального компьютера. Устройства обработки, хранения, ввода и вывода информации | § 2.1-2.2 Стр.33-49. Стр. 134 Стр. 133 | |
| | Файлы и файловая система. Практическая работа № 5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». | 2 | Файлы и файловая система | § 2.3 Стр. 50-58 Стр. 130 | |
| | Программное обеспечение компьютера. | 2 | Прикладное и системное программное обеспечение. Операционная система | § 2.4 Стр. 58-62 | |
| | Графический интерфейс операционных систем Практическая работа № 6 «Установка даты и времени». | 2 | Графический интерфейс операционных систем. Окна. Панели. Меню | § 2.5-2.6 Стр. 63-69 Стр. 137 | |
| | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа № 7 «Защита от вирусов». | 2 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы | § 2.7 Стр. 69-72 Стр. 140 | |
| | Правовая охрана программ и данных. Защита информации. | 1 | Правовая охрана программ и данных. Защита информации | § 2.8. Стр. 72-78 | |
| | Контрольная работа № 2. «Компьютер как универсальное устройство обработки информации». | 1 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | § 2.1-2.2 Стр.33-49. Стр. 133 | |
Коммуникационные технологии – 14ч. |
| | Техника безопасности в кабинете информатики. Передача информации. | 1 | Техника безопасности в кабинете информатики. Передача информации. Отправитель и приемник информации. Информационный канал | § 3.1. Стр. 80-81 | |
| | Локальные компьютерные сети. Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключённом к локальной сети. | 1 | Локальные компьютерные сети. Типы сетей. Классификация сетей | § 3.2 Стр. 81-84 Стр. 143 | |
| | Глобальная компьютерная сеть Интернет. Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету». | 1 | Глобальная компьютерная сеть Интернет | § 3.3 Стр. 84-94 Стр. 144 | |
| | Глобальная компьютерная сеть Интернет. Практическая работа № 10 «География Интернета». | 1 | Глобальная компьютерная сеть Интернет | § 3.3 Стр. 84-94 Стр. 149 | |
| | Информационные ресурсы Интернет. Всемирная паутина. Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине». | 1 | Информационные ресурсы Интернет. Всемирная паутина | § 3.4 Стр. 94-98 Стр. 151 | |
| | Информационные ресурсы Интернет. Электронная почта. Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой». | 1 | Информационные ресурсы Интернет. Электронная почта | § 3.4 Стр. 98-100 Стр. 155 | |
| | Файловые архивы. Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета». | 1 | Файловые архивы | § 3.4 Стр. 100-102 Стр. 158 | |
| | Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. | 1 | Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете | § 3.4 Стр. 102-106 | |
| | Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете». | 1 | Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете | § 3.5 Стр. 107–110 Стр. 161 | |
| | Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. | 1 | Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице | § 3.7 Стр. 113 -117 | |
| | Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. | 1 | Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. | § 3.7 | |
| | Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах. | 1 | Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах | § 3.7 | |
| | Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | 1 | Язык разметки HTML | Стр. 165 | |
| | Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | 1 | Язык разметки HTML | Стр. 165 | |
| | Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | 1 | Язык разметки HTML | Стр. 165 | |
| | Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии». | 1 | Коммуникационные технологии | | |
| | Повторение | 2 | | | |
7. Контрольно-измерительные материалы
Контрольно-измерительные материалы (далее КИМы) составлены на основе обязательного минимума содержания образования по информатике, являются универсальными.
В КИМах представлены тесты, соответствующие структуре тестов ЕГЭ в двух равноценных вариантах. Предложенные материалы можно использовать на любом этапе урока. На выполнение тематических тестов отводится 7-15 мин, на выполнение итоговых – 35-45 мин. Работа состоит из трех частей, на каждую из которых отводится примерно 10 мин.
Часть А – базовый уровень. Содержит задания с выбором ответа.
Часть В состоит из более сложных заданий с открытым ответом.
Часть С – уровень повышенной сложности. Задания требуют развёрнутого ответа.
В тестах для самостоятельной работы предложены вопросы, касающиеся теоретической части курса информатики.
8. Перечень учебно-методического обеспечения
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012;
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 8 класс / Сост. Н.А.Сухих. – М.: ВАКО, 2012. – 112 с.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Набор цифровых образовательных ресурсов для 5-7 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Угринович Н.Д.. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 7-11». – М.: БИНОМ. 2010.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Интернет.
ОС Windows или Linux.
УМК:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ 7 класс
Угринович Н.Д. Методическое пособие для учителей
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/ Авторская мастерская Н.Д.Угриновича.
Плакаты Босовой Л.Л.
http://school-collection.edu.ru/ Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
9. Список литературы
Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 7 класса / Н. Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н. Д. Угринович. ч – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Рабочие программы по информатике и ИКТ, 5-11 классы: - Т.К.Смыковская, М, «Планета», 2010.
Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 7 класс / Сост. Н.А.Сухих. – М.: ВАКО, 2012. – 112 с.
Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 7 класс / Н.А.Сухих. – М.: ВАКО, 2012.
9