Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Маскара»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании МО учителей-предметников естественного цикла Протокол №1 от «27» августа 2015 г. Руководитель МО ________ Хасанзянова Л.А. | Согласовано с зам. Директора по УР МБОУ «СОШ.Маскара» _______ Аглиуллина М.Ш. «27» августа 2015 г. | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ с.Маскара» _________М.В.Хадиев Введено в действие приказом №141 от 29.08.2015 |
Рабочая программа
по информатике и ИКТ для 9 класса основного общего образования
ФИО, должность автора-составителя рабочей программы: Мухаметгалиев Равиль Рафаильевич,
учитель математики и информатики
Год разработки программы: 2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
Стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ
Примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ»
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика 2 – 11 класс / Сост. М.Н.Бородин. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 584с.
Образовательной программы МБОУ «СОШ с.Маскара» Кукморского муниципального района Республики Татарстан,
Учебного плана 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2015 – 2016 учебный год (Приказ №135 от 26.08.2015)
Изучение информатики в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом для среднего (полного) общего образования на базовом уровне по информатике и ИКТ
Курс рассчитан на изучение в 9 классе общеобразовательной средней школы. Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста. Курс изучается по одному варианту планирования учебного времени: минимальный вариант базового курса – 70 учебных часов(2 часа в неделю). Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Для реализации программы имеется оборудованный кабинет информатики с 10 компьютерами, имеющих доступ к Интернет, установленными лицензионными программами, учебно-методическая и справочная литература, учебники, электронные учебные пособия и энциклопедии, раздаточный материал для проведения контрольных и самостоятельных работ, интерактивная доска, УМК под редакцией Семакина И.Г.(в электронном виде)
Используемый УМК:
Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса / Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. - 3-е изд. — М.: БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2007. – 359 с.: ил.
Учебно-тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Передача информации в компьютерных сетях. | 10 |
2 | Информационное моделирование. | 5 |
4 | Хранение и обработка информации в базах данных. | 12 |
9 | Табличные вычисления на компьютере. | 10 |
5 | Управление и алгоритмы. | 10 |
6 | Программное управление работой компьютера. | 12 |
7 | Информационные технологии в обществе. | 4 |
8 | Повторение | 5 |
9 | Резерв | 2 |
10 | Входной контроль. | |
Всего | 70 |
Содержание программы
Передача информации в компьютерных сетях – 10 час.
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Информационное моделирование – 5 час.
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей
Хранение и обработка информации в базах данных – 12 час.
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Табличные вычисления на компьютере – 10 час.
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Управление и алгоритмы – 10 час.
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Программное управление работой компьютера – 12 час.
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Информационные технологии и общество 4 час.
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Дата проведения | Примеча-ние |
План | Факт |
1 | Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. | 1.09.15 | 1.09.15 | |
2 | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Выполнение практического задания. | 4.09.15 | 4.09.15 | |
3 | Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод. | 8.09.15 | 8.09.15 | |
4 | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Выполнение практического задания. | 11.09.15 | 11.09.15 | |
5 | Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием. | 15.09.15 | 15.09.15 | |
6 | Работа с циклами. Выполнение практического задания . | 18.09.15 | 18.09.15 | |
7 | Ветвления. Использование двухшаговой детализации. | 22.09.15 | 22.09.15 | |
8 | Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений. Выполнение практического задания . | 25.09.15 | 25.09.15 | |
9 | Зачётное задание по алгоритмизации. Выполнение практического задания. | 29.09.15 | 29.09.15 | |
10 | Тест по теме «Управление и алгоритмы». | 2.10.15 | 2.10.15 | |
11 | РНО. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных. | 6.10.15 | 6.10.15 | |
12 | Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы. | 9.10.15 | 9.10.15 | |
13 | Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Выполнение практического задания. | 13.10.15 | 13.10.15 | |
14 | Оператор ветвления. | 16.10.15 | 16.10.15 | |
15 | Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений. Выполнение практического задания. | 20.10.15 | 20.10.15 | |
16 | Логические операции на Паскале | 23.10.15 | 23.10.15 | |
17 | Циклы на языке Паскаль. | 27.10.15 | 27.10.15 | |
18 | Разработка программ c использованием цикла с предусловием. Выполнение практического задания. | 30.10.15 | 30.10.15 | |
19 | Одномерные массивы в Паскале. | 10.11.15 | 10.11.15 | |
20 | Разработка программ обработки одномерных массивов. Выполнение практического задания. | 13.11.15 | 13.11.15 | |
21 | Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве. | 17.11.15 | 17.11.15 | |
22 | Тестирование по теме «Программное управление работой компьютера». | 20.11.15 | 20.11.15 | |
23 | РНО. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи. | 24.11.15 | 24.11.15 | |
24 | Организация информации в среде коллективного использования информа-ционных ресурсов. Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. | 27.11.15 | 27.11.15 | |
25 | Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. | 1.12.15 | 1.12.15 | |
26 | Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. | 4.12.15 | 4.12.15 | |
27 | Интернет Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете. Защита информации от компьютерных вирусов. | 8.12.15 | 8.12.15 | |
28 | Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. Архивирование и разархивирование. | 11.12.15 | 11.12.15 | |
29 | Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов. | 18.12.15 | 18.12.15 | |
30 | Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде веб-страницы с использованием текстового редактора. | 22.12.15 | 22.12.15 | |
31 | Практическая работа по теме «Интернет» | 25.12.15 | 25.12.15 | |
32 | Тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях» | 12.01.16 | 12.01.16 | |
33 | РНО. Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Простейшие управляемые компьютерные модели. Графические информационные модели. | 15.01.16 | 15.01.16 | |
34 | Табличные модели. Таблица результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. | 19.01.16 | 19.01.16 | |
35 | Информационное моделирование на компьютере. Диаграммы, планы, карты. | 22.01.16 | 22.01.16 | |
36 | Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью. | 26.01.16 | 26.01.16 | |
37 | Тестирование по теме «Информационное моделирование». | 29.01.16 | 29.01.16 | |
38 | РНО. Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных. | 02.02.16 | 02.02.16 | |
39 | Назначение СУБД. | 05.02.16 | 05.02.16 | |
40 | Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. | 09.02.16 | 09.02.16 | |
41 | Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере. | 12.02.16 | 12.02.16 | |
42 | Поиск данных в готовой базе, простые логические выражения. | 16.02.16 | 16.02.16 | |
43 | Формирование простых запросов к готовой базе данных. | 19.02.16 | 19.02.16 | |
44 | Логические операции. Сложные условия поиска. | 26.02.16 | 26.02.16 | |
45 | Формирование сложных запросов к готовой базе данных. | 1.03.16 | 1.03.16 | |
46 | Создание записей в базе данных. Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки. | 4.03.16 | 4.03.16 | |
47 | Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение. | 11.03.16 | 11.03.16 | |
48 | Итоговая работа по базам данных. | 15.03.16 | 15.03.16 | |
49 | Тестирование по теме «Хранение и обработка информации в базах данных». | 18.03.16 | 18.03.16 | |
50 | РНО. Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. | 22.03.16 | 22.03.16 | |
51 | Представление чисел в памяти компьютера. | | | |
52 | Таблица как средство моделирования. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц. | | | |
53 | Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике. | | | |
54 | Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы. | | | |
55 | Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц. | | | |
56 | Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени. | | | |
57 | Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации. | | | |
58 | Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели. | | | |
59 | Тестирование по теме «Табличные вычисления на компьютере». | | | |
60 | РНО. Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления | | | |
61 | История ЭВМ и ИКТ. | | | |
62 | Основы социальной информатики | | | |
63 | Тестирование по теме «Информационные технологии и общество». | | | |
64 | РНО. Повторение. Оператор ветвления. | | | |
65 | Повторение. Циклы на языке Паскаль. | | | |
66 | Повторение. Одномерные массивы в Паскале. | | | |
67 | Повторение. Разработка программ обработки одномерных массивов. | | | |
68 | Промежуточная аттестация | | | |
69 | Повторение. Разработка программ обработки двумерных массивов. | | | |
70 | Повторение. Разработка программ обработки одномерных массивов. | | | |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование:
В связи с ранним проведением районными предметными олимпиад по информатике (декабрь) считаю необходимым темы «Управление и алгоритмы» – 10 час. и «Программное управление работой компьютера» – 12 час. вынести на начало учебного года.
Литература:
Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса / Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. - 3-е изд. — М.: БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2007. – 359 с.: ил.
Сухих Н. А. Поурочные разработки по информатике: 9 класс. – М.:ВАКО, 2012. – 288с. – (В помощь школьному учителю).
Электронная литература:
Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под ред. И.Г.Семакина, Е.Хеннера. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2011.(электронная версия)
Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/
7