«Рассмотрено» Руководитель МО /Котова Т.С./ Протокол № ___ от «____»__________2017 г. | Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № ___ от «____»__________2017г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 1 с. Кривополянье / Щептев Ю.М./ Приказ № ___ от «___»___________2017г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 села Кривополянье
Чаплыгинского муниципального района Липецкой области.
Рабочая программа
по информатике для 3-4 классов
на 2017 – 2019 учебный год.
Учитель: Гончарова Е. Б.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по «ФГОС. Информатика» Программа для начальной школы: 2-4 классы» Н. В. Матвеева и др. , Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 год.
Программа рассчитана на 35 часа ( 1 ч. в неделю) Программой предусмотрено проведение:
контрольных практических работ – 4
проверочных работ (10-15 минут) – по отдельным блокам
практические работы (10-15 минут) – на каждом уроке
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
1. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. А. Информатика: учебник для 3 класса: в 2 ч. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н.А. Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса: в 2 ч. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
3.Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н.А. Информатика: контрольные работы для 3 класса. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
4. Цифровые образовательные ресурсы к учебнику «Информатика», 3 класс, Матвеева Н.В. и др.
4. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: Методическое пособие. 3 класс. - М.: Бином, 2013. размещено на сайте методической службы издательства http://metodist.lbz.ru/files/Matveeva_3.exe (311 Мб)
5. Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс, 2013 г.
Планируемые результаты освоения информатики.
С учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
1-я группа требований: личностные результаты.
Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель — ученик»:
готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
социальные компетенции;
личностные качества
2-я группа требований: метапредметные результаты.
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД:
3-я группа требований: предметные результаты.
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время
С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией;
соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели? »;
устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;
понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);
выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;
решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;
самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «...и/или...», «если... то...», «не только, но и...» и давать элементарное обоснование высказанного суждения;
овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?»;
получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении;
приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
Содержание учебного курса
3 класс
Глава 1. Информация, человек и компьютер. (6 часов).
Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Компьютер.
Контрольная работа (тестирование) по теме: «Информация, человек и компьютер».
Глава 2. Действия с информацией (9 часов).
Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Кодирование информации и шифрование данных. Хранение информации. Обработка информации.
Контрольная работа (тестирование) по теме «Действия с информацией».
Глава 3. Мир объектов (9 часов).
Объект, его имя и свойства. Функции объекта. Элементный состав объекта. Отношения между объектами. Характеристика объекта. Документ и данные об объекте.
Контрольная работа (тестирование) по теме «Мир объектов».
Глава 4. Компьютер, системы и сети (7 часов).
Компьютер – это система. Системные программы и операционная система. Файловая система. Компьютерные сети. Информационные системы.
Контрольная работа (тестирование) по теме «Компьютер, системы и сети».
Повторение (4 часа).
4 класс
Глава 1. Повторение (7 часов).
Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютер как система. Контрольная работа (тестирование) по теме: «Повторение».
Глава 2. Суждение, умозаключение, понятие (9 часов).
Мир понятий. Деление понятий. Обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение.
Контрольная работа (тестирование) по теме: «Суждение, умозаключение, понятие».
Глава 3. Мир моделей (8 часов).
Модель объекта. Текстовая и графическая модели. Алгоритм как модель действий. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритма. Компьютер как исполнитель. Контрольная работа (тестирование) по теме: «Мир моделей».
Глава 4. Управление (9 часов).
Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления. Цель управления. Управляющее воздействие. Средство управления. Результат управления. Современные средства коммуникации. Контрольная работа (тестирование) по теме: «Управление».
Повторение (2 часа).
Учебно-тематический план
3 класс
№ п/п | Наименование темы | Общее кол-во часов | В том числе |
Теория | Контрол. Работы |
1 | Глава 1.Информация, человек и компьютер | 6 | 5 | 1 |
2 | Глава 2. Действия с информацией | 9 | 8 | 1 |
3 | Глава 3. Мир объектов | 9 | 8 | 1 |
4 | Глава 4. Компьютер, системы и сети | 7 | 6 | 1 |
5 | Повторение курса 3 класса | 4 | 4 | |
| Всего | 35 | 31 | 4 |
4 класс
№ п/п | Наименование темы | Общее кол-во часов | В том числе |
Теория | Контрол. работы |
1 | Глава 1. Повторение | 7 | 6 | 1 |
2 | Глава 2. Суждение, умозаключение, понятие | 9 | 8 | 1 |
3 | Глава 3. Мир моделей | 8 | 7 | 1 |
4 | Глава 4. Управление | 9 | 8 | 1 |
5 | Повторение курса 3 класса | 2 | 2 | |
| Всего | 35 | 31 | 4 |
Приложение к рабочей программе.
календарно- тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
План | Факт |
Глава 1. Информация, человек и компьютер (6 ч) |
1 | Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Человек и информация. | | | |
2 | Источники и приемники информации. | | | |
3 | Носители информации. | | | |
4 | Компьютер. | | | |
5 | Подготовка к контрольной работе №1 «Информация, человек и компьютер». | | | |
6 | Контрольная работа №1 по теме «Информация, человек и компьютер» | | | |
Глава 2. Действия с информацией (9 ч) |
7 | Получение информации. | | | |
8 | Представление информации. | | | |
9 | Кодирование информации. | | | |
10 | Кодирование и шифрование данных. | | | |
11 | Хранение информации. | | | |
12 | Обработка информации и данных. | | | |
13 | Обработка информации и данных. | | | |
14 | Подготовка к контрольной работе №2 «Действия с информацией». | | | |
15 | Контрольная работа №2 по теме «Действия с информацией». | | | |
Глава 3. Мир объектов (9 ч) |
16 | Объект и его имя. | | | |
17 | Объект и его свойства. | | | |
18 | Функции объекта. | | | |
19 | Функции объекта. | | | |
20 | Отношения между объектами. | | | |
21 | Характеристика объекта. | | | |
22 | Документ и данные об объекте. | | | |
23 | Подготовка к контрольной работе №3 « Мир объектов». | | | |
24 | Контрольная работа №3 «Мир объектов». | | | |
Глава 4. Компьютер, системы и сети (7 ч) |
25 | Компьютер – это система. | | | |
26 | Системные программы и операционная система. | | | |
27 | Файловая система. | | | |
28 | Компьютерные сети. | | | |
29 | Информационные системы. | | | |
30 | Подготовка к контрольной работе №4 «Компьютер, системы и сети». | | | |
31 | Контрольная работа №4 « Компьютер, системы и сети». | | | |
Повторение (4 ч) |
32 | Повторение. Информация, компьютер и человек. | | | |
33 | Повторение. Действия с информацией. | | | |
34 | Повторение. Мир объектов. | | | |
35 | Повторение. Компьютер, системы и сети. | | | |
Приложение к рабочей программе.
календарно- тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Приме чание |
План | Факт |
Глава 1. Повторение (7 ч) |
1 | Человек в мире информации. | | | |
2 | Действия с данными. | | | |
3 | Объект и его свойства. | | | |
4 | Отношения между объектами. | | | |
5 | Компьютер как система. | | | |
6 | Подготовка к контрольной работе №1 «Повторение». | | | |
7 | Контрольная работа №1 «Повторение». | | | |
Глава 2. Суждение, умозаключение, понятие (9 ч) |
8 | Мир понятий. | | | |
9 | Деление понятий. | | | |
10 | Обобщение понятий. | | | |
11 | Отношения между понятиями. | | | |
12 | Понятия «истина» и «ложь». | | | |
13 | Суждение. | | | |
14 | Умозаключение. | | | |
15 | Подготовка к контрольной работе №2 «Суждение, умозаключение, понятие». | | | |
16 | Контрольная работа №2 «Суждение, умозаключение, понятие». | | | |
Глава 3. Мир моделей (8 ч) |
17 | Модель объекта. | | | |
18 | Текстовая и графическая модели. | | | |
19 | Алгоритм как модель действий. | | | |
20 | Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. | | | |
21 | Исполнитель алгоритма. | | | |
22 | Компьютер как исполнитель. | | | |
23 | Подготовка к контрольной работе №3 «Мир моделей». | | | |
24 | Контрольная работа №3 «Мир моделей». | | | |
Глава 4. Управление (9 ч) |
25 | Кто кем и зачем управляет. | | | |
26 | Управляющий объект и объект управления. | | | |
27 | Цель управления. | | | |
28 | Управляющее воздействие. | | | |
29 | Средство управления. | | | |
30 | Результат управления. | | | |
31 | Современные средства коммуникации. | | | |
32 | Подготовка к контрольной работе №4 «Управление». | | | |
33 | Контрольная работа №4 «Управление». | | | |
Повторение (2 ч) |
34 | Повторение. | | | |
35 | Повторение. | | | |