Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по инженерой графике»
ГБОУ СПО «Самарский политехнический колледж »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«Инженерная графика»
Для специальности 140101 «Тепловые электрические станции»
(базовая подготовка)
Самара
2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 3 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
| 11 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 12 |
1. Паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Инженерная графика»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 140101 Тепловые электрические станции (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 270000 Архитектура и строительство, по направлению подготовки 270800 Строительство.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
организовать рабочее место, правильно пользоваться чертежными инструментами; оформлять чертежи в соответствии с требованиями ГОСТов; выполнять основные геометрические построения;
уметь выполнять несложные чертежи машинным способом;
выполнять чертежи несложных деталей и соединений; читать сборочные чертежи;
уметь читать схемы трубопроводов;
уметь читать чертежи тепловых станций.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
иметь представление о значении инженерной графики в профессиональной деятельности;
знать основные положения стандартов на оформление и разработку чертежей; правила и приемы выполнения геометрических построений;
иметь представление о системе автоматизированного проектирования; знать методы получения чертежей машинным способом;
иметь представление об определении необходимого и достаточного числа изображений на чертеже; о допусках, посадках, условностях и упрощениях; знать изображение чертежа (виды, разрезы, сечения); условное изображение и обозначение резьбы; виды разъемных и неразъемных соединений;
знать виды схем, условные обозначения;
знать виды и особенности строительных чертежей.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 137 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 102 часа;
самостоятельной работы обучающегося 35 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ Инженерная графика
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 137 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 102 |
в том числе: | |
лабораторные работы | |
практические занятия | 51 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 35 |
в том числе: - работа с различными источниками информации (в т.ч. с нормативно-справочной литературой и Интернет-ресурсами), подготовка докладов и сообщений; - оформление отчетов по практическим занятиям и лабораторным работам; | 10 25 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Инженерная графика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Геометрическое черчение | | | 2 |
Тема 1 .1 Основные сведения по оформлению чертежей | Содержание учебного материала | |
1. | Принцип получения основных форматов. Размеры форматов по ГОСТ. Предварительная и основная рамки. Основная надпись, ее графы и размеры. Линии чертежа по ГОСТ. Название линий, их назначение, начертание, толщина. | 1 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | |
Тема 1.2 Чертежный шрифт и выполнение надписей на чертежах | Содержание учебного материала | |
1. | Виды шрифтов. Номера шрифтов. Прописные и строчные буквы. Размеры букв и цифр в разных шрифтах. | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | |
1. | Линии чертежа. Чертежный шрифт. |
Тема 1.3 Основные правила нанесения размеров. Масштаб. | Содержание учебного материала | |
1. | Нанесение размеров, основные правила. Величина размерных стрелок. Размерные числа и правила нанесения их на размерные линии. Выносные линии. Указание на чертежах размеров радиусов и диаметров окружностей. Масштаб. Перевод размеров в масштабные значения. | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | |
Тема 1.4 Геометрические построения и приемы вычерчивания контуров технических деталей | Содержание учебного материала | |
1. | Графические приемы деления отрезка, окружностей, углов. Сопряжения. Циркульные и лекальные кривые. Приемы работы «лекало». Уклон, конусность. | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практическое занятие | |
1. | Деление отрезка, окружностей, углов. |
2. | Циркульные и лекальные кривые. | |
3. | Контуры деталей. | |
Раздел 2. Машинная (компьютерная) графика | | | 2 |
Тема 2.1. Общие сведения о системе КОМПАС-ГРАФИК | Содержание учебного материала | | |
1. | Общие сведения о системах автоматизированного проектирования. Общие сведения о системе КОМПАС-ГРАФИК. Начало и окончание сеанса работы. Открытие и закрытие документов, управление окнами документов. Основные элементы интерфейса и основные приемы работы. | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | |
Тема 2.2. Основные принципы создания чертежей в системе КОМПАС-ГРАФИК | Содержание учебного материала | |
1. | Выделение и удаление объектов, использование вспомогательных построений. Создание чертежа, его оформление и вывод на печать. Использование видов для выполнения чертежей в масштабе. Основные команды редактирования изображения и ввода технологических обозначений. Использование библиотек. | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | |
1. | Линии чертежа. |
2. | Шаблон. |
Раздел 3. Проекционное черчение (основы начертательной геометрии) | | | 2 |
Тема 3.1. Проецирование точки. Комплексный чертеж точки. | Содержание учебного материала | | |
1. | Методы проецирования. Параллельное и центральное проецирование, ортогональное и косоугольное проецирование, их сущность, достоинства и недостатки. Понятие о координатах точки в системе координатных плоскостей. Проецирование точки на две и три плоскости проекции. Обозначение плоскостей, осей координат и проекций точки. | 1 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | |
1. | Эпюр точки. | |
Тема 3.2. Проецирование отрезка прямой линии. | Содержание учебного материала | |
1. | Проецирование отрезка прямой на две и три плоскости проекций. Расположение отрезка прямой относительно плоскостей проекций. Взаимное расположение 2 прямых. | 1 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | |
1. | Эпюр точки и прямой. | |
Тема 3.3. Проецирование плоскости. | Содержание учебного материала | |
1. | Плоскость. Изображение плоскости на ортогональном чертеже. Главные линии плоскости. Линия в плоскости. Точка в плоскости. Взаимное расположение плоскостей. Пересечение плоскостей. | 2 |
Практические занятия | | |
1. | Эпюр плоскости. |
Практические работы | |
Тема 3.4. Аксонометрические проекции. | Содержание учебного материала | |
1. | Виды аксонометрических проекций, принцип получения аксонометрических проекций, принцип получения аксонометрических проекций. Аксонометрия плоских фигур. Показатели искажения. | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | |
1. | Аксонометрия плоских фигур. | |
Тема 3.5. Проецирование геометрических тел. | Содержание учебного материала | |
1. | Построение гранных тел и тел вращения. Проецирование точек, принадлежащих поверхностям. Изображение геометрических тел в аксонометрических прямоугольных проекциях. Развертки геометрических тел. | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | |
1. | Геометрические тела. | |
Тема 3.6. Сечение геометрических тел плоскостями. | Содержание учебного материала | | |
1. | Понятие о сечениях. Пересечение тел проецирующими плоскостями. Усеченные геометрические тела. Построение сечений, поиск действительной величины сечения. | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | |
1. | Пересечение тел плоскостями. | |
Тема 3.7. Взаимное пересечение поверхностей тел. | Содержание учебного материала | | |
1. | Метод вспомогательных секущих плоскостей для построения линии пересечения поверхностей тел. Метод вспомогательных концентрических сфер. | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | |
1. | Пересечение гранных тел. | |
2. | Пересечение тел вращения. | |
Тема 3.8. Техническое рисование и элементы технического конструирования. | Содержание учебного материала | | |
1. | Назначение технического рисунка и его особенности. Приемы работы. Элементы технического конструирования. | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | |
1. | Технический рисунок. | |
Раздел 4. Машиностроительное черчение. | | | 2 |
Тема 4.1. Основные положения. | Содержание учебного материала | | |
1. | Обзор стандартов ЕСКД. Влияние стандартов на качество изделий. Зависимость качества изделий от качества чертежа. Чертеж, его назначение. Разновидность получения чертежа. | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | |
Тема 4.2. Изображения – виды, разрезы, сечения. | Содержание учебного материала | |
1. | Виды: дополнительные, местные. Разрезы: горизонтальные, вертикальные, продольные, поперечные, сложные, местные. Соединение вида с разрезом. Сечения выносные и наложенные. Выносные элементы. Условности и упрощения. | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | |
1. | Разрез модели. |
Тема 4.3. Резьба, резьбовые изделия. | Содержание учебного материала учебного материала | |
1. | Основные типы резьб. Различные профили резьб. Условные изображения резьбы. Обозначения резьб. Стандартные резьбовые изделия. Изображения стандартных резьбовых крепежных деталей. | 1 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | |
1. | Резьбовая деталь. | |
Тема 4.4. Разъемные и неразъемные соединения деталей. | Содержание учебного материала | | |
1. | Различные виды разъемных и неразъемных соединений. Резьбовые соединения. Условные обозначения резьбовых соединений. Неразъемные соединения. Условные обозначения сварных швов. | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | |
1. | Соединение болтом. | |
Тема 4.5. Зубчатые передачи. | Содержание учебного материала | | |
1. | Основные виды передач. Разновидности зубчатых колес. Условное изображение зубчатых колес. Условное изображение реечной и цепной передачи. | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | |
Тема 4.6. Эскизы деталей и рабочие чертежи. | Содержание учебного материала | |
1. | Назначение эскиза и рабочего чертежа. Правила выполнения рабочих чертежей деталей. Порядок и последовательность выполнения эскиза детали. Нанесение размеров. Понятие о нанесении обозначений шероховатости поверхности. Понятие о допусках и посадках. | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | |
1. | Рабочий чертеж. |
Тема 4.7. Составление сборочных чертежей. Чтение и деталировка чертежей. | Содержание учебного материала | |
1. | Сборочный чертеж, его назначение и содержание. Порядок выполнения сборочного чертежа. Изображение контуров пограничных деталей. Назначение спецификаций. Порядок заполнения спецификаций. Назначение и работа сборочной единицы. Деталирование сборочного чертежа. Увязка сопрягаемых размеров. | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | |
1. | Сборочный чертеж. |
2. | Спецификация. | |
Раздел 5. Схемы трубопроводов | | | 2 |
| Содержание учебного материала | | |
1. | Виды схем. ГОСТы и ЕСКД для составления схем. Условные обозначения трубопроводов и их элементов на схемах. Чтение схем. | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | |
1. | Условные обозначения. | 2 |
2. | Тепловая схема. | | |
3. | Схема теплоснабжения. | | |
Практические работы | | |
Раздел 6. Конструктивные чертежи. | | | 2 |
| Содержание учебного материала | | |
1. | Виды и особенности строительных чертежей. Чертежи планов и разрезов тепловых станций. | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | |
1. | Разрез котла. | 2 |
2. | Разрез турбины. | | |
3. | План и разрез тепловой станции. | | |
| Всего: | 102 | |
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Инженерной графики».
Оборудование учебного кабинета «Инженерной графики»:
- рабочие места для преподавателей и обучающихся;
- комплект демонстрационных материалов по курсу «Инженерной графики».
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Куликов В.П. Инженерная графика, М.: 2009 год.
Эстеркин Р.И. Котельные установки, М.: Энергоиздат, 1989 год
Миронова Р.С. Инженерная графика, М.: Высшая школа, 2000 год
Миронова Р.С. Сборник задач по инженерной графике, М.: Высшая школа, 2000 год
Ганенко А.П. Оформление текстовых и графических материалов при подготовке дипломных проектов, курсовых и письменных экзаменационных работ, М.: Профобриздат, 2001 год
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных графических работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | Промежуточный контроль: тестирование; оценивание практических, работ; оценивание индивидуальных графических заданий. |
Организовать рабочее место, правильно пользоваться чертежными инструментами; оформлять чертежи в соответствии с требованиями ГОСТов; выполнять основные геометрические построения |
Уметь выполнять несложные чертежи машинным способом |
Выполнять чертежи несложных деталей и соединений; читать сборочные чертежи |
Уметь читать схемы трубопроводов |
Уметь читать чертежи тепловых станций. Выполнять расчеты на прочность, жесткость, устойчивость элементов сооружений | |
Знать: | Итоговый контроль: экзамен |
Иметь представление о значении инженерной графики в профессиональной деятельности; |
Знать основные положения стандартов на оформление и разработку чертежей; правила и приемы выполнения геометрических построений |
Иметь представление о системе автоматизированного проектирования; знать методы получения чертежей машинным способом |
Иметь представление об определении необходимого и достаточного числа изображений на чертеже; о допусках, посадках, условностях и упрощениях; знать изображение чертежа (виды, разрезы, сечения); условное изображение и обозначение резьбы; виды разъемных и неразъемных соединений |
Знать виды схем, условные обозначения |
Знать виды и особенности строительных чертежей |
5