Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного курса
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Выпускники основной школы научатся:
• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
• описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Отличительные особенности программы
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Межпредметные связи.
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа
- творческая работа
- конкурс
- викторина
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
- наблюдение
- самостоятельная работа
- тест
Требования к уровню подготовки учащихся:
Выпускники научатся:
• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Личностными результатами изучения искусства являются:
развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Выпускники научатся:
• аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
• участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 -9 класса:
Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:
иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;
определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;
размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.
Раздел II. Содержание учебного предмета.
8 класс.
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
П
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.
Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
оэтизация обыденности. Красота и польза.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 8 часов.
Исследовательский проект.
Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).
9 класс.
Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 9 часов.
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.
Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 7 часов.
Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция - 11 часов.
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя - 8 часов.
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.
Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.
Исследовательский проект «Пушкин — наше все» — воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства. Создание компьютерной презентации, театрализованных постановок, видео- и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.
Раздел III. Тематическое планирование.
| Тема | Количество часов | Количество практических работ | Количество контрольных работ |
| Искусство в жизни современного человека. | 3 | | |
| Искусство открывает новые грани мира | 7 | | |
| Искусство как универсальный способ общения | 7 | | |
| Красота в искусстве и жизни. | 10 | | |
| Прекрасное пробуждает доброе. | 7 | 1 | |
| Всего | 34 | 1 | |
| Тема | Количество часов | Количество практических работ | Количество контрольных работ |
| Воздействующая сила искусства. | 9 | | |
| Искусство предвосхищает будущее | 7 | | |
| Дар созидания. Практическая функция | 11 | 1 | |
| Искусство и открытие мира для себя | 7 | 1 | |
| Всего | 34 | 2 | |
Раздел IV. Календарно-тематическое планирование
| | |
| № урока | Тема урока | Кол-во часов | Виды контроля | дата |
| По плану | Фактич |
| 8 класс. |
| Искусство в жизни современного человека. (3) |
| 1. | Искусство вокруг нас. | 1 | | 7.09 | | | |
| 2. | Художественный образ – стиль – язык. | 1 | | 14.09 | | | |
| 3. | Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. | 1 | | 21.09 | | | |
| Искусство открывает новые грани мира.(7) |
| 4. | Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. | 1 | | 28.09 | | | |
| 5. | Зримая музыка. | 1 | | 5.10 | | | |
| 6. | Человек в зеркале искусства: жанр портрета. | 1 | | 12.10 | | | |
| 7. | Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников Как начиналась галерея. | 2 | | 19.10 26.10 | | | |
| 8. | | | | |
| 9. | Музыкальный портрет. Александр Невский. | 1 | | 9.11 | | | |
| 10. | Портрет композитора в литературе и кино. | 1 | | 16.11 | | | |
| Искусство как универсальный способ общения.(7) |
| 11. | Мир в зеркале искусства. | 1 | | 23.11 | | | |
| 12-13. | Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Искусство - проводник духовной энергии. | 2 | | 30.11 7.12 | | | |
| 14. | Как происходит передача сообщений в искусстве? Знаки и символы искусства. | 1 | | 14.12 | | | |
| 15. | Художественные послания предков. Разговор с современником. | 1 | | 21.12 | | | |
| 16. | Символы в жизни и искусстве. | 1 | | 11.01 | | | |
| 17. | Музыкально-поэтическая символика огня. | 1 | | 18.01 | | | |
| Красота в искусстве и жизни.(10) |
| 18. | Что есть красота. | 1 | | | |
| 19-20. | Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка. | 2 | | 1.02 8.02 | | | |
| 21-22. | Есть ли у красоты свои законы. | 2 | | 15.02 22.02 | | | |
| 23-24. | Всегда ли люди одинаково понимали красоту. | 2 | | 1.03 15.03 | | | |
| 25. | Великий дар творчества: радость и красота созидания. | 1 | | 22.03 | | | |
| 26. | Как соотноситься красота и польза. | 1 | | 5.04 | | | |
| 27. | Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве. | 1 | | 12.04 | | | |
| Прекрасное пробуждает доброе.(7) |
| 28- 29. | Преобразующая сила искусства. | 2 | | 19.04 26.04 | | | |
| 30 -. 34. | Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка». | 5 | Проект | 3.05 10.05 17.05 24.05 31.05 | | | |
| | |
| Всего: | 34 | |
9 класс | | | |
| Количество часов | Виды контроля | Дата по плану | Дата фактич | |
Воздействующая сила искусства. | 1 - 3. | Искусство и власть. | 3 | | 2.09 9.09 16.09 | | |
4 - 5. | Какими средствами воздействует искусство? | 2 | | 23.09 30.09 | | |
6 - 7. | Храмовый синтез искусств. | 2 | | 7.10 14.10 | | |
8 - 9. | Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. | 2 | | 21.10 11.11 | | |
Искусство предвосхищает будущее. (7) |
Искусство предвосхищает будущее. | 10 –11. | Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство? | 2 | | 18.11 25.11 | | |
12. | Предсказание в искусстве. | 1 | | 2.12 | | |
13 - 14. | Художественное мышление в авангарде науки. | 2 | | 9.12 16.12 | | |
15 - 16. | Художник и ученый. | 2 | | 23.12 13.01 | | |
Дар созидания. Практическая функция. (11) |
Дар созидания. Практическая функция. | 17. | Эстетическое формирование искусством окр. среды. | 1 | | 14.01 | | |
18. | Архитектура исторического города. | 1 | | 20.01 | | |
19. | Архитектура современного города. | 1 | | 27.01 | | |
20. | Специфика изображений в полиграфии. | 1 | | 3.02 | | |
21. | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. | 1 | | 10.02 | | |
22. | Декоративно-прикладное искусство. | 1 | | 17.02 | | |
23. | Музыка в быту. | 1 | | 3.03 | | |
24. | Массовые, общедоступ. искусства. | 1 | | 10.03 | | |
25 - 26. | Изобразительная природа кино. Музыка в кино. | 2 | | 17.03 24.03 | | |
27. | Тайные смыслы образов искусства | 1 | | 7.04 | | |
Искусство и открытие мира для себя. (7) |
Искусство и открытие мира для себя | 28- 29. | Вопрос себе как первый шаг к творчеству. | 2 | | 14.04 21.04 | | |
30. | Литературные страницы. | 1 | | 28.04 | | |
31- 33. | Исследовательский проект «Пушкин – наше все» | 4 | | 5.05 12.05 19.05 | | |
Всего: | | 33 | | | | |
Итого | | 67 | | | | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического совета
МБОУ Большеталовской СОШ __________________ С.М.Ковалёва
От ___2015 года № ____
Руководитель МС
_________/С.М.Ковалёва/ __________________2016 год