Введение. В мире античной мифологии. Мифология как система образов и представлений о жизни. Мифологические сюжеты и образы в произведениях различных видов искусства. Причины изменения их интерпретации на протяжении истории развития мирового искусства.
Сотворение мира.
Хаос как источник жизни на Земле, элемент первоосновы мира. Понятие Космоса как упорядоченного мира, состоящего из земли, неба и подземного мира.
Возникновение Космоса из Хаоса в поэме Овидия «Метаморфозы». Первые божества: Гея (Земля), Никта (Ночь), Эреб (Мрак), Тартар (Бездна) и Эрос (Любовь). Дети Земли Уран (Небо) и Понт (Море). Рождение первых богов в поэме Гесиода «Теогония». Сатурн (Кронос) и Рея — родители верховного греческого бога Зевса. Картины М. Чюрлениса «Сотворение мира» и И. Айвазовского «Хаос». Как Зевс лишил власти отца и стал во главе богов-олимпийцев. Картина Н. Пуссена «Детство Юпитера» и характерные особенности интерпретации античного мифа.
Бог-громовержец Зевс.
Распределение сфер влияния меж ду Зевсом, Посейдоном и Аидом. Схватка богов и титанов и ее интерпретация в поэме Гесиода «Теогония». Алтарь Зевса в Пергаме. Драматизм борьбы богов и гигантов. Особенности изображения Зевса. Традиционный образ Зевса в произведениях искусства. Храм Зевса в Олимпии и скульптура Фидия. Голова Зевса Отриколи. Атрибуты Зевса.
Окружение Зевса.
Гора Олимп — место вечного обитания богов. Двенадцать богов-олимпийцев: Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита, Гермес. Гомер об особом почитании Зевса («Илиада»). Изображение пира богов на западном фризе Парфенона. Орел — исполнитель воли Зевса. Сюжет о похищении Ганимеда в скульптурной группе Б. Торвальдсена «Ганимед и орел Зевса» и в картинах П. Рубенса и Рембрандта (по выбору). Зевс — вершитель судеб богов и людей. Миф о Филемоне и Бавкиде и его интерпретация в «Метаморфозах» Овидия. Миф о жестоком наказании Зевсом Тантала. Литературная интерпретация мифа в «Одиссее» Гомера. Миф о Сизифе. Картина Тициана «Сизиф». Возлюбленные Зевса. Картина В. Серова «Похищение Европы». «Юпитер и Фетида» в картине Ж. Д. Энгра.
Прометей — «сквозь тысячелетия вперед смотрящий».
Миф о титане Прометее как пример самоотверженной борьбы за спасение рода человеческого. Заслуги Прометея перед человечеством в «Метаморфозах» Овидия. Рельеф саркофага
«Прометей, создающий первого человека». Характер конфликта между Прометеем и Зевсом. Месть Зевса. Отражение сюжета в картине Ф. Снейдерса и П. Рубенса «Прикованный Прометей» и в скульптуре Ф. Гордеева «Прометей, терзаемый орлом». Образ Прометея в «Теогонии» Гесиода и в трагедии Эсхила «Прометей прикованный». Устойчивость мифа о Прометее в истории искусств, его особая популярность в романтическую эпоху XIX в. Сравнительный анализ стихотворений «Прометей» И. Гете и Дж. Байрона. Сравнительный анализ стихотворения И. Гете «Прометей» и песни-арии Ф.Шуберта. Отражение в музыке темы беззаветной любви к свободе (по выбору).
Посейдон — владыка морей.
Посейдон (Нептун) — один из главных олимпийских богов, владыка моря и его обитателей. Атрибуты Посейдона и его свита. Морское царство Посейдона. Спор Зевса и Посейдона о главенстве среди богов олимпийского пантеона и его отражение в «Илиаде» Гомера.
Миф о состязании Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Эрехтейон — храм Афины и Посейдона на Акрополе в Афинах. Образ Посейдона в произведениях искусства. Статуя Посейдона работы неизвестного мастера. Миф о Посейдоне и Амфитрите. Аллегорическое воплощение сюжета в картине Н. Пуссена «Триумф Нептуна и Амфитриты».
Тритон — сын Посейдона и Амфитриты. «Фонтан Тритона» Л. Бернини. Скульптуры Л. Бернини «Нептун и Тритон» и К. Растрелли «Посейдон». Картина И. Айвазовского «Посейдон, несущийся по морю». Особенности воплощения его художественного образа. «Владыка морей» в художественном фильме А. Михалкова-Кончаловского «Одиссея» (просмотр фрагментов и их обсуждение).
Бог огня Гефест.
Гефест (Вулкан) — бог огненной стихии и кузнечного ремесла. Миф о рождении Гефеста и его жизни среди богов Олимпа. Описание кузницы Гефеста в «Энеиде» Вергилия. Циклопы — помощники Гефеста. Кузница Вулкана в картинах Л. Джордано и Д. Веласкеса (по выбору). Гефест на острове Лемнос. Вулканалии.
Афина — богиня мудрости и справедливой войны.
Распространение культа Афины (Минервы) в Древней Греции, ее заслуги перед народом. Миф о чудесном рождении Афины из головы Зевса. Скульптурная композиция на восточном фронтоне Парфенона в Акрополе. Афина — богиня мудрости, покровительствующая грекам. Прославление культа Афины в произведениях античной пластики. Статуи Фидия Афина Парфенос и Афина Промахос в архитектурном ансамбле Парфенона. Смысл символических атрибутов Афины. Кого спасает, а кого губит Афина? Миф об Арахне в изложении Овидия («Метаморфозы»). Картина Я. Тинторетто «Афина и Арахна» и отражение в ней предчувствия трагической развязки. Картина Д. Веласкеса «Пряхи», соединение в одном полотне античного мифа и реалий жизни. Скульптурная группа Мирона «Афина» и «Марсий», отражение в ней драматического конфликта. Гнев Афины и мастерски переданный испуг лесного демона Марсия. Картина С. Боттичелли «Афина, усмиряющая кентавра».
Лики Аполлона.
Миф о рождении Аполлона и Артемиды. Аполлон как олицетворение доблестной силы и мужества. Миф о победе Аполлона над Пифоном и его ироническое отражение в эпиграмме А. Пушкина. Скульптурные произведения Леохара (Аполлон Бельведерский) и Праксителя (Аполлон Сауроктон). Различия в художественной интерпретации образа. Предсказание будущего — один из главных даров Аполлона. Храм Аполлона в Дельфах. Губительные стрелы Аполлона. Миф о гибели детей Ниобеи и его отражение в «Метаморфозах» Овидия. Миф о состязании Аполлона и Марсия. Художественное воплощение сюжет в рельефе «Музыкальное состязание Аполлона и Марсия» (школа Праксителя) и картине Тициана «Аполлон и Марсий» (по выбору). Возлюбленные Аполлона. «Первая Феба любовь» — прекрасная Дафна. Миф в изложении Овидия («Метаморфозы»). Скульптурная группа Л. Бернини «Аполлон и Дафна». Художественная интерпретация мифа в картинах Н. Пуссена и Поллайоло «Аполлон и Дафна».
Аполлон и музы Парнаса.
Аполлон Мусагет — покровитель искусств и творческого вдохновения. Девять муз Аполлона. Неизменный атрибут Аполлона — лира (кифара). Лавры Аполлона — высшая награда поэтам и победителям.
Картина А. Мантеньи «Парнас». Фреска Рафаэля «Парнас». Картина Н. Пуссена «Парнас» и переданная в ней атмосфера творческого вдохновения.
Орфей и Эвридика.
Миф об Орфее и Эвридике. Отражение мифа в произведениях искусства различных жанров.
Скульптура А. Кановы «Орфей». Рождение оперного искусства. «Орфей» К. Глюка — одна из лучших музыкальных интерпретаций античного мифа. Рок-опера «Орфей и Эвридика» композитора А. Журбина и поэта Ю. Димитрина.
Артемида — покровительница охоты.
Вечно юная и прекрасная Артемида (Диана), ее основные атрибуты. Особый культ богини. Диана-охотница в скульптурах Леохара и Ж. Гудона («Диана с оленем»), своеобразие художественной интерпретации образа. Кому и как покровительствует Артемида. Легенда об Актеоне. Роспись античного кратера с изображением Артемиды и Актеона. Драматизм сюжета в скульптурной группе И. Прокофьева «Актеон, преследуемый собаками». Художественное воплощение мифа о любви богини к простому юноше Эндимиону в картине Н. Калмакова «Артемида и спящий Эндимион».
Арес — неукротимый бог войны.
Арес (Марс) — коварный и вероломный бог войны. Богиня раздора Эрида — постоянная спутница Ареса. Атрибуты бога войны. Особенность изображения Ареса в произведениях античного искусства. Роль Ареса в войне богов с гигантами и в Троянской войне. Поединок Ареса и Диомеда в «Илиаде» Гомера. Дети Ареса. Картина П. Рубенса «Битва амазонок с греками».
Широкое распространение культа бога Марса в римской мифологии. Легенда о Ромуле и Реме. Скульптурный портрет императора Августа из Прима Порта. Сходство его изображения с богом войны Марсом. Традиции римского скульптурного портрета в памятнике А. Суворову М. Козловского в Санкт-Петербурге. Марсово поле — место военных смотров и маневров. Неожиданное решение образа в картине Д. Веласкеса «Марс».
Триумф Диониса.
Культ бога Диониса (Вакха, Бахуса), его место среди олимпийских богов. Миф о рождении и воспитании Диониса. Античный рельеф «Рождение Диониса».
Воспитатели и спутники Диониса. Скульптурная группа Праксителя «Гермес с младенцем Дионисом». Скульптура «Силен с младенцем Дионисом» неизвестного автора. Миф о Дионисе и морских разбойниках в гомеровских гимнах.
Роспись килика «Дионис, плывущий по морю в ладье» Эксекия. Миф о Дионисе и Ариадне и его отражение в картине Тициана «Вакх и Ариадна». Художественная интерпретация образа Вакха в изобразительном искусстве: скульптура Микеланджело.
У истоков театрального искусства.
Свита Диониса. Скульптура Скопаса «Менада». Скульптура Праксителя «Отдыхающий сатир». Рождение театра. Дионисийские празднества (Великие Дионисии). Дифирамбы — песнопения в честь Диониса. Возникновение греческой драмы и комедии. Первые театры и театральные постановки.
Афродита — богиня любви и красоты.
Гармония духа и красоты, воплощенная в образе богини любви Афродиты (Венеры). Культ Афродиты в Древней Греции. Скульптура Агесандра «Венера Милосская». Миф о рождении Афродиты и его вариации. Античный рельеф «Трон Людовизи». «Рождение Венеры» С. Боттичелли. Афродита Пандемос (Всенародная) и Афродита Урания (Небесная). Миф об Адонисе — «прекрасном баловне Киприды». Адонис — один из самых популярных персонажей античной живописи. «Венера и Адонис» А. Кановы. Скульптура Д. Маццуоллы «Смерть Адониса».
Нарцисс и Эхо.
Миф о гордом Нарциссе и прекрасной нимфе Эхо. Как был наказан за эгоизм Нарцисс? Литературная интерпретация мифа в «Метаморфозах» Овидия. Картина Н. Пуссена «Нарцисс и Эхо». Образ Нарцисса в картине К. Брюллова. Сатирическое видение образа в литографии О. Домье «Прекрасный Нарцисс».
В сетях Эрота.
Эрот (Амур, Купидон) — юный бог любви, рожденный Афродитой. Неоднородность трактовок его образа в произведениях искусства (юноша, мальчик). Образ Эрота в произведениях античной литературы (трагедия Софокла «Антигона») и скульптуры («Эрот, натягивающий лук» Лисиппа). Сюжет о воспитании и наказании Амура Афродитой. Традиционные атрибуты и окружение Амура. Образ Амура, запечатленный в скульптурах Донателло «Амур-Атис» и Э. Фальконе «Грозящий Амур» (по выбору). Крылатый бог любви Амур в сонетах Ф. Петрарки.
Богиня цветов Флора.
Флора — италийская богиня цветения колосьев, распускающихся цветов и садов. Распространение культа Флоры в Италии. Флоралии — празднества в ее честь. Образ жены художника в картине Рембрандта «Флора». Миф о Зефире и Флоре в поэтическом изложении Овидия («Фасты»). Отражение сюжета в картине С. Боттичелли «Весна». Балет «Зефир и Флора» в постановке Ш. Дидло.
Введение.
Языческая славянская мифология в истории русской духовной культуры, ее связь с античной мифологией. Предания, поверья, обычаи, обряды, народная поэзия — главный источник знаний о славянской мифологии.
Происхождение языческих славянских богов и особенности их изображения. Пантеон славянских языческих богов. Представления славян об устройстве мироздания. Образ Мирового Древа в трудах А. Афанасьева и стихотворении К. Бальмонта «Славянское Древо».
Перун — бог грома и молнии.
Перун-громовержец, один из главных богов славянского пантеона. Культ Перуна на Руси. Фрагменты из поэмы М. Хераскова «Владимириада». Причины поклонения Перуну после принятия христианства. Дуб — священное дерево Перуна. Связь Перуна с греческим верховным богом Зевсом и римским Юпитером. Атрибуты Перуна. Смысл понятий «после дождичка в четверг» и «чистый четверг». Главный праздник громовержца — Ильин день. Связь между языческим богом Перуном, Ильей Пророком и народным богатырем Ильей Муромцем.
Велес.
Велес — покровитель домашнего скота, символ богатства и благополучия. Причины вражды Велеса и Перуна. Переосмысление культа Велеса в христианскую эпоху. Культ святого Власия в Новгороде. Изображение святого на древнерусских иконах. Празднование дня святого Власия на Руси.
Дажьбог.
Дажьбог — один из главных богов восточных славян. Версии о происхождении его имени. Народные легенды о Дажьбоге и их символический смысл. Образ Дажьбога как олицетворение правды, запечатленный в русских народных пословицах. Отражение культа Дажьбога в народных обрядах и праздниках. Слияние языческого божества с фольклорным образом Солнца.
Макошь.
Макошь — богиня хорошего урожая, судьбы и удачи. Рог изобилия — обязательный атрибут ее изображения. Многочисленные версии происхождения имени Макошь. Особенности изображения богини в произведениях декоративно-прикладного искусства, народных обрядах и праздниках. Связь Макоши с фольклорным образом Матери Сырой Земли. Параскева Пятница — покровительница хозяйства и торговли. Характерные особенности изображения Параскевы Пятницы на древнерусских иконах.
Лада. Лада (Ладо) — божество, покровительствующее семье и браку.
Общность Лады с греческой богиней любвиАфродитой. Характерные особенности ее изображения. Отражение культа богини в произведениях устного народноготворчества. Версии происхождения имени. Лада и ее дочьЛеля. Переосмысление образа в опере-сказке «Снегурочка»Н. Римского-Корсакова.
Купало, Ярило, Кострома.
Персонажи весенних народных праздников и покровители земного плодородия. Отражение в образах Купало, Ярило и Костромы представлений народа о ежегодно рождающейся и умирающей растительности. Версии происхождения их имен. Разделение функций между божествами. Их близкое родство с богом-громовержцем Перуном. Божества в народных обрядах, поверьях и праздниках. Символический смысл сжигания соломенных кукол Ярилы, Купалы и Костромы в праздник Ивана Купалы. Проводы русалок и их символический смысл. Символическое значение образов цветущего папоротника и разрыв-травы. Обряд «похороны Костромы» в праздник Петрова дня.
№п/п | Дата проведения урока | Название темы | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Формы работы | Основные понятия | Отслеживание результатов обученности учащихся (формы контроля) |
I. СЮЖЕТЫ И ОБРАЗЫ АНТИЧНОЙ МИФОЛОГИИ 9час. |
1,2 | | Введение. В мире античной мифологии Мифология как система образов и представлений о жизни | 2 | Осознавать значение искусства в жизни современного человека; Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве; Формировать «стартовую» мотивацию к обучению; Самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в различных видах искусства. | Фронтальная | Мифология как система образов и представлений о жизни. Мифологические сюжеты и образы в произведениях искусства | Познакомиться с терминами, научиться пользоваться учебником, знать о необходимых для обучения средствах |
3 | | Сотворение мира | 1 | Объяснять сюжет сотворения мира в произведениях искусства и отмечать их лаконично-выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать решения традиционных образов видеть в них многообразное варьирование трактовок. | Групповая, индивидуальная, фронтальная | Сюжет сотворения мира в произведениях искусства. Первые божества. | Научиться различать разные типы мифов, попытка сочинить собственный солярный миф |
4,5 | | Бог-громовержец Зевс | 2 | Понимать и объяснять целостность образного строя произведения. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл произведения .Анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного совершенства. Высказывать суждения о творческой работе одноклассников; Собирать информацию, изучать исторический материал; | Индивидуальная | Схватка богов и титанов Особенности изображения Зевса в произведениях искусства различных эпох. Атрибуты Зевса | Научиться заполнять форму сведений о мифологическом персонаже, знакомство с опорной формой. Ознакомиться с новыми терминами, научиться задавать вопросы к прочитанному. |
6,7 | | Окружение Зевса | 2 | Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства. Ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства. Высказывать собственное отношение к произведению искусства; Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений: различать тему, сюжет и содержание произведения искусства | Индивидуальная. | Окружение Зевса Двенадцать богов-олимпийцев Спор Зевса и Посейдона и место их обитания. Исполнители воли Зевса. | Ознакомиться с новыми терминами, научиться задавать вопросы к прочитанному. Различать древние знаки и символы искусства, объяснять их смысл. |
8,9 | | Прометей — «сквозь тысячелетия впередсмотрящий». Обобщение темы. | 2 | Распознавать и систематизировать материал по стилевым признакам. Соотносить литературный образ с художественным произведением.. Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала. | Групповая, индивидуальная, фронтальная | Заслуги Прометея перед человечеством. . | Заполнение недостающих звеньев в игре- викторине. Знать термины предыдущих уроков, различать ранее изученных персонажей мифологии (промежуточный контроль), |
2 СЮЖЕТЫ И ОБРАЗЫ АНТИЧНОЙ МИФОЛОГИИ 7 час. |
10 | | Посейдон — владыка морей | 1 | Владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса. Высказывать собственное отношение к произведению искусства. Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений Различать произведения искусства по материалам, технике исполнения. | Фронтальная, групповая. | Характеристика Посейдона и его свиты. Спор Зевса и Посейдона. Особенности воплощения образа Посейдона в произведениях искусства. | Знать термины предыдущих уроков. Задавать вопросы по прочитанному тексту, работать в паре |
11 | | Бог огня Гефест | 1 | Соотносить литературный образ с художественным произведением; Различать тему, сюжет и содержание произведения искусства. Собирать информацию, изучать исторический материала; | Индивидуальная, групповая | Гефест (Вулкан) — бог огненной стихии и кузнечного ремесла. | Задавать вопросы по прочитанному тексту, работать в паре. |
12,13 | | Афина — богиня мудрости и справедливой войны | 2 | Владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса. Высказывать собственное отношение к произведению искусства. Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений. Самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий; | Фронтальная | Культ Афины (Минервы) в Древней Греции, ее заслуги перед народом. Миф о рождении Афины. Афина Паллада. | Извлекать необходимую информацию из текста; Использовать знаково-символические средств; Построение речевого высказывания |
14,15 | | Лики Аполлона | 2 | Владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса. Высказывать собственное отношение к произведению искусства. Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений. Высказывать суждения о творческой работе одноклассников. Уметь видеть в обычном, будничном необыкновенное, особенное, оригинальное. Понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы; | Фронтальная, индивидуальная, групповая. | Миф о рождении Аполлона и Артемиды. Аполлон как олицетворение силы, мужества и красоты. | Знать термины предыдущих уроков, различать ранее изученных персонажей мифологии (промежуточный контроль), анализировать прочитанный миф, , составлению тестовых заданий |
16 | | Аполлон и музы Парнаса | 1 | Соотносить литературный образ с художественным произведением.. Ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства; Владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства. | Индивидуальная, фронтальная | Аполлон Мусагет — покровитель искусств и творческого вдохновения. Образное воплощение темы в произведениях искусства | Знать различные виды искусства, характерные для античности. Придумать новых муз для современных видов искусств |
3. СЮЖЕТЫ И ОБРАЗЫ АНТИЧНОЙ МИФОЛОГИИ 10 час |
17 | | Аполлон и музы Парнаса | 1 | Соотносить литературный образ с художественным произведением.. Сравнивать и называть девять муз. Осознавать и объяснять мудрость античной мифологии. Сравнивать, сопоставлять, характеризовать обитателей Парнаса. Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений. Высказывать суждения о творческой работе одноклассников. | Индивидуальная, Фронтальная | Окружение Аполлона. Девять муз, их отличительные атрибуты. Парнас — место обитания Аполлона и муз. Художественная интерпретация темы в различных видах искусства. | Придумать новых муз для современных видов искусств |
18 | | Орфей и Эвридика | 1 | Высказывать собственное отношение к произведению искусства. Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства. Ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства. Анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства; | Индивидуальная, фронтальная | Миф об Орфее и Эвридике и его отражение в произведениях искусства. | Знать термины, различать ранее изученных персонажей мифологии (промежуточный контроль), анализировать прочитанный миф, |
19 | | Артемида — покровительница охоты | 1 | Владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса. Высказывать собственное отношение к произведению искусства. Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений | Индивидуальная, фронтальная | Характеристика вечно юной и прекрасной Артемиды (Дианы) и ее атрибуты. Отражение культа богини в произведениях искусства. | Самостоятельная работа с кластерами, с использованием наглядного материала |
20 | | Арес — неукротимый бог войны. | 1 | Знать специфику и характер древнего искусства; Видеть разницу в изображении человека, природы и исторических событий в искусстве разных эпох; различать тему, сюжет и содержание произведения искусства; Различать древние знаки и символы искусства, объяснять их смысл; Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства; | Индивидуальная, фронтальная | Арес (Марс) — коварный и вероломный бог войны, его окружение и атрибуты. Особенности изображения Ареса в произведениях искусства. | Знать термины предыдущих уроков, различать ранее изученных персонажей мифологии (промежуточный контроль), пересказывать прочитанное, обучение составлению вопросов для теста |
21 | | Триумф Диониса | 1 | Осознавать значение искусства в жизни современного человека; Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве; Различать произведения искусства по материалам, технике исполнения Анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства; | Индивидуальная | Культ бога Диониса (Вакха, Бахуса), его место среди олимпийских богов.. Художественная интерпретация образа Вакха в изобразительном искусстве | Знать термины предыдущих уроков, различать ранее изученных персонажей мифологии, анализировать прочитанный миф, давать этическую оценку происходящему. |
22 | | У истоков театрального искусства | 1 | Владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса. Высказывать собственное отношение к произведению искусства. Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений | Фронтальная, индивидуальная, групповая. | Дионисийские празднества Античности. Свита Диониса. Истоки возникновения греческого театра. | Работать в группе, самостоятельно извлекать нужную информацию составлять рассказ по новому материалу |
23 | | Афродита — богиня любви и красоты | 1 | Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства; Ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства; Владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства; Высказывать собственное мнение о произведении искусства; | Индивидуальная, фронтальная | Гармония духа и красоты, воплощенная в образе Афродиты (Венеры). в произведениях античного искусства. Миф о рождении Афродиты. | Знать термины предыдущих уроков, различать ранее изученных персонажей мифологии (промежуточный контроль), пересказывать прочитанное, составлять вопросы |
24 | | Нарцисс и Эхо | 1 | Знать специфику и характер древнего искусства; Понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы. Высказывать собственное отношение к произведению искусства; | Фронтальная | Художественное воплощение мифа о Нарциссе и нимфе Эхо, | Пересказывать прочитанное, составлять вопросы по прочитанному, отвечать на вопросы. |
25 | | В сетях Эрота | 1 | Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала. Анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного совершенства; | Индивидуальная, фронтальная | Эрот (Амур, Купидон) — юный бог любви, рожденный Афродитой. Традиционные атрибуты и окружение Амура | Знать термины предыдущих уроков, различать ранее изученных персонажей мифологии (промежуточный контроль). |
26 | | Богиня цветов Флора | 1 | Знать специфику и характер древнего искусства; Осознавать значение искусства в жизни современного человека; Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала. | Групповая, индивидуальная, фронтальная | Флора италийская богиня цветения колосьев, распускающихся цветов и садов. Аллегорическое воплощение Флоры. | Знать термины предыдущих уроков, различать ранее изученных персонажей мифологии (промежуточный контроль), анализировать прочитанный миф. |
4. МИФОЛОГИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН 9час |
27 | | Введение в тему. | 1 | Осознавать значение искусства в жизни современного человека; Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве; Различать тему, сюжет и содержание произведения искусства; Знать главные темы искусства, особенности отражения действительности в произведении искусства; Знать специфику и характер древнего искусства; | индивидуальная, фронтальная | Языческая славянская мифология в истории русской духовной культуры, ее связь с античной мифологией. Пантеон славянских языческих богов. Образ Мирового Древа | Знать термины предыдущих уроков, различать ранее изученных персонажей мифологии (промежуточный контроль), сопоставлять две мифологические системы, находить сходство и различие |
28 | | Перун - бог грома и молнии | 1 | Осознавать значение искусства в жизни современного человека; Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве; Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства; Ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства Уметь видеть в обычном, будничном необыкновенное, особенное, оригинальное | Индивидуальная | Перун-громовержец - верховный бог славянского пантеона и его связь с Зевсом (Юпитером). Причины поклонения Перуну после принятия хрис | Знать термины предыдущих уроков, различать ранее изученных персонажей мифологии (промежуточный контроль), анализировать новый материал, формулировать вопросы по прочитанному. |
39 | | Велес | 1 | Уметь видеть в обычном, будничном необыкновенное, особенное, оригинальное; Собирать информацию, изучать исторический материал; Самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в различных видах искус | Индивидуальная, фронтальная | Велес — покровитель домашнего скота, символ богатства и благополучия. Чествование бога в Масленицу (Власьев день). Велес как противник Перуна. | Знать термины предыдущих уроков, различать ранее изученных персонажей мифологии (промежуточный контроль), сопоставлять славянскую и античную мифологию в сравнительной таблице |
30 | | Дажьбог | 1 | Понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы; Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства; Ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства | Групповая, индивидуальная, фронтальная | Версии о происхождении имени бога. Народ-ные легенды о Дажь-боге и. слияние языческого божества с фольклорным образом Солнца | Различать ранее изученных персонажей мифологии (промежуточный контроль), выступать с сообщением, работать в группе, участвовать в прообразе семинара. |
31 | | Макошь | 1 | Владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса; Высказывать собственное отношение к произведению искусства. Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений. Собирать инфор-мацию, изучать исторический материал. Самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в различных видах искусства. | Групповая, индивидуальная, фронтальная | Макошь — богиня хорошего урожая, судьбы и удачи, ее традиционные атрибуты.. Особенности изображения образа. Параскева Пятнца. | Знать термины предыдущих уроков, различать ранее изученных персонажей мифологии (промежуточный контроль), анализировать прочитанный миф, составлять тестовые задания |
32 | | Лада | 1 | Участвовать в коллективной художественно-творческой деятельности (игры, обряды и др.); Уметь видеть в обычном, будничном необыкновенное, особенное, оригинальное; Собирать информацию, изучать исторический материал; Осознавать значение искусства в жизни современного человека; Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве; | Индивидуальная, фронтальная | Лада (Ладо) — божество, покровительствующее семье и браку. характерные особенности ее изображения. Образ Лады в произведениях устного народного творчества. | Знать термины предыдущих уроков, различать ранее изученных персонажей мифологии (промежуточный контроль), формулировать вопросы по увиденному (услышанному). |
33 | | Купало, Ярило, Кострома | 1 | Участвовать в коллективной художественно-творческой деятельности (игры, обряды и др.); Уметь видеть в обычном, будничном необыкновенное, особенное, оригинальное; Собирать информацию, изучать исторический материал; Анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства; Высказывать суждения о творческой работе одноклассников; | Фронтальная, индивидуальная, гпупповая | Купало, Ярило и Кострома — главные персонажи народных праздников и покровители земного плодородия. Языческие божества в народных обрядах, поверьях и праздниках | Знать термины предыдущих уроков, различать ранее изученных персонажей мифологии (промежуточный контроль), составление опорной таблицы. |
34 35 | | Обобщающие уроки по теме | 2 | Осознавать значение искусства в жизни современного человека; Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве; Уметь видеть в обычном, будничном необыкновенное, особенное, оригинальное; Знать специфику и характер древнего искусства; Анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства. | Индивидуальная, фронтальная, групповая. | Контрольные работы, творческие работы, итоговое занятие | Закрепление знаний, закрепление умений . |
35 час | | | | | | | |