Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по искусству (ИЗО)
класс
Разработана: Грошевой Е.В.
с. Петрокаменское
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходными документами для составления рабочей программы являются:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
программа «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского (5-9 классы);
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.12.2014 № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2013 г № 1047»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 02.02.2015 г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Дисциплина «Изобразительное искусство» наряду с «Музыкой» изучается в рамках предмета «Искусство».
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности, в единую образовательную структуру образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятелъности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений.
Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России. Однако нужно постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы, основные цели и задачи каждого этапа обучения, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность — это способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своей) отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это но (можно лишь и деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру,
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание —проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству,
8- 9 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока Практическая часть программы | Дата проведения |
По плану | Фактически |
| 8 класс ХУДОЖНИК И ИСКУССТВО ТЕАТРА. РОЛЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ В СИНТЕТИЧЕСКИХ ИСКУССТВАХ | | |
1 | Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино» | 1 | Творческое задание. Проектно-сценический практикум «Театр-спектакль-художник». Провести аналитическую работу на тему «Что сближает спектакль и фильм?». Реферат или сообщение, презентация и обсуждение работы на уроке. | | |
2 | Правда и магия театра. Театральное искусство и художник» | 1 | Творческое задание. Проектно-сценический практикум «Театр-спектакль-художник». Провести аналитическую работу на тему «Театральное искусство и художник». | | |
3 | Безграничное пространство сцены. | 1 | Творческое задание. Проектно-сценический практикум «Театр-спектакль-художник». Создание сценографической версии бытового интерьера: вокзал, изба, дворец и т.д. Провести аналитическую работу на тему «Искусство театрального искусства». | | |
4 | Сценография-искусство и производство» | 1 | Творческое задание. Проектно-сценический практикум «Театр-спектакль-художник». Продолжение создания сценографической версии бытового интерьера: вокзал, изба, дворец и т.д. Провести аналитическую работу на тему «Искусство театрального искусства». | | |
5 | Тайны актерского перевоплощения. Костюм, грим и маска или Магическое «если бы». | 1 | Творческое задание. Проектно-сценический практикум «Театр-спектакль-художник». Создание эскизов костюма персонажа с учётом специфики сценического костюма и его отличий от бытового. Этюд «Проба на роль» Провести аналитическую работу на тему «Театральный костюм в театре и на эстраде» | | |
6 | Привет от Карабаса- Барабаса! Художник в театре кукол. | 1 | Творческое задание. Проектно-сценический практикум «Театр-спектакль-художник». Создание эскиза куклы для этюда и подбор материала для фантазийного кукольного партнера в этюде. Провести аналитическую работу на тему «Театр кукол - не только для маленьких!»» | | |
7 | Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению. | 1 | Итоговое обсуждение исследовательских проектов и презентаций созданных в течении четверти. | | |
8 | ЭСТАФЕТА ИСКУССТВ: ОТ РИСУНКА К ФОТОГРАФИИ. Эволюция изобразительных искусств и технологий. | 1 | Введение в тему. | | |
9 | Фотография – взгляд, сохраненный навсегда. Фотография новое изображение реальности. | 1 | Проектно-съёмочный практикум «От фотозабавы к фототворчеству». Демонстрация опыта работы со съёмочной аппаратурой при фотосъёмке несложного объекта (по собственному выбору); последующий анализ. Сделать сравнительный анализ общего и различного в природе образа в картине и фотографии, и о целях съёмки. | | |
10 | Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать. | 1 | Сделать анализ художественно-выразительных средств в фотографии. Фотосъёмка вещи, дерева, здания; проявление умения осознанно выбирать объект и точку съёмки, а также применять в композиции снимка. | | |
11 | Фотография – искусство светописи. Вещь: свет и фактура. | 1 | Сделать сравнительный анализ роли света в фотографии и живописи при изображении предмета. Съёмка серии натюрмортов с целью выявления формы и фактуры вещи при помощи выразительной композиции и разных вариантов освещения. | | |
12 | На фоне Пушкина снимается семейство. | 1 | Сделать сравнительный анализ общего и различного в изображении пейзажа в фотографии и живописи. Съёмка пейзажа, интерьера, в который следует проявить творческий поиск в выборе натуры и стремление к передаче её неповторимости и духа. | | |
13 | Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. | 1 | Съёмка пейзажа, интерьера, в который следует проявить творческий поиск в выборе натуры и стремление к передаче её неповторимости и духа. | | |
14 | Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета. | 1 | Сравнение живописный и фотографический портрет. Съёмка постановочного портрета, в которой следует проявить стремление к передаче характера и состояние модели. | | |
15 | Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. | 1 | Сравнение возможности художника и фотооператора в отображении текущих событий. Съёмка фоторепортажа (серия из 3-5 снимков), посвященного одному событию или теме. | | |
16 | Фотография и компьютер. | 1 | Анализ компьютерных технологий в фотографии. | | |
17 | Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка | 1 | Создание коллажной композиции из 5-7 изобразительных элементов (фотографий, рисунков и др.). | | |
18 | Повторение пройденного материала. Обобщение тем года. | 1 | Повторение главных тем. | | |
| 9 класс ФИЛЬМ - ТВОРЕЦ И ЗРИТЕЛЬ. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИСКУССТВЕ КИНО?. | | | | |
1 | Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино. | 1 | Аналитическая работа на тему «Для чего и зачем нужно кино людям?» Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео». | | |
2 | Художник- режиссер – оператор. Художественное творчество в игровом фильме. | 1 | Выполнить аналитическую работу на тему «Создатели игрового фильма» или «Профессия: художник в кино». Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео». Моделирование задач творческой киногруппы с целью их понимания и решения при создании своих видеоработ. | | |
3 | От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм- «рассказ в картинках». Воплощение замысла. | 1 | Выполнить аналитическую работу на тему « Зачем нужен сценарий в кино и какова его роль в съёмке домашнего видео». Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео». Выбор объекта для съёмки кинослова и создание сценарной записи или кадроплана для съёмки видеофразы. | | |
4 | Чудо движения: увидеть и снять». | 1 | Выполнить аналитическую работу на тему « Роль режиссёра в современном кино». Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео».Упражнение на выработку образно-монтажного мышления: раскадровка сюжетной картины. Тренинги по овладению операторскими навыками. | | |
5 | Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации, или Когда художник больше чем художник. | 1 | Выполнить аналитическую работу на тему «Разнообразие жанров в современном кино». Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео». Создание сценария анимационного мини-фильма. | | |
6 | Живые рисунки на твоем компьютере. | 1 | Выполнить аналитическую работу на тему «Анимация, которую мы делаем». Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео».Завершение работы над мини-анимацией, её монтаж и озвучивание. | | |
| ТЕЛЕВИДЕНИЕ - ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ. | | | | |
7 | Мир на экране здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения. | 1 | Аналитическая работа на тему «Телевидение в моей жизни». Проектно-съёмочный практикум «Экран-искусство-зритель».Моделирование состава своей съёмочной телегруппы, чтобы лучше представлять творческие задачи при съёмке видеоэтюда или видеосюжета. | | |
8 | Телевидение и документальное кино. | 1 | Проанализировать на примере конкретных телепередач, телерепортаж или интервью. Проектно-съёмочный практикум «Экран-искусство-зритель».Выбор темы предстоящей съёмки документального видеоэтюда и проведение подготовительной сценарно-операторской подготовки к съёмке. | | |
9 | Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка. | 1 | Проектно-съёмочный практикум «Экран-искусство-зритель».Выбор темы предстоящей съёмки документального видеоэтюда и проведение подготовительной сценарно-операторской подготовки к съёмке. | | |
10 | Жизнь врасплох, или Киноглаз. Кинонаблюдение- основа документального видеотворчества. | 1 | Введение в тему. Проектно-съёмочный практикум «Экран-искусство-зритель». | | |
11 | Видеоэтюд в пейзаже и портрете. | 1 | Проектно-съёмочный практикум «Экран-искусство-зритель».Съёмка и монтаж видеоэтюда (пейзажного или портретного) на передачу состояния и настроения; создание изобразительного образа в этюде, поддержанного звукорядом. | | |
12 | Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью. | 1 | Анализ телевизионных репортажей, интервью и телезарисовки. Проектно-съёмочный практикум «Экран-искусство-зритель». Съёмка, монтаж интервью. | | |
13 | Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка. | 1 | Анализ монтажно-изобразительного языка видеоклита и видеоэтюда. Проектно-съёмочный практикум «Экран-искусство-зритель». Заключительная работа по созданию видеоочерка, репортажа или небольшого песенного или музыкального видеоклипа (по выбору). | | |
14 | В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства. Роль визуально-зрелищных искусств в жизни общества и человека. | 1 | Проектно-съёмочный практикум «Экран-искусство-зритель». Заключительная работа по созданию видеоочерка, репортажа или небольшого песенного или музыкального видеоклипа (по выбору) | | |
15 | Искусство-зритель-современность. | 1 | Проектно-съёмочный практикум «Экран-искусство-зритель». Окончание работы по созданию видеоочерка, репортажа или небольшого песенного или музыкального видеоклипа (по выбору). | | |
16 | Преображающий свет искусства. | 1 | Проектно-съёмочный практикум «Экран-искусство-зритель». Окончание работы по созданию видеоочерка, репортажа или небольшого песенного или музыкального видеоклипа (по выбору). | | |
17 | Повторение пройденного материала. Обобщение тем года. | 1 | Заключительное занятие проводится как открытая трибуна или дискуссия на тему « Роль и значение искусства в жизни человека и общества». | | |