СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по искусству 8-9 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по искусству 8-9 классов.

Программа написанна в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и рабочей программой «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5–9 классы».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по искусству 8-9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по искусству (ИЗО)

    1. класс



Разработана: Грошевой Е.В.












с. Петрокаменское

2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Исходными документами для составления рабочей программы являются:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • программа «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руково­дством Б. М. Неменского (5-9 классы);

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

  • Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.12.2014 № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2013 г № 1047»

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 02.02.2015 г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Дисциплина «Изобразительное искусство» наряду с «Музыкой» изучается в рамках предмета «Искусство».

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:

- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

 Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»: 

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного вос­приятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального вы­ражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к са­мостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традици­ям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в националь­ных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художе­ственной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анали­зу и структурированию визуального образа на основе его эмоцио­нально-нравственной оценки;

  • овладение основами культуры практической работы различными ху­дожественными материалами и инструментами для эстетической ор­ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное ис­кусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис­кусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, на­родного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и про­фессиональной деятельности в условиях современности.

  Освоение изобразительного искусства в основной школе — продол­жение художественно-эстетического образования, воспитания учащих­ся в начальной школе и опирается на полученный ими художествен­ный опыт. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целост­ность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

  Программа объединяет практические художественно-творческие за­дания, художественно-эстетическое восприятие произведений искус­ства и окружающей действительности, в единую образовательную струк­туру образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает чет­кость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятелъности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

  Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопережи­вать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, тре­бующая и знаний, и умений.

  Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возмож­ности для педагогического творчества, проявления индивидуальнос­ти учителя, учета особенностей конкретного региона России. Одна­ко нужно постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы, основные цели и задачи каждого этапа обучения, обес­печивающие непрерывность поступательного развития учащихся.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображе­ние — это художественное познание мира, выражение своего отноше­ния к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декора­тивная деятельность — это способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.

  Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается ши­рокое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружа­ющей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетичес­кого переживания окружающей реальности является важным усло­вием освоения школьниками программного материала.

  Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей уча­щихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми состав­ляющими учебного материала. Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, сво­ей) отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

  Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это но (можно лишь и деятельностной форме, в форме личного творчес­кого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно зна­чимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашива­ются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное от­ношение к миру,

  Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание —проживание художественного образа в форме ху­дожественных действий. Для этого необходимо освоение худо­жественно-образного языка, средств художественной выразительнос­ти. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искус­ства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собствен­ный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценно­стных критериев жизни.

  Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как вы­ражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающи­мися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание ху­дожественной культуры своего народа.

  Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».









Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству,

8- 9 класс


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Содержание урока

Практическая часть программы

Дата проведения

По плану

Фактически


8 класс

ХУДОЖНИК И ИСКУССТВО ТЕАТРА. РОЛЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ В СИНТЕТИЧЕСКИХ ИСКУССТВАХ



1

Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино»

1

Творческое задание. Проектно-сценический практикум «Театр-спектакль-художник». Провести аналитическую работу на тему «Что сближает спектакль и фильм?». Реферат или сообщение, презентация и обсуждение работы на уроке.




2

Правда и магия театра. Театральное искусство и художник»

1

Творческое задание. Проектно-сценический практикум «Театр-спектакль-художник».

Провести аналитическую работу на тему «Театральное искусство и художник».



3

Безграничное пространство сцены.

1

Творческое задание. Проектно-сценический практикум «Театр-спектакль-художник». Создание сценографической версии бытового интерьера: вокзал, изба, дворец и т.д.

Провести аналитическую работу на тему «Искусство театрального искусства».



4

Сценография-искусство и производство»

1

Творческое задание. Проектно-сценический практикум «Театр-спектакль-художник». Продолжение создания сценографической версии бытового интерьера: вокзал, изба, дворец и т.д.

Провести аналитическую работу на тему «Искусство театрального искусства».



5

Тайны актерского перевоплощения. Костюм, грим и маска или Магическое «если бы».

1

Творческое задание. Проектно-сценический практикум «Театр-спектакль-художник». Создание эскизов костюма персонажа с учётом специфики сценического костюма и его отличий от бытового. Этюд «Проба на роль»

Провести аналитическую работу на тему «Театральный костюм в театре и на эстраде»



6

Привет от Карабаса- Барабаса! Художник в театре кукол.

1

Творческое задание. Проектно-сценический практикум «Театр-спектакль-художник». Создание эскиза куклы для этюда и подбор материала для фантазийного кукольного партнера в этюде.

Провести аналитическую работу на тему «Театр кукол - не только для маленьких!»»



7

Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.

1

Итоговое обсуждение исследовательских проектов и презентаций созданных в течении четверти.



8

ЭСТАФЕТА ИСКУССТВ: ОТ РИСУНКА К ФОТОГРАФИИ. Эволюция изобразительных искусств и технологий.

1

Введение в тему.



9

Фотография – взгляд, сохраненный навсегда. Фотография новое изображение реальности.

1

Проектно-съёмочный практикум «От фотозабавы к фототворчеству». Демонстрация опыта работы со съёмочной аппаратурой при фотосъёмке несложного объекта (по собственному выбору); последующий анализ.

Сделать сравнительный анализ общего и различного в природе образа в картине и фотографии, и о целях съёмки.



10

Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.

1

Сделать анализ художественно-выразительных средств в фотографии.

Фотосъёмка вещи, дерева, здания; проявление умения осознанно выбирать объект и точку съёмки, а также применять в композиции снимка.



11

Фотография – искусство светописи. Вещь: свет и фактура.

1

Сделать сравнительный анализ роли света в фотографии и живописи при изображении предмета.

Съёмка серии натюрмортов с целью выявления формы и фактуры вещи при помощи выразительной композиции и разных вариантов освещения.



12

На фоне Пушкина снимается семейство.

1

Сделать сравнительный анализ общего и различного в изображении пейзажа в фотографии и живописи.

Съёмка пейзажа, интерьера, в который следует проявить творческий поиск в выборе натуры и стремление к передаче её неповторимости и духа.




13

Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.

1

Съёмка пейзажа, интерьера, в который следует проявить творческий поиск в выборе натуры и стремление к передаче её неповторимости и духа.




14

Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.

1


Сравнение живописный и фотографический портрет.

Съёмка постановочного портрета, в которой следует проявить стремление к передаче характера и состояние модели.



15

Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.

1

Сравнение возможности художника и фотооператора в отображении текущих событий.

Съёмка фоторепортажа (серия из 3-5 снимков), посвященного одному событию или теме.



16

Фотография и компьютер.

1

Анализ компьютерных технологий в фотографии.



17

Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка

1

Создание коллажной композиции из 5-7 изобразительных элементов (фотографий, рисунков и др.).



18

Повторение пройденного материала. Обобщение тем года.

1

Повторение главных тем.




9 класс

ФИЛЬМ - ТВОРЕЦ И ЗРИТЕЛЬ. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИСКУССТВЕ КИНО?.





1


Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.

1

Аналитическая работа на тему «Для чего и зачем нужно кино людям?»

Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео».



2

Художник- режиссер – оператор. Художественное творчество в игровом фильме.

1

Выполнить аналитическую работу на тему «Создатели игрового фильма» или «Профессия: художник в кино».

Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео». Моделирование задач творческой киногруппы с целью их понимания и решения при создании своих видеоработ.



3

От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм- «рассказ в картинках». Воплощение замысла.

1

Выполнить аналитическую работу на тему « Зачем нужен сценарий в кино и какова его роль в съёмке домашнего видео».

Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео». Выбор объекта для съёмки кинослова и создание сценарной записи или кадроплана для съёмки видеофразы.



4

Чудо движения: увидеть и снять».

1

Выполнить аналитическую работу на тему « Роль режиссёра в современном кино».

Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео».Упражнение на выработку образно-монтажного мышления: раскадровка сюжетной картины. Тренинги по овладению операторскими навыками.



5

Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации, или Когда художник больше чем художник.

1

Выполнить аналитическую работу на тему «Разнообразие жанров в современном кино».

Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео». Создание сценария анимационного мини-фильма.



6

Живые рисунки на твоем компьютере.

1

Выполнить аналитическую работу на тему «Анимация, которую мы делаем».

Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео».Завершение работы над мини-анимацией, её монтаж и озвучивание.




ТЕЛЕВИДЕНИЕ - ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ.





7

Мир на экране здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.

1

Аналитическая работа на тему «Телевидение в моей жизни».

Проектно-съёмочный практикум «Экран-искусство-зритель».Моделирование состава своей съёмочной телегруппы, чтобы лучше представлять творческие задачи при съёмке видеоэтюда или видеосюжета.



8

Телевидение и документальное кино.

1

Проанализировать на примере конкретных телепередач, телерепортаж или интервью.

Проектно-съёмочный практикум «Экран-искусство-зритель».Выбор темы предстоящей съёмки документального видеоэтюда и проведение подготовительной сценарно-операторской подготовки к съёмке.



9

Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка.

1



Проектно-съёмочный практикум «Экран-искусство-зритель».Выбор темы предстоящей съёмки документального видеоэтюда и проведение подготовительной сценарно-операторской подготовки к съёмке.



10

Жизнь врасплох, или Киноглаз. Кинонаблюдение- основа документального видеотворчества.


1

Введение в тему.

Проектно-съёмочный практикум «Экран-искусство-зритель».



11

Видеоэтюд в пейзаже и портрете.

1

Проектно-съёмочный практикум «Экран-искусство-зритель».Съёмка и монтаж видеоэтюда (пейзажного или портретного) на передачу состояния и настроения; создание изобразительного образа в этюде, поддержанного звукорядом.



12

Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью.

1

Анализ телевизионных репортажей, интервью и телезарисовки.

Проектно-съёмочный практикум «Экран-искусство-зритель». Съёмка, монтаж интервью.



13

Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка.

1

Анализ монтажно-изобразительного языка видеоклита и видеоэтюда.

Проектно-съёмочный практикум «Экран-искусство-зритель». Заключительная работа по созданию видеоочерка, репортажа или небольшого песенного или музыкального видеоклипа (по выбору).



14

В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства. Роль визуально-зрелищных искусств в жизни общества и человека.

1

Проектно-съёмочный практикум «Экран-искусство-зритель». Заключительная работа по созданию видеоочерка, репортажа или небольшого песенного или музыкального видеоклипа (по выбору)



15

Искусство-зритель-современность.

1

Проектно-съёмочный практикум «Экран-искусство-зритель». Окончание работы по созданию видеоочерка, репортажа или небольшого песенного или музыкального видеоклипа (по выбору).



16

Преображающий свет искусства.

1

Проектно-съёмочный практикум «Экран-искусство-зритель». Окончание работы по созданию видеоочерка, репортажа или небольшого песенного или музыкального видеоклипа (по выбору).



17

Повторение пройденного материала. Обобщение тем года.

1

Заключительное занятие проводится как открытая трибуна или дискуссия на тему « Роль и значение искусства в жизни человека и общества».