МКОУ Старокалитвенская СОШ
Россошанского муниципального района Воронежской области
Рабочая программа
по «Искусству (Музыка и ИЗО)»
8 класс
2014 – 2015 учебный год
Учитель Скачкова Елена Ивановна
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла Протокол № 1 от «27» августа 2014г. Руководитель МО ______________________ Е.И.Скачкова | Принята на заседании педагогического совета школы Протокол № 10 от «29» августа2014г. | Утверждена приказом по школе № 37/2 от « 1_» сентября2014г. Директор школы ___________________ Л.А. Ищенко |
Пояснительная записка.
Статус документа
Представленная программа по искусству (музыка и ИЗО) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. «Мировая художественная культура» 5-11 кл. Составитель
Общая характеристика предмета Данилова Г.И..- М.:Дрофа, 2009.
Место курса в учебном плане
Интегрированный курс «Искусство (музыка и ИЗО)» для 8—9 классов направлен на систематизацию и обобщение полученных знаний при изучении предметов «Изобразительное искусство», «Музыка» в начальной и «Искусство» в основной школе. Кроме того, он призван расширить представления учащихся о современной классификации и взаимодействии искусств, способствовать постижению их специфического языка и средств художественной выразительности.
В соответствии с областным базисным планом в 8 классе изучается интегрированный учебный предмет «Искусство (музыка и изо)» 35 часов в год, из расчёта 1 час в неделю.
Интегрированный курс «Искусство (музыка и ИЗО)» в основной школе ориентирован на развитие потребности школьников в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Он призван решать кардинальные задачи развития творческого потенциала личности ребенка, формирования его духовно-нравственных идеалов.
Учебный предмет «Искусство» пробуждает интерес школьников к миру художественной культуры, дает мощный эстетический импульс, формирует потребности в различных способах творческой деятельности, находит оптимальные способы выработки навыков общения, активного диалога с произведениями искусства. Освоение предмета имеет преимущественно деятельностный характер, обусловленный возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску с использованием современных информационно-коммуникативных технологий. Знакомство учащихся с шедеврами мирового искусства — это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи между всеми предметами гуманитарно-художественного направления. Интегративный характер курса «Искусство», выраженный в ключевом и универсальном понятии художественного образа, определяет его особое место и уникальность в общей системе гуманитарно-художественного образования. Программа интегрированного курса «Искусство» преду- сматривает изучение искусства на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение искусства на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к его изучению обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.
Принцип интеграции, как важнейший системообразующий принцип дидактики, во многом определяет организацию и содержание современного гуманитарного образования. Курс «Искусство» закономерно и логично рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Интегративные подходы в его изучении позволяют взглянуть на одну изучаемую проблему с точки зрения разных предметных областей, использовать их инструментарий, понятийный аппарат, общие закон мерности. Они учат школьника сопоставлять, сравнивать разрозненные факты и явления, обобщать свои наблюдения и полученные знания, предоставляют возможность для развития альтернативного и вариативного мышления. В программе намечены пути объединения гуманитарных предметов через сквозные идеи (социальные, философские, религиозные) или опирающиеся на идеологическую концепцию культуры и сознания человека. Осуществление интегративных подходов в конструировании содержания гуманитарного образования возможно посредством использования межпредметных и внутрипредметных связей, создания интегрированных курсов и развития проектно-исследовательской, творческой деятельности ученика.
Принцип вариативности. Изучение искусства — процесс исключительно избирательный, предусматривающий возможность применения различных методических подходов с учетом конкретных задач.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства — процесс глубоко личностный и ин- дивидуальный, позволяющий на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. Возможность выбора в основной школе — залог успешного развития творческих способностей школьников. Вместе с тем это процесс социально-детерминированный, определяемый духовно-нравственными основами общества. Вот почему, говоря об индивидуальном художественном вкусе, следует иметь в виду сформированность нравственных основ личности.
Образовательные цели и задачи курса:
— изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
— формирование и развитие понятий о художественно- исторической эпохе, стилях и направлениях, важнейших закономерностях их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
— осознание роли и места человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
— постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
— освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления;
— знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
— интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели и задачи курса:
— помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
— способствовать воспитанию индивидуального художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы; развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
— подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, заинтересованного в активном диалоге с произведением искусства;
— развивать способности к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
— создать оптимальные условия для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и в краеведческой работе. Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе наблюдения (восприятия) произведений искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, создание презентаций, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах и дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Искусство (музыка и изо)» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
- владеть основными формами публичных выступлений;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Искусство (музыка и ИЗО)» должны соответствовать Требованиям к уровню подготовки выпускников», который соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Искусство (музыка и ИЗО)» ученик должен:
Знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
Формы контроля.
Текущий контроль осуществляется в форме индивидуального опроса (письменного и устного), тестов, сообщений по темам, презентаций.
Тематический контроль осуществляется в форме тестовых работ и творческих проектов по темам.
Содержание курса «Искусство (музыка и ИЗО)»
Виды искусства
1Введение. В мире классических искусств Тайны искусства. Азбука искусств. Основные эстетические категории
I. Художественное представление о мире
2. Понятие о видах искусства. Семья муз Аполлона. История классификации искусств. Современные классификации искусств. Подвижность и гибкость границ между искусствами; их историческая изменчивость
3. Тайны художественного образа
«Мышление в образах». Понятие художественного образа, творческий процесс его создания, характерные черты и свойства. Правда и правдоподобие, условность в искусстве
4. Художник и окружающий мир
Мир «сквозь магический кристалл». Многозначность понятия «художник». Мир материальный и духовный, особенности его отражения в произведениях искусства. Талант и мастерство художника. Секреты художественного творчества. Понятие творческого процесса. Роль вдохновения
5. Возвышенное и низменное в искусстве
Эстетика — наука о прекрасном. Характеристика возвышенного и формы его выражения в искусстве. Категория низменного и ее противопоставление возвышенному. Контрасты возвышенного и низменного в произведениях мирового искусства
6. Трагическое в искусстве. Законы трагического в искусстве и жизни. Общность и различия, характерные особенности их проявления. Рок и судьба в античной трагедии. Трагическое как одно из проявлений возвышенного. Истоки трагического в искусстве.
7. Комическое в искусстве. Эстетическая природа комического в искусстве и жизни. Разгра- ничение понятий «смешное» и «комическое». Источник и градации комического в искусстве. Трагикомедия. Выдающиеся комики мира
Характеристика видов деятельности
8. Азбука архитектуры «Каменная летопись мира». Назначение и цель архитектуры. «Прочность — Польза — Красота». Понятие о тектонике. Азбука архитектуры. Элементы архитектуры. Место архитектуры среди других видов искусства. Профессия архитектора. Художественный образ в архитектуре. Особенности архитектурного образа. Единство внешней и внутренней формы в архитектуре и особенности их восприятия. Средства создания архитектурного образа. Понятие архитектурного ансамбля. Стили архитектуры. Понятие архитектурного стиля. Рождение стилей в архитектуре и их преемственность. Архитектурные стили Древнего Египта, Античности, Средневековья и Возрождения. Архитектурные стили Нового и Новейшего времени. Стилистическое многообразие и оригинальность решений современной архитектуры. Архитектура объемных сооружений. Понятие об общественной, жилой и промышленной архитектуре. Ландшафтная архитектура. Традиции садово-паркового искусства в различных странах мира. Градостроительство. Из истории градостроительного искусства. Главные задачи современного градостроения. Понятие современного города и его слагаемые. Исторические типы планировки. Мечта о создании идеального города будущего и ее реальное воплощение
9. Язык изобразительного искусства.
Как понять изображение? Живопись, скульптура и графика — древнейшие виды изобразительного искусства. Понятие о мону- ментальных и станковых видах изобразительного искусства. Способы и средства изображения, их зависимость от материалов, масштаба и техники изготовления. Роль композиционного замысла, основные правила композиции. Метод перспективы. Роль ритма, светотени и линии, контрастов и нюансов, фактуры и текстуры в изобразительном искусстве. Искусство живописи. Виды живописи и ее художественные средства. Понятие жанра в живописи. Становление и развитие системы жанров. Специфика деления на жанры и ее условный характер. Изменения в жанровой системе в наши дни. Характеристика жанров в живописи. Историческая живопись (мифологическая, библейская тематика). Батальный жанр и его великие мастера
Жанровое многообразие живописи: бытовой жанр, его истоки и эволюция, цели и задачи; жанр портрета и его разновидности. Жанр пейзажа, его разновидности; жанр натюрморта и его эволюция; анималистический жанр. Характерные особенности интерьера
10. Искусство графики. Графика: от возникновения до современности. Графика — «муза XX века»? Роль графики в жизни современного человека. Понятие компьютерной графики. На каком языке «говорит» графика? Виды графического искусства
11. Художественная фотография и история фотографии, ее изобразительно-выразительные возможности. Фотография сегодня (использование новейших цифровых технологий, голографические изображения). Фотография и изобразительные искусства. Выразительные средства и жанры фотографии
12. Язык скульптуры. История скульптуры. Что значит видеть и понимать скульптуру? Отличия скульптуры от других видов изобразительного искусства. Изобразительно-выразительные средства скульптуры. Виды и жанры скульптуры, их характерные особенности. Материалы и техника их обработки. Выбор материала и его зависимость от авторского замысла, содержания, местонахождения и особенностей освещения. Процесс создания скульптурного произведения и его основные этапы
13. Декоративно-прикладное искусство. Художественные возможности декоративно-прикладного искусства. Понятия декоративного и прикладного искусства. Китч. Основные критерии оценки художественных произведений. Истоки возникновения и особенности исторического развития декоративно-прикладного искусства. Важнейшие изобразительно-выразительные средства. Декоративно-прикладное искусство как часть народного творчества. Сохранение и развитие национальных традиций. Устойчивость тем, образов и мотивов народного творчества. Виды декоративно-прикладного искусства и их связь с другими видами искусств
14. Музыка как вид искусства. Музыка и мир чувств человека. Музыка среди других искусств. Звук как «первоэлемент» музыкального искусства. Понятие какофонии. Художественный образ в музыке. Условный характер музыкального образа, противоречивость и неоднозначность его интерпретации. Понятие программной музыки. Зримость и пластичность музыкального образа. Временной характер музыки. Способность музыкального образа отражать действительность по законам реального времени. От плавности и неспешности средневекового григорианского хорала к стремительным ритмам современности. Язык и форма музыкального произведения. Понятие о музыкальной форме. Единство содержания и формы в музыкальном произведении. Выбор формы и его зависимость от замысла композитора. Типы музыкальных форм, их подвижность и гибкость, способность к изменению под воздействием содержания и стилевых условий. Средства выразительности в музыке. Роль композитора в создании музыкального произведения
Календарно-тематическое планирование уроков искусства (музыка и ИЗО) в 8 классе
№ п/п | Тема урока | Дата проведения урока по плану | Фактическая дата проведения урока | Кол-во часов |
| Виды искусства-35 часов №1Художественное представление о мире – | | | 6часов |
-
| Понятие о видах искусства | 3.09 | 3.09 | 1 |
-
| Тайны художественного образа | 10.09 | 10.09 | 1 |
-
| Художник и окружающий мир | 17.09 | 17.09 | 1 |
4. | Возвышенное и низменное в искусстве | 24.09 | 24.09 | 1 |
5. | Трагическое в искусстве | 1.10 | 1.10 | 1 |
6. | Комическое в искусстве | 8.10 | 8.10 | 1 |
| №2Литература | | | 3 часа |
7. | Литература как искусство слова | 15.10 | 15.10 | 1 |
8-9 | Художественный образ в литературе | 22.10 29.10 | 22.10 29.10 | 1 |
| №3 Архитектура | | | часов |
10 | Азбука архитектуры | 12.11 | 12.11 | 2 |
11-12 | Художественный образ в архитектуре | 19.11, 26.11 | 19.11, 26.11 | 2 |
13-14. | Понятие об архитектурных стилях | 3.12, 10.12 | 3.12, 10.12 | 2 |
15-16 | Виды архитектуры | 17.12,24.12 | 17.12,24.12 | 2 |
| №4 Изобразительное искусство | | | 12 часов |
17-18 | Язык изобразительного искусства | 14.01, 21.01 | 14.01, 21.01 | 2 |
19-20 | Художественные средства и жанры живописи | 28.01, 4.02 | 28.01, 4.02 | 2 |
21-22 | Искусство графики | 11.02,18.02 | 11.02,18.02 | 2 |
23. | Художественная фотография | 25.02 | 25.02 | 1 |
24-25 | Язык скульптуры | 4.03,11.03 | 4.03,11.03 | 2 |
26-28 | Декоративно – прикладное искусство | 18.03,1.04, 8.04 | 18.03,1.04, 8.04 | 3 |
| №5 Музыка | | | 7 часов |
29-30 | Музыка как вид искусства | 15.04,22.04 | 15.04,22.04 | 2 |
31 | Художественный образ в музыке | 29.04 | 29.04 | 1 |
32-33 | Язык и форма музыкального произведения | 6.05,13.05 | 6.05,13.05 | 2 |
34-35 | Понятие о музыкальных жанрах | 20.05,27.05 | 20.05,27.05 | 2 |
Перечень учебно-тематических средств обучения:
Кабинет русского языка
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, принтер, интерактивная доска,
Интернет-ресурсы: WWW.proshkolu.ru, Htth//festival.1september.ru, :http:www.gramota.ru, . http:www.gram.gramma.ru, http:www.slovesnik.ru
http:www.ilruslit.ioso.ru
Литература:
Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке / А.Н.Бенуа. – М., 1998.
Искусство : энциклопедический словарь школьника / сост. П.Кошель. – М., 2000.
История красоты / под общ.ред. У.Эко. – М., 2005.
Китай. Земля небесного дракона / под общ.ред. Э.Л.Шонесси. – М., 2001.
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А.Кун. – М., любое издание.
Мифы и легенды народов мира. Древний мир / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.
Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика / Л.И.Акимова. – СПб., 2007.
Даниэль С.М. От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи / С.М.Даниэль. – СПб., 2000.
Энциклопедия искусства XX века / сост. О.Б.Краснова. – М., 2003 г.
Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения. Италия / В.Г.Лисовский. – СПб., 2007.
Мифы и легенды народов мира. Древний мир / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.
Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.
Русская живопись : энциклопедия / под ред. Г.П.Конечна. – М., 2003.
Сарабьянов Д.В. История русского искусства / Д.В.Сарабьянов. – М. 2001.
ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»
ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»