Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Юловская средняя общеобразовательная школа №6»
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения естественно-точных наук (наименование ШМО) _____________ Л.В.Демченко Подпись/расшифровка подписи Протокол № 1 от 18.08.2017г. | Утверждаю Директор школы ___________ Т.В. Чикунова Подпись/расшифровка подписи Приказ№326-о от 31.08.2017г. |
Согласовано Заместитель директора по УВР _____________ Е.И. Ляхова Подпись/расшифровка подписи 18.08. 2017 г. | |
Принято на МС ___________________ Е. И. Ляхова Подпись/расшифровка подписи Протокол № 1 от «24» 08. 2017г. | |
Рабочая программа
на 2017 – 2018
учебный год
Предмет: искусство
Класс: 5
Составитель: Л.В.Демченко
Квалификационная категория
п. Юловский
2017 год
Оглавление
Пояснительная записка _____________________________________ 3
Планируемые результаты освоения учебного предмета __________ 4-5
Содержание учебного предмета______________________________ 6
Тематическое планирование _________________________________7-8
Лист корректировки рабочей программы ______________________ 9
Пояснительная записка.
Рабочая программа по искусству составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Юловская средняя общеобразовательная школа № 6 с учѐтом авторской программы Б.М.Неменского 5 класс. Издательство «Просвещение», 2011г. Рабочая программа ориентирована на учебник «декоративно-прикладное искусство» автор «Дрофа», 2012г.
Согласно учебному плану на изучение искусства отводится 35 часов (1час в неделю), 4 тематических зачета- творческая выставка работ учащихся, их анализ, обсуждение и оценка
Срок реализации рабочей программы 1 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей;
• формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов;
• формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
• развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
• умение осознавать народное (крестьянское) прикладное искусство как единый образ цельного и стройного мира, несущий упорядоченность космоса, постигать народные представления о красоте, мироздании, которые «были и мирочувствованием и самой жизнью» (М. А. Некрасова); понимание ценности памятников крестьянского искусства для зрителя XXI в.;
• умение ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов России; умение сравнивать, объяснять, в чём отличие, например, жилища, одежды народов Русского Севера и Закавказья, иных регионов России;
• умение самостоятельно определять цели и задачи в учёбе, планировать пути достижения цели, приобретать основы умения учиться, развивать интерес к познавательной деятельности, например, через более глубокое освоение программного материала (возможная тематика: «Традиционные образы народного искусства — солнце, древо, птица, конь — в картинах, народных сказках и песнях», «Искусства, которые объединяют образ народного праздника» и т. д.), умение выявлять родство, близость орнамента народной вышивки с памятниками устно-поэтического творчества (народные песни, былины), выстраивание связей между смежными предметными областями (литература, история, география);
• умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания декоративного изображения; организует самостоятельный поиск художественно-познавательного материала по конкретной тематике, используя для этого журналы, книги по искусству, Интернет; готовит выступление-презентацию совместно со сверстниками, организует выставку изделий народного творчества, реализует себя в качестве экскурсовода);
• умение определять способы действия в рамках необходимых требований, оценивать результат — художественный «ответ» — на поставленную учебную задачу, его соответствие задаче, умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.
Предметные результаты
• осознание древних корней, места и значения уникального народного (крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой;
• знание и понимание специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки);
• умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь утилитарно-функционального и художественно-образного начал, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности;
• освоение в практических формах работы образного языка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики, а также приобретение опыта выполнения условного, лаконичного декоративно-обобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции;
• приобретение опыта выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь, надомная резьба, орнамент вышивки, украшение женского праздничного костюма и т. д.) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках;
• приобретение опыта совместной поисковой деятельности, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства.
Выпускник 5 класса научится:
знать:
истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
несколько народных художественных промыслов России.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 века);
различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.);
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
умело передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных и геометрических элементов;
создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
владеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.).
Содержание учебного предмета
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Древние корни народного искусства (8ч)
Древние образы в народном искусстве
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Обобщающий урок
Связь времен в народном искусстве (8 час)
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор- человек, общество, время.(12ч)
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит » о человеке.
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире(5)
Современное выставочное искусство.
Ты сам- мастер.
Тематическое планирование.
№ Уро ка | Наименование раздела, темы урока | Количество часов, отводимых на изучение темы | Дата проведения |
1. | Введение. Что изучают по ИЗО в 5 кл. | | 2.09 |
2 | Древние корни народного искусства | 8 | |
2. | Древние образы в народном искусстве. | 1 | 9.09 |
3. | Декор русской избы. | 1 | 16.09 |
4. | Внутренний мир русской избы. | 1 | 23.09 |
5. | Конструкция, декор предметов народного быта и труда. | 1 | 30.10 |
6. | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. | 1 | 7.10 |
7. | Народный праздничный костюм. | 1 | 14.10 |
8. | Народные праздничные обряды | 1 | 21.10 |
9. | Обобщение темы «Древние корни народного искусства» | 1 | 28.10 |
3 | Связь времен в народном искусстве. | 8 | |
10. | Древние образы в современных народных игрушках. | 1 | 11.11 |
11. 12. | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. | 2 | 18.11 25.11 |
13. 14. | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. Хохлома. | 2 | 2.12 9.12 |
15. 16. | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу, дереву, по бересте. | 1 1 | 16.12 23.12 |
17. | Обобщение темы «Связь времен в народном искусстве» | 1 | 13.01 |
4. | Декор – человек, общество, время. | 12 | |
18. 19. | Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 2 | 20.01 27.01 |
20. 21. | Декор и положение человека в об- ществе. Декоративное искусство Древнего Египта | 2 | 3.02 10.02 |
22. 23. | Одежда говорит о человеке. Декоративно – прикладное искусство Западной Европы. | 2 | 17.02 24.02 |
24. 25 | О чем рассказывают гербы и эмблемы. Гербы и эмблемы | 1 1 | 3.03 10.03 |
26 | Герб РФ, эмблемы. | 1 | 17.03 |
27 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. | 1 | 31.03 |
28 | Обобщение темы «Декор – человек, общество, время» | 1 | 7.04 |
5. | Декоративное искусство в современном мире. | 5 | |
29. 30. | Современное выставочное искусство. Художественное стекло. Гобелен. | 2 | 14.04 21.04 |
31. | Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства. Эскиз. | 1 | 30.04 |
32. | Создание декоративной работы в материале. | 1 | 5.05 |
33. | Нарядные декоративные вазы, куклы. | 1 | 12.05 |
34 | Декоративное искусство в современном мире. | | 19.05 |
35 | Итоговый урок | | 26.05 |
| | | |
| | | |
| Итого | 35 | |
Лист корректировки рабочей программы
№ урока по тематическому планированию | До корректировки | Способ корректировки | После корректировки |
Тема урока | Количество часов | Тема урока | Количество часов | Дата урока |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
9