СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 10-12 класс. Вечерняя школа

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Основанием для разработки данной программы служат:

  1. Обязательный минимум содержания исторического образования в основной школе. Требования к уровню подготовки выпускников.  (Оценка качества подготовки выпускников средней  школы по истории.М: «Дрофа», 2000)
  2. Базисный учебный план (Приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312);
  3. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план: М, «Дрофа», 2006;
  4. Программа и тематическое планирование для  образовательных учреждений. Всеобщая  история. История России.  10-11 классы. М., «Мнемозина», 2009 год

Программа выполняет две основные функции:

  1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
  2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структуирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
  3. воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  4. развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  5. освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  6. овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  7. формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Данные цели курса реализуются посредством решения следующих задач:

  • формировать у учащихся целостные представления об истории человеческого общества, месте в ней истории России, населяющих ее народов;
  • развивать у старшеклассников умения анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним;
  • способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности, пониманию многообразия современного мира и необходимости диалога между представителями разных культур;
  • создавать предпосылки для дальнейшего образования выпускников средней школы в высших учебных заведениях гуманитарного профиля и самообразования.

Концепция, заложенная в содержании учебного материала с учетом специфики вечерних общеобразовательных школ.

В вечерней общеобразовательной школе при изучении курса истории ставятся те же учебно-воспитательные цели, что и в дневных общеобразовательных школах. Однако, особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся. Так как обучающиеся школы в значительном большинстве мало подготовлены к систематическому изучению истории и у них имеются большие пробелы в знаниях, полученных ранее, то при изучении нового материала им требуется значительное время для его закрепления, что невозможно сделать с таким количеством часов. А значит, что обучающиеся должны больше времени уделять на выполнение домашнего задания, самостоятельной подготовке. В этих условиях учитель строит свои уроки в виде консультаций, не исключая других способов и методик. Материал преподается интегрировано. В 12 классе- это блоки, в 10-11 классах возможна разбивка по темам. После каждой темы или блока обязателен контроль. В связи с введением ЕГЭ по истории контроль знаний в большей степени адаптирован под задания ЕГЭ. Преподавание курса истории 10-11 классов  ведётся интегрировано  и охватывает содержание истории России и мира с древнейших времён до середины 19 века. Всего на историю в 10 и 11 классе  отводится 2 часа (1+1 час) по учебному плану. Соотношение курсов –всемирная история (56 часов),  Истории России (82 часа).  10 класс предполагает изучение  история с древних времен до конца 17 века. 11 класс- 18-19 век.

В 12 классе содержание истории России и мира охватывает  период 20-21 века. БУП МВ(с)ОУ «ЦО № 1» отводит на изучение курса  истории России и Всеобщей истории по одному часу в неделю.  (1+1)

Вопросы всемирной истории изучаются с применением, как традиционных способов обучения, так и элементов проблемного обучения, широко используется проектно – исследовательский метод. Вопросы к семинарским занятиям, также как и темы проектов сообщаются всем ученикам в начале каждой учебной четверти. Поощряется инициатива учащихся, приветствуются как индивидуальные работы учащихся, так и групповые.

 

Срок реализации рабочей учебной программы.

Программа по истории России и Всеобщей истории рассчитана на 3 года обучения и предназначена для преподавания в МВ(с)ОУ «ЦО № 1» г.Воркуты. по построению и объему учебного материала программа является базовой, она адаптирована под то количество часов, которое отведено БУП МВ(с)ОУ «ЦО № 1»:по 1 часу в 10 и в 11 классе, 2 часа в 12 классе (1 час ИР, 1 час ВИ)  

Обязательный минимум содержания программы (курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников)

История как наука

История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества.

Всеобщая история.

Древнейшая стадия истории человечества

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.

Цивилизация Древнего мира и Средневековья

Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. Архаичные цивилизации Древности. Мифологическая картина мира.

            Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном обществе.

            Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций. Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.

            Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья. Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. Православие и католицизм. Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв.

 

Новое время: эпоха модернизации

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху возрождения и Реформации.

            От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Буржуазные революции XVII-XIX вв. идеология Просвещения и конституционализм. Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества.

            Технический прогресс в XVIII- середине  XIX в. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в европейских странах. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени.

Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Эволюция системы международных отношений в конце XV- середине XIX века.

 

От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества.

            Научно-технический прогресс в конце XIX- последней трети XX века. Проблема периодизации НТР. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX- середине XX века. От монополистического капитализма к смешанной экономике. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства. Изменение социальной структуры индустриального общества.

            Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Молодежное, антивоенное, экологическое, феминистское движения. Проблема политического терроризма.

            Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-1970-х гг.

            Модели ускоренной модернизации в XX в. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени.  Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур.

            «Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.

            Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX- начале  XX в. Мировые войны в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия.

            Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX века.

 

Человечество на этапе перехода к информационному обществу

Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и становление информационного общества. Собственность,  труд и творчество в информационном обществе. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире.

Кризис политической идеологии на рубеже XX-XXI вв. «Неоконсервативная революция». Современная идеология «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.

Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.

 

История России

История России- часть всемирной истории

Народы и древнейшие государства на территории России

Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов. Праславяне. Восточно-славянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

 

Русь в IX-начале XII в.

            Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства право на Руси. Категория населения. Княжеские усобицы.

            Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

 

Русские земли и княжества в XII- середине XV в.

            Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Русь и Степь. Идея единства Русской земли.

            Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

            Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.

            Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания.

            Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие Ордой ислама. Автокефалия Русской православной церкви.

            Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.

 

Российское государство во второй половине XV-XVII в.

            Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. «Москва- третий Рим». Роль церкви в государственном строительстве. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов.

Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в XVI в.

Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией.

Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения XVII века.

Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV-XVII вв. усиление светских элементов в русской культуре XVII века.

 

Россия в XVIII- XIX в.

            Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Реформа государственной системы в первой половине XIX века.

            Особенности экономики России в XVIII- первой половине XIX века: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

            Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

            Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война.

            Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIIIпервой половине  XIX в.

 

Россия во второй половине XIX- начале XX в.

            Реформы 1860-1870-х гг. отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю.Витте. аграрная реформа П.А.Столыпина. нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

            Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905-1907 гг. становление российского парламентаризма.

            Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX-начале  XX в. Развитие системы образования, научные достижения российских ученых.

            «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война.

            Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.

 

Революция и Гражданская война в России.

            Революция 1917 г. временное правительство и Советы. Тактика политических партий. Провозглашение и утверждение советской власти. Учредительное собрание. Брестский мир. Формирование однопартийной системы.

            Гражданская война и иностранная интервенция. Политические  программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный террор». Российская эмиграция.

            Переход к новой экономической политике.

 

СССР в 1922-1991 гг.

Образование СССР. Выбор путей развития объединения. Национально-государственное строительство.

Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Культ личности И.В.Сталина. массовые репрессии. Конституция 1936 г.

            Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация. Коллективизация. «Культурная революция». Создание советской системы образования. Идеологические  основы советского общества.

            Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами.

            Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во второй мировой войне.

            Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Складывание мировой социалистической системы. «Холодная война» и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием.

            Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Экономические реформы 1950-1960-х гг., причины их неудач. Концепция построения коммунизма. Теория развитого социализма. Конституция 1977 г. диссидентское и правозащитное движение.

            Особенности развития советской культуры в 1950-1980 гг. Наука и образование в СССР.

            «Застой». Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты

            СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины XX в. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война.

            Причины распада СССР.

 

Российская Федерация (1991-2003 гг.)

            Становление новой российской государственности. Августовские события 1991 г. Политический кризис сентября-октября 1993 г. Конституция Российской Федерации 1993 г. Межнациональные межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств.

            Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.

            Российская культура в условиях радикального преобразования общества.

            Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализации.

            Президентские выборы 2000 г. курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе.

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!