СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории за 6 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прекрасная разработка рабочей программы по истории для обучающихся 6 класса. Незаменима для учителей дневных и вечерних школ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории за 6 класс»

12



Пояснительная записка

к рабочей программе по истории 6 класса

Рабочая программа составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации  2014 г.

-  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

- Историко-культурный стандарт (проект)

- Авторских  программ: -  А.А. Данилов, Л.Г. Косулина  История России. 6-9 классы;

- история Средних веков, автор В. А. Ведюшкин / Программы общеобразователь ных учреждений. История и обществознание. 5-11 классы.- М,: Просвещение, 2006 с. 42

В соответствии с бинарным характером курса, выраженным в выделении отечественной истории, обучение реализуется на основе двух учебников:

Учебник: История России с древности до XVI века , 6 класс/ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина - М.: Просвещение, 2014.

Учебник: История Средних веков. 6 класс/ Е. В. Агибалова, Донской - М.: Просвещение, 2014

. Рабочая программа обеспечивает конкретизацию содержания, объема, порядка изучения обозначенной учебной дисциплины (курса) в рамках освоения основной образовательной программы (основного общего образования) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса МБОУ ОСОШ № 11. В соответствии с общепринятыми нормами рабочая программа по предмету история (6 класс) направлена на реализацию ряда следующих задач:

– создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования познавательных интересов, критического мышления и определения собственной жизненной позиции;

– воспитание у подростков патриотизма – уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданской ответственности;

– овладение обучающимися, знаниями о важнейших событиях мировой и отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

– освоение учащимися базовых методов исторического познания, аналитического восприятия информации и навыков работы с различными источниками информации;

– формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

Структура и график прохождения программного материала

Объем рабочей программы, разработанной для 6–го класса, согласно действующим нормам, составляет 72 часов в год, и распределяется по 2 учебных часа в неделю. В соответствии со спецификой разделов программы, данный объем распределяется следующим образом: история России - 40 часов; История Средних веков – 30 часов. 2 часа- резервное время.

 

 

Планируемые результаты освоения предмета

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России;

- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально- нравственного  опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к  другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.

Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей);

- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернетресурсов;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

- владение умениями работать в группе, слушать партнера и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно решать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

- формирование у учащихся уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;

- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиндификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми;

- овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;

- формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире;

- развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность;

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;

Приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;

- создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

 

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими  знаниями и умениями:

Знаниями:

- ключевых исторических событий (время, место, участники, обстоятельства);

- периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);

- основных информационных источников по историческим периодам;

- наиболее распространенных и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе;

Умениями:

- извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики);

- сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;

- различать факты и их интерпретации, оценки, классифицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;

- давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;

- на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- определять и аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории;

- применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде.

4. Виды и средства контроля:

Виды контроля: различаются по функциям в учебном процессе.

Предварительный контроль обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета.

Текущий контроль. Основное его назначение, во-первых, для учителя — непрерывное отслеживание для получения информации о качестве отдельных этапов учебного процесса и, во-вторых, для ученика — внешний стимул, побуждающий его систематически заниматься.

Что касается учащихся, то текущий контроль побуждает их постоянно быть готовыми ответить на вопрос и выполнить задание. Причем для одних учащихся это возможность отличиться и самоутвердиться, для других — исправить более низкую отметку на более высокий балл, для третьих — постоянное напоминание о необходимости систематически заниматься как в школе, так и дома.

Тематический контроль проводится по завершении изучения большой темы, на повторительно-обобщающих уроках. Назначение (функция) тематического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета. Особенность проверочных вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.

Итоговый контроль приурочивается к концу учебного курса, четверти, полугодия или года. Это — контроль, завершающий значительный отрезок учебного времени.

Методы и приемы контроля. По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся можно подразделить на следующие:

- устные;- письменные;- графические;- практические (работы);- тесты.

Методы контроля часто используются в комбинированном виде, они в реальном учебном процессе дополняют друг друга. Каждый метод включает в себя совокупность приемов контроля. Один и тот же прием может быть использован в разных методах контроля.

 Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнической, социальной культурной самоидентификации в современном мире;

- формирование у учащегося целостного представления об историческом пути государств, и о судьбах населяющих их народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупнейших деятелях;

- воспитание патриотизма, уважения к правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убежденности в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе;

- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи;

- формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.

В результате изучения истории в 6 классе учащиеся должны:

- получить целостное  представление об историческом пути Руси и соседних народов и государств с древнейших времен до конца XVI в.;

- научиться применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: образование Древнерусского государства; Крещение Руси; начало политической раздробленности; установление зависимости русских земель от Золотой Орды; объединение русских земель вокруг Москвы; расцвет и упадок российского государственности в период правления Ивана IV Грозного;

- уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в XVI в.ревняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство  ачения следующих событий и яв);

- получить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана I Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III Великого, Ивана IV Грозного;

- уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVI в.

5. Содержание тем учебного курса


Раздел 1.Введение (1 час)

Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.


Раздел 2. Становление Средневековой Европы (VI-XIвв) (7 часов)

Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи.

Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого.

Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма.

Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье.

Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов.

Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян.

Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого.

Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира.

Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.


Раздел 3. Арабы в VI – XI вв. (2 часа)

Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира.


Раздел 4. Феодалы и крестьяне. Средневековый город и его обитатели. Католическая церковь. (5 часов)

Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.

Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир.

Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью.

Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.


Раздел 5.Образование централизованных государств в Западной Европе (6 часов)

Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма.

Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк – национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии.



Раздел 6. Германия и Италия в XII-XV веках. Славянские государства и Византия. Культура Западной Европы в XI – XV вв.(6 часов).

Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами.

Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн.

Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы.


Раздел 7. Культура Западной Европы в XI – XV вв. Народы Азии, Америки и Африки в средние века. (3 часа)

Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Средневековая наука. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения.

Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура.

Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян. Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии.

Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.


ИСТОРИЯ РОССИИ


ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

(С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.) (40 ч)

Введение 1 час

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фак-

тор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности. Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э. 4 часа

Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.

Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена.

Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат.

Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских

общин.


Образование государства Русь 3 часа

Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.

Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (сло-

во, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство.

Быт и образ жизни разных слоёв населения.


Русь в конце X — начале XII в. 8 часов

Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Ор-

ганы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.


Русь в середине ХII — начале XIII в. 6 часов

Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель самостоятельных государств.

Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория

и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов.

Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.

Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».


Русские земли в середине XIII — XIV в. 9 часов

Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-госу-

дарственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.

Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова.

Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита.

Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства.

Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.

Формирование единого Русского государства 8 часов

Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Ка-

занское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.

Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Мо-

скве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. Расширение международных связей Московского госу-

дарства. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Мо-

сковский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.


Итоговое повторение-1 час


Резерв 2 часа
































Тематический план



VI класс


НЕДЕЛЬНАЯ НАГРУЗКА -2 часа в неделю


ГОДОВОЙ ПЛАН – 72 часа (за 36 учебных недель)


ИТОГО: 72 часа за курс VI класса



п-п


Название учебного

раздела

Кол-во

Часов аудит

.нагрузки

Практическая

часть

программы

Сроки

Кол-во

часов

самост.

работы






Темы

самостоятельной

деятельности

VI класс


1.

Введение. Становление Средневековой Европы (VI-XIвв)

8

Входная диагностическая работа


Сентябрь



2.

Арабы в VI – XI вв. (2 часа)

2


Сентябрь-октябрь



3.

Феодалы и крестьяне. Средневековый город и его обитатели. Католическая церковь.

5


Октябрь-ноябрь



4.

Образование централизованных государств в Западной Европе

7


Ноябрь



5.


Германия и Италия в XII-XV веках. Славянские государства и Византия. Культура Западной Европы в XI – XV вв.Народы Азии, Америки и Африки в средние века.

8


Декабрь



6.

Народы и государства на территории нашей страны в древности. Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э. (5ч)

5

Рубежная диагностическая работа

Декабрь



7.

Образование государства Русь 3 часа

3


Январь-март



8.

Русь в конце X — начале XII в. 8 часов

8


Март-май



9

Русь в середине ХII — начале XIII в.

6





10

Русские земли в середине XIII — XIV в.

9





11

Формирование единого Русского государства

8





12

Итоговое повторение

1





13.

Резервное время

2


май



ИТОГО:

72

Диагност.-3

Тест -4









 

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема урока

Кол-во

часов

Д/З

Дата план

Дата факт

1

Введение. Живое средневековье.

1

с.5-11, конспект



2

Древние германцы и Римская империя.

1

§ 1 подг. развер. ответ на вопрос «Как появилось неравенство у древних



3

Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках.

2

§ 2 проч. рассказ о суассонской чаше и отв. на вопрос «О чем  свид.  случай с чашей»



4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

2

§ 3, с. 18, вопрос №4, подготовить сообщение «как возникло скотоводство



5

Западная Европа в IX – XI веках. Культура Западной Европы в раннее Средневековье.

1

§ 4-5, подготовить устный развернутый ответ на вопрос «как жили норманны  в 8-11 веках »




6

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Входная диагностическая работа. Тест

1

§ 6-7, отв на вопросы в конце параграфа



7

Образование славянских государств.

1

§ 8, работа с картой



8

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1

§ 9, сост. Рассказ от имени путешественника



9

Культура стран халифата.

1

§ 10, Написать сочинение «самое важное достижение арабов»



10

В рыцарском замке. Средневековая деревня и её обитатели.

1

§ 11-12, подг. устный разв. ответ на вопрос «Как жили крестьяне в средние века»



11

Формирование средневековых городов.

1

§ 13, придумать экскурсию на тему «Что я видел в средневековом городе»



12

Горожане и их образ жизни.

1

§ 14, рефераты



13

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1

§ 15, составить схему «Методы борьбы католической церкви с еретиками»



14

Крестовые походы.

1

§ 16, заполнить таблицу  «Крестовые походы», сделать вывод



15

Как происходило объединение Франции.

1

§ 17, подготовить устный развернутый ответ на вопрос «Каковы трудности образования центрального гос-ва



16

Что англичане считают началом своих свобод.

1

§ 18, рефераты



17

Столетняя война.

1

§ 19, ответить на вопрос « в  чем состоял  подвиг Жанны д' Арк?



18

Крестьянские восстания во Франции и в Англии.

1

§ 20, ответить на вопрос «что общего было в последствиях восстаний крестьян в Англии и во Франции»



19

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии.

1

§ 21, рефераты



20

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиреней-ском полуострове.

1

§ 22, работа с картой



21


 

Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов.

1


 

§ 23-24, таблица




22

Гуситское движение в Чехии.

1

§ 25, таблица



23

Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Рубежная диагностическая работа. Тест.

1

§ 26, работа с картой



24

Образование и философия. Средневековая литература и искусство.

1

§ 27-28, работа с иллюстрациями



25

Культура раннего Возрождения в Италии.

1

§ 29



26

Научные открытия и изобретения.

1

§ 30, рефераты



27

Средневековый Китай.


 

1

§ 31, таблица



28

Индия. Государства и культура.

1

§ 32, рефераты



29

Государства и народы доколумбовой Америки. Африка.

1

§ 33-34, работа с картой



30

Повторительно-обобщающий урок « История средних веков»

1

тест




История России с древнейших времен до конца XVI века.





31

Введение. Что изучает история Отечества.

1

с.4-6, конспект



32

Восточные славяне.

1

§ 1, работа с картой



33

Соседи восточных славян.

1

§ 2, вопросы к документам,стр.19



34

Формирование Древнерусского государства.

1

§ 3, , вопросы стр. 27, работа с докумен-

том стр. 28



35

Первые киевские князья.

1

§ 4, таблица, вопросы и задания стр. 35,



36

Владимир Святославич. Принятие христианства.

1

§ 5, вопросы к документам стр. 42-43



37

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

1

§ 6, исторический диктант



38

Культура Древней Руси.

1

§ 7, Работа с иллюстрациями



39

Быт и нравы Древней Руси.

1

§ 8, Работа с иллюстрациями



40

Начало раздробления Древнерусского государства.

1

§ 9 ,вопросы к документам стр. 83-84.



41-42

Главные политические центры Руси.

2

§ 10-11, работа с картой



43

Нашествие с Востока.

1

§ 12, работа с картой



44

Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

1

§ 12, работа с картой



45

Борьба Руси с западными завоевателями.

1

§ 13, подготовить рассказ о Ледовом побоище



46

Русь и Золотая Орда.

1

§ 14, вопросы стр. 120



47

Русь и Литва.

1

§ 15, Работа с картой



48

Культура русских земель в XII веке.

1

§ 16, работа с иллюстрациями



49

Культура русских земель в XIII веке.

1

§ 16, рефераты



50

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

1

§ 17, вопросы стр. 146.



51

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.

1

§18, вопросы стр. 155



52

Куликовская битва. Набег Тохтамыша. Значение Куликовской битвы.


§18, работа с картой



53

Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века.

1

§ 19, Работа с картой



54

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

1

§ 20, работа с картой



55

Конец ордынского владычества.

1

§ 20, тест



56

Московское государство в конце XIV – начале XVI века.

1

§ 21, Работа с картой



57

Ограничение свободы крестьян. Появление казачества.


§ 21



58

Церковь и государство в конце XIV – начале XVI века.

1

§ 22, Исторический диктант



59

Реформы Избранной рады.

1

§ 23, вопросы к документам стр. 201



60

Внешняя политика Ивана IV.

1

§ 24, работа с картой



61

Опричнина.

1

§ 25, вопросы стр. 221, работа с документами стр. 221



62

Просвещение, устное народное творчество в XIV – XVI веках.

1

§ 26, Работа с иллюстрациями



63

Литература в XIV – XVI веках.

1

§ 26, рефераты



64

Архитектура в XIV – XVI веках

1

§ 27,рефераты



65

Живопись в XIV – XVI веках.

1

§ 27, Работа с иллюстрациями



66

Быт XV – XVI веков.

1

§ 28, Работа с иллюстрациями



67

Обобщение изученного по истории России с древнейших времён до конца XVI века. Итоговая диагностическая работа

1

повт.



68-69

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.

1

повт.



70

Итоговое повторение. Итоговая диагностическая работа

1

Тест



71-72

Резервное время

2






















Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

БЛОК . ИСТОРИЯ РОССИИ

Раздел I. Древняя и средневековая Русь

Учебно-методический комплект

Содержание раздела программы по истории Древняя и средневековая Русь последовательно отражено в учебнике «История России с древнейших времен до конца XVI в.» для 6 класса авторов А.А. Данилов, А.Г. Косулина.

Освоение программы реализуется посредством УМК (учеб­но-методический комплект), электронных (СD) ресурсов и ресурсов интернет-сети.

УМК по истории Древняя и средневековая Русь составляют:

  • учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История России. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч.; под ред. А.В. Торкунова.- М.: Просвещение, 2016год;


  • Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.

Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы

  • Журавлева О.Н. Поурочные рекомендации. История России. 6 класс

  • Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А. История России. Рабочая тетрадь. 6 класс

  • Артасов И.А. История России. Контрольные работы. 6 класс

  • Тороп В.В. История России. Контурные карты. 6 класс

  • Данилов А.А., Демидов Г.В. История России. Сборник рассказов. 6 класс

  • Мерзликин А.Ю., Старкова И.Г. История России. Иллюстрированный атлас. 6 класс.


Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к ис­пользованию исторические тематические карты по истории Древняя и средневековая Русь.



РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Учебно-методический комплект

Содержание Программы по истории средних веков после­довательно детализируется в учебнике «История Средних ве­ков» авторов Агибаловой Е. В., Донского Г. М.

Освоение программы реализуется посредством УМК (учеб­но-методический комплект), электронных (СD) ресурсов и ресурсов интернет-сети. УМК по истории Средневековья со­ставляют:

  • Раздел рабочей программы по всеобщей истории: «История Средних веков»;

  • Агибалова Е. В. История Средних веков: учебник для 6 кл. / Е. В. Агибалова., Г. М. Донской / под ред. А. А. Сванид­зе. — М.: Просвещение, 2011;

  • Крючкова Е. А. Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агиба­ловой, Г.М.Донского «История Средних Веков»: 6 класс.— М.: Просвещение, 2009.

Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к ис­пользованию исторические тематические карты по истории Средневековья.

Список образовательных интернет-ресурсов по истории Средневековья

  1. Интернет-ресурсы портала «Европейское Средневековье»: http:/antoiogy.rchgi.spb.ru/links.htm

  1. Манускрипты и рукописи на латыни:

http://www.tertullian.org/manuscripts apologeticum/ manuscripts apologeticum.htm

3. Материалы по курсу «История средних веков» на сайте
исторического Факультета МГУ им. М. В.Ломоносова:

http://www.hist.msu.ru/Departments/Medieval/exam.htm







Список литературы для учителя

Основная литература

  1. Гумилёв Л. Н. Ритмы Евразии /Л. Н. Гумилёв. — М., 1993.

  2. Дюби Ж. Средние века: От Гуго Капета до Жанны д'Арк/Ж. Дюби. - М., 2000.

  3. Дюби Ж. Трехчастная модель, или Представления сред­невекового общества о себе самом/Ж. Дюби. — М., 2000.

  4. Егер О. История Средних веков/О. Егер. — М., 2007.

  5. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и куль­тура Запада / Ж. Ле Гофф. — Екатеринбург, 2000.

  6. Право в средневековом мире/под ред. О. И. Варьяш.— СПб., 2001.

  7. Шевченко Н. И. Вся история в датах: Древний мир и Средние века: Электронный интерактивный справоч­ник/ Н. И. Шевченко — М.: Новый Диск, 2007.

Тематическая литература

  1. Алаев Л. Б. Средневековая Индия /Л. Б. Алаев. — СПб., 2003.

  2. Артамонов С. Д. Литература Средних веков / С. Д. Арта­монов. — М., 1997.

  3. Вихнович В. Л. Иудаизм / В. Л. Вихнович. — СПб., 2006.

  4. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. В 4 т. / под ред. А. А. Сванидзе. — М., 2000.

  5. Ермакова Т. В. Введение в буддизм / Т. В. Ермакова, Е. П. Островская и др. — СПб., 1999.

  6. Успенский Ф. И. История Византийской империи XI— XV вв. / Ф. И. Успенский. — М., 1997.

  7. Куглер Б. История Крестовых походов / Б. Куглер. — Ростов-н/Д, 1995.










ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КОНТРОЛЬНАЯ

РАБОТА ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС


1 вариант

1. Первые земледельцы появились в

1) Центральной Европе 2) Южной Европе

3) Передней Азии 4) Юго-Восточной Азии


2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?

1) гарпун 2) лук 3) рубило


3. Первый алфавит был создан:

1) египтянами 2) римлянами

3) финикийцами 4) китайцами


4. Египетский фараон, которому была поставлена самая большая пирамида?

1) Эхнатон 2) Хеопс 3) Тутанхамон


5. Повелителя Египта хоронили:

1) в гробнице 2) в земле 3) в пирамиде.


6. Как называлось в Египте высушенное тело, обмотанное бинтами?
1) амулет 2) саркофаг 3) мумии


7. Небольшие самостоятельные города - государства в Древней Греции назывались

1) полисами 2) метрополиями

3) провинциями 4) колониями


8. Юная богиня красоты и любви?

1) Гера 2) Афина 3) Афродита


9. Спартак был

1) выдающимся государственным деятелем

2) прославленным римским полководцем

3) предводителем восстания рабов

4) известным покровителем поэтов и музыкантов


10. Право вето по-латински обозначает:

1) наказываю 2) запрещаю 3) разрешаю


11. «Отцом истории» принято называть:

1) Полибия 2) Геродота

3) Гомера 4) Цезаря


12. Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда:

1) медь 2) бронза 3) железо


13. Высшая власть в Древнем Египте принадлежала

1) радже 2) стратегу

3) фараону 4) императору


14. Вавилонский царь при котором были записаны первые законы:

1) Хаммурапи 2) Соломон 3) Гильгамеш


15. Бог грома и молнии, царь богов и людей?

1) Крон 2) Зевс 3) Аполлон





ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КОНТРОЛЬНАЯ

РАБОТА ПО ИСТОРИИ 6 класс


2 вариант

1. Когда на земле появились первые люди?

1) около 2 млн. лет назад 2) около 10 млн. лет назад

3) около 100 тыс. млн. лет назад


2. Какое занятие первобытных людей возникло примерно в одно время с земледелием?

1) охота 2) скотоводство 3) обработка металлов


3. Первая столица объединенного Египетского царства:

1) Атон 2) Фивы 3) Мемфис


4. Как называется река, протекающая по территории Египта?

1) Нил 2) Тигр 3) Евфрат


5. Что вывозили торговцы из Греции в другие страны?

1) рабов 2) оливковое масло 3) хлеб


6. Где находится Египет?

1) в северо-восточной части Африки 2) в центральной Азии

3) в центральной Африке


7. Чудовище с головой быка и телом человека, обитавшее в критском Лабиринте?

1) Цербер 2) Минотавр 3) Горгона Медуза


8. Как часто проводились олимпийские игры в древней Греции?

1) каждый год 2) раз в четыре года 3) раз в десять лет


9. Административный орган управления в Древнем Риме:

1) сенат 2) форум 3) пантеон


10. «Говорящее» орудие труда. Так римляне называли:

1) лопату или плуг 2) вола или корову 3) раба


11. Первое домашнее животное, прирученное человеком:

1) корова 2) лошадь 3) собака


12. Выберите причину появления религии:

1) желание человека отличаться от животных

2) неумение человеком объяснить явления природы

3) боязнь человека перед стихией природы


13. Существо с телом льва и головой человека, «охранявшее» гробницы египетских фараонов?

1) Сфинкс 2) Апис 3) Хеопс


14. Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?

1) из шкур животных 2) из пальмовых листьев 3) из тростника


15. Богом древних египтян был:

1) Будда 2) Аллах 3) Яхве 4) Осирис







ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

входной диагностической контрольной работы

по истории в 6 классе




Задания

1 вариант

2 вариант

1

3

1

2

1

1

3

3

3

4

2

1

5

1

2

6

3

1

7

1

2

8

3

2

9

3

1

10

2

3

11

2

3

12

1

2

13

3

1

14

1

3

15

2

4









Рубежная диагностическая работа 6 класс

Тест составлен к учебнику «История средних веков» Е.В.Агибалова, Г.М.Донской,


1 вариант

Часть А

1. Государство у франков возникло:

А) в 500 году

Б) в 486 году

В) в 400 году

Г) 390 году

2. Как называлось земельное владение, за которое несли военную службу?

а) обет; б) феод; в) оброк; г) титул.

3.первый сборник законов франков был составлен в годы правления короля:

А) Хлодвига; б) Карла Великого; в) Пипина Короткого; г) Карла Мартела.

4. Как называется Священная книга мусульман?

а) Библия; б) Коран ; в) веды; г) хроники

5. Все служители церкви составляли особую группу населения:

А) рыцарство; б) купечество; в) крестьянство; г) духовенство.

6. Средневековая книга представляла собой:

А) папирусный сверток;

Б) ровно сложенные листы расщепленного бамбука;

в) сложенные и переплетенные листы пергамента одного размера;

г) стопку глиняных табличек.

7. Кодекс единых для всей империи законов был составлен в годы правления императора Византии:

А) Юстиниана; б) Константина4 в) Василия 1 Македонянина; г) Феодосия 2.

8. Человек, проживший в городе один год и один день:

а) становился свободным в) овладевал определенным ремеслом

б) приобретал сеньора г) подчинялся правилам, установленным городской хартией

9. Товарное хозяйство:

А) хозяйство, которое давалось за военную службу;

Б) мастерская ремесленника, в которой можно купить его изделия;

В) хозяйство, в котором изделия производятся для продажи на рынке, обмениваются посредством денег;

Г) хозяйство, в котором все необходимое производится для собственного потребления.

10. Укажите год, в котором произошло разделение христианской церкви на католическую и православную:

А) 1054; б) 1066; в) 1077; г) 1099.

11. Как назывался орган сословного представительства во Франции?

а) Парламент б) Генеральные штаты в) Сейм г) Кортес

12. Причина Столетней войны для Франции:

А) отвоевать у Англии Аквитанию;

Б) завоевать земли в Северной Америке;

В) захватить часть Англии;

Г) возврат долгов Англией.

13. В 1358 году произошло:

А) заключение мира между Францией и Англией;

Б) битва у города Пуатье;

В) восстание крестьян во Франции(Жакерия);

Г) восстание крестьян в Англии.

14. В ходе гуситских войн народ выступил против:

А) правителей города Праги;

Б) служителей католической церкви;

В) чешского короля;

Г) местных феодалов.

15. Болгария оказалась под властью турок-османов:

А) из-за постоянных войн с кочевыми племенами печенегов;

Б) из-за неспособности феодалов объединить свои силы для оказания сопротивления завоевателям;

В) из-за поддержки отдельными болгарскими феодалами турок-османов;

Г) из-за неожиданной смерти болгарского царя Василия II от сердечного приступа.

Часть В

Ответы

Часть А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

а

б

а

б

г

в

а

а

в

а

б

а

в

б

б





Рубежная диагностическая работа 6 класс

6 класс

2 вариант

Часть А

1.Сословия – это:

А) объединение нескольких племен;

Б) большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями;

В) союз императоров и королей;

Г) союз ремесленников.

2. Этот вождь выдвинулся среди франков в конце V века:

А) Атилла; Б) Хлодвиг; В) Юлий Цезарь; Г) Юстиниан.

3. В каком году Карл Великий был провозглашен императором?

а) в 800 г.; б) в 500 г.; в) в 395 г.; г) в 732

4.В Константинополе самым замечательным произведением византийской архитектуры был храм :

А) Кааба; б) Святой Софии; в) Василия Блаженного; г) Пантеон.

5. В средневековых городах цехи – это:

А) отделения фабрик;

Б) союзы ремесленников разных специальностей;

В) союзы ремесленников одной специальности.

Г) союзы патрициев и сеньоров.

6. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло:

А) в 843 г.; б) в 962г.; в) в 1092г.; г) в 1054г.

7.Церковный суд, созданный для борьбы с еретиками, назывался:

А) индульгенция; б) орден; в) инквизиция; г) исповедь.

8. Форма государственной власти, при которой король опирается на собрание представителей сословий, называется:

А) просвещенная монархия; б) абсолютная монархия;

В) сословная монархия; г) конституционная монархия.

9. В каком году были впервые созваны Генеральные штаты во Франции:

А) 1215; б) 1265; в) 1258; г) 1302г.

10. В 1381 году произошло:

А) сражение при Слейсе у берегов Фландрии;

Б) сражение у Крейси;

В) восстание Уота Тайлера в Англии.

Г) восстание крестьян во Франции:

11. Кто возглавил борьбу французского народа против Англии в начале XV века?

А) Жанна д Арк В) Гильом Каль

Б) Карл VII Г) Эдуард III


12. В Столетней войне основу английского войска составляли:

А) разрозненные отряды под руководством феодалов.

Б) пехотинцы, набранные из числа наемников;

В) боевые колесницы, управляемые феодалами;

Г) рыцарская конница, возглавляемая королем.

13. Сербского воина, который пробрался в турецкий лагерь, чтобы убить султана, звали:

А) Ян Жижка4 б) Гильом Каль; в) Милош Обилич; г) Робин Гуд.

14. Гуситские войны закончились в 1434 году у города Липаны сражением между:

А) крестоносцами и гуситами;

Б) умеренными и таборитами;

В) умеренными и крестоносцами;

Г) чешскими и немецкими феодалами.

15. Повинность зависимых крестьян в виде регулярных платежей господину продуктами или деньгами называется:

А) налог; б) оброк; в) взнос; г) штраф.

Часть В.


Ответы

часть А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

б

б

а

б

в

г

в

в

г

в

а

г

в

б

б












Итоговый тест по истории России 6 класс

1 Вариант


1. К восточным славянам относятся племена:

А. хазары, печенеги, половцы Б. поляне, древляне, дреговичи

В. торки, ливы, пруссы Г. мурома, ливы, мордва

2. С именем князя Ярослава Мудрого связано:

А. покорение Дунайской Болгарии Б. крещение Руси

В. принятие Русской Правды Г. объединение Киева и Новгорода

3. Объезд князем и его дружины своих владений с осени до весны:

А. полюдье В. повоз

Б. обход Г. ополчение

4. В 945 г. древлянами был убит князь:

А. Рюрик В. Игорь

Б. Олег Г. Святослав

5. Русь приняла крещение в:

А. 860 г. В. 988 г.

Б. 980 г. Г. 996 г.

6. Первый свод письменных законов Древней Руси назывался:

А. Русская Правда В. Урок Ярославичам

Б. Судебник Г. Соборное Уложение

7. Первая известная летопись на Руси:

А. «Слово о полку Игореве»

Б. «Поучение Владимира Мономаха»

В. «Повесть временных лет»

Г. «Повесть о разорении Рязани Батыем»

8. Первый из русских городов, павший под ударом войска Батыя:

А. Москва В. Рязань

Б Коломна Г. Новгород

9. Прозвище Невский князь Александр Ярославович получил за:

А. проведение переписи населения в Новгороде

Б. поездку к хану Орды за ярлыком

В. победу над крестоносцами

Г. разгром шведского отряда

10. Ордынские чиновники, которые собирали дань:

А. бесермены В. баскаки

Б. беки Г. эмиры

11. Князь, в правление которого Москва становится центром Русской

православной церкви:

А. Иван Калита Б. Дмитрий Донской В. Александр Невский

12. Духовный лидер, от которого Дмитрий Иванович получил

благословление накануне Куликовской битвы:

А. Сергий Радонежский В. митрополит Алексий

Б. митрополит Петр Г. патриарх Никон

13. Каковы были причины раздробленности Руси?

А) Княжеские усобицы

Б) Экономическая слабость княжеств

В) Нашествие монголо-татар

14. Кто напал на Русь с Востока?

А) Швеция

Б) Дания

В) Византия

Г) Монголо-Татары

15. В каком году произошла Невская битва?

А) 1242 Б) 1244 В) 1243 Г) 1240

16. Какой князь проявил героизм и храбрость в Невской Битве?

А) Ярослав Мудрый Б) Иван Колита В) Александр Невский

17. Какой хан стоял во главе Монголо-Татар, когда они напали на Русь?

А) Мамай Б) Чингисхан В) Батый

18. За что получил Иван IV, прозвище Грозный?

А) За стратегическое мышление

Б) За скверный характер

В) За жестокость в обращении к людям.





Итоговый тест по истории России 6 класс

2 Вариант

1.Кто такой Иван IV?

А) Великий князь Б) Великий царь В) Деспот Г) Президент

2.Что такое опричнина?

А) Это политическая независимость Б) Это политический террор

В) Это внешняя политика

3. Что такое ясак?

А) Грамота, на управление землями в Монголии.

Б) Грамота, которую давали татаро-монголы, для княжения на Руси.

В) Документ, удостоверяющий личность монголо-татар.

4. Чьи это слова? Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет!

А) Чингисхана Б) Ярослава Мудрого В) Александра Невского

5. Кто собрался в городе Любеч в 1097г?

А) Князья Б) Крестьяне В) Дружина

6. В каком году была Куликовская битва?

А) 1380 г. Б) 1422 г. В) 1550 г. Г) 1242 г.

7. За что Дмитрий Иванович получил прозвище Донской?

А) За укрепление Москвы

Б) За устранение монгольского ига

В) За победу в Куликовской битве

8. Что такое избранная рада?

А) Свод законов

Б) Узкий круг лиц, приближённых к царю

В) Родственники царя.

9. В каком году был Земский собор?

А) 1550 г. Б) 1498 г. В) 1549 г.

10. Что такое Юрьев День?

А) День, когда можно было ездить на ярмарку

Б) День, когда можно было переходить от одного помещика к другому

В) День, когда можно было голосовать

11. Во сколько лет Иван Грозный остался без отца

А) в 10 Б) в 3 В) в 7

12. Кого убил Иван IV?

А) Своего отца Б) Свою жену В) Своего сына

13. Духовный лидер, от которого Дмитрий Иванович получил

благословление накануне Куликовской битвы:

А. Сергий Радонежский В. митрополит Алексий

Б. митрополит Петр Г. патриарх Никон

14. Река, на берегу которой произошло стояние войска Ивана III и Ахмата:

А. Угра В. Дон

Б. Непрядва Г. Калка

15. Год принятия Судебника Ивана III:

А. 1380 г. В. 1480 г.

Б. 1382 г. Г. 1497 г

16. Участники Куликовской битвы: Выберите правильный вариант ответа среди предложенных.

А. Пересвет Г. Челубей

Б. Ягайло Д. Тохтамыш

В. Мамай Е. Ахмат

1. А Б Д 3. Б В Г

2. Б В Е 4. А В Г

17. В результате монгольского нашествия на Русь:

А. большинство городов было сожжено

Б. запустели пахотные земли

В. установлен военно-политический союз с Ордой

Г. погибли большинство князей и воевод

Д. большинство земель не пострадало

1. А Б Г 3. В Г Д

2. Б В Д 4. А Г Д

18. Соотнесите события и даты:

1. Невская битва А. 1223 г.

2. Куликовская битва Б. 1240 г.

3. Ледовое побоище В. 1380 г.

4. Битва на р. Калка Г. 1242 г.



Итоговый тест по истории России 6 класс

3 Вариант

1. Первый свод письменных законов Древней Руси назывался:

А. Русская Правда В. Урок Ярославичам

Б. Судебник Г. Соборное Уложение

2. Объезд князем и его дружины своих владений с осени до весны:

А. полюдье В. повоз

Б. обход Г. ополчение

3. Русь приняла крещение в:

А. 860 г. В. 988 г.

Б. 980 г. Г. 996 г.

4. Прозвище Невский князь Александр Ярославович получил за:

А. проведение переписи населения в Новгороде Б. поездку к хану Орды за ярлыком

В. победу над крестоносцами Г. разгром шведского отряда

5. К восточным славянам относятся племена:

А. хазары, печенеги, половцы Б. поляне, древляне, дреговичи

В. торки, ливы, пруссы Г. мурома, ливы, мордва

6. Первая известная летопись на Руси:

А. «Слово о полку Игореве» Б. «Поучение Владимира Мономаха»

В. «Повесть временных лет» Г. «Повесть о разорении Рязани Батыем»

7. Куликовская битва произошла в:

А. 1240 г. В. 1480 г.

Б. 1380 г. Г. 1242 г.

8. Первый из русских городов, павший под ударом войска Батыя:

А. Москва В. Рязань

Б Коломна Г. Новгород

9. С именем князя Ярослава Мудрого связано:

А. покорение Дунайской Болгарии Б. крещение Руси

В. принятие Русской Правды Г. объединение Киева и Новгорода

10. В 945 г. древлянами был убит князь:

А. Рюрик В. Игорь

Б. Олег Г. Святослав

11. Ордынские чиновники, которые собирали дань:

А. бесермены В. баскаки

Б. беки Г. эмиры

12. Князь, в правление которого Москва становится центром Русской

православной церкви:

А. Иван Калита Б. Дмитрий Донской В. Александр Невский

13. Куликовская битва произошла в:

А. 1240 г. В. 1480 г.

Б. 1380 г. Г. 1242 г.

14. Река, на берегу которой произошло стояние войска Ивана III и Ахмата:

А. Угра В. Дон

Б. Непрядва Г. Калка

15. Год принятия Судебника Ивана III:

А. 1380 г. В. 1480 г.

Б. 1382 г. Г. 1497 г.

Выберите правильный вариант ответа среди предложенных.

  1. Участники Куликовской битвы:

А. Пересвет Г. Челубей

Б. Ягайло Д. Тохтамыш

В. Мамай Е. Ахмат

1. А Б Д 3. Б В Г

2. Б В Е 4. А В Г

17. В результате монгольского нашествия на Русь:

А. большинство городов было сожжено Б. запустели пахотные земли

В. установлен военно-политический союз с Ордой Г. погибли большинство князей и воевод

Д. большинство земель не пострадало

1. А Б Г 3. В Г Д

2. Б В Д 4. А Г Д

18. Соотнесите события и даты:

1. Невская битва А. 1223 г.

2. Куликовская битва Б. 1240 г.

3. Ледовое побоище В. 1380 г.

4. Битва на р. Калка Г. 1242 г.




Ключ


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1 В.

Б

В

А

Б

Г

А

В

В

Г

В

А

А

А,

Б

Г

В

В

В

В

2 В.

Б

Б

Б

В

А

А

В

Б

В

Б

Б

В

А

А

Г

4

Г

1-Б,2-В, 3-Г, 4-А

3 В.

А

А

В

Г

Б

В

Б

В

В

Б

В

А

Б

А

Г

4

1

1-Б, 2В,3-Г,4-А.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!