СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа составлена по стандартам ФГОС согласно материала учебников под редакцией А.А.Вигасина (История средних веков. 6 класс), И.Л. Андреева (История России. 6 класс).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
История: Всеобщая история. История средних веков + История России. 6 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа курса «История»: История средних веков + История России предназначена для учащихся 6 класса средней общеобразовательной составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Рабочие программы: Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А.Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы 5-9 классы. М.: Просвещение, 2014. Историко-культурный стандарт. История России. 6-10классы: рабочая программа / И.Л. Андреев. М.: Дрофа, 2016.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Особенности программы — ее интегрированность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в. — от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, так как на всеобщую историю выде-ляется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые, так или иначе вошли в историю современной цивилизации.
Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности ее развития и черты сходства с другими странами.
Цель курса:
Изучая историю в шестом классе, учащиеся впервые получают представление об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, знакомятся с основными этапами, важнейшими событиями и крупными деятелями отечественной и мировой истории.
Задачи курса:
Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.
Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.
Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ОГЭ.
Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане в 6 классе по 2 часа в неделю (70 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины.
Предмет «история» в 6 – ом классе включает два курса: история средних веков – 30 часов и истории России – 40 часов (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.
В рабочей программе предусмотрена следующая система распределения учебных часов:
№ |
Учебная тема | Количество часов | ||
всего | теоретические | Повторительно-обобщающие уроки | ||
| История Средних веков |
|
|
|
1 | Введение. | 1 |
|
|
2-6 | Становление средневековой Европы (VI – XI века). | 5 | 4 | 1 |
7-9 | Византийская империя и славяне в VI – XI веках. | 3 |
|
|
10-11 | Арабы в VI – XI веках. | 2 |
|
|
12-13 | Феодалы и крестьяне. | 2 |
|
|
14-15 | Средневековый город в Западной и Центральной Европе. | 2 |
|
|
16-17 | Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы. | 2 |
|
|
18-22 | Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века). | 5 | 4 | 1 |
23-24 | Славянские государства в Византии в XIV – XV веках. | 2 |
|
|
25-27 | Культура Западной Европы в Средние века. | 3 |
|
|
28-29 | Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | 2 |
|
|
30 | Заключение. | 1 |
| 1 |
| История России |
|
|
|
31 | Введение. Человек и история | 1 |
|
|
32-34 | Народы и государства Восточной Европы в древности | 3 |
|
|
35-44 | Русь в IX — первой половине XII в. | 10 | 9 | 1 |
45-51 | Русь в середине XII - начале в.XIII | 7 | 6 | 1 |
52-57 | Русские земли в середине XIII—XIV в. | 6 | 5 | 1 |
58-61 | Русские земли в XIII — первой половине XV в. | 4 |
|
|
62-68 | Формирование единого русского государства в XV в. | 7 | 6 | 1 |
69-70 | Итоговое повторение и обобщение | 2 |
| 2 |
В 6 - ом классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками. На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей.
Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой,общество-знанием, естествознанием.
В преподавании истории предполагается реализовать компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы.
Межпредметные связи. Данный учебный предмет тесно связан с изучением таких предметов данной образовательной области, как культурология, литература, география, обществознание и т.д.
Обществознание, 6-й класс: формирование единой с историей системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей.
Литература, 6-й класс: общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры, в том числе через эпос и фольклор разных народов России и мира, сложившихся преимущественно в Средние века.
География, 6-й класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.
Биология, 6-й класс: представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира человеческим обществом.
Результаты изучения учебного предмета
Предметные:
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до конца XVIвека в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.
Метапредметные:
овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.
Личностные:
формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопо-нимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Содержание программы. Всеобщая история.История Средних веков (не менее 28 часов).
Введение. (1 час)
Что изучает история Средних веков. По каким источникам ученые изучают историю Средних веков. Хронологические рамки средних веков. Античная цивилизация и мир варваров – различия общественного устройства и взгляда на мир. Великое переселение народов (IV–VI века, гунны, готы и другие). Перерождение античной цивилизации в христианский мир. Распад Римской империи (395 г.). Европейский Запад – крушение империи (410 г., 476 г.), основ цивилизации, создание варварских королевств и особая роль Папы Римского в сохранении культурного единства Западной Европы. Сохранение империи на Востоке – начало образования двух ветвей христианства. Складывание средневековой европейской картины мира (представление о Боге и человеке, пространстве и времени, отношения государства и церкви). Идея аскетизма и монашество.
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI – XI века). (5 часов)
Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII веках. Франки захватывают Галлию. Как Хлодвиг управлял государством. Как росли владения знати. Битва при Пуатье и военная реформа Карла Мартела. Кто должен быть королем франков? Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны
Христианская церковь в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Хлодвиг и христианская церковь. Духовенство и миряне. Монастыри. Искусство рукописной книги. «Семь свободных искусств».
Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Покорение саксов. Империя Карла Великого. Каролингское возрождение. Как и почему распалась империя Карла Великого. Франкская империя и её распад.
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI веках. Нет войны без пожаров и крови. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Слабость королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи.
Англия в раннее Средневековье. Легенда и быль в истории Англии. Кто такие норманны. «Боже, избави нас от ярости норманнов!». Борьба англосаксов с норманнами. Государства норманнов.
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI – XI веках. (3 часа)
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Особенности развития Византии. Власть императора. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Вторжение славян и арабов. Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Вторжения славян и арабов.
Культура Византии. Развитие образования. Научные знания. Архитектура и живопись. Культурные связи Византии.
Образование славянских государств. Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности. Образование славянских государств. Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши.
Тема 3. Арабы в VI – XI веках. (2 часа)
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Природа и занятия Аравии. Племена бедуинов. Мухаммед – основатель ислама. Мораль и право. Правление Аббасидов. Халиф Харун ар-Рашид. Распад халифата. Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе.
Культура стран халифата. Распространение ислама. Культура арабов. Образование. Наука. Литература. Искусство. Значение культуры халифата.
Тема 4. Феодалы и крестьяне. (2 часа)
Средневековая деревня и ее обитатели. Господская земля и крестьянские наделы. Феодал и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Как жили крестьяне. Труд крестьян. Натуральное хозяйство. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община.
В рыцарском замке. Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Воспитание рыцаря. Развлечения рыцарей. «Позор и срам мне страшны – не кончина». Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей. Феодальное землевладение. Феодальная знать.
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. (3 часа)
Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Изменения в общественной жизни. Возникновение в Европе множества городов. Борьба городов с сеньорами. Мастерская городского ремесленника. Цехи – союзы ремесленников. Цехи и развитие ремесла. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии.
Торговля в Средние века. «Что с возу упало, то пропало». Расширение торговых связей. Ярмарки и банки. Ганза.
Горожане и их образ жизни. Городские бедняки и богачи. Как жили горожане. Взгляд из города. Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики
Тема 6. Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы. (2 часа)
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Первое сословие. Богатство церкви. Разделение церквей. Борьба пап за светскую власть. Против чего выступали еретики. Как церковь боролась с еретиками. Инквизиция. Нищенствующие ордена монахов. Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков.
Крестовые походы. Причины и социальный состав участников крестовых походов. Крестовый поход бедноты. Крестовые походы феодалов. Духовно-рыцарские ордена. Борьба народов Ближнего Востока против крестоносцев. Третий крестовый поход. Четвертый крестовый поход. Конец крестовых походов на Восток и их последствия.
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века). (6 часов)
Как происходило объединение Франции. Кто был заинтересован в объединении страны. Первые успехи объединения. Филипп IV Красивый и его конфликт с папой. Генеральные штаты. Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения. Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны
Что англичане считают началом своих свобод. Нормандское завоевание. Борьба короля с крупными феодалами. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Что привело к первому созыву парламента. Английский парламент влияет на дела в государстве.
Столетняя война. Причины войны и повод к ней. Армии двух стран. Поражение французских войск. Продолжение войны. Захваты англичан во Франции в начале XV века. Народная героиня Жанна д`Арк. Гибель Жанны д`Арк. Конец Столетней войны.
Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. Завершение объединения Франции. Франция – централизованное государство. Последствия объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII (1485-1509).
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания. Реконкиста, её причины, ход, итоги. Образование Испанского королевства. Жизнь евреев в Испании. Инквизиция в Испании.
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV веках. Почему Германия не объединилась в единое государство. На арену выходят Лев и Медведь. Князья становятся независимыми правителями. Городские республики в Италии. Гвельфа и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции. Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.
Тема 8. Славянские государства в Византии в XIV – XV веках. (2 часа)
Гуситское движение в Чехии. Чехия в XIV веке. Жизнь и смерть Яна Гуса. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Крестовые походы против гуситов. Народное войско. Конец Гуситских войн. Значение гуситского движения.
Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Балканские страны перед завоеванием. Первые завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века. (3 часов)
Образование и философия. Представления средневекового человека о мире. Переводы с греческого и арабского. Средневековые университеты. Схоластика. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский. Великий схоласт XIII века. «Удивительный доктор». Место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Развитие знаний и церковь. Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения.Средневековая литература. Литература раннего Средневековья. Рыцарская литература. Городская литература. Данте.
Культура раннего Возрождения в Италии. «Любители мудрости» и возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Воспитание нового человека. Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения. Развитие практических знаний. Первые механизмы. Новое в металлургии и обработке металлов. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания. Развитие науки и техники.
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. (2 часа)
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Правление династии Тан и Сун в Китае. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Великие изобретения средневекового Китая. Образование и научные знания. Литература и искусство Китая. Индийские княжества. Вторжение мусульман в Индию. Делийский султанат. Страна сказочных богатств. Наука и искусство средневековой Индии. Средневековая Япония. Культура средневековой Японии. Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии. Император и подданные. Крестьянская война.
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Занятия жителей Америки. Как жили майя. Ацтеки. Государство инков. Народы и государства Африки. Культура народов Африки.
Заключение. 1 час. Наследие Средних веков в истории человечества. Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники.
История России с древнейших времен до XVI века (не менее 40 часов)
Введение. ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ (1 ч) Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. Роль и место России в мировой истории. Периодизация российской истории. Источники по истории России. История России — история всех населяющих ее народов.
Тема I. НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВА ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В ДРЕВНОСТИ (3 ч) Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины Великое оледенение. Заселение территории нашей страны. Климатические изменения в древности. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Неолитическая революция. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на развитие первобытного общества. История народов Восточной Европы в I тыс. до н. э. — середине VI в. н. э. Языковые семьи жителей Европы и Северной Азии. Миграции народов. Эволюция индоевропейской общности. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царств о. Скифское царство. Связи между народами, их взаимовлияние. Вопрос о происхождении славян. Славянские общности Восточной Европы. Славяне и балты. Великое переселение народов. Нашествие гуннов. Создание славянской письменности Кириллом и Мефодием. Первые государства на территории Восточной Европы Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных. Хозяйство восточных славян, их общественный строй. Хазарский каганат, Волжская Булгария (Болгария): экономика, особенности общественного и политического строя, духовная жизнь. Влияние природно-географического фактора на общественную жизнь славян.
Тема II. РУСЬ В IX — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII в. (10 ч) Образование Древнерусского государства Исторические условия складывания государственности: природно-климатический факт ор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента. Первые известия о Руси. Различные подходы к проблеме образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Формирование территории государства. Дань и полюдье. Первые русские князья. Деятельность Олега, Игоря, Ольги. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в системе международной торговли. Путь «из варяг в греки». Начало правления Владимира Святославича. Языческая реформа. Русь в конце X — первой половине XI в. Становление государства Принятие христианства. Византийское наследие на Руси. Значение принятия христианства. Территория и население государства. Территориально-политическая структура Руси. Органы власти: князь, вече. Старшая и младшая дружина. Внутриполитическое развитие. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Древнерусское право: «Русская Правда». Реконструкция Киева. Распространение православия. ПоставлениеИлариона митрополитом. Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, странами Центральной, Западной и Северной Европы. Русь в середине XI — начале XII в. Княжеские усобицы. Раздел земель Ярославом Мудрым между сыновьями. Борьба между братьями Ярославичами. Развитие древнерусского законодательства. Княжеские съезды. Народные восстания и половецкая угроза. Общерусская борьба против половцев. Дипломатические контакты. Заключительный период единства Руси в годы правления Мстислава. Почитание святых Бориса и Глеба как призыв к прекращению рас прей. Владимир Мономах: политик и писатель. Устав Владимира Мономаха. Общественный строй Древней Руси Крупнейшие города Руси как центры государственной, экономической и духовной жизни. Укрепления и районы древнерусского города. Городское население: купцы и ремесленники. Мир свободной крестьянской общины. Традиции общинной жизни. Занятия и образ жизни сельских жителей. Княжеское хозяйство. Вотчина как форм а землевладения. Категории свободного и зависимого населения.
Древнерусская культура Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Двоеверие. Формирование единого культурного пространства. Письменность. Распространение грамотности. Искусство книги. Остромирово Евангелие. Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Первые русские жития. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Иконопись. Фрески. Мозаики. Архитектура. Начало храм ового строительства: храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная церковь), София Киевская, София Новгородская. Материальная культура.
Тема III. РУСЬ В СЕРЕДИНЕ XII — НАЧАЛЕ XIII в. (7 ч) Начало удельного периода. Княжества Южной Руси Причины распада Древней Руси. Политическая раздробленность. Формирование системы земель — самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей. Факторы единства русских земель в удельный период. Роль Русской православной церкви в сохранении единства Руси. Киевская и Галицко-Волынская земли: особенности политического развития. Ярослав Осмомысл. Роман Мстиславич. Отношения южнорусских княжеств с кочевниками: войны, торговля, династические браки. «Слово о полку Игореве». Княжества Северо-Восточной Руси Особенности географического положения и природных условий Северо-Восточной Руси. Занятия населения. Колонизация края. Миграция населения с юга Руси. Юрий Долгорукий. Обособление Ростово-Суздальской земли. Новые города, первое упоминание в летописи о Москве. Борьба за Киев. Правление Андрея Боголюбского. Организация деспотической власти. Перенос столицы княжества во Владимир. Укрепление города, сооружение храмов. Владимирская икона Божией Матери. Заговор против АндреяБоголюбского. Дальнейшее укрепление княжества при Всеволоде Большое Гнездо. Боярские республики Северо-Западной Руси Новгород — крупный центр Северо-Западной Руси; причины возвышения города. Новгородская земля: природные условия, хозяйство, внешние связи. Формирование основ вечевой республики. Начало государственной самостоятельности Новгородской земли. Вечевое собрание. Главные должностные лица аристократической республики. Боярские кланы в системе государства. Роль князя в Новгородской земле. Обособление Псковской республики.
Культура Руси Формирование региональных центров культуры. Факторы сохранения культурного единства. Картина мира средневекового человека. Календарь и церковные праздники. Смысл древнерусских изображений и текстов. Летописание и памятники литературы. «Моление» Даниила Заточника. Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Наружное оформление храма и его внутреннее устройство.
Тема IV. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В СЕРЕДИНЕ XIII—XIV в. (6 ч) Походы Батыя на Русь Складывание государства у монголов. Провозглашение Темучина «повелителем Вселенной» (Чингисханом). Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Пох од 1223 г. Битва на реке Калке. Улус Джучи. Походы Батыя в Восточную Европу. Разгром Волжской Булгарии. Поход на Северо-Восточную Русь. Гибель Юрия Всеволодовича. Взятие Батыем «злого города» Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Создание столицы государства Батыя в низовьях Волги. Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский орден. Борьба литовских племен с рыцарями. Русь и Орден крестоносцев. Действия русских князей в Прибалтике. Походы шведов на Русь. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Борьба Новгорода с Ливонским орденом. Ледовое побоище. Раковорская битва. Русские земли под властью Орды Последствия монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Хан Батый и князья Ярослав Все володович, Александр Ярославич. Политика князей в отношении Орды. Даниил Галицкий. Экономическая зависимость Руси. Перепись населения. Баскаки. Ордынский выход. Борьба против ордынского владычества. Карательные походы ордынских войск. Москва и Тверь: борьба за лидерство Возникновение и укрепление Тверского княжества. Тверские князья (Михаил Ярославич, Дмитрий Грозные Очи). Начало самостоятельности Московского княжества. Династия московских князей. Даниил Александрович, Юрий Данилович. Соперничество между Тверью и Москвой за ярлык на великое княжение владимирское. Перемещение духовного центра Руси из Киева в Москву. Митрополит Петр. Москва — центр собирания русских земель. Тверское восстание 1327 г. Поражение Твери в борьбе за господство на Руси.
Тема V. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В XIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV в. (3 ч) Начало объединения русских земель вокруг Москвы Возвышение Московского княжества. Деятельность Ивана Даниловича. Рост территории Московского княжества. Удельно-вотчинная система. Укрепление позиций Москвы при наследниках Ивана Калиты. Митрополит Алексий. Дмитрий Донской. Подчинение Тверского княжества Москве. Борьба за власть в Золотой Орде. Начало вооруженной борьбы с Ордой. Битва на реке Воже. Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее историческое значение. Нашествие Тохтамыша. Московское княжество в конце XIV — середине XV в. Завещание Дмитрия Донского. Правление Василия I. Присоединение к Москве Нижегородско-Суздальского княжества, Мурома и Тарусы. Нашествие Тамерлана. Борьба за московский престол. Юрий Звенигородский и его сыновья. Победа Василия II. Закрепление первенствующего положения московских князей. Поместная система и служилые люди. Государев двор. Местничество. Начало поместного землевладения. Судебник 1497 г. Юрьев день. Соперники Москвы Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Рост и укрепление Великого княжества Литовского и Русского при Гедимине и Ольгерде. Политика Ягайло, сближение с Польшей. Деятельность Витовта. Отношения с Ордой и Москвой. Грюнвальдская битва. Тверское княжество в конце XIV — первой половине XV в. Политика Бориса Александровича. Великий Новгород между Москвой и Литвой. Яжелбицкий договор. Разгром новгородцев на реке Шелони.
Тема VI. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА В XV в. (6 ч) Объединение русских земель вокруг Москвы «Государь всея Руси» Иван III. Главные направления политики московского князя. Объединение русских земель. Отношения с Новгородом. Войны с Литвой. Присоединение к Москве Новгорода, Твери и других территорий. Ликвидация вечевого строя в Новгороде. Распад Золотой Орды, образование новых государств: Казанское ханство, Сибирское ханство, Астраханское ханство, Ногайская Орда, Крымское ханство, Касимовское ханство. Поход хана Ахмата, стояние на Угре. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Расширение международных связей Русского государства. Историческое значение возникновения единого Русского государства. Русское государство во второй половине XV — начале XVI в. Укрепление власти московского государя. Брак Ивана III с Софьей (Зоей) Палеолог. Рост международного авторитета Руси. Формирование аппарата управления единого государства. Государев двор, Боярская дума, приказы, кормления. Принятие общерусского Судебника. Государство и Церковь. Автокефалия Русской православной церкви. Проблема церковного землевладения. Перемены в устройстве двора великого князя, новая государственная символика, царский титул и регалии. Русская культура в XIV — начале XVI в. Летописание. Местные летописи и общерусские своды. Литература. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Возрождение каменного зодчества после монгольского нашествия. Дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль при Иване Калите, Дмитрии Донском и Иване III. Укрепления из красного кирпича. Кремлевские соборы. Аристотель Фиораванти и другие строители Кремля. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий.
Итоговое повторение и обобщение. (2 часа)
Резерв учебного времени — 2 ч.
1 час. Тема. Русские земли в XIII –первой половине XV веке. & 23. Начало объединения русских земель вокруг Москвы.
1 час. Тема. Формирование единого русского государства в XV веке. & Объединение русских земель вокруг Москвы.
Тематическое планирование. История Средних веков (не менее 28 часов).
N урока
| Содержание
| Часы | Характеристика видов деятельности учащихся |
| |||
План | факт | ||||||
Введение. Живое Средневековье | |||||||
1 | Что изучает история Средних веков |
| Раскрывает значение терминов «средние века», «исторические источники» Участвует в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю Объясняет, как ведется счет лет в истории, Определять место средневековья на ленте времени. Называет, характеризует исторические источники по истории средних веков Изучает историческую карту мира Средневековья |
|
| ||
Глава I. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) (5 часов) | |||||||
2 | Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв.
|
| Показывает перемещения племен времени Великого переселе-ния. Сравнивает действия германцев и гуннов по отношению к Римской империи. Показывает на карте территории европейских государств ранне-го Средневековья. Рассказывает об условиях жизни, занятиях, общественном строе германских племен. Выявляет различия в образе жизни, отношениях внутри герман-ских племён к IV-V вв. Объясняет значение понятий «вождь», «дружина», «король» Называет последовательно причины падения Западной Римской империи |
|
| ||
3 | Христианская церковь.
|
| Рассказывает о складывании государств у варваров. Объясняет своеобразие складывания государства у франков. Показывает на карте территории европейских государств ранне-го Средневековья. Объясняет значение понятий «король», «монах», «римский папа». Разъясняет причины и распространение христианства в Европе. Поясняет значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига. Обобщает события истории франков и выделять её этапы. Объясняет особенности монастырской жизни и её роль в складывании европейской культуры |
|
| ||
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. |
| Объясняетпричины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья. С помощью карты рассказывает о внешней политике Карла Великого. Сравнивает политику Карла и Хлодвига. Составляет характеристику Карла Великого, высказывая суждения, почему о том. Почему его называли Великим. Комментирует последствия Верденского раздела. |
|
| ||
5 | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. |
| Показывает на карте территории европейских государств раннего Средневековья. Объясняетпричины ослабления королевской власти во Франции. Сравнивает королевскую власть во Франции, Германии и Англии. Выявляетпоследствия норманнского вторжения во владения государств Европы. Проводит аналогию между Римской империей и Священной Римской империей. |
|
| ||
6 | Англия в раннее Средневековье
|
| Показывает на карте местоположение Англии, называть её соседей. Сравниваетуправление государством в Англии и империи Карла Великого. Оценивает поступки и действия норманнов Анализируетотношения Англии с соседними народами. Рассказывает об изменениях в жизни общества |
|
| ||
Глава II. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СЛАВЯНЕ (3 часа) | |||||||
7/8 | Византия при Юстиниане. Культура. |
| Показываетна карте местоположение Византии, называть её соседей. Сравниваетуправление государством в Византии и империи Карла Великого. Объясняетнеудачи Юстиниана возродить Римскую империю. Оценивает поступки и действия Юстиниана как правителя. Анализируетотношения Византии с соседними народами. Доказывает, что Византия — наследница мира Античности и стран Востока. Рассказывает об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии. Устанавливаетаналогию между византийской и римской школами. Объясняет причины развития наук и их влияние на развитие культуры, почему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись. |
|
| ||
9 | Образование славянских государств |
| Составляет логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Высчитывает, сколько лет разделяет между образованием Византии, Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши. Сравниваетуправление государством у южных, западных и восточных славян. Выделяет общее в судьбах славянских государств. Объясняетпричины различия судеб у славянских государств. Выполняетсамостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. |
|
| ||
Глава III. АРАБЫ В VI-XI вв. (2 часа) | |||||||
10 | Арабский халифат и его распад
|
| Изучает по карте особенности Аравии. Рассказывает об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова. Сравниваетобраз жизни арабов и европейцев. Называетразличия между исламом и христианством. |
|
| ||
11 | Культура стран халифата
|
| Выделяет особенности образования и его роли в мусульманском обществе. Объясняет связь между античным наследием и исламской культурой. Рассказываето развитии научных областей, об учёных. Составляет сообщение с презентацией в PowerPoint об арабских ученых и их достижениях. Составляетразвёрнутый план параграфа. Выполняетсамостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. |
|
| ||
Глава IV. ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ (2 часа) | |||||||
12 | В рыцарском замке
|
| Доказывает, что с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры. Объясняетсмысл феодальных отношений. Анализироваетроль замка в культуре Средневековья. Рассказываето воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях. |
|
| ||
13 | Средневековая деревня и ее обитатели |
| Группируетинформацию о феодале, крестьянине и их отношениях. Объясняет, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом. Анализируетположение земледельца, его быт и образ жизни. Составляеткроссворд по одному из пунктов параграфа. Выполняетсамостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. |
|
| ||
Глава V. СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОРОД И ЕГО ОБИТАТЕЛИ (2 часа) | |||||||
14/15 | Средневековый город.Горожане и их образ жизни.
|
| Составляетрассказ по иллюстрациям к параграфу. Устанавливает связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. Выделяетусловия возникновения и развития городов. Готовитьпроект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору). С помощью карты определяет центры ремесла и торговли. Анализирует, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе. |
|
| ||
Глава VI. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ (2 часа) | |||||||
16 | Католическая церковь в Средние века
|
| Характеризует положение и образ жизни трёх основных сословий средневекового общества. Объясняет причины усиления королевской власти. Рассказываето событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап. Называет причины появления движения еретиков. Устанавливает связи между Франциском Ассизским, Домиником Гусманом и церковью. |
|
| ||
17 | Крестовые походы
|
| Определяет по карте путь Крестовых походов, комментирует его основные события. Устанавливает связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе. Объясняет цели различных участников Крестовых походов. Сравнивает итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов. Находитв Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце. Выполняетсамостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. |
|
| ||
Глава VII. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (5 часов) | |||||||
18 | Объединение Франции
|
| Обсуждаетв группах состояние экономики страны, его социальные эффекты. Объясняет причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля. Отбираетматериал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору). Составляетвопросы и задания (п. 4 «Генеральные штаты») для дальнейшей совместной работы в группах учащихся. |
|
| ||
19 | Столетняя война |
| Находит и показывает на карте основные места военных сражений. Логично рассказывает о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Составляет доклад о подвиге Жанны д'Арк. Объясняетроль города Орлеана в военномпротивостоянии сторокарточка |
|
| ||
20 | Крестьянские восстания во Франции и Англии |
| Устанавливаетпричинно-следственные связи между затяжной войной и разрастанием недовольства крестьян. Характеризует социальные движения: цели, состав участников, основные события, результаты. Оценивает поступки лидеров восстаний. |
|
| ||
21 | Усиление королевской власти во Франции и Англии
|
| Рассказывает о последствиях Столетней войны для Франциии Англии. Выделяет особенности завершения процесса объединения Франции. Объясняет сущность единой централизованной власти в французском государстве. Анализируетпроцессы объединения в Англии и Франции. |
|
| ||
22 | Реконкиста |
| Находитна карте Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства. Объясняет причины и особенности Реконкисты. Характеризуетсословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова. Сравнивает кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии. |
|
| ||
Глава VIII. ГЕРМАНИЯ И ИТАЛИЯ В XII-XV ВВ. (2 часа) | |||||||
23 | Усиление власти князей Германии |
| Находит на карте и комментирует местоположение страны, отдельных её частей. Объясняет особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии. Анализирует состояние страны с появлением Золотой буллы. Определяет причины ослабления императорской власти. |
|
| ||
24 | Расцвет итальянских городов
|
| Показывает на карте городские феодальные республики Италии. Рассказываето коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции. Используяиллюстрации к параграфу, Интернет, составляет рассказ об одной из городских республик. Характеризует политику династии Медичи. |
|
| ||
Глава IX. СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ВИЗАНТИЯ (2 часа) | |||||||
25 | Гуситское движение в Чехии |
| ХарактеризуетЧехию в XIV в. Рассказываетоб отношении общества к католической церкви. Выделяетглавное в информации о Яне Гусе. Оценивает поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки. Называет итоги и последствия гуситского движения. |
|
| ||
26 | Завоевание турками- османами Балканского полуострова |
| Находит и показывает на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны. Объясняет, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость. Указываетпричины усиления османов. Называетпоследствия падения Византии. Выполняетсамостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. |
|
| ||
Глава X. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (3 часов) | |||||||
27 | Образование и философия, литература, искусство |
| Объясняетпричины изменения представлений у средневекового европейца о мире. Объясняетзначение понятия «корпоративное общество». Находит аргументы или опровержения существования корпоративной культуры. Излагает смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении. Оценивает образование и его роль в средневековых городах. Составляет рассказ-экскурсию по памятникам искусства. Характеризует и сравнивает творчество трубадуров и вагантов. Рассказывает о скульптуре как «Библии для неграмотных». Комментирует поэзию, роман эпохи Средневековья. Формулирует и аргументирует свою точку зрения в отношении куртуазности, рыцарской литературы и пр. |
|
| ||
28 | Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения
|
| Составляетрассказ-описание по картине художника. Объясняет значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение. Высказываетмнения об образе нового человека с позиции средневекового человека. Доказывает, что в XIV в. стали преобладать практические знания. Объясняет связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии. Рассказывает о значении изобретения книгопечатания. Сопоставляет представление о мире человека раннего Средневековья и в поздний его период. Анализирует последствия развития мореплавания. Выполняетсамостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. |
|
| ||
29 | Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
|
| Показывает на карте и комментирует местоположение Китая. Сравнивает достижения страны в разные эпохи правления. Характеризует восстание Красных повязок. Обсуждает достижения культуры и искусства в паре, малой группе. Составляет сообщение, доклад с помощью электронных и интернет- ресурсов. Составляет и рассказывает «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление. Характеризует религию индийцев — индуизм. Анализирует развитие страны в домонгольский период. Называетособенности буддизма. Составляет сообщение о своеобразии культуры и искусства Индии с помощью интернет-ресурсов. Использует ресурсы Интернета, электронных изданий для подготовки сообщений на тему истории Индии. Объясняетособенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывает об устройстве обществ доколумбовой Америки. Сравниваеткультуру майя ацтеков и инков. Показывает уникальность культуры народов доколумбовой Америки, на карте территорию расселения народов Центральной Африки. Выделяетсвоеобразие африканской культуры. Перечисляетпоследствия освоения Африки европейцами. |
|
| ||
30 | Итоговое повторение по курсу «Средние века»
|
| Объясняетсмысл понятия «Средневековье». Раскрываетсущность феодальных отношений. Выделяет и характеризует основные общественно-экономические, культурные и политические процессы. Выполняетсамостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса по истории Средневековья. |
|
| ||
История России (не менее 40 часов). | |||||||
| |||||||
N урока
| Содержание
| Часы | Характеристика видов деятельности учащихся |
| |||
План | факт | ||||||
Введение (1 час) | |||||||
31 | Человек и история | 1 | Актуализирует знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников. Характеризует источники по российской истории. Использует информацию учителя для формирования первичных представлений об основных этапах истории России. Знакомиться с особенностями учебника и учебной деятельностью. |
|
| ||
Тема 1. Народы и государства Восточной Европы в древности (3 часа) | |||||||
32 | Древнейшие люди на территории ВосточноЕвропейской равнины | 1 | Даёт определения понятий: палеолит, мезолит, неолит, железный век, подсечно-огневое земледелие, перелог. Актуализирует знания о роли природы в жизни общества, о происхождении человека и возникновении первых государств. Реконструирует отдельные черты жизни первобытных людей по археологическим находкам; составлять рассказ об их жизни. Объясняет особенности жизни людей в периоды палеолита, мезолита и неолита. Характеризует особенности неолитической революции и последствия использования металлов Проводит первичный анализ находок со стоянки Сунгирь (по описанию и реконструкции). Умеет обосновать выбор варианта ответа на главный вопрос урока. |
|
| ||
33 | История народов Восточной Европы в I тыс. до н. э. — середине VI в. н. э. | 1 | Даёт определения понятий: варвары, Великое переселение народов, кириллица Характеризовать особенности жизни отдельных народов Восточной Европы в древности. Приводит примеры межэтнических контактов и взаимодействий. Систематизирует имеющиеся научные знания о ранней истории славян и источниках по этой истории. Определяет признаки принадлежности людей к тому или иному народу. Сравнивает образ жизни греков и народов Северного Причерноморья. Характеризует изменения в Восточной Европе в результате Великого переселения народов Анализировать фрагменты рас сказа Геродота о скифах. |
|
| ||
34 | Первые государства на территории Восточной Европы | 1 | Даёт определения понятий: каганат, иудаизм, ислам. Характеризует территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия (используя историческую карту). Описывает жизнь и быт, верования славян и их соседей. Анализирует отрывки из арабских источников о славянах и руса. |
|
| ||
Тема 2. Русь в IX — первой половине XII в. (10 часов) | |||||||
35/36 | Образование Древнерусского государства | 2 | Даёт определения понятий: дань, полюдье, уроки, погосты, языческая реформа, капище.Раскрываетпричины и называть время образования Древнерусского государства. Объясняет, почему первые русские князья были иноплеменниками Показывает на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизирует материал о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет» (в форме хронологической таблицы). Приводит примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами. Готовит сообщение / презентацию об одном из правителей Древней Руси (используя миниатюры из Радзивилловской летописи, помещенные на интернет-сайте: http://radzivilovskayaletopis.ru/ и другие изображения). |
|
| ||
37/38 | Русь в конце Х — первой половине XI в. Становление государства | 2 | Даёт определения понятий: дружина, вече, идеология, «лествичная» система распределения княжений. Актуализирует знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах. Объясняет причины отказа от язычества и выбора православия. Даёт оценку значения принятия христианства на Руси. Характеризует политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику. Составляет характеристику (исторический портрет) Ярослава Мудрого. Осуществляет поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет) для подготовки сообщения / презентации о сыновьях или дочерях Ярослава Мудрого. |
|
| ||
39/40 | Русь в середине XI — начале XII в | 2 | Даёт определения понятий: усобица, съезд князей, династическое правление Характеризовать причины народных восстаний на Руси в XI — начале XII в. Составляет характеристику (исторический портрет) Владимира Мономаха Объясняет причины временного объединения древнерусских земель при Владимире Мономахе. Характеризует роль княжеских съездов в древнерусской истории. Описывает взаимоотношения русских княжеств с половцами и объясняет эволюцию этих отношений. Анализирует информацию о народных выступлениях в «Повести временных лет. |
|
| ||
41 | Общественный строй Древней Руси | 1 | Даёт определения понятий: город, село, вотчина, холоп, челядь, закуп, рядович, вервь, смерд. Рассказывает о положении отдельных групп населения Древней Руси (используя информацию из учебника и отрывки из «Русской Правды»). Проводит поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие по древнерусскому городу» (вариант: Путешествие в древнерусское село). |
|
| ||
42-44 | Древнерусская культура | 3 | Даёт определения понятий: икона, двоеверие, инициал, мозаика, фреска, миниатюра, летопись. Рассказывает о развитии культуры Древней Руси Даёт общую характеристику состояния русской культуры в указанный период. Описывает памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства. Осуществляет поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет) для подготовки сообщения / презентации о каком-либо памятнике древнерусской культуры (по выбору учащегося). |
|
| ||
Тема 3. Русь в середине XII — начале XIII в. (7 часов) | |||||||
45 | Начало удельного периода. Княжества Южной Руси | 1 | Даёт определения понятий: удельный период, политическая раздробленность. Раскрывает причины и последствия раздробленности, причины упадка Киева в изучаемый период. Показывает на исторической карте территорию Галицко-Волынского княжества Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Галицко-Волынского княжества. Рассказывает об эволюции взаимоотношений населения русских земель с половцами. |
|
| ||
46 | Княжества Северо-Восточной Руси | 1 | Даёт определения понятий: дворяне, деспотическая власть. Показывает на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества. Характеризует особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества. Составляет характеристику (исторический портрет) Андрея Боголюбского; объясняет причины его убийства. Объясняет причины и последствия усиления княжеской власти во Владимиро-Суздальской Руси. |
|
| ||
47 | Боярские республики Северо-Западной Руси | 1 | Объясняет причины установления в Новгороде республиканских порядков. Рассказывает об особенностях политической жизни Новгородской республики. Характеризует берестяные грамоты как источник по истории Новгородской и земель (используя материалы интернет сайта Института русской литературы: http://lib.pushkinskijdom.ru/ Default.aspx?tabid=4948 и сайта «Древнерусские берестяные грамоты»: http://gramoty.ru/). |
|
| ||
48-50 | Культура Руси | 3 | Объясняет значение понятия христианское мировоззрение. Даёт общую характеристику состояния русской культуры в указанный период. Выявляетособенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с использованием регионального материала). Характеризует православный храм как образ мира древнерусского человека. Собираетинформацию и готовить сообщения / презентации об иконах и храмах XII — начала XIII в. (используя интернет-ресурсы и другие источники информации). |
|
| ||
51 | Обобщающий урок по теме 3 | 1 | Систематизирует исторический материал о развитии русских земель в домонгольский период. Характеризует общие черты и особенности развития Руси и Западной Европы Выполнять контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте). Подводит итоги проектной деятельности |
|
| ||
Тема 4. Русские земли в середине XIII — XIV в. (6 часов) | |||||||
52 | Походы Батыя на Русь
| 1 | Изучает материалы свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.); сопоставляет и обобщает содержащиеся в них сведения Объяснять причины успеха монголов. Характеризует значение противостояния Руси монгольскому завоеваниюСоздание державы Чингисхана.Создание державы Чингисхана. |
|
| ||
53/54 | Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада | 2 | Даёт определения понятий: духовно-рыцарские ордены, крестоносцы Рассказывать о Невской битве, Ледовом побоище и Раковорской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, карт и схем). Характеризует значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель. Объясняет причины успеха русских в данных сражениях. Составляет характеристику (исторический портрет) Александра Невского (используя материалы интернет-сайта: http://www. a-nevsky.ru/ и другие источники). |
|
| ||
55 | Русские земли под властью Орды | 1 | Даёт определения понятий: баскак, ярлык на великое княжение, ордынский выход, запись «в число». Объясняет, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды Характеризует повинности населения. Составляет характеристику (исторический портрет) Александра Невского. |
|
| ||
56 | Москва и Тверь: борьба за лидерство | 1 | Показывает на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Раскрывает причины победы Москвы в соперничестве с Тверью. Составляет характеристику (исторический портрет) Ивана Калиты. |
|
| ||
57 | Обобщающий урок по теме 4 | 1 | Систематизирует исторический материал о монгольском и других нашествиях и их последствиях. Характеризует общие черты и особенности развития Руси и Западной Европы. Выполняет контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте). Подводит итоги проектной деятельности |
|
| ||
Тема 5. Русские земли в XIII — первой половине XV в. (3 часа) + 1 | |||||||
58/59 | Начало объединения русских земель вокруг Москвы | 1 + 1 | Даёт определения понятий: удельно-вотчинная система, духовная грамота. Раскрывает причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Даёт и аргументирует оценку деятельности Ивана Калиты. Рассказывает о Куликовской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты). Раскрывает значение Куликовской битвы Готовит сообщение/презентацию о Куликовской битве (используя миниатюры «Сказания о Мамаевом побоище», помещенные на интернет-сайте: http://prodigi. bl.uk/illcat/record.asp?MSID=8122 &CollID=58&.Оценивает роль Сергия Радонежского, митрополита Алексия |
|
| ||
60 | Московское княжество в конце XIV — середине XV в. | 1 | Даёт определения понятий: Государев двор, местничество, поместье, Юрьев день. Показывает на исторической карте расширение территории Московской Руси. Характеризует политику Василия I. Объясняет причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Темного. Изучает отрывки из Судебника 1497 г.; использует содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян. |
|
| ||
61 | Соперники Москвы | 1 | Показывает на исторической карте территорию Великого княжества Литовского. Характеризует политику литовских князей. Объясняет причины быстрого территориального роста Литвы за счет русских земель. Оценивает значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для народов Центральной Европы. |
|
| ||
Тема 6. Формирование единого Русского государства в XV в. (6 часов)+ 1 | |||||||
62/63 | Объединение русских земель вокруг Москвы | 1 + 1 | Даёт определения понятий: государь всея Руси, великорусская народность Объяснять причины победы Москвы над Великим Новгородом и Тверью. Указывает хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Показывает на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство. Составляет характеристику (исторический портрет) Ивана II.I Объясняет значение создания единого Русского государства. |
|
| ||
64 | Русское государство во второй половине XV — начале XVI в. | 1 | Даёт определения понятий: Боярская дума, кормление, приказы. Выявляет на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной. Составляет характеристику (исторический портрет) Ивана II.I Сравнивает боярство и дворянство Раскрывать роль Православной церкви в становлении российской государственности. Характеризует взаимоотношения Церкви с великокняжеской властью. Объясняет суть разногласий между нестяжателями и иосифлянами, причины победы иосифлян. |
|
| ||
65-67 | Русская культура в XIV — начале XVI в. | 3 | Даёт определения понятий: поучение, послание, хождение, житийная повесть. Даёт общую характеристику состояния русской культуры в указанный период. Характеризует влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры. Описывает достижения культуры Руси в XIV—XV вв. (в форме таблицы). Проводит поиск исторической информации для подготовки сообщений / презентаций об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях. Описывает памятники культуры, предметы быта (на основе иллюстраций, помещенных в учебнике, на интернет-сайтах, или непосредственных наблюдений, в том числе с использованием регионального материала). Собирает информацию и готовит сообщения / презентации об иконах и храмах XIV—XV вв. (используя интернет-ресурсы и другие источники информации). |
|
| ||
68 | Обобщающий урок по теме 6 | 1 | Систематизирует исторический материал об изученном периоде. Характеризует общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе. Высказывает суждения о значении наследия периода объединения русских земель вокруг Москвы для современного общества. Выполняет контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности. |
|
| ||
69/70 | Итоговое повторение и обобщение | 2 | Систематизирует исторический материал по истории Руси с древнейших времен до начала XVI в. Выполняет контрольные тестовые задания по истории Руси с древнейших времен до начала XVI в. (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте). |
|
|
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения ОП
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
1 .Агибалова, Е. В. История Средних веков. 6 класс : учеб.для общеобразовательных учреждений / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. — М.: Просвещение, 2016.
2. Данилов, А. А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс : учеб.для общеобразовательных учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — М.: Просвещение, 2013.
3. Данилов, А. А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс : рабочая тетрадь / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2013.
4. Крючкова, Е6 История Средних веков : рабочая тетрадь. 6 класс / Е. Крючкова. – М.: Просвещение, 2013.
Исторические карты:
1. Римская империя в IV-V вв. Падение Западной Римской империи.
2. Великое переселение народов.
3. Франкское государство в V - начале IX в.
4.Византийская империя и славяне в VI-XI вв.
5. Арабы в VII-XI вв.
6Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (XI-XIV вв.).
7. Западная Европа в XI - начале XIII в. Крестовые походы.
8. Англия и Франция в XI - начале XIV в.
9. Англия и Франция во время Столетней войны 1337-1453 гг.
10. Европа в XIV-XV вв.
11. Англия и Франция во второй половине XV в.
12. Чехия в XIII-XV вв.
13. Османская империя и борьба народов против турецких завоевателей.
14. Индия и Китай в Средние века.
15. Географические открытия и колониальные захваты в XV - середине XVII в.
Демонстрационные таблицы:
1. Крестовые походы 1096-1270 гг.
2. Сословно-представительные органы в Европе в Средние века.
3. Крестьянская община.
4. Средневековый замок.
5. Городское самоуправление в XII-XV вв.
6. Вассальная пирамида XIII—XIV вв.
Список образовательных цифровых и Интернет-ресурсов:
http://history.rin.ru/ - сайт-хранилище электронных материалов по всеобщей истории (исторические карты, источники, мемуары, иллюстрации, биографии исторических деятелей)
http://his. 1 september.ru/urok/ - электронная копилка методическихматериалов для учителей истории
http//lesson-history.narod.ru/ - сайт учителя истории А.И. Чернова (электронные презентации к урокам истории.
Примерные темы творческих, исследовательских работ:
Средневековая деревня и её жители.
Феодалы.
Крестьяне.
Средневековой город.
Научные открытия и изобретения.
Восточные славяне.
Первые русские князья.
Древнерусская культура.
Государственные символы московского государства.
Опричнина.
МБОУ «Краснорогская СОШ им. А.К. Толстого»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Зам.директора по УВР Директор школы
/Шкоркина Л.И./ /Мельникова С..В./ /Галицкий Г.Н./
Рабочая программа
по истории 6 класс
Программу разработала
Шкоркина Лариса Ивановна
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Краснорогская СОШ им. А.К.Толстого»
на 2016/2017 учебный год