СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 7 кл.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной программы заключается еще и в том, что рабочая программа по курсу служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоения исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 7 кл.»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Сухинская средняя общеобразовательная школа»




«Согласовано»

Руководитель МО

_____ /______________

ФИО

Протокол №____ от

«___»_________

20___г.



«Согласовано» Зам.директора по УВР

_____ /______________

ФИО

«___»_________

20___г.


«Утверждаю»

Директор школы

_____ /______________

ФИО

Приказ № ______ от

«___» _________

20___г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Бабушкиной Татьяны Анатольевны, 1 категория



























2016 – 2017 учебный год





Пояснительная записка

Программа по курсу «История России. Конец 16 -18 век» и «История Нового времени» составлена на основании нормативных документов: действующего Закона об образовании, Федерального базисного учебного плана, Стандарта школьного базового образования первого поколения (от 05.03. 2004г. Приказ МОиН РФ № 1089), ООП ООО МАОУ «Сухинская СОШ»

. Актуальность.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Актуальность данной программы заключается еще и в том, что рабочая программа по курсу служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоения исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. 

В цели курса входят: освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе XVI-XVIII веков; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории Нового времени; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.

Задачи курса:

  • способствовать развитию интереса к предмету и расширения знаний

  • способствовать формированию логического мышления учащихся, повышению интеллектуального уровня учащихся, расширению кругозора;

  • развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа

  • формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей

  • развитие гуманитарной культуры людей

  • способствовать воспитанию уважения к истории и культуре России и других государств

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные


версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории Нового времени.


Условия реализации программы.

Успех обучения определяется не только содержанием учебного материала и формой его подачи, но и методами и средствами обучения. Многое зависит от учебно-методического комплекса, используемого в преподавании курса.

Учебно-методический комплекс:

  • Учебники :

  1. учебник Юдовская А.Я. и др. «Новая история 1500-1800 гг.» Просвещение, 2006 г.

  2. учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России 7 класс » Просвещение, 2006 г.

Методы обучения приобретают свою специфику в зависимости от содержания разных курсов истории. Программа курса предусматривает использование не только методов, различающихся по источникам знаний (словесных, словесных и практических), но и методов, которые различаются характером познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения и частично-поисковый). Такие методы необходимы для стимулирования самостоятельной деятельности учащихся, формирования собственной позиции и стремления её отстаивать. Организация образовательного процесса

В связи с разработкой новой концепции образования, стандартов, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения, основанные на деятельностном подходе появилась необходимость обновления и совершенствования методов, средств и форм организации обучения. При изучении «Истории Древнего мира» считаем целесообразным использование элементов следующих педагогических технологий:

  • Технология (методика) формирования приёмов учебной деятельности, изложенная в виде правил, образцов, алгоритмов

  • Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями и умениями, развитие мыслительных способностей.

  • Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребёнка путём согласования с результатами общественно-исторического опыта, т.е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие.

  • Новые информационные технологии (НИТ) позволяют сделать учебный процесс более продуктивным, наглядным, насыщенным; дают возможность широкого выбора дидактического материала, тестов, справочного материала и т.д.

Сроки и этапы реализации программы.

Данная программа отводит для изучения предмета 68 часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю в течение одного учебного года.

- Всеобщая история. История Нового времени – 26 часов

- История России: конец 16-18 век – 42 часа

Содержание данной учебной программы предполагает установление содержательных межпредметных связей с другими курсами (география, искусство, литература и т. д. ), проведение интегрированных уроков.

Формы контроля.

Формы текущего контроля: Контроль уровня усвоения содержания образования является неотъемлемой составной частью процесса обучения.

Основным видом проверки остаётся индивидуальный устный опрос, когда ученик имеет возможность доказательно и логично построить собственный ответ, развивается его речь, умение работать с настенной картой.

В процессе фронтального устного опроса работает большинство учащихся на первый план выходит общая активность учащегося, а не уровень усвоения учебного материала.

Формы промежуточного контроля (в конце каждой темы )

- тесты, зачеты, терминологические диктанты.

При фронтальной письменной работе (К/р) достигается максимальный охват учащихся проверкой.

Индивидуальная письменная работа предполагает самостоятельную работу учащегося с дополнительной литературой, реферирование и последующую защиту.

Мониторинг качества образования предусматривает использование контрольно-измерительных материалов (КИМ).

Итоговый контроль предполагает проведение в конце учебного года проведение итоговой контрольной работы.

Требование минимума по курсу «История России конец XVI-XVIII вв.»7 класс.

1.Называть даты:

а) важнейших событий, связанных с изменением политического

устройства, социально-экономическими преобразованиями в России XVII-XVIII вв.;

б) социальных выступлений в XVII-XVIII вв.;

в)военных походов и компаний.

2. Называть

:а)место, обстоятельства, участников событий, указанные в п.1;

б) крупнейших государственных деятелей России XVII-XVIII вв.;

в) военных компаний и выдающихся военачальников;

г) известных деятелей

и достижений российской науки и культуры XVII-XVIII вв.

3. Показывать на исторической карте: рост территории России в XVII-XVIII вв.,

крупнейшие центры торговли и мануфактурного производства.

4. Описывать положение и образ жизни основных сословий в России XVII-XVIII вв.

5. Составлять описание памятников:

а) жилых и общественных зданий, храмов;

б) орудий труда и предметов быта:

в) произведений художественной культуры.

6. Соотносить факты и общие процессы становления российского абсолютизма;

закрепощение крестьян, социальных движений XVII-XVIII вв.

7. Называть характерные, существенные черты:

- Экономического и социального развития России в XVII-XVIII вв.

- Политического устройства страны, российского абсолютизма.

- Развитие духовной культуры России в XVII-XVIII вв.

8. Объяснять значение понятий: смута, абсолютизм, дворцовые перевороты,

просвещенный абсолютизм, крепостничество, мелкотоварное производство,

всероссийский рынок, мануфактура, церковный раскол.

9. Сравнивать: социально-экономическое развитие страны, положение основных

сословий в XVII-XVIII вв.; крестьянские восстания и войны.

10. Излагать суждения о причинах и последствиях: закрепощения крестьян; социальных

движений XVII-XVIII вв.; реформ ПетраI; дворцовых переворотов; военных

компаний России в XVIII вв.

11. Приводить оценки: реформы патриарха Никона; деятельности Петра I; Екатерины II.

Требование минимум по курсу «История Нового времени» 7 класс.


  1. Называть:

  2. а) хронологические рамки нового времени;

  3. б) даты важнейших событий-

великих географических открытий и колониальных захватов, реформации, социальных

движений, реформ и революций XVI-XIX вв.

2. Называть:

- место, обстоятельства, участников, итоги событий;

- правителей, государственных деятелей, политических лидеров, оказавших

значительное влияние на развитие своих стран, мира в целом;

- представителей общественной мысли, науки и культуры.

3. Показывать на исторической карте государства-метрополии и колонии,

многонациональные империи.

4.Описывать:

а) условия жизни людей разного социального положения в странах Европы, Америки, Востока;

б) достижения науки и техники в новое время, их влияние на труд и быт людей.

5. Составлять описание памятников:

а) жилых и общественных зданий, технических

сооружений и машин;

б) предметов быта;

в) памятников художественной культуры.

6. Соотносить факты и общие процессы индустриального развития стран; социальных

движений нового времени; становления гражданского общества.

7. Называть характерные, существенные черты:

- политического устройства стран Европы, Америки, Азии, Африки в новое время.

- международных отношений нового времени.

- развитие духовной культуры стран Европы и Востока.

8. Объяснять значения понятий: реформация, абсолютизм, Просвещение, промышленный

переворот, утопический социализм, консерватизм, либерализм, радикализм, империализм,

индустриальное общество, монополия, колониализм, модернизация.

9. Излагать суждения о причинах и последствиях социальных движений, реформ и

революций, войн нового времени.

10. Объяснять, в чем состояли цели, результаты, значение деятельности наиболее

известных политических и общественных лидеров, представителей науки и культуры

нового времени.















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Наименование разделов и тем

Количество часов

Домашнее

задание




Всего

часов

В том числе на:

Практ.

работы

Контр.

работы

История Нового времени

1. Мир в начале Нового времени. Великие Географические открытия – 12 ч.

1

Введение в Новую историю.

Технические открытия и выход к Мировому океану. Встреча миров. ВГО и их последствия.

1



§1.2, работа с документами на стр. 17, 24-27


2

Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе.

1



§3, документ на стр. 35-36


3

Дух предпринимательства преобразует экономику

1



§4, конспект, термины и понятия, док. На стр. 45-46


4

Европейское общество в раннее Новое время

1



§5, документ на стр. 52-53, сообщения


5

Повседневная жизнь

1



§6, работа с док. На стр. 57, сообщения


6

Великие гуманисты Европы

1



§7 работа с документами на стр.66-69, сообщения


7

Мир художественной культуры

1



§8-9, конспект, сообщения


8

Рождение новой европейской науки

1



§10, конспект, таб, документ на стр. 91


9

Начало Реформации в Европе. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.

1



§11-12, термины и понятия, док. на стр. 100


10

Королевская власть и реформация в Англии. Борьба за господство на морях

1



§13. термины и понятия, док. на стр. 117


11

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции

1



§14. Документ на стр. 125, текст и вопр. на стр. 127-129


12

Итоговый урок по теме «Мир в начале Нового времени»

1


1

сообщения


2.Первые революции Нового времени. Международные отношения - 4 ч.

13

Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций

1



§15, работа с док. на стр. 139, сообщение


14

Парламент против короля. Революция в Англии

1



§16 таб. На стр. 148, работа с документом


15

Путь к парламентской монархии

1



§17, документ на стр. 160-162


16

Международные отношения в 16-18 вв

1



§18-19, вопр. 4 на стр. 171, сообщения


3.Эпоха просвещения. Время преобразований – 7ч.

17

Великие просветители Европы

1



§20, рефераты


18

Мир художественной культуры

1



§21, документы на стр. 195-197


19

Путь к индустриальной эре

1



§22, термины и понятия


20

Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание США

1



§23-24, работа с документами


21

Франция в XVIII в. Причины и начало ВФБР

1



§25, работа с документами


22

ВФБР. От монархии к республике.

 

1



§26, термины и понятия


23

ВФБР. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта

1



§27, термины и понятия, документ


4. Традиционные общества – 3 ч.

24

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

1



§28, работа с документом, сообщения


25

Государства Востока. Начало европейской колонизации

1



§29-30, вопр. на стр.174, 264.287


26

Итоговый урок по теме «Первые революции Нового времени. Эпоха просвещения»

1


1




Итого

26


2




Наименование разделов и тем

Количество часов

Домашнее

задание




Всего

часов

В том числе на:

Практ.

работы

Контр.

работы

1. Россия на рубеже XVI-XVII вв. (5 час.)

1

Введение в курс истории России конца XVI- XVIII вв.

1



термины, понятия


2

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова

1



§1, понятия, термины, даты


3

Смута


1



§2 понятия, термины, даты,


4

Смута

1



§2 понятия, термины, даты, работа с ист. док. На стр 21-23


5

Окончание Смутного времени

 

1



§3даты, ист. док. На стр. 31-32


2.Россия в XVII в. (10 часов)

6

Новые явления в экономике в XVII в.

1



§4, конспект, термины


7

Основные сословия российского общества в XVIIв.

1



§5, таблица


8

Политическое развитие страны в XVII в.

1



§6, термины, документ на стр. 54-55, сообщение


9

Власти и церковь. Церковный раскол в XVII в.

1



§7, работа с док. Стр. 60-61, сообщения


10

Народные движения в XVII в. Соляной бунт и Медный бунт

1



§8, таб.


11

Народные движения в XVII в.Восстание Степана Разина

1



§8, таб., вопр. на стр. 67


12

Внешняя политика России в XVII в. Смоленская и русско- польская войны

1



§9 даты, конспект, сообщения


13

Внешняя политика России в XVII в. Крымские походы. Освоение Сибири




§9 даты, конспект,


14

Образование и культура в   XVII в.

1



§10, конспект и вопр. на стр. 84, сообщения


15

Сословный быт, обычаи и нравы в XVII в.

1



§11, конспект, ист. документ на стр 90-92 и вопросы, термины


16

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в XVII в.»

1


1

сообщение


  1. Россия при Петре I (12 ч.)

17

Предпосылки петровских преобразований.

1



§12, работа с ист. док на стр. 98-99


18

Петр I. Россия на рубеже веков.

1



§13, работа с документом


19

Северная война. Начало войны. Реорганизация армии

1



§14, даты, конспект


20

Полтавская битва. Морские сражения

1



§14, даты, конспект, работа с документом, термины и понятия


21

Реформы Петра I

1



§15, конспект


22

Реформы Петра I

1



§15, конспект, документ – 121-122


23

Экономика России в первой четверти XVIII в.

1



§16, конспект и сообщение


24

Экономика России в первой четверти XVIII в.

1



§16, конспект и документ на стр. 130


25

Народные движения  первой четверти XVIII в.

1



§17, сообщения, таблица


26

Изменения в культуре и быте  в первой четверти XVIII в.

2



§18-19, конспект, документ на стр. 144-145


27

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в первой четверти XVIII в.»

1


1

Даты, сообщения


4.Россия в 1725-1762 гг. (4 часа)

28

Дворцовые перевороты

1



§20-21, термины и понятия,


29

Дворцовые перевороты

1



§20-21, термины и понятия, документ на стр. 154-155


30

Внутренняя политика в 1725-1762 гг.

1



§22, таблица, работа с документом на стр.161-162


31

Внешняя политика в 1725 – 1762 гг.

1



§23, даты, конспект, документ на стр. 169


5. Россия в 1762- 1800 гг. (10 часов)

32

Внутренняя политика Екатерины II

1



§24,документ на стр. 176-177, сообщение


33

Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева

1



§25, даты, конспект, документ на стр. 183-184


34

Экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

1



§26, вопр. на стр. 191, документ на стр. 191-192, сообщение


35

Внешняя политика Екатерины II

1



§27-28, таблица,


36

Внешняя политика Екатерины II

1



§27-28, таблица, сообщение


37

Россия при Павле I. Внутренняя политика

1



§29, вопр. на стр. 211, документ на стр. 212-214


38

Россия при Павле I. Внешняя политика

1



§29, вопр. на стр. 211, документ на стр. 212-214


39

Наука и образование во второй половине XVIII в.

1



§30, таблица, сообщения


40

Художественная культура во второй половине XVIII в.

1



§31-32, сообщения


41

Быт и обычаи во второй половине XVIII в.

1



§33, документ на стр. 239, 240


42

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в 1762- 1800 гг.»

1


1

Даты, термины и понятия



итого

42


3




итого

68


5












































Содержание

История нового времени

Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории.

Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия и их последствия - 12 ч.

Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк.

Эпоха Возрождения

Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт.

Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.

Реформация. Утверждение абсолютизма

Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны.

Европейские государства в XVI-XVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Генрих VIII. Елизавета I. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V.

Тридцатилетняя война и Вестфальская система.


Первые революции НОВОГО ВРЕМЕНИ. Международные отношения – 4 ч.

Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики.

Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция».


Эпоха просвещения. Время преобразований – 7 ч.

Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. И. Ньютон. Английское Просвещение. Д. Локк Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро. Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм.

Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в. Фридрих II. Семилетняя война.

Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г.

Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.П. Марат. Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы.

Традиционные общества – 3 ч.

Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава.


История России. конец XVI – ХVIII вв.

Россия на рубеже XVI-XVII вв. – 5ч.

Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.

Россия в XVII в. – 9 ч.

Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.

Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.

Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.

Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руковод­ством Б.

Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.

Русская культура XVII в. Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.


Преобразования Петра Великого (конец XVII – первая четверть XVIII в.) – 12 ч.

Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.

Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.

Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.

Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть – середина XVIII в.)- 4 ч.

Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.

Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.

Россия во второй половине XVIII в. -11 ч.

Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев.

Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.

Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.


Русская культура второй половины XVIII в.

Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.







































критерии оценки знаний учащихся


Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.


Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.


Формы учета: оценка(оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).


Критерии оценки знаний учащихся таковы:

  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

  • твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

  • наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

  • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)*.






























Контрольные работы


Контрольная работа № 1 «Мир в начале Нового времени»


I  Задание.

1. Развитию мореплавания способствовало появление:

а) водяного двигателя                      б)токарного станка .

в) мушкетов                                      г) астролябии


2. Широкому распространению научных знаний в  раннее Новое время способствовало (и):

а) развитие книгопечатания                                   б) успехи в области металлургии

в) развитие горнорудного производства              г) создание огнестрельного оружия


3.  Предполагая, что Земля имеет форму шара, европей­цы искали морской путь « Индию в направлении?

 а) южном                  б) северном

 в) западном              г) восточном


4.  Выберите несколько правильных ответов. В Великих географических открытиях были заинтересованы,:

а) наемные рабочие             б) крестьяне

 в) банкиры                           г) короли

д) купцы


5. Первыми странами, вставшими на путь исследования новых земель, были:

а) Португалия и Англия       б) Англия и Нидерланды

в) Нидерланды и Испания г) Испания и Португалия


6. В честь Магеллана был назван открытый им:

а) океан                                  б) материк

в) северо-восточный берег Америки         г) пролив между Южной Америкой и островом


7. Выберите несколько правильных ответов. В результате Великих географических открытий:

а) стал складываться единый мировой рынок  

б) возросло значение городов Венеция и Генуя

в) стали возникать первые колониальные империи

г) усилилась феодальная раздробленность в Европе

д) уменьшилось количество золота,  привозимого в Европу


8. Установите правильное соответствие между элемен­тами левого и правового столбиков.


Первооткрыватель

Открытие

1) Христофор Колумб

а) доказал,   что   Земля   имеет форму шара

2) Фернан Магеллан

б) открыл северо-восточный берег Америк

3) Васко да Гама

в) открытие Южной Америки


г) открытие   морского   пути в Индию










9. Установите правильное соответствие между поняти­ем и объяснением.

Понятие

Объяснение

1)  мануфактура   

а) слой населения – владельцы промышленных и других предприятий

2) биржа

б) промышленное  предприятие,  основан­ное на ручном труде и разделении труда


3) буржуазия

в) место,  где  заключаются  сделки  куп­ли-продажи

4)  монополия

г) исключительное право на производство или продажу чего-либо












10.  Выберите несколько правильных ответов. Причины, вызывавшие недовольство католической  церковью:

а) строительство новых храмов      б) уплата церковной десятины

в) обязанность верить в Бога          г) дорогие обряды


11. Религиозные войны во Франции происходили в ... годах:

а) 1524—1526                       6)1566 — 1609

в) 1562— 1598                      г)  1589 — 1600


12. Сторонников Реформации во Франции называли:

а) пуританами                       б) гугенотами

в) папистами                        г) роялистами


13.  Событие, вошедшее в историю под названием «Вар­фоломеевская ночь», произошло в городе:

а) Аугсбурге               б) Лондоне

в) Мадриде                г) Париже


14.  Принцип веротерпимости в период Реформации про­возгласил документ:

а)  «Кровавое законодательство»   б) Устав ордена иезуитов

в) Нантский эдикт                            г)  «12 статей»


15. Глава католической церкви:

                а)  аббат                     б) епископ

            в) Папа Римский       г) Патриарх


II Задание. Написать определение понятий:


            Мануфактура –                                  Реформация –

            Гуманизм –                                        Гугеноты -    

            Кальвинисты -                                 Лютеране –


III Задание. Ответьте письменно на вопросы:


1.      Изложите программу Мартина Лютера. Вспомните, из какой он страны, объясните, почему его церковь нашла много предшественников?


2.      Изложите программу Жана Кальвина. Вспомните, из какой он страны, объясните, почему его церковь нашла много предшественников?





Контрольная работа № 2. «Первые революции Нового времени. Эпоха Просвещения»

1 часть

  1. Подумайте, почему 18 в. называют эпохой Просвещения.

  2. Какие идеи просветителей выдержали проверку временем, а какие – нет?

  3. Какие изменения произошли в развитии экономической жизни Англии во второй половине 18 в. и какие это имело последствия для различных слоев населения и для страны в целом?

  4. Сравните причины английских революций, революции в английских колониях в Америке и ВФР . Выделите общие черты и различия.

  5. Какие, на ваш взгляд, общие черты и различия характерны для традиционных обществ стран Востока- Индии, Китая, Японии?

  6. Подумайте, как повлияло «закрытие» Китая и Японии на экономическое развитие этих стран

  7. Терминологический диктант


2 чать


1. Определите последовательность событий:

1) провозглашение Якова I королем Англии

2) начало Реформации в Англии

3) начало гражданской войны

4) установление в Англии республики

5) начало правления Карла I


2. Расставьте события в хронологическом порядке:

1) провозглашение республики в Англии

2) «Прайдова чистка» парламента

3) начало гражданской войны

4) созыв «Долгого» парламента

5) казнь Карла I


3. Ранее других в Нидерландах произошло событие:

а) подписание Утрехтской унии

б) начало иконоборческого движения

в) вступление в Нидерланды войск герцога Альбы

г) признание республики Голландии со стороны Ис­пании


4. Причина начала Нидерландской революции:

а) поражение Нидерландов в войне против Англии

б) усиление влияния англиканской церкви

в) отмена таможенных пошлин на ввозимую в страну шерсть

г) увеличение налогов


5. Революцией называется:

а) коренной переворот в жизни общества

б) борьба за изменение церковных порядков

в) медленные изменения в общественной жизни

г) освобождение от зависимости, уравнивание в пра­вах


6. Противником Нидерландской революции был:

а) Филипп II

б) Вильгельм Оранский

в) граф Эгмонт

г) адмирал Горн


7. Результатом победы революции в Нидерландах явля­ется:

а) возникновение на севере страны независимого го­сударства

б) замедление темпов развития капитализма

в) возвращение феодальных порядков

г) запрещение протестантизма


8. Война, получившая название Тридцатилетней, велась между:

а) Англией и Испанией

б) Швецией и северными странами Европы

в) Англией и Францией из-за колоний в Индии

г) странами Европы, объединенными в две коалиции


9. К основным причинам войн XVI—XVIII вв. не относится:

а) соперничество за преобладание на море

б) противоречия между католиками и протестантами

в) распространение идей культуры Возрождения

г) стремление к расширению территории


10 .Объясните термины и понятия:

«Кавалер»-______

«Круглоголовый»-_________

«Левеллер»-______________

«Джентри»-_______________


11 .Приведите в соответствие:
А) художники
Б) писатели и поэты
В) музыканты
1.Дефо
2.Свифт
3.Моцарт
4.Ватто
5.Бетховен
6.Хогарт
7.Давид
8.Гете
9.Гудон
10.Бомарше

12.Приведите в соответствие:
А) Франция
Б) Англия
В) Германия
Г) Австрия
1.Дефо
2.Свифт
3.Моцарт
4.Ватто
5.Бетховен
6.Хогарт
7.Давид
8.Гете
9.Гудон
10.Бомарше

13.Приведите в соответствие:
А) «Женитьба Фигаро»
Б) «Доктор Фауст»
В) «Путешествия Гулливера»
Г) «Приключения Робинзона Крузо»
Д) «Разбойники»
1.Дефо
2.Свифт
3.Гете
4.Бомарше
5.Шиллер



Контрольная работа № 3 «Россия в XVII в.»

Вариант 1 Часть 1

Эта часть работы содержит задания А1-А10 с выбором ответа. Из четырёх предложенных вариантов ответа только один верный. Внимательно прочитайте каждое задание и все варианты ответа. Запишите выбранный вами вариант ответа.


А1. 1654 г. — эта дата означает:

а) начало царствования Алексея Михайловича

б) открытие С. И. Дежневым пролива между Азией и Америкой

в) воссоединение Украины с Россией

г) принятие Соборного уложения

А2. Вечное право феодала на зависимых крестьян и запрещение перехода от одного хозяина к другому было установлено в:

а) Судебнике Ивана IV

б) указе о «заповедных годах»

в) указе об «урочных годах»

г) Соборном уложении

А3. Производство, основанное на разделении труда и использовании ручной техники:

а) фабрика в) мануфактура

б) мастерская г) мелкотоварное

А4. Церковная реформа привела к:

а) расколу в Русской православной церкви

б) большей зависимости духовной власти от светской

в) разделению властей между царем и патриархом

г) росту материальных богатств церкви

А5. Соборное уложение было принято в правление:

а) Федора Ивановича

б) Бориса Годунова

в) Михаила Романова

г) Алексея Михайловича

А6. Главным направлением внешней политики России до 1689 г.:

а) отношения с Османской империей

б) обеспечение безопасности от нападения на русские территории Крымского ханства

в) отношения с Речью Посполитой

г) освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока

А7. Самое крупное народное выступление в XVII в.:

а) Соляной бунт

б) Медный бунт

в) восстание под предводительством С. Разина

г) Соловецкое восстание

А8. В местном управлении с начала XVII в.:

а) вводилось самоуправление

б) появились назначенные царем воеводы

в) установилась система кормления

г) усилилась роль представителей дома Романовых

А9. Кто из перечисленных ниже художников был крупнейшим мастером живописи XVII в.:

а) Симон Ушаков в) Василий Поярков

б) Борис Огурцов г) Симеон Полоцкий

А10. Наиболее яркими примерами «московского» барокко стали:

а) ансамбль Ростовского кремля

б) Успенская церковь Андреевского монастыря в Угличе, церковь Ильи Пророка в Ярославле

в) храм Вознесения в селе Коломенском, собор Василия Блаженного

г) колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях




Часть 2

В этой части содержатся задания В1-В3, которые требуют ответа в виде сочетания букв и цифр, слова.


В1. Что из перечисленного является причинами народных выступлений в XVII в.? Укажите три верных утверждения:

а) слабость центральной власти

б) закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей

в) неустойчивое положение новой династии

г) попытки ограничения казачьей вольности

д) церковный раскол и расправа со старообрядцами

е) прекращение деятельности Земских соборов

В2. Установите соответствие между датами и событиями.

  1. 1613—1645 гг. а) правление Алексея Михайловича

  2. 1632—1634 гг. б) восстание под предводительством С. Разина

  3. 1645—1676 гг. в) правление Михаила Романова

  4. 1670—1671 гг. г) Смоленская война

В3. Вставьте пропущенные слова:

Крестьянство делилось на две основные группы: 1)____________ и черносошных. Они работали на 2)___________, платили денежный и натуральный 3)__________.

Часть 3

Задания С1-С2 предусматривают развернутый ответ в свободной форме. Внимательно прочтите отрывок из исторического текста и кратко ответьте на вопросы.

ВОЕВОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

В зависимости от приказов была вся волостная администрация. В XVII в. выработался, наконец, в Московском государстве однообразный тип местного управления - воеводское управление. В городах и их уездах назначаемые из московских приказов... воеводы совмещали в своем лице и военную, и гражданскую власть. Oни являлись, как гражданская власть, и администраторами, и судьям.

Все стороны местной жизни подлежали их ведению.

Воеводы имели свою канцелярию («приказная губа») и если ведали большой город и уезд, то имели «товарищей» в виде «меньших» воевод или дьяков. Руководствуясь инструкцией приказа, воевода пользовался большой властью в своем городе и в то же время вполне зависел от приказа. Следя за деятельностью воевод в XVII в., можно сказать, что к концу века их власть росла по отношению к населению и круг деятельности увеличивался. Правительственный элемент в областях, таким образом, приобретал все больше значения; установленное же в XVI в. самоуправление су­живалось все более и более...

Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. М., 1993. С. 464.

С1. Как историк С. Ф. Платонов характеризует воеводское управление?

С2. В чьем подчинении находились воеводства? Подтвердите свое мнение, используя материалы источника.

Итоговый тест. Тема «Россия в XVII в.»

Вариант 2 Часть 1

Эта часть работы содержит задания А1-А10 с выбором ответа. Из четырёх предложенных вариантов ответа только один верный. Внимательно прочитайте каждое задание и все варианты ответа. Запишите выбранный вами вариант ответа.

А1. Восстание под предводительством С. Разина проходило в:

а) 1648—1650 гг.

б) 1662—1664 гг.

в) 1670—1671 гг.

г) 1676—1781 гг.

А2. Новое для России сословие:

а) купечество в) стрельцы

б) промышленники г) казачество

А3. Лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие государственные повинности, назывались:

а) монастырские в) черносошные

б) дворцовые г) помещичьи

А4. Церковную реформу провел патриарх:

а) Филарет в) Иоасаф

б) Иоасаф I г) Никон

А5. В течение XVII в. произошло:

а) усиление роли Земских соборов в жизни государства

б) окончательное оформление крепостничества

в) реформирование приказной системы

г) расширение полномочий Боярской думы

А6. «Бунташным веком» называют:

а) все XVI столетие

б) вторую половину XVI в.

в) первую половину XVII в.

г) весь XVII век

А7. Решение России принять в свой состав Украину привело к:

а) войне с Турцией

б) новой войне с Речью Посполитой

в) народным восстаниям

г) изменениям в управлении страной

А8. В течение XVII в. в состав России не вошла территория:

а) Восточной Сибири

б) Дальнего Востока

в) Правобережной Украины

г) Левобережной Украины

А9. Из перечисленных был русским первопроходцем:

а) И. Выговский

б) Б. И. Морозов

в) Л. Ушаков

г) Е. П. Хабаров

А10. Одним из самых ярких архитектурных памятников XVII в. является:

а) Теремной дворец Московского Кремля

б) Грановитая палата

в) храм Василия Блаженного

г) храм Вознесения в селе Коломенском

Часть 2

В этой части содержатся задания В1-В3, которые требуют ответа в виде сочетания букв и цифр, слова.

В1. Что из ниже перечисленного является новыми чертами в экономическом развитии страны в XVII в.? Укажите три верных утверждения:

а) усиление роли барщины и оброка

б) развитие фермерского хозяйства

в) превращение ремесла в мелкотоварное производство

г) крестьянские кустарные промыслы

д) формирование всероссийского рынка

е) формирование крупного феодального землевладения

В2. Установите соответствие между исторической личностью и событиями.

  1. Михаил Романов а) заключение Зборовского мира с Речью Посполитой

  2. Алексей Михайлович б) Смоленская война

  3. протопоп Аввакум в) конфликт между церковью и светской властью

  4. Богдан Хмельницкий г) Соборное уложение

д) движение старообрядцев

е) освободительная борьба украинского народа против Речи Посполитой

ж) Медный бунт

В3. Вставьте пропущенные слова:

Привилегированными группами населения России в XVII веке были служивые люди, которые

включали детей бояр, и 1)____________, а также стрельцов. К этой группе относилось также 2)___________. Государственные повинности несли посадские люди и 3)_______________.

Часть 3

Задания С1-С2 предусматривают развернутый ответ в свободной форме. Внимательно прочтите отрывок из исторического текста и кратко ответьте на вопросы.

Отрывок из сочинений В. О. Ключевского

...Вспыльчивость царя чаще всего возбуждалась встречей с нравственным безобразием, особенно с поступками, в которых обнаруживались хвастовство и надменность.

Кто на похвальбе ходит, всегда посрамлен бывает - такое было житейское наблюдение царя.

В 1660 г. князь Хованский был разбит в Литве и потерял почти всю свою 25-тысячную армию. Царь спрашивал в думе бояр, что делать...

Боярин И. Д. Милославский, тесть царя, не бывавший в похо­дах, неожиданно заявил, что если государь пожалует его, даст ему начальство над войском, то он скоро приведет пленником самого короля польского.

«Как ты смеешь, - закричал на него царь - ты, страдник, худой человечишка, хвастаться своим искусством в деле ратном! Когда ты ходил с полками, какие победы показал над неприятелем?».

Ключевский, В. О. Исторические портреты. М., 1991.

С1. Назовите имя царя. О каком историческом событии идет речь?

С2. О каких качествах личности царя говорится в данном документе?


Итоговый тест. Тема «Россия в XVII в.»

Вариант 3 Часть 1

Эта часть работы содержит задания А1-А10 с выбором ответа. Из четырёх предложенных вариантов ответа только один верный. Внимательно прочитайте каждое задание и все варианты ответа. Запишите выбранный вами вариант ответа.

А1. С городскими восстаниями связаны даты:

а) 1653 г., 1654 г. в) 1666 г., 1667 г.

б) 1648 г., 1662 г. г) 1668 г., 1676 г.

А2. Конфликт церкви и светской власти был вызван:

а) несогласием Алексея Михайловича с церковной реформой

б) сложными личными отношениями между патриархом и царем

в) стремлением церкви занять господствующее положение в стране

г) ущемлением имущественных прав церкви

А3. Главная особенность торговли в XVII в.:

а) формирование всероссийского рынка

б) ликвидация таможенных барьеров

в) рост городов

г) появление ярмарок

А4. Государственные повинности несли:

а) посадские люди и крестьяне

б) служивые люди и черносошные крестьяне

в) приказные и посадские люди

г) крестьяне

А5. Земские соборы перестали собираться после:

а) избрания Михаила Романова на царство

б) завершения Смуты

в) подавления восстания под предводительством С. Разина

г) принятия Украины в состав Российского государства

А6. Война России с Речью Посполитой завершилась:

а) Зборовским договором

б) Андрусовским перемирием

в) Кардисским миром

г) Деулинским перемирием

А7. О каком органе государственного управления го­ворится в документе?

«... В нем сидит диак, да подьячих с 10 человек, и ведают они и делают дела всякие царские... в тот Приказ бояре и душные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя...»

а) Посольский приказ

б) Разрядный приказ

в) Приказ тайных дел

г) Поместный приказ

А8. Кому посвящено следующее обращение? «Ты упрям...: вся наша Палестина, и сербы, и ал­банцы, и римляне, и поляки — все тремя перста­ми крестятся; один ты стоишь на своем... так не подобает»

а) патриарху Филарету

б) протопопу Аввакуму

в) патриарху Никону

г) дьякону Федору

А9. Современниками были:

а) Михаил Романов, Семен Дежнев

б) Филарет, Никита Демидов

в) Алексей Михайлович, патриарх Гермоген

г) Алексей Михайлович, Симон Ушаков

А10. В каком году произошло присоединение Украины к России?

а) в 1648 г. в) в 1682 г.

б) в 1654 г. г) в 1653 г.


Часть 2

В этой части содержатся задания В1-В3, которые требуют ответа в виде сочетания букв и цифр, слова.

В1. Что из нижеперечисленного является основными изменениями в органах власти при первых Романовых? Укажите три верных утверждения:

а) из Боярской думы выделяется Ближняя дума и Расправная палата

б) усиление роли Боярской думы

в) увеличение числа приказов

г) введение наместничества

д) возникновение личной царской канцелярии — Приказа тайных дел

е) прекращение созыва Земских соборов

ж) превращение Земских соборов в постоянно действующий сословно-представительный орган

В2. Установите соответствие.

1) новые черты в экономике а) кустарные промыслы

России в XVII в. б) складывание всероссийского рынка

в) казенные мануфактуры

2) черты российской экономики, г) крупное феодальное землевладение

сохранившиеся с прошлых лет д) наличие натурального хозяйства в деревне

е) мелкотоварное производство

ж) специализация областей на производстве отдельных товаров

В3. По какому принципу образован ряд?

С. И. Дежнев, В. Д. Поярков, М. В. Стадухин, Е. П. Хабаров



Часть 3

Задания С1-С2 предусматривают развернутый ответ в свободной форме. Внимательно прочтите отрывок из исторического текста и кратко ответьте на вопросы.


О НОВОМ ТОРГОВОМ УСТАВЕ

...При активном участии А. Ордин-Нащокина в 1667 г. был разработан Новый торговый устав, который предусматривал введе­ние более жесткого контроля за деятельностью иностранных ком­мерсантов. Теперь таможенные пошлины с них взимались только в валюте, а величина этих пошлин при провозе товаров во внутрен­ние районы страны резко возрастала.

Новый торговый устав создавал более благоприятные условия для подъема отечественной торговли. Это был чрезвычайно дейст­венный инструмент влияния и на внешнюю торговлю.

В XVII в. в торговле с Западной Европой Россия имела актив­ный торговый баланс, т. е. стоимость экспортных товаров заметно превышала стоимость товаров импортных. Это обеспечивало при­ток иностранной валюты в страну.

Энциклопедия для детей. История России и ее ближайших со­седей. Т. 5. Ч. I. М.: «Аванта +», 2002. С. 476.

С1. Какие меры в отношении иностранных купцов закреплялись в Новом торговом уставе 1667 г.?

С2. Как вы считаете, с какой целью надо было принять соответ­ствующие меры?


Контрольная работа № 4 «Россия в первой четверти 18 века».

1 вариант.


Часть А: Задания с выбором одного правильного ответа.

  1. Северная война приходится на период:

  1. 1700 – 1721гг.;

  2. 1709 – 1721гг.;

  3. 1699 – 1720гг.;

  4. 1701 – 1721гг.


2. Первая русская печатная газета называлась  

 1) 

«Ведомости»

 2) 

«Петербургские ведомости»

 3) 

«Московские ведомости»

 4) 

«Известия»


3. Рекрутская повинность в XVIII в. – это

  1) 

обязанность крестьян работать в хозяйстве помещика

 2) 

способ  комплектования русской армии

 3) 

прикрепление крепостных крестьян к мануфактурам

 4) 

способ формирования рынка рабочей силы



4. Полтавская битва 27 июля 1709 г привела к

1) 

резкому изменению хода Северной войны


2) 

распаду Северного Союза


3) 

потере русскими войсками Риги и Ревеля


4) 

потере русскими войсками Нарвы



5. Кто из деятелей XVIII в. прошел путь от денщика Петра I до светлейшего князя, генералиссимуса?


  1) 

Б.П. Шереметев

 2) 

Г.А. Потемкин

 3) 

А.Д. Меншиков

 4) 

П.А. Румянцев




ЧАСТЬ В.


1. Расположите в хронологической последовательности события Северной войны.

А) Полтавская битва

Б) морское сражение при мысе Гангут

В) битва при Лесной

Г) поражение русских войск под Нарвой.

2. Установите соответствие между событиями и их датами.


  

СОБЫТИЯ

 

ДАТЫ

1) 

Прутский поход

2) 

Полтавская битва

3) 

Подписание Ништадтского мира


   

А) 

1709 г.

Б) 

1711 г.

В) 

1714г.

Г) 

1721 г.





  1. Укажите ДВА положения, относящиеся к военным

реформам Петра I?

1)

создание первых полков «нового строя»


2)

введение рекрутской повинности


3)

создание школ для подготовки сухопутных и морских офицеров


4)

введение всеобщей воинской повинности


5)

создание стрелецкого войска







4. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя монарха, к которому относится приведенная характеристика.

«Общеизвестна кипучая деятельность монарха, оставившего глубокий след во всех сферах жизни страны: экономической, социальной, дипломатической, военной, культурной и др. Он законодательствовал, участвовал в сражениях на суше и на море, вникал во все детали жизни общества. Итог его правления можно формулировать одной фразой: он возвел Московию в ранг европейской державы.

Он не только царствовал, и управлял, нес тяжкое бремя служения государству, не жалел, как он писал, «живота своего» на военной и гражданской службе».



2 вариант.

Часть А: Задания с выбором одного правильного ответа.


1. В каком году произошло Полтавское сражение?

1) 1702 г.

2) 1709 г.

3) 1711 г.

4) 1714 г.


2. Чем знаменателен в истории России 1703 г.?

  1) 

основанием Санкт-Петербурга

 2) 

победой в Полтавской битве

 3) 

началом царствования Петра I

 4) 

открытием Московского Университета



3. Как называлась политика Петра I, направленная на поощрение развития отечественного мануфактурного производства, защиту интересов русских купцов от иностранных конкурентов?

 1) 

протекционизмом

 2) 

благотворительностью

 3) 

секуляризацией

 4) 

просвещенным абсолютизмом


4. В результате Северной войны Россия получила

  1) 

выход в Балтийское море

 2) 

Новгородские земли

 3) 

Смоленские земли

 4) 

Финляндию



  1. «Великое посольство» возглавил:

  1. Петр I;

  2. Б.Л. Шереметев;

  3. Ф. Лефорт.

  4. В.В. Голицин



ЧАСТЬ В.

1. Определите последовательность войн и военных походов XVII – XVIII вв.


  

А) 

Северная война

Б) 

Смоленская война

В) 

Каспийский поход Петра I

Г) 

Азовские походы


2. Установите соответствие между событиями и их датами.


  

СОБЫТИЯ

 

ДАТЫ

1) 

Учреждение Синода

2) 

Указ о единонаследии

3) 

Учреждение Сената


   

А) 

1711 г.

Б) 

1722 г.

В) 

1714г.

Г) 

1721 г.





  1. Укажите ДВОИХ из перечисленных, которые относятся к сподвижникам Петра?


  1. В.В. Голицын


  1. Д.М. Пожарский


  1. Ф.Я. Лефорт


  1. А.Д. Меншиков


  1. А.Г. Орлов




  1. Прочтите отрывок из Манифеста от 25 января 1721 г. и

напишите название учреждения, о котором идёт речь.

«Между многими, по долгу богоданной нам власти, попечением

о исправлении народа нашего, и прочих подданных нам государств, несмотря и на духовный чин, и видя много нестроения и великую в делах его скудость, уставляем духовную коллегию, то есть духовное соборное правительство, которое имеет всякие духовные дела во всероссийской церкви управлять. И повелеваем всем верным подданным нашим, всякого чина, духовным и мирским, иметь сие за важное и сильное правительство и указов его слушать во все, под великим за сопротивление и ослушание наказанием».




3 вариант.


Часть А: Задания с выбором одного правильного ответа.



1. Годы – 1700, 1709, 1721 – относятся к событиям

  1) 

Северной войны

 2) 

Реформ Петра I

 3) 

городских восстаний

 4) 

русско-турецких войн



2. Какую битву Петр I назвал "матерью Полтавской баталии"?

  1) 

сpажение пpи Лесной

 2) 

взятие Нарвы

 3) 

взятие Нотебуpга

 4) 

битву при Ниеншанце


3. Какое из перечисленных понятий возникло в ходе военных реформ Петра Первого?

 1) 

стрелецкое войско

 2) 

рекрутчина

 3) 

всеобщая воинская обязанность

 4) 

«полки иноземного строя»


4. В 1722 г. Петр I принял Указ о престолонаследии, в результате которого государь получил право

  1) 

лично выбирать и назначать наследника

 2) 

выбирать наследника вместе с Сенатом

 3) 

передавать престол строго по наследству

 4) 

передавать престол только по мужской линии




5. Кто из названных деятелей входил в число сподвижников Петра I?

1) Алексей Адашев

3) Григорий Потемкин

2) Борис Иванович Морозов

4) Александр Меншиков



ЧАСТЬ В.


1. Определите последовательность народных выступлений XVII – XVIII вв.


  

А) 

Восстание Кондратия Булавина

Б) 

Восстание под предводительством С. Разина

В) 

Астраханское восстание

Г) 

Соляной бунт



2. Установите соответствие между событиями и их датами.


  

СОБЫТИЯ

 

ДАТЫ

1) 

Открытие Кунсткамеры

2) 

Введение гражданской азбуки

3) 

Издание первой печатной газеты


   

А) 

1710 г.

Б) 

1711 г.

В) 

1714г.

Г) 

1703 г.




3. Какие ДВА из перечисленных мероприятий относятся к царствованию Петра I

  1. Принятие «Табели о рангах»

  2. Принятие Соборного Уложения

  3. создание полков «нового строя»

  4. разделение страны на губернии.

  5. Создание системы приказов

4. Прочтите отрывок из Указа Петра I от 1711 г. и напишите

название государственного органа, которому были даны

описанные полномочия.

«Указ, что по отбытии нашем делать. 1. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать...; то же и ябедникам... 2. Смотреть во всем государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные снять. 3. Денег, как возможно, збирать, понеже деньги суть артерии войны. 4. Дворян собрать молодых... 5. Век- сели исправить и держать в одном месте. 6. Товары, которые... по канцеляриям... осмотреть и освидетельствовать...».



4 вариант.

Часть А: Задания с выбором одного правильного ответа.


1. Когда в России было введено новое летосчисление?

 1) 

1 января 1700 г.

 2) 

1 сентября 1709 г.

 3) 

1 января 1725 г.

 4) 

  1. сентября 1721 г.


2. Знаменитое морское сражение в период Северной войны:

  1. Гангутское;

  2. Азовское;

  3. Балтийское;

  4. Полтавское.


3. Как назывались в начале XVIII в. собрания-балы в домах российской знати?

 1) 

резиденциями

 2) 

ассамблеями

 3) 

магистратами

 4) 

сессиями


4. . В результате государственных и административных реформ Петра I в России

  1) 

утвердилась абсолютная власть монарха

 2) 

усилилась роль Земских соборов

 3) 

усилилась роль Боярской Думы

 4) 

утвердилась роль Верховного Тайного Совета



  1. Одним из соратников Петра I был


  1. В. Голицын

  2. А. Ордин-Нащокин

  3. Э. Бирон

  4. Б. Шереметьев

ЧАСТЬ В.


1. Расположите в хронологической последовательности события внешней политики России в конце XVII - XVIII в.


  

А) 

Крымские походы В.В. Голицина

Б) 

заключение Ништадтского мира

В) 

Прутский поход

Г) 

Азовские походы


2. Установите соответствие между понятиями и их определениями.





  

ПОНЯТИЯ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А)

Синод

Б) 

коллегия

В) 

Сенат


   

1) 

Орган центрального управления по отраслям

2) 

Высшее правительственное учреждение, обладающее законодательными, распорядительными и судебными функциями

3) 

Административная единица России

4) 

Духовная коллегия




3. Какие ДВА из перечисленных восстаний относятся к царствованию Петра I

  1. Восстание под предводительством И. Болотникова

  2. Астраханское восстание

  3. Восстание под предводительством К. Булавина

  4. Медный бунт

  5. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва


4. Прочитайте отрывок из записок секретаря прусского посольства при русском дворе (XVIII в.) и напишите название экономической политики, о проведении которой идет речь в приведенном отрывке.

«У него были очень здравые мысли о полезном и вредном для торговой промышленности… при своих учреждениях для торговли он имел в виду следующие предметы: 1) как бы ему уменьшить количество иноземных товаров, привозимых в Россию, и за то увеличить вывоз своих туземных; …

3) вырвать морскую торговлю из рук овладевших ею иностранцев и поощрять своих, русских, к перевозке их товаров на собственных судах в чужие края…».



5 вариант.


Часть А: Задания с выбором одного правильного ответа.


  1. В каком году издан указ об учреждении Академии наук?

  1. 1700 г

  2. 1709 г

  3. 1722 г

  4. 1724 г.


  1. Титул, который был присвоен Петру I Сенатом в 1721 году после окончания Северной войны:

  1. Царь;

  2. Патриарх;

  3. Император.

  4. Король


3. Какое из приведенных ниже понятий связано с социально-экономическими преобразованиями Петра I?

 1) 

пожилое

 2) 

выкупные платежи

 3) 

подушная подать

 4) 

десятина


4. Создание в России в 1721 г. Святейшего Правительствующего Синода привело к

 1) 

подчинению церкви государству

 2) 

церковному расколу

 3) 

усилению позиций патриарха

 4) 

учреждению в России патриаршества



5. Укажите фамилию автора энциклопедии математических знания «Арифметики»:

  1. Яков Брюс

  2. Леонтий Магницкий

  3. Мелентий Смотрицкий

  4. Василий Бурцев


ЧАСТЬ В.


1. Расположите в хронологической последовательности события Северной войны.

А) взятие крепости Нарва

Б) Прутский поход

В) битва при Лесной

Г) поражение русских войск под Нарвой.


2. Установите соответствие между понятиями и их определениями.



  

ПОНЯТИЯ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А)

ассамблея

Б) 

Посессионные крестьяне

В) 

Приписные крестьяне


   

1) 

Дворцовые крестьяне, которые вместо уплаты подати должны были работать на казённых или частных заводах, т.е. были прикреплены к ним.

2) 

Собрание-балл с участием женщин в домах российской знати

3) 

Естественно-научный музей

4) 

Государственные крестьяне, переданные властями купцам во владение для работы на частных предприятиях            




3. Какие ДВА из перечисленных событий относятся к периоду Северной войны?

  1. сражение у острова Гренгам

  2. взятие крепости Кольберг

  3. битва под Нарвой

  4. взятие Азова

  5. сражение у реки Рымник


4. Прочтите отрывок из сочинения С.М. Соловьева и назовите, кто скрывался под именем Петра Михайлова.

«...При разных дворах является русское посольство. Его два великих полномочных посла: один иностранец, женевец Лефорт, другой русский, Головин; в свите посольства удивительный молодой человек, называется Петр Михайлов, он отделяется от посольства, останавливается в разных местах, учится, работает, особенно занимается морским делом...»


Контрольная работа № 5 «Россия в 1762 – 1801 годах»

Вариант IЧасть 1

Эта часть работы содержит задания А1-А8 с выбором ответа. Из четырёх предложенных вариантов ответа только один верный. Внимательно прочитайте каждое задание и все варианты ответа. Запишите выбранный вами вариант ответа.

А1. Одно из самых крупных мероприятий Екатерины II в духе «просвещённого абсолютизма»:

а) учреждение дворянского Вольного экономического общества

б) губернская реформа

в) секуляризация церковных земель

г) разработка нового свода законов

А2. Уложенная комиссия была созвана для:

а) разработки нового свода законов

б) совершенствования органов государственного управления

в) решения крестьянского вопроса

г) реформирования системы местного управления

А3. Главная причина крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачёва:

а) введение новых налогов в пользу государства

б) усиление власти и произвола помещиков над крестьянами

в) создание регулярной армии и рекрутские наборы

г) закрепощение крестьян

А4. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва проходила в:

а) 1763 – 1765 гг. в) 1773 – 1775 гг.

б) 1771 – 1774 гг. г) 1783 – 1786 гг.

А5. Развитие новых форм хозяйствования тормозило:

а) сохранение крепостнической системы

б) господствующее положение в экономике дворянства

в) медленное освоение природных богатств и земель

г) слабое развитие внутренней торговли

А6. Политика «вооружённого нейтралитета» была провозглашена Екатериной II в связи с:

а) войной за независимость английских колоний в Северной Америке

б) революционными событиями во Франции

в) Семилетней войной

г) греческим проектом императрицы

А7. В интересах крестьянства Павел I:

а) ограничил барщину тремя днями

б) установил размер денежного оброка

в) перевёл монастырских крестьян на положение государственных

г) запретил передачу государственных крестьян в частные руки

А8. Одной из особенностей театральной жизни России в XVIII в. было появление:

а) профессионального публичного театра

б) балетных постановок

в) крепостных театров

г) оперных постановок

Часть 2

В этой части содержатся задания В1-В2, которые требуют ответа в виде сочетания букв и цифр.

В1. Укажите три верных утверждения:

а) губернская реформа привела к усилению контроля властей над населением страны

б) внутренняя политика Екатерины II проводилась в интересах всех слоёв населения

в) успехи развития в сельском хозяйстве были связаны с применением технических новшеств и новых форм труда

г) первый публичный театр был основан Ф. Г. Волковым в Ярославле

д) первым мероприятием Павла I стало изменение порядка престолонаследия

е) в царствование Екатерины II по инициативе Е. Р. Воронцовой-Дашковой открывается Московский университет

В2. Установите соответствие между датами и событиями.

1) 1783 г. А) Итальянский и Швейцарский походы А. Суворова

2) 1785 г. Б) присоединение Крыма к России

3) 1799 г. В) «Жалованная грамота дворянству»

4) 1801 г. Г) заговор против Павла I

Часть 3

Задания С1-С2 предусматривают развернутый ответ в свободной форме. Внимательно прочтите отрывок из исторического текста и кратко ответьте на вопросы.

Манифест Е. И. Пугачёва Яицкому войску

Самодержавнаго амператора, нашего великаго государя Петра Федаровича всероссийскаго: и прочая, и прочая, и прочая.

Во имянном моем указе изображено яицкому войску: как вы, други мои, прежным царям служили до капли своей до крови, дяды и оцы вашы, так и вы послужити за свое отечество мне, великому государю амператору Петру Федаровичу. Когда вы устоити за свое отечество, и ни истечет ваша слава казачья от ныне и до веку и у детей вашых. Будити мною, великим государям, жалованы: казаки и калмыки и татары. И каторые мне, государю императорскому величеству Петру Федоравичу, винъныя были, и я, государь Петр Федаравич, во всех винах прощаю и жаловаю я вас: рекою с веръи.... и до усье, и землею, и травами, и денижъным жалованьям, и свиньцом, и порахам, и хлебным правиянтьтам.

Я, велики государь амператор, жалую вас Петр Федаравич.

Орлов А. С. Хрестоматия по истории России. М., 2003. С. 207

С1. Основываясь на тексте документа, отметьте, что было обещано, пожаловано Яицкому войску?

С2. Объясните, почему Е. Пугачёв называет себя Петром Фёдоровичем.



Вариант II Часть 1

Эта часть работы содержит задания А1-А8 с выбором ответа. Из четырёх предложенных вариантов ответа только один верный. Внимательно прочитайте каждое задание и все варианты ответа. Запишите выбранный вами вариант ответа.

А1. Уложенная комиссия:

а) разработала новый свод законов

б) не приняла никаких решений и была распущена в связи с русско-турецкой войной

в) внесла поправки в действующее Соборное уложение

г) признала крайне тяжёлым положение крепостного крестьянства

А2. С критикой крепостнических порядков и пропагандой свободолюбивых идей выступили просветители:

а) Г. Г. Орлов, Р. И. Воронцов

б) А. Г. Орлов, Г. А. Спиридов

в) Н. И. Новиков, А. Н. Радищев

г) Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин

А3. «Жалованная грамота дворянству»:

а) подтвердила все привилегии, данные дворянству после смерти Петра I

б) восстановила закон о престолонаследии

в) устанавливала чёткую сословную структуру дворян

г) устанавливала сроки обязательной службы

А4. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва:

а) привела к отмене указа о праве помещика ссылать крестьян на каторгу в Сибирь

б) ничего не изменила в положении крестьянства и коренных народов Поволжья и Приуралья, казачества

в) заставила правительство восстановить самоуправление казачества

г) привела к принятию указов об улучшении положения работных людей

А5. В каком году в России начали выпускать бумажные деньги?

а) в 1768 г. в) в 1778 г.

б) в 1775 г. г) в 1785 г.

А6. Важное направление внутренней политики Павла I:

а) расширение привилегий дворянства

б) разработка нового свода законов

в) изменения в системе центрального управления

г) ограничение дворянских прав и привилегий

А7. Переход русской армии под командованием А. В. Суворова через Альпы проходил в:

а) 1789 г. в) 1799 г.

б) 1795 г. г) 1800 г.

А8. Крупнейший российский учёный-энциклопедист:

а) М. И. Шеин

б) М. В. Ломоносов

в) Г. В. Рихман

г) С. П. Крашенинников


Часть 2

В этой части содержатся задания В1-В2, которые требуют ответа в виде сочетания букв и цифр.

В1. Укажите три верных утверждения:

а) внутренняя политика Екатерины II носила противоречивый характер

б) крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва привела к ограничению крепостного права

в) Россия не принимала участия в первом разделе Речи Посполитой

г) успехи развития в сельском хозяйстве были связаны с применением технических новшеств и новых форм труда

д) в войне с Францией особенно ярко проявился талант двух великих русских военачальников – адмирала Ф. Ф. Ушакова и генералиссимуса А. В. Суворова

е) бунтовщиком хуже Пугачёва Екатерина II сочла А. Н. Радищева

В2. Установите соответствие между датами и событиями.

1) 1773 – 1775 гг. А) правление Павла I

2) 1783 г. Б) взятие Измаила А. Суворовым

3) 1790 г. В) присоединение Крыма к России

4) 1796 – 1801 гг. Г) крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва

Часть 3

Задания С1-С2 предусматривают развернутый ответ в свободной форме. Внимательно прочтите отрывок из исторического текста и кратко ответьте на вопросы.


Из Акта о порядке престолонаследия (5 апреля 1797 г.)

Общим нашим добровольным и взаимным согласием, по зрелом рассуждении и со спокойным духом, постановили сей акт наш общий, которым по любви к Отечеству избираем наследником по праву естественному после смерти моей, Павла, сына нашего старшего, Александра, а по нём всё его мужеское поколение. По пресечении ceго мужского поколения наследство переходит в род второго моего сына, где и следовать тому, что сказано о поколении старшего моего сына, и так далее, если бы более у меня сыновей было; что и есть первородство. По пресечении последнего мужского поколения сыновей моих наследство остаётся в сём роде, но в женском поколении последнецарствовавшаго.

Положив правила наследства, должен объяснить причины оных. Оне суть следующие: дабы государство не было без наследника. Дабы наследник был назначен всегда законом самим. Дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать. Дабы сохранить право родов в наследовании, не нарушая права естественного, и избежать затруднений при переходе из рода в род.

С1. Основываясь на тексте акта о порядке престолонаследия, укажите каковы причины его издания?

С2. Какой порядок наследования престола он устанавливал?



























37



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс