СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории для 7 класса ФГОС

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по истории России  6—10 класс  И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др., и авторской программы  Г.И. Годер, Н.И. Шевченко, А.Я. Юдовской «Всеобщая история. 5–9 класс». 

В соответствии с учебным планом в 7 классе введен региональный компонент на преподавание истории Брянского края в рамках курса истории. На учебный предмет история отводится 102 ч.  (из расчета 3 ч. в неделю): история России 42 ч., новая история 26 ч., археология Брянского края 34 ч.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории для 7 класса ФГОС»

Пояснительная записка

к рабочей программе по истории 7 класс

Рабочая программа по истории для 7 класса разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. № 1897 с изменениями);

- Письма Департамента образования и науки Брянской области от 04.04.2014г. № 3209-09-О «О разработке рабочих программ по предметам федерального компонента, включающим краеведческие модули, на уровне основного общего образования»;

- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 22» г.Брянска:

- учебного плана МБОУ «СОШ № 22» на 2017 – 2018 учебный год;

- авторской программы Г.И. Годер, Н.И. Шевченко, А.Я. Юдовской «Всеобщая история. 5–9 класс». М.: Просвещение, 2014.;

- авторской программы по истории России 6—10 класс И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др., ООО «Дрофа», 2016г.

- положения о рабочей программе учебного предмета, курса.


В соответствии с учебным планом в 7 классе на учебный предмет история отводится 102ч. (из расчета 3ч. в неделю): история России 42ч., новая история 26ч., археология Брянского края 34ч.

Цели и задачи курса

Целью обучения истории является:

- образование, формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

- развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом.

На основании требований ФГОС в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

Задачами обучения в основной школе предмета «История» являются:

- Приобретение знаний об историческом пути России с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса; знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности.

- Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.

- Воспитание в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.

- Овладение компетенциями:

Познавательной: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа, рисунка, исторических карт, схем, оценка, сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; умение работать с историческими справочниками и словарями в поиске необходимых знаний;

Регулятивной: формирование целеполагания; планирование, прогнозирование, творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля, коррекции и оценки своей деятельности.

Коммуникативной: овладение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

Личностной: формирование самоопределения личности; осмысление и нравственное оценивание своей и чужой деятельности, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях владение умениями совместной деятельности,

Общая характеристика курса

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом базовых принципов школьного исторического образования, целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 7 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Базовые принципы школьного исторического образования:

  • идея преемственности исторических периодов, в том числе непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования территории государства и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;

  • рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;

  • ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;

  • воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;

  • общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории;

  • познавательное значение российской истории;

  • формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.

Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.

Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:

  • принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;

  • многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;

  • многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;

  • исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;

  • антропологический подход, формирующий личностное, эмоционально окрашенное восприятие прошлого;

  • историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.

Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта.

Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.

Курс «История России» даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.

В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

Требования

к результатам обучения и освоения содержания курса по истории

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г. (ФГОС) содержание и методический аппарат учебника должны быть направлены на получение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

- воспитание личной гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству как к многонациональному и мультикультурному образованию;

- развитие личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно относится к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, истории, культуре;

- формирование толерантного отношения к религии, традициям, языку и ценностям народов России.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

- освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни ;

- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;

- умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, использовать информационно-коммуникационные технологии;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности

- умение формировать и осваивать универсальные учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности;

Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

- усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;

- расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;

- приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;

- освоение приемов установления причинно-следственных связей.


УМК по истории России:

  1. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2017.

  2. Клоков В.А., Симонова Е.В. Рабочая тетрадь История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2017


Структура учебного курса история России

Тема

Всего часов

1.

Введение

1

2.

Глава 1.  Создание Московского царства

12

3.

Глава 2. Смута в России

5

4.

Глава 3. «Богатырский век»

5

5.

Глава 4. «Бунташный век»

6

6.

Глава 5. Россия на новых рубежах

4

7.

Глава 6. В канун великих реформ

5

8.

Итоговое повторение

2

9.

Итого:

40

Содержание тем учебного курса


ИСТОРИЯ РОССИИ – 40 часов

РОССИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ (Россия на рубеже XVI—ХVII вв.)

Введение – 1 час

Глава 1. Создание Московского царства (12 часов)

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внутренняя и внешняя политика Ивана III. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства. Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Реформы Елены Глинской. Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.

Правление Ивана IV. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления..

Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложения о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.

19Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ. Расширение территории России в годы правления Ивана Грозного.

Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Васильевича. Царь Фёдор Иоаннович. Развитие русской культуры в XVI в. Борьба за власть. Учреждение патриаршества.

Избрание на царство Бориса Годунова. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Тявзинский мирный договор со Швецией, восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства, указ об «урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.

Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.

Глава 2. Смута в России (5 часов)

Причины, суть, участники, последствия Смутного времени. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Его внутренняя и внешняя политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.

Боярский царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М. В. Скопина-Шуйскогои Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.

Свержение Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612

Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. Начало царствования династии Романовых.

Глава 3. «Богатырский век» (5 часов)

Россия при первых Романовых.: усиление самодержавной власти. Оформление сословного строя. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения.

Духовенство. Казачество. Усиление роли барщины и оброка. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.

Глава 4. «Бунташный век» (6 часов)

Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б. И. Морозова и И. Д. Милославского, итоги его деятельности. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.

Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание под руководством Степана Разина.

Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества. Церковный собор 1666—1667 гг.

Глава 5. Россия на новых рубежах (4 часа)

Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой; противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России.

Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656—1658 гг. и ее результаты.

Русско-турецкие отношения. Конфликты с Османской империей. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Глава 6. В канун великих реформ(5 часов)

Политика Федора Алексеевича Романова. Борьба за власть в конце XVII в. Регентство Софьи Алексеевны. Хованщина. Россия накануне петровского правления. Просвещение и образование.Развитие литературы, архитектуры, изобразительного искусства. Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.

Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись. Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. «Домострой». Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.

Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля — первое учебное пособие по истории.

Изменения в картине мира в XVI—XVII вв. и повседневная жизнь человека. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быте высших слоев населения страны.

Итоговое повторение (2 часа)


УМК:

  1. Учебник А. Я. Юдовской, П. А. Баранова, Л. М. Ванюшкиной «Новая история. 1500—1800» М.: Просвещение, 2017

  2. А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. Рабочая тетрадь по Новой истории. - М: Просвещение 2017

Структура учебного курса «История Нового времени 1500-1800 гг.»


Тема

Всего часов

1

Глава 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация

12

2

Глава 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях)

4

3

Глава 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований

9

4

Глава 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации

2

5

Обобщение по курсу «История Нового времени 1500-1800 гг.»

1


Всего:

28



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА НОВАЯ  ИСТОРИЯ.  КОНЕЦ  XV—XVIII в. (28 ч)

Раздел I.  МИР  В  НАЧАЛЕ  НОВОГО  ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ  ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ  ОТКРЫТИЯ.  ВОЗРОЖДЕНИЕ.  РЕФОРМАЦИЯ (12 ч)

Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.

Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию. Путешествие Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернанд Магеллан. Первое кругосветное путешествие.

Западноевропейская колонизация «новых» земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.

Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития. Короли и парламенты. Судебная и местная власть под контролем короля. Общество и личность в условиях абсолютизма. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Создание национальных государств. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.

Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.

Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи Нового времени. Новое дворянство. Рост числа лиц, работающих по найму. Бродяжничество. Законы о нищих.

Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды европейского населения — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — менялась мода. Костюм — «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.

От Средневековья — к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.

Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Франсуа Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство в Западной Европе. Развитие светской музыкальной культуры.

Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения»: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в. Искусство Северного Возрождения*.

Развитие науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма*. Фрэнсис Бэкон и Ренэ Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.

Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной Реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.

Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.

Королевская власть и реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.

Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.

Раздел II. ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ  (БОРЬБА  ЗА  ПЕРВЕНСТВО В  ЕВРОПЕ И  В  КОЛОНИЯХ) ( 4ч )

Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе в Новое время.

Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни*. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики; внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.

Причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн* и его военная «система». Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения.

Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями.

Семилетняя война, ее участники и значение. Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.

Раздел III. ЭПОХА  ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (9 часов)

Просветители XVIII в. — наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескьео разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.

Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека новой эпохи в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хоггарт, Ж. Шарден.

Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление разума, утверждение торжества и победы светлых сил.

Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — «дешевая рабочая сила». Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.

Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.

Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. «Билль о правах». Претворение в жизнь идей Просвещения.

Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России. Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.

Франция в середине XVIII в. Характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г. — начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.

Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор.

Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт как военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.

Величие и трагедия Французской революции. Французская революция в мировой истории.

Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити.

Тема I V. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ (2 ч)

Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.

Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.

Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. Закрытие Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние.

Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.

Обобщающий урок по курсу «История Нового времени 1500-1800 гг.» - 1 час



Модуль «История Брянского края. Археология Брянского края»


Модуль «История Брянского края» в своей основе преследует ряд конкретных целей:

- вызвать у учащихся интерес к истории родного края,

- пробудить желание узнать как мож­но больше о своей малой родине,

- воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, активную гражданскую позицию,

- учиться на примере своих предков делать добрые дела для своего Отечества.


Предлагаемая программа по курсу «Брянский край. Археология Брянского края» составлена на основе регионального(национально-регионального) компонента под общим названием «Брянский край».

Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта учащихся, отражающую особенности культурно-исторического, природно-географического, социально-экономического развития региона и формирующую целостное представление о социуме и путях самоопределения в нём.

Под региональным (национально-региональным) компонентом понимается педагогически отобранный материал, раскрывающий:

  • Историческое, культурное, национальное, географическое, демографическое, природно-экологическое своеобразие региона, дополняющее содержание Федерального компонента;

  • Региональную специфику социальной жизни общества

Это реализуется в результате освоения содержания образования, дополняющего и конкретизирующего содержание разделов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Это позволит помочь ученикам осмыслить события и явления на пересечении глобальных российских тенденций, представлять различие и сходство процессов, общность судеб Брянской области и России в целом, будет способствовать формированию мировоззренческой, нравственной. Политической культуры учащихся, ориентации на гражданские и патриотические ценности, формированию позитивного и заинтересованного отношения к своей малой Родине.

Важным является формирование проектно- ориентированного мышления, умение выстраивать стратегию жизни и последовательно реализовывать её через систему практических действий на основе адекватной оценки своих возможностей и сложившееся ситуации.

С учётом специфики региона в качестве определяющей выбрана социокультурная модель регионального компонента. Центральной частью социокультурной модели является краеведческое содержание компонента. Краеведение включает в себя системный курс знания краеведения и деятельностное краеведение в сфере основного общего и среднего (полного) общего образования. Содержательные аспекты социокультурной модели могут быть реализованы через обогащение содержания федерального компонента государственного образовательного стандарта на базе местного материала.

Основные подходы при реализации минимума содержания образования предметов регионального компонента :

  • Краеведческий подход- выявление историко-культурных связей, знакомство с социальным и культурным пространством региона для развития самосознания школьника;

  • Содержательно-деятельностный подход- включение учащихся в активную творческую проектно- исследовательскую деятельность;

  • Личностно-ориентированный подход- создание условий для формирования готовности и потребности личности к самообразованию, ориентации в современном информационном пространстве социума, культуры и истории в рамках собственных проектов;

  • Практико-ориентированный подход с учётом условий местности;

  • Интегративный подход предполагает внутрипредметную интеграцию и межпредметные связи.В отборе содержания образования процесс интеграции призван обеспечить целостность взгляда на окружающий мир, в контексте которого видятся аспекты региональной жизни.


На занятиях курса учащиеся должны не только усвоить основы, элементы демократической, политической и правовой культуры и правосознания личности:

  • Получить дальнейшее развитие нравственных качеств, заложенных в начальной школе;

  • Продолжить процесс формирования элементарных правовых знаний(право, права, ответственность)

  • Закладываются представления о статусе гражданина, о государстве и обществе;

  • Знания полученные, при изучении этого курса способствуют становлению общественно-активной личности , обладающей гражданскими качествами.


УМК:
1.
Учебное пособие: Г.П. Поляков, А.А. Чубур «Археология Брянского края», 7 класс «Издательство Курсив», 2013г.

  1. Г.П.Поляков, А.А.Чубур «Брянские археологи - школьникам об археологии», Издательство «Курсив» 2012;


Структура учебного курса «Археология»

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Введение.

1 час

2.

Археологи Брянского края

10 часов

3.

Природа Брянского края в древности и в средневековье и её влияние на жизнь людей

3 часа

4.

Каменный век

4 часа

5.

Бронзовый век

2 часа

6.

Железный век.

3 часа

7.

Древнерусская эпоха (X-XIIIв.в.)

10 часов

8.

Обобщающее повторение

1 час

Итого: 34 часа




Тематическое планирование

по Всеобщей истории «История Нового времени. 1500-1800 гг.» 7 класс

(по учебнику Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкина Л.М.)

Тема раздела, урока

Количество часов


МИР  В  НАЧАЛЕ  НОВОГО  ВРЕМЕНИ.ВЕЛИКИЕ  ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ  ОТКРЫТИЯ.  ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ

12ч.

1

От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану

1

2

Великие географические открытия и их последствия.

1

3

Усиление королевской власти в ХVI-ХVII вв. Абсолютизм в Европе

1

4

Дух предпринимательства преобразует экономику

1

5

Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы

1

6

Мир художественной культуры Возрождения

1

7

Рождение новой европейской науки

1

8

Начало реформации в Европе. Обновление христианства.

1

9

Распространение реформации. Контрреформация

1

10

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях

1

11

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции

1

12

Повторение: Мир в начале нового времени

1


ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ 

13

Освободительная война в Нидерландах. Рождение республики Соединённых провинций.

1

14

Парламент против короля. Революция в Англии

1

15

Путь к парламентской монархии в Англии

1

16

Международные отношения в XVI-XVIII вв.

1


ЭПОХА  ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

9ч.

17

Великие просветители Европы

1

18

Мир художественной культуры Просвещения

1

19

На пути к индустриальной эре

1

20

Английские колонии в Северной Америке

1

21

Война за независимость. Образование США.

1

22

Франция в XVIIIв. Причины и начало Великой французской революции

1

23

Великая французская революция. От монархии к республике

1

24

От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта

1

25

Повторение: Эпоха Просвещения. Время преобразований

1


ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ

2ч.

26

Государства Востока: традиционные общества в эпоху раннего Нового времени.

1

27

Государства Востока. Начало европейской колонизации

1

28

Обобщение по курсу «История раннего Нового времени 1500-1800 гг.»

1ч.







Тематическое планирование

по истории России XVI – конец XVII века 7 класс

Тема раздела, урока

Количество часов

1

Введение.

1ч.


Создание Московского царства

12ч.

2,.3

Василий III и его время

2

4

Российское государство и общество: трудности роста.

1

5

Начало реформ Ивана IV. Избранная рада

1

6,7

Строительство царства

2

8

Внешняя политика Ивана IV

1

9

Ливонская война

1

10

Опричнина.

1

11

Итоги правления Ивана IV

1

12

Русская культура в XVI веке

1

13

Повторительно-обобщающий урок по теме «Создание Московского царства»

1


Смута в России

5ч.

14

Кризис власти на рубеже XVI-XVII веков

1

15

Начало Смуты. Самозванец на престоле

1

16

Разгар Смуты. Власть и народ

1

17

Окончание Смуты. Новая династия

1

18

Повторительно-обобщающий урок по теме «Смута в России»

1


«Богатырский век»

5ч.

19

Социально-экономическое развитие России в XVII веке

1

20

Сословия XVII века: «верхи» общества

1

21

Сословия XVII века: «низы» общества

1

22

Государственное устройство России в XVII веке

1

23

Повторительно-обобщающий урок по теме «Богатырский век»

1


«Бунташный век»

6ч.

24

Внутренняя политика царя Алексея Михайловича

1

25

Формирование абсолютизма

1

26,27

Церковный раскол

2

28

Народный ответ

1

29

Урок систематизации и обобщения знаний по теме «Бунташный век»

1


Россия на новых рубежах

4ч.

30,31

Внешняя политика России в XVII веке

2

32

Освоение Сибири и Дальнего Востока

1

33

Урок обобщения «Россия на новых рубежах»

1


В канун великих реформ

5ч.

34

Политика Фёдора Алексеевича Романова

1

35

Борьба за власть в конце XVII века

1

36

Культура России в XVII веке

1

37

Мир человека XVII века

1

38

Повторительно-обобщающий урок по теме «В канун великих реформ»

1

39,40

Повторительно-обобщающий урок «История России в XVI-XVII вв.»

2

Тематическое планирование

по курсу «Брянский край. Археология»


Тема раздела, урока

Количество часов

1

Введение.

1ч.


Археологи Брянского края

10ч.

2

История археологических находок в Брянском крае.

1

3

Первые профессиональные археологические исследования к. XIX – н. XX веков.

1

4

«Золотое десятилетие» краеведческой археологии

1

5

Археология Брянского края накануне Великой Отечественной войны.

1

6

«Предприятие Десна» профессора Воеводского

1

7

Очарованный наукой: Константин Михайлович Поликарпович

1

8

Трубчевский самородок: Всеволод Протасьевич Левенок.

1

9

От мамонтов до Дебрянска: Фёдор Михайлович Заверняев

1

10

Хранитель седой старины: Василий Андреевич Падин.

1

11

Повторительно-обобщающий урок «Археология, устремлённая в будущее»

1


Природа Брянского края в древности и в средневековье и её влияние на жизнь людей

3ч.

12

Природа ледникового периода.

1

13

Эпоха Потопа

1

14

Природная среда послеледниковой эпохи.

1


Каменный век

4ч.

15

Ранний палеолит

1

16

Поздний палеолит.

1

17

Финальный палеолит и мезолит: Охотники на северного оленя.

1

18

Неолит. Лесные охотники и рыболовы

1


Бронзовый век

2ч.

19

Культуры шнуровой керамики и боевых топоров.

1

20

Восточные соседи

1


Железный век.

3ч.

21

Ранний железный век. Строители городищ.

1

22

Праславяне.

1

23

Древние славяне и их соседи.

1


Древнерусская эпоха (X-XIIIв.в.)

10ч.

24

Неукреплённые поселения

1

25

Укреплённые поселения

1

26

Города

1

27

Жилища и хозяйственные сооружения.

1

28,29

Погребальные памятники и обряды.

2

30,31

Ремёсла и некоторые производящие промыслы.

2

32,33

Предметы вооружения и снаряжения всадника и коня.

2

34

Обобщающее повторение

1ч.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!