Михайлова А. Н. учитель истории
Рабочая программа по истории для 5 класса составлена в соответствии с ФГОС на основе авторских программ по истории: А.А. Вигасина, Г.И. Годера., И. С. Свенцицкой. «История Древнего мира» М.: Просвещение, 2015 год
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 5 «а» класса и специфики классного коллектива.
В 5 «а» классе достаточно дружный коллектив. Большая группа учеников проявляет желание и возможность изучать историю на продвинутом уровне. В классе есть ученики, заинтересованные в изучении истории на более высоком уровне, поэтому в содержание урока включаются задания повышенной трудности, занимательные задания, развивающие логическое мышление детей. С учётом этого в содержании уроков используются дифференцированные задания разной степени сложности.
В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
1. Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя.
2. Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре.
3. Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий – буддизма и христианства).
4. Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества, что дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения.
5. Формировать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.
№ п/п | Раздел | К-во ч | Планируемые результаты (можно на весь блок) | Форма занятий | Дата | Корректировка |
5 а | |
Тема урока | План | Факт |
1 | Что изучает история | 1 | Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать историю. | Беседа | 05.09.2017 | | |
| Раздел I. Жизнь первобытных людей (6ч) Глава 1. Первобытные собиратели и охотники |
2 | Древнейшие люди | 1 | Показывать на карте места расселения древнейших людей. Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы. Объяснять понятия религия, искусство. | Путешествие | 07.09.2017 | | |
3 | Родовые общины охотников и собирателей | 1 | Практикум | 12.09.2017 | | |
4 | Возникновение искусства и религии | 1 | Практикум | 14.09.2017 | | |
| Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы |
5 | Первобытные земледельцы и скотоводы | 1 | Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древних людей (орудия труда, и др.) для развития человеческого общества. Определять понятия: ремесло, плуг, соседская община, неравенство, вождь, знать, раб. | Лекция | 19.09.2017 | | |
6 | Возникновение неравенства между людьми | 1 | Практикум | 21.09.2017 | | |
7 | Повторительно-обобщающий урок: «Жизнь первобытных людей» | 1 | Работать с исторической картой; решать исторические кроссворды.
| СРУ
| 26.09.2017 | | |
| Раздел II. Древний Восток (21ч) Глава 3. Счёт лет в истории |
8 | Древний Восток От первобытности к цивилизации | 1 | | Практикум | 28.09.2017 | | |
| Глава 4. Древний Египет |
9 | Государство на берегах Нила | 1 | Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства. Раскрывать значение понятий и терминов фараон, жрец, раб, пирамида, папирус. Характеризовать 1) основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положение и др.; 2) особенности власти фараонов и порядок управления страной. Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в египетском обществе. Описывать предметы материальной культуры и произведений древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. | Путешествие | 03.10.2017 | | |
10 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 | Путешествие | 05.10.2017 | | |
11 | Жизнь египетского вельможи | 1 | Исследование | 10.10.2017 | | |
12 | Военные походы фараонов | 1 | Практикум | 12.10.2017 | | |
13 | Религия древних египтян | 1 | Беседа | 17.10.2017 | | |
14 | Искусство Древнего Египта | 1 | Защита творческих проектов | 19.10.2017 | | |
15 | Письменность и знания древних египтян | 1 | Практикум | 24.10.2017 | | |
16 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древний Египет» | 1 | СРУ | 26.10.2017 | | |
| Глава 5. Западная Азия в древности |
17 | Древнее Двуречье | 1 | Показывать на карте древние города и государства Восточного Средиземноморья. Объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита, значение перехода к монотеизму. | Путешествие | 31.10.2017 | | |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | Практикум | 02.11.2017 | | |
19 | Финикийские мореплаватели | 1 | Путешествие | 09.11.2017 | | |
20 | Библейские сказания Древнееврейское царство | 1 | Лекция | 14.11.2017 | | |
21 | Ассирийская держава | 1 | Рассказывать о культуре Древней Ассирии (используя иллюстративные материалы) Показывать на карте территорию Персидской державы, объяснять, как она управлялась. | Путешествие | 16.11.2017 | | |
22 | Персидская держава «царя царей | 1 | Практикум | 21.11.2017 | | |
23 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Государства Передней Азии» | 1 | СРУ | 23.11.2017 | | |
| Глава 6. Индия и Китай в древности |
24 | Природа и люди Древней Индии | 1 | Показывать на карте территорию Древней Индии. Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древней Индии, положение представителей различных варн (каст). Объяснять, какую роль играли идей индуизма и буддизма в жизни индийцев. Рассказывать о культуре Древней Индии, высказывать суждения о её вкладе в мировую культуру. | Путешествие | 28.11.2017 | | |
25 | Индийские касты | 1 | Беседа | 30.11.2017 | | |
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | Объяснять значение понятий империя, конфуцианство. Характеризовать занятия и положение населения в древнем Китае. Объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества. Называть изобретения и культурные достижения древних китайцев, высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру. | Исследование | 05.12.2017 | | |
27 | Первый властелин единого Китая | 1 | Практикум | 07.12.2017 | | |
28 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древние цивилизации Азии» | 1 | СРУ | 12.12.2017 | | |
| Раздел III. Древняя Греция (19ч) Глава 7. Древнейшая Греция |
29 | Греки и критяне | 1 | Показывать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Греции. Характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе. | Путешествие | 14.12.2017 | | |
28 | Микены и Троя | 1 | Путешествие | 19.12.2017 | | |
30 | Поэма Гомера «Илиада» и Одиссея» | 1 | Беседа | 21.12.2017 | | |
31 | Религия древних греков | 1 | Практикум | 11.01.2018 | | |
| Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием |
32 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | Характеризовать политический строй древнегреческих городов – государств (Афины и Спарта). Объяснять значение понятий полис, демократия, олигархия, колонизация, метрополия. Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах. Давать сравнительную характеристику общественно – политического устройства Афин и Спарты. Рассказывать, каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему. | Практикум | 16.01.2018 | | |
33 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | Практикум | 18.01.2018 | | | |
34 | Древняя Спарта | 1 | Путешествие | 23.01.2018 | | |
35 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей | 1 | Лекция | 25.01.2018 | | |
36 | Олимпийские игры в древности | 1 | Исследование | 30.01.2018 | | |
37 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства. Объяснять, что означало в Древней Греции понятие гражданин, приводить примеры гражданских поступков. | Практикум | 01.02.2018 | | |
38 | Нашествие персидских войск | 1 | Практикум | 06.02.2018 | | |
| Глава 9. Возвышение Афин в V (5-м) веке до н. 9. и расцвет демократии |
39 | В гаванях афинского порта Пирей В городе богини Афины | 1 | Рассказывать о развитии наук, образовании в древней Греции. Представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения. Объяснять, в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие. | Путешествие | 08.02.2018 | | |
40 | В афинских школах и гимнасиях | 1 | Беседа | 13.02.2018 | | |
41 | В афинском театре | 1 | Лекция | 15.02.2018 | | |
42 | Афинская демократия при Перикле | 1 | Характеризовать афинскую демократию при Перикле. | Практикум | 20.02.2018 | | |
| Глава 10. Македонские завоевания в IV (4-м) веке до н. э |
43 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского. Составлять исторический портрет (характеристику) Александра Македонского. Объяснять причины распада державы Александра Македонского, а также эллинистических государств Востока. Рассказывать значение понятия эллинизм. Называть и описывать памятники культуры периода эллинизма. | Беседа | 22.02.2018 | | |
44 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | Практикум | 27.02.2018 | | |
45 | В Александрии Египетской | 1 | Практикум | 01.03.2018 | | |
46 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древняя Греция» | 1 | СРУ | 06.03.2018 | | |
| Раздел IV Древний Рим (16ч) Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией |
47 | Древнейший Рим | 1 | Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии. Раскрывать значение понятий патриций, плебс, республика. Объяснять, кому принадлежала власть в Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе. Характеризовать верования древних жителей Италии. Раскрыть значение понятий консул, трибун, сенат, диктатор, легион. | Путешествие | 08.03.2018 | | |
48 | Завоевание Римом Италии | 1 | Практикум | 13.03.2018 | | |
49 | Устройство Римской республики | 1 | Практикум | 15.03.2018 | | |
| Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья |
50 | Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | Использовать карту при характеристике военных походов Рима. Характеризовать причины и итоги войн Рима. Рассказывать о хозяйственной жизни в Древнем Риме, положение трудового населения, рабов. | Практикум | 20.03.2018 | | |
51 | Установление господства Рима во всём Средиземноморье | 1 | Практикум | 22.03.2018 | | |
52 | Рабство в Древнем Риме | 1 | Практикум | 03.04.2018 | | |
| Глава 13. Гражданские войны в Риме |
53 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | Показывать на карте владения Римской империи, границы Западной и Восточной частей империи после её разделения. Раскрывать значение понятий император, провинция. Характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме, её участников, важнейшие события. | Практикум | 05.04.2018 | | |
54 | Восстание Спартака | 1 | Практикум | 10.04.2018 | | |
55 | Единовластие Цезаря | 1 | Лекция | 12.04.2018 | | |
| Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры |
56 | Установление империи. Соседи Римской империи | 1 | Рассказывать, как строились отношения между Римом и провинциями. Объяснять, в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых христиан в Риме. Показывать на карте направления переселений варварских племен и их вторжений на территорию Римской империи. Рассказывать о культурной жизни в Древнем Риме. Составлять описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учебника. Высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества. Выявлять примеры влияния античного искусства в современной архитектуре | Лекция | 17.04.2018 | | |
57 | В Риме при императоре Нероне | 1 | Лекция | 19.04.2018 | | |
58 | Первые христиане и их учение | 1 | Исследование | 24.04.2018 | | |
59 | Расцвет империи во II (2-м) веке н. э. Вечный город и его жители | 1 | Беседа | 26.04.2018 | | |
| Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи |
60 | Римская империя при Константине | 1 | Определять термины: варвары, епископ, церковь, папа; характеризовать личные качества императора Константина. | Практикум | 01.05.2018 | | |
61 | Взятие Рима варварами | 1 | Определять понятия: германцы, венеды, готы, вандалы, античная культура; определять причины падения Римской империи; извлекать полезную информацию из исторического источника | Практикум | 03.05.2018 | | |
62 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древний Рим» | 1 | Определять термины, изученные в разделе «Древний Рим»; называть главные события римской истории, главные достижения Римской культуры и значение римской цивилизации в мировой истории | СРУ | 08.05.2018 | | |
63 | Итоговое повторение по теме: «Древний мир» | 1 | | СРУ | 10.05.2018 | | |
| Политехнический компонент |
64 | Первобытное общество на территории Якутии | 2 | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям. Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; | Исследование | 15.05.2018 17.05.2018 | | |
65 | Происхождение народов Саха | 2 | Исследование | 22.05.2018 24.05.2018 | | |