СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории (элективный курс) «СЛАВЯНСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО: МИР БОГОВ, МИР ЛЮДЕЙ»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Программа по элективному предмету «Славянское язычество: мир богов, мир людей» для 9 класса составлена в соответствии с авторской программой И.И.Горшенина (учитель истории МОУ «СОШ №3» г. Хвалынска»).

          Программа элективного предмета «Славянское язычество: мир богов, мир людей» рассчитана на 10 часов (1 час в неделю) в 9 классе.

          Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений.

           В основу программы курса положена задача обогащения личности ребенка, развитие его творческих способностей и задатков через изучение родной культуры, возрождение русских традиций, освоение опыта и знаний предков, нравственно-патриотическое воспитание учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории (элективный курс) «СЛАВЯНСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО: МИР БОГОВ, МИР ЛЮДЕЙ»»

СЛАВЯНСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО: МИР БОГОВ, МИР ЛЮДЕЙ


I. Пояснительная записка

Программа по элективному предмету «Славянское язычество: мир богов, мир людей» для 9 класса составлена в соответствии с:

• Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. №1089);

• Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 г. №1312);

• Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

• Письмом Министерства образования Саратовской области от 08.07.2015 г. №01-26/45-41;

• Учебным планом МАОУ ООШ с. Пылковка;

• авторской программой И.И.Горшенина (учитель истории МОУ «СОШ №3» г. Хвалынска»).

Программа элективного предмета «Славянское язычество: мир богов, мир людей» рассчитана на 10 часов (1 час в неделю) в 9 классе.

Элективный курс «Славянское язычество: мир богов, мир людей» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений.

В основу программы курса положена задача обогащения личности ребенка, развитие его творческих способностей и задатков через изучение родной культуры, возрождение русских традиций, освоение опыта и знаний предков, нравственно-патриотическое воспитание учащихся.

В основу программы положен принцип изучения истории на основе гуманизации. Гуманизация при изучении данного курса прослеживается:

  • в отборе учебного материала (внимание к традициям культурного наследия, социальному поведению человека в период существования язычества у восточных славян);

  • в развитии нравственных принципов и духовных ценностей человечества;

  • в направленности преподавания на попытку проникновения учащихся в глубь явлений, на раскрытие таких аспектов исторического процесса, как время, роль языческой религии в понимании мира, мотивации поступков наших предков- то, что развивает способность понимания исторической эпохи;

  • в развитии творческого мышления и культурного кругозора учащихся.

Актуальность данного курса объясняется незначительным вниманием, уделяемым теме славянского язычества в современной школе, а ведь религиозные понятия и нормы столь густо пронизывали всю жизнь древнего человека, что совершенно невозможно судить даже о таких, казалось бы, сугубо материальных предметах, как оружие и украшения, не имея понятия о сложном комплексе верований, определявших изготовление и применение вещи.

Особенность курса в ориентации учащихся на поисковую деятельность, проблемный подход к изучаемому материалу.

Цели курса:

  • приобщение учащихся к истокам русской культуры, искусства, народного быта;

  • формирование у учащихся представлений о жизненных ценностях человека той эпохи, выработка личностного отношения к миру язычества, который жив и по сей день, несмотря на тысячу лет христианства и почти столетие навязанного атеизма;

  • развитие у учащихся умения планировать свою деятельность по подготовке докладов, сообщений, развивать свои исследовательские умения, доказывать свою точку зрения и выслушивать альтернативную, задавать вопросы одноклассникам и отвечать на них, выделять главное и систематизировать изученное, вести конспект.

Элективный курс рассчитан на 10 часов.













































Требования к уровню знаний учащихся:

  • определять и объяснять понятия;

  • уметь выделять главную мысль, идею в рассказе учителя, докладе одноклассника, в письменном тексте документа;

  • обобщать и систематизировать полученную информацию;

  • определять свою точку зрения, уметь ее формировать и аргументировать;

  • обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссиях, формировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями и докладами;

  • уметь конспектировать;

  • уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности.

Планируемый результат.

  1. Конечный: написание учащимися рефератов, докладов или сообщений, активное участие в семинарском занятии.

  2. Промежуточный: составление конспектов, схем, таблиц.

Дифференциация деятельности учащихся.

  1. Подготовка к прослушиванию лекций.

  2. Конспектирование лекций, разрешение проблемной задачи в ходе лекции.

  3. Написание реферата, доклада или сообщения.

  4. Присутствие на семинаре, заполнение таблицы отзывов на выступление одного из участников.

  5. Заполнение таблицы самооценки и предложений учащегося.




























Содержание курса.

Вводное занятие (1 час).

Как жили древние славяне? Занятия славян. О чем рассказал славянский календарь?

Тема 1. Мир богов (4 часа).

Рождение богов и мира. Мать земля и отец Небо. Представления славян о земном устроении. Перун, Сварог и Сварожичи, Боги, рожденные Дивом. Род и Рожаницы. Темные боги.

Тема 2. Мир людей: между своими и чужими (2 часа).

Мир людей: между своими и чужими (о границах, разделяющих пространство).

Тема 3. Человеческая жизнь: от смерти к рождению(2 часа).

Человеческая жизнь от смерти к рождению (о временных границах и циклах человеческой жизни).

Итоговое занятие-семинар (1 час).








































II. Учебно-тематический план


п/п

Тематический блок

Количество

часов (в год)

Тема 1. Введение.

1

1

Введение в курс. Как жили древние славяне? Занятия славян. О чем рассказал славянский календарь?

1

Тема 1. Мир богов.

4

2

Рождение богов и мира.

1

3

Представления славян о земном устроении.

1

4

Светлые и темные боги.

1

5

Изготовление аппликаций: славянские боги.

1

Тема 2. Мир людей: между своими и чужими.



2

6

Мир людей: между своими и чужими.

1

7

Мир людей: между своими и чужими. О границах, разделяющих пространство.

1

Тема 3. Человеческая жизнь: от смерти к рождению.


2

8

Человеческая жизнь от смерти к рождению.

1

9

Человеческая жизнь от смерти к рождению. О временных границах и циклах человеческой жизни.

1

Повторительно-обобщающее занятие.

1

10

Итоговое занятие «Славянское язычество: мир богов, мир людей».

1


























Учебно-тематический план.


п/п

Наименование тем курса, основное содержание

Кол- во часов

ИКТ

Домашнее

задание

Дата


Корректировка



1.

Занятие 1.

Введение в курс.

Как жили древние славяне? Занятия славян. Условия жизни. О чем рассказал славянский календарь?

1 ч.

Презентация

«Как жили древние славяне? Занятия славян».

Работа с источниками.

07.04


2.

Тема 1. Мир богов.

Занятие 2. Рождение богов и мира. Представления славян о земном устроении. Мать Земля и Отец Небо.

1 ч.

Презентация докладов сообщений по теме: поэтические крестьянские сказания – мифы о сотворении мира

Решение проблемной задачи.

14.04


3.

Занятия 3,4. Светлые и темные боги.

2 ч.


Составление таблицы богов

21.04



4.

Занятие 5.

Изготовление аппликаций: славянские боги.

1 ч.


Изготовление аппликаций

28.04


5.

Тема 2.Мир людей.

Занятия 6, 7.

Мир людей: между своими и чужими (о границах, разделяющих пространство)

2 ч.


Составить развернутый

план

05.05


6.

Тема 3.Человеческая жизнь: от смерти к рождению.

Занятия 8, 9.

Человеческая жизнь от смерти к рождению (о временных границах и циклах человеческой жизни)

2 ч.


Составить план.

12.05


7.

Занятия 10

Итоговое занятие.

1 ч


Заполнить

таблицу самооценки и предложений

19.05


ИТОГО:

10ч.












































Список литературы.

  1. Гузик М.А., Зеликова Н.В. Учебный путеводитель по художественной культуре. – М.: Просвещение, 2002.

  2. Мифология Издательство Саратовского университета, 1994. Книга 2.

  3. Мифологический словарь. Под ред. Мелетинского С.М. – М., 1991.

  4. Мифы народов мира. – М., 1982. Т.1, Т.2.

  5. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. – Л., 1993.

  6. Русский народный свадебный обряд. – Л., 1978.

  7. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1981.

  8. Семенова М. Быт и верования древних славян. Изд. «Азбука» С-Пб., 2001.

  9. Чмыхов Н.А. Истоки язычества Древней Руси. – Киев, 1990.










































Методические рекомендации.

Занятие 1. Введение в курс

Цели.

  1. Вызвать интерес к содержанию курса.

  2. Определить для учащихся задачи курса, наметив основные направления работы на занятиях.

  3. Определить долгосрочные задания на последующие занятия курса.

Ход занятия.

Звучит произведение Мусоргского «Рассвет на Москва-реке».

Утро пробуждается природа.

Первые рассветные лучи

На воротах древнего поселка

Отблески оставили свои.

Здесь живет народ,

Высокий и красивый, -

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины, изящные как ивы,

Дети, словно крепкие дубки.

Беседа с опорой на знания учащихся: что вам известно о древних славянах? Как жили славяне? Назовите их основные занятия. Что вы можете сказать о верованиях древних славян? Работа с источниками. Каждый учащийся работает с текстом.

Прокопий Кессарийский о верованиях древних славян (определяем, что славяне были язычниками, а также особенности языческих верований).

Н.М. Карамзин о верованиях древних славян (определяем основных богов славянского пантеона).

Учитель. Однако если мы обратимся к славянскому календарю, то увидим, что языческих праздников – «событий» гораздо больше, чем богов, о которых шла речь в предыдущих источниках.

Работа с источником.

Каждый учащийся работает с тестом «Из славянского календаря» (определяем, что у славян существовали 4 цикла праздников, выявляем новые культы, о которых не упомянуто в источниках, рассмотренных ранее).

Мини-лекция. Иногда говорят, что о славянском язычестве почти ничего не известно. На самом деле так считают лишь те, кому лень прочесть книги ученых-археологов, этнографов, историков религий, специалистов по верованиям древних славян и смежных с ними народов. В научных библиотеках можно найти великое множество книг, в которых эти ученые рассказывают о том, что им удалось выяснить. Одна беда, ученые чаще всего пишут свои книги для таких же, как они сами, специалистов: большинству обычных читателей их сложно понять. К сожалению, нет о славянском язычестве просто и доступно написанных книг, подобных тем, что существуют о древнегреческой, древнеримской мифологии.

Однако древняя религия наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в наших повседневных обычаях. Доказательства? Сколько угодно.

Спросим себя, к примеру: почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на свадьбе разбивают тарелку? Почему вселяясь в новый дом, первым в него впускают кота? Многие скажут: на счастье. Но разве это объяснение? А ведь все перечисленные обычаи как раз оттуда, из наших языческих времен. Там в этом загадочном и невероятно интересном мире, коренится наше мировоззрение. Неужели же справедливо, что мы во всех подробностях изучаем египетских, греческих, римских богов, своих не знаем даже, как звать. Вот и давайте, на наших занятиях восстановим историческую справедливость. Попытаемся уяснить основные принципы славянской мифологии. Думаю, это будет интересно. Ведь человеку важно знать, откуда он родом.

Наши занятия помогут вам значительно углубить знания по теме «Религия восточных славян», развивать коммуникативные способности через развитие навыка ведения дискуссии, выступления по заданным вопросам, совершенствовать навыки самостоятельного научного поиска при подготовке докладов, сообщений.

Долгосрочные задания.

  1. Вопросы к семинару.

  2. Примерная тематика докладов, сообщений, рефератов.

  3. С сегодняшнего дня начните сбор публикаций по теме «Русь языческая» для подготовки своих выступлений на итоговом семинаре.

Итоговая рефлексия.

В конце каждого занятия оформляйте карту самоконтроля и предложений учащихся.


Тема занятия

Моменты

занятия,

вызвавшие интерес

Что не понравилось

Моя личная

активность

(по пятибалльной системе)

Моя оценка за все занятие (по пятибалльной системе)

Мои

предложения

учителю


Приложение 1

Прокопий Кессарийский о верованиях древних славян.

«Они считают, что только один бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принесут жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят всем жертвы и при помощи этих жертв производят и гадания».

Н.М. Карамзин о верованиях древних славян.

«В России до введения Христианской Веры первую степень между идолами занимал Перун, бог молнии… Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, а в Новегороде над рекою Волховом: был деревянный, с серебряною головою и с золотыми усами.

Летописец именует еще идолов Хорса, Дажебога, Стрибога, Самаргла и Мокоша, не объявляя, какие свойства и действия, приписывались им в язычестве. В договоре Олега с греками упоминается еще о Волосе, которого именем клялися россияне в верности, имев к нему особенное уважение: ибо он считался покровителем скота, главного их богатства… Бог веселия, любви, согласия и всякого благополучия именовался в России Ладо; ему жертвовали вступающие в брачный союз, с усердием воспевая имя его, которое слышим и ныне в старинных напевах…

Купалу, богу земных плодов, жертвовали перед собиранием хлеба. Молодые люди украшались венками, раскладывали ввечеру огонь, плясали около него и воспевали Купала…

24 декабря язычники русские славили Коляду, бога торжеств и мира. Еще в наше время, накануне рождества, дети земледельцев собираются колядовать под окнами богатых крестьян, величают хозяина в песнях, твердят имя Коляды и просят денег…

Доныне простые люди говорят у нас о леших, которые видом подобны сатирам, живут будто бы в темноте лесов, равняются с деревьями и травою, ужасают странников, обходят их кругом и сбивают с пути; о русалках или нимфах дубрав, о благодетельных и злых домовых, о ночных кикиморах, и проч.»

Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1998.