Содержание
Аннотация к рабочей программе_____________________________
Планируемые результаты освоения учебного предмета _________
Содержание учебного предмета_____________________________
Календарно-тематическое планирование по истории Курского края в 7 классе_____________________________
Аннотация к рабочей программе по истории Курского края в 7 классе
Рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы регионального компонента содержания образования Курского областного ИПК и ПРО.
Региональное пособие «История и современность Курского края» под редакцией Королева Б.Н.
На изучение истории Курского края в 7 классе отводится 34 часа.
Срок реализации программы – 1 год.
Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты изучения истории Курского края учащимися основной школы включают:
— воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, своему краю, чувства гордости за свою малую Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;
— осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
— усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
— понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность, как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты изучения истории Курского края учащимися основной школы включают:
— способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль но результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
— владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и пр.);
— использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов;
— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия и школе и социальном окружении;
— владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с партнёрами, продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его участников.
Предметные результаты изучения истории Курского края учащимися основной школы включают:
— формирование уважительного отношения к истории своего края, Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;
— формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми; ценностей и идеалов на основе изучения исторического опыта России;
— овладение целостным представлением об историческом пути народов нашего края и России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;
— формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, осмысления жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
— развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая её познавательную ценность;
— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории нашего края;
— приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия своего народа, родного края, России, проявление стремления сохранять и приумножать культурное наследие;
Предполагается, что в результате изучения истории Курского края в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
знаниями:
1) ключевых исторических событий (время, место, участники, обстоятельства);
2) периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);
3) основных информационных источников по историческим периодам;
4) наиболее распространённых и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений и личностей прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе;
умениями:
1) извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики и пр.);
2) сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;
3) различать факты и их интерпретации, оценки; классифицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;
4) давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;
5) на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
6) определять и аргументировать своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории Курского края;
7) применять исторические знания для интерпретации и опенки современных событий, в общении, в поликультурной среде.
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события истории Курского края, соотносить хронологию истории России и истории Курского края;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и, Курской области, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений—походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию из различных источников по истории нашего края,
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в Курском крае и в России, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях истории Курского края.
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития Курского края; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры нашего края;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и истории Курского края;
• давать оценку событиям и личностям нашего края;
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Курского края;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и отдельно Курского края, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории своего края при составлении описаний исторических и культурных памятников своей местности, края и т. д.
Содержание учебного предмета курса
Разделы, изучаемые в 7 классе
Введение – 1 час
Тема 1. Славяне и Русь – 4 часа
Тема 2. Родная земля: далекие были – 6 часов
Тема 3. Курский край в 17 веке – 3 часа
Тема 4. Кризис крепостного строя -3 часа
Тема 5. 19 век: развитие Курской губернии – 3 часа
Тема 6. Пореформенный скачок -3 часа
Тема 7. Канун великих потрясений – 3 часа
Тема 8. Курский край в годы интервенции и гражданской войны – 3 часа
Тема 9. Эпоха «русского чуда» : героизм и бол народа – 3 часа
Календарно-тематическое планирование
По истории Курского края
В 7 классе
№ п/п | История Курского края 7 класс – 34 часа. Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Домашнее задание | Характеристика основных видов деятельности |
Примечание | |
По плану | фактическая |
1. | Введение | 1 | | | С.3-6 | Активизировать знания из курсов истории о видах исторических источников | |
| Тема 1. Славяне и Русь. | 4 ч. | | | | | |
2. | Время появления славян и география их расселения. | 1 | | | С.7-13 | Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения славян, природные условия, их занятие. Описывать жизнь и быт, верования славян. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. | |
3. | Экономика и культура полян. | 1 | | | С.13-21 | Описывать жизнь и быт, верования славян. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. | |
4. | Русские: кто мы? | 1 | | | С.22-30 | Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения славян, природные условия, их занятие. Описывать жизнь и быт, верования славян. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. | |
5. | Феодосий Печерский – родоначальник российской духовности | 1 | | | С.30-49 | Составлять характеристику родоначальника российской духовности- Феодосия Печерского | |
| Тема 2. Родная земля: далекие были. | 6 ч. | | | | | |
6. | Древние города северской земли. | 1 | | | С.59-63 | Раскрывать причины и время образования древних городов северской земли. Показывать на карте Курской области древние города. | |
7. | Борьба против кочевников. | 1 | | | С.63-66 | Изучать материалы, свидетельствующие о борьбе курян против кочевников, сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения | | |
8. | Нашествие монголо-татар | 1 | | | С.67-70 | Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей, сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Объяснять причины успеха монголов. | | |
9. | Курский край и Литва. | 1 | | | С.70-75 | Объяснять, в чем выражалась зависимость Курского края от Литвы. Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счёт русских земель. | |
10. | На охране границ. | 1 | | | С.76-82 | Показывать на исторической карте территорию Курского края, и приграничные территории. | |
11. | Курский край в конце 16-начале 17 вв. | 1 | | | С.82-89 | Выявлять на основе текста учебника изменения в развитии Курского края в конце 16- начале 17 вв. | |
| Тема 3. Курский край в 17 веке. | 3 ч. | | | | | |
12. | Исторические документы о судьбе курской земли. | 1 | | | С.97-104 | Изучать материалы, свидетельствующие об изменениях, которые произошли на Курской земле в 17 веке. | |
13. | Противоречия экономики и политическая борьба. | 1 | | | С.104-113 | Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития Курского края в 17 веке. | |
14. | Быт и культура курян. | 1 | | | С.113-116 | Характеризовать особенности жизни и быта курян, проводить поиск информации для сообщений о культуре курян в 17 веке. | |
| Тема 4. Кризис крепостного строя. | 3 ч. | | | | | | |
15. | Сословно-классовый характер курского общества. | 1 | | | С.117-131 | Характеризовать сословно-классовый характер курского общества. | |
16. | Промышленность и ремесло 18 века. | 1 | | | С.131-137 | Характеризовать особенности хозяйственного механизма, сложившегося в 18 веке в Курском крае. | |
17. | Предчувствие кризиса страны. | 1 | | | С.142-150 | Называть события, определяемые историками, как кризис страны. | |
| Тема 5. 19 век: развитие Курской губернии. | 3 ч. | | | | | |
18. | Уклады хозяйства и их противоречия. | 1 | | | С.168-170 | Характеризовать социально-экономическое развитие Курского края в 19 веке. | |
19. | Рост товарного производства. | 1 | | | С.170-178 | Называть причины роста товарного производства Курского края | |
20. | Они прославили Россию. | 1 | | | С.178-182 | Давать характеристику исторических деятелей, прославивших Россию, давать оценку их деятельности | |
| Тема 6. Пореформенный скачок. | 3 ч. | | | | | |
21. | Земельная реформа 1861 года в Курском крае. | 1 | | | С.182-188 | Называть основные положения земельной реформы 1861 года в Курском крае. Приводить примеры характера и значения реформы, высказывать и обосновывать свою оценку. | |
22. | Начало индустриального развития. | 1 | | | С.188-193 | Объяснять причины промышленного подъёма и трудностей в развитии сельского хозяйства. | |
23. | Духовная жизнь курян. | 1 | | | С.193-202 | Характеризовать духовную и культурную жизнь курян, используя материалы краеведческих музеев. | |
| Тема 7. Канун великих потрясений. | 3 ч. | | | | | |
24. | Экономика и политика в начале столетия. | 1 | | | С.240-246 | Давать характеристику экономического развития Курского края в начале 20 века. | |
25. | Губерния в годы первой мировой войны. | 1 | | | С.246-247 | Раскрывать причины участия курян в Первой мировой войне. Характеризовать положение людей на фронте и в тылу. | |
26. | Советы на курской земле. | 1 | | | С.247-254 | Объяснять причины и сущность событий Октября 1917 года. Раскрывать причины прихода большевиков к власти. | |
| Тема 8. Курский край в годы интервенции гражданской войны. | 3 ч. | | | | | |
27. | Боевой восемнадцатый. | 1 | | | С.276-281 | Раскрывать причины Гражданской войны. Характеризовать социальные и политические силы. | |
28. | В кольце фронтов. | 1 | | | С.282-289 | Рассказывать о наиболее значимых событиях Гражданской войны на территории Курского края. | |
29. | Борьба с белополяками. | 1 | | | С.293-300 | Давать характеристику белого и красного движений. Проводить поиск информации о событиях 1918-1920 гг. в своем крае, представлять её в устном сообщении или презентации. | |
| Тема 9. Эпоха «русского чуда»: героизм и боль народа. | 3 ч. | | | | | |
30. | Индустриализация хозяйства области. | 1 | | | С.303, с.310-113 | Объяснять смысл понятия индустриализация, рассказывать о ходе индустриализации в Курском крае. | |
31. | Коллективизация курской деревни. | 1 | | | С.313-318 | Объяснять смысл понятия коллективизация, рассказывать о ходе коллективизации в Курском крае, в нашем районе. | |
32. | Опыт курян в преодолении неграмотности. | 1 | | | С.318-320 | Характеризовать особенности преодоления курянами неграмотности. Проводить анализ источников и архивных данных. | | |
33. | Итоговый урок-викторина по курсу истории Курского края. | 1 | | | | Систематизировать и обобщать знания по истории Курского края, выполнять разного уровня задания по курсу, уметь составлять вопросы викторины по курсу. | |
34. | Заключительный урок. | 1 | | | | Готовить исследовательские и проектные работы по вопросам истории Курского края. | |