2—3. Василий III и его время 4. Русское государство и общество в середине XVI в. 62 5. Начало реформ. «Избранная рада» Венчание Ивана IV на цар- ство. Восстание в Москве. «Из- бранная рада». Земский собор Объяснять причины и значение принятия Иваном IV царского титула Анализировать события 1547 г., указывать их причины и послед- ствия Характеризовать «Избранную раду» и Земский собор как правительственные учреждения Продолжать составление характе- ристики (исторического портрета) Ивана IV 6—7. Стро- ительство царства Судебник Ивана Грозного. Реформы центрального и местного управления. Военная рефор- ма. Стоглавый собор Характеризовать основные ме роприятия и значение реформ 1550-х годов Изучать исторические документы (отрывки из переписки Ивана IV с Андреем Курбским, записок иностранцев о России) и использо- вать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, о политике власти Объяснять значение понятий: централизованное государство, приказ, Земский собор, стрелецкое войско 8. Внешняя политика Ивана IV Присоедине- ние Казанского и Астраханского ханств. Значение присоединения Поволжья к Рос- сии и его послед- ствия. Покоре- ние Западной Сибири. Причины и начало Ливон- ской войны Использовать историческую карту для характеристики роста терри- тории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака Объяснять, какие цели пресле- довал Иван IV, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси Характеризовать причины успехов Руси в Поволжье и Сибири и неудач в Ливонской войне 9—10. Оп рич- ни на и ито ги царст во ва ния Ива на Гроз но го Смена внутрипо- литического кур- са. Опричнина, ее возможные причины и последствия. Объяснять причины, сущность и последствия опричнины Определять свое отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков 63 Продолжение табл. № урока, темы Содержание урока Вид деятельности учащегося Завершение Ливонской войны. Итоги царствования Ивана Грозного Завершить составление характе- ристики (исторического портрета) Ивана IV Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана Грозного, а также в обмене мнениями о них Обосновывать оценку итогов правления Ивана Грозного 11. Русская культура XVI в. Публицистика. Начало книгопе- чатания. Разви- тие архитектуры. Иконопись. Произведения декоративно- прикладного искусства. Народная культура Составлять описание памятников материальной и художествен- ной культуры, объяснять, в чем состояло их назначение, оценивать их достоинства Характеризовать основные жанры литературы, существовавшие в России XVI в. Осуществлять поиск информации для подготовки сообщений / презентаций о памятниках культуры XVI в. и их создателях (в том числе связанных с историей своего региона) Собирать информацию и готовить сообщения / презентации об иконах и храмах XVI в. (используя интернет-ресурсы и другие источники информации) Рассказывать о нравах и быте рус- ского общества XVI в. (используя отрывки из «Домостроя» и записок иностранцев, изобразительные материалы и др.) 12. Повто- рение и контроль Итоги уроков 2—11 Систематизировать исторический материал по изученному периоду Характеризовать общие черты и особенности развития в XVI в. России и государств Западной Европы Высказывать суждения о значении наследия XVI в. для современного общества Выполнять контрольные тестовые задания по истории России XVI в. 64 Продолжение табл. № урока, темы Содержание урока Вид деятельности учащегося (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности Смута в России (5 часов) 13. Кризис власти на рубеже XVI—XVII вв. Федор Иоан- нович и Борис Годунов. Вну- тренняя и внеш- няя политика Бориса Году- нова. Династи- ческий кризис. Царствование Бориса Годунова Объяснять причины кризиса власти Объяснять смысл понятий: заповедные лета, урочные лета, крепостное право Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова и давать им оценку Объяснять значение учреждения в России патриаршества 14. Начало Смуты. Правление Лжедмитрия I Причины и суть Смутного вре- мени. Обостре- ние социальных противоречий. Царствование Лжедмитрия I. Боярский заго- вор. Воцарение Василия Шуйского Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце XVI в. Объяснять смысл понятий: Смута, самозванец Раскрывать, в чем заключались причины Смуты 15. Разгар Смуты. Власть и народ Восстание под предводитель- ством Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Начало патриоти- ческого подъ- ема. Вторжение войск Польши и Швеции. «Се- мибоярщина». Первое ополчение и его не удача Показывать на исторической карте направления походов Лжедми- трия I и Лжедмитрия II, отрядов под предводительством И. Болотнико- ва, польских и шведских интервен- тов, Первого ополчения Систематизировать исторический материал в форме хронологиче- ской таблицы «Смутное время в России» Давать определение понятия интервенция Рассказывать о положении людей разных сословий в годы Смуты Объяснять причины начала осво- бодительного движения, неудачи Первого ополчения 65 Продолжение табл. № урока, темы Содержание урока Вид деятельности учащегося 16. Оконча- ние Смутного времени. Утверждение новой дина- стии Второе ополче- ние. Освобож- дение Москвы. Земский собор 1613 г. Стол- бовской мир и Деулинское перемирие Показывать на исторической карте направление движения Второго ополчения Завершить систематизацию исто- рического материала в хроноло- гической таблице «Смутное время в России» Аргументировать оценку действий участников ополчений Характеризовать последствия Смуты для Российского государства 17. Повто- рение и контроль Итоги уроков 13—16 Систематизировать исторический материал о Смутном времени Высказывать суждения о деятелях Смутного времени Выполнять контрольные тестовые задания по истории Смутного времени (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности Россия в XVII веке (5 часов) 18. Социаль- но-экономи- ческое раз- витие России в XVII в. Территория и население. Экономические последствия Смуты и их преодоление. Развитие сель- ского хозяйства и ремесел. Возникновение мануфактур. Торговля. Рост городов Использовать исторические карты при рассмотрении экономического развития России в XVII в. Объяснять значение понятий: мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок Характеризовать прогресс в сельском хозяйстве в XVII в. Объяснять причины и последствия новых явлений в экономике России 19. Сословия в XVII в.: вер- хи общества Бояре и дворя- не. Требования дворянства. Служилые люди «по прибору». Духовенство Начать составлять таблицу «Ос- новные сословия в России XVII в.» и использовать ее данные для характеристики изменений в социальной структуре общества Объяснять смысл понятий: сосло- вие, дворянство, Государев двор 66 Продолжение табл. № урока, темы Содержание урока Вид деятельности учащегося Характеризовать требования дворянства и причины его недовольства Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие в дворянское поместье XVII в.» 20. Сословия в XVII в.: низы общества Владельческие и черносош- ные крестьяне. Окончательное закрепощение крестьян. Основ- ные категории городского насе- ления. Экономи- ческая политика Завершить составление таблицы «Основные сословия в России XVII в.» и использовать ее данные для характеристики изменений в социальной структуре общества Анализировать отрывки из Собор- ного уложения 1649 г. при рассмо- трении вопроса об окончательном закрепощении крестьян Объяснять смысл понятий: посадские люди, черносошные крестьяне Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путеше- ствие по русскому городу XVII в.» 21. Государ- ственное устройство России в XVII в. Образ власти. Боярская дума. Приказная си- стема. Местное управление. Во- енная реформа Анализировать отрывки из записок Г. К. Котошихина и использовать их для характеристики государствен- ного устройства России Разъяснять, в чем заключались функции отдельных органов власти (Земский собор, Боярская дума, приказы и др.) в системе управле- ния государством Характеризовать власть первых Романовых, сравнивать ее с властью Ивана Грозного Описывать заседания Боярской ду- мы и работу приказов; характери- зовать сильные и слабые стороны приказной системы Объяснять причины реорганизации вооруженных сил 22. Повто- рение и контроль Итоги уроков 18—21 Систематизировать исторический материал о России XVII в. Выполнять контрольные тестовые задания по истории XVII в. (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) 67 Продолжение табл. № урока, темы Содержание урока Вид деятельности учащегося Подводить итоги проектной деятельности «Бунташный век» (6 часов) 23. Внутрен- няя политика Алексея Михайловича Начало прав- ления Алексея Михайловича. Соляной бунт и его послед- ствия. Псковское восстание Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича; начать составление его исторического портрета Объяснять причины и последствия Соляного бунта, Псковского восстания 24. Формиро- вание абсо- лютизма Падение роли Земских собо- ров. Соборное уложение 1649 г. и его значение. Абсолютизм. Окружение царя Алексея Михай- ловича Объяснять смысл понятия абсо- лютизм (с привлечением знаний из курса всеобщей истории); соотносить понятия: монархия, абсолютная монархия, сослов- но-представительная монархия, самодержавие Объяснять, как изменялись функ- ции отдельных органов власти в системе управления государством на протяжении XVII в. Продолжать составление характе- ристики (исторического портрета) Алексея Михайловича 25—26. Цер- ковный раскол Церковь в пер- вой половине XVII в. Патриарх Никон. Никони- ане и старооб- рядцы. Конфликт Никона с царем. Церковный собор 1666— 1667 гг. Гонения на старообряд- цев Давать определения понятий: цер- ковный раскол, старообрядцы. Объяснять причины поддержки светской властью церковных реформ Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола Характеризовать позиции патри- арха Никона и протопопа Авваку- ма, используя для подтверждения своего мнения отрывки из истори- ческих источников 27. Народные движения Причины и осо- бенности народ- ных волнений. Городские вос- стания, Медный бунт. Восстание под предво- Показывать территории и харак- теризовать масштабы народных движений (используя историче- скую карту) Раскрывать причины и последст - вия народных движений в России XVII в. 68 Продолжение табл. № урока, темы Содержание урока Вид деятельности учащегося дительством Степана Разина. Значение выступ- ления Разина Сравнивать Соляной и Медный бунты, выявляя сходство и отличия Характеризовать личность и по- ступки Степана Разина, значение народной войны под его предводи- тельством Давать определение понятия крестьянская война 28. Повто- рение и контроль Итоги уроков 23—27 Систематизировать исторический материал в форме таблицы «На- родные движения в России XVII в.» Выполнять контрольные тестовые задания по истории народных движений (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности Россия на новых рубежах (4 часа) 29—30. Внеш- няя полити- ка России в XVII в. Международ- ное положение Русского госу- дарства. Русская дипломатия в XVII в. Россия и Речь Посполи- тая. Присоеди- нение Левобе- режной Украины и Киева к России. Войны с Осман- ской империей и Крымским хан- ством. Отноше- ния с Калмыцким ханством Показывать на карте территорию России и области, присоединен- ные к ней в XVII в. на западе и юге; ход войн и направления военных походов Объяснять, в чем заключались задачи и результаты внешней политики России в XVII в. Систематизировать информа- цию о внешней политике в форме таблицы «Внешняя политика России в XVII в.» Раскрывать причины и последствия присоединения Украины к России, аргументировать оценку этого события 31. Освое- ние Сибири и Дальнего Востока Причины и харак- тер продвижения русских на вос- ток. Народы Си- бири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. Взаимоотноше- ния с Китаем Раскрывать причины и последствия продвижения русских в Сибирь и на Дальний Восток в XVII в. Характеризовать взаимоотно- шения русских людей с местным населением Объяснять причины заключения Нерчинского договора и уступок России 69 Продолжение табл. № урока, темы Содержание урока Вид деятельности учащегося 32. Повто- рение и контроль Итоги уроков 29—31 Систематизировать исторический материал по внешней политике России Выполнять контрольные тестовые задания по внешней политике и ос- воению Сибири (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности Закат Московского царства (6 часов) 33. Полити- ка Федора Алексеевича Царь Федор Алексеевич. Реформы орга- нов управления. Военные и соци- ально-экономи- ческие измене- ния. Духовная и культурная жизнь Составлять характеристику (исторический портрет) Федора Алексеевича Характеризовать причины и последствия реформ органов управления, отмены местничества Указать особенности духовной и культурной жизни в период правления Федора Алексеевича 34. Борьба за власть в конце XVII в. Стрелецкое восстание 1682 г. Правление царевны Софьи. Приход к власти Петра I. Россия накануне петров- ского времени Объяснять причины борьбы за власть между различными группи- ровками при дворе, временной победы царевны Софьи, утверж- дения на престоле Петра I Оценивать политику царевны Софьи Высказывать предположения о влиянии детских впечатлений на характер Петра I 35. Культура России XVII в. Усиление свет- ского характе- ра культуры. Литература. Архитектура. Изобразитель- ное искусство. Просвещение и образование, основание Славя- но-греко-латин- ской академии Составлять описание памятни- ков культуры XVII в. (в том числе находящихся на территории края, города), характеризуя их назначе- ние, художественные достоинства и др. Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре XVII в. Проводить поиск информации для подготовки сообщений о дости- жениях и деятелях отечественной культуры XVII в. 70 Окончание табл. № урока, темы Содержание урока Вид деятельности учащегося 36. Мир человека XVII в. Особенности мировоззрения русских людей XVII в. А. Л. Ор- дин-Нащокин. Перемены в быте. Инте- рес к западной культуре, начало распростране- ния западных обычаев Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоев русского общества, традиции и новации XVII в. Готовить сообщение / презента- цию о жизни, быте и картине мира отдельных сословий (используя учебник, рассказы иностранцев о России, опубликованные на интернет-сайте «Восточная литература»: http://www.vostlit. info/ и другую информацию, в том числе по истории края) Приводить примеры западного и восточного влияния на быт и нравы населения России в XVII в. Составлять характеристику (исторический портрет) А. Л. Ордин-Нащокина 37. Повто - |